Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по СРАВНИТЕЛЬНОМУ  БОГОСЛОВИЮ 

для 4-го курса Московской Духовной Семинарии

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

На втором году изучения западного христианства предусмат­ривается анализ протестантизма, а также знакомство с экумениз­мом как порождением протестантизма.

При изучении вероучительных доктрин различных протестант­ских деноминаций задача, прежде всего, состоит в том, чтобы ясно и аргументирование представить их как попытку преодолеть заблуждения католичества, отступившего от Вселенской Апостоль­ской Церкви, а затем показать несоответствие самой протестант­ской доктрины Православному учению.

Для решения поставленных задач в течение учебного года изучаются следующие темы:

 

1. Предшественники реформации.

2. Начало реформации в Германии.

3. Лютеранство.

4. Цвингли.

5. Кальвинизм или реформатство.

6. Англиканство.

7. Старокатоличество.

8. Экуменизм.

 

ПРОГРАММА  КУРСА

 

1. Предшественники реформации.

1. Церковная жизнь на Западе после разделения Церквей: утверждение абсолютной власти римского епископа над Западной Церковью и его притязания на абсолютную светскую власть. Фор­мирование новой экклезиологии на основе сложившегося нового статуса римского епископа. Западные ереси ХII-ХIII вв. (кафары, альбигойцы, вальденсы и др.) как оппозиция римской экклезиологии.

2. Джон Виклиф и его критика католического вероучения, положительные стороны этой критики: отрицание примата Апостола Петра, главенства палы, чистилища, индульгенций, целибата и употребление латинского языка в богослужении. Заблуждения Виклифа: учение об абсолютном предопределении, разделение таинств на главные и второстепенные, учение о духовном Причащении, от­рицание Священного Предания и монашества.

3. Ян Гус и Иероним Пражский. Идея устройства национальных Церквей, отрицание богоустановленности папства. Отношение Иеронима Пражского к Православию. Ошибочный взгляд на Яна Гуса как последователя Виклефа (Отношение Гуса к Священное Преда­нию, Таинствам и предопределению в сравнении со взглядам Виклефа).

4. Иероним Савонарола - обличитель нравов римской курии. Отношение Савонаролы к примату римского епископа.

 

Рекомендуемая литература:

1. Арсеньев И., прот. От Карла Великого до реформации. М., 1913.

2. Городцев П., прот. Предшественник реформации Джон Виклиф. Петроград, 1917.

 3. Гаусрат А. Средневековые реформаторы. СПб., 1909.

4. Лихачев Е. Европейские реформаторы. СПб., 1972.

5. Митякин А. Иероним Савонарола. Христианское чтение. 1898, П.

6. Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории. (сочинения, Москва, 1994).

 

2. Начало реформации в Германии.

1. Безуспешная попытка провести реформу "во главе и чле­нах" римско-католической церкви на Базельском и Латеранском V соборах.

2. Мартин Лютер, краткие сведения о его жизни. История разрыва Лютера с Римом: обращение Лютера к епископам с увеща­нием запретить продажу индульгенций, 95 тезисов Лютера против индульгенций, сожжение папской буллы, осуждение Лютера (Вормский эдикт 1521 г.). Лютер на нелегальном положении.

3. Распространение идей Лютера, причина успеха этих идей. Возникновение новых реформационных направлений - иконоборчест­во и анабаптизм. Крестьянская война в Германии (1524-25 гг.). Отрицательное отношение Лютера к этим направлениям Реформации.

4. Император Карл V как защитник интересов католического Рима. Союз Лютера с немецкими князьями. Рейхстаг Карла V в Шпейере (1529 г.) и подтверждение Вормского эдикта. Съезд сто­ронников Лютера в Шмалькальдене, протест Карлу V и создание шмалькальденского оборонительного союза против императора. Шмалькальденские религиозные войны протестантов с католиками и Аугсбургский религиозный мир 1555 г.

5. Символические книги лютеран. Их авторы и причины появ­ления, двойственное отношение лютеран к этим книгам.

 

3. Лютеранство.

1. Лютеранская экклезиология. Учение Лютера о духовном (или невидимом) бытии церкви как попытка обосновать преемство своего учения от церкви апостольской. Вопрос о непрерывности существования истинной церкви на земле в связи с учением Лю­тера о её невидимом бытии. Отношение лютеран к источникам веро­учения: отрицание Священного Предания и умаление учительной ро­ли церкви, вопрос о каноне Священных книг. Лютеранское понима­ние таинств, принятие только двух таинств (Крещения и Евхарис­тии). Противоречение между учением Лютера о спасении одной ве­рой и установлением таинств Господом Иисусом Христом. Непосле­довательность во взгляде Лютера на таинства.

2. Лютеранская сотериология. Опровержение Лютером католи­ческого учения о сатисфакции как умаляющем достоинство Голгофской Жертвы. Учение Лютера о состоянии крайней поврежденности человеческой природы после грехопадения и пассивности человека в деле своего спасения. Учение Лютера об оправдании одной ве­рой. Лютеранское понимание сущности спасения как изменения отношения Бога к человеку ради веры его в искупительную Жертву Сына Божия (понятие пронунциации). Значение труда Святейшего Патриарха Сергия "Православное учение о спасении" для понима­ния инославных взглядов на сущность спасения.

3. Отношение лютеран к молитве, постам, призыванию святых, почитанию икон и других святынь церковных.

4. Первые попытки лютеран установить общение с Православ­ным Востоком. Перевод Меланхтоном "Аугсбургского исповедания" на греческий язык. Обращение Меланхтона к Константинопольскому патриарху Иоасафу. Безрезультатность первого контакта. Переписка лютеранских богословов Тюбингенского университета с патриархом Константинопольским Иеремией II. Причины неудачи второго контак­та лютеран с Константинопольским Патриархатом. Контакты лютеран с РПЦ в прошлом и настоящем.

 

Рекомендуемая литература:

1. Арсеньев Н.А. Православная церковь и западное христианство. Варшава, 1924 г.

2. Барков И.В. Лютеранское учение по Шмалькальденским членам. Казань, 1915.

3. Магрет А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.

4. Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. Москва. 1991.

5. Смирнин М.М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации. Москва, 1968.

6. Стуков Ф. Лютеранский догмат об оправдании верой. Казань, 1891.

7. Чанышев А.Н. Протестантизм. Москва, 1969.

 

4. Цвингли.

Краткие биографические сведения. Проповедь цвингли в Цюрихе и распространение его идей в других городах Швейцарии. Война "лесных" и "городских" кантонов. Крайний рационализм Цвингли: взгляд на Евхаристию как на простое воспоминание Тай­ной Вечери. Цвинглианское понимание Евхаристии в современном протестантизме.

 

5. Кальвинизм или реформатство.

1. Краткие сведения о жизни и деятельности Кальвина. Вероучительные книги кальвинизма.

2. Сходство кальвинизма с лютеранством: учение о духовном бытии церкви и оправдании одной верой, отрицание Священного Пре­дания и всей церковной традиции (призывание святых, почитание икон и других церковных святынь, молитвы за усопших и т.д.).

3. Отличительные особенности кальвинизма: учение о безус­ловном предопределении, учение о непреодолимом действии благо­дати Божией, взгляд на Евхаристию как на духовное общение чело­века с Богом.

4. Черты иудаизма и язычества в кальвинизме (избранничест­во и фатализм).

5. Распространение кальвинизма. Признание кальвинизма под именем пресвитерианства государственным исповеданием в Шотландии (1592 г.). Кальвинисты во Франции (гугеноты). Каль­винизм как идеология оппозиции королевскому абсолютизму во Франции. Гугенотские войны. Варфоломеевская ночь (1572 г.). Предоставление гугенотам религиозных и политических свобод (Нантский эдикт 1598 г.). Политика кардинала Ришилье и упразд­нение политических прав гугенотов ("Эдикт милости" 1629 г.).

6. Современное состояние кальвинизма.

 

Рекомендуемая литература:

1. Зноски-Боровский М., прот. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. Троице-Сергиева Лавра, 1991.

2. Огицкий Д.П., Козлов М., прот. Православие и западное хрис­тианство. МДА, 1995.

3. Поршнев Б.Ф. Кальвин и кальвинизм. Москва, 1958.

4. Чанышев А. А. Протестантизм. Москва, 1969.

 

6. Англиканство.

1. История отношений короля Иоанна Безземельного и папы Иннокентия III. Вассальная зависимость Англии от Рима и послед­ствие этой зависимости для церкви Англии. Бракоразводный процесс короля Генриха VIII как повод для освобождения от подчинения Риму. Церковная политика Генриха VIII: сохранение догматической доктри­ны, иерархического устройства и литургических форм католической церкви с установлением супрематии короля над церковью Англии. Законодательная защита католической доктрины ("кровавый билль") и некоторые отступления от неё (отмена индульгенций, почитания икон, вопрос о национальном языке в богослужении). Экономичес­кие и политические причины упразднения монастырей. Секуляриза­ция монастырских земель. Преследование сторонников реформации и папизма при Генрихе VIII как тенденция к образованию новой хри­стианской деноминации.

2. Курс на реформацию при Эдуарде VI как стремление новой знати закрепить свое положение. Литургическая реформа ("Книга общих молитв") и составление 42-х вероучительных членов, их лютеранская направленность (учение об оправдании одной верой, признание только 2-х таинств, отрицание Священного Предания и т.д.).

Мария Тюдор и попытка реставрации католичества (восстанов­ление власти папы, частичный возврат церковного имущества, прес­ледование сторонников реформации).

Елизавета Тюдор, восстановление королевской супрематии и создание государственной церкви. Поставление Матфея Паркера и проблема апостольского преемства англиканской иерархии. Попыт­ки Елизаветы примирить сторонников реформации и католичества. 39 вероучительных членов как выражение политики примирения. Нонконформисты (пуритане), их оппозиция новой церкви. Разделе­ние пуритан на пресвитериан и индепендентов или конгрегационалистов. Принцип полной свободы конгрегации (прихода) в делах веры и устройства, провозглашенный индепендентами, как благо­приятная основа для сектанства.

3. Упадок церковной жизни в Англии в ХVIII веке. Оксфордское движение как попытка возродить церковную жизнь, Пьюзеисты - вы­разители симпатий к православию. Ритуалисты. Различные течения внутри современного англиканства (высокоцерковники, низкоцерковники, широкоцерковники), их характеристики.

4. Отношение между РПЦ и англиканством в наши дни.

 

Рекомендуемая литература:

1. Васильев и Попов. Материалы по вопросу об англиканской церк­ви. Христианское чтение, 1897, П.

2. Воронов Л., прот. Вопрос об англиканском священстве.

    Богословские труды -3.

3. Вейш Я. Религия и церковь в Англии. Москва, 1976.

4. Лепорский Б.И. Тридцать девять членов церкви английской. Христианское чтение, 1904, Х-ХI.

5. Соколов В.А. Реформация в Англии. Москва, 1881.

6. Фаррар Ф. Папские притязания на Англию. Христианское чтение, 1895, П.

 

7. Старокатоличество.

Провозглашение непогрешимости римского епископа на I-ом Ватиканском соборе. Оппозиция немецких богословов новому вати­канскому догмату. Съезд лидеров оппозиции в Нюренберге (1870) и образование старокатолического движения. Мюнхенский конгресс старокатоликов (1871 г.) и принятие программы (восстановление чистоты вероучения, восстановление церковного устройства, воссое­динение с другими церквями). Кельнский конгресс (1872 г.) и воп­рос о иерархии. Отношения старокатоликов с Утрехтской архиепископией. Диалог старокатоликов с протестантами и православием, в том числе с РПЦ.

Вероучительные особенности старокатоликов: отрицание прима­та и непогрешимости папы римского, filioque, марийных дог­матов, отношение к католическим "вселенским" соборам.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лопухин А.П. История христианской церкви в XIX веке. Петроград. 1900.

2. Сергиенко А. Старокатоличество. ЖMП, 1970, № 8.

3. Старокатоличество и Православие. ЖМП. 1962, 2.

 

8. Экуменизм.

1. Протестантская конференция в Эдинбурге по вопросам сотрудничества в области миссионерства (1910 г.) как начало экуменического движения. Два направления в экуменическом дви­жении: "Вера и строй" и "Жизнь и деятельность". Первая экуме­ническая конференция с участием православных (Женева, 1920 г.).

2. Первоначальная позиция Русской Православной Церкви от­носительно экуменизма (по материалам Московского совещания 1948 г.). Вступление РПЦ в экуменическое движение (Дели, 1961 г.). Экуменическая трибуна - средство для свидетельства Истины со стороны Православных Церквей. Отношение православных к вопросу общения в таинствах (интеркомунион). Усиление синкретизма на VI Ассамблее экуменистов в Ванкувере (1983) и на VII Ассамблее в Канберре (1991 г.).

 

Рекомендуемая литература:

1. Исторический путь экуменизма. Вестник Русского западно­европейского Экзархата. 1955 г., 23.

2. Деяния Совещания главы и представителей автокефальных Православных Церквей. Москва, 1948, 2 том.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную
Полезная информация: