Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

ХАГУРОСАН — гора в Японии, на к-рой в течение мн. веков находился центр, координировавший деятельность групп приверженцев сюгэндо. А. Н. Игнатович

ХАКУИН Экацу (1683-1768) — один из самых знаменитых яп. дзэнских наставников. Прославился так же как художник и мастер каллиграфии, поэт и религ. реформатор, сделавший дзэн доступным широким народным массам. Проживал в маленьком храме Сёиндзи в деревне Хара у подножия Фудзиямы, куда стекались сотни поклонников и почитателей со всей Японии. X. не только был автором комментариев к кит. сборникам коанов, но и сам составил такой сборник, единств. в Японии. А. М. Кабанов

ХАМБО-ЛАМА (тиб., монг.) — первонач. настоятель монастыря, относящегося к ламаистской школе гелугпа, позднее — титул главы духовного управления буддистов в Бурятии (с 18 в.), в Монголии (с 1949 г.). В Бурятии этот титул звучал как Бандидо-хамбо-лама (от санскр. "пандит" — ученый). В Калмыкии аналогичное лицо называлось лама калмыцкого народа. Н. Л. Жуковская

ХАМФРИЗ (Humphrys) Трэверс Кристмас (1901-1983) — видный специалист но буддизму, один из основателей будд. движения в Великобритании, являлся президентом Буддийского об-ва Великобритании. Высшее юридич. образование получил в Кембридже, где стал членом теософского об-ва. X. пришел к буддизму через увлечение теософией. Основал в Лондоне теософскую ложу, к-рая в 1924 была преобразована в Буддийское об-во. X. являлся одним из активных пропагандистов буддизма в Великобритании, в своих работах старался найти общие точки соприкосновения будд. и зап. духовных культур. Занимался исследованиями буддизма махаяны, особенно тиб. буддизма и дзэн (чань)-буддизма. Е. С. Сафронова

ХАРША (полное имя — Харшавардхана) — царь, правивший в Сев. Индии ок. 606-647; последний из правителей, покровительствовавших буддизму. Прославился своей просвещенностью, прогрессивностью и веротерпимостью. Н. А. Канаева

ХАТИМАН — божество нац. яп. религии синто, переосмысленное под влиянием буддизма в качестве бодхисаттвы. Наиболее яркое воплощение синто-будд. синкретизма (см. рёбу-синто), X. пользовался исключит. популярностью в среде военного феодального дворянства (самурайства). А. Н. Игнатович

ХВАННЕНСА — будд. монастырь в Корее (гос-во Силла). Самый известный столичный монастырь Силла, многократно упоминаемый источниками. Основан в 533, постройка завершена в 566. В 574 для него была отлита статуя Будды высотой 5.2 м и весом более 27 т. Являлся местом хранения наиб. почитаемых будд. реликвий, многократно посещался правителями Силла. Сожжен монголами в 1238. С. В. Волков

ХЕРЯН — кор. будд. деятель 6 в. Родился в гос-ве Когурё. В 551 переехал в Силла и стал настоятелем одного из монастырей и одновр. первым главой сангхи в стране, будучи назначен на только что созданный пост куктхона. Придавая наиб. значение аскетизму, выдвинул и сформулировал "восемь запретов" (не погуби живого, не оскверняйся воровством, не погрязни в разврате и лени, не будь опрометчив и безрассуден в словах, не злоупотребляй напитками, не возноси себя, не пользуйся благовониями, берегись наслаждений) и предложил способы их практич. осуществления. С. В. Волков

ХЕТУ (санскр., пали) — причина, предшествующее условие; важный термин в будд. доктрине причинности и в логике. В учении о причинности X. обозначает непосредств. причину — чувств. мотив поведения, определяющий накопление кармы. В логике — средний термин вывода (синонимами X. выступали также линга и садхана). Средние термины делились на 3 рода: связанные с выводимым качеством как причина и следствие, тождественные выводимому и отрицательные. Такое разделение средних терминов определяло будд. классификацию выводов. Правильное основание должно было удовлетворять правилу "трехаспектности" (см. Трайрупья). Н. А. Канаева

ХИНАЯНА (малый путь, малая колесница) — термин, к-рым с кон. 19 в. европ. буддологи начали обозначать южн. школы буддизма. Этот термин не встречается в текстах палийского канона (см. Типитака); он лишь изредка используется в будд. текстах на санскрите, созданных до 5 в. н. э., а в более поздних махаянистских работах приобретает оскорбительный смысл по отношению к последователям тхеравады, поскольку махаянистские авторы характеризуют X. как самую примитивную часть махаяны (великого пути, большой колесницы), а хинаянистов — как отбросы человечества, к-рым уготовлено пребывание в аду и т. д. В период подготовки 6-го будд. собора в Бирме и создания "Энциклопедии буддизма" (пер. пол. 50-х гг. 20 в.) между представителями тхеравады и др. школ буддизма была достигнута договоренность о том, чтобы термин "хинаяна" не употреблялся по отношению к тхераваде. В. И. Корнев

ХИЭЙДЗАН — гора в Японии, на к-рой располагались гл. храмы школы Тэндай-сю, в течение мн. веков фактически центр яп. буддизма. А. Н. Игнатович

ХОАХАО — вьет. школа, основанная в 1939 на юге Вьетнама Хюинь Фу Шо (1919-1947). "Буддизм Хоахао" (таково полное наименование нового учения, полученное от названия родной деревни его основателя) имел мало общего с собственно будд. традицией. Это политико-религ. движение было тесно связано с неортодоксальным будд. сектантством, приверженцы к-рого являлись движущей силой многочисл. антиколониальных восстаний на юге Вьетнама в кон. 19-нач. 20 в. В годы 2-й мир. войны X. обрел сотни тыс. последователей в провинциях дельты Меконга; его руководители приступили к созданию вооруженных формирований. После августовской революции это движение выступало в поддержку патриотич. сил, однако уже в 1947 перешло на сторону франц. экспедиционного корпуса. В наст. вр. влияние X. в той или иной степени распространяется примерно на 1 млн жителей дельты Меконга, преимуществ, провинции Анзянг. С. А. Благов

ХОККЭ-СЮ — см. Нитирэн-сю.

ХОНЭН (посмертное имя — Гэнку, 1133-1212) — яп. будд. монах, основатель школы Дзёдо-сю. Одна из наиболее заметных фигур в истории яп. буддизма. Начинал свою деятельность послушником в монастыре школы Тэндай-сю. После знакомства с трудами кит. будд. монаха Шаньдао стал приверженцем учения о "чистой земле" будды Амиды. Наиб. известным соч. X., считающимся канонич. текстом яп. амидаизма, является "Изборник" (яп. — "Сэнтякусю"), в к-ром автор, опираясь на цитаты из сутр о будде Амиде и трактат Шаньдао, излагает осн. положения амидаизма в собственной интерпретации. А. Н. Игнатович

ХОРЮДЗИ — один из известнейших в Японии будд. храмовых комплексов, основание к-рого в 607 приписывается принцу Сётоку-тайси. Самое древнее в стране деревянное культовое сооружение, принадлежащее будд. церкви. Хранилище будд. реликвий и произведений искусства. А. Н. Игнатович

ХОССО-СЮ — яп. будд. школа, прообразом к-рой является кит. школа Фасян-цзун. Становление X.-с. проходило в 4 этапа, с сер. 7 по сер. 8 в. В наст. вр. школе принадлежит ок. 80 храмов, число адептов достигает 160 тыс. чел. А. Н. Игнатович

ХОХИМОЙ (монг., букв. череп. скелет) — персонаж мифологии ваджраяны, имеющий облик человеч. скелета. X. олицетворяет промежут. состояние человека между смертью и новым перерождением: от прежнего, умершего тела он уже избавился, новым еще не обзавелся (см. Бардо. "Тибетская книга мертвых"). Н. Л. Жуковская

ХОШЕУТОВСКИЙ ХУРУЛ — единств. сохранившийся до наст. вр. памятник калм. будд. архитектуры. Построен в 1814-1817 на народные средства в честь победы в Отечеств. войне 1812. Расположен на левом берегу Волги в 80 км от Астрахани. Камен. здание было заложено на месте дерев. храма, в к-ром по возвращении с военной кампании состоялось богослужение в честь воинов 2-го Калм. полка, прошедших путь от Бреста до Парижа. Автор проекта — Батур-Убаши Тюмень, создатель изв. произведения "Сказание о дербен-ойратах". Консультантом его являлся будд. монах Гаван Чомбе. В архитектуре храма своеобразно соединились черты рус. классицизма и традиц. стиля калм. культовых построек. В основе композиции — план Казанского собора, построенного в Петербурге архитектором А. Н. Воронихиным, удивительно схожий с тамгой (родовым знаком в виде стрелы и лука) калмыков-хошеутов. В 20-е гг. 20 в. X. х. был закрыт, в полуразрушенном виде он сохранился до наших дней. С 1944 после депортации калмыков в Сибирь земля, на к-рой он стоит, отошла к Астраханской области. После возвращения в родные места в 1957 и восстановления нац. автономии калмыки с каждым годом все настойчивее, но пока безрезультатно, требуют возвращения им X. х., являющегося памятником истории культуры калм. народа. Как и в нач. 19 в., идет всенародный сбор средств, на сей раз — на реставрацию X. х. Э. П. Бакаева

ХУАНБО СИЮНЬ (ум. 866) — патриарх чань-буддизма, ученик Байчжан Хуайхая и учитель Линьцзи. Жил на горе Хуанбо-шань в Фучжоу. Затем поселился в монастыре Дайаньсы (провинция Хунчжоу), куда к нему слушать наставления стекались ученики из разных мест. Впоследствии жил в монастырях Лунсинсы и Кайюаньсы (провинция Аньхуэй). В своих наставлениях X. подчеркивал особую важность "безмыслия" (усинь) или "недумания" (унянь), для чего необходимо отказаться от любых форм конкрет. концепт. мышления А. М. Кабанов

ХУАЯНЬ-ЦЗУН — кит. будд. школа, орг-ционно и доктринально оформившаяся во вт. пол. 7 в. благодаря усилиям монаха Фацзана, традиционно считающегося ее третьим патриархом. Канонич. текст Х.-ц. — Аватамсака-сутра, по ее кит. названию (Хуаянь-цзин) школа получила свое название. Базисная доктрина Х.-ц. — сущностное тождество абсолютного и феноменального уровней бытия, а также сущностное тождество феноменов, что рассматривается через соотношение т. н. миров дхармы, цент. категории философии школы. Выделяются "мир Дхармы — дело", мир феноменов, обыденной жизни, и "мир Дхармы — принцип", область абсолютного. Для доказательства отсутствия "преград" между "мирами" используются теоретич. разработки шуньявады, и прежде всего учение о "пустоте". Функционирование "миров Дхармы" объясняет тщательно разработанная теория причинности. Субстратом "миров Дхармы" признается "истинное" тело будды Махавайрочаны, к-рое имеет 10 форм проявления — от "тела живого существа" до "тела пространства". В 8-9 вв. Х.-ц. являлась одной из самых влиятельных будд. школ в Китае. А. Н. Игнатович

ХУБИЛГАН (монг., от хувилах — превращаться, возрождаться) — "перерожденец" в монг. и бурятском ламаизме, титул, присваивавшийся лицу духовного звания, объявленному перерождением к.-л. из выдающихся деятелей буддизма. Н. Л. Жуковская

ХУРАЛ (монг.) — религ. служба в ламаистском монастыре. Н. Л. Жуковская

ХУРУЛ (калм.) — название монастыря в калм. ламаизме. Первоначально X. имел то же значение, что монг. хурэ, бур. дацан, по со временем термин стал означать неск. типов ламаистских сооружений у калмыков: монастырь (большой и малый), храм, часовня. Э. П. Бакаева

ХУРУЛ ДАЛАЙ-ЛАМЫ БОЛЬШОЙ (тиб. название — Раши-Лхупбо). Богдо далай-ламин большой хурул — одни из старейших монастырей Калмыкии. По легенде, хурул был основан в 1681 в Тибете и затем во времена хана Аюки (1669-1724) был перенесен в волжские степи самим Аюкой и дербетовским нойоном Солом-Монко-Тэмуром. Хурул располагался в кочевьях Манычского (южн. части Малодербетовского) улуса. Во вт. пол. 19 и в нач. 20 в. хурул продолжал оставаться кочевым. В 1930-е гг. был закрыт и разрушен Э. П. Бакаева

ХУРЭ (монг., букв. "круг", "ограда", "огорож. место") — термин, обозначавший крупные монастыри в Монголии, Туве и первонач. в Бурятии, где его впоследствии вытеснило слово дацан (см. Хурул, Сумэ). Н. Л. Жуковская

ХУТУХТА (монг. хутагт — святой) — один из титулов, к-рые носили перерожденцы ("живые боги") в монг. ламаизме. Титул X., как и сама идея перерожденчества — воплощения богов и реальных лиц будд. истории в тела живых людей, заимствован из Тибета. В Монголии на начальном этапе распространения ламаизма (17 в.) X. называли светских феодалов-перерожденцев, в то время как духовные лица получали титулы гэгэн и хубилган. Позднее, с ростом экономич. могущества монг. феодалов, их дети, получая духовное образование, стали именоваться X. Со временем X. стал считаться наивысшим титулом среди лиц духовного звания. Н. Л. Жуковская

ХУЭЙНЭН (638-713) — шестой патриарх школы чань в Китае. Родился в бедной семье в Южн. Китае. С 661 стал учеником Хунжэня и, унаследовав от него в 677 учение, покинул монастырь и поселился в местечке Цаоци. X. считается основателем "южн. школы" чань, к-рая придерживалась принципа "внезап. просветления" (дуньу), исходя из того, что постеп. приближение к нему невозможно. X. приписывается авторство знаменитой "Алтарной сутры шестого патриарха" ("Люцзу тань-цзин"). А. М. Кабанов

ХЫННЮНСА — будд. монастырь в Корее (гос-во Силла). Первый силлаский монастырь, заложенный в год принятия буддизма в стране (527). Работы по строительству монаст. комплекса начаты в 535 и завершены в 544. Известен как место проживания нескольких выдающихся силласких монахов. После большого пожара в 917 был капитально отремонтирован в 921. С. В. Волков

ХЫОНГ ХАЙ (1627-1715) — вьет. монах. Родился во владениях Нгуенов (Цент. Вьетнам); состоял на чиновничьей службе. Приняв постриг, вскоре получил известность как глубокий знаток будд. доктрины и умелый врач. У X. X. нашлись завистники: донос о его намерении бежать во владения Чиней стал причиной ссылки X. X., к-рая и подтолкнула его к бегству на север. Пользуясь высоким авторитетом и в сев. части страны, X. X. активно способствовал возрождению школы Чук Лам. С. А. Благов

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице