Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

пище, назван "Киброт - Гаттаава" (слав. "гробы похотения").

Соглядатаи для обозрения земли Ханаанской (Числ. 13)

По желанию народа (Втор. 1,22) Господь повелел послать 12 соглядатаев в землю Ханаанскую - по одному от каждого ко­лена. Соглядатаи прошли всю страну обетованную от южных до северных границ её и через 40 дней возвратились в стан, при­неся на шесте, который несли двое, виноградную ветвь из доли­ны Есхол. Сообщив, что земля обетования действительно богата "кипит млеком и мёдом", они в то же время малодушно указывали на сильных обитателей и укрепленные города этой земли. Только двое из соглядатаев - Халев и Иисус Навин проявили благоразу­мие и мужество и призывали народ к завоеванию земли обетован­ной.

Осуждение народа на 40-летнее странствование по пустыне

Устрашенный рассказами соглядатаев, народ поднял плач и ропот на Моисея и Аарона, сожалея о своем выходе из Египта. Возмутители решились даже побить камнями своих вождей, вместе с Иисусом Навином и Халевом, поставить новых начальников и возвратиться конечно в Египет, но были остановлены явлением славы Господней в скинии.

Господь открыл Моисею Свое намерение окончательно истре­бить малодушный народ и произвести от Моисея новый - более многочисленный и сильный. Лишь по горячей молитве Моисея Гос­подь пощадил евреев, но определил, что все поколение вышедшее из Египта в возрасте 20 лет и выше, не войдет в землю обето­вания, за исключением Иисуса Навина и Халева. Остальные 10 соглядатаев, проявившие малодушие и неверие в Божественную помощь, были поражены смертию немедленно.

Когда Моисей передал евреям божественное определение, они проявили новое безрассудство, вопреки воле Божией и увещевания Моисея, решились силою войти в землю обетования, но были обращены в бегство хананеями.

Возмущения Корея, Дафана и Авирона (Числ. 16)

Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Руфима, восстали против Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей именитых (1-3 ст.). С одной стороны это было возмущение левитов против священного первенства Ааронова, с другой - ото было гражданское возмуще­ние рувимлян против Моисея, как вождя и правителя народного. Корей добивался священства, рувимляне - политической власти.

Различен и характер казней, постигших возмутителей. Ко­рей с 250-ю сообщниками поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями поглощаются землей.

На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников. Новою казнию, прекра­тившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14.700 чел.

Жезл Ааронов (Числ. 17)

Для прекращения ропота среди Израиля против иерархичес­ких преимуществ рода Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия жезл с именем Аарона. Жезлы были положены в скинии откровения.

На другой день оказалось, что жезл Аарона пустил почки, процвел и принес миндали. По повелению Господа жезл был поло­жен в скинии перед ковчегом откровения для сохранения и в знаменование для непокорных.

В духовно-таинственном смысле сухой, потом прозябший жезл Ааронов прообразовал рождение от Пречистой Девы Марии Христа Спасителя. "Жезл Ааронов прозябших, - поет Святая Церковь, -иже от Иессеа преображаше израстий корень, Тя Пречистую, дает миру воссиявшую Богу воплощенна" (богородичен по 1 песни ка­нона 23 апреля).

Жертва рыжей телицыисл. 19)

В первых десяти стихах описываются обряды жертвы рыжей телицы; в стихах 11-16 перечисляются случаи осквернений, очи­щаемых пеплом этой жертвы и в ст. 17-22 указывается способ очищения оскверненных людей и вещей при посредстве пепла жерт­вы в соединении с очистительной водою.

Ст. 1-10; Пепел рыжей телицы назначался для очищения осквернений, происходящих от прикосновения к трупу, челове­ческой кости, гробу - всему, что напоминало о смерти, бывшей следствием грехопадения человеческого. Поэтому жертва рыжей телицы в своих обрядах напоминала об обстоятельствах грехопадения и символически указывала на возможность очищения и помилования человека.

Так, рыжий (красноватый) цвет напоминал Адама ("Адаи" -"красноватый"), женский пол животного указывал на прародитель­ницу Еву. Так как первые люди после грехопадения были изгнаны из рая и подпали смерти, то и телица, которая как бы воспри­нимала грехи народа, закалялась вне стана. Кропление кровию телицы по направлению к скинии означало, что очищение чело­вечества от грехов ожидается от Бога.

Ст. 11-22: Жертва рыжей юницы (телицы) имела таинственно-прообразовательное значение. В этой жертве апостол Павел видел указание на голгофскую жертву. "Пепел юнчий, кропящий осквер­нения" и давший человеку плотскую чистоту, прообразовал кровь Христову, очистившую "совесть человека от мертвых дел", т.е. от грехов (Евр. 3,13-14).

По указанию Апостола и св. отцов заклание жертвы вне ста­на указывало на крестные страдания Христа вне врат Иерусалима (Евр. 13,11-12). Кедровое дерево, сжигаемое вместе с жертвою, указывало на крест Христа Спасителя, червленая нить - на Его спасительную кровь, а иссоп на очищаемую силу благодати Хрис­товой, как и в псалме сказано: "окропиши мя иссопом и очищуся" (Пс. 50,9). Очистительная вода преобразовала возраждающие воды крещения.

Закон о рыжей телице, вероятно, был вызван смертью мно­гих при возмущении Корея и при последовавшей затем повальной смертности. Но он, как известно из предания, соблюдался и в земле обетованной.

События в Кадесе (Числ. 20)

Смерть Мариами последовала в начале сорокового года странствования в Кадесе у границ земли обетованной.

Здесь по случаю недостатка в воде, начался ропот народа (2-5 ст.). Господь повелел Моисею извести воду из скалы, Мои­сей и Аарон, собрав народ к скале, как бы с неверием и сом­нением сказали: "Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду?"

Можно заметить, что отступление от буквального исполне­ния приказания Господня ("рцыте к каменю" - "скажите скале" ст. 8) и ударение скалы жезлом дважды указывает на сильное раздражение Моисея, недопустимое при исполнении воли Божией. Это же раздражение слышится и в словах обращенных к народу "послушайте, непокорные!" Великий вождь был измучен возмуще­ниями народа, дух его и Аарона был ослаблен многочисленными трудами сорокалетнего управления и путешествия, но все же Моисей и Аарон в этот момент оказались как бы ниже своего призвания. Вероятно, когда Моисей с раздражением спрашивал народ: "разве из этой скалы вывести воду?", то этим посели­лось в народе чувство сомнения в возможности этого чуда. Гос­подь наказует Моисея и Аарона, что они не вошли в землю обе­тованную.

Но и в наказании можно видеть милость Господа, потому что Он дает утомленным старцам - Моисею и Аарону - тот покой, в котором они нуждались по естественной слабости человеческой природы. Вскоре после этого Аарон скончался на горе Ор, а первосвященство перешло к его сыну Елеазару.

Медный змей {Числ. 21.4-9)

Событие, о котором говорится в книге Числ 21,4-9, прои­зошло в конце странствования, когда евреи совершили обходное движение от земли Едомской, через которую они не были пропу­щены (20,14-21).

Как только израильтяне начали испытывать неудобства пу­тешествия по пустыне, они начали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ропот теперь был обращен против Бога (ст. 5). Возможно, что ропот исходил сначала от старого по­коления, приобретшего в Египте склонность к идолопоклонству и чувственности.

Поражение народа за ропот произошло через укусы змей. Моисей по просьбе народа помолился Господу и Он повелел ему сделать медного змия, выставить его на знамя для исцеления ужаленных. И когда змея жалила человека, то он, взглянув на медного змия, оставался жив.

Змий, очевидно, был только внешним знаком той исцеляющей силы, которую посылал Господь за раскаяние. Змий считался в Ветхом Завете иногда символом зла, его изваяние может быть, служило напоминанием первого искушения (Быт. 3,1-5), обращало мысли и чувства к раскаянию пред Богом, Которого народ еврей­ский искушал неверием и ропотом, ибо, как говорит апостол Па­вел, евреи, роптавшие в пустыне, искушали Христа (1 Кор. 10,9). Вознесение на древо изображения змия, напоминавшего о грехе и наказании, а затем - спасении через веру и раскаяние, преобразовало спасение через Искупителя, взявшего на Себя грехи всего мира и вознесенного на крест. На такое прообразовательное значение медного змия указывал Сам Христос Спаситель: "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 14-15).

По словам церковной песни: "Змий, иже Моисеем возвышаемой на древо, божественное возвышение проображаше Христово, льстиваго змия умертвшего, всех же оживившего нас умертвивщихся преступлением (тропарь по 7-й песни канона утр. 2 гл.)

Пророчество Валаама (Числ. 22-24)

Поразив двух аморейских царей Сигона и Ога (21,21-35), евреи расположились станом на равнинах Моавитских, при Иор­дане, против Иерихона (II ст.). Царь Маовитский Валах, устра­шенный победами израильтян, решил, после совета с соседями - мадианитянами, пригласить Валаама для проклятия евреев и ли­шения их высшего покровительства, которое по языческим поня­тиям, могло отойти вследствии заклинаний.

Личность Валаама остается невыясненной. В Писании он называется сыном Веоровым, жившим в Пефоре (слав. "Вафура"), городе на Евфрате. Одни толковники считают его языческим волхвом, действовавшим посредством суеверных заклинаний (ср. 24,1). По другому мнению Валаам был почитателем Бога истин­ного. Из Числ. 23,22 и 24,8,19 видно, что Валаам знал чудеса при исходе евреев из Египта и прошедшую историю этого народа.

Сначала Валаам отказался идти по приглашению Валака, но потом, движимый корыстолюбием, согласился. Ангел Господень преградил путь ослице Валаама, которая не могла идти вперед несмотря на побои Валаама, не видевшего Ангела. Тогда Господь дал ослице дар речи, она обратилась с укором к Валааму и он увидел Ангела, Который был послан, чтобы образумить Валаама и указать на неправость побуждений, руководящих им. Но пос­ледний потерял чистоту сердца, пал нравственно и сознательно шел "путем неправым" (22,32). Но и это недостойное орудие становится средством прославления имени Божия, средством воз­вещения глаголов Божиих, говорит то, что повелевает ему Бог.

На высотах Валаамовых, по указанию Валаама, трижды были принесены жертвы на семи жертвенниках, после которых Валаам должен был произнести проклятие на Израиля. Но вместо этого он произносит семь пророчеств, речей - притчей, изображающих судьбу народа еврейского и других - связанных с нею народов. Вместо проклятия он изрекает благословение.

Пророчество, произнесенное в четвертой притче, Валаам относит "к последним дням", т.е. ко временам мессианским. Со­зерцая эти последние дни, Валаам говорит: "Вижу Его, но ныне нет еще (слав. покажу ему и не ныне) зрю Его, но не близко (слав. "ублажаю и не приближается")".

Тот, Кого пророк видит в эти отдаленные времена, называ­ется далее звездою воссиявшею от Иакова, человеком (по евр. тексту - "жезлом"), восстающим от Израиля, поражающим врагов избранного народа и подчиняющим Своей власти и всех сынов Сифовых, т.е. все человечество.

Во всей полноте это пророчество может относиться к Мес­сии. Та мысль, что происшедший от Иакова "пленит вся сыны Сифовы", т.е. все человечество, может относится только к Ис­купителю рода человеческого. В Церковь, основанную Христом Спасителем призваны все народы (Гал. 3,28) и по словам святого апостола Павла "Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонялось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2,9-11).

ПЯТАЯ КНИГА МОИСЕЕВА ВТОРОЗАКОНИЕ

Наименование книги

Пятая законоположительная книга Ветхого Завета у евреев называлась её начальными словами "Элле гадде варим" - "сии суть слова"; в греческой Библии она, по своему содержанию названа "Девтерономион", что в славяно-русской Библии пере­ведено как "Второзаконие", ибо в этой книге содержится повто­рение узаконений и событий, изложенных в книгах Исход, Левит и Числ.

Время, место и цель написания

Книга написана Моисеем в конце сорокового года по исшествии из Египта на восточной стороне Иордана, в земле Маовитский. К этому времени уже почти никого не оставалось в живых из тех израильтян, которые слышали закон Божий на Синае; в предлежа­щую землю обетованную должно было вступить новое поколение.

Моисей перед смертью своею повторил закон Божий, чтобы обетованиями и угрозами от имени Божия сильнее побудить на­род ходить по путям этого закона.

Это он и сделал написанием книги Второзакония, которая в некоторой степени является сводом и комментарием прежде данных законов.

Разделение на части и обзор содержания

Книга состоит из 34 глав и может быть разделена на две части.

В первой части (гл. 1,26), которой по преимуществу со­ответствует название "Второзаконие", сначала кратко повторя­ется история странствования евреев от горы Синая до Иордана (гл. 1-3), затем с увещанием об исполнении повторяются самые законы нравственные (гл. 4-11), богослужебно-обрядовые (об истреблении идолопоклонства и богоотступничества, о различии чистых и нечистых животных, о покое седьмого года и праздни­ках) (гл. 12-15) и судебных (о начальниках и судиях, о судо­производстве, об идолослужителях, левитах и ложных пророках, об убежищах и свидетельствах, о войне и убийстве, о перво­родных и непокорных детях, о разводе, о долгах и т.д.) (16-26).

Вторая часть (гл. 27-34) - распорядительно - пророчественная. Она начинается увещанием исполнять закон, который Мои­сей сопровождает изречением проклятия нарушителям и благословения исполнителям закона (27-30). потом, после изложения распоряжений Моисея о своем преемнике и чтении закона, при­водится обличительная песнь Моисея и его пророческое благословение израильскому народу по коленам (31-33). В последней главе, которая, несомненно, присоединена после и написана, вероятно, Иисусом Навином, говорится о смерти Моисея и плаче евреев.

Богослужебное употребление книги Второзаконие

В качестве паримийных чтений из книги Второзакония бе­рутся: 1,8-17,10,1-5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) - в неделю Св. отец и 1 января - в день памяти св. Василия Великого.

4,6-7, 9-15 (увещание Моисея о соблюдении Синайского законодательства), 5,1-6. 10-23,25,26 и 6,3-5,13,18 (о вели­чественных обстоятельствах синайского законодательства и об обязанностях исполнять со страхом заповеди Божий) - в день 16 августа.

10,14-22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других народов) - в неделю Св. Отец и 30 января - день памяти трех Святителей.

Обличительная песнь Моисея (32,1-43) является основой содержания второй песни великопостных канонов.

Заповедь о любви к Богу (Втор. 6)

В предыдущей главе повествуется о том, что Моисей, вспо­миная завет Израиля с Богом при Синае, повторил заповеди десятисловия (6-21 ст.).

Из этих заповедей Моисей останавливается на первых, ука­зывающих на Любовь к Богу. Их должен непрестанно памятовать Израиль, ибо по вступлению в землю обетования будут многие искушения к забвению Истинного Бога вследствии соприкоснове­ния с язычниками - хананеями. Это увещание и составляет содер­жание У1-й главы.

"Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Един есть. И люби Гос­пода, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими"(6,4-5),- так говорит Моисей, увещая пом­нить благодеяния и повеления Божия.

Когда законник, искушая Спасителя, спросил Его: "Какая наибольшая заповедь в законе?" Господь напомнил ему рассмат­риваемое место Второзакония: "Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" (Мф. 22,36-37). Но любовь к Богу неотделима от любви к ближнему (1 Ин. 4,20), и Господь в ответе законнику продолжает: "Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя".

Заповедь о любви к ближнему также приведена Господом из Священного Писания Ветхого Завета (Лев. 19,18). Эти заповеди две, явившиеся основой десятисловия, проникают весь Ветхий Завет. "На сих двух заповедях утверждается весь закон и про­роки" - добавил Спаситель. Они же являются и основой Нового, чем наглядно подтверждается связь обоих Заветов.

О лжепророках (Втор. 13.1-5)

Если среди Израиля появится ложный пророк или сновидец и будет совершать знамения и чудеса (демонским действием по Божию попущению, как поясняют Св. Отцы), совращая при этом народ к служению иным богам, такого пророка не должно слушать, через него Господь испытывает (слав. "искушает") только при­верженность и любовь к Себе народа (1-3 ст.). Израиль должен предавать смерти подобных ложных пророков (4-5). Если соврати­телем в идолопоклонство явится даже ближайший родственник, то израильтянин, поборов чувство родственной любви, должен донес­ти на совратителя; последний должен быть побит камнями и доно­ситель должен первым бросить в него камень (6-11). Если совра­тится в идолопоклонство целый город, то Израиль, произнеся над ним обет с заклятием, должен разрушить самый город и истребить все находящееся в нем (12-18 ст.)

Ветхозаветный закон о лжепророках предостерегает нас от уклонения в том или ином виде суеверия (приметы, гадания и т.п.), и указывает на необходимость сохранения чистоты религиозной истины.

О ложных пророках и ложных знамениях и чудесах Христос говорит: "Тогда если кто скажет вам: "вот здесь Христос", или "там", - не верьте! Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если воз­можно, и избранных" (Мф. 24,23-24).

И тогда, как и в ветхозаветные времена эти ложные знаме­ния и чудеса будут испытанием истинности веры и любви к Богу (2 Фее. 2,12).

Законы о судьях и правителях (Втор. 16.18-20.17,2-20)

16,18-20: Из повествования книги Исход (18,13-26) видно, что Моисей, по совету тестя своего Иофора, поставил тысячена­чальников, сто, пятидесятиначальников и письмоводителей для разбора обычных дел и тяжб между евреями.

Но ввиду скорого поселения евреев в земле обетованной Господь указывает новое устройство суда, соответствующее ус­ловиям оседлой жизни народа. Теперь судьи и книгочии должны быть поставлены "во всех градах", т.е. по селениям. Иудейское предание говорит, что каждое значительное селение выбирало семь судей, к которым присоединялось два левита. От судей этим законом требуется справедливость, нелицеприятие и бес­корыстие.

17,8-13: Во время странствования по пустыне высшею су­дебною инстанцию, решавшею спорные дела и тяжбы, был Моисей. Но впоследствии для израильтян, поселившихся в земле обетова­ния после смерти великого пророка, такою инстанцию должны быть судьи, "в месте, еже изберет Господь Бог призвати имя Его тамо", т.е. в едином, избранном Самим Богом месте бого­служения. Во главе этих судей должны стоять священник. К этой высшей судебной инстанции евреи должны были обращаться и в случаях особо сложных и запутанных дел, когда судьи селения затруднялись решением в их и имели противоречия (слав. "сло­веса судная во градах твоих" - ст. 8), вероятно, и недоволь­ные решением первичной инстанции могли обращаться все же к высшему судилищу. Ведению этой инстанции подлежали дела уго­ловные (слав. "между кровию и кровию"), дела об оскорблениях (слав. "между лиц язвою и язвою"), вообще судебные тяжебные дела (слав. "между прением и прением").

Так как в важных случаях священник решал дела по непос­редственному откровению Господа, то поэтому решение его было окончательным, и человек, дерзко (слав. "гордости") не под­чинившийся этому решению, должен быть наказан смертию.

Ст. 14-20: Моисей предвидит время царского правления в Израиле и дает народу указания относительно избрания царя и его деятельности. Законодатель запрещает этим высшим правителям народа умножать коней (потому что в древности на Восто­ке кони употреблялись не для работы, а для войны и пышности), уклоняться в многоженство (пример пагубного влияния многожен­ства - мудрейший из царей Соломон, который был совращен сво­ими женами-иноплеменницами в идолослужение), умножать богат­ства (ибо это означало налоговое бремя для народа). Правитель должен вникать в нужды и интересы народа и руководствоваться в своей деятельности установлениями Закона.

Жребии Левитов (Втор. 18.1-8). Предсказание мессии (Втор. 18,9-21)

Ст. 1-5: Под "жребием", которого не имели наследовать Левиты, разумеются доставшиеся по жребию земельные участки каждому из 12-ти колен Израилевых при разделении земли обе­тованной на уделы.

Сам Господь - жребий левитов, как священнослужителей, и они - жребий Его (греч. "клирос" - отсюда "клирики"). Поэтому, взамен земельных участков, Господь передает им некоторые при­ношения Ему со стороны народа, различные части жертвенных жи­вотных и начатки плодов земли и шерсти овец. Кроме того, ле­витам принадлежали остатки хлебных приношений (Лев. 6,14-17; 7,9-10), десятина плодов земли и стад (Лев. 27,3^-34; Числ. 18,21-32) и первенцы нечистых животных, за которых обыкновен­но вносился выкуп (Числ. 18,15-16).

Так был установлен закон содержания священнослужителей, подтвержденный и в Новом Завете: "Священнодействующие; по Апостолу, - питаются от святилища" (1 Кор. 9,13).

Ст. 9-22: Все виды ложных прорицателей и чародеев, как-то вызывающие духов и вопрошающие мертвых и т.п. должны быть казнены смертью, потому что все такие люди, как обманщики, мерзки перед Господом, как и слушающие их. Но народу избран­ному должно быть чуждо чародейство, волхвование и все ложнопророчество, исходящее от диавола. В среде его должна хранить­ся истина божественная и для утверждения Господь дает обето­вание о Высочайшем Пророке, имеющем прийти впоследствии. Гос­подь сказал Моисею: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того я взыщу" (ст. 18-19).

Под обетованным пророком, подобным Моисею, нельзя разу­меть ни приемника последнего Иисуса Навина, ни позднейших пророков.

При всей высоте личности Иисуса Навина его нельзя ра­зуметь в данном случае по ясному указанию Священного Писа­ния, в последней главе 34 главе книги Второзакония поздней­ший священный писатель (может быть сам Иисус Навин или сос­тавитель священного канона Ездра) замечает, что после Моисея народным вождем стал Иисус Навин; но при этом: "не было более у Израиля пророка такого, как Моисей" (ст. 10). Второе предположение об отнесении этого обетования к какому из позд­нейших пророков нельзя принять потому, что все последующие пророки не были подобны Моисею. Сам Господь выделяет его из ряда дальнейших пророков (Числ. 12,6-8).

Новозаветное Писание ясно указывает, что под обетованным пророком разумеется Мессия - Христос Спаситель. В 3 гл. Деяний Апостольских повествуется, что после исцеления хромого при красных воротах храма святой апостол Петр обратился в Соломо­новом притворе с речью к народу о наступивших по предсказанию пророков временах Мессии и приводит слова Втор. 18,18-19 о про­роке, подобном Моисею (Деян. 3,20-24). Первомученник архиди­акон Стефан в своей предсмертной речи к иудеям относит это пророчество также ко Христу Спасителю (Деян. 7,37).

Сам Христос Спаситель засвидетельствовал, что Моисей пи­сал о Нем (Ин. 5,46), (Лк. 24,44) и народ в Лице Христа Спа­сителя видел пророка, грядущего в мир (Ин. 6,14).

Пророком, подобным Моисею, Мессия называется потому, что Он явился в мир, чтобы возвестить волю Божию и служение Его имело много сходственных черт со служением Моисея, который был прообразом Мессии. Особенная близость Моисея к Господу (Числ. 12,6-8) предуказывала близость Христа Спасителя, как Сына к Богу Отцу (Евр. 3,2,5-6). Моисей был ходатаем (посред­ником) Ветхого Завета между Богом и народом еврейским (Гал.3,19). Христос был Ходатаем Нового Завета для всего человечества (Евр. 12,24). Как. Моисей освободил Израиля от рабства египетского, так Христос Спаситель освободил все человечество от рабства греху и диаволу. Как через Моисея дан был за­кон для ветхозаветного человека, так через Христа Спасителя новозаветному человеку дан закон благодати (Ин. 1,17).

Различные законы (Втор. 21)

Эта глава книги Второзакония должна быть отмечена как излагающая некоторые обряды, имеющие связь с событиями еван­гельской истории.

Так; в частности, в ст. 1-9 излагается закон о неизвест­но кем убитом человеке. Если будет найден труп его, то ста­рейшины ближайшего города должны привести в дикую, неразра­ботанную и незасеянную долину телицу, на которой доселе не работали, и с помощью священников заколоть её здесь. Затем над головою телицы они омывают руки в знак непричастности к совершенному преступлению и просят Бога о невменении народу греха пролитой человеческой крови.

Ко времени Христа Спасителя, подобный обычай, возможно, существовал я у римлян, потому что Пилат, чтобы засвидетель­ствовать свою невиновность в убиениии Иисуса Христа, "умыл руки перед народом" (Мф. 27,24).

Указанный в 21,1-9 ст. Закон Моисея был направлен к тому, чтобы внушить уважение к человеческой жизни и страх ко греху убийства. Но ожесточение евреев явилось причиною того, что этот закон стал основанием их осуждения. В ослеплении злобою к не­навистному Праведнику, они ответили Пилату: "Кровь Его на нас и на чадах наших" (Мф. 28,25).

Другой закон, излагаемый в ст. 22-23 рассматриваемой гла­вы, говорит о погребении казненных и также имеет отношение к искупительному подвигу Христа Спасителя. По смыслу этого за­кона, тела повешенных преступников должны быть погребены в день казни и не оставаться на ночь, дабы не осквернялась ими земля обетования, ибо проклят перед Богом всяк повешенный на дереве. Поэтому и Господь наш Иисус Христос, искупая человека от законной клятвы, Сам был "по нас клятва" (Гал. 3,13) и по­вешен на древе крестном, приняв на Себя грехи мира.

Закон об ужичестве (Втор. 25.5-10)

На бездетной вдове обязан был жениться брат покойного и рожденные дети носили имя умершего. Если деверь отказывался исполнить закон ужичества, вдова, в присутствии старейшин, снимала сапог с его ноги, плевала ему в лицо и говорила при этом: "так поступают с человеком, который не созидает дома брата своему во Израиле". За оскорблением оставалось позор­ное прозвание "дом разутого".

Этот закон отображал ожидание Мессии, рождение Которого от своего потомства было мечтою каждого израильтянина. Поэ­тому бездетность считалась позором и наказанием Божиим и уми­рающим без потомства испытывал как бы вторую смерть. В целях поддержания братолюбия и дан изложенный в ст. 5-10 закон ужичества.

Закон проклятия и благословения (Втор.27)

Моисей заповедует, чтобы евреи, вступив в землю обето­ванную, совершили на горах Гевал и Гаризим особый знамена­тельный обряд. Они должны были поставить на горе Гевал боль­шие камни, обмазать их известью, написать на них слова закона, устроить здесь из нетёсанных цельных камней жертвенник и воз­нести на нем жертвы. Затем шесть колен (Симонове, Левине, Иудино, Исхарино, Иосифово; Ефремове и Манассиино и Вениаминово) должны стать на горе Гаризим для произнесения благословения, а остальные шесть колен на горе Гевал для произнесения прок­лятий (1-13 ст.). Здесь перед всем Израилем Левиты должны во всеуслышание возгласить проклятие всем нарушителям закона, идолопоклонникам, не уважающим родителей, нарушающим между ближним, сбивающим слепого с дороги, извращающим суд, прелю­бодеянием, развратникам, убийцам и вообще неисполнителям за­кона. На каждое из этих проклятий народ должен отвечать: "буди" - "аминь" (14-26 ст.).

Этот обряд был указан для внушения ревности к закону Божию. Кроме того он, по толкованию св. отцов, предизображал последний суд, когда Спаситель во втором пришествии Своем от­делит праведных от грешных и одних благословит, а других по­разит проклятием.

Благословение исполнителям закона Божия и проклятие нарушителям его _(Втор. 28)

1-14 ст.: Когда евреи, поселившись в земле обетованной, будут хранить и исполнять закон Божий, благословения изоль­ются на народ (1-2 ст.). Израиль будет благоуспешен "во гра­де", т.е. в своих городских занятиях (ремеслах, торговых и промышленных мероприятиях), а "на селе", т.е. в полевых зем­ледельческих трудах (3 ст.), ему будет послано плодородие земли и скота (4), житницы его будут наполнены хлебами, а на полях, согласно с требованиями закона (Лев. 19, 9-10, 23,22) будут оставаться в пользу бедных изобильных "останцы" (5). Израиль будет благоуспешен вообще в своей деятельности, в своей борьбе с врагами и во всех своих предприятиях. Враги пойдут против него стройною сомкнутою массою (слав. "путем едином"), но обращенные в бегство, побегут от него в беспо­рядке (слав. "седмию путьми") (6-8 ст.). Исполняя закон Бо­жий, Израиль сделается избранным народом Господа (9-10),одаренным всеми благами земли, сделаются главою народам (11-14). Из истории Израильского народа можно видеть, что великие бла­гословения действительно изливались на него, когда он был ве­рен Иегове и исполнял закон Божий.

Об этом свидетельствуют, например, история царствования Давида, Соломона и других благочестивых царей, когда Израиль, оставаясь верным Господу, побеждал всех врагов своих и бесп­репятственно пользовался благами земли обетования (ср. 3 Цар. 4,25).

Ст. 15-68: В том случае, когда Израиль не будет исполнять заповедей Господа, многочисленные проклятия придут на народ (15). Неудачи в городских промыслах и полевых занятиях (16), лишение плодородия и чадородия (17-18), неудачи вообще в де­ятельности и различного рода бедствия будут следствием отступ­ления Израиля от Господа (19-20). Страшные опустошительные болезни - моровая язва (слав. "смерть"), чахлость ("неимение"), горячка ("огневица"), лихорадка ("стужа"), проказа египетская, короста и чесотка постигнут Израиля (21,22,27,35), необычай­ные физические бедствия - засуха (слав. "убийство"), палящий ветер и мгла сделают небо над головою Израиля медным, а землю под ним железною, вместо благодетельного дождя будут падать с неба на землю пыль и прах (23-24). Все эти бедствия и телес­ные, и природные потрясут рассудок народа, он будет поражен сумасшествием (слав. "неистовство"), духовным ослеплением сердца (слав. "исступлением ума"); духовно-ослепленный Изра­иль будет днем ходить ощупью, ища истины и не находя ее (28-29). Враги будут господствовать над Израилем и отнимать его собственность: жену, дом, землю, скот, детей (25-26,30-33). Израиль сойдет с ума (слав. "будет изумлен") от этих бедствий (34). Наконец, лишенный политической самостоятельности и пле­ненный народ сделается примером наказания, притчею и посмеши­щем среди других народов (36-37).

Израиль потеряет своё значение: пришлец будет возвышаться над ним, а богоизбранный народ опускаться ниже и ниже (38-44). Эти страшные проклятия, постоянно преследуя народ., будут веч­ным указанием того, что Израиль не служил верно Господу Богу своему (45-47). Враги в лице отдаленного жестокого народа, на­летят подобно орлам, все опустошат, осадят города Израиля, так что народ будет есть своих детей (49-55). В это тяжелое время, женщина, жившая в неге и роскоши, которая не привыкла ходить по земле, будет есть свой послед и рожденных ею детей (56-57). По­раженный страшными бедствиями, умаленный в числе (58-62) Изра­иль будет извержен из своей отечественной земли (63), рассеян по всем странам мира (64), будет скитаться и постоянно трепе­тать за свою жизнь (65-67). Для Израиля как бы вновь настанут времена порабощения египетского; народ будет продаваться в рабство и при этом не будет покупаться (68).

С точностью исполнились над Израилем все эти пророческие проклятия Моисея. Израиль, сделавшийся главою окружающих наро­дов в блестящие царствования Давида и Соломона, впоследствии, когда оставил истинного Бога и обратился в идолопоклонство, лишился отечественной земли, был пленен язычниками, сделался придатком народов.

Земля обетованная, текущая млеком и мёдом, обратилась в пустыню, над которой медное небо и земля которой железна. Своё духовное ослепление Израиль показал, отвергнув истинного Мес­сию, явившегося на земле, это ослепление, подобно покрывалу, доселе лежит на сердцах сынов Израиля и не дает им видеть ис­тину (Рим. 11,7-10; 2 Кор. 3,14-16).

С особенною подробностью и обстоятельностью Моисей опи­сывает будущее порабощение Израиля врагами, которые возложат на него "ярем железен" (48 ст.). История оправдала пророчества Моисея. После разделения царства Еврейского на два царства -Иудейскою и Израильское, когда народ еврейский все более и более уклонялся от истинного Бога, суд Божий начал совершать­ся над богоотступным народом.

Прежде всего пало от меча ассириан царство Израильское, а жители этого царства были переселены в ассирийские области (ок. 720 г. до Р.Хр.). Спустя около 130 лет и царство Иудей­ское, завоеванное вавилонским царем Навуходоносором и иудеи были отведены пленниками в Вавилон. Через 70 лет евреи были освобождены из плена персидским царем Киром и, возвратившись в Палестину, через некоторое время должны были вести долгую и упорную борьбу с греко-сирийским царством, снося временами тяжелую зависимость от языческих угнетателей.

В эти времена, особенно в гонение Антиоха Епифана весьма многие изменили своей вере и стали кланяться идолам, оправды­вая соответствующее пророчество Моисея (ст. 64). Подпав затем незадолго до Р. Х. в зависимость от римлян, евреи окончатель­но потеряли политическую самостоятельность, когда Иерусалим и второй храм в 70 г., были римлянами разрушены и евреи рассеяны по всей земле.

В своём пророческом созерцании будущей судьбы народа еврейского, Моисей не различает в отдельности все эти порабощения, объединяя в одной целостности картины те великие бедствия и страдания, которые должен был перенести народ еврейский. Но каждый отдельный период его истории явился оправданием пророчества Моисея. Нельзя не отметить, что предреченные Моисеем страшные бедствия и необыкновенный голод имели место при нечестивом царе израильском Иораме (4 Цар. 6,24-30), при осаде Иерусалима Навуходоносором (Пл.Иер. 2,20; 4,10; Вар.2,2-3) и римским полководцем Титом, когда, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, осажденные иудеи гибли в стенах своей столицы, и доведенные до крайности, питались нечистотами и поедали своих детей.

Достойно замечания, что все исчисленные проклятия Божия должны остаться на отверженном Израиле и, семени его. "во как знамение и указание для прочих народов (ст. 46).

Обещание, помилования народа в случае его раскаяния и указание на исполнимость за­кона Божия (Втор. 30)

В том случае, когда Израиль образумится бедствиями, раскается и обратится к Богу, Господь помилует народ и вновь нис­пошлет Свои блага (1-9).

Для Израиля не трудно исполнять заповедь данную ему, ко­торая, заключая в себе мудрость и счастье, недалеко от него и доступна ему, она не на небе, не за морем, но на устах и в сердце человека, чтобы последний мог исполнять её. Моисей этим говорит, что вечные вложенные в сердце человека вместе с обра­зом Божиим заповеди добра и истины выражены для Израиля в фор­ме человеческого слова и ему не требуется даже усилий, чтобы понять тайный голос души человеческой. Так заключает Моисей свои речи к народу. Израилю предложены жизнь и смерть, добро и зло, благословение и проклятие (15-19). Исполняя заповеди, народ будет благоденствовать, при нарушении их страшные бед­ствия постигнут его (16-20).

Наставления Моисея Израилю, и Иисусу Навину (Втор.31)

Моисей объявил народу, что по преклонности лет и Господ­нему определению, он слагает с себя звание вождя израильского. Но при этом Господь, по словам Моисея, не оставит народ Своей помощью, под предводительством Иисуса Навина Израиль вступил в землю обетования и истребит своих врагов, как были истреб­лены амморейские цари Сигон и Ог (1-5). Поэтому, обращаясь к народу, Моисей увещает его быть мужественным и не страшиться предстоящих столкновений с врагами (6). Затем перед лицом всего народа, обратившись к будущему вождю Иисусу Навину, Мо­исей убеждает его быть твердым и мужественным в надежде на Гос­пода, при помощи Которого он войдет в землю обетования и раз­делит её народу на уделы (7-8).

Написав далее в книгу свои речи, Моисей передал её свя­щенникам и старейшинам, заповедав, чтобы они читали эту книгу каждый субботний год (слав. "лето оставления") в праздник Ку­щей перед народом, когда весь Израиль будет являться к указан­ному Самим Господом месту законного богослужения. Это чтение закона должно научить народ бояться Господа и исполнять Его заповеди (9-13).

После этого Господь, призвавши Моисея вместе с Иисусом Навином перед двери скинии свидения и явившись здесь в столпе облачном, открыл Моисею, что Израиль после его смерти, оста­вив истинного Бога, обратится к идолам и за это наказан будет многими бедствиями (14-18). В обличение этого будущего от­ступления Израиля Господь повелевает Моисею написать особую обличительную песнь и научить ей весь народ (19-20). Обратив­шись же к Иисусу Навину, Господь заповедал ему мужество, обе­щая Свою помощь и покровительство (22-23). После этого Моисей, закончив книгу закона, заповедал священникам хранить её по правую сторону ковчега (24-27). Затем Моисей собрал старейшин колен, судей и надзирателей (слав. "книговодителей") и вслух всего собрания изрек открытую ему Господом обличительную песнь (28-30).

Обличительная песнь Моисея (Втор. 32)

В обличительной песни Моисея можно различить вступление (1-4), главную часть (5-42) и заключение (43). При этом глав­ная часть песни разделяется на четыре отдела, в первом (5-14) отображаются благодеяния Бога Израилю; во втором (15-18) изо­бражается будущее отступление Израиля от Господа; в третьем (19-34) - наказание, имеющее постигнуть богоотступный народ; в четвертом (35-42) - помилование Израиля в случае его раска­яния. Слова этой песни, которую Израиль выучил наизусть, долж­ны были помнить последующие поколения его (44-47).

Ст. 1-4: Во вступлении, указывая на важность содержания песни, Моисей призывает небо и землю, т.е. все творения, во свидетельство истинности своих слов и выражает желание, чтобы Израиль усвоил себе слова песни, как жаждущая земля принимает влагу (слав. "троскот" - трава, зелень), ибо слова песни суть глаголы истинного, верного в делах, правосудного и святого Бога.

Ст.5-14: Изображая благодеяния Бога Израилю, Моисей говорит, что этот грешный, строптивый и развращенный народ должен помнить постоянную, с самых древних времен, попечительность о себе Господа; Израиль изначала сделался народом и уделом Его; затем Господь оказал великие благодеяния народу, когда чудесным образом освободил его из Египта, водил в пустыне, милостиво относился к нему и как орел хранил его (ср.Исх. 19,4). Наконец, как пророк, видя будущее поселение Израиля в Палестине как уже совершившееся, Моисей говорит, что Господь увенчал свои благодеяния поселением Израиля на высоте (слав. "на силу") земли, т.е. в прекрасной, богатой всякого рода произведениями земли обетованной.

Ст. 15-18: Изображая будущее отступление Израиля от Господа, Моисей говорит, что пользуясь благами земли обетованной, народ огрубел, оставил истинного Бога, обратился к идолам и таким образом, стал приносить жертву не Богу, а бесам.

Ст. 19-34: Наказание, имеющее постигнуть богоотступный народ, представляется Моисеем в следующем виде. Так как Израиль оставил истинного Бога и обратился к идолам, который суть "не боги", то Господь накажет Израиля тем, что обратит Свою милость к язычникам, которые в глазах Израиля не заслуживали наименование народа (19-21). По объяснению святого апостола Павла, этими словами в таинственном смысле предуказывалось, что Господь, отвергнув евреев, обратит Свои милос­ти к язычникам и призовет их в Церковь, основанную Христом Спасителем (Рим. 10, 19-21). Затем, по словам Моисея, Гос­подь в гневе Своем пошлет на Израиля страшные бедствия, при­чем Израиль истощен голодом, истреблен тяжкими болезнями, на улицах его будет истреблять меч, и в домах ужас (22-25). Гос­подь окончательно не истребит народ еврейский только потому, чтобы язычники, возгордившись не приписали исключительно себе дело наказания, чтобы не думали, что сила их сокрушила Изра­иля, несмотря на помощь Иеговы (26-27). До 27 стиха Моисей говорил словами, исходящими от имени Самого Господа, с 28 по 33 стихи его передают как бы собственные мысли. Он говорит о забывшем Бога Израиле, что он народ, потерявший смысл (28-29), иначе как мог бы он забыть, что не собственной силой своей он занял Палестину, отняв её у многочисленных врагов, а силою Бога (30). Стих 31 напоминает Израилю, что враги его, египтя­не (Исх. 14,25) или Валаам торжественно сознавали, что перед Богом Израиля ничтожны те силы, на которые они надеялись. Стихи 32 и 33 относятся не к язычникам, о которых говорилось в предыдущем стихе, а к самому Израилю, в стихах этих заклю­чается разъяснение безумия Израиля. Лозою, пересаженною в землю обетования, называется самый город, но плоды эта лоза дала горькие - это плоды лозы не Божией, а Содомской и Гоморрской, что означает крайний разврат и забвение правды.

Ст. 35-42: Но настанет день отмщения для врагов Израиля и когда в бедствиях народ ослабеет, т.е. исчезнет гордость и самоуверенность его, Господь умилосердится над рабами Своими после суда над народом. Суд есть выделение тех, которые или остались верными Иегове, или возвратились к Нему с сокрушен­ным сердцем. По мнению одних толковников, это пророчество о возврате из плена вавилонского, других - о времени пришествия Христа Спасителя. Тогда Господь произведет суд над врагами Израиля; по последнему мнению, можно полагать, Израиля не плотского, а духовного.

Ст. 43 В заключение Моисей приглашает возвеселиться о помиловании Израиля, вместе с избранным народом и язычников. Главная мысль этого замечательного пророчества, провидящего вдали общую радость Израиля и язычников, заключается в очище­нии земли и народа: "и очистит Господь землю и людей Своих". Но очищение это произошло посредством крови Того, Который Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9,12). С этим очищением согласуется и весе­лие язычников, вместе с народом Иеговы, под именем которого разумеется та первая Иерусалимская церковь с её апостолами и мучениками, которая отныне сделалась наследницею божест­венных обетований (Пс. 18,5, Рим. 10,18).

Значение обличительной песни Моисея определяется слова­ми Самого Господа "песнь сия будет против них свидетельством" (31,21) в том случае, когда евреи оставят истинного Бога и совратятся в идолопоклонство. "Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша", - говорит Моисей в заключение (ст. 47) и вся последующая история Израиле свидетельствует об исполнении этих слов.

Пророческое благословение Моисея народу Израильскому по коленам (Втор. 33)

Ст. 1-5: В вступительных словах своего благословения народу израильскому Моисей воспоминает явление Господа при Синае, когда Он дал Израилю закон (Исх. 19), у горы Сеира, когда Он спасал уязвляемых змеями образом вознесенного мед­ного змия (Числ. 21,4-9) и горы Фаран, когда Господь ниспос­лал Духа Святого на 70 старейшин (Числ. 11,10).

Из указанных явлений Господа Моисей обстоятельнее оста­навливается на Синайском законодательстве, как имеющем осо­бенно важное значение для Израиля. Через Синайское законо­дательство Израиль сделался народом избранным, людьми свя­тыми (ср. Исх. 19,5-6), народом Господа. Господь сделался царем Своего народа, выражая Свою волю в законных постанов­лениях старейшин.

Ст. 6-25: Моисей благословляет народ, перечисляя его, подобно патриарху Иакову, по коленам. Первыми упоминаются Рувим и Симеон (в еврейском тексте имя Симеона опущены).

Благословение Моисея Иуде в ближайшем смысле заключает в себе молитву, чтобы Господь слышал прошения Иуды, был по­мощником его в борьбе с врагами. В духовно-таинственном смыс­ле благословение предуказывало явление Мессии, по плоти про­исходящего от Иуды, и победу Искупителя человечества над ду­ховными врагами.

Далее Моисей благословляет Левия, Вениамина, Иосифа, Завулона, Иесахара, Гада, Дана, Наффалима и Асира, каждому ко­лену предрекая милость Господа.

Ст. 26-29: Благословения свои Моисей заканчивает обра­щением ко всему Израилю. Указывая на величие Бога избранного народа, обитающего на небе, но показывающего Свое всемогуще­ство в чудном устройстве видимого мира, Моисей говорит, что под покровительством Господа Израиль победит своих врагов, поселившись обособленно, он будет пользоваться благами земли обетованной.

Смерть Моисея (Втор. 34)

Ст. 1-4: Перед своею смертию Моисей взошел с равнин Моавитских на вершину горы Нево (ел. "Наван") - Фасги. По­казав ему отсюда землю обетования. Господь сказал, что Моисей может только видеть эту землю, но не может войти в неё.

Ст. 5-7. После этого Моисей скончался и был погребен близь Бефегора (слав. "дому Фегорова"), но место его погре­бения оставалось неизвестным.

Косвенным ответом на вопрос, почему место погребения Моисея осталось неизвестным, служит указание святого апосто­ла Иуды на спор архангела Михаила с диаволом "о Моисееве телеси" (Иуд. 1,9) Св. отцы и учители Церкви понимают это ука­зание в том смысле, что диавол, зная склонность евреев к идолопоклонству, желая строить Моисею пышное погребение, чтобы могила величайшего из ветхозаветных пророков была известна народу. С течением времени евреи могли обоготворить Моисея, сделать его могилу местом идольского поклонения. Архангел же Михаил, хранитель народа еврейского, именем Господа запретил диаволу открывать место погребения Моисея.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во времена Моисея ветхозаветная Церковь получила полное и окончательное устроение в отношении веры и нравственности богослужения и порядок управления.

Для утверждения учения о вере и нравственности Господь дал писанный закон, в котором изложил Свою волю о правилах жизни ветхозаветного человека. Основа этого Закона - заповеди десятисловия, призывающие к любви к Богу и ближнему.

Богослужение было приурочено к одному месту, так как только при скинии можно было приносить жертвы, дары, собирать­ся для общей молитвы. Господь через Моисея указал подробно законы богослужебные и связанные с ними - обрядовые.

Законы богослужебные определяли место (скиния), лица (левиты, священники), времена (утро и вечер каждого дня, праздники и т.п.) и действия (жертвоприношения), связанные с богослужением.

Законы обрядовые имели целью внести освящение во всю жизнь ветхозаветного человека и всем проявлением её сообщать богослужебный характер.

Порядок управления во времена подзаконные имел особые черты, придающие ему божественный характер. Этот период уп­равления в жизни подзаконного человечества называется обычно теократиею (богоправлением), потому что верховным правителем народа был Сам Иегова и от Него шли законы не только рели­гиозные, но и гражданские.

Видимым же представителем верховной власти гражданской был вождь (впоследствии - судия) с помощниками из народа. В области духовной власти видимым представителем был первосвященник, с помощниками - священниками и левитами.

При глубоком изучении Ветхого Завета нельзя не пора­жаться единством мысли, величием и мудростью религиозных законов, глубиною и дальновидностью законов гражданских. В книгах Моисеевых заключается божественное откровение для народа, который должен был хранить божественную истину для просвещения и приуготовления всех к пришествию Мессии-Спаси­теля.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

по СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ ВЕТХОГО ЗАВЕТА для уч-ся 2-го класса Московской Духовной Семинарии Сектора заочного обучения

1 билет - 1. Книга Бытие 1,1-2 (творение мира); значение слов: "в начале", "сотвори", "Бог", "небо и землю", "безвидна", "пуста", "тьма над бездною", "Дух Божий носился над водою".

2. Понятие о Священном Писании. Названия состава священных книг в Священном Писании и у церковных писателей.

2 билет - 1. Быт. 1,3-5 (1-й день творения), значение слова "сказал" (рече - слав.), предмет творения первого дня. Что значит: "свет", "тьма". Как понимать выражение "и отделил Бог свет от тьмы" и "был ве­чер и было утро: день один".

2. Главный предмет Священного Писания Ветхого Завета.

3 билет - 1. Быт. 1,6-8 (2-й день творения), предмет творения второго дня. Понятие слов: "твердь", "вода", зна­чение выражения "и был вечер, и было утро, день вторый".

2. Значение науки о Священном Писании Ветхого Завета

4 билет - 1. Быт. 1,9-13. Предмет творения третьего дня. Значение содержания слов: "да произрастит земля зелень", "по роду своему плод", "и был вечер, и было утро, день третий".

2. Число священных книг и разделение их по содер­жанию.

5 билет - 1. Быт. 1,14-19. Предмет творения четвертого дня Назначение светил. Значение выражений: "...два светила великие", "и был вечер, и было утро, день четвертый".

2. Канонические и неканонические книги и их перво­начальный текст.

6 билет. 1. Быт. 1,20-26. Предмет творения пятого и шесто­го дня. Значение слов: "да произведет вода пресмыкающихся...", "да произведет земля душу живую по роду ее". Значение благословения Божия.

2. Первоначальный текст Священного Писания Вет­хого и Нового Заветов.

7 билет - 1. Быт. 1,26-31. Творение человека. Значение слов: "Сотворим по образу Нашему и по подобию Нашему" "и да владычествуют они". Пища первого человека.

2. Главнейшие переводы Священного Писания.

8 билет - 1. Быт. 2,1-17. Значение слов: "Бог почил от дел Своих в день седьмой", "благословил Бог седьмой день". Объяснение 4-7 стихов. Первое место пре­бывания человека. Рай. Реки рая; заповедь о тру­де и невкушении плодов с древа познания добра и зла.

2. Буквальный смысл Священного Писания.

9 билет - 1. Быт. 2,18-25. Наречение имен животным. Сотворе­ние жены. Блаженное состояние прародителей в раю.

2. Таинственный смысл Священного Писания (прообраз, притча, аполог, символ).

10 билет - 1. Быт. 3,1-24. Грехопадение прародителей. Грех прародителей, его следствия, наказание. Первоевангелие. Суд Божий над согрешившими.

2. Разделение текста на главы и стихи.

11 билет - 1. Быт. 4,1-24. Дети Адама и Евы. Различие в жерт­воприношениях Каина и Авеля. Первая человечес­кая смерть; проклятие Каина.

2. Способы изъяснения Священного Писания.

12 билет - 1. Быт. 4,25-5,1,32. Жизнь рода Сифа и долголетие ветхозаветных патриархов. Быт. 6. Развращение людей, избрание Ноя.

2. Главное руководительное начало для понимания слова Божия.

13 билет - 1. Быт. 7-9. Всемирный потоп (обзор). Послепотопный завет Бога с Ноем. Пророчество Ноя о судьбе своих сыновей.

2. Число и наименование законоположительных книг,

14 билет - 1. Быт. 11,1-9. Столпотворение Вавилонское и рас­сеяние рода человеческого.

2. Сведения о писателе Пятикнижия.

15 билет - 1. Быт. 11,26,12 и 13 гл. Избрание Богом Авраама и первые три богоявления.

2. Книга Бытие. Название и главный предмет книги. Время, место и цель написания.

16 билет - 1. Быт. 14,14-20. Авраам и Мелхиседек 17,1-27. Ус­тановление завета обрезания.

2. Разделение книги Бытия по содержанию.

17 билет - 1. Быт. 18,1-15. Богоявление Аврааму у дуба Мамре 22,1-19. Жертвоприношение Исаака.

2. Книга Исход. Наименование книги. Время, место и цель написания.

18 билет - 1. Быт. 25,19-34,26,1-5. История жизни Исаака и 1-е ему богоявление.

2. Важнейшие прообразы Божией Матери в книге Исход.

19 билет - 1. Быт. 28 и 32 гл. Видение Иаковом небесной лествицы. Таинственная борьба Иакова с Богом; перемена имени.

2. Важнейшие прообразы Божией Матери в книге Исход.

20 билет - 1. История жизни Иосифа Прекрасного, его нравст­венные достоинства и заслуга перед всем потом­ством. Быт. 37-47,48,22. Благословение Иаковым Иосифа и его детей Ефрема и Манассии.

2. Богослужебное употребление книги Исход.

21 билет - 1. Быт. 49. Пророческое благословение Иаковом сво­их сыновей и предсказание о явлении Спасителя от Иуды.

2. Книга Левит. Наименование книги, время и цель написания.

22 билет - 1. Книга Исход 3-4. Призвание Моисея. Видение "Не­опалимой купины". Объяснение имени Божия "Аз есмь Сущий".

2. Богослужебное употребление книги Левит.

23 билет - 1. Исход 7-10. Египетские казни (обзор), чудесность этих событий.

2. Книга Левит; обзор содержания и значение книги.

24 билет - 1. Исход 12. Установление Господом праздника Пасхи. Десятая казнь. Символическое и прообразовательное значение Пасхи.

2. Книга Числ. Наименование, время и место напи­сания книги.

25 билет - 1. Исх. 13-14. Закон о первенцах. Исход евреев из Египта. Переход через Чермное море; духовно - прообразовательное значение этого события.

2. Богослужебное употребление книги Числ.

26 билет - 1. Исход 15. Благодарственная песнь Моисея 16-17 гл. Божия помощь евреям на пути к Синаю (обзор).

2. Богослужебное употребление книги Бытия.

27 билет.1. Исход 20. Синайское законодательство. Десять заповедей Закона Божия (наизусть).

2. Книга Второзаконие, наименование, время и цель написания.

28 билет.1. Исход 24. Вступление Израиля в завет с Богом 25-27. Устройство Скинии.

2. Богослужебное употребление кн. Второзаконие.

29 билет-1. Исход 33-34. Ходатайство Моисея за согрешивший народ. Восстановление нарушенного завета с Бо­гом и прославление Моисея.

2. Прообразы и пророчества о Иисусе Христе в кни­ге Бытия.

30 билет.1. Книга Левит 1-7. Постановление о жертвоприноше­ниях (Обзор).

2. Книга Левит 16. Праздник очищения.

31 билет.1. Книга Левит 23 и 25. Постановления о праздни­ках; субботний и юбилейный год.

2. Облачение ветхозаветного священства.

32 билет.1. Книга Числ 14 гл. Возмущение народа еврейского и осуждение их на 40-летнее странствование по пустыне. 17 гл. Чудесный жезл Аарона.

2. Жертвы за грех и о преступлении (Лев. 4,1-12; 5 и 6 главы).

33 билет.1. Книга Числ. 19-21. Жертва рыжей телицы; изведение воды из скалы; медный змий и его прообразовательное значение.

2. Виды хлебных приношений.

34 билет - 1. Книга Числ 24. Пророчество прорицателя Вала­ми.

2. Праздники: Пятидесятница, труб и кущей.

35 билет - 1. Книга Второзаконие 6,1-9, 13 и 18. Заповедь о любви к Богу; постановление о лжепророках. Жребий левитов и предсказание о Мессии (18, 18-19).

2. Степени ветхозаветного священства.

38 билет - 1. Книга Второзаконие 28,32,34. Благословение ис­полнителям Закона Божия и проклятие нарушителям его. Обличительная песнь Моисея на евреев. Смерть Моисея.

2. Библейская хронология.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную
Полезная информация: