Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

ТАВАТИМСА — см.Космология буддизма

ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ ТЭНДАЙ-СЮ (яп. — таймицу) — эзотерич. доктрины, сложившиеся в рамках догматики школы Тэндай-сю, что отражало стремление ее идеологов к синтезу разл. течений буддизма для придания учению школы универсального характера. Шакьямуни, гл. будда Тэндай, уравнивался с Махавайрочаной, главным буддой эзотерич. учения Сингон-сю. Лотосовая сутра, осн. канонич. текст школы Тэндай, была объявлена эзотерической, заключающей в себе теоретич. принципы "тайного учения", в то время как сутры, на к-рые опиралась школа Сингон-сю, расценивались в качестве практич. руководства для адептов. Собственно Т. у. Т.-с. считалось учение об "одной колеснице", ведущей к просветлению. Со временем в Т. у. Т.-с. оформилось 3 направления, разделившихся на 13 течений. А. Н. Игнатович

ТАКУАН СОХО (1573 1645) — яп. монах школы Риндзай-сю. Принял монашество только в возрасте 32 лет. Был настоятелем храмов Нансюдзи (в Сакаи) и Дайтокудзи, одновременно являясь духов. наставником многих феодалов. Автор многочисл. сочинений на разг. яп. языке, где в попул. форме он объясняет правила поведения в повседнев. жизни и трактует их с позиции дзэн. В соч. "Тайные записки о неподвижной мудрости" ("Фудоти симмё-року") Т. дал обоснование принципов поведения для мастера фехтования с позиций дзэнской философии. А. М. Кабанов

ТАНКА, тхангка, кутханг (тиб., букв. "свиток") — в тиб. изобразительном искусстве — изображение, преимуществ. религ. содержания, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварит. загрунтованной смесью из мела и животного. клея. По форме Т. восходят к инд. ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется — "зеркало" (тиб. мелонг). Т. создавалась или в строгом соответствии с иконографич. текстом и в этом случае предназначалась для медитации, или на основе житийных сочинений, а также в результате визионерской практики; использовалась в религ. процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре. Объекты изображения на Т. — Будда Шакьямуни, иерархи будд. церкви, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо. Известны сл. типы Т.:
1) цхокшинг (тиб., букв. "собрание — поле") — изображение персонажей пантеона в виде кроны космич. дерева, к-рое прорастает через все три мира (прошлый, настоящий, будущий). Известны цхокшинги Будды Шакьямуни, Цзонхавы, Падмасамбхавы;
2) "колеса жизни" с изображением шести миров будд. Вселенной: мира богов, мира людей, мира асуров, мира духов, мира животных, ада;
3) мандала — символич. изображение Вселенной;
4) персонажей опред. тантрических циклов. Е. Д. Огнева

ТАНТРА (санскр., дословно "непрерывность", "поток (психики)") —
1. Одно из названий ваджраяны;
2. Базовые тексты ваджраяны, к-рые наряду с сутрами считаются словом Будды, напр. Калачакра-тантра, Гухьясамаджа-тантра и др. В тиб. будд. канон входит 2606 текстов, причисляемых к разделу Т. Обычно их разделяют на 4 класса:
1) Крия-Тантра, или "Тантра действия" — руководства, ориентированные на внешние ритуальные действия;
2) Чарья-Тантра, или "Т. исполнения", включают в равной степени внеш. ритуальные действия и йогич. медитацию;
3) Йога-Тантра, как и следует из их названия, направлены преимущественно на йогич. медитацию и
4) Ануттара-йога-Тантра, или Тантра наивысшей йоги, подразделяемые далее на "отцовские" и "материнские" Тантры. Первые в практике соединения "метода сострадания" и "мудрости относительности" отдают предпочтение "методу", а вторые — "мудрости". Учение Тантры представляет собой приближенное к культовой практике развитие положений традиц. будд. философии йогачора-мадхьямики. А. А. Терентьев

ТАНТРИЗМ — см. Ваджраяна

ТАПАС (санскр.), тапа (пали) — аскетизм, к-рый какое-то время практиковал Будда во время поисков просветления, а затем отверг как бесполезный. Н. А. Канаева

ТАРА (санскр., тиб. Долма, монг. Дара) — досл. "спасительница", наиб. популярный женский образ в пантеоне будд. мифологии, проходящий по нескольким его разрядам сразу — как бодхисаттва, как праджня, как идам. В хинаяне она неизвестна вообще, в махаяне — мало, в ваджраяне ее образ получил сильное развитие. Известна 21 форма Т. В Непале, Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии особо почитаемы 2 ее спокойные формы Белая Т. (санскр. Ситатара, монг. Цагаан-Дара-ехе) и Зеленая Т. (санскр. Сьяматара, монг. Ногоон-Дара-ехе), в отличие от прочих — гневных форм. Образ Т. впервые появляется в текстах пер. пол. 1 тыс. Имеется несколько мифов о ее происхождении: из слезы Авалокитешвары: из погрузившейся в созерцание принцессы, давшей будде Амогхасиддхи клятву спасать все живые существа от мук сансары. Т. выступает в пантеоне как праджня (женское проявление) Авалокитешвары и Амогхасиддхи. Ее земными воплощениями считались жены тиб. царя Сронцзангамбо, императрица России Екатерина II (бур. ламы объявили ее воплощением Белой Т.), жена восьмого Богдо-гэгэна Монголии и др. Н. Л. Жуковская

ТАРАНАТХА, Дараната Гунга Ньинбо (1575-1634) — тиб. историк, крупный религ. деятель, знаток санскрита; восстанавливал и собирал памятники истории Тибета. Его переводы санскр. грамматич. сочинений вошли в состав тибетского канона; он является также автором историч. сочинений, более известен как автор "Истории Индии" (1608); последний крупный представитель школы чжонангпа. Е. Д. Огнена

ТАТХАГАТА (санскр., дословно "так ушедший, так пришедший") — титул, к-рый в инд. религиях наряду с термином будда (буддха) — "просветленный" применялся к лицам, достигшим освобождения (нирвана, мокша) (см. Панча-татхагата). А. А. Терентьев

ТАТХАТА (санскр., букв. "таковость") — термин, используемый школой йогачара для обозначения подлинной и необусловленной природы всех вещей, т. е. абсолютной реальности; синоним термина "шунья" в философии мадхьямиков. Т. — это то, что содержится в каждой вещи, но что никак нельзя познать, определить и выразить. Н. А. Канаева

ТАШИЛХУНПО, Дашилхунбо (тиб.) — монастырь школы гелугпа в Зап. Тибете. Его основал в 1447 Гедундуб (1391-1475), племянник и ученик Цзонхавы. До сер. 20 в. — резиденция Панчен-ламы, к-рый одновр. являлся и настоятелем монастыря. Гл. святыни — огромная статуя Будды, по преданию, отлитая во времена Гедундуба, и ступы-усыпальницы (чортен) 5 предшествовавших Панчен-лам. Богословский фак-т монастыря славился традициями изучения логики. В наст. вр. в монастыре около 600 монахов, ежегодно число паломников, в т. ч. и из др. стран, — ок. 200 000 человек. Е. Д. Огнева

ТЕРМЕЗ — адм. центр Сурхандарьинской обл. на юге Узбекистана, в 10 км к западу от к-рого находится городище Старого Термеза — остатки города, разрушенного в 1220 монголами Чингисхана. Старый Термез переживал расцвет в кушанский период (1-4 вв. н. э.). Именно к этому времени относятся как упоминание его под названием "Тармита" в одной будд. рукописи в Тибете, так и открытые сов. археологами на территории городища 4 монументальных памятника буддизма: будд. культовый центр на холме Кара-тепе и 3 загородных будд. постройки, расположенные по дуге, к северу и востоку от древнего города — монастырь на холме Фаяз-тепе, подвальное помещение какого-то разрушенного будд. здания и руины ступы ("башня Зурмала"). Будд. памятники Старого Термеза были покинуты (или разрушены) в кон. 4 в. во время завоевания этих мест Сасанидским Ираном. Какая-то часть Кара- и Фаяз-тепе сохраняла свои культовые функции, вероятно, и в 5 в., когда, возможно, они были частично обновлены. Будд. культовый центр на Кара-тепе охватывал не менее 20 комплексов, каждый из к-рых состоял из пещерных и наземных храмов, святилищ, монаш. келий, внутр. храмовых дворов и вспомогат. помещений, располагавшихся в два яруса и связанных переходами и лестницами. Во дворах находились ступы разных типов. В ходе раскопок найдены глиняные, ганчевые (гипсовые) и каменные скульптуры, многоцв. и монохромные стенные росписи с изображениями Будды, др. будд. персонажей, донаторов и т.п., а также керамич. сосуды с дарственными надписями и надписями о их принадлежности отдельным монахам. Надписи выполнены инд. алфавитами кхароштхи и брахми и местным кушанским письмом и содержат, в частн., названия трех вихар (возможно, разных будд. комплексов Кара-тепе) — "вихара государя", "вихара сына Гондофара", "вихара-прибежище", имена дарителей и монахов, школы махасангхиков и т. п. Монастырь на Фаяз-тепе сооружен по единому плану, видимо, единовременно. Это — постройка длиною до 100 м, состоящая из 3 частей, каждая с внутр. двором, каре помещений и ступой. На Фаяз-тепе также найдены глиняные и гипсовые будд. скульптуры, великолепный каменный рельеф с изображением Будды с двумя монахами по сторонам, многоцв. монументальная живопись, изображающая Будду, монахов и донаторов. Найдены здесь и обломки керамич. сосудов с инд. надписями, в к-рых, в частн., содержатся название этого монастыря, окончательно еще не определенное, и школы махасангхиков. Среди находок в подвальном помещении несохранившегося будд. загородного комплекса найдены надписи того же вида, что и на Кара- и Фаяз-тепе. "Башня Зурмала" — это огромная ступа с прямоуг. основанием, на к-ром был водружен цилиндрич. монолит, увенчанный куполом. Б. Я. Ставиский

ТИБЕТСКАЯ "КНИГА МЕРТВЫХ" (тиб. "Бардо тодол" — букв. — "Освобождение благодаря слушанию в переходном состоянии") — цикл ритуальных текстов, к-рые лама читает умирающему человеку и рядом с умершим в ритуале похорон. Предполагается, что лама способен обращаться непосредственно к сознанию (виджняна) умирающего или уже умершего и т. обр. провести его через все фазы промежуточного состояния от момента остановки дыхания до нового воплощения. Эти тексты описывают видения, возникающие в сознании умирающего, дают их истолкование, являются наставлениями для умирающего, по ним проводятся ритуалы посвящения умершего для достижения им нового благоприятного воплощения. Авторство текстов приписывают Падмасамбхаве (8 в. н. э.), однако письменно их зафиксировал "открыватель сокрытых текстов" тибетец Карма Лингпа (сер. 14 в.). А. А. Терентьев

ТИПИТАКА (дословно — "три корзины"), палийский канон — полный свод свящ. текстов буддизма. Санскр. версия Т. сохранилась в гораздо менее полном объеме и известна гл. обр. в переводах на кит. и тиб. языки. Учение Будды передавалось на пракритах, местных диалектах упрощенного санскрита, к к-рым относится и язык пали. 5 веков учение Будды существовало в устной традиции и только в кон. 1 в. до н.э. было записано на языке пали на о-ве Ланка (Ланкадвипа, совр. Шри-Ланка). Палийский же канон в его полном объеме был создан в 5 в. н. э. Анализ палийского канона, проделанный многими учеными, позволяет реконструировать технику и этапы его формирования. Т. состоит из 3 частей: Виная-питока, Сутта-питака, Абхадхамма-питака. Виная-питака (дисциплин, правила для монахов) включает 3 раздела: Суттавибханга, Кхандхака, Паривара. Суттавибханга содержит 227 правил поведения для монахов (Патимоккха) (см. Пратимокша) и свыше 300 для монахинь. Раздел Кхандхака состоит из двух подразделов — Махавагга и Чуллавагга. В Махавагге перечисляются правила вхождения в будд. общину, последовательность ритуала упосатхи и чтения Патимоккха, правила монаш. жизни во время дождливого сезона, порядок распределения одежды среди монахов на церемонии катхина, способы наказания, в том числе за ересь. Чуллавагга содержит перечень проступков перед сангхой, ведущих к исключению из нее, а также условия восстановления в статусе монаха: правила омовения, одевания, пользования предметами обихода, перечисляются типы ересей, степени учености: излагается история 1-го собора в Раджагрихе и 2-го — в Вайшали. Раздел Паривара является катехизисом для монахов, в нем классифицируются дисциплин. правила. Сутта-питака — изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Поэтому любая сутта начинается со слов: "Так я слышал, однажды...", затем называется место, где произносилась сутта, и нередко перечисляются присутствующие (архаты, цари, боги и т. д.). В Сутта-питаке пять разделов (никая) — Дигха (собрание пространных поучений), Мадждхима (собрание средних поучений), Самьютта (собрание связанных поучений), Ангуттара (собрание поучений, большее на один член), Кхуддака (собрание малых сочинений). Дигха-никая состоит из 34 сутт, разделенных на три раздела (вагга): Силаккхандха, Маха, Патика. В разделе Силаккхандха рассказывается, каким образом выявляются ложные рассуждения о природе бытия и самости; об истинных путях к просветлению: о бесполезности знания Вед и брахманских методов спасения: о вреде демонстрации сверхъестеств. способностей; о сущности морали, самадхи, мудрости. Раздел Маха посвящен гл. обр. медитации как способу познания: в нем же находится знаменитая сутра Махапариниббана, повествующая о смерти Будды и переходе его в состояние нирваны. В разделе Патика осуждается аскетизм; излагается история чакравартина (всемирного правителя); обсуждается вопрос о происхождении веры; дается классификация типов людей и нормы поведения для мирянина; излагается учение Будды в понимании его учеником Сарипуттой. Мадждхима-никая состоят из 152 сутт, разделенных на 15 вагг. В них Будда поучает своих учеников, монахов, мирян, знатных и незнатных, земные и небесные существа, каким образом отличать добрые дела от недостойных, как контролировать свои мысли, слова и поступки; к чему приводит гнев и ненависть; что такое дхамма (см. Дхарма), невежеств. и просветл. сознание; объясняет сущность 5 скандх, дуккхи, татхагаты, бодхисаттвы, нирваны. Несколько сутт посвящены спорам Будды с джайнами, изложению учения Будды в толковании Шарипутры, Пунны, Моггалланы и др. его учеников. Самьютта-никая состоит из 2889 сутт, соединенных в 56 групп (самьютта), к-рые разделены на 5 вагг: Сагатха, Нидана, Кхандха, Салаятана, Маха. В разделе Сагатха повествуется о трудностях, к-рые приходится преодолевать тем, кто становится на восьмеричный путь. В разделе Нидана объясняется сущность закона зависимого происхождения. Раздел Кхандха посвящен изложению сущности скандх, составляющих самость человека и способы освобождения от этих скандх, привязывающих личность к "колесу жизни". Раздел Салаятана объясняет характер функционирования шести органов (глаз, уши, язык, нос, тело, мысль), порождающих желания, и способы преодоления таких желаний, вызывающих неудовлетворенность и страдания. В разделе Маха описываются последние шаги по восьмеричному пути, ведущие к освобождению, просветлению, нирване. Ангуттара-никая включает 2308 сутт, разделенных на 11 групп (нипата), каждая нипата делится на вагги, содержащие по 10 или более сутт. Первая группа — описание единичных явлений: мысль, любовь, добро, Будда, Сарипутра, Махакассапа и др. Вторая группа содержит рассуждения о парных явлениях: два вида кармы, обученный — необученный, правильный — ложный. Третья — о тройственных характеристиках и т. д. и т.п. В 11-й группе излагаются 11 видов счастья, путей, ведущих к нирване и добру; 11 негативных характеристик пастуха и монаха. Кхуддака-никая состоит из более чем 2200 историй, поучений, афоризмов, разделенных на 15 сборников. Первый сборник — Кхуддака-патха ("Собрание кратких положений") включает три раза повторяемую формулу "Я ищу убежище в Будде, я ищу убежище в дхарме, я ищу убежище в сангхе"; пять повседневных заповедей буддиста: "не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не пей спиртного"; 10 вопросов к послушнику; знаменитую сутту — благословение (мангала); поэму о трех драгоценностях — Будде, дхарме, сангхе; формулы передачи религ. заслуг (пунья) духам умерших родственников; поэму об истинной дружбе и др. Следующее соч. - Дхаммапада. в к-рой собраны 423 наиб. важных изречения из разл. текстов палийского канона. Согл. традиции, Дхаммапада содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. Дхаммапада — настольная книга буддистов. Удана содержит 80 важн. изречений Будды, изложенных в стихах и в прозе. Итивуттака включает 112 сутт, посвященных объяснению сущности гнева, страсти, гордости, похоти и других негативных состояний, к-рым противопоставляются дружелюбие, милосердие, скромность, справедливость и т. д. Сутта-нипата, содержащая 71 поучение, описывает эпизоды жизни Будды, его проповеди о преодолении эгоцентризма, жадности, ненависти, заблуждений, ведущих к созданию неблагоприятной кармы. Поучения обращены к монахам, мирянам, королям, божествам. В этих суттах отражена обществ. и религ. жизнь Др. Индии, споры по морально-нравств. вопросам между представителями разл. религ. учений. Имеются сведения неисторич. характера о рождении царевича Гаутамы, о его уходе из мирской жизни, о царе Магадхи Бимбисаре, принявшем буддизм, и т. п. Вимана-ваттху и Пета-ваттху посвящены описанию 11 уровней существования камалоки (см. Космология буддизма). Вимана-ваттху, содержащая 85 поэм, рассказывает о том, как происходит накопление религ. заслуг, улучшающих карму, что ведет к возрождению на верхних небесных уровнях. Затем описывается жизнь на небесных уровнях существования. Пета-ваттху, включающая 51 поэму, повествует о жизни на низших уровнях, где существа лишены разума и страдают до тех пор, пока не иссякнет негативное действие кармы. Затем следуют два собрания сутт: Тхера-гатха и Тхери-гатха, воспевающие подвиг монахов и монахинь, отказавшихся от мирской суеты ради достижения просветления. Тхера-гатха содержит 264 поэмы, Тхери-гатха — 73 поэмы. Назначение этих поэм — вдохновить мирян на религ. подвиг. "Джатака" - рассказы о 550 жизнях царевича Гаутамы, предшествующих его последнему рождению на земле. По существу, это собрание сказок и легенд разл. народов Азии, положит. герой к-рых отождествляется с бодхисаттвой, т. е. Гаутамой. В странах Юго-Вост. Азии три последние джатаки выделены в сборник Вессантара-джатака. Ниддеса — сборник комментариев на нек-рые разделы Сутта-нипаты, приписываемые ученику Будды Сарипутте. В суттах Патисамбхидамагга анализируются разл. концепции, касающиеся знания, морали, медитации и т. д. Ападана — стихотворные рассказы о разл. перерождениях известных монахов и монахинь. Буддхаванса — поэтич. изложение жизни 24 будд, к-рые предшествовали Будде Шакьямуни. Традиция приписывает их самому Будде. Они связаны общей фабулой жизни Будды: от его предшествующей жизни при будде Дипанкара, жизни на небе тушита до просветления под деревом бодхи. Чария-питака (последнее собрание Кхуддака-никаи) содержит 35 историй из Джатаки. Эти истории в стихах иллюстрируют 7 из 10 совершенств Будды. Абхидхамма-питака состоит из 7 трактатов, в к-рых систематизированы все положения учения, изложенного в Сутта-питаке. Первый трактат Дхаммасангани содержит классификацию элементов бытия (дхамм), определяемых как этич. факторы, присущие физич. телу, психологич. и умств. состоянию, к-рые проявляются в процессе медитации. Вибханга — объяснение природы кхандх и путей их преодоления. Катхаватту — полемич. трактат, содержащий критику 18 ранних школ буддизма и защищающий т. зр. тхеравады. Пуггала-паньнятти — анализ личностей, подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям, и их классификация. Дхатукатха объясняет расположение дхарм, зависимых от скандх и 6 органов чувств (аятана). Ямака устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхаммы с т. зр. возможности или невозможности атрибутирования им того или иного свойства. Паттхана содержит обсуждение закона зависимого происхождения. Палийский канон включает ок. 8 тыс. историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов, а с учетом комментариев на каждый текст более 15 тыс. повествований в прозе и стихах. Весь этот огромный объем информации передавался изустно в течение 500 лет, или 20-30 поколений, т. к. на заучивание всех текстов наизусть у выдающихся монахов уходит от 20 до 25 лет. Время от времени монахи, особенно относящиеся к школе тхеравада, собирались на соборы (сангити), на к-рых проверялись и восстанавливались по памяти все тексты канона и комментарии к ним. Существовала целая система перекрестных перепроверок точности сохранения каждого слова учения. В част., на соборах, состоявшихся в 1 в. до н.э. и в 5 в. н. э., в проверке текстов принимали участие монахи 6 категорий: знающие древние тексты — поранатхеры; знающие один из разделов Типитаки — бханакатхеры; запомнившие комментарии своих учителей — паббачариятхеры; знатоки комментариев к канонич. текстам — аттхакатхачариятхеры; знатоки комментариев к неканонич. текстам — ачариявадатхеры; знающие сигнальские комментарии — парасамуддаваситхеры. В. И. Корнев

ТИРАЧАНА-ЙОНИ — см. Космология буддизма.

ТОДАЙДЗИ — один из крупнейших и известнейших будд. храмов, построенных в Японии в раннее средневековье. В сер. 8 в. был фактич. гл. гос-венным храмом, хотя и принадлежал школе Кэгон-сю. В 752 в Т. была установлена огромная статуя будды Махавайрочаны, отлитая из сплава золота и меди, к-рая символизировала мощь буддизма как гос-венной идеологии. А. Н. Игнатович

ТРАЙБХУМИКАТХА (тайск. "Повествование о трех мирах") — один из немногих будд. трактатов по космологии, космогонии и космографии. Автором трактата считается Литай, правитель Сукхотая в 1347-1376. Оригинал не сохранился, наиб. ранний из дошедших до нас манускриптов датирован 1778. В трактате описывается будд. картина бытия (тьакраван), состоящая из 31 уровня существования. В 1-м разделе книги перечисляются дурные поступки, ведущие к возрождению в аду, и дается описание ада. 2-й раздел посвящен происхождению живых существ, в том числе мифич. В 3-м рассказывается о существах, обреченных на страдания в будущих перерождениях, и даются советы, каким образом облегчить свою участь. Раздел 4-й о демонах — асурах. В 5-м излагаются представления о способах зачатия и рождения существ, перечисляются условия существования, на к-рые обречены люди в результате своей кармы, описываются условия жизни на 4 континентах, окружающих гору Меру, рассказывается о всемирном правителе — чакравартине. 6-й раздел повествует о мире богов: 7-й — о мире форм (рупалока); 8-й - о мире без форм (арупалока). В 9-м разделе описываются субстанции, лишенные сознания. В 10-м рассказывается о периодич. разрушении тьакравана огнем, водой и ветром и его последующем возрождении. Книга заканчивается рассуждениями о нирване и способах ее достижения. В. И. Корнев

ТРАЙРУПЬЯ (санскр.) — правило трехаспектности для среднего термина в выводе, в формулировке Дигнаги гласящее, что правильный средний термин должен: 1) быть распределен в полном объеме меньшего термина: 2) присутствовать во всех похожих случаях: 3) отсутствовать во всех непохожих случаях. Дхармакирти считал третье условие излишним. Правило Т. было одной из самых дискутируемых проблем в ср.-век. инд. логике. Н. А. Канаева

ТРИ ИСТИНЫ (кит. — саньди, яп. - сантай) — характеристики сущности всех вещей и явлений в догматике школ Тяньтай-цзун (Тэндай-сю), Нитирэн-сю и их ответвлений. Эта догматика включает три взаимосвязанные истины:
1) "истину о пустоте" (кит. - кунди, яп. - кутай), т. е. об отсутствии "собственной природы" у любой единичной сущности;
2) "истину об изменении" (кит. - хуади, яп. - кэтай), т. е. о том, что, несмотря на "пустоту", все вещи и явления характеризуются временной, относительной и условной реальностью (имеют "измененный" по отношению к "пустоте" вид);
3) "истину о середине" (кит. - чжунди, яп. - тютай), согласно к-рой все вещи и явления и не "пусты", и не условно-реальны — их истинная "природа" не может быть выражена в к.-л. знаковой форме и постигнута дискурсивным мышлением. В основу учения о Т. и. положена доктрина шуньявады об условной реальности всего единичного и относительности каких бы то ни было определений. А. Н. Игнатович

ТРИКАЯ (санскр.) — 3 тела или 3 способа бытия Будды. В хинаяне их обозначают терминами:
1) рупакая — видимое всем физическое тело, состоящее из 4 элементов:
2) нирманакая — "приобретенное (или феноменальное) тело", к-рое Будда мог принимать по своему желанию с помощью йогической силы, чтобы появляться перед своими адептами. 2 эти "тела" не считались реальными буддами, реальным Буддой называли
3) дхармакая — "тело закона", или "космическое тело" Будды, к-рое хинаянисты понимали как сумму всех присущих Просветленному качеств. В махаяне концепция "трех тел" получает дальнейшую разработку, благодаря к-рой она была включена в учение о процессе спасения и заняла более важное место в будд. учении. В махаяне "тела" Будды обозначаются терминами:
1) нирманакая,
2) самбхогакая — "тело блаженства (или наслаждения)";
3) дхармакая — "тело закона". Последователи "Большой колесницы" учили, что нирманакая — это Будда-человек (напр., Гаутама), в образе к-рого "тело блаженства" проявляется в эмпирич. мире, когда Будда решает спасти мир. Нек-рые школы определяют нирманакая как иллюзорное явление вечной реальности. Будд. мифология говорит о существовании множества будд, т. к. Будда якобы неоднократно воплощался на земле в разных странах, где исповедуется буддизм. Чтобы как-то объяснить эту множественность, мадхьямиками было изобретено понятие "свабхавикакая" — "сущностное тело" Будды, за к-рым скрывается совокупность всех присущих Будде качеств. Смысл понятия "свабхавикакая" во многом смыкается со смыслом понятия "дхармакая"; в нек-рых текстах между ними прямо ставится знак равенства. Самбхогакая в махаяне — это Будда-бог, отражение "космического тела" в мире форм. В этой ипостаси Будда являет свое великолепие бодхисаттвам, толкует им непонятные доктрины, но сам он еще подчинен закону причинности или иллюзии. Дхармакая также получает в махаяне более филос. звучание, ибо понимается как универсум, персонификаций истины, вечный закон, нирвана и подлинно реальный Будда, осознающий свою идентичность с Абсолютом и единство со всеми существами. Этот способ бытия Будды лежит уже за пределами иллюзии. Н. А. Канаева

ТРИЛАКШАНА (санскр.), Тилаккхана (пали) — "три признака" буддизма, отличающие его от др. религий: признание непостоянства (анитья — санскр., аничча — пали) мира, несуществование вечной души (анатман санскр., анатта — пали) и определение жизни как страдания (духкха — санскр., дуккха - пали). Н. А. Канаева

ТРИПИТАКА — см. Типитака.

"ТРИ СУТРЫ ОБ АМИДЕ" канонич. тексты одного из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке — амшаизма.
1) "Сутра о неисчислимой (по времени) жизни". В ней описывается "чистая земля" и все перерождения будды Амиды. Объясняется путь достижения состояния будды посредством произнесения имени Амиды.
2) "Сутра об Амиде" подробно рассказывает о будде Амиде и его "чистой земле", а также утверждает, что каждый желающий возродиться в "чистой земле" должен совершать моления этому будде (кит. "няньфо").
3) "Сутра о постижении (значения) неисчислимой (по времени) жизни". В этом тексте рассматриваются 16 видов медитации как средства возрождения в "чистой земле". В сутре подчеркивается, что даже самый греховный человек может обеспечить себе спасение, если будет повторять имя Амиды. А. Н. Игнатович

ТУБЯНСКИЙ Михаил Израилевич (1893-1943) — сов. востоковед, индолог и буддолог. Преподавал бенгальский язык, занимался проблемами будд. логики. С 1927 по 1936 работал в МНР сначала сотрудником полпредства СССР, затем (1930-1936) ученым секретарем Ученого комитета МНР. Награжден орденом Труда 1 степени МНР. Работая в Монголии, переводил "Ламрим чхенмо", главный труд Цзонхавы, составлял пятиязычный словарь основополагающих терминов будд. философии и логики. В 1937 был репрессирован, погиб в сталинских лагерях. Посмертно реабилитирован. Опубликовал более 20 работ по индологии и буддологии, рукописи нек-рых неопубликованных работ сохранились в архиве Санкт-Петербургского отделения Ин-та востоковедения РАН, в архиве АН Монголии. Е. Д. Огнева

ТУЛКУ, трулку, тюльки" (тиб., букв. "тело воплощения"), хутухта (монг.) — тиб. разновидность общей теории реинкарнации (перевоплощения); возникает в 14 в. в школе черношапочной кармапа; школа гелугпа возводит ее в ранг гос. доктрины. Появление концепции Т. обусловлено необходимостью сохранения преемственности власти, духовного авторитета ламы-учителя и собственности в будд. школах и принадлежащих им монастырях, различают реинкарнацию учителя — предшественника и учителя — обладателя высшего интеллекта. К сер. 18 в. наиб. полно разрабатывается ритуал поиска и отождествления перевоплощений Далай-ламы; при этом учитывается указание государств. оракула из монастыря Нечунг и указание предыдущего Далай-ламы, а также сверхъестеств. явления или чудеса, сопровождавшие рождение кандидата в новую реинкарнацию, узнавание им предметов, принадлежавших предшественнику, в сомнительных случаях прибегают к жребию. Е. Д. Огнева

ТУММО (тиб.), чанда (санскр.) — первый путь достижения состояния просветления, описанный Наропой в трактате "Шаданга-йога"; предполагает, что, сосредоточиваясь на видении огня и связанных с ним ощущениях теплоты, созерцатель может достичь полного отождествления себя с огнем; практикуется йогами школы кагьюдпа. Овладевший Т. проходит испытания: водой, во время к-рого он должен в зимнюю стужу высушить жаром собственного тела мокрые простыни; снегом, когда уровень владения мастерством йоги оценивается кол-вом и радиусом растаявшего вокруг него снега. Е. Д. Огнева

ТУЧЧИ (Tucci) Джузеппе (1894-1984) — выдающийся итал. ученый, исследователь истории религии и философии инд. субконтинента и Тибета, специалист по археологии Ирана и Гиндукуша. Гл. объект его исследований — буддизм в разл. его формах от Индии до Тибета, Цент. Азии и Дальнего Востока. Участвовал в экспедициях в Тибет (1929). Непал (1950 — 1954), Пакистан (1955), Афганистан (1957) и др. С 1947 по 1978 — президент Итал. Ин-та Ср. и Дальнего Востока, издатель ряда переодич. востоковедных изданий, в т. ч. "Восток и Запад" (1950-1984), основатель серии публикаций, включая издание "Seria Orientalia Roma". Е. Д. Огнева

ТУШИТА (санскр.), Тусита (пали) — см. Космология буддизма.

ТУЭ ЧУНГ (1230-1291) — вьет. буддист. Принадлежал к высшей вьетской знати, мирское имя — Чан Тунг. Он был верующим мирянином, одним из наиб. образованных буддистов в стране. В соответствии с традициями буддизма тхиен, он много размышлял. о "пустоте", постижение к-рой для Т. Ч. было неотделимо от обретения "мудрости" (праджня). Он также известен как учитель основателя школы Чук лам Чан Нян Тонга. С. А. Благов

ТХАО ДЫОНГ — вьет. будд. школа, основанная в 1069 кит. монахом Тхао Дыонгом (Цао Таном) из Чжецзяна. Из Китая он перебрался в Тямпу, к-рая в 1069 подверглась нападению армии вьетского государя Ли Тхань Тонга. В числе пленных Тхао Дыонг оказался в столице вьетского гос-ва Тханглонге, где вскоре привлек к себе внимание двора и основал новую школу буддизма тхиен. Она включала 5 "поколений" наставников и просуществовала до 1210. С. А. Благов

ТХЕРАВАДА (пали). Самая ранняя школа в буддизме, к-рую образовали последователи Будды сразу после его смерти. Они стремились сохранить в памяти каждое слово, каждый жест и каждый эпизод из жизни учителя. Именно поэтому тхеравадины придают такое значение периодич. собраниям ученых-монахов — сангити, участники к-рых вновь и вновь восстанавливают жизнь и учение Будды. Последнее сангити было проведено в 1954-1956 в г. Мандалае (Бирма). Школа тхеравадинов была монаш. орг-цией, зависящей от мирян, но не ориентированной на них. Достижение просветления мыслилось как буквальное следование образу жизни Гаутамы и его практике медитации. Тхеравадины считают Будду земным существом, достигшим просветления благодаря своим уникальным способностям через 550 перерождений; след., согласно Т., Будда появляется среди людей через каждые 5 тыс. лет. Для них он — учитель, знания к-рого зафиксированы в палийском каноне (см. Типитака) и объяснены в многочисл. комментаторской лит-ре. Тхеравадины с самого начала нетерпимо относились к малейшим отступлениям от принятых ими дисциплинарных правил монашеской общины и от ортодоксального истолкования образа жизни и поступков Будды и вели постоянную борьбу с инакомыслящими. На третьем сангити (сер. 5 в. до н. э.) при царе Ашоке Т. разделилась на 3 большие группы: ватсипутрия, сарвастивада и вибхаджаявада — последнюю группу составили наиб. ортодоксальные тхеравадины, к-рые спустя 100 лет утвердились на Шри-Ланке, ставшей впоследствии оплотом Т. В наст. вр. буддизм толка Т. распространен в Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе, Камбодже, частично в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Малайзии, Непале. В каждой из этих стран вследствие взаимодействия Т. с местными культурно-религ. традициями сложились национальные формы буддизма Т. Специфика буддизма на Шри-Ланке, исповедуемого осн. его населением — сингалами, выражается прежде всего в том, что сведения мифологич., легенд., историч. характера, содержащиеся в историч. хрониках Дипаванса и Махаванса, как бы проецируют др.-инд. картину буддизма на Ланку, в т. ч. утверждения о неоднократном пребывании там царевича Гаутамы. В результате этого здесь твердо установилась версия о том, что о-в и был родиной буддизма. И в наши дни тысячи паломников посещают 16 наиб. почитаемых мест, в числе к-рых: Махиянгана раджа маха вихара (р-н Бадуллы), якобы построенная при жизни Будды, когда он впервые посетил остров; дерево Шри Махабодхи, под к-рым Будда достиг просветления; Келания раджа маха вихара (район Коломбо), где стоит драгоценный трон, на к-ром восседал Будда во время проповедей; Кири вихара при храме Катарагама (р-н Монарагала), где находится золотое сиденье Будды и меч, к-рым он срезал свои волосы; пещера Диваха Гухава и Дигхавапи раджа маха вихара (р-н Ампарай), где Будда останавливался на время сезона дождей, и др. места, где Будда пребывал в медитации или где хранятся его реликвии: локон, ключица, волосы бровей, зуб, пепел от Будды, отпечаток его ноги и др. В сингальском буддизме подчеркивается магич. сила будд. реликвий, защищающих о-в от злых сил и привлекающих добрые божества на Ланку. Поэтому обряды поклонения этим божествам тесно увязаны с магич. практикой в буддизме. Характерным примером является кандийская перахера, состоящая из 5 шествий, посвященных Зубу Будды, богам Натха. Вишну, Катарагама (Скандха) и богине Паттини. Сингальские хроники всегда достаточно эффективно воздействовали на поступки правителей ланкийских гос-в и побуждали сангху вмешиваться в политику. В Бирме и Таиланде об идеологич. влиянии буддизма на массовое сознание верующих можно говорить лишь с нач. 2 тысячелетия н. э., когда на терр. зап. Индокитая стали складываться крупные бирм. и тайские гос-ва, нуждавшиеся в разработанной идеологии. Вероятно, это была одна из причин, побуждавшая правителей Пагана, Чиенгсена, Сукхотая, Аютии и др. молодых гос-в заполучить палийский канон в его полном объеме, к-рый, согл. молве, имелся в прибрежных монских городах-государствах. Фрагменты борьбы за палийский канон отражены в историч. хрониках многих гос-в. Огромный массив канонич. литры на пали, хлынувший в страны Юго-Вост. Азии, особенно после установления тесных контактов с гос-вами Ланки, оказал глубокое воздействие на мн. сферы обществ. сознания народов Бирмы, Таиланда, Лаоса и Камбоджи: на устно-поэтическое творчество, лит-ру, искусство, право, философию, архитектуру, политич. воззрения и т. д. Однако в силу историко-культурных различий и религ. верований у бирманцев, таи и кхмеров, а также иных социально-политич. условий развития буддизм Т. приобрел национальную специфику и в странах Юго-Вост. Азии. В Бирме традиционные бирм. верования в духов-нагов были легко инкорпорированы в будд. культ., т. к. и в канонич. текстах наги (в инд. мифологии — нага, наги — змеи) высоко почитаются, поскольку царь нагов укрыл Будду своим капюшоном. Следствием слияния народных и будд. верований было и то, что бирманцы придавали особое значение магич. ритуальным действиям, в связи с чем и будд. медитация приобрела в Бирме иное содержание, чем в Шри-Ланке и Таиланде: в филос. плане через медитацию осознается содержание высшей истины (абхидхармы) (бирм. монахи считаются знатоками абхитхармич. лит-ры, их авторитет в этой области признается даже сингальскими монахами); в практич. жизни мн. бирманские монахи пытаются с помощью медитации получить сверхъестеств. способности, что не противоречит учению буддизма. В ряде разделов Сутта-питаки (см. Типитака) содержатся описания шести видов "высшей власти", позволяющих летать по воздуху, ходить по воде, подниматься и спускаться на любые уровни существования, расчленять материю на первоэлементы, предвидеть будущее и т. д., но сам Будда осуждал демонстрацию таких сверхъестеств. способностей, поэтому в др. странах южн. буддизма использование медитации в этих целях пресекается. В свою очередь, практика бирм. медитации порождает всевозможные суеверия и слухи, что ведет к появлению мессианских настроений среди верующих и т. д. Др. отличит. чертой бирм. буддизма являются представления о прямой преемственности его учения от миссионеров императора Ашоки. Эти утверждения базируются на текстах палийского канона и эдиктах Ашоки. Поэтому бирманцы начиная со 2 тысячелетия н. э. ориентируются не только на Ланку как хранилище палийского канона и будд. реликвий, но и на юго-вост. гос-ва Индии. Бирм. монахи считают твердынями южн. буддизма в равной степени Шри-Ланку и Бирму, где последней принадлежит право на хранение и толкование "высшей истины", а Таиланд — страной примитивного буддизма. В политич. плане бирм. сангха слабо поддается централизации и контролю, ибо отдельные будд. общины регулярно замыкаются на своей религ. практике, содействуя тем самым разобщению бирманских деревень и появлению локальных религ. движений. Правители же тайских гос-в, как и создаваемые тхеравадинские общины, ориентировались преимущественно на Ланку и признавали приоритет ланкийского буддизма. Крупнейший историк Таиланда принц Дамронг (1862-1943) в своих исследованиях тайского буддизма отмечал вторичность мн. важнейших культовых сооружений в Таиланде, большинство к-рых были копиями или подражаниями ланкийских прототипов. Специфика тайского буддизма хорошо прослеживается в практике получения религ. заслуг. Если в Шри-Ланке накопление заслуг происходит преимущественно через участие в религ. церемониях и шествиях, а также путем паломничества к св. местам, то в Таиланде подчеркивается приоритет повседневных контактов с сангхой, размеренного образа жизни, согласованного с правилами будд. поведения. Поэтому для таи не свойственна экзальтированность сигналов в периоды религ. празднеств. Возможно, эта особенность тайского буддизма порождает относительную инертность верующих по отношению к соц.-политич. событиям в стране. В частн., верующие сельских районов Таиланда знают будд. проповеди об обязанностях мирянина и домовладельца, хотя нередко имеют смутное представление о жизни Будды и об учении буддизма в целом. В. И. Корнев

ТХИТЬ КУАНГ ДЫК (1890-963) — вьет. монах. Род. в провинции Кханьхоа (Цент. Вьетнам), в возрасте 15 лет стал послушником, в 20 — принял постриг. В 1935 возглавил орг-цию буддистов родной провинции. В 1943 перебирается на юг Вьетнама. ведет проповеднич. деятельность в Сайгоне, провинциях Зядинь и Хатиен. В течение 3 лет жил в Пномпене, где проповедовал среди выходцев из Вьетнама, а также изучал палийский канон (см. Типитака). При его содействии было сооружено и реставрировано 14 пагод в Цент. Вьетнаме и 17 -в Южн. 11 июня 1963 в знак протеста против преследований буддистов режимом Нго Динь Зьема Т. К. Д. совершил самосожжение на одной из площадей Сайгона. Этот поступок 72-летнего монаха получил широкий резонанс в стране и за рубежом, послужив сигналом к активизации антиправительств. выступлений южновьет. буддистов, к-рые стали одной из гл. причин падения режима Зьема. С. А. Благов

ТЭНДАЙ-СЮ — яп. будд. школа, основанная в нач. 9 в. монахом Сайтё. Прообразом Т.-с. являлась кит. Тяньтай-цзун. Т.-с., опираясь на поддержку императ. двора, быстро превратилась в крупнейшую в Японии церк. орг-цию с мощной экономич. базой (за счет владения обширными земельными угодьями) и огромным влиянием на политич. и обществ. жизнь страны. Учение Т.-с. включало в себя традиц. тяньтайскую догматику и ряд новых доктрин, разработанных Сайтё и отражавших место, занимаемое Т.-с. среди других будд. школ в об-ве. Сайтё сформулировал развернутую концепцию теократич. гос-ва, которая в определенной степени была реализована его преемниками. Гос-во включалось в число объектов спасения, на к-рые направляется альтруистич. деятельность бодхисаттвы. Монахи Т.-с. как носители высшего знания, запечатленного в Лотосовой сутре, признавались бодхисаттвами и объявлялись "сокровищами государства". Именно им, согласно Сайтё, предопределено управлять Японией. В догматике Т.-с. получило развернутое обоснование тяньтайское учение о наличии в каждом живом существе "мира будды". В 10-11 вв. оформилось собственное эзотерич. учение. Т.-с., получившее название "таймицу" (см. Тайное учение Тэндай-сю). В 9-12 вв. Т.-с. фактически представляла собой гос. церковь. С потерей императором и аристократией политич. власти в стране ослабились и позиции Т.-с., тем не менее она продолжала занимать весьма стабильное положение в яп. будд. мире. В наст. вр. в Японии действует около 4 тыс. храмов школы, число адептов достигает 18 млн человек. А. Н. Игнатович

ТЯНЬТАИ-ЦЗУН — кит. будд. школа, доктринально и организационно оформившаяся в 6 в. благодаря усилиям монаха Чжии и его учеников. Название свое Т-ц. получила по имени горы Тяньтай, на к-рой жил и проповедовал Чжии. Канонич. текстом Т.-ц. является "Сутра Лотоса благого Закона" (санскр. Саддхармапундарика-сутра), называемый также Лотосовой сутрой. Важн. роль в становлении догматики Т.-ц. сыграла шуньявада. Основополагающим в доктринальном комплексе Т.-ц. является учение "инянь-саньцянь" (досл. "одно (мгновение) мысли — три тысячи"). "Три тысячи" — число проявлений т. н. "миров дхармы", к-рых тяньтайская традиция насчитывает 10: это "миры" "ада", "голодных духов", "скотов", "демона Асуры", "человека", "неба (или божеств)", "слушающих голос" ("шраваков"), "самостоятельно идущих к просветлению" ("пратьекабудд"), "бодхисаттвы", "будды". "Миры" трактуются как физич. и психич. состояния, к-рые переживают (или могут переживать) живые существа. Принципиальное значение для учения Т.-ц. имело утверждение о взаимопроникаемости каждого из десяти "миров" друг в друга (т. е. то, напр., что в "мире ада" присутствует "мир будды" и т. д.) и наличии десяти "миров" во всем сущем — и в том, что на уровне обыденного сознания воспринимается как живое, и в том, что обыкновенно считается неживым. Чжии и его последователи, опираясь на "откровения" Будды Шакьямуни в Лотосовой сутре, представили досконально разработанную аргументацию взаимопроникаемости "миров" и ее всеобъемлющего характера, выявив 3 тыс. ее проявлений в каждое мгновение (цепь мгновений считается бесконечной). В более широком плане учение о 10 "мирах" представляло собой универс. модель бытия. Целью религ. практики адепта школы являлась реализация в человеч. существе "мира будды" и подавление др. "миров" (прежде всего первых трех). Для этой цели предлагался набор методов наибольшее значение из к-рых придавалось изучению догматики школы и медитации. Особый раздел доктринального комплекса Т.-ц. составляет классификация учений разл. школ. Типология будд. доктрин строится т. обр., чтобы доказать превосходство догматич. положений, изложенных в Лотосовой сутре Т.-ц. сыграла существенную роль в истории кит. буддизма, занимая в нем в течение неск. веков ведущее положение. Школа пришла в упадок в 10 в, вследствие общего ослабления позиций буддизма в обществ, жизни Китая того времени. А. Н. Игнатович

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице