Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

АБКМ — см. Азиатская буддийская конференция за мир.

АБХАЯГИРИВИХАРА — будд. монастырь, основан в 2 в. до н. э. на северной окраине г. Анурад-хапура (Ланка). Этот монастырь был оплотом махаянистов, к-рые вели борьбу и диспуты с тхеравадинами. От А. сохранилась лишь ступа Абхаягири диаметром 100 м и высотой 86 м. В. И. Корнев

АБХИДЖНЯ (санскр.), абхиньня (пали) — сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Высшее состояние сознания, при к-ром проявляются шесть способностей: 1) видеть все, что пожелаешь; 2) различать и понимать любой язык; 3) проникать в чужие мысли; 4) знание всех своих предыдущих жизней; 5) знание предшествующих жизней других существ; 6) свобода от любых желаний. В .И. Корнев

АБХИДХАММА — ПИТАКА — одна из трех осн. частей будд. канона наряду с Сутта-питакой и Виная-питакой (см. Типитака). Н. Л. Жуковская

АБХИДХАРМА (санскр.), абхидхамма (пали) — третий и последний после Виная-питаки и Сутта-питаки раздел будд. канона. Его полное название — Абхидхарма-питака — букв. “корзина, содержащая будд. доктрину”. Появился после раскола буддизма. Предполагают, что каждая из ранних будд. школ имела свою А., но только тексты школ сарвастивада и тхеравада вошли в полный свод канонич. текстов. А. пользовалась большим почитанием у тхеравадинов Юго-Вост. Азии, особенно в Бирме (Мьянма). В ней нет к.-л. логической систематизированности, т. к. А. представляет собой собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации. Содержание А. составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии. В ней представлены не изречения Будды, а точка зрения на буддизм его учеников и выдающихся ученых. А. включалась в канон не всеми школами, напр., махасангхики не относили ее к числу канонич. текстов. Нек-рые школы включали в Абхидхарма-питаку большую часть Кхуддаканикаи — последней части Сутта-питаки; 2) специфический метод изложения будд. учения в Абхидхарма-питаке и абхидхармической лит-ре, отличающийся от метода изложения в др. разделах канона большей сложностью. Это связано с тем, что адресатом А. является не простой верующий, а подготовленный ученый. Специфичностью этого метода является обезличенность и академичность изложения, использование средств индукции, анализа и синтеза, больший интерес к дефинициям. Это уже не проповедь, а описание мира вокруг и внутри человека; 3) содержание учения Будды — букв. “высшая дхарма” будд. доктрины. В корпус абхидхармической лит-ры включают и комментарии на осн. тексты, и учебники, написанные позднее. Йогачары иногда называли А. свои сочинения, независимо от их содержания. Махаянисты называли А. многие свои тексты, включая праджняпарамитские сутры: в Китае и Тибете к А. относят “Бриллиантовую сутру”. Осн. абхидхармическими текстами считаются 7 книг школы тхеравада (палийская А.), сохранившиеся на палийском языке, и 7 книг школы сарвастивада (санскритская А.), дошедших только в кит. и тиб. переводах и оказавших большое влияние на развитие будд. философии. В разных традициях эти книги приписываются разным авторам. Н .А. Канаева

АВАЛОКИТЕШВАРА (санскр.; кит. Гуань-инь, яп. Каннон, монг. Хоншим, Арьябала) — бодхисаттва в мифологии махаяны и ваджраяны, выступающий как олицетворение сострадания. Как мифология, образ сложился в последние века до н. э. А. считается эманацией будды Амитабхи. Известны 32 его формы (в т. ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишну, Шива), в облике к-рых он появляется во всех будд. мифах, всюду спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне — А. с 6 руками, 11 лицами, образовавшимися от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа Далай-лама. А. весьма почитаем в кит. и яп. буддизме. Н. Л. Жуковская

АВИДЬЯ (санскр. ), авиджя (пали) — невежество, синоним — заблуждение (моха). Первоначало зла и страданий в жизни, т. к. именно невежество не позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности, негативные стороны эгоцентризма и т. д. Невежество как основа всех обусловленных действий любого существа, к-рые порождают зло и страдание, является первым звеном закона зависимого происхождения, или “колеса жизни” (бхавачакра). Оно — одно из червоточин бытия и причина дурных наклонностей. В буддизме особо выделяются три источника зла: невежество, жадность, ненависть, к-рые создают плохую карму. В. И. Корнев

АВТОРИТЕТ ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ В БУДДИЗМЕ. Буддизм не признает авторитета в вопросах учения Будды, будь то слово учителя, монаха, священного текста, комментатора и т. д. Учение Будды можно познать лишь на практике, и тогда познавший это учение становится авторитетом для себя. Поэтому в буддизме нет ересей. В . И. Корнев

АГВАНХАЙДАВ (1779-1838) — идеолог и основатель обновленческого движения в монг. ламаизме. Настоятель столичного монастыря Гандантекчинлинг, представитель высшего духовенства страны. А. первым выступил с обличением пороков ламства. Его сочинение “Послание ко всем дурханам и бодхисаттвам, непобедимым святым покровителям” бичевало невежество, стяжательство, разврат в среде не только низших, но гл. обр., высших слоев лам, в т. ч. лам-перерожденцев, требовало возврата к первонач. чистоте буддизма. А. уже в пер. пол. 19 в. сформулировал осн. требования “обновления” буддизма, к-рые стали частью идеологии нац. просветительства и смогли быть реализованы лишь в нач. 20 в.: перевод тиб. религ. литературы на монг. язык, введение преподавания религ. и светских дисциплин в монастырских школах на монг. языке, отстранение высшего ламства от участия в мирских и гос. делах. Н. Л. Жуковская

АГИНСКИЙ ДАЦАН (тиб. название — Даши Лхундублинг) — ламаистский монастырь в Бурятии, действующий в наст. вр. Строился с 1811 по 1816. В 1816 освящен ламй Ринченом. Божество-охранитель (сахюсан) — Джамсаран. Кроме гл. храма (цокчина) имелось 7 малых сумэ в честь сл. богов пантеона — Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. А. д. известен тем, что с самого основания здесь совершался Маанийн (или Арьябалын бутээд) хурал, исполнявшийся ежедневно 4 раза в день. В службе принимали участие все ламы, начиная от ширетуя (настоятеля) до нештатного гелунга. В обычные дни обряд отправляли 1-2 гелунга, в празд . — 8 гелунгов. В 19 в. в А. д. насчитывалось 60 лам-лекарей, велось изучение медицины. С 1861 при А. д. существовала философская школа цаннит чооре. Далеко за пределами Бурятии славилась и печатня А. д., в к-рой хранились 47 525 ксилографических досок с тиб. и монг. текстами, а также деревянные клише с рисунками и культовыми изображениями. В А. д. печатались книги по будд. философии, логике, медицине, астрономии, астрологии, тантричсские трактаты на тиб. языке, издавалась популярная дидактическая лит-ра, словари, справочники на бур. и монг. языках. В кон. 30-х гг. 20 в. А. д. был закрыт, его здания частично разрушены, оставшиеся целыми использованы в светских целях (в гл. храме в теч. неск. десятков лет размещался туберк. санаторий). Предметы культа и религ. искусства, изъятые из А. д., были отправлены в музеи Москвы и Ленинграда. С 1946 А. д. открыт заново, в нем действует 1 храм, живет ок. 20 лам. Л.Л . Абаева

АГОН-СЮ — одна из наиб. популярных т. н. новых религий Японии, делающих упор на религ. фундаментализм, мистицизм, разл. виды магии. Основана в 1978 Кирияма Ясуо, последователем эзотерич. буддизма школы Сингон-сю. Сочетает проповедь ранних будд. текстов агама (яп. агон) с магией и мистич. ритуалами, заимствованными из практики ср.-век. монахов-отшельников. Согласно А.-с., только религия, основанная на таком сочетании, способна “сотворить чудо” — помочь “неприкаянным” духам предков, кишащим в окружающем человека мире, обрести “сущность Будды ” и тем самым освободить человека от “злой кармы духов”. При этом мистич. практика эзотерич. буддизма, его архаичные ритуалы провозглашаются эффективным средством совершенствования духовных и физич. способностей личности. В культе А.-с. имеют место также заимствования из разл. религ. течений Запада, спиритуализма, парапсихологии, тиб. мистицизма. Пользуется большой популярностью среди молодежи, составляющей до 40% адептов группы. Численность — 200-300 тыс. Г. Е. Светлов

АД — см. Космология буддизма.

АДЖАНТА — комплекс пещерных храмов в горах Аджанты на плоскогорье Декана (Цент. Индия), созданные во 2 в. до н. э. — 7 в. н.э. Здесь было 27 жилых пещер, в нек-рых сохранились будд. фрески и статуи, относящиеся к 6 в. н. э. В. И. Корнев

АДЖИНА-ТЕПЕ — холм в 12 км к сев.-вост. от г. Курган-Тюбе в Вахшской долине (Южн. Таджикистан), образовавшийся на месте будд. монастыря 7 — нач. 8 в. Раскопки выявили здесь остатки прямоугольного в плане здания (ок. 100Х50 м), сооруженного из сырцового кирпича и битой глины по четкому плану. Монастырь состоял из двух дворов с четырьмя айванами — открытыми помещениями под сводчатой кровлей, монаш. кельями, культовыми, хозяйств, и вспомогат. постройками. В центре сев.-зап. двора — большая ступа в виде кубического монолита на ступенчатом постаменте с двухмаршевыми лестницами посреди каждой из четырех сторон; верхняя часть ступы — барабан и купол — не сохранилась. Найдены также остатки многоцв. стенных росписей и отд. части глиняных раскрашенных скульптур (в т. ч. 12-метровой статуи Будды в нирване), вотивные ступы и миниатюрные их макеты. А.-т. — яркий образец небольшого сельского будд. монастыря Ср. Азии времени, предшествующего арабским завоеваниям 8 в. Б. Я. Ставиский

АДИБУДДА (санскр.) — в мифологии махаяны и ваджраяны осмысляется как “изначальный будда”, т. е. персонификация сущности всех будд и бодхисаттв. Неясно, когда именно появился в буддизме этот образ, но в 10- 11 вв. он получил широкое распространение в связи с концепцией Калачакра. А. наиб. популярен в Непале, Тибете, странах Вост. Азии. В нек-рых школах буддизма в качестве А. почитаются др. будды: Самантабхадра, Ваджрадхара, Вайрочана. Н. Л. Жуковская

АЗИАТСКАЯ БУДДИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЗА МИР (АБКМ) — международная неправительств. орг-ция буддистов стран Азии, основанная в 1970. Штаб-квартира находится в монастыре Гандантекчинлинг в Улан-Баторе. Президентом орг-ции является глава буддистов Монголии, носитель титула и сана хамбо-лама. Целями и задачами АБКМ являются: объединить буддистов Азии в их стремлении к миру и спокойствию на Земле: всемерно способствовать распространению и претворению в жизнь будд. учения, проповедующего высокие идеалы мира, гармонии и соц. справедливости; решительно выступать за мир и безопасность в Азии и во всем мире, за полное запрещение ядерного и др. видов оружия массового уничтожения; поддерживать неотъемлемые требования народов на свободное и независимое развитие, в защиту прав и достоинства человека. АБКМ объединяет 15 нац. центров из 12 стран Азии, мн. Авторитетных будд. лидеров, политич. и обществ. деятелей. АБКМ имеет статус третьей категории в ЭКОСОС и ЮНЕСКО. Ю. Г. Бухаев

АЙРТАМ урочище на правом берегу Амударьи, в 10 км к востоку от г. Термеза, на юге Узбекистана, с остатками древнего поселения. Здесь раскопаны два будд. комплекса кушанского времени (2-4 вв.). В первом комплексе, располагавшемся на холме, окруженном остатками стены, обнаружены остатки монастырской постройки, богато украшенное святилище и следы крупного прямоугольного постамента, скорее всего — от ступы. С этим комплексом связаны также находки замечательных каменных составных капителей с высокохудожеств. рельефными изображениями полуфигур музыкантов и гирляндоносцев на фоне пышной аканфовой листвы, а также части каменного рельефа с большой надписью кушанским письмом. Во втором комплексе, лежавшем значит. восточнее первого, раскопаны относит. хорошо сохранившаяся ступа с прямоугольным основанием и полусферическим верхом и остатки сырцовой постройки с фрагментами каменных архитектурных деталей. Установлено, что А. в кушанское время представлял собой довольно крупное поселение, где вблизи от переправы через Амударью обосновалась сильная будд. община. Б. Я. Ставиский

АК-БЕШИМ — городище в Чуйской долине на сев. Киргизии, к востоку от г. Фрунзе, где раскопаны два будд. храмовых комплекса 6-8 вв. Первый представлял собой прямоугольное в плане сооружение с большим внутр. двором, группой помещений у входа и группой культовых строений (восьмиколонный зал и святилище, окруженное с трех сторон обводным коридором). В зале и святилище при раскопках найдены многочисл. фрагменты глиняных и металлич. будд. фигур и др. культовых предметов. Второй храм, квадратный в плане, был окружен по периметру обводным коридором. Храм включал внутр. двор и крестовидное в плане святилище, окруженное с трех сторон обходным коридором. В святилище найдены фрагменты глиняных раскрашенных будд. статуй и лепных архитектурных украшений. Б. Я. Ставиский

АКУСАЛА (пали) — неблагоприятная карма, создаваемая невежеством, тщеславием и ненавистью. Символами этих пороков являются черная свинья, красный петух, зеленая змея. В. И. Корнев

АКШОБХЬЯ (санскр.) — будда в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение бесстрастия, невозмутимости. Впервые упоминается в текстах первых веков до н. э. В ваджраяне А. — один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света — Восток, цвет — голубой, животное — слон, чувство — осязание, элемент — вода, символ — ваджра; его женское соответствие (праджня) — Лочана, эманирующий из него бодхисаттва — Ваджрапани; чаще всего его изображают сидящим на голубом лотосе. Как объект культа А. почитается в Непале, Тибете, был популярен в др.-яванском буддизме. Н. Л. Жуковская

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА (санскр. — сознание-сокровищница, или всесохраняющее сознание) — единое первонач. индивидуальное сознание, к-рое невыразимо. В нем накапливаются следы всех прошлых деяний (карма) и содержатся определяемые кармой “ростки” всех возможных идей и объектов, являющихся модусами этого сознания. А.-в. не является абсолютом, оно только относительно реально, т. к. соотносится с феноменальным миром, к-рый, согласно йогачарам, добавившим этот вид сознания к шести традиционным для буддизма видам сознания, иллюзорен. В ряду конструируемых А.-в. идей возникают также ошибочные понятия о “Я” как личности и о “не-Я” — феноменальном мире. Ашвагхоша считал А.-в. ступенью в эволюции к “таковости” (татхата), к-рую можно отождествить с абсолютом. С прекращением действия кармы А.-в. угасает в нирване, где снимается дуализм “Я” и “не-Я”. Н. А. Канаева

АМАРАВАТИ — место вблизи Мадраса (Индия), где сохранились образцы будд. изобразительного искусства 2 в. до н. э. — 3 в. н. э. (рельефы на ограде и цоколе ступы). Искусство А. представляет собой синтез сев. и южноинд. скульптуры, для к-рого характерны ярко выраженная экспрессия и динамизм изображаемых массовых сцен. В . И. Корнев

АМАР БАЯСГАЛАНТ, Амар хийд — будд. монастырь в Монголии, заложенный в 1728 по приказу маньчж. императора в качестве усыпальницы умершего в 1723 Ундур-гэгэна, первого главы ламаистской церкви Монголии. В 1737 строительство было закончено. А. Б. — один из лучших образцов ср.-век. монг. культового зодчества, при создании к-рого были использованы последние достижения в кит. и монг. строительном искусстве (напр., система внутр. водостока, грунтовка глиной, замешенной на свиной или конской крови, и др.). В А. Б. имелись неск. храмов и 2 усыпальницы с мощами в виде мумифицированных тел первого и четвертого главы монг. церкви — “живых богов”, перерожденцев Джебцзун-дамба-хутухты. В кон. 30-х гг. 20 в. А. Б. был предназначен к уничтожению, как и значит, большинство монастырей и храмов Монголии, но случайно уцелел. В кон. 70-х гг. началась реставрация А. Б., принято решение о создании в нем музейного комплекса. Н. Л. Жуковская

АМБЕДКАР Бим Рао (1891 — 1956) — обществ. и политич. деятель Индии. Входил в законодательную ассамблею Бомбея, был министром юстиции центр. пр-ва, участником разработки проекта нынешней конституции. Выступал за улучшение условий жизни неприкасаемых. В окт. 1956 А. и 0,5 млн его последователей отреклись от индуизма и приняли буддизм. Основал Индийское будд. об-во в г. Нагпур. В. И. Корнев

АМИДА (яп.), 0дпагме (тиб.) — см. Амитабха.

АМИДАИЗМ (иногда Амидизм ) — одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в 5-6 вв. в Китае. Получило название по имени гл. будды этого течения — Амиды. Канонич. текстами А. являются “Три сутры об Амиде”, в к-рых отражены осн. догматич. положения данного направления. Целью адепта А. является возрождение после смерти в “чистой земле” Амиды, будд. рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь. На учение А. о “чистой земле” несомненное влияние оказывали даосские представления о бессмертных, ведущих блаженное существование на далеком острове в океане. Возрождение в “чистой земле” возможно только при помощи будды Амиды, который дал обет перенести все живые существа после их смерти в свой рай. Верующий в спасительную силу Амиды должен молить будду о помощи, повторяя сакральную фразу “Слава будде Амиде!” и совершая благодетельные поступки. А. получил широкое распространение прежде всего среди сельского населения, хотя в число его приверженцев входила и какая-то часть имущих слоев. В Китае ведущей школой А. была Цзинту-цзун, теоретики к-рой систематизировали догматич. положение “Трех сутр об Амиде” и разработали доктринальный комплекс А. как религ. течения. В Японии, где А. приобрел исключит, популярность в 13 в., возникло четыре гл. школы в рамках этого течения — Юдзу нэмбуиу-сю. Дзёдо-сю, Дзёдо-синсю, Дзи-сю — идеологи к-рых предлагали несколько отличные друг от друга трактовки основополагающих амидаистских догм. А. Н. Игнатович

АМИТАБХА (санскр.) — будда в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение “неизмеримого света”. В текстах хинаяны о нем нет упоминаний. Культ его возник в Индии в первые века н. э. А. — создатель и владыка рая Сукхавати, в к-ром могут возрождаться все страдающие и уверовавшие в могущество А. живые существа. В ваджраяне А. — один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света — Запад, цвет — красный, животное — павлин, одно из 5 чувств — вкус, элемент — огонь. Эманация А.  — бодхисаттва Авалокитешвара, земное воплощение — Будда Шакьямуни, а по мнению последователей гелугпа — также и Панчен-лама. Символ А. — нищий будд. монах с патрой, его женское соответствие (праджня) — Пандаравасини. Обычно А. изображается сидящим на троне в виде павлина в позе созерцания с монашеской чашей для сбора подаяний в руках. Его культ развит в Японии (см. Амидаизм), Тибете, Монголии, Бурятии. Н. Л. Жуковская

АМОГАСИДДХИ (санскр.) — один из будд в будд. мифологии, олицетворение непогрешимой истины. В текстах махаяны и хинаяны не упоминается: в ваджраяне — один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С А. ассоциированы: страна света — Север, цвет — зеленый, элемент — воздух, чувство — обоняние. Его животное — спутник — Гаруда, его праджня — Тара, его земное проявление — будда Майтрея. А. особенно популярен в Тибете и Монголии. Н. Л. Жуковская

АМОГХАВАДЖРА (705 — 774) — инд. будд. монах, переселившийся в 720 в Китай и получивший там имя Букун. Один из ведущих теоретиков и практиков эзотерич. буддизма. Приобрел известность как переводчик на кит. язык сутр и трактатов (гл. обр. эзотерич.) с санскрита. У одного из учеников А. обучался яп. монах Кукай, основатель школы Сингон-сю. А. Н. Игнатович

АМРИТАНАНДА Тхера (р. 1918) — глава непальских буддистов. В 1936 получил посвящение в будд. монахи в г. Кушинаре. В 1940 стал махатхерой (т. е. великим тхерой) на Шри-Ланке. В 1951 основал Всенепальское общество будд. монахов, в 1952 — будд. колледж. В наст. вр. в Непале живет 70 будд. монахов, из них 60 — тхеравадины, имеется 28 вихар. В. И. Корнев

АНАНДА — двоюродный брат царевича Гаутамы и его любимый ученик, к-рый сопровождал Будду как слуга в течение 45 лет. После смерти Будды со слов А. был составлен свод поучений — Сутта-питака. В. И. Корнев

АНАТМАН — см. Трилакшана.

АНГКОР комплекс религ. сооружений 12 в. в джунглях Камбоджи. Наиб. известен в этом комплексе Ангкорский храм, одно из красивейших сооружений в мире. Терр. храма — 1000Х850 м. На трех мощных террасах, поднимающихся вверх ступенчатой пирамидой, помещаются пять храмов-башен. Вся галерея первой террасы покрыта сплошными барельефами высотой ок. 2 м. Изображения людей, животных, мифологич. персонажей перемежаются растительным, линейным и геометрическим орнаментом. Среди сюжетов преобладают сцены из “Рамаяны” и “Махабхараты”. На второй террасе ок. 2 тыс. изображений “небесных танцовщиц” (апсар). Вблизи Ангкорвата находятся руины кхмерской столицы — Ангкортхома с центр. храмом Байон, посвященным бодхисаттве Авалокитешвара. В. И. Корнев

АНИТЬЯ (санскр.), аничча (пали) — непостоянство как одно из свойств бытия (трилакшана). Именно из-за непостоянства бытия ему присуще страдание (дуккха) и отсутствие самости (анатман, анатта). Понимание того, что все в жизни непостоянно, подвержено изменениям, разрушается и исчезает, является первой стадией достижения нирваны (сотапатти). В. И. Корнев

АНУМАНА (санскр. — вывод) — в будд. теории познания второй источник достоверного знания (см. Буддийская теория познания). Дословно А. переводится как “последующее измерение”, “последующее мнение”, т. к. выводное знание следует за восприятием логич. признака объекта и обоснованием неразрывной связи между объектом и его логич. признаком. Логич. термины не были еще жестко определены, и то, что объявлялось меньшим термином, с таким же успехом могло рассматриваться и как больший термин. Буддисты различали “вывод для себя” (свартханумана) — умозаключение, состоящее из двух суждений, похожее на энтимему в зап. логике, и “вывод для другого” (парартханумана) — состоящий из трех высказываний, похожий на простой категорический силлогизм в модусе Барбара. “Вывод для себя” функционирует в будд. учении как средство познания объекта через его знак, а “вывод для другого” — как способ доказательства, или силлогизм. В зависимости от разновидности логич. знака выводы делились на основанные на причинно-следственной связи, на отношении тождества и на отрицательные выводы, к-рых насчитывалось 11 модусов. Н. А. Канаева

АНУРАДХАПУРА — древняя столица Шри-Ланки. Основана в 437 до н. э. Во времена нашествия тамилов в 1 тыс. н. э. мн. города сев. части о-ва были разрушены, в их числе А. и Полоннарува, и заросли джунглями. В 19 в. эти города были частично восстановлены. В А. сохранились огромные дагобы: Тупарама (3 в. до н. э.), Руванвелисея (Махатхупа) (2 в. до н.э.), Абхаягири тхупа (1 в. до н. э.), остатки искусственных водоемов, дерево Бодхи, высаженное, согл. традиции, в 3 в. до н. э., руины храмовых зданий. В. И. Корнев

АПАРАШАИЛА (иначе Апараселийя, Махаванаселийя; санскр., в будд. традиции — “те, к-рые поселились на Западной горе”) — подшкола чайтики. А. образовалась ок. 2 в. до н.э. в результате незначительных разногласий по вопросам дисциплины, возникших в общине последователей монаха Махадевы. В целом взгляды последователей А. совпадали с учением и культом ее материнской школы. Сакральное значение для них имели исключительно тексты Виная-питаки. Расцвет А. падает на период правления династий Сатава-ханов (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.) и Икшваков (3 в. н.э.). В это время. духовные центры этой школы создаются в Амаравати, Гханташале, Аллуре, Канхери, Нагарджуниконде. А. просуществовала вплоть до кон. 7 в. н. э. Л. Р. Фурцева

АПОХА (санскр. букв. — исключение, отделение, различение) — концепция о чисто относит. или отрицат. значении всех слов. Впервые эта концепция выдвинута в Индии в 6 в. Дигнагой, разрабатывалась Дхармакирти (6 в.), Дхармоттарой (9 в.) и Ратнакирти (9-10 вв.). Реальный мир для буддистов — это мир чистых единичных сущностей — дхарм, а понятие — результат мыслительного конструирования, обобщения, т. е. универсалия. Мир единичных сущностей и мир универсалий никак друг с другом не связаны, понятия ничего не говорят нам о реальности, с к-рой соотносятся. Именно поэтому буддисты провозглашают значения слов относительными. Произнося к.-л. слово — комбинацию звуков, мы утверждаем о существовании связанного с ним предмета и придаем ему нек-рый смысл, но, кроме того, каждое слово является различающим некий объект А и его отрицание не-А, содержит их как две стороны, важные для его понимания. Т. обр., хотя слова и не в состоянии дать нам положит. знания о вещах как таковых, они дают нам знание о том, чем эти вещи не являются, и след., опосредованно обозначают внешнюю реальность. А. затрагивает множество логич., эпистемологич. и метафизич. проблем, поэтому широко дискутировалась в Индии представителями всех религ.-филос. школ. Н. А. Канаева

АРУПАЛОКА — см. Космология буддизма.

АРХАТ (санскр., пали арахат, дословно “достойный”) — человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня (вступивший в поток; возвращающийся один раз, не возвращающийся; архат). К числу А. относятся ближайшие ученики и последователи Будды, в традиции хинаяны их насчитывается 16. в махаяне — 18. А. входит также в число эпитетов Будды. В хинаяне А. более популярны, чем в остальных направлениях буддизма, в махаяне путь А. — это лишь часть пути бодхисаттвы. Н. Л. Жуковская

АРЬЯДЕВА (3 в.) — крупнейший представитель школы мадхьямика в Индии после Нагарджуны, уроженец Шри-Ланки. Ученик Нагарджуны, вместе с к-рым путешествовал, долго был пандитом в Наланде. А. приписывают 23 работы, из к-рых, несомненно, ему принадлежат 5. Наиб. значит, из них — “Хаставалапракарана” и “Чатухшатака”. Его соч. переводились на тиб., кит. и яп. языки. А. внес значит. вклад в разработку осн. будд. концепций, оказал большое влияние на подъем и оживление интеллектуальной жизни в ср.-век. Индии. Почти во всех соч. защищал центральную для мадхьямики концепцию пустоты (шунья), осн. его оппонентами были санкхьяики и вайшешики. Его вклад особенно велик в филос.-полемич. учение. Согл. А., истинно сущее (парамартхасат), или абсолютное состояние сознания не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносит. категориях, оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, а таковым может быть только сознание-пустотность. По его мнению, истинно сущее реализуется практически путем опровержения (“опустошения”) всех лжеидей по поводу сущего, в первую очередь о неизменном среди всеобщей изменчивости, о счастье среди океана страданий, о вечной душе (атман) среди невечного мира, о прекрасном среди безобразного. Размышления о таких идеях А. называл невежеством и приписывал его буддистам тех школ, к-рые чурались учения махаяны о пути бодхисаттвы, не испытывающего ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому или призрачному. В тиб. традиции А. причисляется к “шести драгоценностям” будд. философии: Нагарджуна, А., Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти. В кит. буддизме трактат А. “Шата-шастра” (“Сто строф”) относится к осн. источникам школы Сань-лунь-цзун. В. П. Андросов, Н. А. Канаева

АРЬЯШУРА, Ачарьяшура (ок. 4 в.) — поэт, автор известной поэмы “Джатакамала” (Гирлянда джатак), называемой также “Бодхисаттва- авадана- мала”, посвященной поучительным историям из прежних рождений Будды. А.- уроженец Сев. Индии, брахман по происхождению, но перешел в буддизм. Ему приписывают также целый ряд менее известных произведений: “Бодхисаттва-джатакасья дхармагхана” — короткий пересказ “Гирлянды джатак”, “Супатхадешапарикатха”, содержащая моральную проповедь, “Пратимокшасутра-паддхати” — комментарий из “Пратимокшасутру” сарвастивадинов и др. В своих соч. А. уделял больше внимания не филос., а популярным аспектам буддизма, т. к. ориентировался на простых верующих. Как защитник молодой религии внес значит, вклад в будд. лит-ру на санскрите. Н. А. Канаева

АСАНА (санскр.- “поза”) — ряд фиксированных в будд. традиции положений ног и тела. Одни позы используются для медитации, напр. поза со скрещен. ногами “ваджрапарьянка-А.” (в индуист. йоге именуемая позой лотоса), другие характерны только для изобразит. канона ваджраяны, напр. танцующая поза “тандава-А.”. Всего в сев. буддизме употребляется ок. двадцати А. А. А. Терентьев

АСАНГА (4 в.) — великий индо-будд. мыслитель, один из основоположников школы йога-чара, к-рому приписывается в тиб. каноне авторство 19 трудов, в том числе по абхадхарме и праджняпарамите. А. философски развил учения махаянских сутр: 1) об алая-виджняне, или “сокровищнице сознания”, к-рая имеет постоянно меняющееся множество “семян” и “кармических зародышей”, дающих жизнь очередным индивидам сансары, поэтому путь к нирване состоит в прекращении влияния кармы, или в “непрорастании” семян в сознаниях, их множественность иллюзорна, т. е. каждый до освобождения пользуется лишь частицей единого сознания Татхагаты (“Махаянасамграха”); 2) о виджняна-матре, или “только сознании”, к-рое есть поток частиц (дхарм) и их сочетаний, а в задачи его познания входит доказательство нереальности этих конструкций мыслетворчества и реальности самого осознавания этого (“Абхидхармасамуччая”) ; 3) об идеале бодхисаттвы, или просветленного существа, способного стать буддой, но остающегося в нижних регионах Вселенной ради оказания помощи и спасения других индивидов (“Иогачарабхуми-шастра”); 4) о высшей реальности, предстающей “тремя телами Будды” (см. Трикая) — невыразимое “тело дхармы”, “тело блаженства”, “тело воплощения”, в к-ром будды приходят к людям возвестить истинное учение (“Махаянасамграха”). В. П. Андросов

АСКЕТИЗМ — практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала или религ. цели. В Индии появляется еще в поздневедийский период (ок. 1500-1200 до н. э.). Практика А. была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге и джайнизме). Будда под влиянием существовавшей традиции тоже пробовал прибегнуть к А., но его надежды на аскетич. практику как способ достижения просветления не оправдались, и в первой своей проповеди Будда осудил чрезмерный А. как недостойный и бесполезный, советовал следовать “срединным путем” (см. Восьмеричный путь), пролегающим между самоумерщвлением и чувственными обольщениями. В буддизме считается, что А. как форма поведения, направленная на приобретение сверхъестеств. способностей и умилостивление божеств, служит эгоистич. интересам. Единств, вид А., к-рый буддизм поощрял, это самоконтроль за физич. состояниями тела как средство к достижению самоконтроля над сознанием, т. е. самоотречение от временных удовольствий ради вечного блаженства. Для этих целей существовали 5 заповедей и 3 дополнительных правила для мирян, для монахов — 10 заповедей и 227 предписаний. Идеалом буддизма был не аскет, предающийся аскезе ради личного блага, а бодхисаттва, пекущийся о благе других. Н. А. Канаева

АСУРА-ЙОНИ — см. Космология буддизма.

АСУРЫ (санскр., пали) — персонажи инд. мифологии, вначале обитавшие на небесах и равные богам, а потом из-за постоянных конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенной, за что и получили свое название — “а-сура” означает “не-боги”. В индуистской и будд. мифологиях много сюжетов о борьбе А. с богами, в к-рых А. постоянно терпят поражение. Одна из причин раздоров — мифич. дерево Читтапатали, корни к-рого находятся во владениях А., а ветви с созревающими плодами — во владениях богов. В будд. мифологии А. образуют один из 6 миров сансары, место их обитания — пещеры горы Меру. Мир А. наряду с др. 5 мирами (богов, людей, животных, духов прета, ада) является местом, где в зависимости от своей кармы могут перерождаться живые существа, и в этом качестве он изображается на иконе “колесо жизни”. Н. Л. Жуковская

АТИША, Дипанкара Шри Джняна (санскр.), Джово Мармезадпа Пал Ешей (тиб.) (982-1054) — инд. ученый, будд. монах, проповедник; с 1042 до конца жизни странствовал по Тибету. С его именем связывается возрождение буддизма, восстановление института монашества с жестким соблюдением дисциплины, активное распространение концепции “колеса времени” (калачакра) и создание системы тибетского летосчисления (1051), а также перевод филос. текстов праджняпарамиты. Его труды “Ботхипатха прадипа” (“Светильник пути просветления”) и “Боджисаттваманьявали” (“Драгоценная гирлянда бодхисаттв”) посвящены трехступенчатой классификации интеллекта (высший, средний, низший) и возможности, в зависимости от уровня интеллекта, достичь состояния просветления. Они сыграли значит. роль в становлении и развитии собственно тиб. школ буддизма — кадампа и гелугпа. Е. Д. Огнева

АТМАН (санскр.), атта (пали) — букв. “Абсолютный дух”, “Высшее Я”, “Мировая душа”, “Высшая реальность”, “Абсолютная реальность”, “Я” — одна из осн. категорий брахманизма. С т. зр. представителей брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности, поэтому личное “Я” и мировое “Я” тождественны. Концепция А. всегда опровергалась буддистами. Н. А. Канаева.

АШВАГХОША (ок. 80 — 150) — инд. философ и поэт. Его считали величайшим поэтом Индии до Калидасы (5 в.) и отцом санскр. драмы. Рожден в брахманской семье и исповедовал брахманскую религию, но затем перешел в буддизм. Среди приписываемых ему соч. трактат “Махаянашраддхотпада — шастра” (“Пробуждение махаянской веры”), известная поэма “Буддха-чарита” (“Жизнеописание Будды”) и “Махаланкара” (“Книга Славы”). Н. А. Канаева

АШОКА (268-231 до н. э.) — правитель империи Маурьев, при к-ром начался расцвет буддизма в Индии. Н. Л. Жуковская

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице