ГИМНОГРАФИЯ IV-V ВЕКОВ. Церковная гимнография этого периода сложилась как антитеза еретическим гимнам гностиков и ариан. Поэтому её инициатором сле- дует считать самого Ария. Как известно, он написал целый сборник песен под названием "Талия", где излагал свои идеи так, чтобы они были понятны даже самому простому люду. Положенные на народные мотивы эти еретические песни распевались в портах и на дорогах. Моряки, путешественники и торговцы сравнительно быстро занесли их на Запад, где арианский еп. Милана Авксентий ввёл их в церковный обиход. Православные епископы Запада свт. Иларий Пинтавийский (+ 366) и свт. Амвросий Медиоланский вынуждены были противопоставить им свои гимны. Они-то и считаются основателями западной (латинской) гимнографии. На Востоке басспорное первенство во всех жанрах принадлежит выдающемуся сирийскому поэту прп. Ефрему Сирину. 1.` ВОСТОЧНЫЕ ПЕСНОПЕВЦЫ. @Прп. Ефрем Сирин (+`373@) один из основателей Восточного монашества, утончённый аскет, мистик и созерцатель, он известен нам, в основном, как автор хрестоматийных молитв: Великопостной ("Господи и Владыко живота моего..."), к Богоматери ("Нескверная, неблазная,нетленная..."). Лишь недавно (в 1992 г.) был переиздан его "Псалтырь", напи- санный впротивовес гностическим псалмам Вардесана и его сына Гар- мония, которые оба были высокоодарёнными поэтами. Но прп. Ефрем был гениальным поэтом и он создал бессмертную вещь. Самое удиви- тельное, что это действительно Псалтырь, состоящий из 150 псал- мов, которые кто-то потом даже разделил на 20 кафизм, а каждую кафизму на 3 славы. В начале почти каждой кафизмы помещается дог- мат, а в конце - нравоучение - " уроки жизни". Т.о.- это вполне богослужебная по своему предназначению книга и она, бесспорно, богодухновенна. Читать и перечитывать её можно бесконечно. Если бы прп. Ефрем написал одну только "Псалтырь" он уже ос- тался бы в веках рядом с царём Давидом. Но маронитские монахи насчитывают у него не более не менее как 12000 гимнов (!). И это- му веришь вполне, потому что прп. Ефрем был таким удивительным обоженным существом, которое жило и дышало непрерывной молитвой и эта молитва выливалась у него в стихах. Симеон Ассеман (автор "Библиотеки") перечисляет у его сле- дующие гимны: @87 гимнов о Божестве Иисуса Христа, направленных против ариан и евномиан. @56 гимнов против ересей Маркиона, Вардесана и Мани (т.е. против дуалистических ересей). @52 гимна о Церкви, в которых она сравнивается с Богородицей (причём католики уже находят здесь учение о Непорочном Зачатии). Исполняются у маронитов на всенощной. @27 гимнов на Рождество Христово, предвосхищающие христоло- гию V века (марониты до сих пор поют один из них: "Божество сое- динил с человечеством и стал лицом - Богочеловек"). @56 гимнов хвалебных, из которых: - 24 - восхваляют девство, не уничтожающее таинство Брака; - 15 - восхваляют Иоанна Крестителя; - 25 - восхваляют апостолов. @15 увещательных гимнов, из которых мариониты до сих пор поют в пяток гимн о покаянии ап. Петра. @15 гимнов-размышлений о рае. @Поминалиные стихиры (в противовес Арию, который учил, что не следует молиться об умерших). И.т.д. Невероятный, необозримый дар Ефрема Сирина был, однако явле- нием не уникальным. В истории Церкви этот феномен повторится ещё дважды: у Романа Сладкопевца и у Иоанна Дамаскина. Замечательно, что все трое были сирийцами. Из отцов Каппадокийцев наибольшее влияние на гимнографию оказал - @ свт. Григорий Богослов (+390). Крупнейший интеллектуал "Золотого века патристики", мистик и духовидец, он и в своей поэзии был прежде всего философом - бо- гословом. Впрочем, "Св. Григорий был истинным мастером поэтичес- кого слова, - отмечает Флоровский,-Жэтим мастерством он нередко злоупотреблял...Х("Восточные отцы IV века", М., 1992 г., с.97). Он, например, сочинял богословские и исторические поэмы, на- писал в стихах целую автобиографию. Узнав, что Аполлинарий Лаоди- кийский составил по примеру Ария новый Псалтырь, свт. Григорий пишет: "если у еретиков есть новые псалтыри... то и мы будем ве- щать псалмы, и мы станем писать много." Это как раз то, что Фло- ровский называет "... скорее риторические упражнения, чем подлин- ная поэзия." Как ни странно, гораздо большее значение для гимнографии имели проповеди свт. Григория, которые произносились, конечно, "без бумажки", с подлинным поэтическим жаром и вдохновением. Так, посвящённый в 362 году во епископа Назианза, он начинает своё пастырское служение проповедью, начальные слова которой  "Воскре- сения день, просветимся торжеством и друг друга обнимем..."Жбыли впоследствии положены на мелодию прп. Иоанном Дамаскиным в ка- честве последней стихиры Пасхи (после которой начинается христо- сование). Троп из того же Слова свт. Григоря "Вчера я погребался вмес- те с Тобою Христе, теперь встаю вместе с Тобою" - ныне один из тропарей пасхальных. II Слово на Пасху свт. Григория заканчивается возгласом: "О Пасха велия и священная Христе!", который впоследствии стал пос- ледним тропарём Пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина. Слово на Рождество начинается восклицанием: "Христос раж- дается славите; Христос с небес, встречайте... пойте Господу вся земля". Это - ирмос Рождественского канона прп. Косьмы Маюмского. Слово на Пятидесятницу содержит выражение : "Мы празднуем Пятидесятницу - пришествие Духа, совершение обетования, исполне- ние надежды!", которое стало I стихирой в церковной службе вечер- ни на Пятидесятницу. В том же слове выражение: "Дух Святой всегда был и есть, и будет... Он жизнь, Он свет животворящий...", стало стихирой на Пятидесятницу. Но ведь чин на Пятидесятницу начал составлять ещё свт. Васи- лий Великий. Так что возможно, что эти слова своего брата Григо- рия начал заимствовать для церковный службы ещё он. Но наверное самым ранним и удачным заимствованием является знаменитый гимн "Te Deum laudamus" свт. Амвросия Медиоланского, основанный на "Гимне Вседержителю" свт. Григория:  "Дай мне воспеть  Тебя, бессмертного Властителя,  Тебя, Царя и Господа...  Тобой лики ангелов...  Тобой красота звезд..." Латинский парафраз свт. Амвросия: "Тебя Бога хвалим,  Тебя Господа исповедуем.  Тебя, Отца вечного...  Тебя Ангелы и Архангелы,  Тебя небеса и все силы..." @Свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский и др. То, что мы сказали о Григории Богослове, характерно и для других восточных епископов. Все они творили достаточно много, но в церковный обиход вошли буквально крохи, и то что им сейчас при- писывается - сомнительно. Так свт. Иоанну Златоусту приписываются какие-то "Тропари для всенощной", которые он сочинил впротивовес арианам, в конце IV века уже запрещённым и собиравшимся тайно по ночам (арх. Фила- рет Гумилевский "Исторический обзор песнопевцев и песнопения Гре- ческой Церкви" Св. Серг. Лавра, 1995 г., стр. 150). Историческому противнику Златоуста - свт. Кириллу Алексан- дрийскому (+ 444) приписывается знаменитая песнь "Богородице Дево, радуйся! Благадатная Марие, Господь с Тобою..."Ж(там же, стр. 156). Составленная на основе Ангельского приветствия "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою..." (Лк. I, 28, 42), она действи- тельно могла быть противопоставлена свт. Кириллом ереси Нестория, но никаких подтверждений тому нет. Более того, литургисты отмечают, что западный вариант этой песни - "Ave Maria" - появляется чрезвычайно поздно (не ранее XI века). Впрочем, это также ничего не доказывает, потому что запад- ный вариант "Радуйся, Мария благодатная! Господь с Тобою..." бли- же к евангельскому тексту и не содержит никакой анти-несториан- ской направленности (это естественно: ересь Нестория никогда не была актуальной на Западе). Воспитанником свт. Кирилла Александрийского был@ свт. Анато- @лий @(+`458@) - вначале апокрисиарий, а сЖ449 г. патриарх КПльский. Ему приписываются те воскресные стихиры, которые в "Октоихе" обозначены как "Восточны" (по греч. ........._ - т.е. буквально Анатолиево!). Арх. Филарет (Гумилевский) Справедливо замечает, что "название этих стихир восточными не объясняет содержания их. В славянском переводе эти стихиры то называются восточными, то надписываются как "творение Анатолиево" или же, как видим в руко- писях, "Творение Анатолия патриарха Константинограда."Ж(там же, стр. 163-164). Если эта интуиция верна, то именно свт. Анатолий был созда- телем древнейшего жанра византийской гимнографии - "стихиры". Но современные исследователи склонны приписывать это нововведение - его современнику -@ прп. Авксентию. О нём мы будем говорить уже в другой лекции, посвящённой собственно византийской гимнографии. 2.@ `ЗАПАДНЫЕ ГИМНОГРАФЫ. Как мы уже говорили, основателем Западной гимнографии счи- тается - @свт. Иларий Пинтавийский (+`366@), т.е. епископ Пуатье, лидер Галльских епископов в период борьбы с арианством, которого назы- вают "Афанасием Запада". Известно, что он не только разработал латинскую тринитарную терминологию, но и пытался ввести в церков- ный обиход соответствующие литургические гимны. Но сделать это ему не удалось, потому что они были очень сложны и даже изощ- рённы (судя по дошедшим фрагментам, принадлежность которых его перу, однако, не всегда бесспорна), а его галльская паства была ещё на очень примитивном уровне. Но то, что не удалось сделать свт. Иларию, блестяще осущес- твил - @свт. Амвросий Медиоланский (+`397@). Он был избран на Миланскую кафедру после того, как ею почти 20 лет владел арианский еп. Авксентий (т.е. в 374 г.). И сразу же замыслил широкую литургическую реформу. Он заимствует из Антио- хии духовную музыку (в основе которой лежали тогда 4 лада: дорий- ский, фригийский, лидийский и миксолидийский). Он составляет пер- вый антифонарий и вводит антифонное пение псалмов - попеременно на двух клиросах. И, хорошо понимая, что сухие поучения (он назы- вал их "violentiora praecepta" - т.е. букв. "принудительные нас- тавления") ненадолго задержатся в простых умах, он сочиняет до- ходчивые гимны. Он был одарённый энтузиаст своего дела и быстро достиг тако- го успеха, что даже Августин Блаженный по собственному признанию, проливал слёзы, слушая его песнопения ("Исповедь" X, 33). Кстати, при своём крещении у свт. Амвросия оба они воспели у источника "Те Deum laudamus". Следовательно, в 387 г.Ж(когда крестился Августин) этот гимн уже был. Он до сих пор живёт в Католической Церкви и исполняется в самых торжественных случаях. Ученик Амвросия, а впоследствии папа Целестин I, открывая Римский Собор 430 г. против ереси Нестория, вспоминал: Ж"Я помню как в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа блаженной памя- ти Амвросий учил народ петь в унисон:Ж"Прииди, Искупитель рода человеческого, яви Деву рождающей, т все веки тому изумятся: ибо сие рождение подобает только Богу" "Ж(Liber Pontificalis, 53, 289). Здесь явно упомянут неизвестный нам рождественский гимн Амвросия "Veni redemptor gentium." Магнус Кассиадор упоминает ещё два лично ему известных гим- на: "Orabo mente Dominum" и "Jlluminans Altessimus." Всего таким образом можно насчитать ок. 12 гимнов. Самые популярные из них - это: утренний гимн "Aeternum rerum conditor": "Боже, Творец все- го сущего от века. Ты правишь днем и ночью... Ты посылаешь нам свет... Светоносная звезда, пробуждаемая криком петуха, прого- няет небесную мглу, и все отродье злых духов перестает строить козни... При пении его даже камень, на котором основана Церковь, оплакивает свой грех. Восстанем же полные сил!.. О Иисусе, воз- зри на нас, если мы колеблемся, и укрепи нас своим взором!.. Будь светом, сияющим нашему глазу, разгони сон нашей души, да воссла- вят наши уста имя Твое и да вознесется к Тебе наша песнь!" (отме- тим здесь причудливое многоцветье народных образов: "плачущий ка- мень", "Отродье злых духов"). Вечерний гимн "Deus creator omnium": "О Боже, Творец всячес- ких... По завершении дня, с наступлением ночи, этой песнью мы благодарим Тебя и молим, чтобы Ты помог нам, грешным... И когда ночная мгла, сгущаясь, угасит всякий свет, да не познает тьмы на- ша вера и да осветит эту ночь. Не допусти, Господи, чтобы засну- ла душа, пусть спит только грех... А сердце наше, свободное от нечистых помыслов, пусть грезит о Тебе. Помолимся Христу и Отцу, и Духу Отца и Сына. О Троица, Боже единый и всемогущий, обогрей и защити нас, молящихся Тебе!" (Перевод по книге А. Пареди "Св. Амвросий Медиоланский и его время", Бергамо, 1991 г., стр. 233). Гимн, посвящённый мц. Агнессе считается поэтическим шедев- ром Амвросия. С ним перекликается гим целомудрию. Наконец, перу Амвросия принадлежит 21 дистих. Современник Амвросия, папа @Дамас @(`366-384@) тоже писал гимны и дистихи, но они были гораздо суше и скучнее и не приобрели та- кой популярности. Другой папа, @Целестин I @(`422-432@), бывший в юности учеником Амвросия, по образцу его Миланской Церкви ввёл антифонное пение у себя в Риме. В это время в Риме особенно прославился христианский поэт - @Аврелий Пруденций (ок.` 350-410 гг.@) родом из Испании. Он начал свою карьеру юристом, затем работал на высших государственных должностях. Но на 57-м году жизни удалился в монастырь, где и умер в 410 г. В этот последний год своей жизни он и написал все свои замечательные поэтические произведения. Главное его произведение - "Liber cathemerinon" - собрание гимнов для повседневной молитвы. Здесь произошло воцерковление эпических и лирических форм римской классической поэзии. Совре- менники ставили его в один ряд с Горацием. Т.о. в отношении к IV- V вв. мы можем констатировать извес- тный парадокс: поэтическое творчество восточных епископов было очень углублённым и объёмным, но в церковное употребление вошла лишь незначительная часть его (причём - спустя века или через заимствования). Западные гимнографы были менее производительны, но ближе к народу и то, что они составляли, сразу становилось бо- гослужебным пением, притом очень популярным. #@#@ A*.FRMь¤I»ЗKсТф¤¤т,ы$ГЖ·%$їЮЙPЁQКГ   C:\MDE\ALIMOV\MLA.WD A*.FRM|Л1—+ГѕuЩ6IюъПСw)Б@