Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Святитель Афанасий Великий
ТОЛКОВАНИЯ НА ПСАЛМЫ


139

В конец, псалом Давиду.

     (1). Изми мя Господи от человека лукава. По причине обиды, нанесенной демонами человеческой природе, вопиет к Богу, чтобы сотворил отмщение, и обиду эту обратил на главу обидевших. Но можно разуметь, что это сказано и о врагах чувственных.

     (2). Иже помыслиша неправду в сердца, весь день ополчаху брани. Ибо не только предавались лукавым помыслам, но к помыслам присовокупили и дела. А вместо: весь день — Симмах переводит: на всякий день.

     (6). При стези соблазны положиша ми. Все это делали, чтобы остановить в шествии по Богу; опутывали ноги его сетями, чтобы низложить утвердившегося в Боге.

     (9). Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику. Желаю, Господи, вожделевать спасения: поэтому, не оставь меня и не попусти, чтобы, уклонившись от сего желания, предан я был грешнику, т. е. диаволу. Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Молит Бога укрыть его под кровом крил Своих и под державною рукою Своею, из которой никто не может исхитит, и молит о сем для того, чтобы враги не подумали о себе высоко, как поступают они в других случаях.

     (10). Глава окружения их. На них да приидет, что умышляли они. Ибо это значить выражение: глава окружения их. Глава грешников — помысл и чувство. Поэтому, того умышления их против меня, каким окружили меня, и начало и глава, а равно и вся тяжесть трудов, какие прилагали они, против меня действуя, да приидут на них — достойных того, чтобы предать их огню.

     (11). Падут на них углия огненная. Как бы огнем каким истребишь их гневом. Низложиши я в страстех: и не постоят. Впадут в бедствие, и не переживут их. Это и исполняется над Саулом в войне с иноплеменниками. Ибо, прободенный там мечем, приемлет конец жизни.

     (12). Муж язычен не исправится на земли. Вечный огнь ожидает нечестивых; но и в сей жизни не исправится до конца жизни муж язычен; потому что один сварливый и злоречивый человек, даже и в земных своих предприятиях, не может управить собою, и все портит своею сварливостью. Как же таковым грехолюбивым людям исправиться на пути добродетели? Мужа неправедна злая уловят во истление; потому что, как застаревшаяся какая болезнь, пожирает его внедрившийся в него порок, что и составляет для него соразмернее с делами его наказание. Ибо, когда порок растлевает преданную ему душу, — это бывает не легче всякого другого наказания.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице