ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КОРНИ Сегодня мы будем говорить о генезисе христианского богослу- жения. Это не значит, что мы отыщем какую-то хронологически на- чальную точку (например Тайную Вечерю) из которой внезапно, слов- но по волшебству, возникло всё христианское богослужение. Такой точки мы не найдем. Тайная Вечеря - не изобретение Христа, а итог довольно сложной предшествующей эволюции. Следовательно, мы бу- дем сегодня говорить о ветхозаветных корнях христианского богос- лужения. I. cОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА Прежде всего наметим основные этапы и их хронологические рамки. Библейское предание относит заключение В. Завета к Авраа- му (XVIII в. до н.э.). С др. стороны Ветхозаветная Церковь с её богослужением началась только с Моисея (XIII в. до н.э.). Как разобраться во всем этом? По порядку: Ж  Ж  Ж  ЖЖЖЖЖЖЖ  @1. cОт Ноя до Авраама Сразу по окончании очистительного Потопа (ок. 2700 г. до н.э.) Бог установил через Ноя т.н. Общий Завет со всем последую- щим (послепотопным) человечеством (Быт. VIII, 20 - IX, 3). Зна- ком этого восстановленного Союза стала радуга - символ Царства Божьего, нисходящего с неба на землю (Иер.I, 28; Откр.IV,3). Т.о. это уже церковный по своей сути знак, хотя сам Общий Завет не по- родил Церкви. Человечество питалось, в основном, плодами естес- твенного Откровения (радуга светила и т.п.), на базе которого вы- росло много языческих искажений. Ок. 2000 г. до н.э. был построен грандиозный вавилонский Зиккурат в честь бога Мардука. Библия откликнулась на это преда- нием о Вавилонской башне и разделении языков. Напомню, что рож- дение Новозаветной Церкви было ознаменовано "соединением языков", о чемЖ говорит тропарь Пятидесятницы: !"Егда снизшед языки !слия...". Но наряду с этими языческими искажениями, существовала !"бо- !гооткровенная традиция первобытного монотеизма" (Лопухин, "Толк. Библия. т.I, с. 98). Ярким представителем её был Мелхиседек:З "Он !был священник Бога Всевышнего" (Быт. XIV, 18) и, в качестве тако- вого приветствовал своего единоверца Авраама: !"И Мелхиседек, царь !Салимский, вынес хлеб и вино". И хлеб и вино - конечно прообраз будущей Евхаристии. Но самое главное, что мы узнаем уже из "Послания к Евреям": Христос оказывается !"Первосвященник по чину Мелхиседека", т.е. Он восстанавливает этот Общий Завет со всем человечеством. "Запомним "это ! Ж  Ж  Ж   @2. cОт Авраама до Моисея!. Авраам происходил из рода Ноя и послепотопных патриархов. О том, что традиция истинного богопочитания в этом роде уже прекра- тилась, прямо пишет Иисус Навин: !"За рекою (т.е. Евфратом) жили !отцы наши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили !иным богам" (Ис. Нав. XXIV, 2). Известно, что жили они в Уре Хал- дейском, где поклонялись тогда богу луны - Син. Когда же вавилон- ский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. Тронное имя АмрафелЖСм. Быт. XIV, 1) стал насаждать культ своего племенного бога Мардука, Фар- ра и его сыновья переселились вверх по течению Евфрата - в город Харран. Там-то и получил Авраам откровение о Едином Боге: !"И сказал Господь Аврааму: поди из земли твоей, от родства !твоего и из дома отца твоего в землю которую Я укажу тебе... #и #благословятся в тебе все племена земные!." (Быт. XIII, 1-3). Этот все-человеческий смысл обетования подтвердится во многих его пов- торениях (Быт.XVIII,18; XXII,17-18; XXVI,4; XXVIII,12-14). Глав- ная мысль здесь: !"Благословятся в семени твоем все племена зем- !ные". Но это семя - Христос. Т.о. Ветхозаветная Церковь с самого начала явилась прообразом и как бы притвором Церкви Новозаветной, Христианской (проф. прот. В.Сорокин. "Завет Божий"). Т.о. Господь, Отец наш, заключив Частный ЗаветЖс Авраамом, не отверг остальное человечество (находящееся ещё в пределах Об- щего Завета). Более того: это "внешнее человечество" с самого на- чала получило свою долю участия в Ветхом Завете. Об этом свиде- тельствует обрезание иноплеменников (которое, как мы помним, прообразует Крещение! Кол.II, 11-12). Все принадлежащие !"дому !Авраамову" (не только иудеи, но и слуги, !"купленные за серебро" у других народов!) приняли участие в Завете (Быт. XVII,12,23-27). Итак, по первоначальному замыслу Божьему Частный ЗаветЖне имел четкой ограды внутри Общего. Оба многоединства сообщались. Иноплеменники участвовали в союзе Бога с Авраамом, потомки же Авраама (Измаил, Исав) уходили куда-то на сторону. По этой же причине Частный Завет стал быстро угасать. По существу он продер- жался всего 4 поколения и после смерти патриарха Иосифа (в XVI в. до Р.Х.) в египетском рабстве был забыт. Вот тогда-то, для воспи- тания и дальнейшего приуготовления избранного народа этот бесфор- менный и аморфный Завет был преображён в герметически замкнутую Ветхозаветную Церковь. Ж  Ж  Ж   @3. cОт Моисея до Христа: История установления Ветхозаветной Церкви насквозь прообра- зовательна. Евреи навсегда запомнили эту ночь перед исходом из египетского рабства ( в Новом Завете: рабство греху и смерти), ночь полную плача поработителей над умирающими первенцами египет- скими.( Впоследствии Кант заметит, что !"чувство возвышенного всег- !да сопровождается ужасом"). Само происхождение карающего Ангела Божия !"мимо дверей" верных (Исх. XII, 23-27)Ж по-еврейски назы- вается "pesach" и отсюда "Пасха". Агнец же, которого вкушали ев- реи за запертыми дверями, есть прообраз Евхаристической жертвы (которую первохристиане тоже будут вкушать ночью при закрытых дверях: !"Двери, двери, премудростию вонмем!"). Знаменательно, что и сам народ здесь впервые назван (!) . . . . . . . . [екклесия] (Исх. XII, 6; в синодальном переводе "собрание"Жили "общество", по сути же - церковь; ср. Исх. XVI, 9-10; Лев. IV,13Жи др.). С Синайской горы Господь торжественно возвещает этому народу: !"...будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы !будете у Меня царством священников и народом святым." (Исх. XIX, 5-6). Это избрание !"Своего народа", это поразительное обетование о !"всеобщем священстве" - к кому относится? Очевидно, оно всецело исполнится лишь в Новом Завете. Народ израильский оказался недос- тойным обетования во всей его полноте. Ибо отпал в идолопоклон- ство (начиная сЖ=Золотого тельца= в Исх. XXXII - почти сразу же после дарования 10-ти Заповедей: !"Не сотвори себе кумира..."Жи т.д.). Итак, для ограждения народа от соблазна, является Закон Мои- сеев, является видимый образ святыни - скиния Завета (а впослед- ствие - Храм), является священство и ритуалы, составляющую проч- ную ограду новорожденной Ветхозаветной Церкви (ок. 1250 г. до Р.Х.). Эта Церковь как и весь Ветхий Завет, имела подготови- тельное, педагогическое значение. Она была путеводителем ко Хрис- ту и с пришествием Христа теряла значение. Но мы сейчас остановимся именно на тех ее важнейших идеях, которые не умерли, а перешли в Новый Завет. II A cСВЯЩЕНСТВО. ЖЕРТВА. ЗАКОН. ° 1. СВЯЩЕНСТВО.° Вспомним избрание Аарона и сыновей его на священство (Исх. XXVIII-XXIX). В кн. Левит описано их поставление (Лев. VIII). Мы видим, что будущие священники помазуются елеем и окропляются жер- твенной кровью (Исх. XXIX, 7, 20-21). Народ же при избрании своем на Синае был окроплен одной только кровью, без прибавления к ней елея. Т.о. помазание миром выделяло священство в особую закрытую от народа касту. Далее следовало вкушение закланного Агнца, что экзегеты считают прообразом Евхаристии на основании слов:З"посто- !ронний не должен есть сего, ибо это святыня" (XXIX, 33). Но ведь к этим !"посторонним" относится весь народ! Что же это за "Евхаристия" для одного лишь кастового священства? Где же обетованный "народ святой"? Обычно отвечают на это, что народ, мол, оказался недостоин, что вся дальнейшая история Израиля - череда бесконечных отпаде- ний и т.д. И все же обетование о !"народе святом" повторится и псалмо- певцами и пророками снова и снова (Ср. Псал. LXXXVIII, 8; CXLIX,1; Иез. XXXIV, 15; Ис. LX, 21 и т.д.). Это может означать только одно - что непреложное обетование Божие всё же исполнится, но... в Новом Завете. И действительно, апостолы Христа говорят об этом, как об уже совершившемся: !"Вы - род избранный, царственное !священство, народ святый, люди, взятые в удел..."Ж(1 Петр II,9).!"И сделал нас Царями и священниками Богу нашему" (Откр.ЖV, 10; I, 6, ср. XX, 6). Это обычно трактуют в том смысле, что Вет- хозаветное царство, которым управляли священники (теократия), превратилось в Новозаветное Царство всеобщего священства (Святую Церковь). И здесь я хочу вам напомнить, что согласно посланию к Евреям апостола Павла, Христу принадлежит именно священство Мелхиседеко- во, а не священство Аароново. Ведь Иисус вышел не от колена Ле- вия и не может быть левитом (священники, которые все были потом- ками Левия и Аарона). Иисус - из колена Иудина и Его священство несравненно выше левитеного. Т.о. священство левитов не могло пе- рейти в Церковь Христову. Оно исчезло, что и символизирует раз- рыв завесы перед Святым - Святых (Мтф. XXVII, 51). И в мир пришло совершенно новое священство - всех тех, кто освобожден от грехов Телом и Кровью Иисуса Христа. Это нам сказа- но:З"Вы - род избранный, царственное священство...". Мы все су- ществуем как священники, благодаря Телу и Крови нашего Первосвя- щенника, которые даются нам в таинстве Евхаристии и строят из нас Церковь Святую! Но мы это признать и принять боимся (или по крайней мере не- решаемся). Мы знаем, что всеобщее священство - это черта протес- танских церквей. Ни в православии, ни, тем более, в строго иерар- хическом католицизме его вроде бы нет. Правда, непонятно, почему мы, миряне, имеем право крестить ( функция священническая). Во всяком случае запомним, что идея всеобщего священства прямо следует из Нового Завета, и когда мы будем говорить о пер- вохристианах, нам это очень пригодится. ° 2. ЖЕРТВА.° Идея жертвы тесно связана с идеей священства. Достаточно сказать, что в Ветхом Завете первосвященник, выступая от лица на- рода, должен был, в сущности, отдать Богу свою жизнь за грехи своего народа. Но так как Бог не принял человеческую жертву Авраама и заменил Исаака ягнёнком (Агнцем), то с тех пор соверша- лось таинственное перенесение греховности народа на жертвенное животное. Это оно закалывалось за грехи людей, которые т.о. сни- мали с себя вину, приносили покаяние и примирялись с Богом.                                  Ж "Определение: Жертва есть приношение человека Богу для свиде- тельства внутренней связи с Ним и во испытание веры.  Смысл жертвы не в самом приношении, а в расположении сердца. Мы отдаем Богу то, что нам дорого (в пределе - саму жизнь) в знак того, что Он нам еще дороже.                                  По толкованию св. Иоанна Златоуста, жертва Каина была отвер- гнута Богом именно вследствии дурного расположения сердца будуще- го убийцы. Вспомним также, что Каин принёс жертву Богу от плодов земли, которую он возделывал, т.е. просто взял первые попавшиеся плоды. Авель же, любовно выбрал тук (нежное мясо) первенцев стад, которых он разводил (Быт. IV, 3). Вспомним, что и в реальной ис- тории примитивное земледелие уступило место более прогрессивному скотоводству. В этом смысл т.н. неолетической революции, проис- шедшей ок. 10 000 лет до н.э. Вот в какой мере идея жертвы древ- нее и первичнее идеи священства! Вместе с тем Авель открывает че- реду святых Божиих и является отдалённым прообразом Иисуса Хрис- та (тоже пастыря словесных овец). И, убитый братом, Авель, яв- ляет прообраз совершенной жертвы. С идеей жертвы тесно связана идея жертвенника.Ж Это наше главное литургическое понятие. Очень важно, что хотя жертвоприно- шения существовали ещё до Потопа, слово "жертвенник"Ж[мизбеах] впервые употребляется в Библии по выходе Ноя из Ковчега (Быт. VIII, 20). Т.о. жертвенник в своём литургическом значении (а не просто куча камней, как у Каина и Авеля) связывается с заключе- нием Общего Завета со всем человечеством (восстановителем которо- го является Христос, архиерей по типу Мелхиседекову, совершенный Агнец). Впервые мы встречаем упоминание об Агнце в Быт. XV, 9, когда Бог заключает Ветхий Завет с Авраамом. Здесь трёхлетний овн упо- мянут в числе других жертвенных животных и птиц. Заменительная роль Агнца впервые проявляется, когда Авраам приносит его в жер- тву вместо сына Исаака. Наконец, во время Исхода из Египта Агнец прямо выступает как образ искупления и очищения. И сама пас- хальная трапеза - яркий образ единения народа с её учредителем, Богом. На это указывают даже условия приготовления Агнца: без раздробления на части (ибо он - символ единства и целостности!). Все вкусившие его вступают в общение с Господом. Пресный хлеб, с которым вкушают Агнца - символ очищения (удаление порочной зак- васки египетского рабства). Именно с момента Исхода из Египта Агнец и все последующие жертвы становятся прообразами той высшей Жертвы, которую принесёт Сын Божий для восстановления разорванно- го единства людей с Богом. А как выглядел жертвенник в эпоху Моисея? Это был квадрат- ный полый ящик из дерева ситтим, обитый медью и с четырьмя мед- ными рогами по углам. К этим рогам привязывался жертвенный агнец. В первохристианском гимне, который мы будем проходить, рог жер- твенника означает Христа: !" !"Благословен Господь Бог Израилев, ЗЖЖЖЖЖЖ что посетил народ Свой ЗЖЖЖЖЖЖ и сотворил избавление ему, ЗЖЖЖЖЖЖ и !воздвиг рог спасения нам ЗЖЖЖЖЖЖ в дому Давида, отрока !своего..." ПриносящийЗжертву за грех, клал свою руку на голову привя- занного к рогу агнца, и этот жест означал переход его грехов на невинную жертву. Далее священники закалывали агнца и кровью его кропили бока и рога жертвенника. Часть жертвенного животного сжи- гали, а другие части отдавались священнику и жертвователю для ус- троения жертвенного пира. Пир означал, что возмездие за грех со- вершилось и попранная грехом правда Божия восстановлена. Ниже мы увидим, что Евхаристия по своему глубинному смыслу есть именно такой жертвенный пир народа Божьего. И именно в этом контексте надо понимать слова Иоанна Предтечи, который, увидев идущего к нему Христа, воскликнул: !"Вот Агнец Божий, который !берет на Себя грех мира" (Ин. I,29). Кроме жертвы за грех (т.е. жертвы умилостивительной) у ев- реев существовали и жертвы благодарственные (например за хороший урожай), и для них преимущественно употреблялись растительные компоненты: Ладан, хлеб и вино. CЛадан - это благовонная смола тернистого кустарника Custus Creticus (возможно того самого, из которого был изготовлен терно- вый венец). Вспомним, что именно ладан принесли волхвы в дар Мла- денцу Христу, предвещая Его мученическую кончину. Клубы ароматно- го дыма, возносящиеся к небу указывали на запредельность божес- тва и, вместе с тем, обозначали его духовное присутствие. Язычни- ки воскуряли ладан перед своими богами, а христиане употребляли его при погребении своих мучеников. CХлеб и вино - очень ёмкие символы, которые даже реально и вещественно аккумулируют в себе все плоды человеческих усилий: труд пахарей, сеятелей, жнецов, мукомолов, пекарей, виноградарей и виноделов. Очень важно, что с развитием цивилизации круг этих участников всё более расширяется, потому что подразумевает и тех, кто вложил свой труд в развитие современного производства, т.е. инженеров, сталеваров, строителей домов для этих людей, строите- лей амбаров, работников торговли и транспорта и всех, всех, всех. Хлеб и вино - не только плод общечеловеческой солидарности. Это основа жизни (сейчас мы это понимаем лучше!), это сама жизнь, со всеми её радостями и страданиями. Вот что приносится в жертву Богу от лица людей. Добавим, что согласно книги Левит II, 2, употреблялись крас- ное вино и пресный (а не квасной) хлеб. Отсюда армянские опресно- ки и католические гостии. А православный квасной хлеб появился позже, как сознательная антитеза иудейству. Итак, современная Евхаристия соединяет в себе и жертвенное и хвалебно-благодарственное значение, которые в Ветхом Завете были разделены. В Ветхом Завете было вообще очень много обрядовых час- тностей и сложностей. Например, жертвы различались не только по назначению, но и по разрядам лиц, по степени их греховности, по видам жертвенных животных, к которым предъявлялись совершенно особые требования: они должны были быть беспорочны (т.е. без те- лесных недостатков), определённого возраста, первенцы и т.д. Все эти сложности и частности регулировались обрядовым законом. ° 3. ЗАКОН.° Мы обязаны очень хорошо понимать, что такое Закон, потому что непонимание этого ведёт к ошибочным и даже нелепым трактов- кам Библейских текстов. Например, некоторые протестанты вырывают из контекста слова ап. Павла: !"Ибо мы признаем, что человек оп- !равдывается верою, независимо от дел закона"Ж(Рим.ЖIII, 28)Жи трактуют это в том смысле, что дела вообще ничего не значат, де- лать для своего спасения ничего не надо, а надо только веровать. Так же трактуют слова ап. Павла из Эфес. II, 8-9Ы !"Ибо благода- !тию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, !чтобы никто не хвалился". Между тем ап. Павел во всех подобных случаях под !"делами за- !кона" разумел обрядовый по происхождению Закон Моисеев, разумеет- ся, потерявший своё значение после искупительного подвига Христа. Но что такое Закон Моисеев? Это отнюдь не 10 заповедей, как иногда думают. Закон Моисеев был результатом препарирования Торы (т.н. Пятикнижия Моисеева), откуда иудейские книжники извлекли 643(!) заповеди: 365 запретов и 278 повелений. Обратим внимание на то, что это цифровые константы: 365 - число дней в году; 278 - число костей и суставов человеческого тела. Как неизменны эти ве- личины, так неизменны и заповеди Моисея. Для иудея обряд не имел символического значения (как в хрис- тианстве ). Он не иллюстрировал никаких догматов, ничего не изоб- ражал. Он просто предписывал. Это было требование Бога, которое предпологало от человека только один ответ - безусловное послуша- ние. Это очень важно! У евреев не было понятия моральной доброде- тели (не было даже такого слова!, потому что это понятие гречес- кое по происхождению). У них было понимание необходимости безус- ловного послушания Богу в форме исполнения обрядового закона. Идеал иудея - не добродетельный человек, а человек денно и нощно изучающий Закон (Тору) и любой свой поступок оправдывающий Зако- ном. Следовательно, иудейская этика была не моральной, а право- вой (как если бы у нас вместо морали был только законодательный кодекс). Заслуги человека перед Богом определялись законопослуш- ным поведением. Отсюда подсчеты заслуг и фарисейски-горделивое превозношение ими, что так раздражало Иисуса. Однако, что противопоставил этому Иисус? Проповедь морально- го идеала, которым мы должны руководствоваться в своих поступках? Так часто и думают, но это не так. У Иисуса нет ни индиви- дуальной, ни социальной этики. У него - тоже самое послушание во- ле Божией. И даже ещё большее послушание (!"Я пришел не нарушить !Закон, но исполнить"). Все антитезы Нагорной проповеди (!"Вы слы- !шали, что сказано древним "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, !что всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодей- !ствовал с нею в сердце своем." и т.д.), все Его высказывания тре- буют "всецелой отдачи себя воле Божией. Но - без оглядки на Закон! Из одной только любви! В этом было то неслыханно новое, что смущало фарисеев всех времён и нас сейчас смущает. Ничто не должно стоять между челове- ком и Богом. Даже самые священные вещи (Закон и обряд!), заняв место Бога, превращаются в идолов. Только любовь (и притом пре- дельная, жертвенная) - угодна и ведёт к Богу, ибо есть свойство божественное. Иисус не требует от своих учеников ни поста, ни аскезы. Правда, он ценит бедность, однако, богатство само по себе не зло. Через добровольную бедность человек приобретает особые качества в глазах Бога. Но не потому, что требуется бедность. Требуется жер- тва. Жертва своим комфортом, своими удобствами, ради Бога... Это внешне похоже на аскезу, но это не аскеза, потому что здесь нет никакой мистики душевного, которая требует очищения и освобождения от греха и специфического молитвенного самоуглубле- ния. Всё это возникнет лишь после перехода к Эллинизму, когда появится болезненный дуализм души и тела (особенно у гностиков). У Христа этого нет. Вот почему и в первохристианстве мы не найдём ни аскетов, ни монахов, ни монастырей. Ничего этого не было в первые три века христианства. И это следует постоянно иметь в виду при изучении первохристианского богослужения. Оно не мистично, не символично, оно в высшей степени реалистично. От иудейского менталитета в первохристианство прежде всего перешла небывалая цельность, которая сейчас воспринимается как некоторая узость. Нет никаких моральных коллизий, никакой богос- ловской рефлексии, которая бы отражалась в изощрённых богослужеб- ных конструкциях. Только верность вере а сама вера есть воля к истине. Христианство родилось как иудейская мессианская секта, свои- ми корнями уходящая в Ветхозаветное время. Это особенно наглядно проявляется в преемственности богослужебного времени. III. cИУДЕО-ХРИСТИАНСТВО (основные аспекты) ° 1. ВРЕМЯ ° Всеобъемлющий Ветхозаветный Закон регулировал также время богослужений. Утреннее богослужение в Иерусалимском Храме начина- лось с восходом солнца, т.е. около 6°° . И от него уже отсчиты- вался дневной ход времени: I час (ок. 7°°), II час (ок. 8°°), III час (ок. 9°°) и т.д. до XII часа (ок. 18°°). В полдень, т.е. после VI часа по иудейскому времени соверша- лось второе ( главное!) богослужение в Иерусалимском Храме, кото- рое сопровождалось описанными жертвоприношениями. В будущем это место займёт христианская Обедня с её бескровной Жертвой. В XII часу, на закате солнца, начиналось третье Вечернее богослужение, относящееся уже к следующему дню. Этот-то иудейский счёт времени до сих пор определяет наше богослужение т.н. "суточного круга". Мы до сих пор имеем богослу- жебные часы III, VI и IX, а также Утреннее и Вечернее богослуже- ния. Правда по времени эти службы уже сместились на циферблате, но сам их генезис - оттуда, из Иерусалимского Храма. ° 2. ХРАМ И СИНАГОГА. СИНАКСИС ° Храм был один, как один Бог. Храм был только в Иерусалиме. Но в каждом крупном городе Римской империи была еврейская синаго- га. Империю покрывала сеть мощёных римских дорог и сеть синагог, что чрезвычайно облегчало проповедь апостолам. Сквозной мотив "Деяний": апостолы заходят в синагогу и проповедуют Христа. По субботам здесь собирались вся еврейская община для чтения Писа- ния, пения псалмов и проповеди. О Самом Христе читаем: !"Он учил в синагогах их и от всех был прославляем. И пришел !в Назарет... и вошел #по обыкновению Своему!, в день субботний в !синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии. И Он, !раскрыв книгу, нашел место, где было написано: "Дух Господень на !мне..." И закрыв книгу и отдав ее служителю, сел; и глаза всех в !синагоге были устремлены на него. И начал говорить им: Ныне испо- !лнилось Писание сие, слышанное вами ..." (Лк. IV, 15-21). Перед нами описание синогогальной словесной службы. Точно также это происходит и сейчас, на I части нашей Литургии (Литур- гии оглашенных): сначала поются антифонно псалмы, после этого следует чтение Священного Писания. Затем в Древней Церкви следо- вала проповедь и так осталось у католиков и протестантов. А у православных из-за отсутствия проповедников проповедь постепенно исчезла и лишь в XVIII веке была пристёгнута куда-то в конец. Но это не существенно. А главное, что наш обще-христианский обычай псалмопения, чтения Писания и проповеди (так называемый синаксис) происходит из синагоги. Запишем определение:                                  СИНАКСИС - (от греческого . . . . . . - собрание) - это сло- весная служба, не предусматривающая жертвоприношения. Так назы- ваются собрания христиан, посвящённые псалмопению, чтению Священ- ного Писания и поучению, заимствованные из обычаев еврейской си- нагоги. P .S . Интересно, что в Древней Церкви была книга "!Синаксарь", содержащая нравоучительные отрывки священных текстов и жизнеопи- сания святых (позже "!Пролог").                                  То удивительное явление, что наша христианская Литургия до сих пор наполовину состоит из ветхозаветного иудейского синакси- са, а наши службы суточного круга происходят из Иерусалимского Храма, это явление в науке получило название Литургического дуа- лизма. В данном случае "дуализм" означает двойственность проис- хождения. Эта двойственность возникла на самой заре христианства, когда апостолы соблюдали ещё богослужебные иудейские часы и ежед- невно молились в Иерусалимском Храме, а себя дома совершали об- щие трапезы (агапы) с Евхаристией. В "Деяниях" об этом сказано так:З"И они каждый день единодушно пребывали в храме и, прелом- !ляя по домам хлеб, принимали пищу (т.е. Евхаристию)Зв веселии и !простоте сердца" (Деян. II, 46). ° 3.ИУДЕОХРИСТИАНСТВО И ТЕОРИЯ ПАРАДИГМ ° Таким образом, собственно христианское богослужение ещё не отделилось от ветхозаветного, проходило параллельно и было тесно связано с ним прочной пуповиной. И вот всё время, на протяжении которого существовала эта связь, называется временем Aиудеохрис- Aтианства. Термин этот, введённый в оборот Тюбингенской школой (Ф.Бауэр и др.) и развитый католическим богословом Ж.Даниелу, порази- тельно быстро привился в России. Особенно сейчас много говорят об иудеохристианстве как о ереси. И действительно, была такая ересь во II-III вв. Но мы это понятие употребляем в другом смысле: Ж"ИУДЕОХРИСТИАНСТВОЖ или "петринизм" (в отличии от "паулинизма") - изначальная форма Палестинского христианства, ещё не отделившегося окончательно от иудейства (30$-еЖ- 60$-еЖ годы I века). Для этой традиции характерна связь с Ветхозаветным Храмом, иудейский образ мышления, использование Ветхозаветных апокрифов и некоторых предписаний иудейского Закона. Следы этого раннего эта- па христианства отчётливо прослеживаются в исторической литурги- ке в виде литургического дуализма. Казалось бы, апостольский Собор 49 г. освободил христиан от ига Закона, но на деле это послабление было сделано только для бывших язычников. А в самом Иерусалиме материнская община апосто- ла Иакова была совершенно иудейской по духу (в том смысле, кото- рый мы рассмотрели выше). И когда весной 58 г. ап. Павел вернул- ся в Иерусалим из третьего путешествия (к язычникам), то за одно только, что он общался с язычниками, иудеохристиане подняли про- тив него бунт. Итак, этап Иудео-христианства длился до I Иудейской войны, в ходе которой был сожжён Иерусалимский Храм (70-й год). Потом бы- ла ещё II Иудейская война Симеона бар Кохабы в 130-135 гг. Си- меон уже преследовал христиан, считая их своими врагами. Значит, на промежуток от 70 до 130 гг. приходится разрыв пу- повины. В этот период христианство окончательно отделяется от иу- действа, но память об этом этапе совместного существования навеч- но закрепляется в богослужении. Потому что из богослужения ниче- го не исчезает, а только наслаивается одно на другое и эти слои образуют т.н. стратиграфию (от латинского stratum - слой). Стра- тиграфия лежит в основе исторической литургики. Но что она реально означает? Необходимо признать, что христианство в своём развитии про- ходит разные периоды (или, как говорят специалисты: существует в разных парадигмах): сначала парадигма иудеохристианства, затем парадигма эллинистического христианства, затем государственная парадигма, которая на Востоке воплотилась в христианство Визан- тийского типа, а на Западе в Римский католицизм. Но далее на Вос- токе развитие христианства прекратилось, а на Западе - прошло че- рез Реформацию (породившую протестантизм), через парадигму Ново- го времени и вступает сейчас в т.н. экуменическую парадигму. (Отметим также, что протестантизм реставрировал богослужебные формы рубежа I-II веков). Переход от одной парадигмы к другой всегда был очень болез- ненным, сопровождался расколами и ересями. Таковы гностические ереси, сопровождавшие переход к эллиннистической парадигме, тако- вы тринитарные и христологические споры, в которых христианство сложилось как государственная религия, такова Реформация и таков современный кризис христианства, который, по мнению многих есть лишь поиск перехода к очередной парадигме. В этом смысл широко известного парадокса: "Христианство всегда одно и то же, но не то же самое". Запишем определение, которое завершит круг наших предвари- тельных понятий:                                  "ПАРАДИГМА - это базовая модель, определяющая структуру христиан- ского взгляда на действительность. Так называется вся совокуп- ность убеждений и ценностей данной эпохи развития Церкви.                                  :дд A*.FRMь¤I»ЗKсТф¤¤т,ы$ГЖ·%$їЮЙPЁQКГ   C:\MDE\ALIMOV\MLA.WD A*.FRM|Л1—+ГѕuЩ6IюъПСw0Б@A*.FRM