Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Информационный листок православного медико-просветительского центра "Жизнь"



Выпуск N 19









ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ ГРЕЧЕСКОГО БОГОСЛОВА И ЮРИСТА ЕВАНГЕЛОСА ЛЕККОСА "АБОРТЫ"





Вечером 25 января 1985 г. у ворот Афинского университета собрались сотни женщин с бубнами и цветами в руках. Они организовали шествие к парламенту в знак протеста против существующего в Греции законодательства, запрещающего аборты. Звучали лозунги: "Прочь законодательство от нашего тела!", "Нет - лицемерию врачей и Церкви!", "Законный и бесплатный аборт!", "Мы победим, наше тело принадлежит нам!", "Долой преследования!", "Свободные и бесплатные аборты!"



Несмотря на законодательный запрет абортов в Греции, тысячи женщин в возрасте от 13 до 45 лет ежегодно приносили от 100 до 400 тыс. (!) жертв на алтарь этого современного Молоха.



Под давлением женских союзов и учитывая "прогрессивные" тенденции в сфере законодательства, министр юстиции огласил решение правительства узаконить аборты. Основные положения законопроекта, подготовленного Министерством здравоохранения и социального обеспечения и Министерством юстиции, таковы:



- Беременность может быть прервана в течение первого триместра по желанию самой беременной; причем женщина не несет уголовной ответственности за аборт.

- Замужняя женщина с согласия супруга имеет право на аборт.

- На более поздних сроках беременности аборты совершаются лишь в специально оговоренных законом случаях.

- Аборты, совершаемые в течение первого триместра беременности, оплачиваются за счет страховых компаний.



Заявление министра горячо приветствовалось политическими партиями, связанными с женскими союзами, представительницы которых, однако, требовали еще больших свобод!







Никто не станет отрицать, что проблема абортов является одной из важнейших в жизни общества. На этих страницах популярно излагаются мнения сторонников абортов, точка зрения юристов и медиков, выводы экономистов, демографов, а также учение Церкви по этому вопросу.







ТЕЗИСЫ СТОРОННИКОВ АБОРТОВ И ИХ ОПРОВЕРЖЕНИЕ





1. Необходимо отменить уголовную ответственность за аборты; аборты должны оплачиваться страховыми компаниями.



Согласно закону, регламентирующему их деятельность, страховые компании обязаны покрывать расходы лишь на медицинское вмешательство. Следует ли считать аборт вмешательством подобного рода? До сего дня нуждающиеся в медицинской помощи или уходе должны были получить свидетельство, в котором оговаривалась необходимость медико-фармацевтического лечения. Лицом, определявшим вид и продолжительность лечения, являлся врач. В случае же легализации абортов сама женщина будет выступать в роли врача. Возникает вопрос, почему бы тогда страховым компаниям не оплачивать любой вид самолечения или, например, лечение, предпринятое толстым с целью похудения, некрасивым для изменения формы носа или лысым для отращивания пышной шевелюры? И почему налогоплательщики должны финансировать мероприятия, которых они не одобряют?



2. Женщины должны распоряжаться своим телом по своему усмотрению ("Наше тело принадлежит нам!").



На первый взгляд этот аргумент звучит убедительно. Однако известный афоризм гласит, что наша свобода кончается там, где начинается свобода другого. Спросим "прогрессивных" женщин, добивающихся легализации абортов, принадлежит ли им тело ребенка, которого они вынашивают. Может ли женщина по своему усмотрению распоряжаться ребенком - например, вольна ли она выкинуть его в мусорный контейнер? С точки зрения юриспруденции, медицины, философии и религии зачатие или момент формирования зиготы (примерно через неделю после зачатия) является точкой отсчета жизни новой человеческой личности. Абсурдно именовать правом то, что является лишением права на жизнь другого человеческого существа.



3. Зачем лицемерить? Надо отменить запрещающий аборты закон, поскольку он более не соблюдается.



Разумно ли узаконивать какое-либо явление на том основании, что оно существует, или отменять действующее законодательство по той причине, что оно нарушается? То, что многие воруют, занимаются подделками, покупают и употребляют наркотики, не является поводом для отмены законов, запрещающих подобные деяния. Даже если существующий закон о запрещении абортов не всегда соблюдался, он все-таки в известной степени ограждал жизнь беззащитного, еще не родившегося младенца.



4. С легализацией абортов прекратится унижение женщин.



А прекратилось ли "унижение" нарушающих супружескую верность после отмены закона об уголовной ответственности за супружескую измену, предпринятой по настоянию "прогрессивной" общественности? Неужели женщина, сделавшая аборт, подвергается порицанию лишь как правонарушительница, а не потому, что наше общество, при всей его терпимости, осуждает и отвергает это деяние!



5. С легализацией абортов улучшится профилактика здоровья матерей, женщины будут избавлены от бесплодия, уменьшится груз психологических проблем, возникающих у женщин в связи с абортом.



Эти доводы принадлежат президенту "Ассоциации планирования семьи". Но уже через год в открытом письме к председателю Союза женщин Греции она предупреждала, что в случае снятия уголовной ответственности за аборты возникнут сложные проблемы, особенно медицинские и психологические.



6. Предоставим женщине право самой решать, становиться ей матерью или нет, а эмбриону предоставим защиту, хотя, объективно говоря, до трех месяцев он еще не является личностью (из заявления министра юстиции).



Интересно, какие соображения заставили министра - профессора кафедры уголовного права,- высказать взгляды, противоречащие не только греческому, но и международному законодательству, и вынести приговор еще не родившемуся ребенку на том основании, что тот якобы до трех месяцев не является личностью! И это при том, что судебная практика руководствуется законом, запрещающим аборты и гласящим, что эмбрион является человеком независимо от стадии его развития.



7. С легализацией абортов исчезнут подпольное акушерство и "кассы взаимопомощи" на аборты среди учениц гимназий.



Приведенный довод содержит то самое лицемерие и страусиное нежелание вникнуть в проблему, в котором сторонницы абортов обвиняют своих оппонентов. Эта "забота" о девочках приведет к тому, что школьницы 13-15 лет перестанут бояться внебрачных отношений и случайной беременности, зная, что государство им поможет, предоставив возможность бесплатного узаконенного аборта!



8. Прочь законы от нашего тела!



А что, если дети, которые, вне всякого сомнения, являются живыми человеческими существами, тоже закричат: "Прочь убийственный закон от нашего тела!"? Но младенцы не умеют говорить и не могут защитить себя от произвола.



9. "Нет - лицемерию юристов, врачей и Церкви!", "Нет - беззаконной резне с благословения Церкви!"



Понятно горячее желание феминисток переложить вину с больной головы на здоровую и обвинить Церковь в том, что она благословляет нелегальные аборты!



Чтобы не показаться многословными, опустим такие "аргументы" поборниц абортов, как:



Легализация абортов повлечет за собой не снижение рождаемости, а лишь снижение численности самих абортов.



Аборт положительно отражается на здоровье женщин и детей.



Аборт является неотъемлемой частью права женщины на материнство.



Уйдут ложь и лицемерие еще из одной области общественной жизни. Улучшатся демографические показатели.



Повысятся доходы государства, поскольку врачи отныне не будут взимать плату за аборты лично для себя.







ЮРИДИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ





Все вопросы, связанные с абортами, оговариваются в 304-й статье действующего Уголовного кодекса Греции, отмены или изменения которой добиваются сторонницы "неограниченной свободы". Пункты ее таковы:



- Беременная, которая намеренно убила плод путем аборта или каким-либо иным способом или позволила другому лицу сделать это, наказывается лишением свободы сроком до трех лет.



- Совершивший убийство эмбриона наказывается лишением свободы независимо от того, действовал он с ведома или без ведома беременной.

Тот, кто с согласия беременной совершил убийство эмбриона, наказывается лишением свободы сроком от шести месяцев. Действовавший против воли беременной приговаривается к лишению свободы на срок от десяти лет и более.



- Аборт не считается противозаконным и не подлежит уголовной ответственности, если производится врачом ввиду угрозы для жизни или тяжелой продолжительной болезни беременной, при условии, что необходимость аборта будет подтверждена другим врачом.



- Не считается преступлением аборт, совершенный врачом с согласия беременной, если беременность наступила у девочки в возрасте младше 15 лет в результате изнасилования, совращения или кровосмешения.



Эти положения законодательно защищают человеческую жизнь еще в зародыше, а также охраняют здоровье женщины и способствуют приросту народонаселения. Объектом преступления в соответствии с законом является не мать, а дитя, находящееся в ее утробе, независимо от стадии эмбрионального развития. Аборт является уголовным преступлением и подлежит наказанию независимо от того, каким способом он совершен. Закон также предусматривает наказание лиц, склоняющих беременную к аборту или оказывающих на нее психологическое давление.



В связи с намерением правительства отменить закон, запрещающий аборты, советник Анна Псаруда-Бенаки, преподаватель уголовного права Афинского университета, заявила: "Легализация абортов даст возможность совершать аборты в течение трех первых месяцев беременности без всяких ограничений. Это не согласуется ни с принципами греческой Конституции, ни, полагаю, со здравым смыслом. Действовавший в течение нескольких лет в Западной Германии подобный закон был изменен, так как Конституционный суд ФРГ признал некоторые его параграфы антиконституционными. Мы тоже не должны принимать такого закона, поскольку он вступит в противоречие с положениями, содержащимися в греческой Конституцией, суть которых сводится к следующему: человеческая жизнь ценна сама по себе и не может быть принесена в жертву ни при каких обстоятельствах, кроме специально оговоренных законом исключительных ситуаций. Легализация абортов не изменит их сути - они не перестанут быть убийством, под какой бы вывеской ни совершались".







МЕДИЦИНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ





Начиная с Гиппократа, отца медицины, врачи считали аборт убийством. Декларация Женевской конференции возлагает на врачей обязанность защищать человеческую жизнь с момента зачатия.



Когда зазвучали требования об узаконивании абортов, 220 афинских медиков - профессоров, доцентов, аспирантов - сочли своим долгом заявить в меморандуме, адресованном к Всегреческому медицинскому обществу:



"Узаконивание абортов является для нас совершенно неприемлемым по следующим причинам:



1. Клятва Гиппократа гласит: "Никогда не дам женщине яда".



2. Умерщвление эмбриона допускается, согласно действующему законодательству, лишь при наличии опасности для жизни самой матери или в исключительных случаях (таких, как изнасилование).



3. Аборты, совершаемые во всех иных случаях, не заслуживают никакого оправдания и осуждены международной медицинской общественностью, ввиду чего вопрос об их легализации не может быть вынесен на повестку дня.



4. Настоящий меморандум имеет целью защиту жизни и свидетельствует, что никакие доводы о целесообразности не могут оправдать участия в убийстве беззащитного человеческого существа".



По сообщению преподавателя акушерства и гинекологии Афинского университета Д. Каскарелиса, сделанному им на Круглом столе, который был организован 24 января 1981 г. в г. Янина, "согласно статистическим данным акушерского центра "Александра", на 349 женщин из тысячи приходится от одного до 45 абортов, произведенных не по медицинским показаниям. Аборты зачастую прямо или косвенно наносят урон здоровью женщин, являются причиной опасных осложнений, таких как прободение матки, кровотечение, воспалительные и спаечные процессы и другие, которые заканчиваются временным или хроническим бесплодием".



"Нельзя решать проблему аборта, не принимая во внимание те чувства, которые испытывает после него женщина, - беспокойство, неуверенность, скорбь, ощущение вины, - эти часто упускаемые из виду мучительные психологические переживания", - заметил на том же круглом столе преподаватель психиатрии Янинского университета А. Лиакос.



"Усовершенствование технологии абортов, - заявил во время диспута в Янинах профессор акушерства и гинекологии Янинского университета Д. Лолис, - только ускорит принятие решения сделать аборт, не оставив женщине достаточно времени на серьезное обдумывание последствий этого шага. Иногда аборт не сразу отражается на здоровье женщины, но в дальнейшем его последствия пагубно влияют на ее физическое и психическое здоровье".







МНЕНИЕ ДЕМОГРАФОВ И ЭКОНОМИСТОВ





2-я Международная конференция по проблемам народонаселения, проходившая летом 1984 г. в Мехико под эгидой ООН, рекомендовала правительствам оказывать помощь женщинам с целью избежать аборта, который не может считаться методом планирования семьи.



Острый демографический кризис, испытываемый Грецией страной вследствие активной эмиграции населения в Европу и Америку, усугубится вследствие легализации абортов, поскольку с увеличением числа абортов учащаются случаи женского бесплодия, имеющие следствием падение уровня рождаемости.



Согласно статистике, в 1974 г. на каждую тысячу жителей приходилось: в Греции - 16,1, в Болгарии - 17,2, в Югославии - 17,9, в Албании - 33,3, в Турции - 35,6 рождений. Это означает, что численность турков, на сегодняшний день составляющая 45 млн, через 15 лет достигнет 70 млн, в то время как численность греков едва перевалит за 10-миллионную отметку. Легализация абортов отрицательно скажется на экономике, усугубит национальные, социальные и политические проблемы. Так, экономист, исследовавший проблему абортов в связи с падением рождаемости, пришел к следующим выводам:



"Сколько детских колясок мы увидим сегодня на улице, столько работающих будет у нас через 40 лет. Без детей сегодня - без пенсии завтра. Уменьшение числа детей в семьях, применение противозачаточных средств и отрицательный прирост населения, характерные ранее для городского населения, наблюдаются ныне и в сельских районах. Так называемое планирование семьи в условиях невероятно быстрого прироста населения соседних народов: турок, албанцев и других, численность которых удваивается каждые 25-30 лет,- равносильно самоубийству. Нулевой прирост населения влечет за собой упадок производства. Следствием снижения рождаемости является демографическое старение, которое вызывает экономическое и национальное вымирание... Одобрение подобных явлений означает одобрение процесса нашего коллективного вымирания".









УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ





Православная Церковь, основываясь на Св. Писании и Св. Предании, учении святых отцов, всегда осуждала аборт как преступное деяние.



Господь создал мужчину и женщину способными рождать новые существа и дал им заповедь "плодитесь и размножайтесь". Ева (что в переводе с древнееврейского значит "матерь жизни"), родив в мир свое первое дитя, возгласила, исполнясь радости: "приобрела я человека от Бога" (Быт. 4, 1). По Божию благословению потомство человека умножалось "как звезды небесные и как песок морской". До нас дошел текст древнейшей молитвы о невесте: "умножься в тысячи десятков тысяч!".



Аборт, следовательно, состоит в прямом противоречии с призванием человека к продолжению рода. Поэтому христиане всегда рассматривали и рассматривают это деяние как преступное; за совершение его святые каноны предписывают долговременное отлучение от церковного общения, так как согласно евангельскому учению каждая человеческая жизнь священна и неприкосновенна. 2-е правило святого Василия Великого гласит: "Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению как за убийство".



Аборты осуждает и 21-е правило Анкирского поместного Собора, а 91-е правило 6-го Вселенского Собора определяет, что "жен, дающих врачевства, производящие недоношение плода во чреве, и принимающих отравы, умерщвляющие плод, подвергаем епитимьи человекоубийцы". В более близкое к нам время этот вопрос дважды рассматривали Архиерейские Соборы Греческой Православной Церкви. В 1937 году от имени Собора было составлено окружное послание "К духовенству и благочестивому греческому народу", а в 1978 г. вышло послание "Ко всему греческому народу".



В первом из них говорится, что о преступности аборта ясно и определенно свидетельствуют богословие, юриспруденция, медицина, социология, психология и демография. "Подобает знать благочестивым христианам, что бунт против естественного закона природы является преступлением против христианской веры и нравственности. Движение против рождения детей как в Европе, так и в Америке организовали так называемые атеисты... Пропаганде этого зла способствовали литература, театр, кинематограф (ныне телевидение), проповедовавшие отказ от добродетели супружества, приличествующей христианским семьям, и всячески воспевавшие развод и жизнь, направленную на полнейшее удовлетворение своих желаний. Развитию этой пропаганды содействовали идеи феминизма, ратующего за экономическую и политико-социальную независимость и освобождение женщин от "ига" материнства, от которого "мужчины свободны". Второе послание созвучно первому: "За прошедшие годы ситуация... усугубилась. Отказ от рождения детей и уменьшение их количества в семьях приняли массовый характер. Ужасающее количество абортов растет из года в год и измеряется сотнями тысяч! Направленная против детей кампания привела к общенациональному демографическому кризису".



Церковное священноначалие обратилось к правительству и парламенту с призывом не допустить узаконивания абортов, поддерживать и поощрять деторождение, содействовать укреплению семьи и брака. Послание призывает народ нести крест чадородия "по мере дарования Божия каждой семье"; медиков - не содействовать произведению абортов, становясь, согласно библейскому выражению, "мужами кровей"; пастырей - "говорить всем то, что изложено здесь".



В этом послании содержатся слова предстоятеля Элладской Православной Церкви архиепископа Афинского Серафима: "Проблема абортов тесно связана с острейшим демографическим кризисом, который переживает Греция, и является нравственной проблемой, взывающей к совести женщины. Она искажает переданный нам отцами образ жизни и, несомненно, находится в прямом противоречии со святыми канонами. Церковь надеется, что правительство проникнется серьезностью данного вопроса".



Учение римско-католической церкви по этому вопросу совпадает с учением Православной Церкви. 2 ноября 1982г. папа Римский, выступая в Испании, заявил: "Тот, кто отказывается защищать эти беззащитные и беспомощные человеческие существа, погрешает против основного нравственного закона. Мы никогда не узаконим убийство! " В декабре 1984 г. в Гонконге мать Тереза заявила: "Ежегодное число младенцев, приносимых в жертву их собственными матерями, вполне сравнимо с числом жертв предполагаемой ядерной войны. Аборт является злейшим врагом человечества"
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную


Полезная информация: