Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по  ДОГМАТИЧЕСКОМУ  БОГОСЛОВИЮ

для 2-го курса Московской Духовной Семинарии

 

 

ЧАСТЬ 1.

 

РАЗДЕЛ I.

 

I. Понятие о богословии.

1. Значение термина "богословие", определение предмета "Догмати­ческое богословие".

2. Вера и богословие.

3. Богословие как слово о Боге. а) Богословие и безмолвие; б) Богословие и  теория. Цель богословия.

4. Богословие. Наука и философия.

5. Задачи и метод богословской науки.

 

II. Понятие о догматах.

1. Значение термина "догмат".

2. Свойства догматов.

3. Богословское мнение.

4. Догматы и нравственность.

 

III. Полнота Новозаветного откровения и развитие догматическое науки, теория догматического развития.

 

IV. Священное Предание.

 

V. Священное Писание.

 

VI.Вероучительные тексты Православной Церкви.

1. Соборные вероопределения.

2. Исповедание веры.

 

VII. Краткий очерк истории догматической науки.

1. Эпоха до Вселенских Соборов.

2. Эпоха Вселенских Соборов.

3. Эпоха после Вселенских Соборов.

4. Русская школа догматистов.

 

VIII. Понятие о Богопознании.

1. Естественный путь Богопознания.

2. Сверхъестественный путь Богопознания.

3. Нравственные условия Богопознания.

4. Вопрос о границах Богопознания. а) Евномианская доктрина.                 б) Святоотеческое учение о непостижимости сущности Божией и постижимости Божиих действий в мире. в) Доктрина Варлаама. г) Учение святителя Григория Паламы о различии сущности и энергии Бога.                                                     

5. Апофаническое и катафаническое богословие.

 

IX. Божественные свойства и их именование.

1.   Апофанические или отрицательные свойства, а) Самобытность. б)Неизменяемость, в) Вечность, г) Вездеприсутствие.

2. Антропоморфизмы Священного Писания.

3. Катафанические свойства, а) Премудрость и разум, б) Всеведение. в) Всемогущество, г) Святость. Свет. д) Правда, е) любовь.

4. Истинность наших представлений о Боге.

 

 

РАЗДЕЛ II. ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

 

I. Политеизм и два монотеизма.

 

II. Догмат о Святой Троице - основание Христианской религии.

 

III. Непостижимость догмата о Св.Троице.

 

IV. Аналогии Св.Троицы в мире.

 

V. Троическая терминология.

 

 VI. Краткая история догмата о Святой Троице.

1. Доникейский период: динамисты, моделисты.

2. Состояние учения о Святой Троице в IV веке.

а) Арианская доктрина, б) Борьба Церкви с ерианством и духоборчеством. Третеисты.             

      

VII. Основные свидетельства откровения о Троичности Бога.

1. Свидетельства Ветхого Завета.

2. Свидетельства Нового Завета.

 

VIII. Свидительства Откровения о равенстве Божественных Лиц.

1. Божество Отца.

2. Божество Сына и Его равенство с Отцом.

3. Божество Святого Духа и Его равенство с Отцом и Сыном.

 

IX. Божественные Ипостаси и их свойства.

1. Личность Ипостасей.

2. Ипостасные свойства, а) Нерожденность и единоначалие Отца. б) Рождение Сына и похождение Святого Духа.

 

X. Единосущие Лиц Святой Троицы.

 

XI. Образ откровения Святой Троицы.

 

 

 

 

ЧАСТЬ  2.

 

РАЗДЕЛ I. О БОГЕ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К МИРУ И ЧЕЛОВЕКУ

 

Тема 1. О Боге Творце мира и человека.

1. Краткий обзор философский теорий о происхождении мира. Пантеизм, дуализм, материализм.

Учение Св. Писания и святых отцов о происхождении мира. Образ Божественного творения мира. Вечность Божественного замысла о мире. Творения - акт всех Лиц Святой Троицы.

Творение мира "из ничего". Время и вечность. Побуждение и цель творения. Главные виды и порядок творения.

2. Бог - творец невидимого мира. Понятие об ангелах. Время сотворения ангелов. Библейские свидетельства об ангельском мире. Краткий обзор критических возражений по вопросу о бытии духовного мира. Природа ангелов: бесплотность, отношение к пространству и времени.Совершенство ангельской природы. Число ангелов. Ангельская иерархия.

3. Творение видимого мира. Шесть дней творения. Догматическое содежание шестоднева. Продолжительность дней творения. Творение человека. Человек - венец творения. Состав природы человека. Душа и тело человека. Образ и подобие Божие в человеке. Единство человеческого
рода. Богоустановленный способ размножения людей. Разбор мнений о происхождении душ. Состояние первозданного мира и человека. Назначение человека.

 

Тема  2. О Боге Промыслителе о мире и человеке.

1. Понятие о Промысле Божием. Учение Священного Писания и
святых отцов о Промысле Божием. Виды и образы Божественного Промышления о мире. Промысл Божий - проявление благости и премудрости Божией. Функции Промысла.

2. Божественный Промысл о духовном мире. Промысл Божий о добрых ангелах. Ангелы-хранители. Промысл Божий по отношению к злым духам. Бытие злых духов. Падение в мире ангельском. Искажение природы падших ангелов. Действия Промысла Божия по отношению к злым духам.

3. Промысл Божий о человеке в раю. Грехопадение прародителей. Достоверность библейского повествования о грехопадении. Различные аспекты грехопадения. Смерть как следствие грехопадения. Признаки духовной смерти. Физические следствия грехопадения. Первородный грех. Действительность и всеобщность первородного греха. Вменение первородного греха.

4. Промышление Божие о человеке после грехопадения. Смертность и смерть как попечение Божие о человеке после грехопадения. "Кожаные ризы". Промысл Божий и страдания. Промышление Божие о востановлении пад­шего человека.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

 

ЧАСТЬ 1.

РАЗДЕЛ I.

 

Предлагаемая литература по данному разделу:

1. Сильвестр (Малеванский) еп. Каневский. Опыт православного догматического богословия. Киев, 1892, т. 1,2,3.

2. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Богословские труды. М., 1972.

3. Лосский В.Н. Догматическое богословие.  Богословские труды. М., 1972.

4. Мейндорф И., протоиерей. Введение в святоотеческое богос­ловие. Нью-Йорк. 1982. Репринт. Вильнюс, 1992.

5. Попов И. В. проф. Конспект лекций по патрологии. Сергиев Посад, 1916.

6. Флоровский Г. В. протоиерей. Восточные отцы IV века. Париж. 1931,  пер. М. 1992.

7. Флоровский Г. В. протоиерей. Восточные отцы V-VIII веков. Париж, 1933. пер. М. 1992.

8. Православная Богословская инциклопедия в 12-ти томах. Петроград, 1903-1917 гг.

9. Словарь библейского богословия. Брюссель, 1941.

 

Богословие. Догматы. Священное Писание и Священное Предание.

1. Св.  Григорий Богослов. Слова 20,27,32 (Творения. М. 1889 г ч.. 2-3).

2. Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические, 3-е издание, Сергиев Посад, 1911 г. Слова 28,55,71,82,84.

3. Викторов П. Усвоение догматических истин человеческим сознанием. ЖМП,1956 г., № 6.

4. Лосский В.Н. Вера и богословие. Вестник Русского западно­европейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1979, № 101-104.

5. Лосский В.Н. Предание и предания. ЖМП, 1970, 4.

6. Лосский В.Н. Формулировки веры и тайна веры. Париж, 1982.

7. Скабалленович М.Н. проф. Хранение догмата в Церкви (Труды Киевской Духовной Академии, 1910 г., т. 3).

8. Софроний (Сахаров), иеромонах. Старец  Силуан. Париж, 1952. пер. Воскресенье, 1991 г.

9. Свят. Филарет (Дроздов). Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе. М. 1858 г., ч. 17.

10. Флоровский Г.В. протоиерей.  Дом Отчий. Париж, 1982.

11. Флоровский Г. В. протоиерей. Богословские отрывки. Париж, 1981 г.

12. Флоровский Г.В., протоиерей. Писание и Предание с православ­ной точки зрения. Париж, 1964.

13. Шаргунов. Догмат в христианской жизни. Троицкое слово. 1990 г., 3.

 

История Догматики.

1. Василий (Кривошеин), архиепископ Брюссельский. Символические тексты в Православной Церкви. Богословские труды. М., 1968 г.

2. Глубоковский Н.Н. проф. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928 г. пер. М. 1992 г.

3. Епифанович С. Л. проф. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев. 1915 г.

4. Петр Юилье), архимандрит. Замечания о Символе веры. ВЩ, 1959 г., 1.

5.Гельцов М.В. проф. Древние формы православного Символа Веры. Спб.,  1869 г.

6. Флоровский Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж. 1983. Пер. Вильнюс, 1991 г.

 

Вопрос о путях Богопознания.

1. Св. Григорий Ниссний. О жизни Моисея Законодателя. Творения.М., 1861 г. Т. 37, ч. 1.

2. Св. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии. Г.М. Прохоров. Памятники переводной и русской литературы ХIV-ХV веков. Л. Наука. 1987 г.

3. Св. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фелассию. Творения. М.Мартис. 1993 г.

4. Глаголев С. проф. Сверхъестественное и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900 г.

5. Зарин С., проф. Аскетизм. СПБ., 1907 г. Т. 1, кн. 2, гл. 3,4.

6. Гречулевич В., священник. Человеческий разум и Божественные Откровения. Странник. 1860 г.

7. Иустин (Попович), иеромонах. Пути богопознания. Белград, 1978 г.

8. О путях богопознания. ЖМП, 1963 г., 8.

9. Сарычев В.Д. проф. Святоотеческое учение о богопознании. Богословские труды. М., 1963 г.

10. Нравственные условия богопознания. М., 1911 г.

 

Сущность и энергия Бога. Божественные имена.

1. Св. Василий Великий. Три книги против Евномия. Творения, 4-е изд. Сергиев Посад. 1900 г. , ч. 3.

2. Св. Василий Великий. Письмо (к Амфилохию) 234. Творения. СПБ., 1911, ч.3.

3. Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Буэнос-Айрос, 1957 г.

4. Василий (Кривошеин), архиепископ Брюссельский. Проблема непознаваемости Бога: сущность энергия у св. Василия Великого. Вестник РЗЭПЭ. Париж, 1968 г.

5. Вениаминов В. О жизни и богословском наследии свят. Григория Паламы. ЖМП, 1964 г. 10.

6. Лосский В.Н. "Мрак" и "свет" в познании Бога. ЖМП, 1968, 9.

7. Лосский В.Н. Паламитский синтез. Богословские труды. М., 1972, Сб. 8.

8. Лосский В.Н. Каппадакийцы. Богословские труды. М., 1984 г. Сб. 25.

9. Флоровский Г.В., протоиерей. Тварь и тварность. Собрание сочинений.  Т. 3. Машинопись (МДА).

 

РАЗДЕЛ II.

 

Вопрос о Святой Троице.

1. Св. Афанасий Великий. Три слова на ариан. Творения. М., 1852, ч. 2.

2. Св. Афанасий Великий. Четыре письма к епископу Серапиону, о Духе Святом. Творения. Сергиев Посад, 1903 г. ч.З.

3. Св.Василий Великий. Три книги против Евномия о Святом Духе.Творение 4. Сергиев Посад, 1900 г. ч. 3.

4. Св. Василий Великий. Письмо брату Григориютроичской  терминологии). Творения. 1911 г. ч. 3.    

5. Св. Григорий Богослов. Пять слов о богословии. Слова 38, 39, 40. Творения. М., 1889 г. ч. 3.

6. Св. Григорий Нисский. 12 книг против Евномия. Творения. М., 1863 г., ч. 5-7.

7. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Репринт. Ростов-на-Дону., 1992 г.

8. Балашов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1907 г., т. 2; 1918 г. т. 4. Репринт. М., 1994 г.

9. Иларион (ван Эпенхойвен), монах. Царский путь Православной Церкви - исповедание Святой Троицы. Париж., 1982 г., 109-112.

10. Снагский А.А. проф. История догматических движений. Сергиев Посад. 1906 г.

11. Св. Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Слово в Великий Пяток. Слова и речи. М., 1873 г. т. 1.

 

Вопрос об исхождении Святого Духа.

1. Амвросий (Погодин), архимандрит. Св.Марк Ефесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк., Джорданвиль. 1963 г. гл. 4.

2. Амфилохий (Радович), архимандрит. "Филиокве" и нетварная энергия Святой Троицы по учению св. Григория Паламы. Фессалоники. 1973 г. Машинопись (МДА). Глава из книги Тайна Святой Троицы по ев. Григорию Паламе".

3. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930 г.

4. Плакид (Дегей), архимандрит. Блаженный Августин и "Филиокве". Вестник РЗЭПЭ - 1982 г. , № 109-112.

5. Романидис Иоанн, прот. Филиокве. Вестник РЗЭПЭ. Париж, 1975, № 89-90.

6. Лосский В.Н. Похождение Святого Духа в православном учении о Святой Троице. ЖМП, 1975, 9.

 

 

ЧАСТЬ 2.

 

Рекомендуемая литература:

1. БИБЛИЯ.

2. Малиновский Н. свящ. Православное Догматическое богословие, ч. 2.

3. Макарий (Булгаков), архиепископ. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия, ч. 1.

3. Сильвестр, епископ. Опыт Православного Догмати­ческого богословия, т. III.

5. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православ­ной веры.

6. Лосский В.Н. Догматическое богословие.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную
Полезная информация: