ЛИТУРГИИ____IV - V____ВЕКОВ. 1.@ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ. С воцарением Константина Великого ( 324 г.) завершился Дони- кейский период истории Церкви и начался новый, государственный период Её истории. Константина Великого называют первым христианским императо- ром. Это и так и не так. Ибо крещение, которое одно рождает чело- века в Церкви, он принял лишь на пороге смерти и от арианского епископа. Вера во Христа пришла к нему не через Церковь, а была воспринята "по протестантски", лично, накануне решающего сраже- ния. И это личное, внецерковное избранничество сразу поставило его над Церковью, а созданную им империю соделало вторым (наряду с Церковью) "священным царством". Так "царство кесаря" (начало государственное) стало утвер- ждаться в качестве начала религиозного. И в этом всё двусмыслен- ное своеобразие зарождающейся Византии. Именно с IV в. сознание независимости Церкви от государства, её иноприродность перестала сознаваться и эти два принципиально разных начала быстро слились в одно. Теперь надо было сначала подчиниться кесарю, чтобы стать Божиим. Те, кто смутно противился этому процессу вынуждены были бежать в пустыни. Оставшиеся остались уже не столько "чадами Бо- жиими" сколько поданными христианской империи. Их вера оказалась лишь одной из гражданских обязанностей (зачастую не менее фор- мальной, чем остальные). Это резко меняло все прежние церковные установки. Начинался переход к новой парадигме - государственной. Изменялось само соз- нание людей и соответственно изменялось самосознание Церкви. Эти изменения в первую очередь коснулись фигуры римского императора, внезапно ставшего христианским монархом. Как мы знаем, монархия имеет религиозное происхождение, но не христианское, а языческое (Др. Египет, Др. Восток, Рим). На всём Древнем Востоке царь усыновлялся Богу (у китайцев прямо: "сын неба") и отсюда был заимствован ветхозаветный обряд царско- го помазания (см. И.П. Вейнберг "Человек в культуре древнего Ближнего Востока", М., 1986 г., с. 125-126). Константин был прямым наследником имп. Диоклетиана и вос- точного божественного деспотизма. В массовом сознании он был бо- жеством и по смерти был причтён к лику официальных божеств госу- дарства. Церковь попыталась вырвать инициативу, канонизировав Константина. Начиная с 457 г. КПльские патриархи стали участвовать в ко- ронации императоров. А затем (начиная с имп. Иоанна Цимисхия на Востоке и с Карла Великого на Западе), в чин коронации стала включаться и практика царского миропомазания. Царское миропомазание было знаком того, что коронация совер- шена с согласия Церкви, включена в общий ход Промысла Божия и т.д. Т.е. это был священный обряд (сродни апостольскому благосло- вению через возложение рук), но, конечно, не таинство (ибо Цер- ковь знает только 7 таинств и миропомазание, как и крещение, не- повторимо). Именно отождествление царского миропомазания с таин- ством породило ошибочную теорию патриарха Полиевкта (+ 970 ), согласно которой император, как заново крещёный, очищается от всех прежних грехов (даже убийства предшественника!). В XII веке известный канонист Вальсомон развил эту т.н. "теорию 8-го таинства", "не без корыстных целей приписав царско- му миропомазанию не только свойства крещения, но даже и архиерей- ской хиротонии. И обосновал на этом права императора, как верхов- ного первосвященника". (см. "Вестник Лен. Дух. Академии", N°1, стр. 113). Всё сказанное относится уже к теории "восточного цезаропа- пизма", которая пришла из Византии на Русь в XV веке, актуализи- ровалась здесь в виде теории "Москвы-Третьего Рима" и практически осуществилась в виде т.н. Синодального периода. Став официальным главой Церкви (формально с Павла I), самодержец, естественно, должен был низложить её законного возглавителя (т.е. патриарха) и уничтожить её соборную природу. Так оно и произошло. После последнего патриарха Адриана Со- боры на Руси не собирались до 1917 г. Собор 1917-18 гг. восстано- вил патриаршество, узаконив т.о. исторический разрыв между Пра- вославием и самодержавием. Но сейчас эти два начала снова отож- дествляются и ересь 8-го таинства снова возводится в догмат. Следует помнить, однако, что теория "восточного цезаропапиз- ма" ("православного монархизма") оформилась чрезвычайно поздно: "Во всей христианской письменности эпохи Вселенских Соборов нет ни малейших следов ее существования" (Там же, стр. 112). Однако, корни её уходят в IV - V века и мы не случайно коснулись этого вопроса. Мы увидели, как малопонятная литургическая церемония ("цар- ское миропомазание") через своё символическое осмысление превра- щается в новый догмат. Более естественен обратный процесс - сим- волическое отображение нового догмата через литургический обряд или праздник. Но оба процесса одинаково характерны для византий- ского символизма. 2. @ГОСУДАРСТВЕННОЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. Уже на следующтй год после Никейского Собора (т.е. в 326 г.) царица Елена обрела в Иерусалиме Крест Господень, а потом и Гроб, и Вифлеемскую пещеру. Через 10 лет ( 13 сент. 335 г.) её сын, Кон- стантин Великий освятил над Голгофой и Гробом огромный храм в честь Воскресения Христова (в память об этом мы до сих пор праз- днуем "Воскресение Словущее" 13/26 сент.). Всего же Константин и Елена построили на свв. местах более 80-ти храмов! Сам по себе такой взрыв государственного храмостроительства очень показателен. Стоит сравнить его с предшествующим Доникей- ским периодом, когда само здание не играло существенной роли, по- тому что первохристианская церковь это - общинаЖверующих. При Константине церковь теряет этот экклезиологический смысл и храм приобретает самостоятельное значение, как священное здание (свя- тилище). Имелось два вида подобных храмов: 1. bРотондаЖ(или "гроон") - круглый со сводчатым куполом храм-памятник над гробницей героя (а потом - мученика). В С.-Пе- тербурге подобный редкий тип храма-ротонды - Троицкая церковь "Кулича и Пасхи" архитектора Львова. 2. bБазилика - прямоугольное общественное здание, раз- делённое на нефы рядами колонн, преназначаемое для официальных государственных собраний и римских культов. Интересно, что уже в константиновском храме Воскресения Христова ротонда была объединена с базиликой, т.е. заложена осно- ва для храмов последующего времени. Очень важно, что уже с кон- стантиновской эпохи начинается византийский символизм храма, воз- никает особое литургическое пространство, полное сакральных смыс- лов. Эта сакрализация пространства проявляется и в напряжённом интересе к "священной топографии". Сначала в Иерусалиме, а затем и в Риме вводится культ свв. мест (Гроб Господень, гробница ап. Петра на Ватиканском холме), которые окружены специальным рели- гиозным почитанием. Эта локализация и материализация священного, чрезвычайно по- казательна именно для государственного культа, в который превра- щается христианство. Там, где нет гробницы апостола или мученика, прибегают к искусственному обретению или перенесению мощей. Нако- нец, возникает идея "священного града" КПля, мистически сосредо- точенного вокруг центральго храма ( сначала - это храм Апостолов, затем - Св. София). Разумеется, все эти изменения должны были сказаться и на са- мом храмовом богослужении. Если первохристианское богослужение было сосредоточено на Евхаристии, лишено всякой помпы и торжес- твенности, то в пышных государственных базиликах и само богослу- жение приобретает государственную пышность, резко усложняется, становится театрализованным и нарочито эффектным. Это делается отчасти со специальной миссионерской целью: привлекать в храмы массы вчерашних язычников, которые уже не были объединены едино- душной верой. Главным источником литургического творчества на этом этапе становится придворный императорский церемониал. Византийская ли- тургия - это в полном смысле императорская литургия, подразуме- вающая включение в жизнь Церкви императорского двора. Отсюда - обряды процессий, сложная система входов и выходов, которые де- лают богослужение более пышным и драматически выразительным. Для сцепления и скрепления между собой разрастающихся литур- гических структур изобретается множество мелких литургических элементов: бесчисленные стихиры, тропари и кондаки, прокимны, ипакои, эксапостиларии и т.д. Из этих элементов будут склады- ваться грандиозные конструкции средневековых канонов и полиелей- ных служб. Пышно расцветает гимнография и церковное пение, которое так- же постоянно усложняется. И все это ведет за собой усложнение предметно-материальной стороны культа. Плоявляются всяческие предметы облачения, митры, орлецы, рипиды, дикирии и трикирии. Для оправдания такого усложнения изобретаются символические объяснения: митра - символ тернового венца, рипиды - знаки ан- гельского сослужения, дикирии и трикирии имеют христологический и тринитарный смысл. Таким образом это не было произвольной игрой формами, как иногда полагают гиперкритики. Литургические символы иллюстрирова- ли христианские догматы, что было особенно важно в период вели- ких богословских споров IV-VIII веков. Этой же цели служит быстрое развитие цикла великих праздни- ков. Исследуя историю разделения (во второй половине IV века) Бо- гоявления на два праздника, Рождество Христово и Крещение Господ- не, Кульман и Ботт обнаружили, что это было необходимо для лучше- го усвоения догмата о Воплощении в эпоху борьбы с арианством. В конце IV в. появляется первый богородичный праздник Сретения, а с середины V в. уже празднуют Успение Богородицы. Но в этом победном шествии христианства были и свои отрица- тельные итоги: 1. Крещение перестает восприниматься как таинство вступле- ния в Церковь, становится таинством личного очищения. Потому мно- гие (по примеру Константина Великого) откладывают его до седых волос. 2. Евхаристия перестает восприниматься как акт самоосущес- твления Церкви, становится уже только актом личного благочестия и причащение становится все более редким. 3. Литургия и богослужение вообще перестает быть "общим де- лом", приобретает характер мистерии, которая освящает профанное, соделывает его священным. 4. Поэтому "тайносовершители" (клирики) все более отделяют- ся от "тайнопотребителей" (мирян). Клир уже только освящает про- фанных мирян, а не собирает из них Церковь. 5. Если в первохристианстве каждый крещенный становился и посвященным (верным), то при поголовном византийском крещении ис- тинным посвящением становится поставление во священство. А миря- не так и остаются непосвященными и алтарь постепенно закрывается для них. 6. В конце IV - начале V веков в этом алтаре появляется "проскомидия, как символическое дублирование Евхаристии. Это сви- детельствует о том, что восточная Литургия превращается в симво- лическую мистерию. 3@. @РАННИЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЧИНЫ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ. Мы помним, что на протяжении первых двух веков христианства литургические молитвы, хотя и следовали в определенном порядке, но были импровизационными. Харизматический пафос пророка, а за- тем епископа, по существу, каждый раз творил новую молитву, хотя и соответствующую местному обычаю. Но в III веке харизматическое творчество, скомпрометирован- ное монтанистами, уступило место фиксированным формам. Сначала это коснулось только анафоры (Евхаристического канона), а затем и остальных элементов Литургии. Она стала твердеть и застывать в соответствии с местной традицией. В IV веке выдающиеся Отцы Церкви (свтт. Кирилл Иерусалим- ский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.) приложили много тру- дов для упорядочивания этих местных литургических чинов. И это, конечно, привело к черезвычайной дифференциации анафор (особенно на Востоке). В одной только Абиссинии (Эфиопии) доныне известно 16 чинов. А у яковитов и маронитов - около 65 анафор! Наиболее совершенные образцы литургического творчества бы- ли впоследствии одобрены Соборами и названы именами выдающихся апостолов и отцов Церкви. Так появились Литургии ап. Иакова, ап. Марка, ап. Фаддея, Литургии свтт. Василия Великого, Иоанна Зла- тоустого, Григория Армянского, Кирилла Александртйского, Феодора Мопсуестийского и даже еретиков Нестория и Диоскора. О том, нас- колько условны подобные наименования, можно судить по тому, что одна из 16 местных Абиссинских Литургий для пущей важности была приписана... самой Богородице (Которая никогда в Абиссинии не бы- ла!). На Западе также сложилось несколько местных чинов: Милан- ская Литургия свт. Амвросия, Галльская Литургия, Мозаровская Ли- тургия в Испании. Правда, высокая централизация Западной Церкви привела к тому, что они быстро уступили первенство господствую- щей Римской Мессе. Но в целом, IV-V века - это взрыв литургического разнообра- зия. Общее число анафор, дошедших от этого времени хотя бы в от- рывках - около 100! И, естественно, возникает вопрос: как их классифицировать? Причем правильно найденный критерий классифика- ции должен: 1) Объединять родственные литургии в естественные группы. 2) Объяснять направление эволюции внутри каждой группы. На рубеже XIX-XX веков многие выдающиеся литургисты решали эту задачу и наиболее удачную классификацию предложил английский ис- следователь Брайтман (F.Brightman "Liturgies eastern and western", Oxford, 1896). Со многими, конечно, уточнениями, она дожила до наших дней и сейчас мы рассмотрим исходные принципы этой классификации. Прежде всего Литургии распадаются на Восточные и Западные вот по какому принципу: Как вы помните из первой лекции, Литургия как центр суточно- го богослужебного круга с помощью различных литургических элемен- тов связывается с седмичным и годовым кругами. Но все эти изме- няемые элементы (Апостольские и Евангельские чтения, анафоры, тропари и кондаки) сосредоточены в ее первой части. Собственно анафора на Востоке вообще и в Православии в частности всегда рас- сматривалась как вневременная и потому неизменная. На Западе же изначально сами молитвы Евхаристического канона (например, Praefatio) варьировались в зависимости от праздника, времени цер- ковного года и т.д. Эта динамичность привела к тому, что западные каноны (напри- мер в Римской, Галликанской и Мозарабской Литургиях) продолжали эволюционировать уже тогда, когда на более консервативном Восто- ке эволюция их давно закончилась. При этом, если на Востоке эво- люция Литургии шла преимущественно в сторону усложнения, то на Западе более заметен обратный процесс: в сторону упрощения и уни- фикации (в результате чего в конце концов осталась одна Римская Месса). Кроме того, если на Востоке Литургии развивались органи- чески, то на Западе решающим фактором были литургические реформы отдельных римских пап: Дамаса (+Ж384), свт. Льва Великого (+ 461) Геласия (+Ж496), свт. Григория Великого (+Ж604) и др. Все это и привело к значительным различиям между Востоком и Западом. И здесь сказался также различный менталитет римлян и греков. Характер трезвомыслящих римлян великолепно воплотился в кратких и четких орациях латинского ритуала, в которых всегда имеется в виду конкретный плод молитвы. Восточный мистический менталитет воплотился в пышных и драматических формах Евхаристи- ческого канона, молитвы которого напоминают возвышенные гимны. Все эти второстепенные различия также следует учитывать при сравнении. Но их не следует противопоставлять. Различия между Востоком и Западом были всегда, и всегда (по крайней мере на про- тяжении I тысячелетия) рассматривались как взаимодополнения, а не противоположность. Лишь когда возобладала вторая точка зрения, произошел разрыв. Теперь вспомним из каких элементов у нас складывается Евхаристический канон. Это: Praefatio (P), Sanctus (S), Anamnesis (A), Epiclesis (E), и Jntercessia (J). Так вот: именно последний элемент ( J - т.е. ходатайственная молитва о Церкви, о властях, о живых и умерших) оказался главным признаком в классификации больших литургических групп. Он находится: В наших Византийских Литургиях - на последнем месте. ВЖАлександрийских - между Префацией и Санктусом. В Месопотамских Литургиях - между Анамнесисом и Эпиклесисом. В конечном итоге у нас получается следующая классификация: А@. ЛИТУРГИИ ВОСТОЧНЫЕ. PSAEJ. "Иерусалимско-Антиохийские (Византийские). @ I. Иерусалимские. 1. Литургия Апостольских постановлений. 2. Литургия ап. Иакова. @ II.ЖАнтиохийские. 1. Литургия Василия Великого. 2. Литургия Иоанна Златоустого. 3. Литургия Григория Армянского. PJSAE. @III.ХАлександрийские (Египетские). 1. Литургия ап. Марка. 2. Литургия Кирилла Александрийского. 3. Эфиопские Литургии. PSAJE. @IV. "Персидские (Месопотамские). 1. Литургия ап. Фаддея и Мария. 2. Литургия Феодора Мопсуестийского. 3. Литургия Нестория. Б.@ ЛИТУРГИИ ЗАПАДНЫЕ. @I. "Римская Месса @II. "Местные чины 1. Миланская Литургия. 2. Галльская Литургия. 3. Мозарабская Литургия. 4. Галликанская Литургия. Эта классификация позволяет нам проследить эволюцию внутри каждой отдельной группы. И ниже мы подробно рассмотрим это на примере Византийских Литургий. 4. @ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ "АПОСТОЛЬСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ." Мы уже знаем Эфиопский извод этой Литургии, который есть в ваших хрестоматиях и занимает там всего 2 страницы. Причём вся анафора умещается в 25 строк. Схема её: PAEJ. "Санктуса" ещё нет, т.е. по-видимому, это действительно середина - вторая половина III века. А сейчас посмотрим во что превращается эта же Литургия к концу IV века. В "Апостольских постановлениях" эта Литургия рассматривает- ся дважды. Сначала - в 57-й главе II книги - со стороны внешней (кто где стоит и кто что делает), причём основное внимание обра- щено на преанафоральную часть. Затем - в 5-15 глл. VIII кн. даётся само чинопоследование с полным текстом Евхаристического канона. В общем описании неприято поражают наставления к диаконам, которые должны следить, чтобы женщины не болтали, а !"пусть они !сидят, соблюдая молчание", "Равным образом диакон должен наблю- !дать за народом, чтобы никто не перешептывался, не дремал, не !смеялся и не кивал..." Совершенно ясно, что это уже не первохрис- тиане, для которых Евхаристия была центром и смыслом жизни. Этот болтающий, хихикающий и дремлющий в храме народ - вчерашние языч- ники, для которых участие в новом государственном культе - всего лишь одна из гражданских обязанностей. Чинопоследование, описываемое с 5-й главы VIII книги, сле- дует непосредственно за описанием поставления во епископа и пото- му начинается словами: гл.VЗ"На утро пусть посадят его прочие епископы на принадле- !жащее ему место, приветствовав его целованием о Господе. И, пос- !ле чтения из Закона и пророков (т.е. Ветхозаветных чтений),З так- !же из посланий наших и деяний и из Евангелий, рукоположенный !пусть приветствует Церковь словами:  AЕп:З"Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и !Отца, и общение Св. Духа (будет)Зсо всеми вами".(2 Кор.,XIII,13). AНародЫ!"И со духом твоим". ЗЖЖПосле же сего приветствия пусть он говорит к народу поуче- !ние, а по окончании, когда встанут, диакон, взойдя на некоторое !возвышение должен возгласить: "Да никто из слушающих, да никто из !неверных". Следовательно, перед нами схема обычного синаксиса Литургии оглашенных: 1. Чтение из Ветхого Завета. 2. Чтение Посланий и Деяний апостольских. 3. Чтение из Евангелия. 4. Апостольское приветствие. 5. Проповедь. 6. Отпуск оглашенных. Вместе с тем, всё уже значительно усложнено. оглашаемые и кающиеся разделены на несколько рязрядов, которые отпускаются по отдельности. Об этом 6-я, 7-я и 8-я главы VIII книги: гл. VI - !"Помолитесь оглашенные". ЗЖЖВсе верные также пусть молятся со вниманием о них, говоря ЗЖЖЖЖ - "Господи помилуй". ЗЖЖДиакон же продолжает о них говоря: ЗЖЖЖЖ - "Об оглашенных все усердно помолимся Богу, чтобы О, !благий и человеколюбивый... заступил их и дал им прошения сердец !их на пользу, открыл им Евангелие Христа Своего, просветил их и !вразумил, научил их богопознанию..." и т.д. ЗЖЖ"...Встаньте оглашенные. Просите мира у Бога, через Христа !Его, мирного и безгрешного дня и всего времени жизни вашей, хрис- !тианской себе кончины, отпущения грехов... Наклонитесь и примите !благословение". Т.о. мы видим, что употребляемая ныне ектения об оглашенных в основных частях уже сформировалась к концу IV века. ЗЖЖ"Когда же оглашенные наклонят головы, то рукоположенный !епископ пусть благословит их таким благословением: ЗЖЖЖЖ - "Боже Вседержитель, нерожденный и неприступный..." ЗЖЖ После сего диакон пусть скажет: "Оглашенные, выйдите в ми- !ре". И по выходе их говорит: "Помолитесь, одержимые духами нечис- !тыми. Усердно все помолимся о них, чтобы человеколюбивый Бог че- !рез Христа запретил нечистым и злым духам и избавил рабов своих !от власти противника..." Гл. VII приводит молитву епископа об одержимых: ЗЖЖ"связавший сильного и расхитивший все вещи его (Мф., XII, 29)!, давший нам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю !силу вражию (Лк., X, 19)!... Сын великого Отца, запрети злым ду- !хам и избавь творения рук Твоих..." По выходе одержимых таже процедура повторяется над "просве- "щаемыми, а затем (в VIII гл.) - над "кающимися. 5.@ ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ "АПОСТОЛЬСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ". Литургия верных начинается возгласом диакона: ЗЖЖ"Никто из немогущих да не входит! Одни верные преклоним ко- !лена, помолимся Богу через Христа Его: ЗЖЖО мире и благосостоянии мира и святых Церквей помолимся. ЗЖЖО Святой Вселенской и Апостольской Церкви, от концов до кон- !цов сущей, помолимся, чтобы Господь соблюдал и охранил ее непоко- !лебимою до кончины века, основанную на камне, (Мф.,VII, 15) !И о здешней святой области (т.е. церковной епископии)З помо- !лимся...!" и т.д. Т.о. здесь, в X главе мы находим Мирную или Великую ектению, которая, как и ектения об оглашенных сформировалась тоже в IV ве- ке. Просительная ектения сформировалась в следующем V веке, а Сугубая - только в X веке. После Мирной ектении епископ произносит молитву XI главы: ЗЖЖ"Господи Вседержитель в высоких живущий, Святый, во святых !почивающий, Безначальный, преподавший нам через Христа началове- !дения... Сам и теперь призри через Него на сие стадо Твое и из- !бавь его от всякого неведения и лукавства..." AДиак: !"Будем внимательны". AЕп.: !"Мир Божий со всеми вами". AНарод:З"И со духом твоим". AДиак:Ж!"Приветствуйте друг друга целованием святым" (Рим.,XVI,16), т.е. лобзание мира, которое совершаеися в таком порядке: клирики ^#& епископа; мужчины ^#& мужчин; женщины ^#& женщин. Гл. XII: AДиак: !"Да никто из оглашенных... Да никто против !кого-либо! Прямо перед Господом, стоя со страхом и трепетом, бу- !дем приносить". Т.е. начинается Приношение:З"диаконы должны принести дары !епископу к жертвеннику. А пресвитеры пусть станут по правую и по !левую стороны епископа, как бы ученики, стоящие при учителе. Два !же диакона с той и другой стороны жертвенника пусть держат рипи- !ды из тонких кожиц или из павлиньих перьев, и тихо отгоняют ею !маленьких летающих насекомых, чтобы они не попали в чаши..." Впоследстви рипиды сделаются символическими крыльями анге- лов, серафимов и херувимов. Причём возникает специальная "Херу- вимская песнь" во время Великого входа. Само же приношение в Пра- вославии раздвоится на Проскомидию (приготовление даров) и Вели- кий вход (перенос их на престол и поминовение). А у католиков ос- танется более древний и цельный порядок. 6. @АНАФОРА В "АПОСТОЛЬСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЯХ". Сразу после Приношения в XII гл. следует изложение Анафоры: AЕп.Ы!" Благодарить Вседержителя Бога и любовь Господа наше- !го Иисуса Христа и общение Св. Духа - со всеми вами. AНарод: !"И со духом твоим". AЕп.Ы!"Горе ум". AНарод: !"Имеем ко Господу". AЕп.: !"Будем благодарить Господа". AНарод: !"Достойно и справедливо". AЕп.:З"Поистине достойно и справедливо, прежде всего, воспе- !вать тебя, истинно сущего Бога, существующего прежде всяких по- !рождений... единого, нерожденного и безначального..." и т.д. Это уже Префация, т.е. благодарственная молитва, которой от- крывается Евхаристический канон. Она огромна. Она в 23 раза больше Префации Эфиопского извода и в 5 раз превышает Префацию Литургии Василия Великого (!). Её благодарение охватывает всю ис- торию Творения и все благодеяния Божии, известные из Ветхого За- вета. <(прочесть сколько позволяет время> Эта молитва традиционным путём (т.е. через упоминание анге- лов) переходит в Санктус. Затем следует Анамнесис с установи- тельными словами, Эпиклесис, который просит о ниспослании Духа и Интерцессия. Это тот порядок, которому Будут следовать все Иерусалим- ско-Антиохийские (Византийские) Литургии. Вместе с тем её величи- на и перегруженность деталями беспрецедентна и почти необъяснима. Т.е. ясно, что здесь уже нет апостольской простоты, нет эле- ментарного вкуса и меры. Какие-то византийские реформаторы пы- таются подражать псалмам, но в результате получается нечто вроде библейского компендиума или лексикона. А может быть это для того и сделано, чтобы даже Евхаристический канон использовать в целях катехизаторских, т.е. учебных? Так думает, например, Краббе. По крайней мере, это очень характерная для Византии, но неудачная попытка. Понятно, что Литургия с таким искуственным и громадным Кано- ном не могла удержаться в истории. Даже на протяжении IV века мы не находим ни одного свидетельства об её совершении. Многие ли- тургисты считают, что она так и осталась на бумаге, не будучи в силах конкурировать с более совершенными Литургиями ап. Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоустого. О них - в следующей лекции. 1ПЕјѕ A*.FRMь¤I»ЗKсТф¤¤т,ы$ГЖ·%$їЮЙPЁQКГ   C:\MDE\ALIMOV\MLA.WD A*.FRM|Л1—+ГѕuЩ6IюъПСw)Б@