Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

  Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова

Л Е К Ц И Я  17


 

Сегодня мы начинаем тему: "Исторические книги Ветхого Завета". Повествование о реальных событиях составляет значительную часть библейской истории. В самом деле, Библия - книга Божественного Откровения, которая не является собранием абстрактных сведений и нравственных предписаний, вырванных из исторического контекста. Оно состоит из вмешательств Бога в ход истории и толкований, которые этим вмешательствам дарует Слово Божие. Невидимый Бог по обилию любви Своей говорит к людям, как к друзьям, беседует, чтобы пригласить их к общению с Собой, принимать их в это общение. И это домостроительство откровения совершается действиями и словами, внутренне между собою связанными. Так что дела, совершаемые Богом в истории спасения являют подтверждение учения и все, что знаменует словами. А слова и открывают тайну, которая содержится в тех или иных делах.

Именно в Ветхом Завете появилась в относительно древнюю эпоху самая настоящая историография. Под историографией понимается не просто хроника событий, а рассмотрение ряда событий в свете руководящей идеи философского или религиозного порядка. В Древнем Вавилоне, в Египте историографии не было, были только памятные надписи, анналы, царские летописи. Не было там такой идеи, что бы придать определенный смысл, объединить события, чтобы сведения были построены в определенной чреде.

В Древней Греции историография возникла благодаря Геродоту, после того, как многократные попытки персов завоевать Грецию привели к осознанию греками своей собственной национальной культуры, которая противостоит культуре варваров. Израиль рано осознал себя народом, не похожим на другие, народом, который постоянно живет под предводительством и водительством Божиим. Поэтому этот народ ощутил потребность записать события прошлого, которые являются для его истории основополагающими, те события, которые раньше передавались устно в именных преданиях и в различных церемониях. Иными словами, появилась потребность написания истории народа, чтобы растолковать смысл этих событий и объяснить, каким образом общенародные бедствия могут оставлять надежду на лучшее будущее.

История начинается с самого начала прихода на землю человека. Была праистория до грехопадения, когда человек пришел на землю и стал Адамом согрешившим. Т.е. Библия в книгах и Бытие, и Исход, и Левит, и Числа, и Второзаконие во всем имела уже историческую перспективу, которая подчеркивала основную мысль всего Священного Писания - спасение человека. Эта мысль везде исторически подтверждалась. С этой точки зрения, работа историографов была сродни трудам пророков, которые от них вдохновлялись. Именно поэтому книги Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств и некоторые другие числятся в еврейской Библии среди книг пророческих и имеют название "Ранние пророки".

Не случайно дано это название. Так как преимущественно пророческая задача была в определении современной историографии. Древнего историка беспокоила та весть, которую он хотел донести до народа. Что касается летописных деталей, то он мог обойтись доступными средствами информации со всей их ограниченностью. Из документов светской истории нельзя вывести ничего противоречащего библейскому рассказу.

Всю историю Израиля можно разделить на три эпохи. Первая эпоха: история патриархов, история от книги Бытие до книги Иисуса Навина. Вторая эпоха: эпоха от Моисея до Давида. Третья эпоха: эпоха царей и более поздний период.

Иисус Навин

Примерные даты его жизни дают толкования. Одна дата - 1450-й год, другая - 1300-й год до Р.Х.

Мы говорим, что Моисей жил за 1500 лет до Р.Х., возможно плюс, минус 100 лет, возможно мы ошибаемся. Жизнь Моисея сложилась на протяжении трех эпох: Моисей до выхода из Египта, Моисей у Иофора и Моисей в Египте - по 40 лет, итого 120 лет. Если Моисей родился на этом рубеже, плюс 120 лет, то около 1400 года он умирает и вместо него берет бразды правления Иисус Навин.

"И сказал Господь Моисею, вот дни твои приблизились к смерти; позови Иисуса и станьте у входа скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус и стали у входа скинии собрания. И явился Господь в скинии в столпе облачном, и стал столп облачный у входа скинии собрания. И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли в которую он вступает, и оставит Меня, и оставит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я скрою лице Мое от них, и он истреблен будет и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: "не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди меня?" (Втор. 31, 14-17)

" И заповедал Господь Иисусу, сыну Навину, и сказал ему: будь тверд и мужественен, ибо ты введешь сынов Израилевых в землю, о которой я клялся им, и Я буду с тобою." (Втор. 31,23)

Итак, мы видим, что Моисей благословляет Иисуса Навина на свое преемство и Господь сам в виде столпа облачного является, чтобы это преемство подтвердить. Заканчиваются исторические книги этого года эпохой Маккавеевых, а это 150 лет до Р.Х.

Книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие обетованную землю, не были еще объединены в одно государство. Это были разрозненные племена, обособленные друг от друга, которые объединялись иногда лишь для отражения общего врага. Их объединяла только вера в Единого Бога, был единый центр - скиния в Сихеме, куда они могли приходить, чтобы там общаться.

Книги Царств и Паралипоменон охватывают монархический период жизни еврейского народа,  который длится около 500 лет. Заканчивается  этот   период   падением   Иудейского   царства Вавилонским пленением в 586 году. Книги Ездры, Неемии, Юдифь и Эсфирь повествуют о событиях после вавилонского пленения  и  о восстановлении   Иерусалима.   Книги  Маккавейские  охватывают последний период  Ветхозаветной  истории  еврейского народа во времена его борьбы за независимость на  протяжении  нескольких столетий до Рождества Христова.

Конечно, далеко не все, записанное в Священных книгах имеет для нас одинаковое значение. Читая ветхозаветную историю, мы не должны забывать, что это период дохристианский. Высокие христианские принципы любви к врагам, всепрощения, воздержания были неизвестны или фактически недоступны людям, живущим в то доблагодатное время. Евреи жили в окружении агрессивных народов: хананеев, моавитян, эдомитян, филистимлян, потом сирийцев, ассирийцев и других, которые своими верованиями и грубыми языческими нравами беспощадно порабощали, угнетали и заставляли часто иудеев и израильтян отходить от истинного богопочитания. Чтобы правильно понять историю еврейского народа и историю тех эпох, нужно исходить из контекста той эпохи, в которую это все происходило, смотреть на нравы и обычаи того времени.

Книги исторические не идеализируют людей, как израильтян, так и их врагов и дают строгую и нелицеприятную оценку даже национальным героям. Поэтому помогает нам учиться как на положительных, так и на отрицательных примерах.

Период, который относится к книгам Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии, по мнению ученых, описывают авторы Священных книг на основании хроник, которые часто цитируются дословно, составлялись, главным образом летописцами и писцами, которым было поручено записывать выдающие события царства. Достоверность этих повествований может быть проверена современными ассирийскими и вавилонскими документами, которыми располагает современный историк. И действительно, в этот период маленький еврейский народ вступил в соприкосновение с великими державами востока. И поэтому к удивлению даже тех, кто всегда верил в историчность Библии, в этих новых раскопках, клинообразных письменах внезапно заговорили и зажили новой жизнью те персонажи, восточные цари, о которых говорила Библия. Их эти имена нашли свое отражение в клинописных таблицах, они найдены и соотнесены с историей Израиля, т.е. это были реальные персонажи. В клинописных документах нашлись имена царей Иудейских и Израильских с событиями, связанными с этими восточными властелинами.

Например, 854 год, Салманассар III разбил Бендада II Дамасского, союзника Ахава Израильского. В документе, который найден на этот счет, Ахав называется Аххабу. Салманассар III получил в дань от Иисуса пленника Хуммури. Тиглатпаласар III получил дань от Менаима, царя Самарии, которая называется Менхими Семериинай. Все это имеет отражение в книге Царств 5,

6. Некоторый анализ встречающихся трудностей в книгах исторических. В плане историческом, изучение этой эпохи определенную трудность представляют собой некоторые хронологические данные, связанные с синхронизацией периодов царствования царей Иудеи и Израиля в 3-й и 4-й книгах. В них много совпадений: цари Израильские, цари Иудейские, как они соотносились, когда они правили, когда они воевали, какими узами родства они были связаны.

Мне хотелось бы, чтобы вы запомнили имена царей в связи с эпохой. Хроника очень трудна, иногда не совпадает. Книги искажены по вине переписчиков. По-видимому, часто употребляются одновременно две системы подсчета продолжительности царствования, так что год смерти царя считается дважды. Новый царь считается иногда вступившим на престол с начала нового года после смерти предшествующего. Промежуток приписывается предшественнику, хотя он уже умер. Такая хроника встречается также у ассирийцев и в Вавилоне. У израильтян был обратный порядок. Весь год, на который приходится дата царства царя приписывается его преемнику. Это объясняется тем, что по представлению евреев, мера времени была неразделима, время должно не разделяться, время идет вечно. Не существовало дня или года, который можно было считать абстрактным, не обращая внимания на начало года или дня. Если 12 месяцев, даже если меньше истекали от начала года, то они считались не за один год, а за два.

Продолжительность голода в книге Царств при Илии, при Ахаве, который говорил: три года продолжался голод, если учесть эти моменты продолжался около 12-ти месяцев. Если три года голода и на протяжении трех лет в тех условиях не выпадает ни капли осадков, то что будет с природой? Природа тогда, практически, погибнет, будет пустыня, но этого не случилось. На самом деле, срок был гораздо меньше, год с небольшим продолжалась засуха, но и это было страшно. Ведь там собирают урожай 2-3 раза в году.

Другую трудность можно увидеть в тех чудесах, которые совершили Илия и Елисей. Мы должны обращать внимание на то, что летописец вводит в свой рассказ определенные рассуждения философского и нравственного порядка. Его задача, прежде всего, обратить внимание на служение пророка, на его действия. Явления Ветхого Завета, которые поражают, иногда бывают нам непонятны, они, с точки зрения духовной жизни, объяснимы. Но мы стараемся объяснить все рационально. Есть разные повествовательные жанры, и наша цель обязательно распознать намерение автора, не с точки зрения критика данного текста, а с точки зрения того, что он хотел донести до нашего сознания.

Перед нами стоит история сынов Израильских в разные периоды их жизни. Мы в этих книгах видим, что не смотря на разные неблагоприятные внешние условия, многие сыны израильского народа достигали большой духовной высоты и на все времена оставили пример для подражания. И хотя евреи порой грешили не меньше, чем окружающие их народы, они умели искренне каяться. Это одно из свойств, за которые они удостоились Божьего избрания. Кому много дано, с того много и спросится. Исторические книги Библии ценны нам тем, что они наглядно показывают, что не слепой случай, а Бог направляет и решает судьбу каждого человека и каждой нации.

Книга Иисуса  Навина

Книга Иисуса Навина является продолжением Второзакония. Вместе с пятью книгами Моисея она составляет нечто целое, что даже первые 6 книг назывались Гексатеей, т.е. книгой из шести частей. Книга содержит историю Израиля за период, приблизительно 25-30 лет, со дня смерти Моисея до смерти Иисуса Навина (Нав.24,29). Книга подтверждается историческими находками, найденной клинописью, которые описывают сношения ханаанских народов во времена Иисуса Навина. Составитель нигде не упоминается по имени. Некоторые критики говорят, что книга написана во времена Давида, даже позже, потому что, когда она была написана, евусеи жили в Иерусалиме. Только царю Давиду на 8-м году своего правления их удалось изгнать.

Согласно главе 6,16, была жива еще Роав-блудница. Можно допустить, что книга была написана ранее. У нас нет никаких оснований не приписывать ее Иисусу Навину. Глава 24 ясно говорит о том, что Иисус Навин вписал слова сии в книгу закона Божия (Нав. 24, 26). Различные места с подробными описаниями указывают, что писавший пережил сам все то, что описал в своей книге. Во всяком случае, Иисус Навин сам записал значительные события, свидетелем которых он являлся. Талмуд так же приписывает авторство Иисусу Навину. Только последние пять стихов дописаны позже Иехасом.

Подлинность книги подтверждается различными библейскими источниками. Такими, как переход через Иордан, который упоминается в 113 псалме, падение Иерихона, спасение Роав (Евр. 11,30), проклятие Иерихону, книга Царств, союз Израильтян с гаваомитянами и ряд других моментов подтверждаются в других книгах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

Главная тема книги Иисуса Навина - завоевание земли обетованной. Этим завоеванием Израиль обязан только союзу с Богом и верности Господней. Только Господь претворил завет в жизнь и даровал родину израильскому народу. Поэтому автор книги особо подчеркивает исключительное вмешательство Бога в историю Израиля.

Первый раздел - это приготовление к завоеванию, глава 1-5. Сюда входят приготовление к походу, разведка в Иерихон, история с Роав-блудницей, переход через Иордан, обрезание, праздник Пасхи и введение.

Вторая часть книги включает в себя главы 6-12 и заключает в себе падение Иерихона, первые препятствия, взятие города Гая, подчинение юга, севера, побежденные цари. Последняя часть - раздел и организация земли, главы 13-24. Раздел восточных Иорданских земель, раздел западных Иорданских земель, возведение городов-убежищ и левитов, возвращение восточно-иорданских колен. Последнее - это прощальные речи Иисуса Навина и смерть. Ключевое слово этой книги - завоевание и войны. Это самая кровавая книга Ветхого Завета. Земли без боя не отдавались.

Символика книги  Иисуса  Навина

Переход через Иордан. Почему именно нужно было перейти через Иордан? Ведь можно было войти в Землю обетованную совсем с другой стороны, с юга, а не через моавитские степи. Если бы Израиль был неверующий, и не противились воле Божией, то им не нужно было переходить через Иордан. Они могли бы войти в землю обетованную через Кадес-... Но по замыслу Господню переход через Чермное море и через Иордан означает одну и ту же духовную истину. Переход через Иордан означает для Израиля конец его странствований в пустыне. С этого дня слабый непослушный, неверующий народ стал достаточно сильным, чтобы побороть врагов своих и Божиих.

Для нас тоже есть свой Иордан, который мы должны перейти, чтобы стать истинными христианами, чтобы оставить за Иорданом то, что нам мешает в нашей жизни. Переход через Иордан означает смерть для греха.

Вторая символика - жизнь в земле обетованной. Это притча о жизни в изобилии во Христе. Эта жизнь принимается по вере. Вся земля отдана Господом Израилю даром, но каждое колено должно было овладеть своим уделом. Жизнь в Боге принимается по вере. Израиль вступает в эту землю, он хочет ею обладать, но нужно приложить усилия, чтобы достигнуть того, что Господь ему дает. Второе - борьба за веру, нужно было взять Иерихон. И это взятие Иерихона подчеркивает постоянную победу над грехом, ежедневную борьбу с грехом.

Третье - жизнь не может пройти без искушений (Ахан и его нечестие). Жизнь постоянно развивается, мы никогда не можем получить все богатство Христово, всегда к чему-то стремимся. Четвертое - это жизнь в земле обетованной, которая не терпит никакого греха.

Иисус Навин - это прежде всего типология. По некоторым данным Иисус Навин - прообраз Христа. Само слово "Иисус" в переводе - "Яхве спасает". Иисус - облеченный милостью, наследующий Моисею представитель Закона. "Христос" по-гречески, имеет то же значение, явил собою время милости и последовал за правлением закона. Иисус Навин вел народ к победе (и также Христос ведет нас к победе над грехом). Он был ходатаем и заступником перед Богом за Израиль (также Христос Спаситель - заступник за нас всех перед Господом). Каждому колену Иисус Навин дал удел наследия (Господь дарует нам каждому свои дары по своему усмотрению.

Какие черты характера мы видим в Иисусе Навине? Это прежде всего воин, борец, который проявил себя еще при Моисее. Это борьба (Исх. 17), молитва, разочарование (Исх.), служение, смирение, вера, послушание, ответственность (Исх., Чис.). Теперь Иисус Навин в его служении Господу. Это прежде всего - задание и наставление народа, завет, который он заключает между народом и Господом.

Иисус Навин предусмотрителен, как любой военачальник, он посылает двух разведчиков, соглядатаев, это его качество - осторожность. Он переходит через Иордан, проявляет мужество веры. 5-я глава - Иисус Навин совершает обрезание. Оно было совершено, потому что на протяжении многих лет оно не совершалось, т.к. в пустыне были различные трудности. Это - символ очищения. Взятие Иерихона - доверие к Богу. То, что было с Аханом и Гаем - это суд над нечестием. Союз с гаваонитянами - это воинская хитрость. Подчинение страны, победа, раздел земли - это наследие. Такие качества присущи Иисусу Навину.

В этой книге нам нужно будет знать образ блудницы Роав, которая вошла в родословие Христа Спасителя, потому что имела веру, которая вменилась ей в праведность. Приходят два соглядатая, они настоящие разведчики того времени, а остановиться смогли у этой женщины. Именно блудницы жили на выходе из города, в стенах, где были путники и приезжие. Заслуга ее в том, что она явила веру и спасла тех людей, которых вполне могла предать. За это Господь сохранил ее и ее род, который затем вошел в состав Израиля, хотя она не была израильтянкой. Это говорит о том, что Господь включает по своему милосердию в избранный народ и другие народы, которые идут к этому с верой и открытым сердцем.

Глава 5 говорит о том, как Иисус Навин острыми каменными ножами совершил обрезание сынов Израилевых на холме Обрезания. Весь народ мужского пола, вышедший из Египта, способный к войне, умер на пути по исшествии из Египта. Весь вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне, не был обрезан. После того, как народ вышел из Египта этот обычай не совершался. Причин было множество: во-первых - походные условия, не могли соблюдать гигиену, постоянная опасность набегов кочевых племен, различные опасности пустынной жизни. Люди, подверженные недомоганиям в период обрезания, были потенциальными смертниками, их могли убить. Чтобы сохранить народ ради будущего, люди были обрезаны при Иисусе Навине.

После этого события, на другой день они справили праздник Пасхи и на другой день стали есть произведенные землей сей опресноки и сушеный изюм. А манна перестала падать на другой день, после того, как они стали есть произведение земли. "И не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской" (Нав.5,12)

"Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он же сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю и сказал: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал ему: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь свято. Иисус так и сделал" (Нав. 5, 13-15)

Здесь явление Иисусу Ангела, вождя воинства Господня. По-православному учению это - Архистратиг Божий Михаил.

Затем произошло падение Иерихона, обнесение его ковчегом. После падения города, "предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечем. А двум юношам высматривающим землю, Иисус сказал: пойдите в дом к одной блуднице, и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. И пошли юноши, и вывели блудницу и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня. Роав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высматривания Иерихона". (Нав. 6, 20-24)

Признаком, что Роав живет в том доме была красная веревка, как признак крови.

Затем Иисус берет один город за другим и, как правило, если город сопротивляется, все предают заклятию; если же нет, то город оставляют целым и невредимым, только убивают мужской пол. Как понимать это? Идет Израиль, чтобы завоевать землю. Почему же надо было всех убивать? Правильно они поступали или нет?

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая лекция || Вернуться на главную || Следующая лекция
Полезная информация: