Святитель Феофан Затворник
Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни

24 [*]

     Прислал ты слышанные тобой и другими пункты учения вашего нового учителя. Благодарствую. Это желанная присылка! Хотя, к сожалению, я должен сказать, что они не все точно определенны и не совсем полны; но все же их достаточно, чтоб хоть сколько-нибудь понять, что там у вас за учитель и что за учение у него.
     Главное я уже тебе сказал в первом письме, и ты сам уже мог бы распознать по тем указаниям, в чем из слышанного тобой правда и в чем кривда. Прибавлю однако ж кое-что и еще, что сказать понуждают присланные тобой пункты.
     Замечу на первом месте, что если есть пункты не совсем определенные, то вина этого, думаю, падает не на слышавших, а надо полагать, на учителя. Он сам не явно видит дело, оттого путается в словах. Я, кроме тебя, и от других слышал, что это так есть. Но будем смотреть на эти пункты, как они есть, и указывать, с какой стороны они неправы и к каким неправостям могут вести.
     Пересмотревши все пункты, я пришел к такому общему заключению о вашем учителе, что он, по внушению известного англичанина, построил себе ложное и обольстительное представление о христианстве и теперь всеми силами и средствами старается набить его в головы других, полагая, что ратует за дело Божие и спасение братий. Но при всей важности, с какой он выступает на делание сие, он похож на дитя, гоняющееся за мыльным пузырем. Как я уже писал тебе, подобно англичанину тому, и этот учитель ваш опутан прелестью и увлечен призраком истины, думая, что обладает ею настоящей. Он преследует призрачный, мыльно-пузырный идеал христианства. Как мыльный пузырь привлекает детей, так и учителя вашего, а вслед за ним и других, неискусных в ведении христианском, увлекает нарисованный им призрачный образ христианства. И нечему дивиться, если иные льнут к нему, особенно из женщин, всегда склонных на всякого рода прелести.
     Писал ты мне прежде, что учитель ваш говорит: «Пусть меня из Евангелия обличат, что я лгу». Я ответил тебе, что за то, что он говорит: «Покайтеся и веруйте во Евангелие», – никто не станет его обличать, потому что так написано и в Евангелии. Но его можно обличить и при этом, если он не все преподает, о чем учит Евангелие. Я тогда не знал определенно, что бы такое было у него недостающее. А вот теперь из твоих пунктов вывожу, что в его учении немало недостающего, что, однако ж, очень важно и существенно в деле веры и спасения.
     Первое таковое есть то, что он ничего не говорит о благодати Святаго Духа. Пунктов у тебя десятка три, а о благодати Св. Духа хоть бы слово. Вот что у тебя писано:
     «Спасение совершилось, и все уверовавшие во Христа спасены».
     «Человек спасается чрез веру во Христа».
     «Уверовавший во Христа и, следовательно, усвоивший себе искупление в собственность вечной погибели не подлежит».
     «Каждый уверовавший во Христа тотчас же получает отпущение грехов и избавляется от вечного наказания».
     «Для спасения следует принять в себя Христа».
     «Мы принимаем верой в себя Христа, Который уже, не взирая ни на что, никогда не покидает нас и пребывает в нас».
     «Принявшему в себя Христа и потом согрешившему нужно лишь покаяться, и он тотчас получает непосредственно прощение».
     «Крещение не пользует того, кто сознательно не принял в себя Христа».
     «Каждый принявший в себя Христа может уразуметь все Св. Писание».
     «Церковь сама по себе, а прежде всего нужно искать Христа».
     И все идет так. Во всяком почти пункте есть слово о Христе Господе, а о Духе Святом ни в одном. Я не думаю, чтоб это было твое и других слышавших опущение. Должно быть, предмет сей не имеет места в системе учения вашего учителя, а то он все бы как-нибудь да помянул о нем. Что спасение нам устроено Господом Иисусом Христом, и что мы спасаемся именно в Нем, – это истинно так есть; но при всем том ведать надлежит, что это не было и не бывает без благодати Св. Духа.
     Поелику это очень важный пункт, то я счел нужным собрать о нем побольше мест Писания, чтоб ты и те, которые около тебя, убедились, что благодать Св. Духа в соделании нашего спасения есть часть существеннейшая. – Вот слушай!
     Явился св. Иоанн Предтеча, чтоб приготовить народ к принятию обетованного Избавителя, покаянием и крещением, – и что говорит? «Вот идет, – говорит, – Обетованный, и Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3, 11), – чем дает разуметь, что крещение Духом Святым есть главное дело обетованного Христа Господа в устроении Им спасения нашего: так что кто не крестится сим Духом, тот не войдет в Царствие Божие (Ин. 8, 5).
     Господь уже кончил Свое видимое пребывание на земле, уже прощается с учениками Своими на последней вечери; и смотри, как утешает их? «Я иду, – говорит, – но не смущайтесь, что иду. Это лучше для вас. Ибо если не иду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). «Я умолю Отца, и Он сего Утешителя даст вам, да будет с вами в век. Вы знаете Его, потому что Он в вас пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 16–17). Так Христос Господь наместником Своим обещает послать с небес Духа Святаго. – Не означает ли сие, что все дело спасения рода нашего по вознесении Господа будет устрояться Духом Святым?
     Да! Так это и было. Пришел момент вознесения Господня. Господь заповедует ученикам сидеть в Иерусалиме и ждать обетования Отча. Вы, – говорил, – имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех (Деян. 1, 5). Сказав сие, Он вознесся. Чрез десять дней Дух Святый сошел на св. Апостолов в виде огненных языков, с шумом будто от дыхания бурна, – и они все начали говорить разными языками. – Явление силы небесной привлекло внимание бывших на празднике в Иерусалиме из всех стран, и они, слыша, что галилеяне говорят на языке каждого из них (до 15), пришли в несказанное изумление. Тогда св. Петр объяснил им, что дивное сие явление давно предсказано и есть исполнение обетования об излиянии Духа Святаго на всяку плоть (Деян. 2. 17). – Главное обетование отцам было о пришествии Христа Спасителя; но венцом благ от Него было предуказано излияние Духа Святаго, которое и исполнилось в день Пятидесятницы. – Заметь, се настоящее основание Христовой Церкви, сокровищницы и несокрушимого хранилища источников благодати Св. Духа!
     Но в день сей пятидесятный Духа Святаго прияли только апостолы; по обетованию же Ему надлежало излиться на всяку плоть. Он и начал с сего же дня изливаться на всех чрез св. апостолов. Когда св. Петр своей к собравшимся иудеям речью привел их в сокрушение, и они воззвали: Что убо сотворим? – тогда св. Петр сказал им: Покайтеся и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа, во оставление грехов, и приимете дар Св. Духа (Деян. 2, 38). Три тысячи душ покаялись, крестились и прияли Духа Святаго в тот день.
     С сего времени и все в Церкви и у апостолов стало совершаться по действию Духа Святаго. Говорить ли надлежало апостолам, они говорили, исполняемы бывая Духом Святым (Деян. 4, 8; 4, 31); идти ли куда – шли по влечению Духа (Филипп, св. Павел); учреждать ли что – учреждали по внушению Духа; избирать ли надлежало кого на особое дело – избирали смотря по тому, как очевидны были в ком проявления Духа (диаконов). Действия Духа Святаго были так явны для всех и необычайны, что апостолы не колебались пред властями церковными подтверждать истину Евангелия тем, что Бог дает Духа Святаго тем, которые смиренно повинуются слову Его, ими возвещаемому (Деян. 5, 32).
     Самаряне веруют по проповеди св. Филиппа; но сущие в Иерусалиме не считают того уверования достаточным и посылают к ним свв. Петра и Иоанна дополнить недостающее. Что же именно оказалось у них недостающим? Благодать Святаго Духа. Апостолы, пришедши туда, увидели, что Дух Святый еще ни на кого из них не сходил, а они только крестились во имя Господа Иисуса. Почему, помолившись, возложили на них руки, – и они прияли Св. Духа. Таким образом самаряне стали настоящими христианами и возымели все потребное для спасения только тогда, когда прияли Св. Духа (Деян. 8, 15–17).
     Ангел повелел Филиппу идти на путь, ведущий из Иерусалима в Газу. Но когда, быв на сем пути, увидел он колесницу с некиим спящим на ней, – Дух Святый сказал ему: «Приступи к колеснице». Он приступил и, взяв повод от читанного сидевшим в колеснице, просветил его верой и крестил в прилучившейся воде. Когда вышли они из воды, Дух Святый сошел на новокрещенного, в завершение тайнодейственного соделания его христианином, – спасаемым (Деян. 8, 29–39). Видишь, как во всем действует Дух Святый?!
     Св. Павла к вере обратил сам Господь Иисус Христос, но для завершения дела веры в нем послал его к Анании. Анания же что говорит? Господь посла мя к тебе, да прозриши и исполнишися Духа Свята (Деян. 9, 17). Приятие Духа и совершило св. Павла как верующим, так и апостолом.
     Дверь к приятию в лоно церкви верующих язычников кем отверста? – Духом Святым. Он осязательным явлением нисшествия своего на Корнилия и весь дом его удостоверил св. Петра и бывших с ним (а потом и всех христиан из иудеев), что после сего никто не может возбранить крещения верующих из язычников (Деян. 10, 44–48).
     Антиохийская церковь довольно уже созрела и утвердилась трудами свв. Варнавы и Савла, действовавших Духом Святым, их исполнявшим (Деян. 11, 24). Можно уже было послать сих деятелей и в другие места. И посылаются. Но кто сие устроил? – Дух Святый, сказавший собранию верных: Отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их (Деян. 13, 2).
     Переплывают они на Кипр и проходят его из конца в конец. Слово проповеди благоснеется; но в Пафе ему стал противиться Елима волхв. Кто заградил этому противоборцу уста? Дух Святый устами св. Павла, исполненного им (Деян. 13, 9).
     Переплыли они в Малую Азию. В первом здесь городе, Антиохии Писидийской, слово принялось и между иудеями, и еще паче между язычниками. Но неверовавшие иудеи подняли на апостолов гонение, и они вынуждены были пойти далее. – Что же с уверовавшими? Уверовавшие же ученицы исполняхуся радости и Духа Святаго (Деян. 13, 52). Они оставлены под руководством благодати Духа Святаго, им дарованной. Как было здесь, так конечно, было и во всех местах, коих коснулась проповедь в сие апостольское путешествие. Ученицы всюду исполнялись таинственно Духа Святаго, – и Им были блюдомы и руководимы до времени, пока на возвратном пути не дано было им обыкновенное пастырское руководство (Деян. 14, 23).
     Когда потом, по возвращении в Антиохию, свв. Варнава и Павел с другими некиими посланы были к старейшим апостолам в Иерусалим для вопроса об образе принятия язычников в лоно Церкви, то здесь вопрос сей решили преимущественно тем, что Бог явил уже Свое к ним благоволение, дав им Духа Святаго, якоже иудеям, без всякого обязательства к чему-либо иудейскому, – и состоявшееся решение подтвердили затем сим образом: Тако изволися Духу Святому (Деян. 15, 8–28).
     Возвратясь в Антиохию и пробыв здесь несколько времени, св. Павел предпринимает новое апостольское путешествие, посещает прежде основанные Церкви, проходит Фригию и Галатийскую страну. Все это идет свободно. Но хочет он пойти во Асию, – и Дух Святый возбраняет ему; хочет направиться в Вифинию, – и опять не допускает его Дух. Путь указан наконец ночным видением, которое было, конечно, по действию Св. Духа (Деян. 16, 6–9).
     Прошед с проповедью Македонию и Ахаию и всюду насадив Церкви, св. Павел возвратился чрез Иерусалим в Антиохию и, отдохнув немного, начал третье апостольское путешествие, направляясь в Ефес. Когда пришел он сюда, то первым его здесь делом было завершение веры 12 человек, полнейшим их оглашением, крещением и низведением на них Духа Святаго; чем показал, что никто из верующих не бывает полным христианином, пока не приимет Духа Святаго (Деян. 19, 1–6). Я об этом обстоятельстве писал тебе в первом письме.
     Пробыв в Ефесе около трех лет и насадив христианство во всей прибрежной стране той и к северу и к югу, св. Павел снова посетил Македонию и Ахаию. На обратном пути оттуда он миновал Ефес, но, остановясь в Милите, позвал к сеюе епископов Ефеса и сопредельных мест и в прощальной беседе к ним изрек следующее замечательное слово: Внемлите себе, и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян. 20, 28). Церковь есть Церковь Господа, но собирает ее, сочетавает воедино и пастырей в ней и для ней поставляет Дух Святый, поставляет и конечно руководит.
     О себе при сем св. Павел сказал, – что он, связанный Духом, идет в Иерусалим. «Что будет со мной, – говорит, – не знаю, но Дух Святый по всем городам свидетельствует, что меня ждут узы» (Деян. 20, 22–23). Далее на пути в Иерусалим, в Кесарии, пророк Агав, взяв пояс св. Павла и связав им себе руки и ноги, сказал: Тако глаголет Дух Святый: мужа, егоже есть поясе сей, тако свяжут его в Иерусалиме и предадят в руце языков (Деян. 21, 11).
     Таким образом видишь, что как в душах апостолов, проповедавших св. веру и насаждавших Церкви, так и в содевании спасения верующими, все зависело от Духа Святаго. Его действом и апостолы успевали в насаждении веры, и верующие совершались в жизни по духу веры.
     Так говорит нам книга Деяний. Обратимся теперь к Посланиям св. апостолов.
     Обратив солунян к вере и основав из них св. Церковь, св. Павел вынужден был скоро оставить их и перейти в Ахаию. Беспокоясь же о них, пишет к ним из Коринфа послание, в коем воспоминая, как шло его у них благовестие Евангелия, говорит, что оно было не в слове только, но и в силе и в Духе Святе (1 Сол. 1–5), то есть в проявлении знамений и в сообщении особой силы убедительности его слову, пленявшему в послушание вере. – Затем прибавляет, что Бог и им даровал Духа своего Святаго (1 Сол. 4, 8), – и дает заповедь – не угашать сего Духа (1 Сол. 5, 18).
     Галатяне приняли св. веру со всем жаром. Но ворвались к ним неправоучащие, – иудействующие, – и сбили их с прямого пути веры. Узнав об этом в бытность свою в Ефесе, св. Павел вразумляет их посланием, убеждая возвратиться к первоначальной чистоте принятой ими веры. Первое, чем он поражает их, есть указание на то, как они прияли Духа Святаго. Сие едино, – говорит, – хощу уведети от вас, от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры? (Гал. 3, 2). Приятие Духа – благо высшее по общему сознанию и чувству всех принимавших его; сподоблялись же его только верующие чрез таинства. Апостол говорит: если чрез веру во Христа сподобились вы приять Духа Святаго – сие высшее благо, помимо закона, то какой смысл вязать вам себя этим законом, который ничего подобного никогда не доставлял и доставить не может?
     Затем приводит им на память силу крестной смерти Господа, усвояемую верою. Сила же сия в чем? – В том, что чрез нее верующие приемлют Духа Святаго. Христос ны, – говорит, – искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва. Для чего? Да обетование Духа приимем верою (Гал. 3, 13–14). Столь великое средство – крестная смерть Бога воплощенна, не указывает ли, что и доставляемое им благо, – приятие Духа Святаго верующими, – есть наивысочайшее благо? Как выше того средства ничего и придумать нельзя, так и выше сего блага никакое другое немыслимо. Приятие Духа в вере христианской есть венец благ человечеству от воплощенного домостроительства.
     Далее говорит апостол: сущие под законом суть рабы; верующие же в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, всыновление приемлют и суть сыны Богу. Вследствие сего Бог посылает в сердце их, яко сынов, Духа Сына, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4, 1–7)! Опять высшее в вере Христовой есть приятие Духа Святаго.
     Выяснив таким образом, что высшее в христианстве есть приятие Духа Святаго, апостол отсюда уже берет и нравственные уроки: Духом ходите и похотей плотских не совершайте (Гал. 5, 16). Исчислив за тем дела плотские и плоды духовные (Гал. 5, 19–23), заключает: Аще живем Духом, Духом и да ходим (Гал. 5,25).
     К концу пребывания своего в Ефесе св. Павел, узнав о некиих нестроениях в церкви Коринфской, писал туда послание. Так как у них это произошло от своеличных мудрований, то св. Павел с самого начала обличает суетность мудрости человеческой, говоря, что она пригодна только на житейское, но не призвана в руководительницы в делах Божиих. Здесь все открывает благодать Св. Духа. – И я, говорит, приходил к вам не с словесами мудрости человеческой, а с явлением Духа и силы. Благодать Духа Святаго, проявлявшаяся в моей среди вас деятельности, удостоверила вас в истине слова моего. Вы и уверовали не в силу своеличного постижения истины, а в силу действенности Духа Святаго (1 Кор. 1, 18; 2, 5).
     К сему прибавил апостол: «Таинство веры мною проповедуемой есть премудрость Божия, в тайне Божества сокровенная. Ее никто не может верно знать, кроме Духа, испытующего самые глубины Божии. Сего Духа мы прияли, и Он открыл нам все домостроительство спасения. Мы от Него верно знаем все, дарованное нам от Бога, и вам возвещаем то не мудрствуя, а в простоте. Ведайте также, что и вы сами уразуметь истину спасения не иначе можете, как по просвещению от того же Духа, который нам открыл и открывает тайны его. Кто не имеет Духа, тот душевен есть; душевный же человек не приемлет (не понимает) яже Духа Божия, юродство бо ему есть, и не может разумети. Итак, поревнуйте стяжать и хранить благодать Св. Духа» (1 Кор. 2, 6–16).
     Одним из верующих коринфян учинено было блужение, такое, которое и среди язычников даже не именуется. Обличив и отлучив от Церкви сего грешника, апостол перечисляет и другие многие грехи, заключающие вход в Царствие Божие (1 Кор. 6, 9), прибавляя к сему: Таковыми и вы некогда были, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). Не именем только Господа нашего Иисуса Христа, но и Духом Бога нашего, и сей Дух, совершив дело освящения вашего, не отошел, но в вас пребывает; так что вы посему храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16). Взирая с сей точки зрения на блужение вообще, апостол говорит: или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога (1 Кор. 6, 19). Аще же кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17).
     Церковь коринфская богата была дарованиями духовными, что отчасти повело и к проявившемуся среди них разделению. Возводя их к единению, апостол берет побуждения к тому из того же самого раздаяния даров разных единым и тем же Духом Святым, говоря: Разделения дарований суть, а тойжде Дух. Комуждо дается явление Духа на пользу. Овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже Духом: иному же дарование исцелений, о томже Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет..... Единым Духом мы вси во едино тело (чтоб составлять единое тело) крестихомся и вси единым Духом напоихомся (1 Кор. 12, 4–13). Таким образом, если кто верует, Духом верует; если кто уразумевает тайны премудрости Божией. Духом уразумевает; если кто пророчествует, Духом пророчествует; если кто молится, Духом молится. И ни одно вообще действие не бывает истинно богоугодно, коль скоро оно не совершается в нас и чрез нас Духом Святым, действия без Духа и не от Духа не суть настоящие христианские дела, кои все должны быть духовны. Посему всякий должен исповедать, что если есть в делах его что доброе, то оно таково от благодати Св. Духа, – исповедать со апостолом: Благодатью Божиею есмь, еже есмь (1 Кор. 15, 10).
     Выбыв из Ефеса и направляясь в Элладу чрез Македонию, св. Павел пишет с дороги второе к коринфянам послание.
     В нем, имея нужду подтвердить неложность обетования наследия вечного Царствия Божия, он говорит: «Извествуяй же нас с вами во Христе, т.е. удостоверяющий нас в неложности обетований о Христе, есть Бог». Чем же именно удостоверяет в сем Бог? Тем, что запечатлел нас и дал в сердца наши обручение Духа (2 Кор. 1, 21–22). Духа Святаго дал нам Бог, как залог наследия, давая разуметь, что это только задаток, – прочее получите в будущем веке...
     Далее пишет: «Моисей, сходя с горы, покрывалом покрыл лице свое, в знамение того, что на ветхом завете лежит покрывало, сквозь которое читающие его сами собой проникнуть не в силах». Покрывало сие престает о Христе; когда кто обращается к Нему, взимается покрывало. Как? Духом Святым. Ибо идеже Дух Господень, ту свобода: свобода от препон к ведению истины, потому что Дух Божий вводит дух наш в сокровищницы Божии и дает разуметь тайны Его; свобода от стеснения сердца страстьми, мешающими беспрепятственно совершать шествие путем добродетели, потому что Дух Святый дает силу препобеждать их и отгонять. Сим Духом просвещаемые, руководимые и укреплямые, мы преобразуемся от славы в славу (2 Кор. 3, 12–18).
     Прибывши в Коринф, св. Павел пишет послание к Римлянам. Здесь вот что находим!
     Иудеи хвалились обрезанием. Апостол пишет: «Обрезание должно быть знамением обрезания сердца от всего нечистого и страстного». Такое обрезание бывает только в нас, верующих во Христа. Как? Благодатью Св. Духа. И такое только обрезание сердца Духом делает настоящим обрезанным (Рим. 2, 29). Это говорил он в побуждение иудею оставить иудейство и обратиться к вере во Христа Господа, чтоб стать истинно обрезанным.
     Внешнее христиан не было светло. «Но, – говорит апостол, – мы не только не унываем, но даже хвалимся. Хвалимся же упованием славы Божией, и притом так, как кто хвалится ценной вещью обладаемой». Отчего же в нас эта твердость упования, или эта уверенность, что оно не посрамит? Оттого, что любы Божия излияся в сердца наши Духом Святым данным нам (Рим. 5, 5). Дух Святый, данный нам, дает сердцу ощутить любовь Божию, – и сие ощущение не допускает ни малейшего колебания в уповании, или сомнения, чтобы Любящий, и притом Бог, не исполнил обещанного любимому.
     Объясняет св. Павел тайну живущего в нас греха и говорит, что пока человек по вере в Господа Иисуса Христа не получит обновления благодатью Св. Духа, до тех пор над ним тиранически властвует грех; но когда, приступив к Господу, получит он благодать обновления Св. Духом, с тех пор грех уже не тиранствует над ним. Он может приступать к нему, соблазнять, влечь, но не определять к делу. Грех, – говорит, – вами не обладает. Почему? Потому что вы под благодатию (Рим. 6, 14). Пока мы бываем во плоти, т.е. в грехе, дотоле страсти греховные действуют во удех наших. Но когда благодатью Св. Духа освобождаемся от этого держащего нас в своей власти греха, тогда начинаем работать Богу во обновлении Духа (Рим. 7, 5–6). Закон Духа жизни о Христе Иисусе освобождает нас от закона греховного. Благодать Св. Духа, пришедши, отъемлет немощь, коей мы немоществуем пред законом, и восстановляет нашу нравственную силу. Таким образом, пока кто во плоти, т.е. в грехе, и без Духа, дотоле он Богу угодить не имеет силы. Вы, же, – воодушевляет апостол римлян, – несте во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова (по вере во Христа и Христом Господом подаемого) не имать, сей несть Его (тот и не Его). Только те, кои Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии (Рим. 8, 2–14). Присущ нам бывая, Дух сей подкрепляет нас в немощах наших (Рим. 8, 26).
     Из сего явно, что жизнь о Христе Иисусе в совершенстве проявляется только благодатью Св. Духа. Почему апостол и определяет, что Царствие Божие есть правда, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), – и молится: Бог же упования да исполнит вас всякия радости и мира в вере, избыточествовати вам во уповании, силою Духа Святаго (Рим. 15, 13).
     Вскоре по написании послания к римлянам апостола встретили узы, – из которых он писал несколько посланий. Первое было к ефесеям.
     Послание к ефесеям есть воодушевленнейшая хвалебная песнь домостроительству спасения в господе Иисусе Христе. Но высшим плодом и последней целью сего домостроительства выставляется дарование нам благодати Св. Духа.
     Возносится апостол мыслию в предвечные высоты и видит там, как мы преднаречены Богом во усыновление чрез Иисуса Христа. Чего ради? В похвалу славы благодати Его, еюже облагодати нас о возлюбленнем (Еф. 1, 5–6). Припомним, что и в Евангелии от Иоанна уверовавшим в Господа Иисуса Христа дается область чадами Божиими быти, поколику они от Бога рождаются (Ин. 1, 12). Сие рождение от Бога, как там же несколько ниже объясняется, есть новое рождение водой и Духом (Еф. 8, 5).
     Нисходит оттуда долу, в течение происходивших пред очами его событий, и видит исполнение того преднаречения к усыновлению в даровании Духа Святаго; ибо говорит: Слышавше слово благовествования и веровавше, знаменастеся Духом обетования Святым (Еф. 1, 13–14), – который и делает из верующих сынов Богу, претворяя их из ветхих в новых. Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Еф. 2, 10).
     Поминает о призвании в царство Божие вместе с иудеями и язычников, – и объясняет мирное единение сих, непримиримыми бывших, сказывая, что сами по себе ни те ни другие не гожи для Царства Христова, – делаются же они гожими к нему, бывая обновляемы благодатью Св. Духа. Таким образом в силу приятия сего единого Духа, мы оба равное имеем приведение ко Отцу (Еф. 2, 18).
     Из сего объединения всех верующих единым Духом составляется и растет Церковь Божия о Господе; при чем как вся Церковь, так и каждая частная Церковь, и каждый верующий созидаются в жилище Божие Духом (Еф. 2, 22). Призвание язычников на ряду с иудеями было сокровенной тайной, которая только ныне, – говорит, – открылась апостолам Духом Святым (Еф. 3, 4–5).
     Заключает св. Павел свое созерцание величия воплощенного домостроительства коленопреклонной молитвой ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да даст Он ефесеянам (а за ними и всем верующим) наисильнейше утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца их (Еф. 3, 14–17). Вера в Господа приводит к получению благодати Св. Духа; благодать сия созидает верующего в жилище Божие, очистив его от всего страстного и греховного и украсив всякой добротой; в жилище сие наконец вселяется Господь со Отцем, предшествующу Им Духу Святому.
     Соответственно сказанному объединению всех единым Духом, апостолом даются и нравственные уроки. «Тщитесь, – говорит, – блюсти единение духа: ибо вы едино тело и един дух. Каждому из вас дана благодать по вере дарования Христова, – чтоб ею восходили вы в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13); чего и достигнете, если благодатью Божией вспомоществуемые будете обновляться духом ума вашего, облекаясь постепенно в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины (Еф. 4, 23–24). Из сего можете видеть, что все греховное и страстное, даже гнилое слово, исходящее из уст ваших, есть оскорбление Духа Святаго, живущего в вас. Не оскорбляйте же Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф. 4, 30), в тот день, когда окрестившись, приняли и возложение рук апостольских (или миропомазание); но ревнуйте паче исполнятися Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, восппевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 18–19).
     Довольно бы и сих указаний о благодати Св. Духа, яко необходимейшей содетельной спасения нашего силе. Утомилось уже наше с тобой внимание. Не могу однако ж удержаться, чтоб не привести еще одного места из послания к св. Титу, где апостол и всю цель пришествия Христова поставляет в обновлении нас Духом Святым, чтобы чрез то сделались мы достойными наследия жизни вечной. Егда же, – пишет он, – явися благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя (Тит. 3, 4–7).
     Приведу и еще, что говорит св. Павел в послании к евреям о тяжести греха согрешающих по крещении и обновлении благодатью Св. Духа. Невозможно, – говорит, – просвещенных (крещенных) единою, и вкусивших дара небесного и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола, и отпадших паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия в себе (Евр. 6, 4–6). И еще: Волею согрешающим нам по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва: страшно же некое чаяние суда и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя. Отвергся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих, или третиех свидетелех умирает. Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый (Евр. 10, 26–29).
     Свидетельств из других апостольских посланий о надобности благодати Св. Духа в деле нашего спасения можно бы и не приводить. Но чтоб не подумал кто, что так учит только св. Павел, приведем слова и других апостолов, не все, а главнейшие.
     Св. Петр, как я уже писал прошлый раз, в первом своем послании всех верующих называет избранными по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы (1 Пет. 1, 2), давая разуметь, что если верующий окропляется кровью Иисус Христовой, то по освятительному действу Св. Духа и предуказанию Бога Отца.
     Он же во втором послании говорит: Вся нам божественныя силы, яже к животу и благочестию, подана разумом (когда мы познали) призвавшаго нас (Господа); имже честная нам и великая обетования даровавшася (для привлечения к вере и воодушевления на труды жизни по вере), да сих ради будете причастницы божественнаго естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли (2 Пет. 1, 3–4). Господь призывает, давая великие обетования. Которые последуют призванию, тем Он подает все силы, яже к животу и благочестию, – в благодати Св. Духа. Приявшие эту благодать отбегают мирской похотной тли, очищаются от всего страстного и нечистого, и чрез то делаются способными к принятию Бога, который вселяясь в них, наконец и живо соединяясь с ними, делает их причастниками божеского естества своего. Главная действующая здесь сила есть благодать Св. Духа, коей призвание и вера открывают вход, а причастие божеского естества составляет венец ее действия в нас и последнюю цель.
     Св. Иоанн Богослов в первом послании пишет: Еже видехом и слышахом, поведаем вам, да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом (1 Ин. 1, 3). Последняя цель наша – живое общение с Богом. Для сего и Сын Божий воплотился, чтоб возвратить нам сие богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, вступаем в общение со Отцем и бываем таким образом у цели своей последней. Преподание сего высшего блага апостол поставляет целью проповеди своей и всех апостолов. Но на сем он не остановился, а указал потом и осязательнейший признак такого богообщения, говоря: Соблюдаяй заповеди Его (Бога), в Нем пребывает. и Той в нем. И о сем разумеем, яко пребывает в нас, от Духа Егоже дал есть нам (1 Ин. 3, 24). Подание Духа служит признаком, что Бог в нас пребывает; но тот же признак есть и того, что мы пребываем в Боге, как говорит он ниже: О сем разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас, яко от Духа своего дал есть нам (1 Ин. 4, 13). Вообще же из слов св. Иоанна видно, что Дух Святый не только есть признак богообщения, но и производитель его. Духа благодати приявший приемлет новое рождение от Бога (Ин. 3, 5). Рожденный же от Бога побеждает грех, мир и диавола. Вемы, яко всяк рожденный от Бога не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (1 Ин. 5, 18). Всяк рожденный от Бога побеждает мир (1 Ин. 5, 4).Таким образом, приявший Духа благодати, обладая свободой от сих родителей греха, свободно исполняет всякую заповедь; исполнение заповедей очищает сердце; чистое сердце есть готовое жилище Бога, который и вселяется в него. Таков путь к живому богообщению, – последней цели человека. Проходит его человек действом благодати Св. Духа.
     Слышишь, каким трубным голосом, по всему пространству новозаветных Писаний возвещается о благодати Св. Духа? Я нарочно все для тебя собрал, чтоб ты не думал, что о благодати Св. Духа, хоть и говорится где-нибудь в Писании, но не много, и так, мимоходом. Теперь перечитавши, и еще лучше пересмотревши сам все, ты не можешь уже так думать, а удостоверишься, что о благодати Св. Духа, содевающей наше спасение, столько же, если не больше, говорится как и о спасении в Господе Иисусе Христе, и что, следовательно, первое столь же существенно в деле спасения, сколько последнее.
     Но смотри, не приди и к такой мысли: «Как же это так? Тот (учитель – будем-ка называть еще лучше: новшак) только и говорит, что о Христе Спасителе, а тут набрано столько свидетельств, и все только о благодати Св. Духа. Дело перетянуто на другую сторону. Как у того новшака выходит, что в деле спасения все от Господа Иисуса Христа, так тут – что все от Духа Святаго; как у того за Спасителем не видно Св. Духа, так здесь за Св. Духом не видно Спасителя». Я собрал тебе столько свидетельств о благодати Св. Духа не с тем, чтобы умалить или заслонить, что содеяно и содевается Господом Иисусом в нашем спасении; но с тем, чтоб выставить на вид, что опускается, – и кажется не с добрым намерением, – вашим новшаком, и близ Господа восставить, как и быть подобает, в твоем сознании и Духа Святаго, в равной силе и степени с Господом устрояющего наше спасение. Спасение наше в Господе Иисусе Христе, но содевается оно в нас благодатью Св. Духа. Вот почему в слове Божием равносильно говорится, что спасение наше сколько от Господа Иисуса Христа, столько же и от благодати Св. Духа. По сему же самому и держащий слово о спасении не должен опускать возвещения ни об одном из сих облагодетельствователей наших, но велегласно возвещая о Господе Иисусе, столь же велегласно возвещать и о Св. Духе, не забывая, однако ж, и благоволения Отца. Ибо ни Сын Божий, ни Дух Святый ничего не творят без воли Отца. Выставляю сие, чтоб ты видел, сколь неправ ваш новшак, только и речей имея, что о Христе Господе.
     Желающему полно разуметь все, относящееся к нашему спасению, надлежит различать два момента: домостроительство спасения, или устроение всего потребного для спасения, и содевание спасения каждого лица. Первое совершил Господь Иисус Христос по благоволению Отца, но не без Духа Святаго, а второе совершает, по благоволению же Отца, Дух Святый, но не без Христа Господа, Сына Божия. Для спасения нашего потребны две вещи: снять с нас клятву за грехопадение и обновить естество наше, чтоб оно было безгрешно. То и другое Господь Иисус Христос совершил в Себе: снял клятву, быв по нас клятва в крестной смерти Своей, и в Своем лице явил естество наше безгрешным, чистым и совершенным. Таким образом все существенно потребное для нашего спасения совмещается в лице Господа Иисуса Христа, – в каком смысле говорится, что в лице Господа спасено человечество. Но для того, чтобы совершилось спасение каждого человека в частности, необходимо, чтобы совмещенные в лице Господа потребности спасения перешли в каждого и им были усвоены. Сие последнее совершает Дух Святый. Словом благовестия возбуждает веру в силу крестной смерти Господа, и в купели крещения омывает верующего и от первородного греха и от всех произвольных, обновляя в то же время его духовную жизнь и делая ее сильной противостоять греху и преуспевать в добре. Обе потребности спасения удовлетворяются зараз. Исходящий из купели крещения бывает и оправдан, и праведен, – всякая вина греха с него снимается, и он желает лишь одного Богу угодного добра и силен на делание его. Это и есть облечение во Христа, в коем потребное для спасения от Христа Господа переходит на верующего и крещаемого и ему усвояется не номинально, а существенно. Пока он верует только во Христа, сии потребности его суть, но только номинально, как определенные ему и готовые для него; в купели же крещения они существенно становятся его собственностью: здесь он уподобляется прививку, привитому к дереву, и живительные соки его в себя приемлющему. Древо – Господь. Соки сего древа суть клятвоснимательная и оправдательная сила крестной смерти и обновленная, в совершенстве явленная, жизнь человеческая. То и другое приемлет в себя, в себя всасывает прививок – новый верующий – в крещении. Совершает же сие не одна вода, но Дух Святый чрез воду, подготовив предварительно крещаемого к приятию того и другого покаянием и верою. Сего-то ради Господь Иисус Христос, претерпев крестную смерть и воскресши, вознесся на небо и послал от Отца к нам на землю Духа Святаго, чтоб Он всех наделял теми благами и потребностями спасения, которые совмещены для нас в лице Господа. По сей-то причине Он и говорил: «Лучше для вас, что Я пойду ко Отцу; ибо если не пойду, утешитель не приидет к вам». Тогда не видно еще было, что же такое, что не приидет Утешитель Дух Святый, а теперь для нас очевидно, что если б Он не пришел, то никто не мог бы быть спасен, никто не мог бы получить и усвоить себе то, что для спасения нашего удомостроено или сэкономлено в лице Христа Спасителя. Вот и слава Богу, что Господь вознесся, ибо вознесшись послал Духа Святаго, который, нисшедши на апостолов, чрез них потом разлился на всех верующих и пребывает в Церкви, всех просвещая, очищая и освящая.
     Итак, видишь, как дело спасения совершается. Ваш же новшак этого не знает, а взялся учить и вести вас ко спасению. Горе сему учителю, горе и тем, коих успеет он обольстить. Он все твердит о приятии в себя Христа, о вселении Христа, – и блага от сего бывающие расписывает яркими красками; но как способ к сему показывает он неверный, то и выходит, что он только манит, а ничего не дает. «Христос, – говорит, – вселяется верою». Из сказанного пред сим видишь, что не верой вселяется Христос, а благодатью Св. Духа. И самую веру возбуждает и совершает Дух Святый; но если б Он оставлял нас с этой одной верой, то и при ней ничего бы из нас не вышло. Возбудив и утвердив веру, Дух Святый приводит к купели крещения и здесь вселяет в нас Христа.
     Не дивись сему, думая: «Христос Господь и сам есть Бог; чего же ради тут еще и благодать Св. Духа?» Но ведь мы с тобой не сочиняем учения христианского, как делает ваш новшак, а приемлем и содержим его, как оно есть в Писании и как предано нам изначала. Как Господу угодно было устроить, так оно и написано; и как написано, так оно и бывает. Как устроил Господь и как написано, так мы все и приемлем, не умствуя. Посмотри, как воплотился Сын Божий от Пресвятой Девы? Нашел Дух Святый и воплотил Его. Не Бог ли Сын Божий? Не Им ли вся быша? Не носит ли Он все глаголом силы своея? А между тем когда надлежало Ему воплотиться, плоть из пречистых кровей Пресвятой Богородицы соткал для Него Дух Святый. Разве не мог Он сделать этого сам? Мог; но так благоволил Бог триипостасный, следовательно, и сам Сын воплотившийся, чтобы тело для Него было совершено Духом Святым. Тайну сию Архангел принес с неба, говоря Пресвятой Деве, недоумевавшей, како будет сие: Дух Святый найдет на тя и сила Вышнего осенит тя. Так вот, как первоначально Господь вселился в Пресвятую Деву, и Она восприняла Его силой Духа Святаго, так и во всякого верующего вселяется Господь и всяким приемлется той же силой Духа Святаго. Так содержи, – и не умствуй.
     В приведенной выше молитве апостола из послания к ефесеям хотя говорится: «Да даст Бог – вселитися Христу верою в сердца ваша, но пред этим сказано: Утвердитися Духом Его во внутреннем человеке. Это утверждение Духом Святым во внутреннем человеке стоит как средство, или как отверстие двери для приятия Христа. И, следовательно, вселение Христа и здесь условливается действом Духа Святаго. Да и нечего об этом много думать, когда знаем из уст того же апостола, что во Христа Иисуса облекаются, – то же что приемлют его в себя, – только те, кои крестятся. Крещение же совершается Духом Святым, водой рождающим верующих к новой жизни по образу создавшего их Господа.
     После всего сказанного, я думаю, ты готов спросить: «Как же это так? Стало быть, в устроении нашего спасения Дух Святый действеннее, и будто больше, чем сам Спаситель?!» Да на что это тебе определять, кто больше и кто меньше твое спасение содевает? Не равночестны ли, не сопрестольны ли, не единосущны ли Сын Божий и Дух Святый? Так и веруй, что твое спасение содевается в равной силе Господом Иисусом Христом и Св. Духом, или в Господе Иисусе Христе благодатью Св. Духа, – не забывая при сем содержать в мысли: по благоволению Отца, – чтоб выходило, что оно содевается нераздельным действием единосущной Троицы – Бога единого. Всяко однако ж не погрешишь, если будешь помышлять, что в устроении всего потребного ко спасению преимущественно действовал Господь Иисус Христос, нераздельно однако ж от Духа Святого, а в содевании спасения каждого преимущественно действует Дух Святый, тоже нераздельно, однако ж, от Господа Спасителя. Если так, то возжелавшим спасения и взыскавшим его сколько потребно прилепляться к Господу Спасителю верой, любовью и упованием, столько же, и с такой же верой, любовью и упованием, подобает возыметь заботу и ревность о стяжании и хранении благодати Св. Духа с полной готовностью покорствовать ее внушению и руководству.
     Следовало бы теперь указать, как стяжевается, возгревается и хранится благодать Св. Духа, если она столь необходима в содевании нашего спасения. Но об этом отчасти я уже говорил в первом письме, будет случай и еще обратиться к сему предмету. Теперь же пора уже нам и кончить свою беседу. Перескажу, впрочем, все о сем хоть скороговором, чтоб сей вопрос не томил твоей головы.
     Получается благодать Св. Духа по вере в Господа Спасителя, но не иначе, как чрез св. таинства, и притом в единой истинной Церкви Божией. Помимо таинств благодать не получается и вне Церкви не подается.
     По получении хранится и возгревается благодать сия преимущественно пребыванием в молитвах церковных и домашних, как учит апостол: Исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Еф. 5, 19). При сем надлежит тщательно блюсти совесть свою чистой и не запорошенной даже малейшей порошинкой, – пребывать в трудах доброделания и подвигах самоумерщвления без саможаления, углубляться в созерцание таин откровенного боговедения и путей промышления Божия, явленных в судьбах Церкви Божией и житиях избранников Божиих, и пребывать в братском и сыновнем общении с искренними ревнителями спасения, нечуждыми проявлений живущей в них благодати Божией. Внимательно и бодренно проводящий жизнь в таких порядках постоянно будет поддерживать в себе горение духа – свидетельство присутствия и действия благодати Божией. Постоянство в таком делании сделает, что сие горение все будет восходить горе, пока превратится в серафимский пламень. Больше об этом тебе теперь ничего не скажу.
     Кончить бы, но пришло мне на мысль сообщить тебе мою догадку, почему ваш новшак, когда слово Божие так много говорит о благодати Св. Духа, и когда она по существу дела так необходима в содевании спасения, ничего не говорит о сей благодати. Ведь не один какой-либо текстик, который легко просмотреть, говорит о сем, – а видел сколько?! И однако ж он, хвалящийся, что только Евангелию следует, и вызывающий всякого на бой по Евангелию, не заметил будто их, – и помалчивает. От чего бы это так? И что бы это значило?
     Вот что можно о нем положить: он или не ведает благодати, или намеренно умалчивает о ней, или отвергает ее. – Если не ведает, то зачем взялся учить, пребывая столь невежественным в ведении Писания, что не знает того, о чем почти на каждой странице говорится? Если, ведая, намеренно умалчивает, то обличает лукавство, по коему скрывает ведомую истину, неблагоприятную для его системы учения, или того призрачного идеала христианства, которым он сам прельщен и прельщает других, справедливо опасаясь, что при свете сей истины призрак тот развеется, как дым от ветра. Если отвергает существенную надобность для спасения благодати Святаго Духа, то он еретик, богопротивник, помутитель веры верующих и их соблазнитель.
     Какое ни возьми из этих предположений, всякое крайне укорно и обличительно для вашего новшака. Но нам с тобой что его щадить? Апостол велел таковых обличать нещадно (Тит. 1, 13). Я, впрочем, останавливаюсь более на том, что он лукавит. Не знать о сем при таком множестве указаний Писания, как не знать, когда он имеет глаза и читать умеет? Должно быть, знает, но лукавит и помалчивает, делая вид, что об этом, будто к делу не относящемся, нечего и говорить. Боится он за свой призрак прелестный.
     Ибо стань он говорить о благодати, надо будет говорить о таинствах, без коих, по слову Божию, благодать не сообщается; стань говорить о таинствах, не минуешь говорить о Церкви, хранительнице таинств; стань говорить о Церкви, как умолчать и о всем содержимом Церковью и о всех порядках ее. И все сие еще нужно будет признать нужным в содевании спасения. А это признание в прах разобьет его призрак. Почему все это для него нож острый; ничего из этого терпеть он не может. Так научил его англичанин-еретик.
     Но довольно; кончаю. Я остановился только на первом впечатлении по прочтении присланных тобой пунктов. Что еще следует по ним сказать, отлагаю до следующего письма. – Ты же потрудись побольше подумать о существенной надобности благодати Св. Духа и, убедившись в сем сам, других доводи до такого же убеждения. Тогда вы одним словом сильны будете заграждать уста вашему новшаку.


     [*] Это второе письмо в С.П.Б. по поводу появления там нового учителя. Первое см. выше под № 8.


Полезная информация: