@ЛЕКЦИЯ 5 @ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ВО II-V ВЕКАХ @ 1. AДОНИКЕЙСКИЙ@ AПЕРИОД @ AНАЧАЛО AХРИСТИАНСТВА AВ AБРИТАНИИ AИ AГАЛЛИИ. В Британию христианство былоЖзанесеноЖримскимиЖлегионами, которые, начиная с Юлия Цезаря, утверждались в этой стране. Ког- да летом 55 г. до н.э. Цезарь двинул сюда первые два легиона, ему оказал сильное сопротивление местный кининг [kyning] Кассивелавн (ок. 60-45), сын Мульмуция. Он разбил Цезаря в устье Темзы и из- гнал с острова. Но уже в следующем, 54-м году Цезарь высадился с четырьмя легионами. Темза была форсирована и столица Кассивелав- на - Камулодун - взята штурмом. Британские кельты были обложены данью. Однако, местная династия не была уничтожена. Из нее происхо- дил внучатый племянник Кассивелавна - киниг Кунобелин (шекспиров- ский "король Цимбелин" ок. 10 г. до н.э. - 40 г. н.э.) - верный союзник римлян и современник Иисуса Христа. Ст. сын Кунобелина - киниг Гвидерий (ок. 40-43) пробовал от- казаться от выплаты дани. Это вызвало поход имп. Клавдия (41- 54) и почти 400-т летнюю оккупацию Британии римскими легионами. Род британских королей при этом быстро деградировал. Племянником Гви- дерия был король Марк (кстати - дядюшка знаменитого Тристана из легенды о Тристане и Изольде. Впоследствии действие было включе- но в контекст "Артурианы" и перенесено в VI век). При этом короле Марке ок. 70 г. н.э. Британию посетил апос- тол Симон Зилот (или Кананит, т.к. он был тем самым женихом из Каны Галилейской на свадьбе которого Господь претворил воду в ви- но). По некоторым вариантам предания он и погиб здесь: "Был он также и в Британии. Здесь он просветил верою Христовой многих язычников, неведавших Христа, за что и был распят неверными..." ("Жития" свт. Дм. Ростовского. Кн - IX (май) стр. 299). Распят по Римскому обычаю, следовательно, римским военным трибуналом, уже знакомым с гонением Нерона. О том какими методами римляне укреп- ляли свое владычество в Британии мы знаем из жизнеописания Агри- колы (с 78 по 84 - консульский легат в Британии), составленного его зятем Тацитом. Последним представителем династии Кассивелавна был внук ко- роля Марка - Луций (ок. 140-170 г.) - римская марионетка, нося- щая уже вполне римское имя (отец его, Коил, "был взращен в Риме"). Но именно его Гальфрид Монмутский называет первым хрис- тианским королем. Дата христианизации, сообщаемая Бедой Достопочтенным - 167г. - казалось бы, подтверждает это. Отсюда обычно делают вывод, что именно король Луций обращался к 12-му папе римскому Элевтерию с просьбой о христианизации Британии. Однако, время понтификата свт. Элевтерия (174-189 гг) не совпадает ни с временем правления Луция, ни с датой Беды. Достоверно мы знаем только, что папа Элевтерий прислал на остров двух епископов-миссионеров - Фагана и Дувиана - которые открыли здесь церкви (Гальфрид Монмутский, "История Бриттов" гл.72). Было это, следовательно, уже в конце II века, что под- тверждается свидетельством Тертуллиана (Болотов "Лекц." II, 297). После смерти короля Луция (ок.170 г.) династия Кассивелавна прервалась и среди бриттских вождей возникли распри (Гальфрид Мон. гл.-73). Этим воспользовался римский наемник Марк Аврелий Караузий (по национальности - галл), который охранял северное по- бережье Галлии от франков, но сговорился с ними, поднял мятеж и отплыл в Британию с подчиненным ему флотом. Это было в смутное время накануне воцарения Диоклетиана с соправителями. В последую- щие семь лет (286-293 гг.), пока западный соправитель Максимиан был занят рейнской границей, Караузий лихорадочно сколачивал на берегах Ла-Манша свое полу-римское, полу-варварское государство. Конец этому положил новый соправитель и наместник Гал- лии-Британии Констанций Хлор, который осадил и взял Гезориан. Во время последующих военных действий Караузий был убит. А Констан- ций Хлор вскоре женился на Елене - дочери британского вождя Кое- ля. Елена была уже христианкой. Это будущая св. Елена, мать св. имп. Константина Великого, которая прославит себя обретением Креста Господня. Возможно под ее влиянием Констанций тайно сочув- ствовал Христианам. Во всяком случае он не поддержал у себя в Британии и в Галлии всеобщее гонение Максимиана. Жертв здесь бы- ло очень немного. Среди них - св. Альбан Веруламский - первомученик Британской Церкви. По некоторым сведениям это был образованный человек, который в дни молодости посетил Рим, но затем возвратился в свой родной город Веруламий. Здесь, служа в местном гарнизоне, он укрыл у себя бри- танского священника, преследуемого гонителями, затем под его влиянием и сам принял христианскую веру. Это стало известно в гарнизоне. Гонители осадили дом Альбана и он сам предал себя в руки врагов, чтобы спасти гостя и пастыря. Но великодушный обман был обнаружен. Обоих повели на казнь, однако, вера и твердость их обратили самого палача, так что казнить пришлось троих. Св. Альбан был первым из них и англичане чтут его как своего первому- ченика, в память которого переименовали город Веруламий в Сент- Альбанс. Память его - 22 июня, а дата казни по нашим святцам 303 г.(однако Беда Достопочтенный приводит другую дату - 286 г.). К уже имевшимся британским городам: Веруламий (Сент-Олбанс), Камулодун (Кольчестер), Лондиний (Лондон) и др., римляне прибави- ли еще три: Эборак (Йорк), Линкольн и Глостер. Известно, что на Арльском Соборе 314 года (по поводу Донатистского раскола) при- сутствовало 3 британских епископа: Йоркский, Лондонский и Лин- кольнский. Т.о. к концу Доникейского периода Британия уже имела мощные центры христианизации. Однако, в соседних с нею Шотландии и Ирландии христианства еще не было. Собственно апостолом Ирлан- дии станет св. Патрик (но о нем речь - впереди). Христианизацию Галлии предание связывает с деятельностью сщмч. Дионисия Ареопагита, первого епископа Афинского. Согласно позднейшим сказаниям, ок. 95 г. (когда ему было уже ок.Ж75 лет) он буд-то бы оставил Афины и уехал в Рим к св. папе Клименту, ко- торый послал его в Галлию во главе миссии с еп. Лукианом, священ- ником Рустиком, диаконом Елевтерием и др. Миссионеры добрались до галльской Лютеции (Парижа), где их настигло гонение Домициана (95-96 гг.). После долгих мучений свв. Дионисий, Елевтерий и Рус- тик были усечены мечом, а сщмч. Лукиан скрылся и проповедовал в Бельгии, где вскоре также погиб (общ. память их всех 3/16 окт.). Евсевий Памфил приводит, однако, более раннюю версию (в из- ложении еп. Дионисия Коринфского (II век), согласно которой сщмч. Дионисий Ареопагит погиб в Афинах; Дионисий же Парижский (соглас- но древнейшему свидетельству еп. Григория Турского; IV век) - совсем другое лицо, прибывшее в Галлию при императоре Декии (ок. 250 г.). В IX веке аббат Балдуин из Сен-Дени ошибочно отождес- твил обоих Дионисиев. Т.о., более критические историки отвергают этот поздний ва- риант предания и выделяют 2 источника христианизации Галлии: 1) греческие купеческие корабли, которые заходили в устье Роны и поднимались вверх по течению до Вьенна и Лиона; 2) римские легионы, стоявшие в Галлии со времен Цезаря (в среде которых к III в. было уже достаточно много христиан). Вьеннская и Лионская Церкви, бесспорно, древнейшие в Галлии, возникли, очевидно, в середине II века. В 177 г. они стали жер- твой гонения имп. Марка Аврелия (о чем имеется подробное свиде- тельство - послание самой Церкви. См. у Евсевия Памфила). В это время здесь погиб еп.Пофин, на кафедру которого заступил еп. Ири- ней Лионский (177-202). Интересно, что уже Ириней пишет (правда очень неясно) об ос- новании первых христианских общин в Римской провинции Германии. Контингентом их также могли быть легионеры, стоявшие в крупных крепостях-городах Рейнской границы: Колонии Агриппины (Кельне), Бонне, Майнце, Вормсе и др. Мы знаем, например, памятники первох- ристианского времени (сер.II века) в Кельне. В крепости Бонн в гонение Декия (ок.250 г.) были замучены два исповедника. Это бы- ли римские легионеры. Их латинские имена Cassins и Florentius (Кассин и Флоренций). Их мощи до сих пор хранятся в раке под ал- тарем Боннского кафедрального собора (заложен в 1160-х гг. на месте старой церкви IV века). Мы можем предположить, что гонение Дения, как это всегда бы- вает, вызвали мощную волну миссионерства. Еп. Григорий Турский пишет об этом: "При императоре Декии гонения на христиан усилились... В это же время семь мужей, избранные епископами, были посланы для про- поведи в Галлию, как свидетельствует история страданий святого мученика Сатурнина... Итак, в Галлию были посланы: в Тур - епископ Катиан, в Арль - епископ Трофим, в Нарбонн - епископ Павел, в Тулузу - епископ Сатурнин, в Париж - епископ Дионисий, в Клермон - епископ Стримоний, в Лимож - епископ Марциалл. Из них блаженный Дионисий, епископ Парижский, претерпев мно- жество пыток во имя Христово, кончил земную жизнь от меча... Сатурнин же, привязанный к копытам разъяренного быка, окон- чил свою жизнь, сброшенный с крепости... А кто-то из учеников [Урсин] названных епископов пришел в город Бурж и возвестил народу о том, что Господь Христос - наш Спаситель. Из горожан лишь немногие поверили ему: их-то и выбра- ли духовными лицами. Рукоположенные в клирики, эти немногие пере- няли от него [Урсина] правило псалмопения, узнали как строить церковь и как должно совершать служение Вседержителю [т.е. мессу]. Но не имея достаточно средств для постройки, они просят некого горожанина отдать им свой дом под Церковь... И Леокадий... став теперь христианином, дом свой сделал церковью" ("История Франков" I, 30-31). Итак, это была миссия Римской Церкви (о чем достаточно выра- зительно говорят латинизированные имена), которая действовала в совершенно еще языческой стране. О первом епископе своей кафедры св. Григорий пишет: "В этом городе в то время много язычников... некоторых из них Катиан своей проповедью обратил ко Господу. Но иногда ему приходилось скрываться от преследования властей... и в день Гос- подний [т.е. в воскресенье] он тайно отправлял праздничную служ- бу с немногими... в подземельях и потаенных местах. Был же он весьма благочестивым и богобоязненным человеком; а если бы не был таким, то, вероятно, не оставил бы из любви ко Господу дом, роди- телей и родину. В этом городе он прожил в таких тяжелых условиях пятьдесят лет и почил в мире... И епископское место оставалось вакантным 37 лет." (Там же, X, 31). Вторым епископом Тура был Литорий (с 337 г.), а третьим - св. Мартин (373-397). "Если кто спросит, почему после смерти еп. Катиана и до св. Мартина был только один епископ, т.е. Литорий, пусть знает, что из-за сопротивления язычников город Тур на дол- гое время был лишен святительского благословения. Ибо в то время христиане совершали богослужение тайно, в укромных местах; тех же, которых язычники находили, они либо истязали бичами, либо увечили мечом" (Там же I, 48). Итак, здесь названо 7 древнейших епископских кафедр (с сере- дины III века), к которым до 314 г. прибавилось еще 8: Марсель, Ницца, Оранж, Бордо, Руан, Санс и Реймс. А в Рейнской области (т.е. у германцев) древнейшими епископ- скими городами (нач. IV в.) были Кельн и Трир, где прославился своей святостью еп. Максимин. Гонение Диоклетиана почти не затронуло Галлию (св. Григорий упоминает только епископа Квирина из Сисака, которого язычники утопили в речном омуте. I, 35), а после воцарения Константина Ве- ликого христианскому миссионерству здесь был дан новый мощный им- пульс. AХРИСТИАНИЗАЦИЯ ГРУЗИИ (ИВЕРИИ) И АРМЕНИИ. Пока христианство пускало первые слабые ростки на крайнем Западе (в Галлии и Британии), восточные окраины Империи (Иверия и Армения) были еще вполне языческими. Однако, в отличии от Запада, христианизация их связана с просветительским подвигом вполне кон- кретных личностей - св. Нины Грузинской и св. Григория. Они дей- ствовали одновременно, умерли в один год (+335) и, хотя никогда не встречались, но судьбы их странным образом пересекаются при посредстве св. девы Рипсимии. Рассмотрим эту историю. CСв. равноапостольская Нина родилась ок. 280 г. в Каппадокии (где было много грузинских поселений). Ее отец Завулон был род- ственником вмч. Георгия (+303 г.,пам. 23 апр.). И впоследствии св. Нина установит в Грузии ("Георгии" - т.е. даже названной так в честь св. Георгия!) особый праздник в память его колесования (10/24 ноября). Ее мать, Сусанна, была сестрой иерусалимского патриарха Юве- налия. Когда Нине исполнилось 12 лет, она стала диакониссою, а отец уединился в иерусалимской пустыне. Нину воспитывала старица Нианфора, родом из Иверии. Она много рассказывала Нине о своей родине, где был скрыт ... хитон Господень. Как он попал туда? Оказывается, раввин мцхетской еврейской общины Элеазар под- держивал тесные отношения с иерусалимским первосвященником Анной. Этот-то Элеазар и был в Иерусалиме как раз в то самое время, ког- да там совершалось Распятие. Он стал свидетелем Страстей Господ- них и метания жребия о Его одежде. И, в конце концов, приобрел нешвейный хитон Господень (дар Божией Матери!) у воина, которому он достался по жребию. Вернувшись в Мцхет, Элеазар показал дико- винку своей сестре Сидонии, которая встретила его со слезами на глазах. Оказывается, в то самое время, когда Пречистое Тело приг- вождаемо было ко Кресту, мать Элеазара и Сидонии, находясь в Мцхете, услышала в своем сердце удары страшного молота и возвес- тив дочери о жертве Богочеловека, скончалась. Увидев чудотворный хитон Сидония также упала бездыханной. При этом ризу Господню она так тесно прижала к своей груди, что их пришлось похоронить вмес- те. Впоследствии на могиле Сидонии вырос огромный кедр. Загадочная история Хитона Господня воодушевила св. Нину и она молилась только о том, чтобы обрести когда-нибудь эту святы- ню. Молитвы ее были услышаны. Однажды, в тонком сне Сама Пресвя- тая Дева явилась ей и рассказала, что именно Грузия досталась Ей в удел, когда Она метала вместе с апостолами жребий будущего слу- жения. Однако, Ангел Божий, явившись Ей предрек, что Грузия ста- нет Ее уделом после смерти (!), а в настоящей жизни Промысел Бо- жий уготовил ей апостольское служение на Афоне. И лишь теперь, когда исполнились времена и сроки, она посылает на проповедь в свой удел св. Нину. Об этом загадочном зигзаге Промысла рассказывает также Сте- фан Святогорец. Но самое интересное, что, очнувшись, Нина увиде- ла в своих руках простой крест, связанный из двух виноградных лоз. Это был ее божественный щит на пути в Иверию. (И он до сего дня хранится в Сионском кафедральном Соборе города Тбилиси).Т.о. св. Нина оказалась как бы заместительницей и чрезвычайным послом Другой Непорочной Девы. Св. Нине шел тогда 22-й год и это был черный 302-й год, ког- да на империю обрушилось последнее и самое страшное гонение Диок- летиана. Постоянные преследования заставляют св. Нину бежать из города в город. И так она оказывается в Армении, где находит убе- жище у св. Рипсимии и ее подруг. CСв. Рипсимия (+ ок. 303-304 г.) Предание сделало из нее римскую царевну, а в реальности она принадлежала к местной никомедийской общине девственниц. И когда Диоклетиан захотел сделать ее своей наложницей, вся община (по разным сведениям от 37-ми до 53-х дев) снялась с места и пыта- лась укрыться в соседней стране. Но, разумеется, такая большая община не могла остаться незамеченной и слуги Диоклетиана проню- хали об ее убежище в виноградниках Армении. Могущественный импе- ратор пишет своему ставленику Тиридату Армянскому, что христиане обольстили его невесту, и велит схватить всех. Здесь мы переходим к Тиридату Армянскому и Cсв. Григорию CПросветителю (237-335), судьбы которых переплелись самым причуд- ливым образом. Григорий был сыном персидского вельможи Апака, который, до- могаясь армянского престола, убил своего родственника, царя Хос- рова. В возникшей междоусобице погибли почти все ее участники. Спасены были лишь два мальчика - сам Григорий и сын убитого Хос- рова - Тиридат. Оба были увезены в Рим и воспитывались там. Но Тиридат, как наследник Армянского престола, погрязал в пороках язычества, а Григорий был уже христианином. Зная, о преступлении отца, пытаясь хоть как-то искупить его, Григорий поступил на службу к Тиридату и участвовал в войне за его наследие, которая завершилась в 285 году. Так, с дозволения Диоклетиана Тиридат стал армянским царем. Григорий по-прежнему верно служил ему, только отказывался приносить языческие жертвы. За это он был подвергнут сначала осмеянию, а затем и поруганию, которое терпеливо сносил, искупая грех отца. Наконец, все более ожесточающийся Тиридат предал друга своей юности на мучения, а затем велел сбросить в городской ров. Там, в зловонной жиже, среди отбросов и крыс св. Григорий пробыл 14 ме- сяцев (одна добрая женщина спускала ему еду). Как раз в это-то время слуги Тиридата и приводят схваченных святых дев. Владыка Армении сразу же влюбляется в св. Рипсимию. Однако, он был отвергнут. Прочие девы также предпочли мучи- тельную смерть поруганию своей чистоты. Последовали безобразные пытки с вырыванием языков, отрезанием грудей, вспарыванием живо- тов и т.п. В конце-концов все девы были замучены, а Тиридат и его слуги, обезумевшие от собственой жестокости, уподобились диким зверям. Одержимые бесами, они носились по лесам, раздирая на се- бе одежды. Тогда-то сестре царя, Кусародухте, было открыто во сне, что они исцелятся лишь тогда, когда будет изведен из рва св. Григо- рий. Мученика извлекли - исхудалого и почерневшего, но твердого духом. Он сразу же велел с честью похоронить останки св. дев и на этом месте построить храм. Как только царя Тиридата привели в не- го, он просветлел разумом и раскаялся в своем варварстве. По ука- занию св. Григория, чтобы смыть с себя грех, царь должен был креститься и окрестить весь свой народ. Уже в 304 г. был воздвигнут Эчмиадзинский собор в честь со- шествия Св.Духа. А в 305 г. свт. Григорий отправился в Кесарию Каппадокийскую и там был поставлен свт. Леонтием во епископа всей Армении. Началось устроение Армянской Церкви. Вернемся теперь к св. Нине, которая чудесным образом избежа- ла ареста вместе с остальными свв. девами (по внушению Божию она спряталсь в розовом кусте - символе Пресвятой Девы). Затем, поки- нув пределы Армении, она укрылась в Иверии, где жила на виноград- никах и занималась врачеванием, пока не закончилось гонение Диок- летиана. В 309 г. она переселяется в Мцхет - древнейшую столицу Иве- рии. Здесь она исцеляет от бесплодия жену царского садовника. Женщина родила, а св. Нину поселила в саду, в небольшой палатке, где бы она могла предаваться молитвам и подвигам. В это время св. Нина уже открыто проповедовала Христа Распятого. Грузинские летописи повествуют, что одним из первых обращен- ных был верховный раввин Авиафар (потомок раввина Элиоза). Он-то хорошо помнил свое семейное предание и раскрыл св. Нине, что сов- сем рядом с ней, в том же саду находится старинный кедр, вырос- ший над могилой Сидонии. А под ним - Хитон Господень. С тех пор св. Нина постоянно молилась под ветвями огромного кедра. Таин- ственные видения посещали ее. То вдруг слышала она звуки невиди- мой битвы и вопли отступающих бесовских полчищ. Страна созревала для принятия крещения. Однажды, в палатку к Нине принесли на носилках саму царицу Нану, пораженную какой-то внезапной болезнью. Святая исцелила ее знамением креста, а Авиафар убедил как можно скорее принять кре- щение. Вслед за царицей обратился и ее супруг - Мириан - родона- чальник династии Сассанидов в Грузии. Летом 319 г. он принял кре- щение со всей своей свитой. По велению царя огромный кедр был спилен, чтобы использо- вать его ствол для поддержания купола соборного храма. На рассве- те из корней кедра истекло благовонное миро, указуя место хране- ния Хитона. Это событие изображено на иконе =Прославление Грузин- ской Церкви=. Здесь видим мы первоначальный деревянный собор, в который св.равноап.царь Константин Вел. прислал свт. Евстафия Антиохийского, 2-х священников и диаконов. Так новорожденная Гру- зинская Церковь стала частью Антиохийской. Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Све- ти-Цховели, и животворящий столп кедра обрел каменное покрытие. В честь столпа животворящего и Хитона Господня в Грузии установле- но празднование 1/14 октября (совпадает с Покровом Божией Матери!). Что касается Хитона Господня, то он и ныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора (Свети-Цховели), а риза Господня, которая хранилась в сокровищнице собора, была в 1625 году, при разорении Грузии персами, вывезена шахом Аббасом I в Персию. В том же году, чтобы расположить к себе русского царя, шах преподнес ризу Господню в дар патриарху Филарету (1619-1633) и Михаилу Федоровичу. Риза хранилась в Успенском Соборе Москов- ского Кремля, затем - в Санкт-Петербургском Петропавловском собо- ре и Зимнем дворце. Судьба этой святыни ныне неизвестна. Но в па- мять этих событий до сих пор существует праздник Положения Чес- тной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве в 1625. Он отме- чается 10/23 июля.  A*.FRMь¤I»ЗKсТф¤¤т,ы$ГЖ·%$їЮЙPЁQКГ   C:\MDE\ALIMOV\MLA.WD A*.FRM|Л1—+ГѕuЩ6IюъПСw0Б@A*.FRM