Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Конспект лекций по Догматическому богословию за III курс М.Д.А.


Необходимость Божественной помощи для спасения человека.

Человек пал под воздействием диавола. Цель Божественного замысла - спасти человека (от греха, проклятия и смерти). Но человек не был проклят. С падением меняется образ восхождения человека, он становится не прямым. Для спасения человека Бог отдает в жертву Самого Себя. Из этого следует: 1) как велико падение человека;
2) как велика божественная любовь;
3) как высоко достоинство человека.
Причина длительности периода от грехопадения до Рождества Христова.

Обетование спасения Бог дал сразу после падения человека.
(Необходимо принимать во внимание, что “для Бога - тысяча лет, как один день”, и наоборот, и безмерность катастрофы, поразившей весь мир).
В Ветхом Завете: 1-й тупик, в который зашло человечество закончился Потопом, из 2-го вывел Христос. Но если в первый завело упоение грехом и надменность, то во второй характеризуется безысходностью, осознанием своего бессилия и невозможно¬сти выйти из тупика. Но и для людей “непокорных” (1Пет. 3,18-20) во Аде Христос проповедал.
Свт. Филарет: “Человек остановил в себе приток Божественной благодати”. В В.3. основопола¬гающий принцип избранничества - отделение кого-то от кого-то. Чем более сужается круг, тем более расширяется цель избранничества: Сиф - Ной - Авраам и далее. Ответ Богородицы Архангелу - свидетельство ненарушаемости свободы воли человека в Божественном деле спасения.
Лосский - сравнивает Бога с нищим, который просит “подаяния любви”. Время пришествия зависит и от человеческой воли.
Свт. Григорий Богослов: “Чтобы видно было, что нас не принуждают, а убеж¬дают”.
Свт. Василий Великий: “Божественный свет воссиял не сразу, чтобы не ослепить больные очи, но постепенно, в отражениях и тенях”.
В В.3. на лицо юридизм. О том, что языческий мир тоже со¬зревал - Корнилий сотник - во всяком народе боящийся Бога угоден Ему.
Блез Паскаль: “Как при¬ятно видеть очами веры, что Дарий и Кир, Александр и римляне, Помпей и Ирод - все действовали, сами того не зная, во славу Евангелия”.

Как понималось спасение?
(идея понимания спасения).

1. Естественная идея спасения - от чего спастись? Человек хочет избавиться от физических страданий, от аномалий жизни (борьба за существование). Нужда определяет содержание этой идеи. Цель - счастье. То же самое переходит и в сферу религиозного мышления (помощь высших сил в деле естественного спасения). Главное заблуждение - нежелание согласовать свою волю с волей Божества - религия как орудие достижения своих целей.

2. Следующая ступень развития этой идеи - загробное воздаяние. Пример с разбитым сосудом: можно ли требовать от хозяина, чтобы он склеил то, что разбил его слуга и не может сам исправить? Величие подвигов в христианстве обусловлено глубиной падения человека, а вовсе не созиданием сверх ценностей. В В.3. такой подход обусловлен “жестоковыйностью” народа.

3. У язычников (философы) цель спасения - нравственное совершенствование. Они возвысились до принятия страданий за неправду жизни. Цель - изменение самого человека. Все несчастия человека - из-за неестественности связи бессмертного духа и смертного тела. Ошибка в понима¬нии естественного процесса спасения. Не видится поврежденность человеческой природы.
Пла¬тон: “Человек, познавший истину сам по себе достаточен, чтобы вести хорошую жизнь и ни в чем другом для этого не нуждается. 0т человека требуется, чтобы он освободился от пристрастия к миру и определил свою жизнь как бегство из мира”.
Пифагор: “Когда бы, оставивши тело, ушел ты в свободный эфир, стал бы богом нетленным, бессмертным и уже более не было бы смерти”.
Итог этому подвел ап. Павел: для эллинов безумие, а для иудеев соблазн.

Христианская сотериология.

Христология Ария. Арий хотел опровергнуть гностические воззрения на рождение Сына из существа Отца (эманация). Ес¬ли не излияние - эманация, тогда Сын - творение.
1) Сын произошел из “не сущего”, т.е. из ничего;
2) до рождения Сына был только Бог, следовательно -
3) мира еще не было;
4) творение Сына до - временно и вне – временно: Сын происходит не из существа Отца но и не из материи.
Бог Отец почувствовал нужду в Сыне при сотворении мира как Посреднике. Сын – “превосходнейшее творение” Отца. Вначале Арий признавал неизменяемость совершенства Сына. Но т. к. само творение - есть изменение, то неизменяемость не в существе, а в воле. Поэтому Ему поручена миссия воплощения.
Арий: “Если бы Петр и Павел этого достигли (неизменяемости воли), то так же стали бы “единородными сынами Божиими””.
Этим Сын низводится в разряд прочих творений.
Символ Евдоксия: “Веруем во единого Господа, воплотившегося но не вочеловечьшегося, потому, что не душу человеческую принял Он, но стал плотью, не два естества, потому что Он не был совершенным человеком, но вместо души - Бог во плоти”.

Христология ариан решается просто: дух, душа и тело Сына Божия соединяются с духом, душой и телом человека. Высшее начало в Сыне Божием и в человеке тварное:


Ошибка Ария в том, что он допускает мысль о том, что высшее начало тварное. Получается, что у Христа 2 высших тварных начала, которые определяют Его действия. Поскольку они оба дублируют друг друга, то (вывод) для Христа достаточно иметь одно начало.
Свт. Афанасий Вел.: “У ариан человеческая плоть во Христе - это только покров Божества, кото¬рое заменяло в Нем душу ((высшее начало))...”
Символ веры Евдоксия: “Веруем во единого Господа воплотившегося, но не вочеловечившегося, потому что не душу человеческую принял Он, но стал плотью, не два естества, потому что он не был совершенным человеком, но вместо человеческой души Бог во плоти”.
Лукий: “Потому и вопиет Иоанн: “Слово плоть бысть”, то есть сложилось с плотью но не с душою. Если бо Он имел и душу, то движения Бога и движения души были бы противоположны друг дру¬гу, ибо и Тот, и другая - самодвижны и определяют себя к различным действиям”.


Аполинарий Лаодикийский: Из двух совершенных существ целого быть не может. Так как высшее человеческое начало слабо а Христу нужен сильный нус (ум, разум, также “дух души”), следовательно, Христос принял плоть и душу, но не принял духа. Вместо духа человеческого Дух Божий. Трехсоставность осталась; о таком Христе нельзя говорить как о двух лицах; есть органическое единство Бога и человека и в то же время нет раздвоения и борьбы. Он есть “одна природа Бога Слова воплощенная”. Эта природа поклоняема вместе с плотью единым поклонением.
Аполинарий : “ О новая вера! О Божественное смешение! Бог и плоть (плоть, а не человек!) составили одну природу... Исповедуем не две природы одного Сына, одну поклоняемую, а другую непоклоняемую, но одну природу Бога Слова воплощенную и поклоняемую вместе с плотию Его единым поклонением”.
Мια φυσις του Θεου λογον σεσαρκαμεντ. Во Христе одна смешанная, сложная природа. Душа и тело без духа не есть полный человек, поэтому Аполинарий не называет ее человеческой природой, не исповедует её, не хочет ей поклоняться, но он поклоняется Ему с Его плотию, то есть Богу с Его плотию. (Плоть (σαρξ) “некое живое мясо”, но также может быть и “человек”). Любимое выражение Аполинария: “'Слово плоть бысть”.
Борьба с ересью - свт. Афанасий, Григорий Неокессарийский, папа Юлий; затем Диадор Тарсийский и Феодор - о совершенном человеке, воспринятом Богом.
Несторий. Проблема в том, как объединить совершенного человека и Бога:
* соединение по существу - быть не может
• обитание Бога Слова посредством энергий - но так Бог действует везде
• соединение по благой воле (Феодор Мопсуэстийский придерживается этого). Корень будущей ереси: “Бог от вечности предвидел высоконравственную жизнь Иисуса и поэтому избрал Его органом и храмом своего Божества”. Делит на периоды:
1) Детство и до Крещения - гениальный ребенок, свободен от греха; идет совершенствование. Как
подзаконный исполнил закон и т.о. оправдал себя через закон.
2)После Крещения - под благодатью.
3)После Крестной смерти - состояние обожения, прославления. Во Христе Феодор различал ''Бога Слово - спасающее" и "Иисуса из Назарета - спасаемого". Аналогия соединения Бога и святого человека с соединение Бога и человека во Христе. Тогда искупителями могли бы стать и любые святые. Ап. Павел: "Живет во мне Христос" - но ведь этого недостаточно, чтобы стать искупителем. Для искупления недостаточно, чтобы Божество обитало "как в храме"!
Свт. Кирилл Александрийский: "Правое учение веры нисколько не поддерживается и тем, что неко¬торые считают за лучшее допустить соединение лиц" - т.е. допустить соединение лиц внешнее, а не естеств. "И как скрытая мысль их - допустить двух Христов и двух Сынов, из которых один есть только человек, а другой есть только Бог, и допускать соединение только лиц, а не естеств." Одно лицо как "προσοπον" - внешний вид.
Православие: Несторианство:

Главное - недостаточная сила соединения для спасения человека. Несторий - Бог вселяется и исцеляет
эту природу человека; в Православии же - общение свойств из-за силы соединения естеств. Свт. Софроний: "Мы проповедуем ипостасное снисхождение Слова в плоть... и воплотившееся Слово почитаем за единого Христа и Сына, и говорим, что у Него одна сложная, ипостась-(составившаяся из различных естеств, ибо) они несказанно соединились между собой в одну ипостась".
св. Максим Исповедник: "В воплощении... из двух естеств произошло соединение, одна же из них совершилась сложная ипостась Христа, соблюдающая в непреложности и полноте природных свойств как целое свои части, те самые естества, из которых сложено". "Мы говорим, что Христос из двух естеств. но не два лица (ипостаси), а одно сложное, содержащее эти естества как собственные части".
Леонтий Византийский: "Всякий человек - из души и тела. И Спаситель состоит из Божества и человечества. Целая ипостась Христа - сложная. Она, как из частей, состоит из двух воипостасных природ"
Никифор Исповедник: "Слово, будучи всецело Богом, соединяется во всецело человеком, объеди¬няясь в то же время в единую сложную ипостась"
Мелетий Монах: "Во ипостасное есть то, что будучи сложено с другим, отличным от него по су¬ществу,... образует одну ипостась, ипостась сложную, как например, человек составлен из души и тела, но ни душа одна не составляет ипостаси, ни тело; они только существуют в ипостаси человека; а то, что образовалось из обоих, составляет ипостась их обоих... которое слагается из воипостасных".
Иоанн Дамаскин: 27 гл. - "Ибо и тело, и душа в одно и то же время - сначала - возымел бытие в ипостаси Слова, и хотя во время смерти были разделены друг от друга, однако каждая из них ос¬талась, имея единую ипостась Слова. Поэтому, единая ипостась Слова была ипостасью как Слова, так и души, так и тела, ибо никогда ни душа, ни тело не получили ипостаси особой по сравнению с ипостасью Слова, но всегда была едина ипостась Слова, и никогда не было двух".

прп. Иоанн Дамаскин: "Итак, Он воплотился, восприяв Себе от Нас начатки нашего смешения, плоть, одушевленную душою, одаренную и разумом, и умом; так что сама ипостась Бога Слова назвалась ипостасью для плоти, и прежде бывшая простою ипостась Слова сделалась сложной-сложной же - из двух совершенных естсств: и Божества, и человечества". Пример с раскаленным железом - не холодное железо + огонь, но сложная ипостась.

Христология свт. Кирилла Александрийского
свт. Кирилл: "Христос есть нечто единое из обоих"; "Различные природы, сочетавшиеся в истинное единство, но один из обеих Христос и Сын". Это "нечто единое из обоих" и называется "Μια φυσις ". "Из" - побуждение к чему-то третьему; нечто производное из двух, естества не остаются сами собой. Православие же: "Не во двою лицу разделяемый..." Св. Кирилл: 'Евангельские изречения мы не разделяем ни по двум ипостасям, ни по двум лицам, ибо не двойствен единый и единствен¬ных Христос, хотя он и мыслится из двух и различных предметов, все равно как и человек мыслится из души и тела, и однако не двойствен, но один из обоих." Но в человеке душа и тело составляют одну сложную природу, а во Христе - две природы. Св. Кирилл: "Не разделяй природ после соединения". Различие природ он признавал in abstracto, но не in concreto. Причины такой христологии у свт. Кирилла:

1. Необходимость опровержения Нестория, который слишком разделял - от этого боязнь намеков на разделение.
2. Выходец александрийской школы
Однако у свт. Кирилла неточности на уровне терминологии, но не смысла. Само же учение - пра¬вославное.
Глубоковский: "Для свт Кирилла двойство было несомненно, но оно оттенялось высшим единст¬вом. Так, свт. Кирилл заявляет: "Мы утверждаем, что соединились два естества но веруем, что по¬сле соединения, когда уничтожено всякое разделение на два, одна природа сына как одного Вочеловечившегося и Воплотившегося".
Монофизитство.
Неоднородность монофизитства. Для севериан - евтихианство - ересь. Евтихий –тело Христа не есть тело человеческое, ведь Он же Бог!
Севир Антиохийский: "Анафематствуя, что Эммануил есть две природы после соединения с их действиями и свойствами, мы подвергаем их осуждению не за то, что они говорят о природах, или действиях или свойствах, но за то, что они, утверждая две природы после соединения, приписыва¬ют действия и свойства каждой природе, тем самым разделяя их." По Севиру - природа одна и сложная. У православных - во Христе две простых природы, у монофизитов - дна сложная.
Севир Антиохииский: ''из двух, т.е. из Божества и человечества Христос познается нераздельно как единый Эммануил. Он был зачат и родился во плоти подобно душе в каждом человеке, которая рождается телом. Первая (т.е. душа) - иной сущности, чем последнее (т.е. тело). Тем не менее человек совершился как одна природа и одна ипостась из двух. Подобным образом, по Писанию, Бог Слово приобщился плоти и крови и стал подобным нам во всем кроме греха.”

Умеренное монофизитство:



О проявлении природ во Христе
Постановления Халкидонского собора:
1. Ни одна природа не упраздняет и не поглощает другой
2. Природы находятся в гармонии между собой. Божественная природа соразмеряется с человеческой - кенесис Божества. Бог во Христе является себя только через человека, не Сам по Себе. Обе природы действуют одновременно. В случае с Лазарем четвертодневньм - Божест¬венная природа действует бездействуя. Ошибочное мнение о всеведении Христа уже в яслях - Лк. 2.40 - "Младенец же возрастал и
укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем." Блж. Феодорит: "Мы утверждаем, что все человеческое Господа Христа, т.е. голод, жажда утом¬ление, сон, боязнь, пот, молитва, неведение и подобное сему принадлежит нашему начатку, вос¬приняв который Бог Слово соединил его с Собою".

прп. Иоанн Дамаскин: зачем молился Спаситель? - "Ведь святой ум Его однажды соединившись с Богом словом не имел нужды ни в восхождении к Богу, ни в испрашивании чего-либо у Бога, но молился потому, что усвоил себе наше лицо, изображал о Самом Себе своиствснное нам, сделался для нас образцом, учил нас просить у Бога и к Нему устремляться".
Три вида служения Христа первосвященническое, пророческое и царское. Дело Христово в целом неделимо.
• Пророческое - "Пророка из Среды Тебя как меня воздвижет Тебе Господь Бо Твой, Его слу¬шайте" (Втор. 18.15). В Евангелии - Христос не возражает против почитания Его как пророка. "Не бывает пророк без чести..." (Мф. 13.57); "А впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима".(Лк.13.33)
Но особенность - предмет проповеди - не учение, а Сам Христос - христоцентризм.
Царское служение - свт. Иоанн Златоуст: "Именно тогда я называю Его царем, когда вижу ви¬сящим на кресте". Истинная природа царского служения в Его жертвенности. Основной прин¬цип этого служения: "Кто хочет быть первым, да будет слугою".
Догмат спасения
"Возмездие за грех - смерть" (Рим. 6.23)
По-славянски - возмездие - оброк - то, что положено принести; речь идет о последствиях греха. "Которого Бог предложил в жертву умилостивления (слав. - очищение) в крови Его через веру..." "Для умилостивления за грехи людские" - слав. - "во еже очистити грехи людския'' (Евр. 2.17) "Он есть умилостивление за грехи наши" - слав. - "И Той очищение есть о гресех наших..." (1Ин.2.2)
Сторонники юридической теории - правда Божия ненарушима - её нужно восстановить. Но рас пять Невиновного этим правда Божия не восстанавливается, а еще более попирается. Удовлетворять можно Личности. Правда Божия - идея, как можно удовлетворять идее?
Митр.Макарий: "Три великих зла совершил человек: бесконечно оскорбил злом бесконечно благо- го, но и бесконечно правдивого Создателя, и через то подвергся вечному проклятию. Второе - за- разил грехом все свое существо и третье - произвел грехом гибельные последствия. Следовательно, чтобы спасти человека, надлежало: удовлетворить за грешника бесконечной правде Божией, ос¬корбленной его грехопадением, потому что никакое свойство Божие не может быть лишено свойственного ему действия; без выполнения этого условия человек навсегда остался бы чадом гнева и проклятия, и примирение, воссоединение Бога с человеком не могло бы даже и начаться. Таким образом, в Самом Божестве не оказывается удовлетворения всех свойств после оскорбления. Если грешник не получит возмездия, будет не удовлетворено правосудие, а если будет наказан, то оста¬нется неудовлетворенной благость."Кого умилостивлять? Бога-Отца? Но Христос пришел спасти человека. "Вы куплены дорогою ценою..." - написано ап. Павлом к иудеям-римлянам, с их юридическим соз¬нанием.
свт. Григорий Богослов: "У кого Христос нас выкупил? Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь? Кровь великая и преславная, кровь Бога, Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лу¬кавого, проданные за грех, и сластолюбием купившие себе повреждение. Если цена искупления даётся не иному кому, как содержащему во власти, то спрашиваю, кому и по какой причине при¬несена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупле¬ния, получает не только от Бога, но и Самого Бога, за свое мучительство получает такую безмерную плату, что за нее справедливо было бы пощадить и нас. Если же - Отцу, то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного прият¬на Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вме¬сто словесной жертвы давший овна. Из этого видно, что приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству, потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога".
свт. Иоанн Златоуст: "Христос стал грешным"- не согрешая - т.е. пережил в Себе Самом весь ужас Богооставленности грешника - "Боже, почему Ты Меня оставил?" - ведь Я не грешник:
Нужно было спасать природу человека - для этого Господь берет больную природу человека и начинает ее спасать, живя жизнью человека. Христос пришел восстановить падшее естество. Он взял наши грехи - проникся этим состоянием, все пережил и исцелил в Себе Самом.




Учение о Церкви
"Церковь - общество лиц, услышавших Божественный призыв" - εκαλεω - призываю. Аквилонов - о том, что это лишь филологический подход. Различный объем понятий слова "церковь" в слав. и греч. языках. В определении Церкви - несколько аспектов:
• Христологический (Христос - Глава Церкви)
• Пневматологический (одушевлена Духом Святым)
• Сотериологический (вне Церкви нет спасения)
• Социологический (состоит из людей)
• Исторический (историческое бытие Церкви)
• Гносеологический (экклезиологический путь познания)
• Мистический
В протестантизме - отделение Церкви от Бога - экклезиологическое несторианство. Отделение Церкви от человеческой природы (всё свято и божественно - и таинство, и обряд) - экклезиоло¬гическое монофизитство.
О времени основания Церкви
"Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее" - из этих слов - основатель Ц. - Христос. Однако:
Св. Климент Римский: "Исполняя волю Отца нашего Бога мы будем, братие, членами Церкви пер¬вой, духовной, созданной прежде солнца и луны".
"Не думаю, чтобы вы не знали, что Церковь живая есть Тело Христово, ибо Писание говорит: Со¬творил Бог человека - мужа и жену; муж - Христос, жена - Церковь. И еще книги пророков и апо¬столов говорят, что Церковь не ныне существует, но издревле; была же духовная, как и Иисус наш, открылась же в последние дни, чтобы нас спасти".
Он же в толковании на слова прор. Исаии "потому что у оставленной больше детей..." - слово "неплодная" - "относится к нам, язычникам, потому что Церковь наша была неплодна, прежде чем были дарованы ей дети".
Пастырь Ерма: Церковь изображается старицей, потому что она "сотворена прежде всего, то и стара; и дпм нее сотворен мир". (Еп. Илларион Троицкий замечает, что здесь Церковь не ставится в прямую связь со Христом)
свт. Афанасий Вел.: "Когда Сын Божий говорит: "Прежде всех холмов рождает Мя" (Притч. 8,25), говорит это от лица Церкви, которая первоначально создана, а потом рождается от Бога"
Ориген: "Церковь от создания человеческого рода основана не только на апостолах, но и на про¬роках"
Епифаний Кипрский: делает замечание "о соборной и апостольской Церкви, существующей от века, и во исполнение времен открывшейся в плотском явлении Христа"
Свт. Филарет (Дроздов): "Вначале Церковь была небо и земля вкупе... падение человека со делало её безвидной и пустой, тьма покрыла её так, как бы водами, то есть над племенами человеческими... Бог послал свет искупления, и разлучил свет от тьмы, семя жены от семени змия. Бог устроил твердь"
Митр. Платон: "Церковь при самом начале мира основана, хотя она под различными была состояниями".
Митр. Макарий: "Церковь явилась в мире с тех пор, как только сотворен мир духовный" "Еще в рай основание ей положи"; " В раю - первая Церковь безгрешных прародителей".
архам. Антоний: "В Ветхом Завете (Церковь), существовавшем до Христа и утверждавшаяся на вере в Грядущего, разделяется на патриархальную (до Моисея) и подзаконную (от Моисея до Хри¬ста)"
Аквилонов: "Св. Давид призывает славословить Бога вместе в святой Церкви: "Исповемся тебе в церкви мнозе" (Пс. 34, 18), "Да вознесут Его в Церкви людстей" (Пс. 106, 32); "В церквах благосло¬вите Бога" (Пс. 67, 27).
Митр. Макарий: "Христос положил начало и основание для Церкви Своей, когда избрал Себе первых двенадцать учеников ... установил всё - чин учителей, таинство Крещения, Покаяния, Причащения... таким образом, уже во дни общественного служения Своего Господь говорил о Церкви Своей как уже существовавшей" - "Аще церковь прослушает..." (Мф. 18.17)".
прот. Малиновский: Церковь основана на горе Блаженств - "как общество верующих во Иисуса Христа - основателя новой религии – или просто как христианской религиозное общество, Церковь имеет естественную основу своего происхождения... в этом смысле началом христианской Церкви явилось можно сказать еще проповедь Христа на горе, собравшей вокруг Него учеников и слуша¬телей в одно общество последователей, связанных воедино верой в Него, учением Его".
Митр. Макарий: "Христос основам Церковь Свою только на Кресте, ибо только на кресте Гос¬подь собственно искупил нас".
Аквилонов: толкуя "Ты - Петр, и на сем камне..." - Христос говорит не о создании, а о воссоздании Церкви - "В тот день Я восстановлю скинию Давида упадшую"(Амос, 9.11)
Итого:
1. Церковь основана "прежде всего" (т.е. духовного мира)
2. "как только сотворен мир духовный"
3. "прежде солнца и луны" (т.е. до материального мира)
4. "при самом начале мира"
5. "в раю"
6. "в ветхозаветные времена"
7. "с момента призвания апостолов"
8. на горе Блаженств
9. на Кресте
10.в день Пятидесятницы
В др.- греческом языке термином означалось "собрание свободных граждан для управления горо¬дом", позже - любое собрание, в том числе и для мятежа. В греч.- иуд. традиции - собрание верую¬щих - синагога. Позже разделилось: синагога - Израиль, Церковь - конкретное собрание. В ново¬заветные времена - еще и поместная община (1Кор. 1.2; Рим. 16,1). домашняя община, дом, здание. место, куда собираются для молитвы (Рим. 16.4; 1Кор.16.19; Флм.1.2;Кол. 4.15; 1Кор. 14.33,35 и др.) Также - народное собрание, праздное собрание, толпа, сборище - мятеж серебренника Димит¬рия - тоже. В В.3. встречается 150 раз, в Н.Э. - более 100.
Свт. Кирилл Иерусалимский: "Поскольку именем церкви называются различные предметы... так например, о народе, находившемся в Эфесе на зрелище сказано: "сказав это, он распустил собра¬ние "(Деян. 19.40) и церковь лукавнующих (Пс. 25.5), сборище еретиков, разумею маркионитов, манихеев и прочих, то поэтому тебе теперь непоколебимо передала вера следующее: "верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь".
Еп. Илларнон (Троицкий): "Такие мысли (о предсуществовании Церкви) объясняются господством в древней Церкви аллегорического толкования Священного Писания. Их нельзя приписывать всем древне-церковным писателям. В истории догмата о Церкви мысль о предсуществовании Церкви - явление не случайное. Она коренилась в реалистическом образе мышления того времени и пред¬ставляет из себя некоторый отголосок идей гностических. Учение ап. Павла ничего общего с этим не имеет. Борьба с гносисом научила церковных писателей пользоваться аналогиями и аллегория¬ми с большим разбором. А поэтому отмеченная нами мысль о предсуществовании Церкви не мог¬ла оставить никакого заметного следа в истории догмата о Церкви".

Единство Церкви
Хомяков - Церковь одна. Точнее - единственная.
Христос везде говорит о Церкви в ед. числе - одно стадо, одна лоза, один камень и т.д.
"Да будут все едино" - сходятся единство и единственность.
Истина может быть многообразна, но все равно - едина - в противоположность "теории ветвей".
Единство проявляется в тождественности церковного опыта у отдельных членов независимо от их
внешнего объединения. (прп. Мария Египетская)
Единство проявляется в вере, единстве церковного предания и церковного сознания.
Святость
Свойство свойств Церкви - основа церковности.
прот. Сергий Булгаков - Белый цвет включает все цвета спектра, так и святость - остальные свойства.
Апостольское обращение "ко всем святым" (Кор., Еф„ Филипп„Кол) - в евр. языке "кадош" - по¬священный человек, т.е. изъятый из обычной среды.
Вопрос святости Церкви и греховности её членов - в Ц. есть и пшеница, и плевелы; "Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас" (1 Иоанн!.8) Критерий принадлежности к Церкви- Церковь состоит из грешников, но грешников спасающихся, степень же установить невозможно. Церковь свята в силу святости Бога, она - Тело Христово. Не Церковь свята в силу святости святых, а наоборот - святые святы в силу святости главы. В чине по¬каяния - "примири и соедини " Святой Церкви.
Соборность церкви
Καθολικη - от ??θολαυ - "? φелом, в единстве с целым". Встречается у Аристотеля (общее, что су¬ществует в частных проявлениях). Затем впервые - у Игнатия Богоносца. Входит постепенно.
св. Ириней Лион.: "Хотя Церковь рассеяна по всему миру, но веру и проповедь она сохраняет тщательно, как бы пребывая в одном доме: одинаково верует, как бы имея одну душу, одинаково исповедует и учит и передает, как бы имея одни уста. Не иначе веруют или передают церкви, осно¬ванные в Германии, Грузии или Галлии, или на Востоке, или Египте, Ливии..." "Кафоличность" и "вселенскость" - не одно и то же.
свт. Афанасий: "Толпы, не повинующейся убеждениям следует страшиться, но отнюдь не доверять ей. Возможно ли, чтобы мириады людей убедили меня принимать день за ночь". Дело не в количественном, а в качественном превосходстве Истины над заблуждением! Было вре¬мя, когда Церковь заключалась в пределах Сионской горницы! Слав. слово "соборность" - очень удачный перевод. Хомяков - "Это слово заключает в себе целое исповедание веры".
Кафолическая Ц. - это Ц., которая в своей основе, глубине имеет Истину, находится в Истине. Причастность Истине – главный признак. Истинность проявляется в единстве с целым. В Церкви отдельный член может и должен обладать полнотой истины: "Вы имеете помазание от Святаго и весте вся"
"Живет во мне Христос".
Связь между кафолическим и вселенским пониманием как между основанием и проявлением, меж¬ду данностью и заданностью.
Для церковной соборности не может быть внешнего авторитета. Единодушие апостолов во время Сошествия Св. Духа. "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы". "Все же впрующие бы¬ли вместе и имели все общее "(Деян. 2.44) Единодушие как норма жизни, а не количественный показатель.
Апостольство Церкви.
Оно во всей полноте в ц-ой жизни, а не только в отношении организации. Апостольство в Ц. нелзя сводить только к иерархии. Которая имеет прямое преемство от Апостолов через хиротонию. Апостоличен ( как и кафоличен ) любой член Ц. если ограничимся только иерархией то окажемся в лагере католиков, где противопоставляется иерархия мирянам, что противоречит пониманию Ц, как единого тела Христова. Катол-я трактовка проскальзывает и у нас: иерархия исполняет служение, а миряне только заповеди. Литургию совершают все. Это не частное дело, а общественное служение Ц. (Еф. 4, 15-16) Роль иерархии не только во власти, а прежде всего в служении. Это служение существует на ряду со служением мирян. В этом смысле вся Ц. иерархична. Петр: "вы царств-ое св-во, народ святой". Священство в смысле всеобщего служения Ц. В древней Ц. при возложении рук передавались вообще все дары Св. Духа
Единство Церкви.
Еф.4, 3-5: "Одно тело, один дух... один Г., одно крещение , один Бог и Отец всех." "Верую во... единую", по русски : "верую в одну, единственную Ц." "Созижду Ц. Мою" Во всех притчах Спасителя указывается на единство Ц: одно стадо, одна лоза, один камень... В молитве X. " да будут все едины " соединяется единство и единственность." Х. возлюби Ц. и Себе предаде за Ню" (е. ч.) - аксиома учения о Ц. ,т.к. истина одна. Ц. одна, но многообразна, проявляющееся в исторической церковности. Признавая исторические ц-ви мы не признаем теорию "ветвей", которая предполагает наличие самостоятельных истин, как нечто независимое изначально. Протестанты говоря о истинной Ц. , но не единой, а которая составляется из разных исповеданий в этом они видят богатство Ц. Экуменическое движение стремится к внешнему единству, предполагая, что внутреннее уже существует. Внутреннее единство зиждется на единстве тела Христова, а внешнее зависит от внутреннего. Это единство между со6ой, единство со X., единство живых и умерших, с ангельским миром, со всем миром сотворенным Богом. В основе этого свойства лежит божественная жизнь. Ц. имеет не количественное, а качественное определение. В РКЦ внешняя сторона преобладает над внутренней. У протестантов нет вообще внешнего единства.

Святость Церкви.
Святость это сво-во подобное лучу спектра. Самоочевидно, что Ц. свята, т.к. тело X. свято. Без святости нет никаких духовных даров. Ап. Павел называет хр-н святыми. Он мыслил категориями понятными слушателям. Евр. слово св-той имеет 2 значения 1- совершенный и избранный на служение, 2- посвященный и причастный благодати. В этом смысле причастности благодати мы называем вещи предназначенью для храма. Ап. Петр называет хр-н " людьми взятыми в удел" изъятых из мира, в этом смысле он называет их святыми. Вопрос о сп-ти Ц. ставился в связи с борьбой с монтанизмом и данатизмом. Монтанизм учил - Ц. есть об-во совершенных св-ых следовательно все грешники вне Ц. Донатисты - связывали действенность таинств со степенью достоинства иерархии, если недостойная иерархия - таинства недействительны. В борьбе с д-ми впервые было сказано, что таинства совершаются не личной силой священника, а благодатью которая находится в Ц. Она свята не святостью святых, а благодатью Св. Духа живущаго и Ней. Святость не от людей, а от Бога. Благодать - сила Св. Духа .благой дар. Дар - то что дается даром не по заслугам. Грех влияет на принадлежность человека к Ц. Внешняя принадлежность Ц. не имеет никакого значения. Нет критерия святости или греховности .который позволяет оценить степень принадлежности к Ц..Сознание своей греховности - единственный критерий принадлежности к Ц.
Кафоличность Церкви.
С греч. "в единстве с целым" в слав. "соборность" наиболее удачный перевод. По Хомякову это слово соединяет в себе целое исповедание веры. Собор о6ъединяет воедино все народ и простирается на всю вселенную. Соборность - внутренняя, качественная сторона Ц., некая идея которая объединяет некоторые истины, это не территориальный признак, а органическое св-во Ц. вытекающее из Ее природы Пр. Ц. стремится к внутреннему единству, а кат. к внешнему. Ц. кафолична благодаря Х., а не Ее членами: "...там, где два или три собраны во имя Мое там Я посреди них". Пребывание в соборности есть пребывание в истине. Хомяков: "Истина показуется, а не доказуется". В кн. "Деяний" ясно просматривается кафоличность Ц. В день Пятидесятницы Апостолы пребывали единодушно вместе - важное условие для соборности. Разность служения не нарушает единства. Каф. Ц. - в своей основе имеет истину и находится в ней .Истина дается тому кто находится в единстве и любви. Люди озаренный, но лишенные каф. полноты не могут прийти к познанию истины. Если Ц. лишена права созывать соборы, то она не перестает быть соборной. Деяния соборов одна из сторон проявления соборности.
Начало Церкви.
Наличие в славянском переводе слова Ц. имеет разные значения. Основание Ц. находят в словах Христа:
"Созижду Ц. и врата адова... и в основании Ц. до Н\3.(у Климента и Ерма) Еп. Иларион (Троицкий ):эти поиски по 2-м причинам: 1 аллегорическое толк. Св.П. 2. влияние на древних христ-х писателей гностических идей. Анастасий Синаит :древ. экзегеты все творения толк-и в приложении ко Христу и Ц. а Сократ схоластик сообщает об Оригене: в толк-и на кн. Бытия он док-ет что Адам есть X. а Ева- Ц. Евсевий и Памфил защищают Оргена говоря что в рассуждении о этом предмете он лишь изъяснил таинственное предание Ц. Еп. Иларион: Но подобное аллегорическое толк. не связано с мнением о пресуществованием Ц. и нет данных о распространении его в др. Ц. В истории др.Ц. догмат о прссущсствовании Ц.- случаен и представляет собой отголосок гностических идей. Борьба с гносисом научила церк. писателей пользоваться аналогиями с большим разбором. Происхождение Ц.: нет единства, митр. Макарий (Булг.) X. основал Ц. при избрании 12 учеников, еще при общест-м служении X. говорил о своей Ц. как существовавшей (Мф.18,17:аще и Ц. не послушает будет тебе яко язычник и мытарь") Прот. Малиновский: начало Ц. с проповеди на горе Блаженств в смысле естественного образовавшегося общества верующих во X. митр. Макарий: Ц-основана на кресте при ссылке на ап. Павла: Деян 20,28: Ц. Господа и Бога приобрел своею кровию..." здесь буквализм приобретается Ц. которая была. Ал Павел: Х. искупительным подвигом приобрел право основать Ц. Если только на кресте основана Ц. то умаляется вся жизнь Х. от рож-я до Воскресения. Аквилонов: говорит о воссоздании Ц. этим умаляется сама Ц. и дело искупления. Церковь основанная в день сошествия Св. Духа - пользуется наибольшим признанием т. к. учитываются две эклезиологичсские истины 1 X. пославший Св. Д.- глава Ц. 2 апостолы и Св. Д. это то что наполняет Ц. (Еф. 1,22-23), Лосский: Ц. основана на двойном домостроении Сына и Отца. Богословие Вост. Ц. никогда не мыслит Ц. вне X. и Св. Д., след-но нельзя ее сводить лишь к земному аспекту и ее "приложимости к людям" не лишая Ц, ее истинной природы которой она отличается от любого человеческого общества.



 

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную
Полезная информация: