Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

ЭЙСАЙ (1141-1215) — родоначальник дзэнского направления Риндзаи-сю в Японии. Вначале принадлежал к школе Тэндай-сю, в 1168 отправился в Китай для изучения ее доктрины и в том же году вернулся на родину, привезя с собой тэндайские сочинения. В 1187 снова отправился в Китай, где и познакомился с учением чань, наследовав традицию школы Линьцзи (яп. — Риндзай) от Сюйань Хуайчана. По возвращении в Японию (1191) Э. основал первый в стране дзэнский храм Сёфукудзи в Хаката (провинция Тикудзэн). Яростные нападки тэндайских монахов на распространявшееся им новое учение побудили Э. к написанию трактата "О распространении дзэн для защиты страны" (Кодзэн гококу-рон). При поддержке пр-ва Э. основал монастыри Кэнниндзи в Киото (1202) и Дзюфукудзи в Камакура (1215). С именем Э. связывают также начало распространения в Японии культуры чая. А. М. Кабанов

ЭЙХЭЙДЗИ — монастырь школы Сото-сю в провинции Эти-дзэн. Основан в 1243 Догэно,. к-рый предпочел выбрать для своего монастыря отдаленное от столицы глухое место в горной глуши, что должно было благоприятствовать соблюдению в монастыре строгих правил устава. Догэн жил в Э. почти до самой смерти (в 1253). После Догэна в школе Сото-сю произошел раскол, и группа радикально настроенных монахов выступила за отказ от подобной отстраненности от мирских проблем и призвала к более тесным связям с народом. Тогда в провинции Ното был основан монастырь Содзидзи, ставший вторым осн. центром Сото-сю. С кон. 14 в. Э. пришел в упадок, а в 1473 сильно пострадал от пожара, но в кон. 16 в. снова превратился в один из двух центров Сото-сю. В наст. вр. является центр. монастырем Сото (см. Дзэн). А. М. Кабанов

ЭКАВЬЯВАХАРИКА (санскр., в будд. традиции — "установление, составление всего в одно мгновение") — подшкола махасангхики. Э. возникла после первого внутр. раскола махасангхики в 3 в. до н. э. Объявив сансару, нирвану и дхармы лишенными всякой реальной субстанции, экавьявахарики тем самым признали их тождество. Местонахождение этой школы не известно. Однако тиб. историк буддизма Таранатха сообщает о том, что Э. просуществовала до 4 в. н. э. Л. Р. Фурцева

ЭНРЯКУДЗИ — гл. храм яп. будд. школы Тэндай-сю. Основан в 788 монахом Сайтё на горе Хиэй близ г. Киото, ставшего в 794 столицей Японии. В течение нескольких веков являлся центром яп. буддизма, средоточием будд. учености. В Э. получили образование практически все ведущие деятели ср. век. яп. буддизма. А. Н. Игнатович

ЭРДЭНЭ-ЦЗУ (монг.; дословно — драгоценный Будда) — первый будд. монастырь на территории Монголии, построенный в 1586-1587. Инициатор его создания — правитель Тушетухановского аймака Абатай-хан. Строительство Э.-ц. было связано со второй волной распространения буддизма в Монголии (см. Ламаизм в Монголии) в виде учения школы гелугпа и попыткой феод. правителей раздробленной Монголии заручиться поддержкой духовных правителей Тибета. Э.-ц. был родовым монастырем потомков и наследников Абатай-хана, каждый из к-рых возводил на его территории храм или кумирню в честь кого-л. из высших богов пантеона и ступу в честь к.-л. события религ. жизни. К нач. 20 в. в Э.-ц. насчитывалось более 30 храмов и кумирен, более 2 тыс. монахов. До кон. 30-х гг. 20 в. Э.-ц. был действующим монастырем. Многие храмы Э.-ц. были разрушены, часть лам подверглась репрессиям. С 60-х гг. до 1990 Э.-ц. действовал как музейный комплекс. Сейчас часть храмов реставрирована, в одном из них вновь совершаются будд. хуралы. Н. Л. Жуковская

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице