СЕДМИЧНОЕ _ И _ ГОДОВОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ _ В IV-V ВЕКАХ. 1.` СЕДМИЧНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ. По-прежнему состоит из 4-х опорных точек: воскресенья, суб- боты и 2-х постных дней (среды и пятницы). Вместе с тем, благода- ря, в основном, государственному законодательству, здесь произош- ли серьёзные изменения: bВоскресенье в IV веке, наконец, стало официальным выходным днём для всей империи. Начало этому положил имп. Константин Вели- кий, который по свидетельству Евсевия Кесарийского "предназначил для молитвы день Господень". Эдикт этот вышел в 321 г.ЖВ конце века ( 386 г.) имп. Феодосий Великий подтвердил этот эдикт и зап- ретил в воскресные дни даже публичные представления и зрелища, как кощунственные. Воскресная Утреня начиналась раньше обычного, не просто до рассвета, но такой глубокой ночью, что вполне могла быть названа бдением. У монахов эта ночная служба стала называться vigilia. Отсюда - до сих пор практикуемые у католиков Вигилии и православ- ные Всенощные. Но т.к. суточные службы в Католической Церкви сейчас совер- шают по Бревиарию (т.е. они являются келейным монашеским прави- лом), то современная католическая Вигилия по своему храмовому употреблению соответствует, скорее, православному Сочельнику. Например, Вигилия Рождества Христова (24 декабря) - это, соб- ственно, Навечерие Рождества, венчающее 4 недели Адвента (т.е. Рождественского поста). И в Православии и в Католицизме богослу- жение каждого воскресного дня до сих пор начинается в субботу ве- чером (поэтому в Бревиарии - 2 воскресных Вечерни). Но в Правос- лавии эта т.н. Великая Вечерня переходит в Утреню + I час (IX час уже фактически отмирает) и составляет Всенощную (которая в Като- лицизме уже фактически ^#&исчезает). А сложился этот обычай начинать воскресеное богослужение в субботу вечером - в IV веке. bСуббота, которая ранее была выходным днём, в IV веке продол- жала почитаться наравне с воскресеньем. Даже "Апостольские поста- новления" ещё не делают особой разницы между этими двумя днями. В субботу, как и в воскресенье, служили Литургию. Суббота была, по существу, навечерием воскресенья. В этот день христиане работали (в противовес иудеям), но вспоминали сошествие Христа во ад. По-видимому, отсюда и возник обычай поста в субботу, кото- рый удержался у западных христиан, как форма чествования погребе- ния Христа. Впрочем, прп. Иоанн-Кассиан указывает и другую причи- ну: "По мнению западных,[Великого] поста в субботу не должно раз- решать (т.е. отменять), потому что апостол Петр в субботу, гото- вясь вступить в борьбу с волхвом Симоном, постился в сей день". ("Устав", кн. III, гл. 10). Этот спор из-за "поста в субботу" был гораздо более веским поводом к разрыву церковных отношений между Востоком и Западом (в 1054 г.), чем пресловутое filiogue (которое мало кого волновало). И до сих пор 40-ка дневный Великий посту католиков и православ- ных исчисляется по разному. Православные начинают его в "чистый понедельник" за 54 календарных дня до Пасхи (минус 14 суббот и воскресений = 40 дней поста). Католики - в "пепельную среду" за 46 календарных дней до Пасхи (минус 6 воскресений = те же 40 дней поста). Но поскольку православные давно забыли, что не только воскресенья, но и субботы в пост не входят, то фактически постят- ся дольше. bСреда и bпятница в IV-V вв. по-прежнему были днями одноднев- ных постов. В среду вспоминался суд над Иисусом Христом, а в пят- ницу - распятие. Однодневный пост в ту эпоху означал полное воз- держание от пищи до IX часа (т.е. до 15-00, когда кончался богос- лужебный день). Исключение составляли праздники Пятидесятницы и Богоявления "если придутся на среду и пятницу"Ж(свт. Епифаний Кипрский). В некоторых Восточных Церквах (особенно в Александрийской) эти постные дни чтились Литургией, но без совершения Евхаристии. И, возможно, именно здесь надо искать корни последующей Литургии Преждеосвященных Даров (которую папа Григорий Вел. заимствовал на Востоке). Ведь, собственно, почему в Александрии не совершали Евхарис- тию в постные дни? Только потому, очевидно, что она ещё соединя- лась с агапой. А вкушать агапу (и вообще вкушать до IX часа) в постные дни было недопустимо! Вероятно, эту проблему пытались разрешить переносом Литур- гии на вечер. Следы этого остались. И если мы внимательно почи- таем свой устав (который мы , конечно, не выполняем), то увидим, что в некоторые особо важные постные дни (а именно: в навечерие Рождества Христова, Богоявления, Великого Четверга и Великой Суб- боты) Литургия предваряется Вечерней и т.о. должна служиться пос- ле 12-ти часов дня. Тогда причащение придётся как раз на IX час! 2.` ПОДВИЖНЫЙ ГОДОВОЙ КРУГ: ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Вся описанная проблематика была особенно актуальной в пе- риод Великого поста, который в IV веке, наконец, становится Четы- редесятницей в собственном смысле, т.е. достигает 40-каЖдней. Когда и где это произошло? Историк V века Сократ говорит об ещё весьма разнообразной практике: "Пост перед Пасхой в разных местах соблюдается различ- но. В Риме перед Пасхой постятся непрерывно 3 недели (Кроме суб- боты и дня Господня). В Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 недель до Пасхи и называют его Четыредесятницей. Другие же постятся за 7 недель до праздника..." ("Церк. история", кн. V, 22). Т.о. 40-ка дневный Великий пост родился не сразу и можно думать, что решающей здесь была инициатива свт. Афанасия Велико- го. В своём I "Пасхальном послании" ( 329 г.) он ещё приурочивает начало Великого поста к понедельнику Страстной седмицы, а в IV и V "Посланиях" ( 332-333 гг.) уже говорит о Четыредесятнице. Вот он - наглядный переход к современной практике! На Западе же пер- вое свидетельство о 40-ка дневном посте находим у верного учени- ка Афанасия - свт. Амвросия Медиоланского (+ 397 г.). Первоначально, главным в посте был не род пищи, а час вкуше- ния (т.е. отменялся завтрак, но оставались обед и ужин). Но в V веке к ограничениям во времени добавляются пищевые ограничения. В подражание подвижникам пустынь предпочитались хлеб и овощи. Мясо и @(?) постепенно выходили из употребления. Рыба же дозволялась, т.к. проклятие, связанное с грехопадением было направлено на зем- лю, а не на воды. К тому же рыба является древним символом Хрис- та и принадлежит к стихии, с которой связано крещение. В воскре- сенье пост прерывался, а на Востоке - и в субботу, литургически связанную с воскресеньем (Златоуст ещё называет их днями отдыха от поста). Но постепеннно пищевые ограничения распространяются и на эти дни. С чем связаны все эти изменения? Не надо забывать, что Вели- кий пост возник из соучастия верных в пощении оглашенных. Оглаше- ние же длилось в начале IV века до 3-х лет ("Апостольские поста- новления" VIII, 33) и на Великом посту торжественно заканчива- лось. Вступающие в Церковь сдавали экзамен по знанию Евангелия и пониманию Символа веры. Так и сейчас у католиков, где дети при- равнены к оглашенным, и происходит конфирмация их в возрасте 10-13 лет. На Востоке же, где все поданные "христианской империи" стали автоматически зачисляться в разряд христиан, институт кати- хумената (оглашения) исчез уже в V веке. Т.о. Вел. пост утратил свой прежний смысл (аскетическое соу- частие в рождении новых членов Церкви) и стал пониматься как вре- мя покаяния. Но если раньше каялись (перед крещением) только ог- лашенные, то теперь все верующие стали пониматься как оглашенные (что отчасти и верно, ибо их уровень очень понизился в эпоху го- сударственной Церкви). Такое понимание не миновало и Римскую Цер- ковь, где в первый день поста появился покаянный обряд "благосло- вения пепла" (отсюда т.н. "Пепельная среда"). Последняя седмица Великого поста (перед Страстной) заверша- лась Лазаревой субботой, которую обстоятельно описывает уже Сильвия-Этерия вЖ380 г.: "Когда начинает рассветать, при первых лучах света, в суббо- ту, служит епископ и совершает Литургию. Перед самым отпустом ар- хидиакон возглашает: "Будем все сегодня в седьмом часу (т.е. пос- ле 12-00) у гроба Лазаря". И так как уже почти седьмой час, то все отправляются ко гробу Лазаря в Вифании, находящейся приблизи- тельно в двух милях от города... Когда епископ приходит на это место, его встречают все здешние монахи. А затем, весь народ идет в церковь, где поют гимны и антифоны и читают текст из Евангелия, описывающий встречу Господа с сестрой Лазаря. После произнесения молитвы, получив благословение, все нап- равляются к гробнице Лазаря при пении гимнов... Собирается такое множество людей, что заполненными бывают не только место у гроба, но и все окрестные поляны. Поются гимны и антифоны, подходящие ко дню и месту, и также читается соответствующий текст Священного Писания." ("Письма паломницы IV века", М., 1994 г. с.204-205). 3.` СТРАСТНАЯ СЕДЬМИЦА. Это были дни особой аскезы. Благочестивые верующие только под вечер вкушали хлеб с водою, а монахи не ели вообще до самой Пасхи. Богослужение этих дней начиналось воспоминанием Входа Гос- подня в Иерусалим (нынешнее Вербное воскресенье). Сильвия расска- зывает: "Следующий день, воскресенье, открывает начало Страс- тной Седьмицы, которая называется здесь Великая Седьмица... После того, как служба прошла обычным порядком, в главной церкви перед самым отпустом архидиакон возвышает голос и говорит: "в течение всей этой недели, начиная с завтрашнего дня, будем со- бираться в девятом часу (т.е. ок. 15-00) в Мартириуме... Сегодня в седьмом часу (т.е. ок. 13-00) будем на Елеоне." ... Итак, в седьмом часу епископ и все люди поднимаются на Масличную гору, то есть на Елеон, в церковь. Там поются соответ- ствующие дню гимны и антифоны и читаются тексты Священного Писа- ния. Когда же приблизится девятый час, все с пением гимнов идут на Имвомон, т.е. на место, с которого Господь вознесся на небо... Когда приблизится одиннадцатый час (17-00), читается то мес- то в Евангелии, в котором описывается, как отроки с ветвями и пальмами встречали Господа, восклицая: "Благословен Грядый во имя Господне" (Мф. XXI,9). И сразу же епископ, и с ним весь народ, встает и спускается с вершины горы Масличной. Народ идет впереди епископа, оканчивая пение гимнов и анти- фонов словами "Благословен Грядый во имя Господне". Все присут- ствующие дети, даже те, которые еще не ходят, младенцы, которых родители несут на плечах, держат ветви - одни пальмовые, а дру- гие масличные (у нас - вербы). Таким же образом, как некогда Гос- подь был сопровождаем, все сопровождают епископа от самой верши- ны горы до самого города, а затем через весь город до храма Вос- кресения пешком... Процессия при пении гимнов движется очень мед- ленно, чтобы народ (постящийся!) не утомился. И поэтому, когда приходят к храму Воскресения, уже наступает вечер. После прихода туда, несмотря на поздний час совершается вечерня, и после молит- вы у Креста народ отпускается." (Там же, стр. 205-207). Столь же подробно описывает Сильвия и другие богослужения Страстной седмицы. Она отмечает, например, что в Великий Четверг Иерусалимская Церковь уже совершала вечернюю Литургию (даже две): "После того, как люди соберутся, совершается Евхаристия в этот день в Мартириуме и отпуст бывает в десятом часуЖ(т.е. ок. 16-00)... После отпуста в Мартириуме все направляются за Крест где поется только один гимн и произносится молитва, а затем епис- коп совершает приношение Бескровной Жертвы, и все причащаются. За исключением одного этого дня Литургия в течение всего года никог- да не служится за Крестом." (Там же, с. 208). Т.о. перед нами особая праздничная Литургия, совершаемая в память Тайной Вечери. На Западе такую вечернюю праздничную Литур- гию стал совершать Августин Блаженный и это было утверждено, как правило Карфагенским Собором 419 г. Впоследствиии на Западе воз- ник специальный праздник "Пресвятых Тела и Крови Христа", кото- рый совершается в воспоминание о установлении Евхаристии на Тай- ной Вечере.D* Причём совершался он следующим образом: после Мессы епископ вносил монстрас со Св. Дарами на улицу и устанавливал на временном престоле под открытым небом. Собравшиеся поклонялись Дарам и пели гимны (в т.ч. знаменитый "Te Deum laudamus" свт. Амвросия Медиоланского). Нетрудно увидеть здесь отголосок Иеруса- лимской литии. У нас в Православной Церкви в Великий Четверток совершается две Литургии Василия Великого (Так же как при Сильвии!): ранняя в 7-00 и поздняя - в 10-00. Причём вместо херувимской поют:  "Виде- хом свет истинный...", а вместо Причастна -  "Вечери Твоея тайные..." (Тоже в воспоминание о Тайной Вечере!). Особенно интересно то, что пишет Сильвия о Всенощном бдении, которое продолжалось с вечера Четверга до утра Великой Пятницы. Оно представляло собой скорбное шествие со свечами по всем свя- тым местам от Гефсимании до Креста. И на каждом таком месте дела- лась остановка, читался соответствующий отрывок из Евангелия и пелись гимны (прочесть стр. 209-210). Т.о. наш умилительный чин Утрени Вел. Пятка с чтением "12-ти Евангелий Страстей Христовых", который совершается в четверг в 7-м часу вечера со свечами (!) буквально возник в Иерусалимской Церкви IV века! Схожее чинопоследование есть и у католиков. Оно так и назы- вается "Крестный путь" и состоит из 14-тиЖСтояний ("Осуждение", "Возложение креста", "I Падение под крестом" и т.д.) с совершен- но изумительными народными гимнами. bВел. Пятница была днём самого строгого поста и печали ("День скорби, в который постимся" Свт. Амросий). Сильвия пишет: "После отпуста у Креста: еще до восхода солнца, весь народ, полный рев- D_________________________________________________________________ @* Этот праздник возник во Франции при Людовике IX Святом, а папа Урбан IV ((1263-1264) распространил его на всю Церковь. Он переходящий и совершается всегда в четверг после Св. Троицы. ности, сразу же направляется на Сион, чтобы помолится у того столба, у которого бичевали Господа. А затем, отдохнув немного у себя дома, все они снова готовы для следующей службы." (стр. 210). Происходит всеобщее поклонение Св. Животворящему Кресту, об- ретённому Св. Еленой. Потом "Перед Крестом ставится сидение для епископа, и от VI часа (12-00) до IX (15-00) ничто другое не со- вершается, как только чтение текстов Свящ. Писания...И нет в этот день никого, ни старого, ни молодого, кто бы не плакал в течение  тих трёх часов, помышляя о тех страданиях, которые Господь пре- терпел за нас." (стр. 211). У нас в Церкви этот обряд претворился в чтение четырёх Еван- гелий во время Царских часов (которые в Вел. Пяток заменяют со- бой Литургию). Напомню, что Литургия в Вел. Пятницу не служится (ибо Христос на Кресте), кроме того случая, когда с ней совпа- дает Благовещение (тогда положена Литургия И. Златоуста). У като- ликов, наоборот, это единственный день, когда совершается Литур- гия Преждеосвященных Даров св. папы Григория Вел. А перед ней со- вершается чин поклонения Кресту (опять же восходящий к IV веку). bВеликая Суббота также была днём строгого поста (почти ниче- го не ели), который кончался в полночь. В это время совершалось крещение оглашенных. И об этом нам до сих пор напоминает пение на Литургии Вел. Субботы вместо обычного Трисвятого -  "Елицы во Христа крестистеся..." (т.е. "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись." Гал. III, 27). Сильвия рассказывает: "... неофиты, только что воспринявшие крещение и сразу же одетые после купели, идут за епископом преж- де всего в храм Воскресения. Епископ входит внутрь решетки под пение гимна и там молится о них. Затем он возвращается вместе с ними в главную церковь, где весь народ бодрствует, ожидая." (стр. 212). Палладий еп. Еленопольский, описывая арест свт. Иоанна Зла- тоуста во время пасхального крещения пишет, что воины  "уже раз- девшихся для крещения женщин заставляли бежать нагими и кровью их ран окрасили воду крещения." Тем не менее, в ту жуткую ночь было крещено более 3 000 человек! (Палладий "Разговор о жизни Златоус- та", гл. 9). 4.` ПАСХА И СВЯТАЯ СЕДМИЦА. В нач. IV в. был окончательно решён вопрос о времени праз- днования Пасхи. I Всел. Собор ( 325 г.) постановил праздновать её в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (т.е. после 21 марта). Об этом дне ежегодно объявляли особым окружным посланием и императорский эдикт в этот день давал амнистию всем преступникам не-душегубам. Сам ритуал Пасхи был ещё во многом схож с III веком: "До пе- ния петухов" (т.е. до 12-ти ночи) проходили: 1. Утреня. 2. Литургия оглашенных. 3. Крещение оглашенных. В 12-00 4. Евангелие о Воскресении Христа. 5. Пасхальная проповедь. 6. Евхаристия с агапой (которая "разрешала" Вел. пост). (См. "Апостольские постановления", V, 12). bПасхальная седмица фактически удлиняла праздник с 1 до 7 дней. В это время не разрешалось заставлять работать даже рабов. Запрет имп. Феодосия Великого на цирковые представления и проч. публичные зрелища, касающийся воскресных дней, в 389 г. был рас- пространён на Страстную и Светлую седмицы. Августин Блаженный называл эту седмицу "неделей неофитов" или "неделей в белом" ("dominica in albis"), т.к. неофиты не сни- мали свои белые крещальные одежды до Фомина дня. Сильвия не нахо- дит больших различий в богогслужении этих дней на Востоке и на Западе: "Все восемь дней Пасхи празднуются здесь так же, как и у нас дома". Но отмечает интересную Иерусалимскую особенность:  "В первый воскресный день все собираются на Литургию в глав- ную церковь, в Мартириум. Также и в понедельник и во вторник... В среду все собираются на Елеоне, в четверг - в храме Воскресения, в пятницу - на Сионе, в субботу - у Креста." (стр. 213). 5.` ПРАЗДНИКИ ПОДВИЖНОГО КРУГА. bВознесение в IV веке ещё чаще именуют 40-ка дневием по Пас- хе, но в V веке праздник уже обретает своё собственное название и чтится повсеместно выходным днём. Начало этому празднику положи- ло освещение (в 330$-хЖгг.) особой базилики, заложенной ещё цари- цей Еленой на Масличной горе (впоследствии разрушена сарацинами). Сильвия пишет о нём:  "Для празднования сорокадневия после Пасхи, приходящегося в четверг, все накануне в среду, идут в Вифлеем для совершения бде- ния. Бдение совершается в той церкви Вифлеема, при которой нахо- дится пещера, где родился Господь..." (стр. 214). bПятидесятница т.е. 50-й день по Пасхе тоже был выходным и заканчивал собой период, когда не бывало коленопреклонений. В собственном смысле это был праздник в честь Св. Духа и потому в этот день тоже крестили. А мы на Литургии Пятидесятницы до сих пор вместо Трисвятого поём "Елицы во Христа креститеся..." По свидетельству Сильвии, праздник этот начинался обычной Утреней в храме Воскресения. Затем в Мартириуме совершалась Ли- тургия, после которой все шли на гору Сион. Там, в церкви, стоя- щей на месте сионской горницы, читался отрывок из Деяний о сошес- твии Св. Духа и бывала проповедь епископа. А затем совершалась поздняя Литургия. 6. `НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ. В IV-V веках наблюдается настоящий взрыв празников. В это время появились: Рождество Христово, Сретенье, Крестовоздвижение, Благовещение и Успение Богородицы. bРождество Христово выделилось из праздника Епифании (6/19 янв.), который был просто перегружен различными смыслами и воспо- минаниями. Достаточно сказать, что Августин в своих шести "сло- вах" на этот день говорит только о Поклонении Волхвов (и до сих пор на Западе Богоявление - это "Праздник Трёх Царей"). Для Вос- тока же это, прежде всего, праздник Рождества Христова (и Армян- ская Ц-вь до сих пор празднует Рождество 6/19 января). Но в Егип- те, в основном вспоминали Крещение Христово. Вот эта рыхлость структуры и не выдержала растущей догмати- ческой нагрузки на каждый отдельный аспект праздника. Впервые это расщепление произошло в Риме, где при папе Юлии ( 337-352) начали праздновать Рождество Христово отдельно - 25дек./7 янв. (по свидетельству Иоанна, еп. Никейского).Следую- щий папа Либерий ( 352-366) при посвящении в иночество сестры Амвросия Медиоланского - Марцелины - уже указывал ей на значи- тельность совпадения этого события с праздником Рождества (свт. Амвросий "О девстве" III, 1). На Восток праздник Рождества пришёл под влиянием Запада. Впервые он становится известным в Каппадокии при свт. Василии Ве- ликом, которому принадлежит первое "Слово на Рождество Христово". Очевидно, он и ввёл этот праздник в 370$-еЖгг., а друг его Григо- рий Богослов пересадил его в КПль (откуда он распространился уже в качестве столичного нововведения). Интересно, что сам Григорий Богослов ещё очень осторожно вводит новое торжество: "Ныне мы празднуем Богоявление или праздник Рождества", - говорит он. В Антиохийской Церкви свт. Иоанн Златоуст на память мч. Хри- согона (20 дек. 388 г.) говорит, что в наступающее 25 декабря впервые будет здесь отмечаться Рождество Христово, на Западе уже давно известное. Что в Антиохию сведения об этом проникли только лет 10 назад. Что сам он уже давно желал и даже в тайне молился, чтобы этот праздник стал совершаться в Антиохии (Златоуст "Пох- вальн. бес." 4). Позднее всего этот праздник зарегестрирован в Александрии: только в 432 г. - при свт. Кирилле Александрийском. Понятно, что с выделением Рождества из Богоявления, за пос- ледним осталось только воспоминание о крещении. Такое раздвоение праздников для более полной иллюстрации догматов - очень характерное явление в истории Церкви. Например, в X веке у католиков раздвоилась Пятидесятница. Первоначальный праздник (VII воскресенье после Пасхи) совершается только в вос- поминание сошествия Св. Духа (ср. наш Духов День), а в следующее VIII воскресенье совершается праздник Пресвятой Троицы, иллюстри- рующий Тринитарный догмат. bСретенье Господне, идейно связанное с Рождеством, выделяет- ся в особый праздник тоже в эпоху IV-V вв., когда происходит ста- новление Рождествонского цикла. Правда, позднейшее предание (сло- жившееся под влиянием лангобардского историка VIII в. Павла Диа- кона) приурачивает его установление к чудесному избавлению КПля от чумы 542 г. (при имп. Юстиниане). Но, как доказывает Юрий Ру- бан (со ссылкой на Никифора Каллиста), Юстиниан лишь предал уже существующему празднику всеимперский смысл и установил его новую дату: 2 февр.(вместо 15 февр. См. Рубан Ю. "Сретенье Господне", СПб, 1994, стр. 32-33). Сам же праздник знает уже Сильвия в конце IV в., но назы- вает его "40-м днём от Епифании" (римское по происхождению Рож- дество в её время ещё не было известно в Палестине):  "Сороковой день от Епифании празднуется здесь с большой тор- жественностью. В этот день бывает процессия в Анастасис и все со- бираются там на Литургию, которая совершается по определённому правилу... Все пресвитеры а также епископ проповедуют, толкуя о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм..." ("Письма паломницы...", стр. 201). bКрестовоздвижение - появилось в той же Иерусалимской Церкви всвязи с праздником обновления храма Воскресения (т.е. Ан@астаси- са, т.к. сами события тесно связаны). Этот храм был построен имп. Константином Великим, над пещерой Гроба, близ которой ок. 320 г.D* _________________________________________________________________  H* Дата (320 г. приводится по хронографу Феофана, т.к. дата Сократа ((326 г.), скорее всего, не точна (совпадает с кончиной св. Елены). св. царица Елена обрела Животворящий Крест. Так об этом свиде- тельствует Сильвия:  "Праздником обновления (Посвящения) называется тот день, когда святая церковь на Голгофе была посвящена Богу... Этот день Посвящения празднуется с особо торжественной Литургией еще и по- тому, что в этот день был обретен Крест Господень... почему было установлено чтобы день первого посвящения вышеупомянутых церквей совпадал со днем обретения Креста Господня..." ("Письма", стр. 220-221). Т.о. это опять же был местночтимый Иерусалимский праздник, который уже впоследствии стал известен Церквам, получившим часть Животворящего Древа. Затем, главная часть Св. Креста досталась Хозраю Персидскому и была возвращена лишь при имп. Ираклии. Имен- но в честь этого возвращения и возник обще-христианский праздник 14/27 сентября. bБогородичные праздники. Развитие христологии обусловило интерес к подробностям зем- ного происхождения Спасителя и Его Матери. Показательно, что Эфесский Собор 431 г. проходил в церкви Богоматери. Ещё Констан- тин Великий построил в честь Неё 3 храма в КПле. Но главный Вла- хернский храм воздвигла супруга имп. Маркиана (+ 457 г.) царица Пульхерия. Она же заложила храм Одигитрии. Всё это неминуемо должно было привести к развитию Богородичного цикла праздников. Этот цикл органически выделилися из Рождественского. Так за 9 месяцев до Рождества (25 дек.) стали праздновать Благовещение (25 марта). Первые "Слова на Благовещение" принадлежат свт. Прок- лу патриарху КПльскому (+ 446 г.) и Перту Хрисологу еп. Равеннско- му (+ 450 г.). Т.о. этот праздник возник в первой половине V ве- ка. К 500 году относятся первые сведения о праздновании Успения Божией Матери в палестинских монастырях (речь Феодора к прп. Фео- досию). Т.о. этот праздник зародился в конце V века, а всеимпер- ским сделал его имп. Маврикий ( 582-602 гг.). 7. `ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ. Когда Церковь становится государственной, времена гонений и мученичества отодвигаются в область героического прошлого и соот- ветственно возникает культ собственных мучеников. Собираются офи- циальные протоколы допросов и легендарные сведения. У каждой мес- тной Церкви образуется свой официальный список особо чтимых свя- тых с указанием дня памяти - т.н. "месяцеслов. Первый такой месяцеслов оформился в Римской Церкви в 352 г. Это - т.н. "месяцеслов Филокала. Он представляет собой языческий календарь на 352 год с включением дней праздников (в том числе Рождество Христова - 25 дек.) и дней памяти знаменитых мучеников. Всего здесь 22 имени: апостолы Пётр и Павел (пам. 29 июня), св. папы Римские Сикст, Фабиан, Каллист, Понтиан, свт. Киприан еп. Карфагенский, мц. Перпетуя и Филицитата (тоже из дочерней Карфа- генской Церкви) и др. Из восточных месяцесловов древнейшим считается Сирийский (Нитрийского происхождения) из рукописи 411 г., составленный, ве- роятно, в 390$-еЖгг. Здесь ещё нет Рождества Христова, а упомянут только праздник Богоявления. Из апостолов - Пётр и Павел (28 дек.), но также Иоанн и Иаков. Здесь всего 1 папа Римский, зато 2 Александрийских папы, 2 Палестинских и 2 Александрийских еписко- па, первомуч. Стефан, 32 Никомидийских мученика, пострадавшие в гонение Диоклетиана, 24 Антиохийских мчч., 19 Александрийских, 2 КПльских и т.д. Т.е. это уже общецерковный месяцеслов. а т.к. имена многих мчч. оставались неизвестными, то в ту же эпоху Церковь вводит День всех святых. В Сирском месяцеслове это пятница после Пасхи, по Златоусту - I воскресенье после 50-цы. Вообще на Востоке этот день приурачивается к подвижному кругу, а на Западе - к неподвижному (ныне - 1 ноября). Культ мучеников и особенно их мощей прививался не без труда и вызывал острую полемику. Так Галльский пресвитер Вигилянций считал почитание мощей языческим и осыпал его едкими насмешками: "Под предлогом благочестия вводится в Церквах почитание трухи...". Блаженный Иероним написал против него целую книгу. По описанию Пруденция, посетившего Рим в 405 г.Жвесь город был в движении по случаю праздника апп. Петра и Павла. Этот праз- дник в V веке имел в Риме 8-ми дневное (!) попразднество (папа Лев Великий, "Слово 84"). В эти дни совершались т.н. "литании т.е. торжественные процессии или крестные ходы из одного храма в дру- гой или к могиле мч-ка. Литании, рождённые в Зап. Церкви в IV веке были заимствова- ны Востоком. Василий Великий говорит о них, как о полезном новов- ведении, которого не было ещё при Григории Чудотворце. Литании совершались не только при поклонении мощам, но при общественных бедствиях: "По случаю сильных дождей были литании и молебны и весь наш город, как поток устремился в апостольские места", - пи- шет свт. Иоанн Златоуст. Постепенно литании обрели форму ряда мо- литвенных прошении и хвалебных благодарений к какому-либо свято- му. В Катольческой Церкви такие литании сохранились до сих пор (например, очень популярная литания Пресвятой Деве Марии). А в Православной Церкви литания постепенно была абсорбирована литией и акафистом. <ї<ї A*.FRMь¤I»ЗKсТф¤¤т,ы$ГЖ·%$їЮЙPЁQКГ   C:\MDE\ALIMOV\MLA.WD A*.FRM|Л1—+ГѕuЩ6IюъПСw)Б@