|
|
Семинарская и святоотеческая
библиотеки |
|
ВЕЧЕРНЯ ВСЕДНЕВНАЯ
|
Когда совершается
|
|
|
|
Где можно найти Устав
|
|
|
По установившейся
богослужебной практике
|
По Типикону
|
|
|
|
№
|
последование
|
Священно церковно служитель
|
Богослужебные
книги
|
примечание
|
Глава
Тип.
|
1
|
Благословен Бог
|
священник
|
Служебник
|
|
|
2
|
Начало общее
|
чтец
|
Часослов
|
Чтец:
Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю небесный.
Трисвятое.
Пресвятая Троице:
Отче наш.
Свящ. Яко Твое есть
Царство…
И уходит в алтарь южн. Дверями. Во время чтения свящ. и диак.
стоят перед Престолом и
с благоговением и вниманием
слушают читаемое
Чтец.
Господи, помилуй 12
Слава и ныне.
Приидите поклонимся 3
|
|
3
|
9-й час
|
чтец, свящ.
|
Часослов, Минея
|
Минея: Тропарь и кондак дня уходящего
Пс.83 Коль возлюбленна
селения Твоя…
Пс.84 Благоволил
еси, Господи…
Пс.85 Приклони,
Господи, ухо Твое…
Слава и ныне. Аллилуиа 3
Господи, помилуй 3
Слава: тропарь праздника или святого
И ныне: Богородичен: Иже
нас ради рождейся от Девы…
Не предаждь нас до
конца…
Трисвятое: по
Отче наш.
Возглас свящ.:Яко Твое есть Царство…
Аминь. Кондак праздника или святого
Господи, помилуй 40
Иже на всякое время…
Господи,помилуй 3
Слава и ныне.
Честнейшую херувим…
Именем Господним благослови отче.
Возглас свящ: Боже, ущедри
ны…
Молитва: Владыко
Господи Иисусе Христе…
|
|
[4]
|
Малая вечерня
|
чтец, лик, священник
|
Часослов Октоих Служебник
|
В приходских храмах обычно опускается
|
|
|
По входе в алтарь свящ и диак. если он есть облачаются: свящ в епитрахиль, поручи
и фелонь, а диакон в стихарь с орарем (иеромонах вместо фелони в мантию и
епитрахиль), становятся перед св. Престолом, отверзается церковная завеса,
затем Царские врата и совершают три поясных поклона, целуя св. Евангелие
(только священник) и Престол
Диакон, беря кадило от пономаря, подает его
священнику со словами: "Благослови,
Владыко, кадило".
Благословляя кадило с молитвой: "Кадило
Тебе приносим…"
священнослужитель берет кадило .
|
|
|
|
Начало полного каждение
|
Каждение
начинается с того, что диакон взяв большую (диаконскую)
свечу, становится на Горнее место, и,
поклонившись священнику, всюду идет впереди кадящего священника. Вначале кадят Престол с 4-х сторон, затем Горнее место, правую
сторону Алтаря, левую, икону над Царскими дверями, священнослужителей в
Алтаре, стоящих по правую сторону Престола, затем по левую. Здесь
прерывается полное каждение. Диакон остается на Горнем месте. Священник,
обходя Престол (с северной стороны) становится на своем месте, т.е. перед
Престолом.
|
|
Восстаните
|
диакон
|
|
На амвоне обращаясь лицом к народу, держа в руках свечу.
(по древнему обычаю приходили до службы и сидели
на стасидиях)
|
|
|
Святейший Владыко, благослови
|
лик
|
|
|
|
|
Слава Святей, Единосущней и Нераздельней…
|
священник
|
Служебник
|
знаменуя
кадилом св. крест на словах: "всегда ныне и присно и во
веки веков".
|
|
|
Аминь
|
лик
|
|
|
|
|
Приидите поклонимся x4
|
Священно-
служители
|
|
Священнослужители в алтаре (положено предстоятелем) х3 + Приидите
поклонимся и припадем Ему
|
|
|
103 Псалом. Предначинательный
Каждение
Аллилуиа 3
|
лик
|
Часослов
|
Благослови, душе моя
Господа…
С припевом: Благословен еси
Господи;
Дивны дела Твои, Господи;
Слава Тебе, Господи,
сотворившему вся
во время пения 103 пс служащие совершают каждение всего храма
(продолжая его с Алтаря). Вначале кадят Царские врата (правую и левую
створки); выходят на солею, диакон занимает место справа от священника и
происходит каждение всего храма: кадят правую сторону иконостаса, затем
левую; с амвона производят каждение всех молящихся в нем: вначале правый хор,
затем левый, чтеца, и по кругу (справа налево) всех предстоящих людей. По
окончании каждения прихожан, священннослужители
обходят (с южной стороны) с каждением всего храма, т.е. кадятся иконы,
размещенные на всех стенах храма, включая и те, которые размещаются к
празднуемым святым на аналоях. Каждение заканчивается в Царских вратах, т.е. кадят вначале местные иконы - Спасителя и Божией Матери, заходят в
Алтарь, кадят св. Престол, священник кадит диакона, диакон в свою очередь
священника и Царские врата закрываются.
|
|
Молитвы светильничны
(числом 7)
|
священник
|
Служебник
|
Свящ читает
тайно
|
|
|
Ектенья великая
Господи помилуй
Яко подобает Тебе…
Аминь
|
дьякон,
лик
священник
лик
|
Служебник
|
Диакон,
взяв благословение с Горнего места поклоном головы от священника, выходит
через Северные двери Алтаря на амвон, откуда произносит Мирную
ектению.
Миром Господу помолимся…
Если есть за вечерней второй служащий
диакон, ему необходимо выйти на амвон заранее, т.е. в конце Мирной ектении, чтобы после "Блажен муж" произнести
первую малую ектению: "Паки и паки ...".
Обычно с
выходом второго диакона на солею, первый диакон уходит с амвона к местной
иконе Спасителя (становится напротив) и там оканчивает свою ектению, поклонившись вышедшему диакону, который тоже
отвечает поклоном.
|
|
|
Рядовая
Кафизма
|
чтец
|
Псалтирь
|
1 –я
кафизма: Блажен муж…
1антифон на 8 глас, 2 и 3 на глас недели
В приходских
храмах часто поют только первый антифон (остальные читаются/опускаются)
По каждой Славе – Малая ектенья и возглая : 1
Слава - Яко Твоя
держава…
2 Слава - Яко Благ и
Человеколюбец…
3 Слава - Яко Ты еси Бог наш…
|
|
|
(по первом антифоне)
Ектенья малая
Господи помилуй
Яко Твоя держава…
Аминь.
|
дьякон,
лик,
священник
лик
|
Служебник
|
Паки и паки миром Господу помолимся…
|
|
|
Свящ. в алтаре благословляет кадило. Диак. Совершает во время пения стихир полное каждение (по
чину, описанному выше) алтаря и изшед сев. дверью кадит иконостас, весь
храм, клир и народ, после чего возвращается к Царским вратам и кадит их, две
местные иконы: Спасителя и Богородицы и входит в алтарь южн.
Дверью и покадив Престол спереди и затем священника отдает кадило
|
|
|
Господи воззвах
|
лик
|
Часослов
|
Поется во глас стихир Октоиха
До пометы на 10, стиха Изведи из темницы душу мою…
(Остальные стихи будут чередоваться со
стихирами) Каждение храма.
|
|
|
Стихиры на Господи, воззвах
|
лик
|
Октоих
Минея
(если двух святых только
Минея)
стихи из Часослова
|
После каждого стиха (начиная с стиха Изведи
из темницы душу мою…) поется одна стихира. Стихир на
Господи воззвах (воскресна
вечерня) полагается 10:
Если Святой
без знака - из Октоиха 3Вскрсн+4Встчн
(Анатолиевы) и из Минеи святого 3
Если шестиричная или со
славословием – О: 3Вскрн +3Востч и из Минеи 4
После 10й стихиры:
Слава:
святому из Минеи (если есть) на ряду
И ныне:
Богородичен (Догматик) из 1 приложения О
|
|
ВХОД С КАДИЛОМ
|
|
На праздничных службах вечерни
всегда совершается Вечерний Вход (малый) с кадилом (в Великий
Пост с Евангелием, а также в чине архиерейской службы).
На "Славу", что идет после стихир
на "Господи воззвах" зажигается
паникадило в Алтаре и в храме, а также свечи на престоле. С пением "И
ныне" отверзаются Царские врата и начинается
Малый вход. Священнослужители, перекрестившись дважды с поклонами, целуют
св. Престол, и вновь крестятся третий раз, полагая тем начало Входа.
Диакон, взяв кадило от пономаря,
берет благословение на него от священника и идет вместе со служителем на
Горнее место, где возглашает: "Господу помолимся". Священник,
начиная с Горнего места, читает (в полголоса и наизусть) молитву на Вход:
"Вечер, и заутра, и полудне...".
Впереди священнослужителей должен идти свещеносец с зажженной свечой.
С Горнего места все идут из Алтаря
Северными дверями, останавливаются перед Царскими вратами - священник посредине, диакон - немного правее, кадя местные иконы (Спасителя
и Божией Матери) и самого священника. Свещеносец становится на солее у иконы
Спасителя. Окончив каждение, диакон, держа орарь тремя перстами, показует им на восток и говорит священнику: "Благослови,
владыко, Святый Вход". На что священник
ответствует, крестообразно благословляя десницей восток: "Благословен
вход Святых Твоих...". Диакон тихо
отвечает: "Аминь" и кадит кратко священника. По окончании
стихиры на "И ныне", он становится впереди священника,
посреди Царских врат, и начертав кадильницей св.
крест, возглашает: "Премудрость, прости". Входя в Алтарь,
диакон кадит св. престол (со всех сторон), дожидаясь входа священника у
северной его стороны, откуда он должен покадить служителя при входе его в
Алтарь. Священник не прежде входит в Алтарь, как совершит целование свв. икон Спасителя и Божией Матери, что на Царских
вратах. Причем, после поклонения и целования иконы Спасителя он должен
благословить свещеносца.
Войдя в
Алтарь, оба священнослужителя вместе крестятся, целуют св. престол и восходят
вновь на Горнее место. Там они еще раз крестятся, кланяются друг другу и
поворачиваются лицом к молящимся в храме и Алтаре.
При этом диакон стоит рядом, справа от священника. Рекомендуется
священнослужителям стоять на Горнем месте (также и сидеть), не по центру, а
чуть сбоку.
|
Свете тихий
Вонмем
Мир всем (и благословляет народ)
И духови
твоему
Премудрость вонмем. Прокимен дне (субботы)
глас X ,
произносит прокимен
Пятикратный (4,5 раза)
Паремиии
|
лик
диак:
свящ:
лик:
диак:
|
Часослов
Служебник,
Часослов
|
С Горнего места священник, сделав предварительно
поклон стоящим священно-служителям,
после диаконского возглашения: "Вонмем", крестообразно благословляет всех
молящихся в храме и произносит: "Мир всем".
Диакон говорит по
служебнику Прокимен со стихами.
На воскресном
прокимен глас 6, Господь воцарися, в лепоту облечеся…
По окончании Прокимна следует чтение паремий.
Царские врата при этом закрываются.
Если паремии
новозаветного содержания, принято Царские врата оставлять открытыми.
Во время чтения паремий
священнику положено сидеть там же на
Горнем месте. Диакон обычно следит за
чтением и стоит возле престола.
Чтец паремий
сообразуется с возглашениями диакона, произносящего перед каждой паремией
"Премудрость" и "Вонмем".
После чтения паремий священнослужители возвращаются с Горнего места к
престолу; по чину крестятся вначале на Горнем месте, затем, подойдя к
престолу, еще раз кланяются ему, целуя его край. Вечерний Вход окончен.
|
|
Сугубая ектенья
Яко Милостив
Аминь
|
дьякон, лик
священник
лик
|
Служебник
|
Диакон вслед за чтением паремий произносит на амвоне. Чтобы ее начать
без пауз, необходимо ему выйти на солею в конце чтения паремий (т.е.
немного раньше самого окончания).
Прошения ектении говорит не торопясь, четко, терпеливо дожидаясь
окончания пения хора: Господи, помилуй (трижды).
|
|
|
Сподоби, Господи
|
чтец
|
Часослов
|
|
|
|
Ектенья просительная
Яко благ и человеколюбец
Аминь
|
дьякон, лик
священник
лик
|
Служебник
|
Исполним вечернюю молитву…
|
|
|
Мир всем
И духови твоему
Главы наша Господеви приклоним
Тебе, Господи
Буди держава Царствия Твоего
Аминь
|
священник
лик
диак
лик
священник
лик
|
Служебник
|
Свящ тайно читает молитву главопреклонения
Господи Боже наш, приклонивый небеса…
|
|
|
ЛИТИЯ
|
|
|
стихира
храма, стихира святому
1 прошение
Спаси Боже люди Твоя…
Господи помилуй 40 раз
2 прошение
Еще молимся ..
Господи помилуй 50 раз
3 прошение
Еще молимся…
Господи помилуй 3 раза
4 прошение
Еще молимся…
Господи помилуй 3 раза
Услыши ны
Боже…
Аминь
Мир всем
И духови твоему
Главы наша Господеви приклоним
Тебе Господи
Владыко Многомилостиве
Аминь
|
|
Служебник
|
Лития служится только в
праздники на богослужении со Всенощным бдением. ( наст. вр. Совершается
по праздникам)
Выход
на Литию происходит из Алтаря в притвор храма; священник совершает Литию в
епитрахили и скуфье или камилавке (если имеет как награду).
Священнослужители, встав перед престолом, дважды крестятся, целуют его край,
снова крестятся, кланяются друг другу, полагая тем начало для выхода.
Диакон берет
благословение на кадило.
Священнослужители
исходят из Алтаря северной дверью. Став перед Царскими дверями, крестясь,
делают поклон друг другу и идут в притвор в предшествии им свещеносца. В это
время хор поет стихиры на Литии. Пономарь износит на средину храма литийный столик с хлебами.
Диакон остается на
солее, откуда начинает малое каждение, т.е. кадит иконостас,
праздничную икону на аналое, священника, хоры и молящихся.
Каждение оканчивает таким образом; покадив народ, диакон совершает краткое
каждение местных икон - Спасителя и
Божией Матери, затем снова кадит праздничную икону на аналое, подходит к
священнику, кадит его (трижды), отдает кадило пономарю и становится впереди
священника перед литийным подсвечником, для произнесения
четырех ектений.
По
окончании ектений диакон становится рядом со священником (справа), который
произносит возглас «Услыши ны
Боже…» и молитву: «Владыко Многомилостиве…».
При этом священнослужители стоят с непокровенной
главой.
На
первой ектении "Спаси, Боже, люди Твоя", и на литийной
молитве священника "Владыко Многомилостиве..." поминаются чтимые святые храма,
святые, коим посвящены престолы в нем, а также святые, которым совершается
Всенощное бдение.
На
второй ектении диакон присоединяет прошение о правящем
архиерее: "и о господине нашем Высокопреосвященнейшем
архиепископе Евгении...".
11.
В этой же ектении после слов: "о
всякой души христианстей…" вместо "о покровении града сего..." произносит: "о покровении
святыя обители сея и живуших
в ней".
На
третьем прошении диакон произносит: "Еще молимся о еже
сохранитися граду сему и святей обители сей
и всякому граду…".
Молитвой
священника "Владыко Многомилостиве…"
оканчивается Лития. Священнослужители, перекрестившись, и поклонившись
друг другу в предшествии свещеносца с притвора возвращаются в храм,
подходят к литийному столику с хлебами и
становятся перед ним. Свеча свещеносца ставится за столик. Придя на средину храма служащие снова крестятся и кланяются друг другу.
|
|
|
Стихиры на стиховне
|
лик
|
Октоих,
стихи из
Часослова
Минея
|
В
это время хор поет стихиры на стиховне,
- 1 стихира (без припева)
- 2 стихира
1 стих К Тебе возведох очи мои…
- 3 стихира
2 стих Помилуй нас, Господи,
помилуй нас
Если есть «Славник»
Слава:
святого из Минеи (если есть) на ряду
И ныне:
Богородичен воскресный из
1 приложения по гласу Славы
Если
нет песнопения на Славу то поется
прямо Слава и ныне:Богородичен из О на ряду
|
|
|
Ныне отпущаеши
|
чтец
|
Часослов
|
(По Уставу предстоятелем)
|
|
|
Трисвятое. Пресвятая Троице:
Отче
наш
Яко Твое есть Царство…
Аминь
|
чтец
священник
|
Часослов
Служебник
|
Отверзаются Царские врата
|
|
|
Богородице Дево…х3
(при двух свв Тропарь
святому дважды и Богородице Дево)
Если служба с полиеелем, литии по обычаю не бывает. По "Ныне отпущаеши" и "Трисвятому", поются отпустительные
тропари, согласно Уставу, т.е. тропарь празднуемого святого и "Слава, и
ныне..." Богородичен из праздничных
тропарей (3 приложение)
После пения тропарей диакон возглашает: "Премудрость", хор: "Святейший
Владыко, благослови". Священник: "Сый благословен…" Хор: "Утверди, Боже…".
Здесь оканчивается служба вечерни с полиелеем
Господу помолимся
Господи помилуй
Молитва на освящени
хлебов
Господи Иисусе
Христе
(сняв головной убор)
Аминь
|
Лик
|
Минея
|
Взяв
благословение у священника на кадило, диакон кадит все стороны столика
трижды, затем кадит праздничную икону, священника (если собор служителей, то
и всех сослужащих в нем), снова кадит хлебы на столике с передней стороны,
предстоящего служителя и, отдав кадило пономарю, становится рядом с предстоятелем, оглашая: "Господу помолимся".
Благословение
хлебов совершает священнослужитель особой молитвой: "Господи, Иисусе Христе Боже наш…" с непокровенной
головой.
Перед словами:
"Сам благослови…" крестообразно осеняет вещества одним из
хлебов. При перечислении веществ указывает но
них рукою, начертывая в воздухе знак креста.
После
благословения хлебов, священнослужители, перекрестившись и поклонившись друг
другу, идут в алтарь, заходя (если собор) северными и южными дверями. В это
время поется 33-й псалом.
Если святой
тропаря не имеет, то общий (свт. муч. преп. и т.д.)
Тропарь
Слава и
ныне: Богородичен в соответствии дня или Крестобогородичен тот и другой из 4 приложения Минеи по
гласу тропаря
Если 2
святых, то второй тропарь на Славу и тогда Богородичен
по гласу 2-го святого
Если святой
со славословием то Слава и ныне: Богородичен
воскресный по гласу тропаря
|
|
|
Буди Имя Господне х3
Пс. 33 до слов Не лишаться всякого блага
Благословение Господне на Вас
Аминь
|
|
|
По
окончании пения псалма предстоятель осеняет
крестообразно всех молящихся со словами: "Благословение Господне на
Вас…".
Здесь
оканчивается великая вечерня со всенощным бдением.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЕЧЕРНЯ ВСЕДНЕВНАЯ
|
Когда совершается
|
В дни года
в которые не случается праздника с полиелеем или бдением (кроме великой Четыредесятницы)
|
Накануне понедельника вторника среды четверка и пятка.Вечерня начинается незадолго
до вечера, т.е., когда еще светло и солнце не зашло
|
В дни великой Четыредесятницы: в неделю ( воскресенье
) и в дни седмичные перед часами и перед литургией.
|
Где можно найти Устав
|
а) Типикон гл.9: «О еже
како подобает знаменати на всяк день , зде же указание о вечерни, и
о утрени дней седмичных и в них же поем аллилуиа, и о 1м часе»
<последованиях
понедельника и среды 1й седмицы Великого поста
а также ( в дни
вел. Четыредесятницы ) - в
последовании вечера сырной недели (воскресенья)>
б) Служебник
в) Часослов
г) Следованная Псалтирь
д) Дополнительные главы
Октоиха: «Указ о службе всея седмицы» и
«О светильнах, какоглаголются
в седмице, кроме недели»
|
|
По установившейся богослужебной практике
|
По Типикону
|
Войдя в Алтарь свящ. обычно совершает 2 земных
поклона перед Престолом целует св. Престол и совершает 3й земной поклон.
Затем свящ. Возлагает на себя епитрахиль ,
благословив его. Затем по отдельности благословляет и одевает поручи . Если со свящ. Служит диак. То
после поклонов и целования Престола он
складывает стихарь берет его в руки
поверх полагает орарь , сотворив 2 крестных знамени на горнее место диак. подходит к свящ. С прошением:
«Благослови владыко
стихарь с орарем»
Свящ. благословляет. Диак.
3й раз крестится на горнее место , кланяется свящ-ку и облачается. После облачения диак.
снимает покрывала с Престола возжигает лампаду и
встает на учиненное место справа от свящ. перед Престолом.
Став перед Престолом свящ. и диак. совершают 2 крестных знамени с поясным поклоном и
молитвой :
«Боже, очисти нас грешных»
Затем свящ. целует св. Ев. и св. Престол, а диак.
только св. Престол. После чего оба совершают 3е крестное знамение с поясным поклоном и
молитвой:
«Боже, очисти нас грешных и помилуй нас»
После этого свящ. выходит
сев. дверью из Алтаря на
солею и став перед Царскими вратами творит 3
крестных знамени с малыми поклонами и произносит начальный возглас 9
часа…
|
Пред вечером мало кандиловжигатель,
взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям
в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало..."
Кандаловжигатель
– тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре
т.е. игумен) и берет у него благословение.
"И знаменует в кампан"
– это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает "чредной священник", тот, чья "череда",
и дальше описывается ход службы.
|
№
|
последование
|
Священно церковно служитель
|
Богослужебные
книги
|
примечание
|
Глава
Тип.
|
1
|
Благословен Бог
|
священник
|
Служебник
|
После чего свящ. чего уходит
в алтарь и стоит в нем до окончания 9 часа
|
|
2
|
Начало общее
|
чтец
|
Часослов
|
Чтец: Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю небесный.
Трисвятое.
Пресвятая Троице:
Отче наш.
Свящ. Яко
Твое есть Царство…
И уходит в алтарь южн. Дверями. Во время чтения свящ. и диак.
стоят перед Престолом и
с благоговением и вниманием
слушают читаемое
Чтец. Господи, помилуй 12
Слава и ныне.
Приидите
поклонимся 3
|
|
3
|
9-й час
|
чтец, свящ.
|
Часослов, Минея
|
Минея: Тропарь и кондак дня
уходящего
Пс.83 Коль возлюбленна селения Твоя…
Пс.84 Благоволил
еси, Господи…
Пс.85 Приклони,
Господи, ухо Твое…
Слава и ныне. Аллилуиа 3
Господи, помилуй 3
Слава: тропарь праздника или святого
И ныне: Богородичен:
Иже нас ради рождейся от Девы…
Не предаждь
нас до конца…
Трисвятое: по
Отче наш.
Возглас свящ.:Яко Твое есть Царство…
Аминь. Кондак
праздника или святого
Господи, помилуй 40
Иже на всякое время…
Господи,помилуй 3
Слава и ныне.
Честнейшую херувим…
Именем Господним благослови
отче.
Возглас свящ: Боже, ущедри ны…
Молитва: Владыко Господи Иисусе Христе…
|
9
|
Во
время чтения этой молитвы свящ облачается в фелонь и став перед Престолом по
обычаю творит поклоны и целования, и если свящ. служит без диак. отверзает завесу Царских врат, и не делая отпуста 9 часа исходит на солею сев.
дверями. Совершает перед царскими вратами 3 обычых поклона и непосредственно после молитвы 9 часа
произносит начальный возглас вечерни. Если со свящ. служит диак. то он в это время открывает завесу царских врат.
ВЕЧЕРНЯ
|
По
прочтении в церковном притворе 9 часа с междочасием
И
по окончании клепания (звона) к вечерне свящ. из притвора входит во храм и , остановясь пред царскими вратами,
кладет три поклона; пред вратами же принимает епитрахиль, благословляет ее,
целует , и возлагает на шею , и здесь же полагает начало: Благословен Бог наш … Полагая начало, свящ. отверзает завесу царских врат,
которая и остается отверстой до самого отпуста
вечерни.
|
4
|
Благословен Бог
|
священник
|
Служебник
|
Если вечерня следует не
вслед за 9-ым часом, то после возгласа
читается Начало общее
|
23
|
5
|
Аминь. Приидите
поклонимся 3
103 Псалом. Предначинательный
Аллилуиа 3
|
чтец
|
Часослов
|
Благослови, душе моя
Господа… (По указанию Типикона читается предстоятелем)
|
9,7
|
|
Молитвы светильничны
(числом 7)
|
священник
|
Служебник
|
Свящ читает тайно во время чтения 103 Пс. с
открытой головой, стоя перед закрытыми царскими вратами
|
9
|
6
|
Ектенья великая
Господи помилуй
Яко подобает Тебе…
Аминь
|
дьякон,
лик
священник
лик
|
Служебник
|
Миром Господу помолимся… ( согласно Уставу диак. вообще не участвует в будничной службе)
|
9
|
7
|
Рядовая Кафизма
|
чтец
|
Псалтирь
|
В приходских храмах обычно
опускается или иногда читается псалом за кафизму
Стихословится кафизма
, положенная Уставом о псалтири
«како должно есть глаголати во все лето»
(Следованная псалтирь I ч.) Рядовая кафизма стихословится во вся дни за исключением тех накануне
которых служилось Всенощное бдение
Кафизма стихословится
без участия хора
|
9,17
|
Чтец:
лик:
чтец:
лик:
чтец:
|
Читает
1й антифон до Славы затем Слава:
И
ныне: Аллилуиа 3 ,Господи помилуй 3, Слава:
И ныне: 2й антифон, Слава:
И ныне: Аллилуиа
3 ,Господи помилуй 3, Слава:
И ныне: 3й антифон, Слава и
ныне. Аминь, Аллилуиа 3
|
|
|
Ектенья малая
Господи помилуй
Яко Твоя
держава…
Аминь.
|
дьякон,
лик,
священник
лик
|
Служебник
|
Опускается
если не было кафизмы
Паки и паки миром Господу помолимся…
|
9
|
|
Свящ. в алтаре
благословляет кадило. Диак. совершает каждение (во
время пения стихир) алтаря и изшед сев. дверью кадит иконостас, весь
храм, клир и народ, после чего возвращается к Царским вратам и кадит их, две
местные иконы: Спасителя и Богородицы и входит в алтарь южн.
Дверью и покадив Престол спереди и затем священника отдает кадило
|
|
8
|
Господи воззвах
|
лик
|
Часослов
|
Поется во глас
стихир Октоиха
Господи воззвах… Да исправится… далее Пс.140 и 141 до стиха 129 Пс. Аще безаконие назриши…
(Остальные стихи Псс.129 и
116 будут чередоваться со стихирами)
Каждение храма.
|
9,22
|
|
Стихиры на
Господи, воззвах
|
лик
|
Октоих
Минея
(если двух святых только Минея)
стихи из Часослова
|
После каждого стиха
(начиная с Аще безаконие
назриши…) поется одна стихира. Стихир на Господи воззвах (вседневная
вечерня) полагается 6:
Если Святой без знака - из Октоиха 3 и из Минеи святого 3
Если шестиричная или со славословием – из Минеи 6
(Слава:
святому
и ныне: Богородичен из (2) приложения Минеи по гласу святого и в
соответствии дня, или
догматик по гласу славы, если святой со славословием)
Если двух малых святых- первые 3 из Минеи
одному святому другие 3 из Минеи второму святому.
После 6й стихиры:
Если есть «Славник»
Слава: святому из Минеи (если
есть) на ряду
И ныне:
Богородичен из 2 приложения Минеи и в соответсвии дня или под СР и
ПТ Крестобогородичен из Минеи на ряду тот и другой по гласу
Славы
Если нет
песнопения на Славу то поется прямо Слава и ныне:Богородичен из Минеи на ряду или
Крестобогородичен (под СР и ПТ) из Минеи на
ряду
После чего свящ. и диак. переходят на горнее место
|
9,48
|
9
|
Свете тихий
|
лик
|
Часослов
|
По указанию Типикона
читается предстоятелем
|
9,7
|
10
|
Прокимен дне
|
дьякон, лик
|
Служебник,
Часослов
|
диак:
свящ:
лик:
диак:
лик:
диак:
лик:
диак:
лик:
|
Вонмем
Мир всем (и благословляет народ)
И духови
твоему
Премудрость вонмем. Прокимен
глас X , произносит прокимен дне
(По указанию Типикона возглашается канонархом
- брат, особо
учиненный канонаршить на клиросе, ко-й возглашает громко стихи)
поет
прокимен
стих
прокимна
поет
прокимен
произносит
первую половину прокимна
допевает
вторую половину пркимна
|
9
|
11
|
Сподоби, Господи
|
чтец
|
Часослов
|
По указанию Типикона
читается предстоятелем или чтецом
|
9,7
|
12
|
Ектенья просительная
Яко благ и человеколюбец
Аминь
|
дьякон, лик
священник
лик
|
Служебник
|
Исполним вечернюю молитву…
|
9
|
|
Мир всем
И духови
твоему
Главы наша
Господеви приклоним
Тебе, Господи
Буди держава Царствия Твоего
Аминь
|
священник
лик
диак
лик
священник
лик
|
Служебник
|
Свящ тайно читает молитву главопреклонения Господи Боже наш, приклонивый
небеса…
|
9
|
13
|
Стихиры на стиховне
|
лик
|
Октоих,
стихи из
Часослова
Минея
|
- 1 стихира (без припева)
- 2 стихира
1 стих К Тебе возведох очи мои…
- 3 стихира
2 стих Помилуй нас, Господи,
помилуй нас
Если есть «Славник»
Слава:
святого из Минеи (если есть) на ряду
И ныне: Богородичен
из 2 приложения Минеи и в соответствии
дня или под СР и
ПТ Крестобогородичен из Минеи на ряду тот и другой по гласу
Славы
Если нет
песнопения на Славу то поется прямо Слава и ныне:Богородичен или Крестобогоро-
дичен (под СР и ПТ) тот и другой из Октоиха
по
гласу Славы
|
9,48
|
14
|
Ныне отпущаеши
|
чтец
|
Часослов
|
По указанию Типикона
читается предстоятелем
|
9,7
|
15
|
Трисвятое. Пресвятая Троице:
Отче наш
Яко Твое
есть Царство…
|
чтец
священник
|
Часослов
Служебник
|
|
9
|
16
|
Тропарь святого
(отпустительный)
|
лик
|
Минея
|
Если святой тропаря не
имеет, то общий (свт. муч. преп. и т.д.)
Тропарь
Слава и ныне: Богородичен в соответствии дня или Крестобогородичен
тот и другой из 4 приложения Минеи по гласу тропаря
Если 2 святых, то второй
тропарь на Славу и тогда Богородичен по гласу 2-го
святого
Если святой со славословием то Слава и ныне: Богородичен
воскресный по гласу тропаря
|
9,48
|
17
|
Ектенья сугубая
Яко милостив…
Аминь
|
дьякон, лик
священник
лик
|
Служебник
|
|
9
|
18
|
Окончание вечерни
|
священник, лик
|
Служебник
|
диак:
лик:
свящ:
лик:
|
Премудрость
Благослови
Сый благословен Христос Бог наш…
Аминь. Утверди Боже…
|
9
|
Если вечерня совершается
отдельно от утрени то далее:
|
свящ:
лик:
свящ:
лик:
свящ:
лик:
|
Пресвятая Богородице спаси
нас…
Честнейшую…
Слава Тебе Христе…
Слава и ныне. Господи,
помилуй 3, благослови
Отпуст полный
Многолетие
|
Если вечерня соединяется с
утреней то после пения Утверди Боже…
свящ в алтаре перед Престолом держа в правой руке кадило и изображая крестное
знамение возглашает
Слава Святей и Единосущней…
лик: Аминь.
чтец: Шестопсалмие
свящ. покадив переднюю
сторону Престола отдает кадило диакону.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок следования ектений на вечерни и утрени великая малая просительная сугубая
Рядовой кафизмой называется та кот-я
пришлась на данную службу(кафизмы распределяются по
дням и службам Уставом гл.17)
Вечерние
(или воззвашные)
псалмы – 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть
полностью пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости
от количества стихир) припеваются стихиры, которые и
называются "стихирами на Господи, воззвах":
пропевается стих, после него стихира, и т.д. К
сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от
них остались только начальные и заключительные стихи.
"Стихиры
на стиховне" – это отдельный вид
стихир, в абсолютном большинстве случаев их три, причем стихиры на Славу, и
ныне никогда не входят в счет. Как в стихирах на Господи, воззвах, так
и в стихирах на стиховне соединяются праздничные богослужебные круги. Стихиры,
взятые из Октоиха, соответствуют седмичному кругу,
темам дней седмицы, а те стихиры, которые берутся из Минеи, говорят о событии,
которое празднуется по месяцеслову – происходит соединение богослужебных кругов
времени.
После
вечерни полагается идти на братскую трапезу, после которой совершается повечерие.
Типикон дает такое указание после повечерия: "Должно есть и сие ведати: по отпущении... не подобает монахом творити беседы друг со другом, но
с молчанием исходити в келлии
своя, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися, яко да со
вниманием на утреннее славословие востанем бодростне". Типикон говорит, что после повечерия уже
нельзя разговаривать.
После этого будет полунощница
и будничная утреня
Неделя
Вечерня
[1]
|
Благословен
Бог
|
священник
|
Служебник
|
|
[2]
|
9-ый
час
|
чтец, священник
|
|
|
[3]
|
Малая
вечерня
|
чтец, лик, священник
|
|
В
приходских храмах опускается
|
4
|
Восстаните! Господи, благослови.
|
дьякон
|
|
Открытие Царских врат
|
|
Слава
Святей...
|
священник
|
Служебник
|
|
|
Аминь
|
лик
|
|
|
5
|
Приидите, поклонимся
|
священник
|
Служебник
|
Священнослужители
в алтаре
|
6
|
103
псалом. Предначинательный.
|
лик
|
Часослов
|
С
припевом: Благословен еси Господи; Дивны дела Твои, Господи; Слава Тебе, Господи, сотворившему вся
|
|
Молитвы
светильн.
|
священник
|
Служебник
|
Каждение храма.
Закрытие Царских врат.
|
7
|
Ектенья
великая
|
дьякон,
лик, священник
|
Служебник
|
|
8
|
1
кафизма ( Блажен муж)
|
лик
|
Псалтирь
|
3 антифона; I -
гл.8; II,
III
- гл. дня
|
9
|
Ектенья
малая
|
дьякон,
лик, священник
|
Служебник
|
|
10
|
Господи,
воззвах
|
лик
|
Часослов
|
|
|
Стихиры
на Господи, воззвах. Вход
с кадилом
|
лик
|
Часослов,
Октоих, Мин
|
Воскресные:
3, Анатолиевы (восточые) :3, Минеевы: 4, Слава, гл. 4: Сергий и Вакх, светлая мучеников... (Минея), И ныне: Догматик гласа: В чермнем мори, неискусобрачныя.
(Октоих)
|
11
|
Свете
тихий
|
лик
|
Часослов
|
|
12
|
Прокимен
дня ( субботы )
|
дьякон,
лик
|
Служебник,
Часослов,
|
Пятикратный.
Господь Воцарися, в лепоту облечеся,
гл. 6.
|
13
|
Ектенья
сугубая
|
дьякон,
лик, священник
|
Служебник
|
|
14
|
Сподоби, Господи
|
лик
|
Часослов
|
|
15
|
Ектенья
просит.
|
дьякон,
лик, священник
|
Служебник
|
|
[16]
|
Лития.
Стихиры на Литии.
|
дьякон,
лик, св-ник
|
Служебник(стихира храма, стихира святому)
|
В
приходских храмах опускается. Каждение алтаря.
|
17
|
Стихиры
на стиховне
|
лик
|
Октоих,
Минея
|
Октоих,
гл. 5; Слава, гл.8: Укрепися христовых
мученик... (Минея), И ныне: Богородичен: Безневестная Дево.., гл.8.(Окт).
|
18
|
Ныне
отпущаеши
|
лик
|
Часослов
|
|
19
|
Трисвятое по Отче наш
|
чтец
|
Часослов
|
|
20
|
Богородице,
Дево
|
лик
|
Часослов
|
Трижды
|
[21]
|
Благословление
хлебов
|
дьякон,
лик, св-ник
|
Служебник
|
Не
совершается, если не было литии. Каждение хлебов.
|
22
|
Буди
Имя Господне
|
лик
|
Часослов
|
Трижды
|
|
Псалом
33
|
лик
|
Часослов
|
|
23
|
Благословение
Господне на вас...
|
священник
|
Служебник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неделя
Утреня
1
|
Шестопсалмие
|
чтец
|
Часослов
|
Двупсаломие не положено. Погашение
светильников.
|
|
Молитвы утренние
|
священник
|
Служебник
|
|
2
|
Ектенья великая
|
дьякон, лик, священник
|
Служебник
|
Зажжение светильников.
|
3
|
Бог Господь со стихами
|
дьякон, лик
|
Служебник, Часослов
|
|
|
Тропари на Бог Господь
|
лик
|
Октоих, Минея
|
Воскресные тропари: Собезначальное
Слово Отцу... :2, Слава, гл. 4: Сергий и Вакх, светлая мучеников... (Минея), И ныне: Богородичен:
Гл.4: Еже от века... (Октоих).
|
4
|
Кафизмы 2-я и 3-я
|
чтец, лик
|
Псалтирь
|
Господи, помилуй, Слава; Чтец: И ныне. 1 антифон кафизм. Слава. Лик: И ныне; аминь. Аллилуйя (3), Слава Тебе, Боже 3р., Господи,
помилуй 3р. Слава. Чтец: И ныне, 2
антифон и т. д; после 3-ей кафизмы Чтец: Слава и ныне и проч.
|
5
|
Ектеньи малые
|
дьякон, лик, священник
|
Служебник
|
После каждой кафизмы.
|
6
|
Седальны
|
чтец
|
Октоих
|
|
7
|
Псалмы 134, 135 (Полиелей)
|
лик
|
Псалтирь
|
|
8
|
Тропари по непорочнех.
(Воскресные тропари)
|
лик
|
Часослов
|
Полное каждение храма ( Октоих
и След. Псалтирь)
|
9
|
Ектенья малая
|
дьякон, лик, свщенник
|
Служебник
|
|
[10]
|
Ипакои гласа
|
лик
|
Октоих
|
Обычно опускается
|
11
|
Степенны антифоны ряд гл
|
лик
|
Октоих
|
|
12
|
Прокимен глса
|
дьякон, лик
|
Служебник, Окт
|
Октоих: Воскресни, Господи
Боже мой...3рД: Господу помолимся.
Л: Господи, помилуй. С: Яко свят... Л: Аминь
|
|
Всякое дыхание
|
|
|
3р
|
13
|
Чтение Евангелия
|
священник
|
Евангелие (Октоих)
|
Рядовое
|
14
|
Воскресение Христово
|
Все
|
Октоих
|
|
[15]
|
Псалом 50-й
|
Часослов
|
Псалтирь
|
Обычно опускается
|
16
|
Слава: Молитвами. апостолов
|
лик
|
Октоих
|
|
|
И ныне: Молитвами Богородицы
|
лик
|
Октоих
|
|
|
Помилуй мя, Боже. Воскрес Иисус...
|
|
|
Стихира неизменяемая
|
17
|
Спаси Боже...
|
дьякон, священник
|
Служебник
|
|
|
Господи, помилуй ( 12
).Милостями и щедротами..
|
лик.священник.
|
|
|
18
|
Каноны
|
чтец, лик
|
ОктоихМинея
|
Воскресный (со ирмосом)
на 4,
Крестовоскресный: на 2, Богородицы: на 2, Минея:на 6
Катавасия (Отверзу уста моя) по каждой песни.
По 8-й песни. - Хвалим, благословим...(Перед катавасией),Каждение. Д: Богородицу и Матерь
Света... Лик: Честнейшую.По
3, 6, 9 песни мал.ект По 3-й песни: кондак: Разум на враги мужески вооруживше...,икос: На небесех, Христе, живуще Сергий и Вакх...(Минея) седален: Мучениколюбцы, приидите...(Минея) По 6-й песни:
кондак: Ко аду, Спасе, сошел еси...;
икос: Услышавша жены ангеловы
глаголы...(Октоих)
|
19
|
Свят Господь Бог
|
дьякон, лик
|
Служебник
|
Только в неделю
|
20
|
Ексапостиларий
|
чтец
|
Октоих, Минея
|
Екс: воскресен
рядовой ( прил. Октоиха ), Слава: Минея, И ныне: Богородичен (воскр.)
|
21
|
Всякое дыхание... Хвалительны
псалмы.
|
лик
|
Часослов, Октоих, (Минея)
|
|
|
Стихиры на хвалитех
|
|
|
Воскресны: 4 (Октоих), Минея :4, Слава: Еванг. стихиpa, ( прил. Октоиха) И
ныне: Преблагословенна еси,
Богородице Дево... (Часослов)
|
22
|
Слава Тебе...
|
священник
|
Служебник
|
|
23
|
Великое славословие
|
лик
|
Часослов
|
|
24
|
Тропарь воскресен
|
лик
|
Октоих, Часослов
|
Днесь спасение мира...для
1,3,5,7 гл.
|
25
|
Ектенья сугубая
|
дьякон, лик, свенник
|
Служебник
|
|
26
|
Ектенья просительная
|
дьякон, лик, свщенник
|
Служебник
|
|
26
|
Окончание
|
дьякон, лик, свщенник
|
Служебник
|
|
|
Отпуст полный
|
священник
|
Служебник
|
|
27
|
1-ый час
|
чтец, священник, лик
|
Часослов, Октоих, Миея
|
Слава: Тропарь воскресный: Собезночальное
Слово...,Слава: муч. И
ныне: Богороодичен: Что Тя
наречем.... Кондак воскресный: Ко
аду, Спасе, сошел еси...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пяток
Вечерня
1
|
Благословен Бог
|
священник
|
Служебник
|
|
2
|
Начало общее
|
чтец
|
Часослов
|
|
3
|
9-й час
|
священник,чтец
|
Часослов, Минея
|
Минея: Тропарь и кондак. В
приходских храмах обычно опускается
|
Вечерня Пяток
|
4
|
Благословен Бог. Открытие
завесы.
|
священник
|
Служебник
|
Если вечерня следует не
вслед за 9-ым часом, то читается Начало общее: Слава Тебе, Боже наш, слава
Тебе. Царю небесный. Трисвятое.Пресвятая Троица: Отче наш. Господи, помилуй (12).
Слава, и ныне. Приидите поклонимся.
|
5
|
103 Псалом. Предначинательный
|
чтец
|
Часослов
|
|
|
Молитвы светильны
|
священник
|
Служебник
|
Перед закрытыми Царскими
вратами
|
6
|
Ектенья великая
|
дьякон, лик, священник
|
Служебник
|
|
[7]
|
Кафизма
|
чтец (лик)
|
Псалтирь
|
В приходских храмах обычно
опускается
|
[8]
|
Ектенья малая
|
дьякон, лик, священник
|
Служебник
|
В приходских храмах обычно
опускается
|
9
|
Господи воззвах
|
лик
|
Часослов
|
Пс. 140, 141, 129, 116.
Каждение храма.
|
|
Стихиры на
Господи, воззвах
|
лик
|
Часослов, Минея
|
Минея: стихиры на 6, гл. 6,
Слава, гл.4:Сергий и Вакх, светлая мучеников...(Минея),
И ныне: Крестобогородичен: Христа человеколюбца видящи, Пречистая...
|
10
|
Свете тихий
|
лик
|
Часослов
|
|
11
|
Прокимен дня
|
дьякон, лик
|
Служебник, Часослов
|
Д:
вонмем; С:
Мир всм; Д:
премудрость вонмем. Прокимен четверга вечера.
|
12
|
Сподоби, Господи
|
чтец
|
Часослов
|
|
13
|
Ектенья просит.
|
дьякон, лик, священник
|
Служебник
|
|
14
|
Стихиры на стиховне
|
лик
|
Часослов, Октоих, Минея
|
Октоих(: 3), Слава, святых,
гл. 8: Укрепися Христовых мученик (Минея), И ныне: Крестобогородичен: Что зримое видение...
|
15
|
Ныне отпущаеши
|
чтец
|
Часослов
|
|
16
|
Трисвятое по
Отче наш
|
чтец
|
Часослов
|
|
17
|
Тропарь святого
|
лик
|
Минея
|
Тропарь: Удобрение
Христовых страстотерпец и очи Христовы Церкве...(Минея),Слава:И ныне: Крестобогородичен.
|
18
|
Ектенья сугубая
|
дьякон, лик, священник
|
Служебник
|
|
19
|
Окончание вечерни
|
священник, лик
|
Служебник
|
|
Пяток
Утреня
Утреня Пяток
|
[1]
|
Благословен Бог
|
Священник
|
Служебник
|
В приходских храмах обычно опускается.
|
[2]
|
Двупсаломие (19,20)
|
чтец, священник, лик
|
Часослов, Служебник
|
В приходских храмах обычно опускается.
|
3
|
Слава Святей
|
священник
|
Служебник
|
|
4
|
Шестопсалмие
|
чтец
|
Часослов
|
3, 37, 62, 87, 102, 142.
|
|
Молитвы утренние
|
священник
|
Служебник
|
12 молитв перед Царскими вратами
|
5
|
Ектенья великая
|
дьякон, лик, священник
|
Служебник
|
|
6
|
Бог Господь со стихами
|
дьякон, лик
|
Служебник, Часослов
|
|
|
Тропари на Бог Господь
|
лик
|
Минея
|
Тропарь: Удобрение...(Минея):
дважды, Слава: И ныне: Крестобогородичен.
|
7
|
Кафизмы 3
|
чтец, (лик)
|
Псалтирь
|
Господи, помилуй, Слава; И ныне; Чтец: И ныне. 1 антифон кафизм.
Слава. Лик: аминь. Аллилуйя, Слава
Тебе, Боже 3р., Господи, помилуй 3р. Слава. Чтец: И ныне, 2 антифон и т. д.
|
|
Седальны
|
чтец
|
Октоих
|
3
|
8
|
Псалом 50-й
|
чтец
|
Псалтирь (Часослов)
|
|
9
|
Каноны
|
чтец, лик
|
Октоих, Минея
|
Канон: Октоих:1й со ирм.
на 4
Канон: Октоих:2й на 4.
Канон: Минея на 6
По 3й, 6й, 8й, 9й песни ирмос указанной песни
канона: Минея.
По 3й песни: ектения малая, седален, гл.8: Мучениколюбцы, приидите. Слава И ныне. Крестобогородичен: Агнца, и Пастыря, и Избавителя...
По 6й песни: ектения малая, кондак: Разум на враги..., икос: На небесах,
Христе, живуще...(Минея).
По 8й песни: Хвалим, благословим, поклоняемся... Честнейшую (Часослов).
По 9й песни: Достойно, ект.
мал., экс.: Крест - хранитель всея вселенныя...(Октоих), Слава: светилен: Светозарную двоицу
страстотерпец...(Минея), И ныне: Крестобогородичен.
|
10
|
Хвалитные псалмы
|
чтец
|
Часослов
|
148, 149, 150.
|
|
Стихиры на хвалитех
|
лик
|
Минея
|
На 4, самогласны, гл. 1.
Слава, гл. 3: Коль добро и красно... И ныне Крестобогородичен:
Оружие сердце Твое пройде...
|
11
|
Вседневное славословие
|
чтец
|
Часослов
|
|
12
|
Ектенья просительная
|
дьякон, лик, священник
|
Служебник
|
|
13
|
Стихиры на стиховне крестны
|
лик
|
Часослов, Октоих, Минея
|
Октоих (:3), Слава, святых, гл. 2 (Минея): Видящи древле Церковь Божия...
И ныне: Крестобогородичен: Егда
Нескверная Агница...
|
14
|
Благо есть
|
чтец
|
Часослов
|
|
|
Трисвятое по
Отче наш
|
чтец
|
Часослов
|
|
15
|
Тропарь святого
|
лик
|
Минея
|
Тропарь: Удобрение...(Минея),
Слава: И ныне: Крестобогородичен
|
16
|
Ектенья сугубая
|
дьякон, лик, священник
|
Служебник
|
|
17
|
Окончание
|
дьякон, священник, Псалтирь
|
Служебник
|
Без отпуста. Д:
Премудрость; Лик: Благослови; С: Сый
благословен...; Лик: Аминь. Утверди, Боже
во век века.
|
18
|
1-й час
|
чтец, священник, лик
|
Часослов, Минея
|
|
19
|
Отпуст
|
священник
|
Служебник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|