БОГОСЛУЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ III ВЕКА.  1.@ СУТОЧНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ В III веке он ещё не сформирован, но уже близок к оформле- нию. По-прежнему важное место занимает Агапа, особенно на Восто- ке, где она завершится Евхаристией. А на более динамичном Западе, где Евхаристия уже переместилась на утро, оторванная от неё Ага- па превращается в благотворительную и поминальную трапезу. И вот здесь происходит очень интересное явление. Это вечернее собрание стремится обрести свой собственный мо- литвенный чин. И в этом - залог появления Вечерни. Причём, возни- кающая Вечерня продолжает рассматривать себя в качестве подготов- ки к утренней Евхаристии (чем раньше была Агапа), т.е. её чин складывается не в произвольных формах, а как пред-евхаристичес- кий. Но кроме того, утренняя воскресная Евхаристия стала предва- ряться тоже какой-то утренней службой и тоже с пред-евхаристичес- ким значением. Причём это была не только идейная близость. А в Утреню прямо перетекал собственно литургический материал из I части Литургии. Так что в некоторых Церквах Утреня просто слива- лась с I частью Литургии, как мы это увидим, например, в "Завеща- нии". Наконец, часы III, VI и IX, всё более превращались в ма- ленькие частные службы, которые совершались духовенством и особо благочестивыми мирянами. В эти часы устраивались иногда и не- большие молитвенные собрания, но чаще это были домашние (келей- ные) молитвы, как в современной католической Церкви. Например, "Завещание" требует соблюдения часов только от епископа (I,Ж22). По-видимому, определённого чинопоследования ещё не было, царил дух импровизации. Со II века в часы входила Молитва Господня "Отче наш". Тертуллиан пишет, чтоЗ"более усердные имеют обычай !присоединять к этой молитве аллилуйа и псалмы".ЖТак что часы, скорее всего, состояли из одинаковых молитв и псалмов. Хотя к концу века III час уже прочно связывается с сошествием Св. Духа, VI - с распятием, а IX - с крестной смертью Иисуса Христа (см. "Каноны Ипполита"). 2.@ АГАПЫ В III ВЕКЕ. В самом начале III века, Климент Александрийский (+ 215 г.) описывает Агапы, как ещё вполне евхаристические по сути. Это !"священные агапы",З "спасительные учреждения Логоса". !"...при этом мы принимаем пищу [...........] !Христову" - "залог !участия !в Царствии Божием". ("Педагог" II,1). И далее он нападает на тех, которые !"осмеливаются давать имя !агап каком-то пирушкам... сводя их к вину, горшкам и супам... !Тягчайшее падение, когда вечная любовь низводится с неба на зем- !лю в супы!" - восклицает Климент, свидетельствуя о том, что кто-то уже пытался превратить агапы в благотворительные обеды для бедных. Это, видимо, и произошло при его ученике Оригене Алексан- дрийском (+ 253 г.), который уже описывает агапы исключительно как благотворительные и поминальные трапезы: ЗЖЖ"Мы совершаем память святых и родителей наших... Когда со- !вершается память их, мы призываем благочестивых вместе со священ- !никами и угощаем верующих, При этом мы питаем бедных и неимущих, !вдов и сирот - так, чтобы празднество наше служило в воспомина- !ние и упокоение души, память которой совершается". ("Толкование на книгу Иова"). Отсюда следуют два важных вывода: "во-первыхЫокончательное отделение агап от Евхаристии прои- зошло в Александрийской Церкви уже в первой половине III века; и "во вторыхЫтрудно не заметить, что наши современные "по- минки" суть реликтовые формы именно этих " поминальных агап", описанных Оригеном. Несомненно они сложились под влиянием античного культа мёртвых, который получил благодатное освящение и преображение в Церкви. Впервые такое поминовение упоминается при гробе сщмч. По- ликарпа Смирнского (+ 156 г.). Сщмч.8Киприан Карфагенский (+ 258 г.) уже требует сообщать ему о каждой смерти члена Церкви, чтобы поминать его за Литургией. Отсюда - практика наших "поминальных записок", а так же обычай поминовен8я в "третины", "девятины" и "годины" смерти. Дольше всего евхаристические Агапы задержались на консерва- тивном Востоке. Кажется, последнее по времени (конец III века) упоминание об этом мы находим в сирийском по происхождению "Заве- щании Господа нашего..." ("Testamentum"): З "На трапезе берут [преломлённый хлеб] [сначала]Зте, которые !ближе всего к пастырю, также и относительно благословения [т.е. чаши].ЗОглашенный же не получает и учителя мирских предметов [т.е. языческие учителя] !не допускаются..." [Следовательно, это - евхаристические хлеб и чаша!]. "Завещание" описывает специальную Агапу, связанную с богос- лужением Пасхальной ночи, которая совершается особенно торжес- твенно: !"Приносится в храм светильник диаконом, который говорит: !"Благодать Господа нашего со всеми вами!" И весь народ отвечает: !"И со духом твоим". Затем произносят духовные псалмы и песни...", которые чередуются с чтениями и поучениями. Создаётся странное впечатление: это вроде бы Литургия Оглашенных и, вместе с тем, какой-то иной чин. 3.@ ПОЯВЛЕНИЕ ВЕЧЕРИЖ(?) В параллельных "Завещанию" "Канонах Ипполита" и особенно в Эфиопской версии "Апостольских постановлений" находим это чино- последование в чистом виде. Вот оно: CКанон 25 !"О внесении светильнтка на вечерю общины"Ж(отсут- ствует в остальных версиях, дублирующих латинский кодекс V века, из которого вырван этот лист): ЗЖЖ"Когда приходит епископ, после наступления вечера, диакон !пусть вносит светильник и, став (?)Зпосреди всех присутствующих !верных, возносит благодарение". P.S. Здесь непонятно, кто возносит благодарение - епископ или диакон. Но "Каноны апостолов", дублирующие этот чин уточняют: !"Когда наступает вечер, диакон вносит светильник. Епископ привет- !ствует собрание: "Господь со всеми вами!" ("Canones Ecclesiastic" London, 1904, стр. 159). Также у Ипполита: ЗЖЖ"Сначала будет он приветствовать, говоря: "Господь с вами". !И народ пусть говорит: "И со духом твоим". AЕп.: !"Возблагодарим Господа". AНарод: !"Достойно и праведно есть: Ему подобает величие и !хвала со славой". !Не говорится "Горе имеем сердца", ибо это произносится при !приношении (т.е. при Евхаристии).! AЕп.: !"Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса !Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя !нам свет нерушимый ( "Каноны апостолов":З"... !за то, что Ты прос- !ветил нас откровением невещественного света")!. И так как мы про- !вели день и пришли к началу ночи,насыщались дневным светом, кото- !рый Ты сотворил для нашего удовлетворения и так как ныне по Твоей !милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и !славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, че- !рез Которого Тебе слава и сила и честь со Святым Духом, и ныне и !присно и во веки веков. Аминь". !И все говорят: "Аминь". !Итак они пусть встают после вечери, молясь; (т.е. до этого сидели)ЗаЖ!отроки говорят псалмы; также и девы (т.е. девственницы)!". "Каноны Ипполита" (Тоже конец III века), описывая схожий чин, добавляют: ЗЖЖ"В отсутствии епископа диакон замещает его в том, что ка- !чается молитвы и преломления хлеба... Но мирянину не подобает !благословлять хлеб: пусть только преломит, ничего не делая". Так что же это за чин, который может совершать и диакон, ко- торый начинается внесением светильника, а завершается благосло- вением хлебов, сохранившимся от Агапы? Очевидно, это - первона- чальная Вечерня. По всем упомянутым источникам мы можем рекон- струировать её в следующем виде: @1. Вход епископа и диакона, который вносит в молитвенное собрание светильник. @2. Епископ приветствует собравшихся: !"Господь с вами!" (т.е. их духовному взору преподаётся воссиявший во славе Христос) и призывает восславить Того, Кто невидимо вошёл в собрание вместе с внесённым светильником: !"Возблагодарим Господа!". @3. Народ поёт: !"Достойно и праведно" и др. песнопения (в том числе и !"Свете тихий", как увидим ниже). @4. Епископ читает Вечернюю молитву, а затем благословляет и раздаёт хлеба. @5. Отроки и девы поют псалмы. @6. Благословение и отпуст. P.S. Вот откуда в чине нашей теперешней Великой Вечерни бла- гословение хлебов, пшеницы, вина и елея после литии! Это - пища первохристианской Агапы! Это такой же явственный отголосок её, как и православные поминки. 4.@ ПОЯВЛЕНИЕ УТРЕНИ. Первое упоминание об Утрени находится в "Завещании". Причём о ней говорится сразу же после Литургии. Т.е. она рассматривает- ся как вторая по важности общественная служба (важнее даже Агапы, о которой упоминается только в связи с Пасхальным служением). "Завещание" рисует следующую последовательность Утрени: ЗЖЖ"Епископ собирает народ, чтобы совершить службу до самого !восхода солнца. Для первого славословия на заре он, окруженный !предстоящими пресвитерами... говорит: ЗЖЖ- Слава Господу! ЗЖЖНарод отвечает: "Достойно и праведно есть". Затем, под заглавием "Collaudatio aurorae" (т.е. "Славосло- вие на заре") в памятнике помещена Утренняя молитва епископа: !"Достойно и праведно хвалить Тебя нам...", в которой воссылается утренняя хвала Богу. Народ отвечает:З"Тебя благославим и молим Ти !ся... Аминь". И:З"поют псалмы и песни четыре: одну Моисея, из Саломона, из !Даниила..." и следует !"Славословие". Легко увидеть, что здесь - основа нашего современного чина, который тоже начинается "Шестопсалмием" и заканчивается Великим Славословием:З"Слава в вышних Богу..." (католическое: "Gloria in excelsis Deo...") . Что же касается библейских песен, то это - зерно, из которо- го в VIII веке вырастит Канон Утрени. !"Песнь Моисея" ("Исход") - это первая песнь нашего Канона. !"Песнь Соломона", выросла, конечно, из "Песни песней", кото- рая вся насквозь литургична, ибо это пир Христа и Церкви. !"Песнь трех отроков" ("Даниил") славит пришествие Сына Бо- жия, т.е. воплощение. Её пели три диакона. Но дальше случается нечто очень странное: указано чтение из Священного Писания и Поучение (т.е. пропо- ведь!). Затем, производится молитва над оглашенными (с руковозло- жением) и они отпускаются. А верным возвещается тайное учение (буквально "Мистагогия"), причём помещён его текст: о тайне Воп- лощения, о двух природах во Иисусе Христе в связи с Искуплением и т.д. И:З"Когда народ будет научен мистагогии, приносится Евхарис- !тия..." (I, 26-28). Так что же - вся описанная служба была только Литургией ог- лашенных? Так иногда и думают (потому что помещённый выше евха- ристический чин начинается прямо с принесения Даров, т.е. это - Литургия верных), но это не так! Перед нами всё-таки Утреня, ко- торая только-только начинает выделяться из Литургии оглашенных, которая ещё фактически слита с нею. Однако ниже, из раздела "Воз- глашения диакона" мы узнаём, что имеется не только епископская, но и "Диаконская Утреня" (и даже - "Утреня вдовиц", т.е. пресви- терниц. Но ведь не может быть какой-то особой женской Литургии!). Обратим внимание ещё вот на что: "Диаконская Утреня" из "За- вещания" содержит длинный ряд прошений (22 прошения в форме: !"За !то-то помолимся, чтобы Господь..."). Этот прообраз какой-то ог- ромной пред-евхаристической ектении. Древние чины Халдейской, Коптской и Армянской Литургий содержат также большие ектении пос- ле Синаксиса. Причём они делятся на две части: молитвы оглашен- ных и верных. То же самое в нашей Литургии свт. Василия Великого: после ектении об оглашенных идёт какая-то огромная комбинирован- ная ектения верных. И то же самое в современных чинах Вечерни и Утрени, которые обе завершаются Сугубой и Просительной ектениями. Не есть ли это доказательство того, что и Вечерня и Утреня разви- лись из каких-то ранних пред-евхаристических чинов? Попробуем отделить собственно Утреню "Завещания" от непос- редственно примыкающей к ней Литургии оглашенных и получим сле- дующий чин: @1. Вход епископа и диакона(ов). @2. Епископ приветствует собравшихся:З"Слава Господу!" @3. Народ отвечает: !"Достойно и праведно". @4. Епископ произносит Утреннюю молитву. @5. Народ поёт псалмы, гимны и славословие. @6. Епископ благословляет и отпускает оглашенных. Сразу бросается в глаза необычайное сходство этого чина с описанной выше Вечерней. По-существу, это один и тот же чин, только Вечерняя молитва заменена Утренней, и вместо "Свете Тихий" поют "Великое славословие" и псалмы. Кстати, и католическое "Ве- ликое славословие" ("Gloria") так и осталось пред-евхаристичес- кой молитвой, удержавшись в Мессе, а не в Вечерне. Поэтому многие исследователи-литургисты сейчас считают, что первоначален чин некой общей предъевхаристической Всенощной, ко- торую с начала III века служили в ночь с субботы на воскресенье и которая впоследствии, на рубеже III и IV вв., разделилась, т.е. с минимальными различиями стала совершаться как поздно вечером, так и до рассвета. 5.@ СТРУКТУРА ДРЕВНЕЙШЕГО ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ. Гипотеза о существовании этого чина подтверждается чрезвы- чайно архаичным армянским литургическим материалом, близким к Халдейской Церкви. Ещё в 1960 г. его исследовал католический ли- тургист о. Матеус и доказал, что древнейшая всенощная состояла из 2-х частей: ........ - хваления и Евхаристии. Перед Евхаристией пели библейские песни: Моисея ("Исход") и 3-х отроков ("Даниил") и читали Евангелие. Более того: похожий предъевхаристический чин до сих пор сох- ранился у армян в субботу вечером (в современном армянском Часос- лове называется "Жеманик"). В Православной Церкви эти архаические черты более всего проявляются в нашей Вечерне Великой Субботы. Как вы помните, она у нас служится в пятницу днём вместо Литургии (которой в пятницу не положено) и завершается выносом Плащаницы. Итак, привлекая параллельный материал (т.е. Эфиопскую вер- сию "Апостольского Предания" и "Testamentum"), мы можем рекон- струировать следующее чинопоследование: @1. Вход епископа и диаконов. @2. Приветствие епископа:З"Слава Господу" или !"Господь с ва- !ми"; ответ: !"И со духом твоим". @3. Молитва епископа. @4. Ответ людей:З"Тебе хвалим, Тебе благословим и молим ти !ся...ЗАминь". @5. Пение библейских песен и псалмов (вперемежку). @6. Предъевхаристический чин: ЗЖЖ- "Благодать Господа нашего со всеми вами" - "И со духом !твоим"; ЗЖЖ- "Восхвалим Господа!" - "Достойно и праведно есть"; ЗЖЖ- "Горе имеем сердца!" - "Имамы ко Господу". @7. Епископская молитва. @8. Чтение Священого Писания (Ветхого Завета). @9. Проповедь. @10. Отпуст оглашенных. @11. Слово к верным и молитва о них (или ектения). @12. Анафора. Вот - этот древнейший чин первой половины III века, из кото- рого генетически развились наши Вечерня и Утреня. А сформирова- лись они в современном виде только к началу IX века. 6.@ ГИМНОГРАФИЯ И ЧТЕНИЯ. Несомненно, что песнь "Свете тихий",сопровождающая т.н. "Ве- черний вход" (со светильником!), наравне с благословение хлебов - самый древний элемент нашей Вечерни. Как известно, уже свт. Васи- лий Великий (+ 379 г.) упоминает его в 29-й главе своей книги "О Св. Духе к Амфилохию" в следующем контексте: ЗЖЖ"Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечерне- !го света, но при явлении его немедленно и благодарили... народ !возглашает древнюю песнь... А если кому известна и песнь Афиноге- !на... то он знает, какое мнение о Духе имели мученики".Ж("Творе- ния" т. III, стр. 345-346). На основании этих слов свт. Марк Эфесский (+ 1450 г.) припи- сывал авторство гимна "Свете тихий" мч. Афиногену еп. Севастий- скому (+ 311 г. память: 16/29 июля). И в греческом "Часослове" он до сих пор подписывается, как "Гимн св. Афиногена мученика". Однако, свт. Василий Великий отличает "песнь Афиногена" от вечер- ней песни "Свете тихий", прибавляя, что не знает автора З(!"И не !можем сказать, кто был отцом тех хвалений, которые поем во время !светильничных..."). т.е. она была ещё ранее Афиногена в вечернем богослужении. А т.к. предъевхаристический чин Каппадокийской ана- форы по собственному признанию свт. Василия, заимствован им из Неокесарийского чина (см. "Творения св. Григория Чудотворца", Пг, 1916 г., предесл.), то вполне возможно, что автором этого гимна был свт. Григорий Неокесарийский (ок.Ж240-270 гг.). И в таком случае - это гимн середины III века. свт. Григорий Нисский, описывая жизнь свт. Григория Неокеса- рийского свидетельствует о том, что он был гимнографом и состав- лял песни на дни памяти мучеников. Другим выдающимся гимнографом середины III века (по свидетельству свт. Дионисия Александрийско- го) был блаж. Непот, еп. Пентапольский (в Египте). Однако, творе- ния его до нас не дошли. Единственный образец подобного рода творчества - это чудом сохранившаяся до нас песнь свт. Мефодия, сочинённая им для женского аскетерия. Сщнмч. Мефодий, еп. Патарский (+ 312 г.), автор полемичес- ких трудов против Оригена, опубликовал её в своей книге "Разго- вор десяти дев". Это - книга о девстве, как подвиге, ведущем к единению со Христом. Девы ждут Жениха Небесного и одна из них за- певает: З"Девы! С небес гремит глас, пробуждающий мертвых. ЗЖЖОн велит всем нам в белых одеждах со светильниками ЗЖЖнестись к востоку на сретенье небесного Жениха. ЗЖЖВосстаньте прежде, чем Господь внидет в дверь." Хор дев подхватывает припев: З"Тебе посвящаю себя чистою ЗЖЖи со светоносным светильником встречаю Тебя, ЗЖЖнебесный Жених! Одна из дев продолжает: !"Забыла я родину, возжелав красоты Твоей, Боже, ЗЖЖзабыла лица сверстниц моих, ЗЖЖзабыла о том, что мной хвалилась и мать и сродники. ЗЖЖТы, Христе, стал всем для меня" Хор: !"Тебе посвящаю себя чистою..." и т.д. Песнь довольно большая, но, несмотря на свою простоту, она производит чарующее и странное впечатление. Такие песни поют за долгой монотонной работой. Они поддерживают ровное молитвенное горение и способствуют аскетическому самозабвению, но не размы- вают личность, а наоборот создают вокруг неё сакральное мелоди- ческое пространство, которое сознаётся как душевная твердь, кре- пость и ограждение от дурных помыслов. И это уже типичная мисти- ка! На какую же мелодию всё это следовало петь? Об этом уже в начале века задумывался Климент Александрийский: ЗЖЖ"Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламывающая ду- !шу, впадающая в разнообразие, то плачущая, то страстная, то неис- !товая и безумная. - пишет он в "Строматах" (VI, 11) -ЗОбразец для !музыки может дать Давид... воспевающий Бога ритмически. Даоричес- !кой гармонии наиболее подходит такой энгармоничнский лад, а Фри- !гийской - диатонический..." Нам хорошо известны оба упомянутых лада. В обоих общая вели- чина интервала в тетраккорде = 2,5 тонам. Обычный аккорд состоит из 2-х целых интервалов (тонов) и одного половинного. Это и есть диатоника ("через тон") или, в просторечии, игра на белых клави- шах, интервал между которыми равен целому тону, а между "си" и "до" следующей октавы - полутону. И вся православная музыка и всё западно-европейское средневековье - диатоничны. А заложен этот принцип был в III веке! ННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННН  Невольно приходит на ум вариация на ту же тему из нашей Полунощницы:З"Се Жених гредет в полунощи, и блажен раб, его же !обрящет бдяша... блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не !смерти предана будеши..." и т.д. ННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННН Интересно, что интервалы (т.е. внутренняя структура) появи- лись не только в пении, но и в чтении. Именно в III веке Аммоний, диакон Александрийской Церкви разделил текст Нового Завета на очень мелкие (до одного предложения!) отрезки - перикопы. Перико- пы Аммония позволили Оригену сопоставлять параллельные повество- вания Евангельской истории. А Евсевий Памфил Касарийский, церков- ный историк и богослов IV века составил для этой цели 10 таблиц. В 1979 г. в "Московской патриархии" вышел уникальный текст Нового Завета, где впервые были опубликованы перикопы Аммония и таблицы Евсевия. 7.@ СЕДМИЧНЫЙ И ГОДОВОЙ КРУГИ. В III веке христианство уже настолько далеко ушло от иудей- ства, что жгучие родственные отношения близости и неприязни осла- бевают, сменяются равнодушием. Здесь причина того, что иудейская суббота, отрицаемая писателями II века, вдруг начинает чтиться наравне с воскресеньем (до начала IV в.) даже в Риме. "Завещание" предписывает Евхаристию в субботы, воскресенья и дни седмичных постов - среду и пятницу - на которые также смотрели как на свое- го рода праздники. Особенно ярко выражен этот взгляд у Оригена, который сопоставлял пятницу с воскресеньем и Пасхой. Именем Пят- ницы (греч. Параснева) в христианских семьях называли дочерей (вспомним особо чтимую у нас мц. Праскеву ПятницуЖиз Иконии, +Ж251 г., пам. 28 окт. с/с). Однодневные посты не означали полного воздержания от пищи. Воздержание длилось до IX часа (т.е. до 15-ти. до конца богослу- жебного дня). И кафолические христиане упрекали монтанистов за произвольное удлинение постов (на что жалуется перешедший в мон- танизм Тертуллиан в соч. "О постах", 10). Кроме однодневных седмичных постов, были ещё посты по слу- чаю общественных бедствий и единственный многодневный - предпас- хальный Пост. Пасха была главным праздником и центром подвижного годового круга. А главным праздником неподвижного круга была Епи- фания (Богоявление), появившаяся у кафоликов в противовес гности- ческой ок. сер. III века. 8.@ ПАСХА И ПРАЗДНИКИ. На протяжении III века предпасхальный Пост удлинился до 40-ка дней и стал воистину Великим. Это произошло под влиянием практики, упомянутой ещё в "Дидахи": члены Церкви постились вмес- те с оглашаемыми из желания содействовать постом и молитвой их оглашению и подготовке к крещению (см. также Иустин "Апологея I", 61). Может быть нигде больше с такой поразительной силой не проявлялась истинная соборность Церкви, как в этом совместном ас- кетическом усилии при рождении её новых членов! И сравните это с тем вопиюще безобразным отношение3, которое мы проявляем к ним сейчас (не просто равнодушие, но отталкивание!). Итак, после 40-ка дневного совместного Поста оглашенные шли к купели, а верные собирались на торжественную предпасхальную Агапу (упомянутую в "Завещании"). Реликтом этой Агапы является наш пасхальный артос, который в течение всей Светлой седмицы ле- жит на аналое, а в монастырях торжественно переносится в трапез- ную (прямо символизируя агапу). Таким же символом агапы являются и наши пасхальные куличи - "домашний артос", и вкушают его с творожной пасхой и яйцами тоже в память о творожной пище агап. И крестный ход наш вокруг храма в пасхальную ночь прямо повторяет радостное обхождение новокрещае- мых вокруг пасхальной купели. И верные приветствовали их святым целованием (наше т.н. "христосование"). А потом все шли, конечно, прямо ко Христу и соединялись с Ним в таинстве Евхаристии. И вот это уже грустное для нас сравнение, потому что сейчас никто поч- ти не причащается в пасхальную ночь. И вообще мало что понимают в происходящем. Потому что хорошо поработал беспросветный византий- ский символизм, объявив крестный ход изображением "жён-мироносиц", артос - изображением "пяти хлебов" и т.д. и т.п. по Симеону Солунскому. Со дня Пасхи до 50-го дня после неё оставлялись коленопрек- лонения, о чём впервые упоминает ещё свт. Ириней Лионский в са- мом конце II века (см. "соч. в русск. пер." М. 1871, стр. 695). Впрочем он пишет только о времени в течении которого !"не прекло- !нял колен". А сам праздник Пятидесятницы, завершающий подвижный круг, возник ближе к концу III века. Как праздновались Пятидесят- ница и Епифания, нам неизвестно. Зато довольно много материала о днях памяти мучеников. Если в начале века ещё нет резкой грани между памятью мучеников и простых умерших (Тертуллиан: !"Мы делаем приношения за скончавше- !гося в годичный день страдания" "О венце воина", 3), то к концу века первоначальный культ святых уже налицо. Являются общецерков- ные святые (апп. Пётр и Павел, ап. Иаков, первомуч. Стефан, св. Лаврентий и др.). Над могилами местных мчч. возводятся постройки, в которых совершаются поминальные агапы, читаются акты страданий (зап. - " legenda"; вост. - " синаксарь"). В честь мучеников сочи- няют песни и устраивают пляски. Да-да! Рождение мученика в новую жизнь приветствуется пляс- ками при гробах, которые застал ещё свт. Василий Великий: !"Мы пляшем священными плясками при гробницах святых".Ж(y Conybeare F. Philo 254. цит. Bas t 1, p.512). И в Эфиопской Пра- вославной Церкви до сих пор сохранились пляски на молебнах и крестных ходах, возглавляемые священниками (см. Тураев б. "Абис- синия" Прав. бог. энц. т.I, СПб, 1900 г., с. 71). То же самое - у православных арабов (см. Муравьёв А. "Путешествие по святым мес- там" ч. II, СПб, 1840 г., с. 124). ЭЫ5< A*.FRMь¤I»ЗKсТф¤¤т,ы$ГЖ·%$їЮЙPЁQКГ   C:\MDE\ALIMOV\MLA.WD A*.FRM|Л1—+ГѕuЩ6IюъПСw0Б@