BМОНОФЕЛИТСТВО И VI ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Юстиниан был последним великим римским императором и первым идеологом т.н. @симфонии Церкви и государства. Эта теория благопо- лучно дожила до наших дней и воскресло в знаменитой уваровской формуле = Православие - Самодержавие- Народность=. Она всегда ос- тавалась только теорией. Она никогда не реализовалась в истории. На практике под прикрытием этой теории Церковь последовательно подчинялась государству. Возникал специфически восточный @цезаро- @папизм. Что это такое? !Это теория, согласно которой видимым представителем Бога на !Земле и исполнителем Его воли является христианский император. А !его империя - Богом установленное царство, та самая #государствен- #ность, !которая подменяет и растворяет в себе Церковь. Цезаропапизм и папо-царизм - это две крайности, к которым будут тяготеть Восток и Запад. —————————————В———————————— ПАРАДИГМА РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА: вера і мир Полное разделение; выход из мира, —————————————Е———————————— "Не любите мира, ни того что в ми-  ЖЖ і  ЖЖре... Ибо все, что в мире - похоть  еп-пЖЖ і  имп.ЖЖЖ плоти, похоть очей и гордость жи-  і тейская, не есть от Отца..." і "Царство мое не от мира сего"(1 Ин. ЗЖЖЖЖЖі ЗЖЖЖЖЖЖЖI, 16-17). і ВОСТОЧНЫЙ ТИП ПАРАДИГМЫ —————————————Е———————————— ГОСУДАРСТВЕННОГО ХРИСТИАНСТВА і (ЦЕЗАРОПАПИЗМ) і  императорЖЖ Государство вторгается в область і   ЖЖЖверы и подчиняет себе Церковь. і і і ЗАПАДНЫЙ ТИП ПАРАДИГМЫ —————————————Е————————————— ГОСУДАРСТВЕННОГО ХРИСТИАНСТВА і (ПАПОЦЕЗАРИЗМ)  і Церковь принимает государственные  папаЖЖ і формы, вторгается в государствен- і ную область и подчиняет ее. Церковь і Государство P.S. Теократия - церковная иерархия подменяет собой госу- дарство (исламский фундаментализм, поздний иудаизм). !6 НОВЕЛЛА ЮСТИНИАНА: !"Есть два величайших блага - священство и царство. Каждое из !этих благ установлено Богом, и имеет свое собственное назначение. !Но исходя из одного и того же начала, оно и проявляется в совмес- !тной деятельности." Священство ведает делами божественными, небесными. Царство - человеческими, земными, в то же время царство все- мерно печется о хранении церковных догматов, а священство молится за царство. Т.о. христианство превращается в государственную идеологию. Пытаясь построить свою христианскую теократию. Юстиниан на- дорвался. Усилие оказалось непомерным. Силы империи были истоще- ны, финансы расстроены, население разорено. Сразу после смерти Юстиниана начался распад его империи. ВЖ568 г. лангобарды захва- тили Италию. Уже при @Юстине II началась изнурительная и бесконечная вой- на с Персией (мир с которой Юстиниан покупал!). Когда Юстин II сошел с ума, власть захватил популярный в народе генерал @Тиберий. При нем@ распадные процессы пошли полным ходом. Имп. @Маврикию уда- лось придать децентрализации плановый характер: он изобрел систе- му экзархатов - т.е. полунезависимых областей под управлением эк- зарха (наместника). Так в 584 г. возник Равенский экзархат (будущая папская об- ласть), а в 591 г. - Карфагенский экзархат (откуда выйдет импера- тор Ираклий). После теократического правления Юстиниана процесс демократи- зации привел к диктатуре @Фоки (602-610), которого и сменил @Император Ираклий (610-641) - это был талантливый и чрезвы- чайно волевой правитель ( не случайно и ересь о воле). 18 лет (!) он упрямо воевал с Персией, балансируя на грани возможного. В 526 г. чуть было не отдал столицу аварам ( в империю которых вхо- дили и "славяне ! Кстати, вспомним князя "Ния !) "ПВЛ. Спасение от аварскойЖосады будет воспринятоЖкак чудо - (I акафист бл. Григо- рия Писиды "Взбранный Воеводе победительная..."). Наконец в 629 г. Ираклий наносит персам окончательное пора- жение и отбирает у них Селевкию-Ктесифон. А в 630 г.Жторжествен- но возвращает взятый персами Крест Христов и Иерусалим. Но в том же самом 630 г. в Аравии последователи Магомета за- воевывают Мекку. Магомет умирает в 632 г., а через 10 лет Ислам- ская империя уже захватит и Персию, и Палестину, и Сирию, и Еги- пет... Очень важно, что персы опирались на враждебных Византии монофизитов и позднее то же будут делать арабы. Поэтому для ук- репления Восточных границ желательно было ликвидировать монофи- зитский раскол. @НАЧАЛО МОНОФЕЛИТСТВА (энергетический этап) Верный сподвижник имп. Ираклия - патр. Сергий КПльский попы- тался найти общую с монофизитами христологическую платформу. Он ухватился за выражение . . . . . . . . . . . [т.е. единое дей- ствие], которое обнаружил в =Ареопагитиках= и в письме патр. Ми- ны к папе Вигилию (подложном). На основе этого христологического компромисса Сергий и замыслил реставрировать религиозное един- ство империи. Было это в 610-615 гг. Так начался А первый этап развития монофелитства - энергетический. Идеи патр. Сергия поддержал ученый египетский монофизит Георгий Арс. Однако переписка с ним была перехвачена Александрий- ским патриархом Иоанном Милостивым. Иоанн хотел даже возбудить дело о неправославии патриарха Сергия, но не успел...(+ в 619 г.). Не дождавшись ответа от Георгия Арса, патр Сергий переклю- чился сначала на Павла Одноглазого (главу севериан в Армении), а затем (уже в 626 г.) на Кира - митрополита Фасиса. Вскоре этот Кир (в качестве союзника Сергия) был назначен патриархом Алексан- дрийским и в@ 633 г. привел египетских монофизитов в долгожданную унию. Однако, успех униатов был омрачен обличением уважаемого па- лестинского монаха Софрония, который в том же 633 г.Жбыл избран Иерусалимским патриархом. Это был духовный сын блаж. Иоанна Мос- ха и наставник прп. Максима Исповедника (в своей =Мистагогии= Максим вывел его в образе "великого старца"). Под влиянием Софрония, патр. Сергий вынужден отказаться от "моноэнергизма" и заменить термин "энергия" - термином "воля".ЖВ чем разница? В большей конкретности. !"Энергия" - это жизненное действие вообще (Бог - источник всех действий); !"воля" - это жизнь духа (т.е. "Я"), обращенное вовне. Признать две воли во Христе, значит признать двойное "Я" в нем, распад самосознания на два субъекта - т.е. несторианство. Именно эти аргументы патр. Сергий приводит в письме к папе Гонорию, и папа встает на его сторону (правда, уже прп. Максим Исповедник отметит, что папа был введен в заблуждение терминологией патр. Сергия, оставаясь по сути парвославным). Опираясь на поддержку папы, патр. Сергии и имп. Ираклий, опубликовали догматический декрет (@Экфесис 637 г.) в котором постановили:З"Нужно признать во !Христе воплотившемся только одну волю". Так начался А второй этап собственно монофелитских споров. В следующем 638 г. скончались главные участники спора: патр. Сергий, папа Гонорий. Но спор продолжился. Ибо преемник патр. Сергия -Пирр- принял экфесис, а преемник Гонория (в особенности св. папа Мартин Исповедник) - нет! Более того: в 650 г. папа Мар- тин собирает в Риме Латеранский Собор и осуждает учение об одной воле (т.е. монофизитство). Главным участником этого Собора был также греческий эмигрант прп. Максим Исповедник. Аргумент Собора был прост: !монофелиты лишают Христа челове- !ческой воли. В Богочеловеке две воли и два действия, т.к. ЗЖЖволя соответствует природе, а не лицу. Это - предвосхищение VI Вселенского Собора!. @ ГОНЕНИЕ НА ПРАВОСЛАВНЫХ Узнав о своем осуждении, имп. Констант II (КонстаЖ- внук Ираклия) велел равеннскому экзарху Феодору Каллисте арестовать папу Мартина и доставить его в КПль на суд по обвинению в. . . государственной измене. Тяжело больного старца принесли на носил- ках, жестоко пытали, но он - папа Мартин - остался верным Правос- лавию и был сослан в крымский Херсонес, где почти сразу же умер (+ 655 - пам. его в Прав. Ц-ви 14 апр.; в Каи. - 13 апр.). Затем таже участь постигла Максима Исповедника. И ему отказ от причастия с императором-еретиком был инкреминирован как госу- дарственная измена (на что Максим твердо ответил: !"Если и весь !мир причастится с вами, я один не причащусь"). Тогда он был зак- лючен в КПльскую темницу и подвергнут пыткам, а затем сослан во Фракию. Еще 7 лет длились его страдания в ссылке. Затем его сно- ва привезли в КПль, били кнутом, отрезали язык и отрубили правую руку. Он остался непреклонным до конца и был сослан в Колхиду, где умер в 662 г.(Пам.: 21янв./3 февр.). Его главный догматический труд: изложение его диспута с КПльским патриархом ПирромЖ(Карфаген 645 г.), а "Мистагогия" ("Введение о таинстве") - представляет собой таинственно-символи- ческое изъяснение Литургии. Прп. Максим продолжает здесь мисти- ческую традицию "Ареопагитик", выступая предшественником - прп. Симеона Нов. Богослова (+1030); и прп. Григория Паламы (+1359). Максим - один из трех величайших богословов Православного Востока: свт. Афанасий Великий (+373) прп. Максим Исповедник (+662) прп. Григорий Палама (+1359) @VI ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Главным источником ереси был имп. Констант. По смерти его, новый имп. Константин IV Погонат (+ 685) даровал Церкви свободу и созвал VI Вселенский Собор. Он длился почти год (с ноября 680 по сенябрьЖ681) и решил вопрос о воле в традициях халкидонского дог- мата, т.е. признал во Христе !"две воли и два естественных дей- !ствия, пребывающих нераздельно, неизменно, неразлучно и неслиян- !но". Вместе с тем, эти !"два хотения не противоположны друг дру- !гу - да не будет - но Его человеческое хотение... следует и под- !чиняется Божественному". Отсюда вытекают ценные антропологические выводы: мы созданы по образу Божию и Иисус для нас - образецЖвсецелого подчинения воле Отца. Правда, в отличие от нас, эта Отцовская воля есть и соб- ственная воля Его Божественной природы. Но она каждый раз ждет согласия с собой самоопределяющейся воли человеческой, которая не противится даже смертной чаши, хотя и ужасается (см. Гефсиман- ское борение). Т.о. вместе с Сыном Человеческим для каждого из нас сущес- твует та же борьба, тот же выбор: подчинить свою волю воле Божией или отпасть от нее. И мы должны следовать Христу в главном - соединять свою волю с волей Божией. Или, как у нас говорят: "отсекать самоволие".         Это подразумевает большую внутреннюю дисциплину, поэтому за- вершение христологических споров было оформлено еще и дисципли- нарными постановлениями. VI Вселенский Собор имел в 691 г. своеобразное продолжение в Трулльских палатах императорского дворца. И этот дополнительный собор называют @Трулльским или @Пятошестым, подразумевая, что в дисциплинарном отношении он дополнил постановления V и VI Вселен- ских Соборов, которые ограничились одной догматической дея- тельностью. 102 канона Трулльского Собора имеют своей целью укрепление повседневной дисциплины и это позволяет нам увидеть церковную повседневность той эпохи. А это была эпоха государственного хрис- тианства со всеми его недостатками. Языческая по своей природе империя деформирует христианство, превращая его в обрядоверие. Сама религиозность становится механической, выражающей уже не столько веру, сколько лояльность имперской идеологии. Большин- ство людей забегает в храм только облобызать иконы и посплетни- чать. Евангелия они не читают и не понимают зачем это нужно. Христианская образованность падает, превращаясь в начетничество. Собор предписывает епископам проповедовать хотя бы раз в неделю, но при этом не мудрствовать, а держаться отцов. Пресвитеры не должны содержать харчевен, а монахи - разгуливать вне своих мо- настырей и проводить ночи с женщинами ... Т.о. перед нами уже классическая Византия с ее характерным сочетанием религиозного чванства и религиозного ханжества. Пожа- луй именно появление ислама в сер. VII в. отделяет раннюю Визан- тию от классической. Напуганные растущей угрозой исламизации имп-ры VII века превращают бывший Восточный Рим в компактное ми- литаризованное государство-остров, со всех сторон окруженный вра- гами. Отсюда болезненный изоляционизм Византийского сознания, его мертвенная застывшесть и концентрация вокруг узко национальных проблем. Этот национальный характер Византийского христианства впоследствии заимствует Русь. Мы воистину Византия после Визан- тии. Отсюда наша национальная нетерпимость ко всему новому и мно- гие болезни нашего церковного менталитета. Менталитет и догматы. ТТ A*.FRMь¤I»ЗKсТф¤¤т,ы$ГЖ·%$їЮЙPЁQКГ   C:\MDE\ALIMOV\MLA.WD A*.FRM|Л1—+ГѕuЩ6IюъПСw0Б@A*.FRM