Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

ЙОГА (санскр., букв. “средство”, “способ”, “единение”, “действие”, “укрепление” и др.) — комплекс приемов и упражнений для очищения тела и сознания и для достижения состояния духовного созерцания. Йогич. практика применяется во всех инд. религ.-филос. школах, кроме мимансы и чарвака. Она имеет очень древние корни: упоминается уже в Ведах и Упанишадах. Особенно большое значение йога приобрела в одноименной филос. системе, основывавшейся на “Йога-сутрах” Патанджали (ок. 2 в. до н. э.). Представители названной системы сыграли большую роль в совершенствовании методов йоги. В буддизме йога считалась важной ступенькой на пути к просветлению. Будда учился приемам йоги у аскета-шрамана Арады Каламы близ г. Вайшали, медитацииу шрамана Удраки Рамапутры в окрестностях Раджагрихи, и хотя эти занятия приблизили его к просветлению, они были признаны им недостаточными для достижения освобождения. Буддисты считали, что с помощью йоги можно развить в себе способность помнить о своих прежних рождениях. Н. А. Канаева

ЙОГАЧАРА (практика йоги), виджнянавада (доктрина сознания). Дхармалакшана — школа махаяны, стоящая на позициях крайнего идеализма. Возникла в Индии примерно во 2 в., ее расцвет в 4-5 вв. связан с именами братьев Асанги и Васубандху. Свое название школа получила по названию трактата “Йогачара-бхуми-шастра” (“Наука о ступенях йогической практики”). Последователями этой школы были Ашвагхоша, а также Дигнага и Дхармакирти в нач. их деятельности. Краеугольным камнем учения йогачаров являлось отрицание реальности внешнего мира (реальность есть не более чем образы, получаемые монахом во время медитации) и сведение всех элементов-дхарм к модусам единого индивидуального сознания-сокровищницы (см. Алая-виджняна), являющегося ступенью в эволюции абсолютной реальности, таковости (татхата), в к-рой оно пробуждается. Поэтому последователи этой школы придавали большое значение интроспекции и йогической практике, к-рая должна была помочь заменить ложные воззрения неискушенных людей интуицией абсолютной реальности. Йогачары считали дхармы изначально покоящимися, что давало им основания рассматривать нирвану как реальность, а сансару, в к-рой дхармы движутся, считать нереальной. Модифицировали они и хинаянистическую концепцию трех тел Будды (см. Трикая). Примерно в 9 в. школа йогачары разделилась на две подшколы: агаманусарино — виджнянавада — последователей Асанги и ньяянусарино-виджнянавада — последователей Дигнаги. В первой занимались интерпретацией абхидхармы, во второй перенесли акценты с абхидхармы на теорию познания и разрабатывали гносеологич. и логнч. проблемы. В 7 в. учение Йогачаров проникает в Китай благодаря Сюаньцзану и образует концептуальный базис школы Фасян-цзун, основанной его учеником. В Японии эта школа появляется под названием Хоссо-сю. Н. А. Канаева

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице