Афанасий Великий. Семь праздничных посланий - Первое праздничное послание
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Афанасий Великий

Семь праздничных посланий - Первое праздничное послание

Первое праздничное посланіе (329 г.).

Первое праздничное посланіе епископа Аѳанасія, по которому воскресенье Пасхи въ сорокъ пятомъ году эры Діоклитіана [1] было одиннадцатаго Фармуѳа, за восемь дней до апрѣльскихъ идовъ [2]; въ восьмое консульство Константина Августа и четвертое — Константина Кесаря, когда Септимій Зеній былъ префектомъ [3], — во второй годъ индиктіона; — о постѣ, трубахъ и праздникахъ.

1) Пріидите, возлюбленные! Надлежащее время призываетъ насъ къ тому, чтобы мы совершили празднество. Снова Солнце Правды, освѣщая насъ Своими Божественными лучами, заранѣе предуказываетъ намъ время празднованія, въ которое мы, покорные Ему, должны праздновать такъ, чтобы радость не миновала насъ, хотя время преходяще. Ибо знать благопотребное время первѣе всего необходимо при упражненіи въ добродѣтели; какъ и блаженный Павелъ, наставляя ученика своего знать надлежащее время, поучаетъ его въ сихъ словахъ: настой благовременнѣ и безвременнѣ (2 Тим. 4, 2); дабы онъ, зная то и другое, выполнялъ то, что приличествуетъ своему времени, отъ неблаговременнаго же порицанія удерживался. Такъ равно и Богъ всяческихъ, по образному изреченію премудраго Соломона, все распредѣлилъ по временамъ и срокамъ (Еккл. 3, 1), дабы повсюду въ благопотребное время распространилось спасеніе человѣковъ. Точно также и Премудрость Божія, Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, сходя въ души преподобныхъ не безвременно, но благовременно, уготовляетъ ихъ въ друзей Божіихъ и пророковъ (Прем. 7, 27). Итакъ, когда весьма многіе молились о семъ и говорили: кто дастъ отъ Сіона спасеніе Израилево (Псал. 52, 7)? — Невѣста, какъ написано въ Пѣсни Пѣсней, молилась такъ: кто дастъ тя брате мой ссуща сосцы матере моея (Пѣсн. 8, 1)? т. е. чтобы ты сталъ подобенъ человѣкамъ и воспріялъ на Себя вмѣсто насъ скорби человѣческія.

2) Посему и Господь всяческихъ, сотворившій времена и лѣта, лучше насъ вѣдающій еже о насъ, подобно доброму врачу, знающему время, когда радоваться о получившихъ исцѣленіе благодаря собственному послушанію; снова не безвременно, но благовременно ниспосылаетъ то, о чемъ говоритъ: во время пріятно послушахъ тебе, и въ день спасенія помогохъ ти (Ис. 49,8). Так-же и блаженный Павелъ, давая намъ наставленіе касательно этого времени, пишетъ слѣдующее: се нынѣ время благопріятно, се нынѣ день спасенія (2 Кор. 6, 2)! Благовременно же призывалъ Богъ сыновъ Израилевыхъ чрезъ Моисея къ священнымъ празднествамъ, говоря: три краты въ лѣтѣ сотворите Ми праздникъ (Исх. 23, 14); изъ каковыхъ празднествъ, возлюбленные, одно есть то, которое нынѣ предстоитъ намъ, къ которому призываютъ и которое праздновать побуждаютъ насъ священныя трубы; такъ святый Псалмопѣвецъ заповѣдуетъ это сими словами: вострубите въ новомѣсячіи трубою, въ день праздника вашего (Псал. 80, 4). Это слово даетъ намъ двоякое повелѣніе — вострубить трубою какъ въ новомѣсячіе, такъ и въ дни торжественные; оно же дѣлаетъ днемъ торжества и тотъ день, въ который, въ срединѣ мѣсяца, лунный свѣтъ достигаетъ полноты, — тотъ день, который нѣкогда имѣлъ прообразовательное значеніе, какъ и день трубъ; а онѣ, какъ я сказалъ ранѣе, призывали иногда къ празднеству, иногда же къ посту и къ брани. Но не былъ незнаемымъ (и не къ грядущему это имѣло отношеніе), но былъ понятнымъ этотъ трубный звукъ — чтобы каждый приступалъ къ объявленному имъ празднеству. И этому не отъ меня надлежитъ вамъ учиться, но изъ Божественныхъ Писаній, — когда Богь явилъ Себя Моисею и говорилъ ему, какъ написано въ книгѣ Числъ: и рече Господь къ Моѵсею, глаголя: сотвори себѣ двѣ трубы сребряны: кованы сотвориши я, и будутъ тебѣ на созваніе сонма (Числ. 10, 1-2). Превосходно для тѣхъ, которые теперь любятъ Его! — дабы можно было познать, что это учреждено было, пока былъ Моисей, пока существовала тѣнь; такъ какъ употребленіе трубъ вообше было установлено только, до времене исправленія (Евр. 9, 10). Ибо говоритъ Онъ: аще же изыдете на брань въ земли вашей къ супостатомъ супротивящимся вамъ (слѣдовательно, такимъ образомъ можно было поступать только въ ихъ странѣ, но никакъ не внѣ ея); и затѣмъ: и вострубите и назнаменуйте трубами, и воспомянетеся предъ Господемъ, и избавитеся отъ врагъ вашихъ (Числ. 10, 9). Не во время браней только трубили они въ трубы, но въ Законѣ была установлена и труба праздничная. Слушай опять, что онъ говоритъ, присовокупляя: и во днехъ веселія вашего, и въ праздницѣхъ вашихъ, и въ новомѣсячіихъ вашихъ вострубите трубами (Числ. 10, 10). Но да не подумаетъ кто-либо, что это слово простое и малозначительное, когда услышитъ Законъ, дающій повелѣніе касательно трубъ; велико и страшно слово это! А какъ эта труба болѣе всякаго другого звука и всякаго орудія можетъ возбудить и исполнить страхомъ, то Израиль, который былъ тогда еще отрокомъ, былъ приводимъ ею къ познанію посредствомъ прообраза. Но дабы это не было почитаемо вообще за нѣчто человѣческое, а за нѣкоторое превосходнѣйшее и сверхчеловѣческое знаменіе; звукъ сей былъ подобенъ тому, которому они внимали при горѣ, чтобы памятовать о Законѣ, данномъ имъ тогда, и соблюдать его.

3) Чуденъ былъ этотъ Законъ, даже, будучи тѣнью, прекрасенъ! А если не такъ, то онъ не возбуждалъ бы страха и не способствовалъ бы благонравію тѣхъ, которые слышатъ его; и гораздо болѣе это должно имѣть значеніе по отношенію къ тѣмъ, которые нѣкогда видѣли это; но въ то время это было прообразовательно и совершалось какъ бы въ тѣни. А мы, измѣняя свое пониманіе и впредь удаляясь отъ сѣновнаго, приступаемъ къ истинѣ и взираемъ на священныя трубы нашего Спасителя, велегласно призывающія насъ иногда на брань, какъ говорится у блаженнаго Павла: нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ, и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злоды поднебеснымъ (Ефес. 6, 12). Иногда громко призываетъ онъ къ цѣломудрію, преданности и единодушію въ брачной жизни; соизволяя дѣвамъ то, что прилично дѣвству, любящимъ воздержную жизнь — то, что прилично воздержанію; для состоящихъ же въ бракѣ одобряетъ то, что свойственно брачному состоянію, распредѣляя каждому соотвѣтственныя преимущества и почетныя награды. Въ иное время призываетъ онъ къ посту и къ празднованію. Внимай опять ему же, возглашающему какъ бы трубнымъ гласомъ: пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ. Тѣмже да празднуемъ, не въ квасѣ ветсѣ, ни въ квасѣ злобы и лукавства (1 Кор. 5. 7-8). А если кто хочетъ слышать превосходнѣйшую изъ всѣхъ трубъ, слушай нашего Спасителя, говорящаго: въ послѣдній день великій праздника стояше Іисусъ, и зваше, глаголя: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ (Іоан. 7, 37)! Ибо не подобало Спасителю призывать насъ просто къ празднованію, но къ превосходнѣйшему празднику призываетъ Онъ насъ, если только мы уготовали себя къ тому, что должны услышать, и сдѣлали себя способными къ распознаванію звука трубнаго всякаго рода.

4) А какъ я прежде сказалъ, различныя существуютъ знаменованія, то выслушай Пророка, возглашающаго трубою, такъ сказать, прообразно; и затѣмъ, обращаясь къ истинѣ, уготовляй себя къ знаменію трубному. Ибо тотъ говоритъ: вострубите трубою въ Сіонѣ, освятите постъ (Іоил. 2, 15)! Попечительна эта труба и всеусердно заповѣдуетъ она, чтобы мы, когда постимся, святили постъ, по реченному: не всѣ изъ призывающихъ Бога святятъ имя Божіе [4]; но нѣкоторые изъ таковыхъ безчествуютъ Его. Не Его, впрочемъ, — да не будетъ! — но свои собственныя помышленія касательно Его; ибо Онъ святъ, и благоволеніе Его на святыхъ. Посему блаженный Павелъ презрителямъ Бога вмѣняетъ это въ грѣхъ: преступленіемъ закона Бога безчествуеши (Рим. 2, 23). Итакъ, въ противоположность тѣмъ, которые оскверняютъ постъ, говоритъ онъ здѣсь: святите постъ! А вѣдь многіе, будучи ревностны по отношенію къ посту, оскверняютъ самихъ себя помышленіями сердецъ ихъ, то совершая безчестныя дѣянія противъ своихъ братьевъ, то замышляя гибель ихъ. Такимъ образомъ, онъ говоритъ не что другое, какъ то, что много есть превозносящихся надъ ближнимъ и разсѣевающихъ еще большее зло. Равно какъ и тому фарисею (Лук. 18, 12), хотя онъ постился двукратно въ теченіи недѣли, не послужило на пользу похваленіе постомъ единственно потому, что онъ превозносился надъ мытаремъ. Точно также и Логосъ, порицая сыновъ Израиля за таковой постъ, хотѣлъ чрезъ Пророка Исаію вразумить ихъ, говоря: не сицеваго поста Азъ избрахъ, и дне, еже смирити человѣку душу свою: нижé аще слячеши яко серпъ выю твою, и вретище и пепелъ постелеши, нижé тако наречете постъ пріятенъ (Ис. 58, 5). Какъ же мы можемъ показать примѣръ таковаго поста? Какъ мы должны вести себя, когда постимся? и каковъ долженъ быть самый постъ? — Опять внимай Богу, дающему Моисею повелѣніе и говорящему, какъ написано въ книгѣ Левитъ: и рече Господь къ Моисею, глаголя: и въ десятый день седмаго мѣсяца сего день очищенія, нареченъ святъ да будетъ вамъ: и смирите души ваша, и принесите всесожженіе Господу (Лев. 23, 26-27). Затѣмъ, для того, чтобы и о семъ Законъ заключалъ постановленія, Онъ говоритъ далѣе: всяка душа, яже не покорится въ день той, потребится отъ людей своихъ (Лев. 23, 29).

5) Смотрите, братія мои! сколь много можетъ постъ и какъ поститься повелѣваетъ намъ Законъ. Ибо не плотью только требуетъ онъ поститься, но и душею. А душа смиряется тогда, когда не допускаетъ плѣнить себя чрезъ наученія развращенности, но питается добродѣтелями, которыя ей приличествуютъ. А добродѣтели и пороки составляютъ питаніе души, будетъ ли она употреблять пищу того и другого рода или обратится туда, куда пожелаетъ: то и другое доступно для нея; ибо, если она склоняется къ добродѣланію, то питается посредствомъ добродѣтелей — справедливости, воздержанія, терпѣнія; какъ говоритъ и Павелъ, который питался словомъ истины; а также и Господь нашъ, питаясь тѣмъ же, говорилъ: Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, иже на небесѣхъ (Іоан. 4, 34). — А если душа не этимъ питается, но склоняется долу, тогда она питается ничѣмъ инымъ, какъ грѣхомъ. И Духъ Святый такъ именуетъ діавола, когда повѣствуетъ о грѣшникахъ и пищѣ ихъ: далъ еси того брашно людемъ еѳіопскимъ (Псал. 73, 14). Таковы брашна грѣшниковъ. А какъ Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, будучи небеснымъ хлѣбомъ, есть пища святыхъ, согласно слову Его: ядите Тѣло Мое и пійте Кровь Мою; то и діаволъ есть пища нечистыхъ и тѣхъ, кои не дѣлаютъ дѣлъ, принадлежащихъ свѣту, но совершаютъ дѣла тьмы. Посему, ради удаленія и отвращенія отъ пороковъ, повелѣлъ Онъ имъ питаться брашнами добродѣтели, каковы: смиреномудріе, перенесеніе униженій безъ надменности, познаніе Бога. Ибо таковой постъ не только доставляетъ душамъ миръ; ио, будучи святимъ, онъ самъ уготовляетъ святыхъ и возводитъ отъ земли.

6) Быть можетъ, покажется удивительнымъ, что я хочу сейчасъ сказать, и должно быть причислено къ величайшимъ чудесамъ (хотя оно и не уклоняется отъ истины, такъ что вы можете удостовѣриться въ этомъ изъ святыхъ Писаній [5], — именно о томъ, что, когда постился великій Моисей, онъ былъ въ общеніи съ Богомъ и получилъ Законъ. Когда постился великій и святый Илія, и онъ былъ удостоенъ Божественнаго лицезрѣнія и наконецъ былъ вознесенъ подобно Тому, Который вознесся на небеса. Также и Даніилъ, хотя онъ былъ еще юнъ, за то что постился, былъ удостоенъ откровенія тайны и одинъ только узналъ сокровенное для царя и вмѣстѣ съ тѣмъ сдѣлался причастникомъ Божественнаго лицезрѣнія. Но не должно быть недовѣрчивымъ вслѣдствіе того, что длительность поста и долгій срокъ его у нихъ столь чудесны; но наипаче подобаетъ довѣрять этому, поучаясь, что созерцаніе Бога и отъ Него исходящее слово достаточны для препитанія тѣхъ, кои внимаютъ Ему, и служатъ имъ вмѣсто всякаго брашна. То же и у ангеловъ. Не инымъ образомъ питаются они, какъ чрезъ то, что непрестанно взираютъ на небѣ на Лице Отца и Спасителя. Потому же постился и Моисей, коль скоро онъ бесѣдовалъ съ Богомъ, — именно тѣлесно; а питаемъ былъ онъ Божественнымъ словомъ. А когда онъ сходилъ къ народу и Богъ восходилъ отъ него, тогда тотчасъ же онъ ощущалъ голодъ, подобно людямъ; ибо не долѣе сорока дней, въ кои онъ бесѣдовалъ съ Богомъ, пребывалъ онъ въ постѣ. Вообще же каждый изъ святыхъ дѣлался участникомъ этой превосходнѣйшей пищи.

7) Посему также и мы, возлюбленные, если питаемъ нашу душу Божественными брашнами — словомъ Божіимъ и по Божественному изволенію, а въ отношеніи того, что отвнѣ, соблюдаемъ воздержаніе тѣлесно, какъ подобаетъ будемъ праздновать этотъ великій и спасительный праздникъ. Отъ этой Божественной снѣди вкушали, правда, и несмысленные іудеи, взирая на нее, какъ на прообразъ, — въ видѣ агнца въ праздникъ Пасхи; но какъ они не уразумѣли прообразованія, то вкушаютъ и до сего дня именно того же агнца, заблуждаясь и находясь въ удаленіи какъ отъ своего города, такъ и отъ истины. Ибо сколь долго Іудея и городъ существовали, существовалъ и прообразъ, агнецъ и тѣнь; ибо Законъ повелѣвалъ такъ: не должно этому быть въ иномъ городѣ, но въ землѣ Іудейской; внѣ же ея ни въ какомъ другомъ мѣстѣ (Втор. 12, 11. 13-14). Здѣсь Законъ повелѣлъ имъ приносить жертвы всесожженія и закланія; ибо не было другого алтаря, кромѣ іерусалимскаго. А такъ какъ въ этомъ только городѣ и былъ алтарь и тамъ же созданъ былъ храмъ; то имъ и не было позволено приносить тѣ жертвы ни въ какомъ другомъ городѣ для того, чтобы, когда городу придетъ конецъ, тогда и то, что касалось тѣни, было упразднено.

8) Смотри же: теперь, по пришествіи нашего Спасителя, городъ достигъ своего конца, и вся Іудейская страна опустошена; такъ что относительно сего мы не имѣемъ нужды ни въ какомъ внѣшнемъ свидѣтельствѣ; но собственными очами можемъ удостовѣриться въ томъ, что произошло. Соотвѣтственно сему, необходимо, что бы и тѣнь также была упразднена, и вамъ нѣтъ нужды объ этомъ узнавать отъ меня; ибо это предварено уже священнымъ гласомъ Пророка, громко восклицающаго: се на горахъ ноги благовѣствующаго, и возвѣщающаго миръ (Наум. 1, 15). А что же обозначено тѣмъ, что онъ провозглашаетъ, какъ не то, о чемъ онъ говоритъ имъ далѣе: празднуй Іудо праздники твоя, воздаждь обѣты твоя, зане не приложатъ ктому еже проити сквозѣ тебе во обетшаніе: скончася, и извержеся. Взыде вдыхаяй въ лице твое, отъемляй отъ оскорбленія (Наум. 1, 15; 2, 1). А кто же, можно сказать іудеямъ, есть тотъ, кто восшелъ для того, что бы похвала тѣни прекратилась? И не должно съ равнодушіемъ внимать сему: скончася... взыде вдыхаяй въ лице твое; ибо ничто еще не было совершеннымъ, прежде чѣмъ взыде вдыхаяй въ лице; но все достигло совершенства тотчасъ же, какъ онъ восшелъ. Но Кто же Онъ, какъ я и прежде спрашивалъ васъ, іудеи? Бытъ можетъ, это Моисей? Но это было бы ошибочно; ибо тогда народъ еще не вошелъ въ ту страну, въ которой только и препоручено ему было исполнить Божественныя повелѣнія. Или это Самуилъ? или другой кто изъ пророковъ? Но и это было бы превратно; ибо до того времени существовали еще въ Іудеѣ тѣ установленія, и самый городъ еще стоялъ; изъ чего съ необходимостью вытекаетъ, что, пока онъ стоялъ, и тѣ были выполняемы. Итакъ, возлюбленные, ни одинъ изъ нихъ не былъ Тотъ, Кто восшелъ. Теперь, если вы желаете слышать неложное слово и воздержаться отъ іудейскихъ басней; то воззрите на Спасителя нашего, Который взыде вдыхаяй въ лице и изрекъ Своимъ ученикамъ: пріимите Духъ Святъ (Іоан. 20, 22)! Ибо, какъ только это совершилось, все достигло завершенія; тогда жертвенникъ разсѣлся, и завѣса церковная раздралась; и — такъ какъ городъ еще не былъ разрушенъ — сначала мерзость запустѣнія была посреди храма, а затѣмъ какъ самый городъ, такъ и все обветшавшее должно было прійти къ своему концу.

9) А такъ какъ мы теперь уже переступили время сѣни, то ничего болѣе не имѣемъ въ ней для исполненія, но должны скорѣе обратиться къ Господу; Господь же Духъ есть: а идѣже Духъ Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17), какъ это мы слышимъ отъ священной трубы; когда мы уже болѣе не плотского агнца закалаемъ, но истиннаго Агнца закланнаго, Господа нашего Іисуса Христа, Который яко овча на заколеніе ведеся, и яко агнецъ предъ стригущимъ его безгласенъ (Ис. 53, 7); мы содѣлываемся чистыми Его честною кровію, лучше глаголющею, нежели Авелева (Евр. 12, 24); обувше нозѣ въ уготованіе благовѣствованія мира (Ефес. 6, 15), воспріимше въ руки наши жезлъ и палицу Господа, въ чемъ находилъ успокоеніе тотъ праведникъ, который такъ говорилъ: жезлъ Твой и палица Твоя, та мя утѣшиста (Псал. 22, 4); словомъ сказать — когда мы во всемъ обнаруживаемъ готовность и ни о чемъ не имѣемъ огорчительной заботливости; ибо, какъ говоритъ блаженный Павелъ, Господь близъ (Флп. 4, 5) и какъ Спаситель нашъ говоритъ: воньже часъ не мните. Сынъ Человѣческій пріидетъ (Матѳ. 24, 44).

10) Тѣмже да празднуемъ, не въ квасѣ ветсѣ, ни въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор. 5, 8); отложивше ветхаго человѣка съ дѣлами его и облекшеся въ новаго человѣка созданнаго по Богу (Ефес. 4, 22. 24); въ смиреномудріи и чистотѣ совѣсти, поучаясь въ Законѣ день и нощь. И когда всѣ мы отложимъ лицемѣріе и зложелательство, удалимъ отъ себя гордость и ложь, тогда возможемъ достичь любви къ Богу и ближнему нашему; дабы, обновившись и воспріявши новое вино — Святаго Духа, мы могли и мѣсяцъ этихъ новыхъ плодовъ (Втор. 16, 1) отпраздновать торжественно, какъ подобаетъ. Мы начинаемъ Святый Постъ въ пятый день Фармуѳа [6]; къ нему затѣмъ присовокупляемъ шестеричное число святыхъ и великихъ дней, какъ отображеніе творенія этого міра; прекращаемъ постъ и празднуемъ въ мирѣ, десятаго того же Фармуѳа [7], день святыя Субботы, пока не взойдетъ и не возсіяетъ для насъ свѣтлый день воскресенія — одиннадцатаго того же мѣсяца [8]. Отсюда мы исчисляемъ по порядку всѣ семь недѣль; празднуемъ день св. Пентикостіи, которая для іудеевъ нѣкогда была, въ качествѣ прообраза, праздникомъ седмицъ; когда (Втор. 16, 10; ср. 15, 1 — о субботнемъ годѣ) они производили расчисленіе и отпущеніе долговъ, и этотъ день былъ у нихъ днемъ освобожденія отъ всего прилучающагося. Мы же празднуемъ великій день воскресенія, какъ предзнаменованіе будущаго вѣка, на который здѣсь мы получаемъ залогъ для того, чтобы воспріять будущую вѣчную жизнь. А когда уже совсѣмъ преселимся отсюда, будемъ праздновать съ Самимъ Христомъ превосходнѣйшій праздникъ, — по примѣру святыхъ, восклицая и изрекая слѣдующія слова: пройду въ мѣсто селенія дивна даже до дому Божія, во гласѣ радованія и исповѣданія, шума празднующаго (Псал. 41, 5); такъ что удалятся болѣзнь и печаль и воздыханіе, и обрящется радость и ликованіе надъ главою нашею (Ис. 35, 10). О, еслибы могли мы достичь, какъ они, и того, чтобы оказаться въ числѣ избранныхъ!

11) Если теперь мы помнимъ о бѣдныхъ, никогда не забываемъ о страннопріимствѣ, а наипаче — если любимъ Бога отъ всей души, всею крѣпостію и силою, а ближняго нашего какъ самихъ себя; то мы воспріимемъ тогда ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9), — Единороднымъ Сыномъ Его, Господомъ и Спасителемъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, чрезъ Котораго Отцу Единому во Святомъ Духѣ честь и держава да будетъ во вѣки вѣковъ, аминь!

Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ! Привѣтствуютъ васъ всѣ братья, которые при мнѣ!

Конецъ перваго праздничнаго посланія святого Аѳанасія.

Примѣчанiя:
[1] 329 по Р. Хр.
[2] 6 Апрѣля.
[3] Соотвѣтствуетъ греческому названiю «епархъ».
[4] Сирск. «святятъ Бога».
[5] כתבא כהניא— левитскихъ книгъ.
[6] Понедѣльникъ предъ Пасхою — 31 Марта.
[7] 5 Апрѣля.
[8] 6 Апрѣля.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 392-403. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице