Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Л Е К Ц И Я 14
"Трансцендентальная медитация" ("ТМ")

"Я закончил "Международный университет Махариши" в 1970 году со степенью бакалавра по междисциплинарным дисциплинам и приехал в Филадельфию, чтобы работать с другими членами "ТМ". Махариши теперь подчеркивал важность совместной жизни и работы всех летунов общины. ТМ-цы сформировали идеальные деревни. Махариши говорил, что если они будут жить и летать вместе, мир будет гораздо быстрее изменяться к лучшему. Тогда наступит век просвещения, тогда мы добьемся мира во всем мире. Я помогал в создании филадельфийской идеальной деревни. Это была небольшая община в Южной Филадельфии, которая состояла из 16 домиков. Когда я стал жить в большом городе, вдалеке от орвилловского окружения "Международного университета Махариши", то сама жизнь создала плодородную почву для первых сомнений, которые у меня возникли. Обещанное просвещение так и не наступило - мир, похоже, не изменялся, люди страдали независимо от их кармы. Личный успех, успех в бизнесе, идеальная жизнь - где все это, думал я. У меня была постоянная депрессия, я был хронически болен и чрезвычайно устал. Но позже я узнал, что это типичные побочные эффекты медитации. Однажды моя мать позвонила мне и высказала предположение, что как раз медитация и вызывает все мои проблемы. Может быть, мне стоит вернуться в реальный мир, сказала она.

Тут же в моем уме началось сопротивление тем утверждениям, которые заложило в меня движение, и они подавили мои сомнения. Вот эти утверждения: отдых есть фундамент для деятельности; глубокий отдых - фундамент для успеха. ТМ сокращает болезнь, сокращает стресс, сокращает депрессию. ТМ - это основа для любого успеха, это решение всех проблем. Я повторял эту заученную фразу опять и опять. Я был настолько глубоко погружен в учение Махариши, что когда мою мать отвезли в больницу с инфарктом, я сказал ей по телефону: "Мама, у тебя есть решение всех проблем (она начинала заниматься ТМ, и ей дали ее мантру), и если ты предпочитаешь не прибегать к этому решению, значит ты предпочитаешь страдать. Когда ты не захочешь больше страдать, твое страдание закончится". И я повесил трубку. Осенью 1983 года моя сестра Мишель попала в другую противоречивую секту, которая называлась "Международный путь" (в России она не действует, поэтому мы о ней не говорили - это индийская группа. - А.Д.). Моя семья стала планировать интервенцию, т.е. подключение консультантов для выхода и противодействие всей семьи, чтобы вытащить оттуда сестру. Но интервенция требовала сбора всей семьи, чтобы эмоционально поддерживать Мишель. Меня попросили помочь этому процессу, и я должен был связаться с сетью по распознаванию культов, чтобы получить информацию "Международном пути". Я связался с двумя представителями сети. Разговор был очень дружелюбным, но оставил меня неудовлетворенным. Они задавали вопрос о моей семье, моей сестре и обо мне самом. Когда я упомянул, что являюсь членом "ТМ", они очень мягко намекнули мне, что "ТМ" тоже достаточно противоречива. Я тут же резко ответил: "ТМ - это не секта, это научно доказанная программа". Интервенция с моей сестрой была очень хорошо продумана и прошла очень гладко. Я присутствовал на всех сессиях, чтобы поддерживать сестру. Я сидел и слушал консультанта по выходу, который рассказывал о природе группового давления, о контролировании сознания и о закамуфлированной технике гипноза. Опять у меня возникли определенные сомнения. За годы, которые я был в движение, меня готовили к тому, чтобы я не включал отрицательные мысли, но впервые искорки независимых мыслей начали появляться у меня в голове. Я увидел гипноз новыми глазами - так же, как и природу трансовых состояний. ТМ постоянно учит, что гипноз очень опасен. Чем больше информации я получал о гипнозе, тем больше я начал открывать, что на самом деле ТМ и гипноз - одно и то же. Новая информация не остановила мое медитирование и вовлеченность в программу сидхе, хотя я впервые начал задаваться вопросом о священной науке этого движения. Прошли месяцы, прежде чем я впервые позволил себе подумать о том, что могу прервать медитацию.

Мой первый шаг к тому, чтобы покинуть движение ТМ, состоял в том, что я начал задавать всем кому мог вопросы о движении. Нас учили, что любые критические источники информации вне движения являются абсолютно ложными, и я начал сомневаться, кому же мне все-таки верить. Но так я положил начало движению к выздоровлению. Мне потребовался приблизительно один год, чтобы физически разорвать мои связи с движением. В это время я тайно искал контакты с бывшими членами, бывшими преподавателями "Международного университета Махариши", бывшими помощниками Махариши. Я был шокирован той информацией, которую они мне предоставили: о поддельных результатах научных исследований, о переводах денег, об исследованиях негативных эффектов медитации, а также о деталях личной жизни Махариши. Я хотел все больше информации, я становился одержимым и стремился найти всю информацию, какую только можно было найти. Это было, с одной стороны, время глубокого разочарования, а с другой - время надежды, которая усугублялась чувством потери и грусти. Я знал, что если объявлю о прекращении медитации, то потеряю всех своих друзей. Я начал постепенно делать небольшие пробы: как они ответят на мои вопросы? Как они могут отвечать мне стандартными штампами, неужели их цель - только остановить сам процесс задавания этих вопросов? Я знал, как легко было отказаться от всего, что им кажется негативным, и от всех, кто были для них объявлены негативными, "потерянными в грязи". Вскоре я сделался персоной нон-грата. Друзья перестали приглашать меня на ужин, потом замолчал телефон - мне перестали звонить. Мое имя вычеркнули из списков, по которым посылали почту, мне запретили появляться в местном центре "ТМ".

Если бы это случилось со мной, когда я полностью верил в движение, все это, наверное, меня просто бы доконало. Но теперь это впервые дало мне возможность остаться снаружи и выпасть из тюрьмы самоэлитарности движения. Физический разрыв с движением не освободил меня от глубоких подсознательных процессов. Как я смогу в мире без поддержки природы? Как вообще люди могут действовать в этом мире без благодати богов? Сама сила медитации Махариши была необходима, чтобы жить. Как я смогу без медитации найти место для парковки машины? Как я смогу найти работу, как вообще смогу добиться чего-нибудь в этой жизни без ТМ? Как я смогу выжить? Мой переход от жизни в "ТМ" к нормальной жизни потребовал сочетания факторов. Первый - это то, что я оказался вне контролируемого окружения "Международного университета Махариши", второе - то, что я случайно попал на интервенцию по выходу из секты моей сестры и таким образом начал немного понимать насильственное влияние на личность. Потом произошел этот ужасающий момент прекращения медитации, которая до сих пор была для меня решением всех проблем. В 1986 году я впервые оказался на семинаре для бывших членов сект на всеамериканской конференции ................... распознавания культов. Я слушал речи бывших членов настоящих сект, которые описывали свой опыт, и обнаружил, что это мой опыт. Я так же был предан Махариши и уверен в его истинности и подлинности, насколько бывшие муниты были преданы преподобному Муну. И тот и другой лидер манипулировали фактами и жизнями во имя духовности. Я обнаружил, что разрыв с движением был только началом. У меня были чрезвычайные сложности с обыкновенными процессами: я не мог читать - у меня были глубокие провалы в памяти, мне было трудно концентрироваться, фокусировать внимание, меня преследовали непроизвольные трясения тела и диссоциации. Я боялся физических и духовных последствий за мой грех - за прекращение медитации. Учение движения полностью контролировало мой процесс. В "Международном университете Махариши" я глубоко воспринял то, что ТМ связана со всем в мире. Я нуждался в том, чтобы пересортировать весь духовный багаж, который был прикреплен к каждому аспекту моей жизни. В первый раз я нарушил обет молчания, когда согласился дать интервью репортеру. Когда я начал говорить ему о тайнах учениях, мое тело начало невероятно трястись. Я лежал на постели, все мое тело вибрировало, голова дергалась вперед и назад. Я был в замешательстве и страшно испуган. Когда я говорил, я ловил себя на том, что защищаю движение перед ним. Я пытался понять свой собственный мыслительный процесс. Кем я был - духовной развалиной? Насколько я был не прав, что говорил с репортером? Буду ли я теперь гореть в аду? Я понял, что мне нужна профессиональная помощь, чтобы суметь отсортировать мое собственное интеллектуальное замешательство, чтобы выявить то вероучение движения, которое контролировало меня, и те психологические сложности, которые произошли от тех лет, которые я провел медитируя".

Дальше он рассказывает о том, как ему стал помогать психиатр. А далее он пишет о том, что происходила диссоциация и деперсонализация. "В мире ТМ вполне нормально быть человеком с "крышей набекрень", на самом деле это вполне нейтральный термин. Там говорится, что человек находится в состоянии блаженства, когда бесцельно бродит, дергается, трясется, из груди у него вырываются непроизвольные звуки - все это знаки духовного роста. Если человек забывает свое собственное имя, это считалось не более чем забавным эпизодом. Я часто начинал какое-то дело, но в процессе его часто забывал, какое это дело. Это тоже считалось вполне нормальным в мире ТМ. Научиться, как жить в относительном мире (это то, что ТМ называет относительным миром, для нас же это нормальный мир), требовало от меня умения контролировать эти феномены, которые в ТМ я развивал в себе. Через терапию я научился тому, что такие аспекты поведения - подсознательно внушенные привычки, от которых очень трудно отказаться. И чем больше я отказывался от изменяющих сознание практик ТМ, тем менее часто эти привычки у меня возникали. Тем не менее в период стрессов они "выпрыгивали" у меня непроизвольно. Во всяком случае мне потребовалось много лет, чтобы развить в себе умение по первым признакам распознавать наступление этих состояний и подавлять их. Физические упражнения помогли мне сократить эпизоды диссоциации, "уплывания", потому что я стал более ощущать свое тело. Всякий раз, когда я занимался физическими упражнениями, я все более ощущал свое тело как часть меня, и чем более я узнавал свое собственное физическое тело, тем быстрее я распознавал то тонкое чувство, которое предшествовало трясению, вербализации и всему прочему. Я начал узнавать те вещи, которые перегружали меня эмоционально, после чего я "уплывал" - например, большие магазины и вообще места скопления народа. Я понял, что мне нужно привыкать к ним в небольших дозах и воспитывать в себе умение переносить большие толпы людей. Когда я закончил курс ТМ-сидхе, обнаружилось, что я не могу читать. Я брал книгу и через несколько страниц забывал, о чем прочитал. Я перечитывал первую страницу, и обнаруживалось, что я не помню, о чем там говорилось. Тогда я перечитывал первый параграф - и опять ничего не помнил. Я ничего не мог воспринимать. Покинув ТМ, я медленно развил в себе привычку читать: я ставил рядом секундомер и каждый день немного увеличивал периоды чтения и пытался дочитать хотя бы одну газетную статью в день. Основа программы ТМ - это то, что мысли могут магическим образом материализовываться в материю. Если у вас возникает какая-то мысль, у нее есть последствия. Например, если вы хотите сегодня мексиканский ужин и если вы достаточно чисты по меркам ТМ, то он моментально перед вами возникнет. Подумайте негативно о ком-нибудь - и этот человек заболеет, пожелайте успеха в бизнесе - и он произойдет. То есть в ТМ субъективный опыт определяет реальность. Если это ощущается как добро, значит это должно быть истиной. Если объективная чувственная информация находится в конфликте с субъективными чувствами, которые созданы группой, то объективная интеллектуальная перспектива должна быть отвергнута и считаться ошибкой интеллекта. Когда магические силы не могут произвести результат, то это считается результатом кармы человека, т.е. его прошлых действий из этой и из прошлой жизни. Все эти накопленные негативные опыты жизни мешают члену ТМ воплощать свои мысли в реальность. Поэтому для моего выздоровления был необходим врач, который знал о групповых влияниях". В самом начале мы говорили об одном из кружков ТМ: когда учитель сказал членам кружка, что все, что они воспринимают через свои чувства, на самом деле неправильно. На самом деле происходит обратное тому, что они воспринимают. Когда одна дама попала в больницу из-за того, что ее забодал бык, она считала, что это очень дружелюбная корова, и пошла ее погладить. "Я вспоминаю занятия с врачом, когда мы пытались отсортировать чувства, вызванные занятиями ТМ, и сравнивать их с действительной информацией и перспективами. Например, то, что вы нашли место для парковки - это совсем не результат медитации, говорил мне доктор Сингер. Люди, которые не медитируют, также находят место для парковки.

Успех в бизнесе - это не результат того, что вы прошли продвинутые подготовительные курсы ТМ; IBM вполне успешна в бизнесе и без всякой медитации. Постепенно я начал преодолевать привычку использовать состояния моих чувств как первоисточник для принятия решений. я пришел к пониманию того, что ум - совсем не всегда враг. В процессе терапии я понял, что являюсь целостным человеком, целостной личностью, и могу принимать решения как целостная личность - с моим умом, с моим телом и моими чувствами. Я жил вне внешней культуры 10 лет, я не знал ничего, что произошло за это время во внешнем мире - в музыке, в литературе, в политике. Теперь я вижу, насколько эта изоляция затруднила мои отношения с внешним миром. Я должен был вновь научиться вести обыкновенный разговор без того, чтобы превратить его в процесс вербовки. Я должен был преодолеть смущение из-за того, что часто попадал впросак, не зная, о чем говорят люди, когда они говорили о самых тривиальных и всем известных вещах". Дальше он говорит о сложностях, которые возникали, когда его при устройстве на работу спрашивали, где он учился и какова его степень. "Если сказать, что я учился в "Международном университете Махариши" и имею степень бакалавра междисциплинарных ............... и что моя специальность - это исследование сознания как поля для всех возможностей, и если мне приходилось объяснять, что я изучал механизмы творения, учился летать - два часа утром и два часа вечером, чтобы спасти мир, то ни на какой работе это всерьез не восприняли бы. Поэтому мне нужно было научиться обходить это. Покидать секту - это все равно что разводиться с женой. У меня были глубокие эмоциональные связи с движением ТМ, с Махариши и со многими ее членами. Семейные ценности, в которых я вырос, настолько были подавлены идеологией "ТМ", что я полностью утратил их. Выздоровление от секты - это процесс, который занимает всю жизнь. С момента моей вербовки прошло 18 лет, но я по-прежнему открываю области моей жизни, которые были затронуты и повреждены моим пребыванием в секте". Вот, собственно, и вся история - с небольшими сокращениями.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную
Полезная информация: