Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию.   [Содержание]


Глава шестая

ЛИЧНОЕ СПАСЕНИЕ

В массе глубоких, жизненных мыслей наибольшую ценность представляют те, которые провозглашают истину о жизни не одним холодным умом, но и теплым сердцем. Такой благодатной согретостью, между прочим, отличается церковно-литургическое учение о личном спасении.

Понятие - "личное спасение" - само по себе содержит в себе две идеи: 1. - о Боге Спасителе и 2. - о спасаемом человеке в случае искания им спасения у Бога.

Отсюда личное спасение верующих во Христа слагается из взаимодействия человеческого стремления спастись и явной, ближайшей помощи Христа Спасителя, по благоволению Бога Отца, во Св. Духе.

Ищущий своего спасения должен всю земную жизнь свою непрерывно открывать себя пред Богом прежде всего неусыпною покаянною молитвою. Молиться следует о даровании благодати покаяния и совершенного обращения от греховной жизни. Одновременно с этим человеку необходимо всецело направлять свою волю к исполнению Божиих заповедей и подавлению в себе гордости смирением, корыстолюбия — делами милосердия, блудной похоти — воздержанием и чревоугодия — постом.

Действием таинства покаяния и причащения, а также действием частой молитвы Христос Спаситель изливает на верующего спасающую силу. Эта сила очищает грешную душу от грехов, страстей, смягчает, умиляет, возбуждает в ней непрерывное сокрушение о грехах и глубокий страх Божий.

По мере напряжений в молитве и борьбы со страстями у ревнителя спасения заметно для него самого усиливается любовь к Богу и людям. Его душа начинает легко и охотно устремляться к единению с Богом призыванием Божиего имени и взаимно бывает согреваема и просвещаема благодатию Св. Духа.

Такова вкратце схема моментов личного спасения по содержанию церковных молитв и песнопений.

Процесс спасения каждого христианина тем и характерен, что в нем явно приходит спасающая сила Божия в человеческое напряжение слушаться Бога и бежать от греха. Желающего спастись непрерывно посещает Сам вездесущий Христос Спаситель и воскрешает из гроба греховности [1].

Поэтому Церковь учит своих чад часто преклонять пред Господом колени и сердце и молиться об охлаждении страстного горения и благодатном укреплении в послушании заповедям Господним [2].

"Господи! — повторяет молитвенно грешник за церковной службой в храме, — удостой меня обратиться на покаяние от всего сердца и с теплой верой" [3]. "Спаситель! Я — в пучине прегрешений и ужасно погружаюсь (в грех) моими стремлениями. Как Петру, дай мне Свою руку и спаси меня" [4]. "Воздвигни мое помышление к покаянию и покажи меня искусным делателем Твоего винограда" [5].

Возможно частое призывание Бога на помощь делает безуспешными диавольские козни против верующего. С другой стороны, молитва сосредоточивает внимание его на общение с Богом. Она настраивает верующую душу не привязываться ни к чему земному, но ожидать иного мира, бегать тьмы страстей, противиться дремоте уныния и неутомимо совершать светлые дела благочестия и самоотвержения [6].

Частая и неизменно смиренная молитва о даровании благодати спасения есть первое звено в цепи христианских нравственных подвигов.

Господь Спаситель слышит зовущих Его смиренно, с болью и скорбью сердца. Промыслительно Он просвещает их благодатию, подымает из душевных недр их возвышенные и сильные тяготения к святости. Живя телесно в суетном мире, ревнующий о спасении сердечно как бы выходят из него и умом, чувством и волею пребывают в Боге [7].

Кто из них терпеливо и всегда смиренно молится Богу, тот да не сомневается во своем спасении, хотя бы согрешил премного и поставил себя далеко от прощения. Господь неизмеримо человеколюбив и имеет благость, превосходящую человеческие меры. Слезно просящих прощения Он принимает, дает им просимое, умиляет их сердца и дает им силу преодолевать страсти и возвыситься к истинному добру [8]. Покаяние, по подобию мытарева, низводит на кающихся помилование свыше особенно потому, что кающиеся ненавидят гордый нрав фарисея и проникаются смирением и сокрушением сердца.

Смиренная молитва, особенно увлаженная слезами сокрушения о грехах, неизмеримо высока пред Богом. Библия свидетельствует, что подобная молитва некогда вывела из врат смерти иудейского царя Езекию, избавляла от многолетних согрешений евангельских блудниц и приточного мытаря оправдала более фарисея [9].

Будем же стенать и плакать о своих грехах. Молитвенно прострем к Богу руки с теплыми слезами, бия себя в грудь, преклоняя колена и падая ниц лицом, с глубокими воздыханиями. Как не плакать о нерадивой жизни при ожидании всегда близкой смерти и сознании, что мы сластолюбием и иными страстями бередим струны душ своих. Живое предощущение суда Божия не может не выводить из бесчувствия, бесстрашия и лености. Необходимо безотлагательное слезное покаяние и пролитие тучи слез для получения прощения бесчисленных грехов [10].

Некогда горько, но спасительно плакал пред Богом первый грешник на земле Адам после изгнания из рая. Диавол прельстил Адама пищей, обнажил от сияния благодати и предал его душу и тело на смерть.

Совлечение боготканной одежды света и изгнание из рая повергло согрешившего праотца в безутешный плач. Сидя прямо против Эдема, он с неумолкаемыми стенаниями оплакивал разлучение с Богом и свою наготу, повторяя: "Уже не увижу я Господа Бога моего и Создателя... Милостивый! помилуй меня падшего" ... "Постыдными кожаными одеждами одет я, жалкий, вместо светозарной одежды и как оплачу свою погибель".

Спаситель не отверг покаяния прародителя. По словам церковных песнопений Он воззвал к нему: "Я не хочу, чтобы погибло мое создание, но желаю ему спасения и познания истины. Грядущего ко Мне не изгоняю... от лика жизни" [11].

В утешение Господь дал Адаму обещание о пришествии на землю Спасителя мира. Две тысячи лет тому назад совершилась обещанная прародителям тайна воплощения Сына Божия. Он принес искупительную крестную жертву для спасения мира.

С этого времени не только праотец Адам, но и грешники всех периодов бытия человечества за покаяние и веру во Христа получают свыше прощение грехов и светозарную спасительную благодать к избежанию страстей. Спаситель ниспосылает верующим и кающимся дар благодатных слез к омовению грехов и умилением утверждает в них сердце смиренное, простое, кроткое и нековарное. Покаяние же ведет людей к страху Божию, гнушению лукавыми делами и просвещает благодатно [12].

Как пчела перерабатывает цветочную пыльцу в мед, так смиренно кающаяся душа и не повторяющая исповеданные грехи, незаметно для себя, разогревается любовью к Богу. Своим чувством и хотением она привязывается к законам вышней жизни, утверждает в себе святое произволение и входит в живое единение с Богом. В огне человеческой любви к Богу гаснет огонь страстей, и скорби ради Бога становятся тогда удобоносимыми [13].

Благодать любви делает христианина как бы небокованным мечом, который без труда посекает демонские полки, и свечой Христовой, светящей земной Церкви. С помощью Богоданной любви св. мученики бесстрашно попирали гордыню своих мучителей и мужественно претерпевали ужасные муки, вплоть до рассечения тела. Дух любви, неотделимый от их сердец, воодушевлял их, побуждал нерадеть о временной жизни. Под влиянием его мученики забывали естество, презирали смерть, страдали как бы в чужих телах. Ничто не могло отлучить их от веры в Бога: ни раны, ни ярость зверей, ни огонь, ни скорбь, ни беда, ни меч [14].

Настроение благодатной любви у смиренно кающихся грешников до некоторой степени подобно духовному состоянию св. мучеников. Усердные труды в молитвах и самоотвержении вырабатывают у кающихся навык творить волю Божию, презирать страсти мира сего, крепко, горячо и более всего любить Господа. А любовь к Богу делает их характер непреклонным ко греху и сильным к перенесению всевозможных лишений, принимаемых ради стеснения страстей. Они одного желают: возможно лучше и полнее исполнять Закон Божий. Телесные потребности, сравнительно с запросами духа, у них как-то отодвигаются на задний план [15].

Единение любви со Христом Спасителем в Духе Отчем благодатно просвещает каждого истинного христианина, возвышает над соблазнами этого мира и делает возлюбленным Божиим, как бы другом Творцу. Верующий Боголюбец отвергает временные наслаждения и утехи жизни, стараясь сообразоваться с Господними страданиями. Он не желает кратковременной плотской разнузданностью потерять радость вечного ближайшего предстояния Христу. Этим объясняется его отказ от плотяности и несение подвигов спасения, которые очищают его дух чище золота, расплавленного огнем [16].

Говоря обобщенно, сочетание подвига покаяния с неусыпной, смиренной молитвой к Богу подымает кающегося из нравственного ничтожества, духовно облагораживает, усвояет Христу и делает носителем благодатной любви, наподобие всех небожителей [17].

В заключение, на основании всего сказанного выше, отметим раздельно ступени возвышения грешника к Богу от греха по пути спасения.

Первоначально грешник приходит в страх Божий и начинает видеть ясно множество личных грехов вследствие падения луча благодати на его сердце. Он болезненно горько плачет о грехах и начинает смиренно обращаться к Богу с молитвой о прощении своих беззаконий.

Покаяние в течение всей жизни человека на земле лежит в основе христианского подвига. Прекращение верующим покаяния после исповеди и причащения разъединяют его с Церковью, поскольку он ежедневно много согрешает.

Страстные навыки требуют от него непрерывного самоотвержения и самопринуждения к добру. Соединение таких подвигов со смиренной молитвой к Богу умиляет его сердце. От умиления в подвижнике рождается благодатная любовь к Богу, развитию которой нет конца.

Спаситель ежедневно прощает христианину его грехи за покаяние и не перестает восставлять его от падений греховных до самой кончины.

Смерть, застигающая верующих в подвигах покаяния и молитвы, служит мостом, по которому они переходят в вечно блаженное Царство Христово.


[1] Триодь Цветная, Среда 5 Седм. по Пасхе утра, 4 стихира хвалитная на "и ныне".

[2] Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, 4 тропарь, Блажен, на Литургии; Нед. 50-цы вечера, Великая ектения.

[3] Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе веч., 2 тропарь, Блажен, на Литургии.

[4] О. I., 1 гл. Понед. вечера, 1 стиховная стихира.

[5] О. I., 1 гл. Понед. утра, 2 стиховная стихира.

[6] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. умилительн., 1 тр. 7 п.; Вторник утра, Покаян. Канон, 1 тр. 9 п.

[7] О. I., 1 гл. Нед. утра, Степенны, 1 Антифон, 1 и 2 тропари; 2 Антифон, 1 тропарь, 3 Антифон, 1 тр.

[8] О. I., 4 гл. Нед. вечера, 1, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах.

[9] Триодь Постная, Субб. вечера пред Нед. Мытаря и Фарисея, 3 стихира на Господи воззвах; Литийная стихира на "слава", Стиховная стихира на "слава".

[10] О. II., 5 гл. Четверг вечера, 5 стихира на Господи воззвах; Нед. вечера, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах; Вторник утра, Кан. умилительн., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п., 1 и 3 тр. 6 п., 1 и 2 тр. 7 п.; Понед. утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь; 0.11., 6 гл. Вторник утра, Канон Предтече, 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.

[11] Триодь Постная, Субб. Сырная вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Стиховная стихира на "слава", Литийная стихира на "слава"; Нед. Сырная утра. Канон, 1 тр. 3 п., 2 тр. 7 п.

[12] О. I., 4 гл. Понед. утра. Умилит. Канон, 2 тр. 7 п.; Понед. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Вторник утра. Канон покаян., 1 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Понед. вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

[13] О. I., 3 гл. Вторник утра, Канон умилит., 3 тр. 7 п.; Среда вечера, 3 стиховная стихира; Пяток утра, Канон Кресту, 4 тр. 7 п.; 4 гл. Понед. утра, Канон умилит., 4 тр. 3 п.; Четверг утра, Канон Апостол., 3 тр. 9п.; Субб. утра, Блажен., 2 тропарь.

[14] О. I., 1 гл. Понед. вечера,3 стиховная стихиpa; Понед. утра, Канон умилит., 3 тр. 1 п., 3 тр. 5 п., 4 тр. 7 п.; Среда утра, 3 стиховная стихира; Вторник утра, Кан. покаян., 3 тр. 8 п.; О. II., 5 гл. Понед. утра, Канон умилит., 3 тр. 5 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 4 тр. 5 п.; Субб. утра. Канон усопшим, 1 тр. 1 п.; 6 гл. Понед. утра, Кан. покаян., 4 тр. 8 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 4 п.

[15] О. II., 7 гл. Понед. вечера, 1 стихира на Господи воззвах: Вторник утра, Кан. умилит., 4 тр. 7 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 5 тр. 6 п.; Субб. утра, Канон Мучен., 1 тр. 4 п.; 8 гл. Понед. утра, Кан. покаян., 3 тр. 1 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 9 п.; Субб. утра, Канон усопшим, 1 тр. 7 п.

[16] O.I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 4 тр. 9 п.; Субб. утра, Кан. Мучен., 1 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 1 тр. 7 п.; О. II., 7 гл. Понед. утра, Канон умилит., 4 тр. 6 п.; 8 гл. Понед. утра, Блаженны, 4 тропарь.

[17] О. I., 2 гл. Нед. вечера, 6 стихира на Господи воззвах; Понед. утра, Блаженны на Литургии 2 тропарь; Вторник утра, Канон умилит., 4 тр. 5 п.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АНТ. - АНТИФОН

ГЛ. - ГЛАС

О. - ОКТОИХ

П. - ПЕСНЬ

ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА

СТИХ. - СТИХИРА

ТР. - ТРОПАРЬ

[Оглавление]

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную


Полезная информация: