АПОСТОЛЬСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ @(2. ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ) А.1. ОБРЯДНОСТЬ. В прошлый раз мы с вами анализировали самое первое упомина- ние об апостольском богослужении (1 Кор. X, 16-17 иЖXI, 20-34), относящееся к 55 г., т.е. к середине I века. Мы выяснили, что апостольское богослужение было точным воспроизведением Тайной ве- чери, которая в свою очередь генетически связана с ритуальной иу- дейской трапезой. Даже называлось это "хлебопреломлением"Жили "агапой" (буквально "вечерей любви"). И таким образом, собствен- но Евхаристия была включена в общую трапезу. По ходу её соверша- лось благословение и преломление евхаристического хлеба, а затем пускали вкруговую чашу с евхаристическим вином. Какая-либо обря- довая обстановка и литургический чин, естественно, отсутствовали. Не было даже престола (жертвенника) и участники возлежали (!) вокруг обычного стола, как это изображает фреска =Преломление хлеба= из римских катакомб св. Прискиллы (рубеж I и II вв.). Прот. Горский так описывает её: !"За полукруглым столом возлежат шесть участников вечери, а !по правую сторону стола помещается бородатый мужчина, преломляю- !щий хлеб. У его ног стоит чаша и два блюда: одно - с двумя рыба- !ми, другое же - с пятью хлебами." (Горский =Древне-христианская практика причащения св. Тайн= Серг. Посад. 1914, с.-7). Т.о. вся агапа проходила в обычном триклинии. Верующие получали хлеб из рук предстоятеля прямо в свои руки, а потом поочереди отпивали из чаши. А.2.ПРОПОВЕДЬ. Из-за этой неразвитости обряда, основное место в богослуже- нии занимала проповедь (как сейчас у протестантов). Апостолу Иа- кову даже приходилось бороться со словоохотливыми проповедниками (Иак. гл. III). В этой связи уместно вспомнить и другой эпизод, относящийся к 58 г. Возвращаясь из своего III путешествия, апос- тол Павел останавливается в Троаде. Путевой журнал миссии так рассказывает об этом: !"В первый же день недели, когда ученики собрались для пре- !ломления хлеба, Павел.... беседовал с ними и продолжал слово до !полуночи. В горнице где мы собрались было довольно светильников. !Во время продолжительной беседы Павловой, один юноша, именем !Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и пошатнув- !шись сонный упал вниз с третьего этажа... Павел, сошед, пал на !него и, обняв, сказал: не тревожьтесь; ибо душа его в нем. Взо- !шед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рас- !света, и потом вышел" (Деян. XX, 7-11). Из этой, видимо, дневниковой записи мы узнаём довольно мно- го подробностей: 1. Богослужение происходит ночью. 2.-!"В первый же день недели", т.е. в ночь на воскресенье. 3.-!"В горнице", расположенной на третьем этаже и освящённой многими !"светильниками". Она не очень велика, т.к. слушателям тесно, и один юноша даже сидит на подоконнике. Такие верхние горницы в греческих домах обычно служили сто- ловыми. 4. !"Преломление хлеба" (конечно, с молитвами, которые не упомянуты) составляет лишь небольшой эпизод в многочасовой !"бесе- !де", причём речь шла о вопросах настолько сложных, что какой-то нелюбопытный юноша заснул и упал. Р Разумеется уж мы бы не заснули, а отдали бы пол жизни, что- бы послушать Павла. О чём он мог говорить? Об Учителе, которого никогда не видел? Об Его учении? Так обычно и думают, забывая о том, что Павел здесь не апос- тольствует, а литургисает в уже сформированной общине. Да и ког- да он апостольствует, Павел нигде не говорит: Ж!"Мы проповедуем !учение Христа". Нет! Он говорит: !"Мы проповедуем [самого]З Христа !Распятого, для Иудеев соблазн, а для эллинов Безумие" (1 Кор. I, 23). В этом кардинальное отличие христианства от всех других уче- ний, например от буддизма. Будда спасает от незнания и спасает своим учением. Христос спасает от смерти и спасает Своим крестом. Чувствуете разницу? Так что Павел говорил, конечно не об учении, а об искупительном крестном подвиге, продолжением которого яв- ляется Евхаристия. Ведь только через Евхаристию мы приобщаемся к Искупителю и Его победа над грехом и смертью становится нашей. Евхаристические беседы ап. Павла - это совершенно особое ли- тургическое богословие. Достаточно напомнить его знаменитую док- сологическую формулу, которая вошла во все последующие литургии: !"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и !причастие святого Духа..." (2 Кор. XIII, 13). (А ведь это сказа- но за три века до формирования тиринитарного догмата!). Приведённый выше эпизод с Павлом поучительно сравнить с от- рывком Иак. II, 2-5, который, говоря о христианском богослужении иерусалимской Церкви рисует типичную картину синагоги - уставлен- ной скамьями, с креслами впереди для почётных посетителей и с распределением молящихся по достатку. Ап. Иаков даже начинает своё поучение словами: !"Если в собрание..." (буквально синагогу, славянское "сонмище"). Но ап. Павел в своей проповеди среди языч- ников оторвавшийся от синогогальных стереотипов уже именует свои собрания экклесия (т.е. "Церковь"). Именно с апостола Павла начи- нает развиваться собственно христианское богослужение I века! Посмотрим, нельзя ли найти у него ещё каких-нибудь ценных подробностей. А.3. ЧТЕНИЯ. Прежде всего именно с Павла идёт традиция чтения в Церкви апостольских посланий (до этого, очевидно, читали только проро- чества). Павел уже в первом своём письме к Фессалоникийцам ( 51 г.) просит: !"Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем !святым братьям" (1 Фес. V, 27). К Колосянам: !"Когда это послание !прочитано будет у вас, то =распорядитесь, чтобы оно было прочита- !но и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитай- !те и вы." (Кол. IV, 16). А.4. ГИМНОГРАФИЯ. Далее Павел отмечает, что в его Церквах уже развивается ка- кая-то гимнография: !"...!научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славосло- !вием и духовными песьнями; во благодати воспевая в сердцах ваших !Господу" - пишет он (Кол. III, 16) - !"Назидая самих себя псалма- !ми и славословием и песнопениями духовными" (Эф. V, 19). Понятно, что пели псалмы по иудейскому обычаю. В Евангелии от Матфея сказано, что сразу после Тайной вечери апостолы (а мо- жет быть и Сам Христос!) !"воспевши пошли на гору Елеонскую" (Мф. XXV, 30). Павел пишет коринфянам: !"Когда вы сходитесь, у каждого !из вас есть псалом ..." (1 Кор. XIV, 26). Но что такое - "славословие" и "духовные песни"? Своему ученику Тимофею, поставленному во главе Эфесской Цер- кви, Павел пишет: !"Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, !прошения, моления, благодарения за всех человеков..." (1 Тим. II, 1). Вероятно, это и есть "славословия" в широком смысле. (При этом я не исключаю и славословия в узко-специальном смысле, т.е. ангельского гимна: !"Слава в вышних Богу...", хотя предание отно- сит его к началу II века). Нет сомнения, что уже апостолы читали молитву "Отче наш".ЖА если мы учтём, что у первохристианских писателей "хлеб наш насущ- ный" - это хлеб евхаристический, то можно предположить, что мо- литва Господня читалась во время хлебопреломления. Другие !"молит- !вы" были, очевидно, спонтанными, ибо сказано, что они рождались !"в сердцах... Господу". Иудеи читали свои молитвы особым образом, слегка нараспев (т.н. лага) - очевидно, этот обычай перешёл и к апостольским общинам. Но самое интересное, что помимо псалмов и молитв Павел гово- рит о !"духовных песнях" т.е. уже собственно гимнах Новозаветной Церкви. И самое замечательное, что мы знаем эти гимны, потому что гимны первохристианских общин вошли в Евангелия (и фрагменты их - в Апокалипсис). Так евангелист Лука, ученик Павла, помещает в на- чале своего Евангелия т.н. "Песнь Богородицы" (Лк. I, 45-55) и " Песнь ЗахарииХ(Лк. I, 68-79). И по размеру и по образности это именно песни: CПЕСНЬ БОГОРОДИЦЫ !"Величит душа моя Господа, ЗЖЖЖЖЖЖЖЖЖи возрадовался дух мой ЗЖЖЖЖЖЖЖЖЖо Боге Спасе Моем ..." МыЗдо сих пор поём этот гимн перед 9-й песнью канона Утрени. (Но к каждому стиху прибавляем величание: !"Честнейшую Херувим и !славнейшую без сравненья Серафим..." благодаря чему Песнь Богоро- дицы называется у нашем Уставе "Честнейшую"). CПЕСНЬ ЗАХАРИИ !"Благословен Господь Бог Израилев, ЗЖЖЖЖЖЖЖчто посетил народ свой ЗЖЖЖЖЖЖЖи сотворил избавление ему ЗЖЖЖЖЖЖЖи воздвиг рог спасения нам ЗЖЖЖЖЖЖЖв дому Давида, Отрока Своего ..." Эту песнь мы не используем, а католики поют её у себя на Утрени. Теперь мы знаем, что !"рог спасения" это апофатическое указание на Христа-Агнца. Для иудео-христианской гимнографии очень характерна эта Ветхозаветная образность, идущая от псалмов Давидовых, наименование Израиля, Давида и Иисуса !"Отроками" Бо- жиими, нарочитое сближение их (что мы увидим в "Дидахи"Ж- пос- леднем памятнике иудео-христианской эпохи). А вот фрагменты апостольской гимнографии из Апокалипсиса: !"И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: !Велики и чудны дела Твои, ЗЖЖЖЖЖЖЖГосподи Боже Вседержитель! !Царь святых! !Кто не убоится Тебя, Господи, ЗЖЖЖЖЖЖЖи не прославит имени Твоего? ЗЖЖЖЖЖЖЖИбо Ты един свят. ЗЖЖЖЖЖЖЖВсе народы придут и поклонятся пред Тобою, ЗЖЖЖЖЖЖЖибо открылись суды Твои." (Откр. XV, 3-4) !Аллилуия! !Спасение и слава, ЗЖЖЖЖЖЖЖи честь и сила Господу нашему, ЗЖЖЖЖЖЖЖибо истинны и праведны суды Его! !Аминь! Аллилуия! !Хвалите Бога нашего, ЗЖЖЖЖЖЖЖВсе рабы Его и боящиеся Его, ЗЖЖЖЖЖЖЖмалые и великие. !Аллилуия! !Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. ЗЖЖЖЖЖЖЖВозрадуемся и возвеселимся ЗЖЖЖЖЖЖЖи воздадим Ему славу; ЗЖЖЖЖЖЖЖибо наступил брак Агнца, ЗЖЖЖЖЖЖЖи жена Его приготовила себя. ЗЖЖЖЖЖЖЖИ дано было ей облечься ЗЖЖЖЖЖЖЖв виссон чистый и светлый; ЗЖЖЖЖЖЖЖвиссон же есть праведность святых. ЗЖЖЖЖЖЖЖБлаженны званные ЗЖЖЖЖЖЖЖна брачную вечерю Агнца! (Откр. XIX, 1-9).  Эта !"Жена Агнца" - конечно, Церковь. И это вполне могли петь на первохристианской вечере. Эти гимны и сейчас заставляют наши сердца замирать в каком-то священном трепете, потому что мы ощу- щаем в этом разорванном вдохновенном синтаксисе экстатическую ду- хоносность первохристианской агапы. Но кому-то из вас (особенно тем, кто видел богослужения Билли Джо Доггерти и прочих) они могут показаться через-чур "про- тестанскими". Дело в том, что протестантизм и был попыткой воз- врата к первохристианской экстатичности. Но так как Дух был уже утрачен и заменён психологической взвинченностью , то вылилось всё это в колоссальное опошление первохристианства. Это, конечно, уже не первохристианство, а "американство". А вот в германской лютеранской общине " GnadenthalХ мы со студентами наблюдали довольно удачную и органичную попытку рекон- струкции первохристианской агапы. У нас в Православной Церкви по- добные попытки предпринимает московская община отца Георгия Ко- четкова. Но об этом позже. А сейчас коснёмся наиболее спорного феномена апостольского богослужения - дара говорения "в Духе", "на языках", который в науке называется глоссолалия. А.4.ГЛОССОЛАЛИЯ. Этот духовный дар был получен в день Пятидесятницы и обнару- живался только в богослужебных собраниях. Именно в этой плоскос- ти его и следует рассматривать (а не как сверхъестественные пере- водческие способности. Иначе зачем бы нужен был ап. Петру гречес- кий переводчик Марк?). Ап. Павел обладал этим даром, но предосте- регал от злоупотребления им (1 Кор. XIV, 10). Первые слушатели апостолов воспринимали госсолалию, как вне- запное устранение разделяющих человечество языковых и нацио- нальных границ. Но это был лишь вторичный эффект, пророчески ука- зующий на будущее благодатное единение человечества во Вселен- ской Церкви. Не забудем, что у разделённых расколом коринфян и глоссолалия выраждалась, становилась непонятной для слушателей и нуждалась в особом даре истолкования (1 Кор. XII, 10, 30). Как осмыслить все эти факты? Проф. литургики М. Скабаллано- вич выдвинул следующую остроумную теорию: !"Глоссолалия была стихийной попыткой создания вселенского !богослужебного языка... Это мета-язык первохристианства, который !превосходил языки отдельных народов и возможно был синтетическим !языком, а не только свидетельством экстатического возбуждения и !молитвенным даром" ("Толковый Типикон" т.I, Киев, 1910, стр. 36-39). Следы этого метаязыка остались в современной литургической жизни. Таковы, например, возгласы: !Премудрость! - (греч. .....), указывающий на особенную важ- ность момента. !Мараната! - (сир. Мар -З Господь + ана - наш + та -Жприди). !Аминь - (евр. "Да будет") и в особенности: !Аллилуйя - (евр.Ж"хвалите Бога"), которое, согласно Апока- липсису, по окончании земной истории, станет небесной песнью веч- ности (Откр. XIX). !"Кроме #аминь!, это единственное еврейское выражение,которого !не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его в тех звуках, !в которых оно вдохновлено Богом. От него веет поэтому духом глос- !солалической таинственности, вызывающей приминение его, например, !в таинстве Крещения ..." ("Толковый Типикон", т.III, с 24) Впоследствии Церковь не раз пыталась вернуться ко всеобщему богослужебному языку. Это нашло выражение в латинизации Западно- го богслужения и в нашем церковно-славянском, который никогда не был разговорным, но является особой "священной"Жформой языка. Сторонники перевода нашего богослужения на современный русский язык, не учитывают этой сакральной функции языка (в том смысле, в котором мы говорим, например, о языке иконы). Но вернёмся к апокалипсису - нашему последнему источнику, говорящему о богослужении конца Апостольского века (Апокалипсис датируется 95 г.). А.5. БОГОСЛУЖЕНИЕ ПО IV гл. АПОКАЛИПСИСА. IV глава Апокалипсиса содержит очень важное в литургическом отношении видение, из которого явствует, что богослужение, совер- шаемое на земле есть лишь прорыв сквозь время к тому единственно- му и вневременному богослужению, которое Вселенская Церковь (в том числе и все силы бесплотные!) совершает на небе: !"И тотчас я был в духе (т.е. в состоянии духовного экстаза) !и вот престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий...". Сидя- щий не назван по имени и никак не описан, т.к. это Первое Лицо Св. Троицы, Личность всецело трансцендентная, которая может только "указываться бессловесным мистическим жестом апофатическо- го богословия. ИлиЖ"обозначаться сравнением с драгоценными камня- ми: !"И !Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и !радуга вокруг престола, видом подобная смарагду." Камни эти в иу- део-христианской символике - всё те же !"Урим и Туммим" (Исх. XXVIII, 30); буквально - "Свет и Совершенство", а радуга являет- ся знамением милости Божией, как это было после Потопа при заклю- чении Общего Завета с Ноем. !"И вокруг Престола двадцать четыре престола; а на престолах !видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в !белые одежды и имели на головах своих золотые венцы". Несомненно, что !белые одежды есть знак чистоты и святости, а !венцы - знак по- беды над искушениями. Сами же 24 старца в контексте иудео-хрис- тианских представлений могут быть только образами "всегоЖпрослав- ленного человечества, как В-Заветного (по числу 12-тиЖколен из- раилевых), так и Н-Заветного (по числу 12-тиЖапостолов). Но в контексте самого Апокалипсиса эти старцы в коронах суть ещё и "Царственное священство" (Ср. Апок.I,6:З"И соделавшему нас царя- !ми и священниками Богу и Отцу..."). А так как земная Церковь рассматривается отныне в качестве иконы небесной Церкви, то мы обязаны спросить: Кто соответствует в земной Церкви конца Апостольской эпохи небесным священнодействующим старцам? Само слово "старец" по гречески читается =пресвитер=. Прот. Николай Афанасьев так и пишет: !Троны старцев - пресвитеров Апока- !липсиса соответствуют седалищам пресвитеров, как предстоятелей !Евхаристического собрания... В Евхаристическом собрании престолы !старцев занимали пресвитеры, а престол Сидящего занимал старей- !ший или первый пресвитер". ("Церковь Духа Святого" стр. 182; 235). Этот первый пресвитер очень скоро станет епископом. Но, как мы знаем, в I веке епископов ещё нет. Нет и священников (они поя- вятся только в IV веке). Нет вообще антитезыЖ"священники" и "ми- ряне", ибо все члены народа Божиего обладают царственно-священни- ческим достоинством. Это достоинство они получают в таинстве кре- щения и особенно в таинстве миропомазания. Но не забудем, что таинства Священства ещё нет! А что же есть? Есть особое служение предстоятельства. И только. Давайте вспомним, кто по апостолу Павлу совершает богослуже- ние (1 Кор. XII, 28,30; Еф. IV, 11)? Совершителями богослужения являются: 1). bАпостолы, но главная функция их служения - основание Церквей. Кроме того после гонения Нерона (+ 67) большинство из них погибло. Остались: 2). bПророки, т.е. "говорящие в Духе", имеющие особый дар от- кровения. ("Дидахи" прямо пишет: !"Пророки суть ваши архиереи"). 3). bУчители, т.е. имеющие харизму благодатного учительства (ср. с последующими =старцами=). Ещё Ориген ставит их наравне с пресвитерами. И вполне вероятно, что пресвитеры, как таковые произошли именно от учителей. Они имели дар слова, они учительствовали во время синаксиса (Литургии оглашенных) и вполне логично, что они же возглавляли народ Божий приносящий благодарение. Ибо в Апостольский век бла- годарение приносил Bвесь Народ Божий, как имеющий священническое достоинство. Преломлял же хлеб и подавал чашу старейший - пресви- тер. Итак, мы можем воотчию представить себе теперь Евхаристичес- кое собрание конца I века: Агапа уже завершилась. Первенствует старейший пресвитер, который сидит на тронном возвышении (и с него же учительствует). Справа и слева от него - "седалища", т.е. места сослужащих пресвитеров, которые располо- гаются полукругом. Перед ним уже оформившийся "Жертвенный прес- тол" и семисвечник: !"И семь светильников огненных горели перед престолом, кото- !рые суть семь духов Божиих" (указание на третью ипостась св. Троицы и семь даров Духа. Ср. Ис. XI, 2). !"И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу..." - так преобразилась в небесах небес Ветхозаветная по происхождению умывальница для священников (и сейчас ещё православный архиерей и католический священник умывают руки перед Евхаристическим служе- нием). Далее описаны ангельские животные в виде шестикрылых серафи- мов !"исполненных очей", которые являются также эмблемами 4-х евангелистов ( Телец - Луки; Лев - Марка; Орёл - Иоанна; Человек - Матфея). И животные и старцы !"Воздают благодарение", т.е. совер- шают Евхаристию. Но самое замечательное, что они при этом поют: !"Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель...". Вот вам и будущая Трисвятая песнь или как говорят католики Sanctus. Около 120 г. шестой папа римский Сикст I введёт эту песнь в состав Евхаристической молитвы. И ныне она существует во всех чинах ли- тургии, отделяя т.н. Префацию ( благадарение) от АнамнесисаЖ( Вос- поминания). Таким образом к концу I века уже начинает складываться т.н. Евхаристический канон. А.6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛИТУРГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. И в заключение нашей лекции мы уже можем попытаться рекон- струировать чинопоследование апостольской литургии конца I века: 1. Пение псалмов, а возможно и гимнов. ї  2. Чтение Свящ. Писания Г 1 Кор. XIV, 26 3. Поучения (или Проповедь) пресвитеров Щ  3а. Высказывания пророков и рассуждения - 1 Кор. XIV, 29. 4. Молитвы о себе и всём мире - 1 Тим. II, 1-2. 5. Благодарение Бога и хлебопреломление. 6. Преподание Св. Даров под обоими видами. Я не утверждаю, что эта последовательность элементов соблю- далась каждый раз неукоснительно. 1-й, 3а и 4-йЖпункты могли блуждать практически по всей литургии. Но в целом схема тяготела именно к этим опорным точкам, подтверждение чего мы увидим в сле- дующих лекциях. R@RR A*.FRMь¤I»ЗKсТф¤¤т,ы$ГЖ·%$їЮЙPЁQКГ   C:\MDE\ALIMOV\MLA.WD A*.FRM|Л1—+ГѕuЩ6IюъПСw0Б@