"ДИДАХИ" @ И ДРУГИЕ ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ @ ДОНИКЕЙСКОГО ПЕРИОДА Сегодня мы будем говорить исключительно об источниках для наших дальнейших изысканий. Ибо мы уже перешли от новозаветных свидетельств Апостольского времени к источникам II и последующих веков, а это, в основном, писания отцов Церкви. Но кроме них мы имеем ещ± одну большую группу литургических и канонических памят- ников, которые непосредственно касаются богослужения. И сегодня мы будем говорить именно о них. Памятники эти все взаимосвязаны и материал в них, как бы, перетекает из одного в другой, так что можно увидеть постепенное развитие литургического чина. Но для этого надо представить себе их взаимосвязь и генеалогию. А общепринятой генеалогической схе- мы пока не существует. Есть лишь схемы отдельных исследователей (Ахелиса Функа, еп. Фрира, Дикса и др.). Поэтому то, что я вам сейчас рисую, это - рабочая схема наших довольно условных и вре- менных представлений. Ъ——————їЖЖЖЖЖЖ  Векє ЁДидахиЁ єВек є ———————Б——————Б—————— є є  ЖЖЖЖЖЖ Послание Ё РанниеЖЖЖЖЖє II є ВарнавыЖЁ отцыЖЖЖЖЖ є II є Ё Ё Ё є є Ё Ё Ё є є Ё Ё Ё є ...є.......Ъ—————————————————————ї.....Ё...Ё...Ё.............є... є ЁАпостольское ПреданиеЁ Ё Ё Ъ—————————————їє є Ё Ипполита Римского Ё ЖЖЁ Ё Ё Апостольская Ёє є А—————————————————————ЩЖЖ Ё Ё Ё дидаксалия Ёє IIIє Ё Ё Г——————————————ї Ё А——————————————ЩєIII є ТЖЖЖЁ Ё Ё Каноны Ё Ё Ё є єЛитургия иЁ Ё ^^& Ё Апостолов Ё Ё Ё є ...єВсенощная.Ё......Ё...Г———————————————Щ.Ё........Ё........є... є Ё Ё Ё ^^& Ё Ё Ё є є Ё Ъ—————————ї Ё ^^& Ё Ё Ё є є Ё Ё ЭфиопскиеЁ Ё Ё   є IV є Ё Ё каноны Ё Ё VIII кн. VII кн. I - VI кн. є IV є Ё Ё Ипполита Ё Ё Ё Ъ——————————————————————————їЖЖ є є Ё А——————————Щ Ё ЁЖЁАпостольские постановленияЁ є ...є..Ё.......Ё......Ё... Ё..А——В————————————————————В——Щ.....є... є Ё Ё  ЖЁ ЁЖЖ ЁАпостольские правилаЁ є є  Ё Ё  Ж Ё ЁЖЖ А————————————————————Щ ЖЖЖ є є  Ё Ё Ж Ё ЁЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ є V єЪ———————————їЪ———————їЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ є V єЁ Testamentum ЁЁ"Синодос"А—————————————————————————————ї є єЁ(редакция Vв)ЁЁ(или Египетские церковные постановленияЁ є ...єА—————————————ЩА———————————————————————————————————————Щ.є... P.S. На самом деле памятников, конечно, намного больше, но мы изобразили лишь те, на которые будем непосредственно ссы- латься. @ "ДИДАХИ" или "УЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ". Из нашей схемы видно, что этот памятник является промежуточ- ным звеном между Новозаветными текстами и всеми последующими. Тем не менее датировать его очень трудно. Датировки различных автори- тетных исследователей колеблются в интервале от 70 г. до 130 г. В "Брокгаузе" вы найд±те более узкий интервал: 96 - 112 гг. Но да- та, которую публикуют популярные учебники (ок 100 г.) носит чис- то условный характер. Я со своей стороны думаю, что ядро памятни- ка сложилось вЖ70$-е -Ж80$-е гг., а окончательная сирийская редак- ция - вЖ90$-е гг. Что же представляют собой "Дидахи" ? Это древнейший катехизис, авторы которого стремятся изло- жить в сжатом виде важнейшие правила христианской жизни и церков- ной организации, как учение Господа, переданное через 12 апосто- лов народам языческого мира (отсюда и название: "Дидахи кириу диа тон додека апостолом тис эфнесин" - !"Учение Господа поведанное !народам через 12 апостолов"). Катехизис этот пользовался в Древ- ней Церкви большим уважением и даже читался за богослужением. Климент Александрийский цитирует его как Свящ. Писание. Но пре- мудрый и прозорливый Афанасий Великий исключил это сочинение из канонических книг Нового Завета (не отрицая, впрочем, его полез- ности), после чего его перестали переписывать и постепенно утра- тили. Лишь в 1873 г. его обнаружил митрополит Никомедийский Фило- фей (Вриенний) в библиотеке Иерусалимского Свято-Гробского под- ворья в КПле. Оно находилось в греческой рукописи "Hierusolymitanus 54", написанной в 1056 г. нотарием Львом (про- тограф восходит к IV-V векам). Эта находка вызвала целое научное движение и сопровождалась жаркими спорами. Прич±м все вероиспове- дания пытались опереться на этот древнейший памятник первохрис- тианской эпохи. "Дидахи" переносит нас вЖ80$-е годы I века, когда Иерусалим- ский Храм уже разрушен, и первохристианская Церковь уже обособ- ляется от иудеев, но ещ± состоит из маленьких разрозненных общин. Оформленной церковной организации и власти епископа пока нет. Между общинами странствуют апостолы, но это, конечно, не 12 апос- толов Тайной Вечери, а скорее, кто-то из 70-ти. Прич±м некоторые из этих бродячих миссионеров и пророков явно злоупотребляют своим влиянием. В тексте наблюдается весьма настороженное отношение к ним: !"Всякий апостол, приходящий к вам, да будет принят, как Гос- !подь. Но он не должен оставаться более одного дня, а если будет !нужда, то и другой. Но если пробудет три дня - он лжепророк... и !если кто в Духе скажет: "дай мне серебра", вы не должны слушать !его". (XI). В "Дидахи", следовательно, отраж±н процесс деградации и ис- чезновения института пророков и учителей, как высших церковных авторитетов. Место их постепенно начинают занимать епископы. В гл. XV сказано: !"Избирайте себе епископов... достойных Господа, мужей крот- !ких, несребролюбивых, истинных и испытанных, ибо они также испол- !няют для вас служение пророков и учителей". В составе "Дидахи" можно выделить 3 главные части: Первая часть (I-VI глл) - содержит нравственное учение о !"двух путях" (пути порока и пути добродетели); Вторая часть (VII-X глл) - литургическая; Третья часть (XI-XV глл) - посвящена вопросам церковной дис- циплины. Нас здесь, конечно, интересуют литургические главы. @Гл. VII описывает чин Крещения. Он предваряется катехиза- цией (т.е. оглашением учения, описанного в I части) и одноднев- ным постом. Прич±м постятся не только оглашенные, но и все учас- тники таинства. Крещение препода±т ещ± не епископ, а кто-то из общины, поэтому нет ни обряда возложения рук, ни чина отречения от сатаны. Т.е. это - типичное лаическое (мирянское) крещение, характерное для !"всеобщего священства" народа Божьего. Для креще- ния предпочтительна проточная (!"живая") вода, но зимой можно ис- пользовать и подогретую. Возможно как погружение, так и возлива- ние на голову: !"Возлей воду трижды на главу во имя Отца и Сына и !Святого !Духа" (т.е. Тринитарная формула уже налицо). @Гл. VIII заповедует пост в среду и пятницу и чтение молитвы !"Отче наш" трижды в день. По-видимому молитва читалась в III, VI, IX часы, унаследованные от богослужения Ветхозаветной Церкви. Вместе с тем , иудеи в этой главе именуются !"лицемерами", что го- ворит уже о начале разрыва. @ Глл. IX и X - самые главные для нас, т.к. они приводят об- разцы молитв во время агапы и Евхаристии. В них ещ± звучат тради- ционные иудейские мотивы, например,наименование Христа !"Отроком !Божиим" (впоследствии: !"Сын Божий"). Т.о. перед нами вс±-таки па- мятник иудео-христианской эпохи. Правда, встречается уже и выра- жение !"гносис" ("ведение"), характерное для эллинизма. Здесь оно употребляется ещ± не в еретическом смысле, а для обозначения всей совокупности вероучения. Поражает здесь и ярко выраженный вселенский характер молит- вы (!"Пусть !соберется Церковь Твоя от концов земли в Царство !Твое"), и напряж±нность эсхатологических ожиданий (!"и да прийдет !мир сей"), и уже явственные зачатки богословия имени (!"Благода- !рим Тебя, Святой Отче, за святое имя Твое"). Но с точки зрения формально литургической привед±нный текст является проблемой. Прежде всего, мы видим здесь не одну, а две молитвы и по этому поводу имеются различные гипотезы. Мне лично ближе точка зрения нашего СПб-го проф. Ливерия Воронова, который считает, что молитваЖIX главы - это молитва Агапы, на которой наполняли пер- вую чашу и вкушали хлеб. Собственно же евхаристической является молитва X главы, потому что Евхаристия совершалась !"после насыще- !ния", т.е. в конце Агапы. В качестве альтернативной упомяну гипотезу Карабинова, кото- рый считает обе молитвы евхаристическими, но первая молитва за- вершает крещение, описанное в VII главе, а вторая является молит- вой евхаристической Агапы. Эта гипотеза предполагает, что Евха- ристия даже в век Апостольский не была неразрывно связана с Ага- пой и иногда совершалась отдельно от не±, а именно - в соедине- нии с крещением (ср. у Иустина Философа: 65-я и 67-я глл. I Апо- логии). Далее: легко увидеть, что мы имеем две благодарственные мо- литвы (по позднейшей терминологии - Префации). Впрочем, некото- рые видят здесь и Анамнесис, но без воспоминания о Крестной Жер- тве Искупителя и без Его установительных слов (!"Сие есть тело !мое..." и т.д.). Проф. И.Карабинов считает, что они появились позднее. Но ведь мы помним, что они были уже во времена ап. Павла (1 Кор. XI,23-25)! Поэтому вероятнее, что здесь действует "disciplinae arcanae", т.е. Закон Аркана, предписывающий скрывать сакральные слова, предохраняя их от поругания язычников (Кестлин). Но тогда молитвы "Дидахи" не формуляр, т.е. не запись уже установленного чина, а лишь пример или образец благодарственной молитвы, данной в помощь неопытному предстоятелю - епископу (А.Карташев). И действительно, далее сказано: !"Пророкам же позво- !ляйте благодарить сколько они пожелают". Т.е., когда предстояте- лем выступал пророк, он, естественно, благодарил "В Духе" - спон- танно и импровизационно. Отсюда следует ценный для нас вывод: именно переход служения предстоятельства от пророков к епископам породил фиксированные формы Евхаристического канона. В заключение ещ± раз обращаю ваше внимание на схему. Мы ви- дим, что традиция "Дидахи" перетекает и в "Апостольскую дидакса- лию", и в "Послание Варнавы", так что сейчас уже принято гово- рить о целой традиции т.н. "литературы двух путей". Напомню, что "Дидахи" начинается словами: !"Есть два пути: Один - жизни и один !- !смерти, но между обоими путями большое различие". Для сравне- ния - II часть "Послания Варнавы" начинается так: !"Два пути уче- !ния и власти: один - света, другой - тьмы, но велико различие !между этими двумя путями". Как видим, совпадение даже тек- стуальное. Поэтому от "Дидахи" логично перейти, прежде всего, к "Посланию Варнавы". @ "ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ВАРНАВЫ" Оно написано от лица ап. Варнавы, спутника Павла, уже в пер- вые годы II века. А реальный Варнава умер в 76 г. на Кипре. Сле- довательно, это - апокриф. Он направлен к палестинским иу- део-христианам и явно подражает Посланию ап. Павла к Евреям. Но здесь уже нет апостольской простоты и цельности, зато много мис- тических трактовок, характерных для эллинистического христиан- ства. Например, в XV гл. автор называет воскресный день !"Восьмым !днем" , !"Началом другого мира", т.е. выходом из эона истории в эсхатологию. Обратим на это внимание! Здесь основа первохристиан- ского понимания литургического времени. Разрыв с иудейством кон- статируется уже в ж±стких и почти враждебных формах: Иудейские посты и жертвы не угодны Богу; иудеи утратили право на Завет; от- ныне не иудеи, а только христиане - истинный народ Божий. Это апокрифическое послание было очень популярным в ранней Церкви, но после IX в. следы его теряются. Заново открыл его только в XVII веке уч±ный Иаков Сирмонд. Автора послания сейчас принято называть "Псевдо-Варнава" и он открывает сонм "Апос- тольских мужей". @ "АПОСТОЛЬСКАЯ ДИДАКСАЛИЯ" A или "УЧЕНИЕ КАФОЛИЧЕСКОЕ 12-ти АПОСТОЛОВ И СВЯТЫХ УЧЕНИКОВ СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО" (обозначается как SД) сложилась в Сирии во вто- рой половине III века. Это попытка систематического изложения христианской нравственности, дисциплины и церковного устройства (по образцу "Дидахи"). В основе сборника: - "Дидахи; - собрания посланий сщмч. Игнатия Богоносца; - диалог мч. Иустина Философа; - апокрифическое Евангелие Петра; - IV книга Сивиллиных пророчеств и т.д. Компиляция возникла на греческом языке. В IV веке, в Сирии же, она была переработана и включена в сборник "Апостольских пос- тановлений (первые 6 книг). Поздне-сирийский текст издан де Ла- гардом в 1854 г. Фрагменты древнего латинского перевода опублико- вал Гаулер в 1900 г. @"КАНОНЫ АПОСТОЛОВ" (или "каноны церковные") Егтпетский дидактико-канонический сборник конца III века, который призван дополнить устаревший =Дидахи=. Состоит из 30-ти глав и делится на две части: @I часть (глл. 4-14). Нравоучительная, которая представляет собой компиляцию "Дидахи" и "Послания Варнавы", но указывает уже на более поздние нравы . @II часть (глл. 15-29). Каноническая, которая да±т нам картину раннего церковного устройства, в частности описывает избрание епископа пресвитерами, диаконами и др. Греческий оригинал не сохранился. Имеются латин- ская, коптская, арабская и эфиопская версии. @"АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ" св. ИППОЛИТА РИМСКОГО Является самым ранним (после "Дидахи") и наиболее полным ка- ноническим сборником Древней Церкви (нач. III в.). По жанру - это пра-сакраментарий (служебник) с уставом служб и правилами посвя- щений. В частности, мы находим здесь древнейший формуляр Евхарис- тического канона (конца II - нач. III века), чин постановления во епископа, чин крещения и даже древнейшую всенощную и т.д. Судьба "Апостольского Предания" сходна с судьбой "Дидахи". Первоначальный текст долгое время не был известен, хотя на него указывал обширный круг памятников, сложившихся под его влиянием. Это и Эфиопские " Каноны ИпполитаХ(сер. IV в.), и т.н. " Египет- ские церковные постановленияХ(которые долгое время относили к III в.), и VIII книга " Апостольских постановлений", и загадочный " Testamentum". Только в 1910-1916 гг. Шварц и Конноли доказали, что первоначальным является текст в т.н. " СинодосеХ Александрий- ской Церкви (канонической компиляции V века), и что автором его действительно является знаменитый богослов, римский антипапа и сщмч. Ипполит (+ 235). "Предание" составлено им по-видимому в 218-222 гг. Напомню, что Ипполит родился на греческом востоке (в 170$-х гг.), учился у сщмч. Иринея Лионского, от которого и воспринял идею Священного Предания. Будучи гениальным догматистом, он не мог принять учения о Троице своего друга (а с 217 г. - папы Рим- ского) Каллиста и разорвал общение с ним. Приверженцы Ипполита также провозгласили его папой. Раскол этот длился и при преемни- ке Каллиста, завершившись лишь в гонение 235 г., когда оба Рим- ских епископа были сосланы в Сардинские рудники. Там они, по пре- данию, примирились. @"КАНОНЫ ИППОЛИТА" @ Обозначается как@ КН Литургико-канонический сборник, сложившийся в Эфиопской Цер- кви в конце IV века под определяющим влиянием "Апостольского Пре- дания" св. Ипполита Римского. По мысли прот. А.М. ИванцоваПлато- нова это - ещ± одно доказательство того, что св. Ипполит не по- гиб в гонение 235 г., а укрылся в Египте (Может быть у свт. Дио- нисия Александрийского). Греческий оригинал сборника утрачен. Сохранился только арабский и эфиопский переводы, изданные Гане- бергом в 1870 г. Здесь мы находим очень ясное и подробное описа- ние воскресной Агапы III века. @ "TESTAMENTUM DOMINI NOSTRI JESU CHRISTI" @ Обозначается буквой Т. По жанру этот литургико-канонический сборник близок к наше- му Палестинскому уставу Великой Лавры. Состоит из двух книг. Сло- жился он, очевидно, во второй половине V века, но отдельные его части более раннего происхождения. В частности, особый интерес для нас представляет 23-яЖглава I книги , которая подробно излагает порядок древнейшей воскрес- ной Литургии. А следующая глава описывает древнейший чин Всенощ- ного бдения (или Утрени). Эти фрагменты по косвенным признакам (упоминание праздника Богоявления, храмовой солеи, заветы и т.д.) датируются второй половиной III века (т.е. утреня появляется лишь к концу III века. Отметим это!). Публикация - в сб. =Богослов- ские труды= Nш6 (1971 г.). Вообще же, этот сирийский памятник открыл католический Антиохийский патриарх Игнатий Ефрем II Рамани и издал его в 1899 г. в Майнце с переводом на латинский язык. Кроме сирийской редак- ции имеется так же более поздние эфиопская и копто-арабские ре- дакции. @"АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ" @ @ Обозначается как@ СА. Полное название: "Постановления святых апостолов через Кли- мента, римского епископа и гражданина". Т.е. по традиции Древней Церкви памятник приписан высокому церковному авторитету и апос- тольскому мужу Клименту-папе. Анализ же показывает, что это па- мятник компилятивного характера, и что окончательная сирийская редакция его относится к концу IV века, но отдельные части несом- ненно восходят к глубокой древности. Так, в основе первых 6-ти книг - уже знакомая нам "Апос- тольская дидаксалия". В основе VII книги (1-32 глл.) - "Дидахи". Вторую часть книги (33-49 глл.) - это различные молитвенные формулы, чины Постановления, Крещения и т.д. VIII книга основана на древних источниках, близких к  "Апос- тольскому Преданию" св. Ипполита Римского. Эта VIII книга особенно интересна для нас, т.к. она содер- жит Вечерню, Утреню и чин чрезвычайно ранней Литургии (V-XII глл.). Она так и называется: "Литургия Апостольских Постановле- ний" и известна в нескольких редакциях, прич±м древнейшей приз- на±тся сейчас не Греческая, а Эфиопская, которую мы будем рас- сматривать подробно. Это, возможно, середина III века. С "Апостольскими постановлениями" тесно связаны т.н. @ "АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА", которые появились в той же Сирии несколько позднее (Очевидно, в начале V века). Это чисто канонический сборник имеющий форму со- борных постановлений, общим числом 85. Среди них исследователи обнаружили, например, 20 каноничес- ких правил Антиохийского Собора 314 г. По общему мнению памятник этот отражает борьбу за становление канона. Так, последнее прави- ло исчисляет священные книги Библии (прич±м включает в канон "Апостольские Постановления" и исключает "Апокалипсис"). Нас этот памятник будет интересовать в той мере, В какой он отражает церковно-каноническую жизнь первых четыр±х веков исто- рии Церкви. @"СИНОДОС" или "ЕГИПЕТСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ" @ Обозначается как@ КО. Канонический сборник Александрийского Патриархата (эфиоп- ская "Кормчая"), сложившийся в конце V века. Считается, что он содержит компилятивный материал из 3-х источников: т.н. "Канонов Апостолов", "Апостольского Предания" Ипполита Римского и VIII книги "Апостольских Постановлений". Сборник этот был опубликован Таттамом в 1848 г. под местным названием "Синодос" (т.е. "собор"), а позже Ахелис стал называть его "Египетскими церковными постановлениями"(с 1890 -х гг.). При этом, вначале его долго относили к III веку, считая промежуточ- ным звеном между утраченными "Апостольским Преданием" св. Ипполи- та и "Апостольскими постановлениями". Но в 1910-1916 гг. обнару- жилось, что нет никакого промежуточного звена, а есть просто поз- дние версии несохранившегося греческого текста (Что мы и отра- жаем на нашей схеме). Всех версий четыре. Древнейшая из них: @1. "Саидическая (ок. 500 г.) основана непосредственно на гре- ческом оригинале, но в ней намеренно пропущены чин рукоположения епископа и анафора. @2. "Бохайрская версия - сделана с худшей Саидической рукописи. @3. "Арабская версия также происходит от Саидической (в пе- риод с X по XII вв.), но - от лучшей копии и не имеет пропусков. @4. "Эфиопская версия - сделана с арабской, но содержит неко- торые места, которых нет в последней (т.е. она - самая полная). Кроме того, она была обнаружена самой первой. Ещ± в 1691 г. е± издал известный лингвист Людольф под назва- нием "Статута (т.е. Устава) Апостолов". В 1848 г. Таттам опубликовал сильно испорченную Бохайрскую версию, обозначив е±, как коптский "Синодос". Наконец, в 1883 г. де Лагард издал древнейшую Саидическую версию под именем "Канонов". И поскольку все они сильно различались и фигурировали под разными названиями, то складывалось впечатление, что это три раз- ных памятника одной группы. В эту группу входили также "Эфиоп- ские каноны Ипполита", VIII книга "Апостольских постановлений", "Testamentum", "Епитома" и "Веронский палимсест" (из Веронского кафедрального собора), в котором также имелись отрывки латинско- го перевода "Египетских церковных постановлений". Ясно было, что все памятники этой группы зависят друг от друга, но который из них первоначален? Одни исследователи считали исходным "Testamentum" (относя его даже ко II веку!), другие - "Эфиопские каноны". Ответ был найден уже в XX веке. Сначала Хорнер в 1904 г. сличил все четыре версии "Египет- ских церковных постановлений", что позволило реконструировать первоначальных текст. Затем в 1910 г. вышло исследование немецкого уч±ного E.Schwartz "Uber die pseudoapostolischen Kirchenordnungen". (Strasburg, 1910). И наконец, в 1916 г. Р.Конноли в сво±м труде (R.-H. Connoly "The So-Called Egyptian Church Order". Cambridge. 1916) доказал, что т.н. "Египетские церковные постановления" были составлены в Риме в начале III века. Следовательно, они-то и являются подлин- ным произведением Ипполита, которое сохранилось в "Синодосе" Александрийской Церкви и, частично, в латинском фрагменте Верон- ского паоимсеста (который был издан лишь в 1900 г. Гаулером в Лейпциге). Следовательно, производными являются все остальные па- мятники группы: "Эфиопские каноны Ипполита", VIII кн. "Апос- тольских постановлений", "Епитома" и др. Post scriptum: Из них самым загадочным представляются мне "Каноны Апосто- лов" (или "Canones Ecclesiastici"), которые, судя по ссылкам на- них, дублируют часть "Апостольского предания". Но поразительно, что ссылки эти даются на классический труд Rev. G. Horner "The Statutes of the Apostles or Canones Ecclesiastici" (т.е. свод версий "Египетских церковных постановлений"!), где Хорнер прямо пишет: "Lagarde edited the Saidic version under the name of = Canones Ecclesiastici =", т.е. Лагард издал найденную им Саиди- ческую версию ( сходную с Бахрайской - 1848 года ) под именем "Церковных канонов". Однако, если все это всего лишь версии (как считают некото- рые наши специалисты), то почему их упоминают в качестве самстоя- тельных памятников и "Новый энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона, и 3-х томная "Patrologie" Berthold Altaner (т.1,с.49), и новейший 11-томный "Lexicon fur Theologie und Kirche" (Herder, 1986 г., v.VI, p.239a) ? Впрочем, это проблема частная и для на- шего дальнейшего изложения не существенная. 3дТ3д3д A*.FRMь¤I»ЗKсТф¤¤т,ы$ГЖ·%$хЮЙP°QКГ   C:\MDE\ALIMOV\MLA.WD A*.FRM|Л1—+ГѕuЩ6IюъПСw0Б@