ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
архиепископа Константинопольского

ИЗБРАННЫЕ ТВОРЕНИЯ

БЕСЕДЫ НА ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ.


БЕСЕДА XXVIII.

Глаголю же Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев (XV, 8).


К предыдущей странице       Оглавление       К следующей странице


     1. Апостол, держась прежнего предмета речи, опять беседует о попечении Христа и показывает, сколько Он сделал для нас и как Он не Себе угодил. А вместе с этим доказывает также, что верующие из язычников - наибольшие должники Богу. Если же они наиболее одолжены, то их обязанность - носить немощных из иудеев. Так как (апостол) нанес последним сильный удар, то чтобы от этого не возгордились первые, он опять смиряет их высокомерие, доказывая, что иудеям блага дарованы по обетованию отцам их, а призванным из язычников - по одному милосердию и человеколюбию, почему он и говорит: а языком по милости, прославити Бога. Но, чтобы сказанное было для тебя яснее, снова выслушай слова (апостола) и тогда поймешь, что значит выражение: Христос, ради истины Божией, сделался служителем обрезания, чтобы исполнить обещанное отцам. Итак, что же здесь разумеется? Обетование, данное Аврааму, заключалось в следующих словах: тебе дам землю и семени твоему (Быт. XIII, 15), и: о семени твоем благословятся вcu языцы (XXII, 18). Но после того все, происшедшие от семени Авраама, сделались достойными наказания, так как нарушение закона навлекло на них гнев и, наконец, лишило обетования, данного отцам. Поэтому Сын, пришедши на землю, содействовал Отцу оправдать эти обетования и привести их в исполнение. Когда Он исполнил весь закон, а в нем и обрезание, и когда и этим исполнением закона, а также посредством креста освободил людей от проклятия за преступление закона, то не допустил обетование до падения. Итак, когда (апостол) называет (Иисуса Христа) служителем обрезания, то разумеет, что Он Своим пришествием, исполнением всего закона, принятием обрезания и тем, что сделался семенем Авраамовым, снял клятву, избавил людей от гнева Божия и, наконец, тех, которые готовы были принять обетование, сделал способными к этому и однажды навсегда освободил их от преткновений. А чтобы обвиняемые не сказали: как же сам Христос был обрезан и соблюдал весь закон? - (апостол) выводит отсюда противоположное заключение. Христос исполнил это, говорит он, не для того, чтобы закон оставался в силе, но чтобы отменить его, избавить тебя от лежащей на тебе клятвы и совершенно освободить от владычества закона. Так как ты преступил закон, то Христос исполнил его не для того, чтобы и ты исполнял, но чтобы утвердить за тобой обетования, данные отцам, которые погубил у тебя закон, показав, что ты нарушил его и недостоин наследия. Таким образом и ты спасен по благодати, потому что прежде был отвержен. Итак, не возражай, не упорствуй, придерживаясь безвременно закона, который лишил бы тебя и обетования, если бы Христос не пострадал за тебя так много. Пострадал же Он столько не потому, чтобы ты был достоин спасения, но чтобы показать верность Божию. Потом, чтобы призванный из язычников этим не возгордился, (апостол) продолжает: а языком по милости, прославити Бога (ст. 9). Это значит: иудеи, хотя и недостойны были, однако же имели обетования, а ты и этого не имеешь, но спасен по одному человеколюбию. Правда, и иудеям, если бы не пришел Христос, обетования не дали бы никакого преимущества, но (апостол) для того упоминает об обетованиях, чтоб язычники смирились и не восставали на немощных. О язычниках он и говорит, что они спаслись только по милости, а потому и обязаны особенно славить Бога. А слава Богу воздается тогда, когда мы живем в союзе и единении, когда единодушно благословляем Бога, переносим того, кто немощнее нас, и не презираем отторгающегося члена. После этого (апостол) приводит свидетельства, из которых видно, что верующие из иудеев должны быть в единении с призванными из язычников и говорит: якоже есть писано: сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою. Возвеселитеся языцы с людми Его. Хвалите Господа вcu языцы, похвалите Его вcu людие. Будет корень Иессеов, и востаяй владети над языки, на Того языцы уповают (ст. 9-12). Все это приводит (апостол) в доказательство того, что должно всем соединиться и славить Бога, а вместе с тем и смиряет иудея, чтобы он не превозносился пред язычником, потому что все пророки призывают и язычников, и чтобы внушить скромность и язычнику, показывая, что он больше воспользовался благодатью.

     2. Потом опять заключает речь молитвою, говоря: Бог же упования да исполнит вас всякия радости и мира в вере, избыточествовати вам во уповании, силою Духа Святаго (ст. 13), то есть, чтобы вам освободиться от взаимного огорчения и не пасть когда-нибудь под влиянием искушений, а это случится тогда, когда вы будете избыточествовать в уповании. Упование же есть причина всех благ. Оно подается от Святого Духа, но не просто от Духа, а если привнесем нечто и с своей стороны. Потому (апостол) сказал: в вере. Вы можете исполниться радости в том случае, если будете веровать, если будете надеяться. Но он не сказал - если будете надеяться, а - когда будете избыточествовать надеждою, так чтобы не только найти для себя утешение в бедствиях, но и радоваться от богатства веры и надежды. Этим вы и Духа Святого привлечете и, когда Он придет, сохраните все блага. Как жизнь наша поддерживается пищею, а пища создает жизнь, так, если имеем добрые дела, будем иметь и Духа, а если имеем Духа, будем иметь и добрые дела. Равно и наоборот, если не имеем добрых дел, Дух улетает от нас, а если лишимся Духа, то будем хромы и на добрые дела. Как скоро отступит от нас Святый Дух, приходит к нам дух нечистый, как это и случилось с Саулом. И что из того, если он не мучит нас, как Саула? Он давит нас иначе - худыми делами. Потому нам нужны гусли Давида, чтобы для души воспевать Божественные песни, то есть и песни Давидовы, и песни добрых дел. А если будем делать только одно из двух и, слушая песнопения, будем противоборствовать Псалмопевцу своими делами, как никогда Саул, то самое врачевство обратится нам в осуждение и безумие сделается более опасным. Прежде чем мы стали слушать, злой демон боится, чтобы мы, послушавши песнопения, не исправились, а когда, выслушав, остаемся все теми же, это освобождает его от страха. Потому воспоем песнь дел, чтобы изгнать из себя грех, который лютее демона. Ведь демон не всецело лишает нас неба, но иногда человеку бдительному даже содействует, а грех решительно отлучает от Небесного Царства. Грех есть добровольный демон, самовольное безумие, а потому никто о нем не жалеет, никто его не извиняет. Итак, для души, лежащей во грехе, будем воспевать песни, заимствуя их как из остального Писания, так и у блаженного Давида. Пусть поют уста, пусть поучается ум. И одно песнопение уже немаловажно. Если мы обучим песнопению язык, то, когда язык будет петь, душа устыдится желать противного. И не это одно благо мы приобретем, но и то, что узнаем многое, для нас полезное. В псалмах говорится тебе и о настоящем, и о будущем, и о видимом, и о невидимой твари. Если хочешь знать о небе, всегда ли оно пребудет таким, как теперь, или изменится, Давид ясно тебе ответит, говоря: небеса яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся (Псал. CI, 27). А если хочешь слышать о виде небес, слушай опять: простираяй небо яко кожу (Пс. CIII, 2). Или угодно тебе знать больше о поверхности небес, он же опять скажет тебе: покрываяй водами превыспренняя небес (Псал. CIII, 3). И на этом он не останавливается, но описывает тебе широту и высоту небес и показывает, что они равномерны. Елико отстоят востоцы от запад, говорит он, удалил есть от нас беззакония наша. По высоте неоесней от земли утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его (Псал. CII, 11, 12). Любопытствуешь ли ты об основаниях земли, и это не будет скрыто от тебя, но послушай, как Давид воспевает и говорит: на морях основал ю есть (Псал. XXIII, 2). Желаешь ли знать, отчего бывают землетрясения, он освободит тебя от всякого недоумения, говоря так: призираяй на землю, и творяй ю трястися (Псал. CIII, 32). Спросишь ли о пользе ночи, и об этом узнаешь, услышавши от него, что в ней прейдут вcu звеpиe дубравнии (ст. 20). Спросишь, к чему полезны горы, он ответит тебе: горы высота еленем (ст. 18). Для чего камни, скажет тебе: камень прибежище хирогриллам и заяцем (ст. 18). Для чего бесплодные дерева, - знай: тамо птицы вогнездятся (ст. 17). Для чего источники в пустынях? На тых птицы небесныя привитают и звери сельныя (ст. 11, 12). Для чего вино? Не для утоления только жажды - на это достаточно и воды - но для того, чтобы веселить и утешать тебя: вино веселит сердце человека (ст. 15). Понявши это, будешь знать, в какой мере должно употреблять вино. Чем питаются птицы и полевые звери? Слушай, что говорит Давид: вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время (ст. 27). Или спросишь: для чего рабочий скот, - он отвечает, что и это для тебя. Прозябаяй траву скотом, - говорит он, - и злак на службу человеком (ст. 14). Какая польза тебе от луны? Слушай, что говорит Давид: сотворил есть луну во времена (ст. 19). И что Бог сотворил все существующее, видимое и невидимое, и этому он ясно научил, говоря: Той рече, и быша. Той повеле, и создашася (Псал. CXLVIII, 5). И что будет освобождение от смерти, он же научает тебя этому, говоря: Бог избавит душу мою от руки адовы, егда приемлет мя (Псал. XLVIII, 16). Откуда произошло наше тело? И об этом говорит: помяну, яко персть есмы (Псал. CII, 14). Куда пойдет оно опять? В персть свою возвратится (Псал. CIII, 29). Для чего сотворено все? Для тебя. Славою и честию венчал ecu его, и поставил ecu его над делы руку Твоею (Псал. VIII, 6, 7). Есть ли у людей что-нибудь общее с ангелами? И на это отвечает, воспевая так: умалил ecu его малым чим от ангел (ст. 6). О любви Божией говорит: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Псал. CII, 13). И о том, что ожидает нас после жизни, о безмятежной той участи он учит: обратися душе моя в покой твой (Псал. CXIV, 6). Для чего так обширно небо? И на это скажет: небеса поведают славу Божию (Псал. XVIII, 1). Для чего бывает ночь и день? Не для того только, чтобы светить и давать покой, но и назидать: не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их (ст. 3). Как море облегает землю? Бездна, яко риза одеяние ея (Псал. CIV, 6). Так стоит в еврейском тексте.

     3. А начавши с того, что доселе было сказано, вы узнаете и о всем прочем, о Христе и воскресении, о будущей жизни и упокоении, о мучении, о нравоучении, о всех догматах и таким образом найдете, что книга Давида исполнена бесчисленных благ. Если ты впадешь в искушение, то почерпнешь в ней большое для себя утешение; если впадешь в грехи, то найдешь в ней множество врачеваний; если впадешь в нищету или в скорбь, то увидишь в ней для себя многие пристани. Если ты справедлив, то найдешь в ней твердую опору; если ты грешен, то в ней же почерпнешь великое утешение. А если ты праведен и терпишь бедствия, то послушай, что говорит Давид: тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения. Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе (Псал. XLIII, 23, 18). Если добрые дела твои побуждают тебя к надменности, выслушай сказанное псалмопевцем: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Псал. CXLII), и немедленно смиришься. Если ты грешник и отчаиваешься в самом себе, повторяй часто воспеваемое им: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании (Псал. XCIV, 8), и вскоре восстанешь. Если ты носишь на голове своей венец и много о себе думаешь, научись от него, что не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея (Псал. XXXII, 16), и тогда сделаешься скромнее. Если ты богат и славен, слушай опять воспеваемое им: горе вам, надеющиися на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиися (Псал. XLVIII, 7); и: человек, яко трава дние его, яко цвет сельный тако оцветет (Псал. CII, 15); и: не снидет с ним слава его (Псал. XLVIII, 18), и не станешь ничего земного считать великим. Если так малоценно то, что всего блистательнее, слава и могущество, то что же другое на земле может быть достойно твоего внимания? Но ты пребываешь в унынии? Выслушай, что говорит Давид: вскую прискорбна ecu, душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему (Псал. XLI, 6). Но ты видишь благоденствующих не по достоинству? Скажи: не ревнуй лукавнующим, зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут (Псал. XXXVI, 1, 2). Ты видишь, что и праведные, и грешные наказываются? Узнай, что не одна и та же причина этого: многи раны грешному (Псал. XXXI, 10), говорит Давид. Говоря же о праведных, он не упомянул о ранах, но: мнози скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Псал. XXXIII, 20); и еще: смерть грешников люта (ст. 22); и: честна пред Господем смерть преподобных Его (Псал. CXL, 26). Повторяй это постоянно и получай отсюда наставление, так как каждое из этих слов заключает в себе неизмеримое море мыслей. Мы только слегка коснулись этого, а если захотите со вниманием исследовать сказанное, увидите великое богатство. Но и сказанного уже достаточно для нас, чтобы освободиться от обдержащих нас страстей. Если Давид запрещает тебе завидовать, скорбеть и унывать безвременно, учит презирать богатство, бедствия, нищету и самую жизнь вменять ни во что, то этим избавляет тебя от всех страстей. Возблагодарим же за это Бога и воспользуемся сокровищем так, чтобы чрез терпение и утешение, почерпаемые в Писании, сохранить нам надежду и насладиться будущими благами, достигнуть которых да будет дано всем нам благодатию и человеколюбием и проч.


К предыдущей странице       Оглавление       К следующей странице


Полезная информация: