AМАРКИОН СИНОПСКИЙ (+ок. 160 г.) бесспорно - самый значительный ересиарх II века, создатель первой гностической системы, которая стала доступной широким мас- сам. Он родился в семье Синопского епископа (в Понте). Получил хорошее образование, в том числе философское (особенно увлекался стоицизмом). Затем изучил ремесло мореплавателя, а по другим дан- ным занимал даже какой-то священный сан в своей церкви. Это был тип волевого, мужественного аскета с пытливым умом. Очень рано он обнаружил собственные и, конечно, еретические взгляды, которые нисколько не скрывал. Он отрицал Ветхий Завет, который по его мнению противоречил Новому Завету. Отец вынужден был изгнать его из общины (ок. 135 г.). Маркион ушел из дома, пытался добиться признания у других общин Малой Азии. Побывал в Эфесе и Смирне, где его с негодова- нием отверг сщмч. Поликарп Смирнский ("Поликарп при встрече с Маркионом, сказавшим ему: "узнаешь ли меня?" отвечал: "узнаю пер- венца сатаны". Ириней. "Против ер." кн.I, гл.3(4)). Тогда Маркион занялся торговлей, причем быстро разбогател - настолько, что даже заимел собственный корабль, на котором пере- возил товары. Известен следующий его шикарный жест: в 139 г. он приплыл на своем огромном корабле в Рим и пожертвовал римской церкви "на бедных" огромную сумму - 100 000 сестерциев (Терту- лиан). Это было похоже на подкуп, потому что Маркион вскоре (ок. 140 г.) вступил в Церковь, заявив себя ревностным клириком и, по-видимому, стремился к епископскому месту. Однако, вскоре он был настолько увлечен идеями местного ере- сиарха Кердона, что открыто принял его сторону. AКЕРДОН из школы Симона Волхва был увлечен филоновской апафа- тикой. Но различие между традиционным "катафатическим" и новым "апафатическим" богословием он воспринял как различие между дву- мя Богами: "Кердон учил, что Бог, проповедуемый законом и проро- ками, не есть Отец Господа нашего Иисуса Христа. Его можно поз- нать, а тот Бог непознаваем," - свидетельствует Евсевий (Ц.И.IV,11). Маркион ухватился за это учение, как близкое ему и развил смутные взгляды Кердона в стройную и логически безупречную систе- му. Известно, что уже летом 144 г. Маркион устроил диспут по по- воду притч Господа о новой заплате на ветхом платье и о новом ви- не в ветхих мехах (Лк. V. 36-39). Он утверждал, что Ветхий Завет, как ветхие мехи и ветхое платье, весь расползся от действия Ново- го и должен быть отвергнут. Однако, он сам был отвергнут Римской церковью (которая даже вернула ему полученную от него сумму в 100 000 сестерциев!). Отлученный во второй раз, Маркион с негодованием покинул Рим и отправился проповедовать. Вскоре о нем заговорили как об осно- вателе большой и богатой анти-церкви гностического направления. Общины ее раскинулись на огромном пространстве - от Галлии до Африки и М.Азии. Маркионистский вариант христианства реконструировал немец- кий ученый Деллингер (1799-1890), в основном, на основе упомина- ний Тертуллиана. Выяснилось, что Маркион отталкивался от страшно преувеличенных им идей ап. Павла: 1) от проповеди в Афинах о Неведомом (апафатическом) Боге; 2) от различения закона и благодати. "Разделение закона и Евангелия - отличительное и первона- чальное дело Маркиона" - указывал Тертуллиан. Бог Ветх.Завета, познаваемый из Его закона не может быть Богом благодати и любви. Это - "дикий и воинственный судия", несправедливый и немилосер- дный. Данный Им закон только порождает грех и обнаруживает бесси- лие человека. Все Его создания находятся в извечной вражде и об- речены на гибель. Следовательно, сам Бог закона - всего лишь неу- мелый Демиург. "Демиург зол и злы Его творения". Даже обещанный Им Мессия придет как воитель-насильник, чтобы поработить землю иудейскому народу. Этот Мессия и есть антихрист, предсказанный апостолом Павлом (1 Фесс.). Но Павел проповедовал о "Неведомом Боге", возвышенном и без- гневном, который есть "Бог Лучший", который "кроток, утишающ, благ и всеблаг." Он - Бог искупления, который спасает и освобож- дает нас от оков мира сего. Его невозможно бояться. Его можно только любить. В 15-й год царствования имп. Тиберия этот Неведомый миру Бог явился в мир, в Капернаумской синагоге, приняв видимое тело Иису- са. Т.о. Иисус не рождался, не был младенцем, но просто явился, как Бог в мнимом теле человека. Он явился, чтобы разрушить закон и пророков и все дела Де- миурга Иудейского, и спасти людей, которым Он принес божествен- ную любовь. Он не был узнан Демиургом Иеговой и успел раскрыть людям истинный гносис (тайну истинного Бога). И тогда иудеи рас- пяли Его, как врага своего Иеговы. И снова они не знали, что Он лишь мнимо умер. И сошел во ад, чтобы освободить всех, взывающих к Нему. Кого? Уж конечно не ветхозаветных "праведников" и прочих рабов Иеговы, а тех кто боролся с Его тиранией и был погублен Его законом: т.е. каинатов, язычников и прочих детей Каина (вспомним сходную трактовку этого образа у Байрона). Между тем, вскоре после мнимой смерти Спасителя, апосто- лы-иудаисты во главе с Петром сговорились написать поддельное Евангелие. Но Иисус призвал 13-го апостола - Павла (!) - и рас- крыл ему истину, и послал к своим (т.е. к язычникам). Павел всю- ду проповедовал, что благодать отметает закон, а Новый Завет - Ветхий. Иудеи ненавидели Павла и поклялись убить его. Они выдали его во время гонения Нерона, а послания его исказили своими вставками. Истинное учение Христа и Павла сохраняют только Маркиониты - чужие (как и Сам Христос) в этом мире Демиурга, гонимые и пресле- дуемые иудействующими. Они ничего не ждут от этого мира, а пото- му соблюдают строгую аскезу - вплоть до отрицания брака (который ведет лишь к продлению существования падшего мира). Состоящих в браке, поэтому, нельзя даже допускать к крещению. А стремиться следует лишь к мученичеству, которое для христианина есть осво- бождение от мира зла. Не следует жалеть свои тела, т.к. они не воскреснут. Только души соединятся с духовным Отцом. Они-то и об- разуют истинную Церковь, которой дан единственный истинный апос- тол - Павел. Т.о. все еврейское в Церкви должно быть отвергнуто. Хрис- тианство - принципиально новая религия, не связанная ни с чем предшествующим. Необходимо очистить ее от всего постороннего и прежде всего от иудаизма. Это был апофеоз христианского антисемитизма. И после этого нас уверяют, что гностические системы - иудейская диверсия про- тив христианства (Н. Бутми!). Эти свои идеи Маркион обосновал в 2-х главных сочинениях: 1) "Антитезы" (или "Противопоставления"), где оба Завета противопоставлялись в вопиющем противоречии, так что Бог Нового и Бог Ветхого Завета выглядели действительно разными Богами; 2) "Канон" - первый опыт систематизации Священных книг (еще до Татиана!). Богодухновенными Маркион признал 10 (исправленных им самим) посланий Павла и Евангелие от Луки, которое он очистил от истории Рождества Христова (чтобы иудеям не чем было хва- литься). Отметим при этом, что сам Маркион обладал блестящим язви- тельным слогом. Вот образец его антисемитской проповеди: "Оставьте пастухов при их стадах (Лк. II 8, 15-17). Пусть волхвы не утруждают себя столь дальним путешествием (Мтф.II, 1-11). Да будет Ирод человеколюбивее, чтобы Иеремия не хвалился пророчес- твом своим (Мтф.II, 16-18). Не приносите Младенца в Храм! Не до- веряйте Его рукам Симеона, чтобы дряхлый старик не уронил Его. Заставьте молчать эту старую ведьму пророчицу, чтобы она не за- колдовала Малыша ..." (и т.д. по Тертуллиану). Но несмотря на весь этот гонор, было что-то трагическое в фигуре Маркиона. Он явно чувствовал, что несмотря на успех свое- го дела, истинное христианство - не у него в общинах. Незадолго до смерти, говорят, он вдруг стал проситься обратно в Римскую Церковь и даже обещал принести публичное покаяние. Но ему ответи- ли, что прежде он должен вернуть Церкви всех, кого соблазнил в свою ересь. Этого он сделать не успел - умер (по Тертуллиану =Прескрипции= 30). Да и вряд ли он уже мог что-то изменить. Основанная им церковь переживала период расцвета до начала III века. Потом на Западе начался ее упадок. На Востоке же (осо- бенно в Сирии) она сохранилась в виде отдельных общин до VI века. Против нее выступали свт. Василий Великий и Иоанн Златоуст. Эти церкви имели свои храмы, свою епископскую преемственность, своих мучеников, девственниц и даже монахов. Верующие вели аскетичес- кую жизнь, были суровыми постниками и презирали смерть. Они ис- пользовали многочисленные апокрифы, практиковали повторное креще- ние и женское священство. С III-IV веков они активно смешивались с манихеями, а с V-VI вв. (особенно в Сирии) - с монофизитами, которые также как мар- киониты отвергали святые иконы. Ок. 690 г. эта взрывная смесь из маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась по всей Армении и вспыхнула пожаром страшной ереси. Император Юстиниан приказал сжигать еретиков живьем, чтобы сохранить от ереси соседние цер- ковные области. Это было первое в истории сожжение еретиков (на- кануне VI Вселенского Собора). Как это всегда бывает, гонение только способствовало популярности ереси. С новой силой она вспыхнула в VIII-IX веках в период иконоборчества. В 820 г. при поддержке арабского халифата,еретики во главе с неким Фомой Славянином развязали настоящую войну против империи и 2 года осаждали КПль (!). Имп. Феофил Справедливый в 840 г. пред- лагает Западу первую в истории идею крестового похода (!) против этих армяно-сирийских еретиков. Тогда же они получают новое наз- вание: за страшное преувеличение идей апостола Павла их начинают именовать Павликианами. Их патриархат со столицей в армянском го- роде Тефике вел с империей регулярные войны во времена Михаила III (842-867) и Василия I Македонянина (867-886). Последний от- правил в Тефику посольство во главе с Петром Сицилийцем, который составил подробный трактат об истории и сущности этой ереси. Только имп. Иоанн Цимисхий, после победы над русским князем Свя- тославом (972 г.) победил также павликиан и переселил их во Фра- кию (на границу с Болгарией). Там они возродились в виде болгар- ского богомильства (XI в.), которое в XII веке переметнулось в Италию и Зап. Европу. В Европе еретики назывались "катарами", "альбигойцами", и "вальденсами". Это было все тоже двубожие заме- шанное на предельном аскетизме. Причем верили в чистого Верховно- го Бога, а Бога христианской церкви именовали Сатанаилом. Католическая церковь, которая до тех пор не зналаЖникаких ересей была в шоке. Против еретиков собирали соборы (например III Латеранский 1179 г. - XI Всел.). Против них ходили крестовыми походами (осо- бенно известен поход 1226 г. Людовика VIII Льва). Наконец против них велись ожесточенные Альбигойские войны. Ничего не помогало. Только к XIV веку ересь отчасти выдохлась. Но в виде различных течений (отрицающих В.З. наследия Ц-ви) и антисемитских тенденций в богословии, дожила до XX века. Ныне, можно сказать, период очередного расцвета маркионизма. В смутное время предыдущей смены веков (XIX-XX) апологетами своеобразного неомаркионизма стали такие антисемитские писатели как Морис Жоли, сочинивший пресловутые "Протоколы сионских мудре- цов"; Сергей Нилус, опубликовавший их на русском языке и др. Биограф Нилуса князь Жевахов описывает планы очищения Библии от всего ветхозаветного, которые буквально повторяют идеи Маркиона: "Что же останется от Нового Завета, очищенного от примесей Ветхого?" - спрашивает Жевахов. И отвечаетЫ - "Останется Новый Завет, данный взамен Ветхого, останется новое учение Господа на- шего Иисуса Христа, не имеющее ничего общего с иудаизмом, разру- шающее ветхозаветные понятия и представления, останется очищен- ная от талмудических примесей Божественная Истина..." ("Сергей Александрович Нилус" Бари, 1936 г., стр. 50). Эти идеи легли в основу идеологии т.н. черносотенного движе- ния (учинившего в 1905-6 гг. более 700 еврейских погромов), а за- тем, уже 1920-30-е гг. породили обширную антисемитскую литерату- ру в среде зарубежной ("Карловацкой") Русской Православной Цер- кви. Кстати, именно от них этот воинственный антисемитизм и масо- нофобию заимствовала нарождающаяся в Германии нацистская партия. Сейчас эта идеология известна в виде концепции т.н. Всемирного жидо-масонского заговора (ВЖМЗ). На фоне современного постперес- троечного кризиса она обрела такую убедительность, что стала поч- ти официальной идеологией Русской Православной Церкви. Усилиями наших церковных идеологов ныне опубликована вся классика ВЖМЗ: сами "Протоколы" и бесчисленные комментарии к ним, труды С. Нилу- са, Жевахова, Н. Бутми, И. Восторгова, Антония Храповицкого, Александра Селянинова, Льва Тихомирова и др. Прекрасную антоло- гию этих идей можно найти в комментированной нашими "ревнителями" Речи патриарха Алексия II перед раввинами г. Нью-Йорка в 1991 г. (которая продается сейчас на каждом углу). Таким образом, нет сомнения в том, что мы переживаем сейчас очередной рецидив маркионизма.  A*.FRMь¤I»ЗKсТф¤¤т,ы$ГЖ·%$їЮЙPЁQКГ   C:\MDE\ALIMOV\MLA.WD A*.FRM|Л1—+ГѕuЩ6IюъПСw0Б@A*.FRM