Афанасий Великий. Семь праздничных посланий - Третье праздничное послание
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Афанасий Великий

Семь праздничных посланий - Третье праздничное послание

Третье праздничное посланіе (331 г.).

Третье праздничное посланіе св. Аѳанасія, по которому воскресенье Пасхи въ сорокъ седьмомъ [1] году эры Діоклитіана было шестнадцатаго Фармуѳа, въ третій день апрѣльскихъ идовъ [2], въ консульство Аннія Басса и Авлавія, когда Флоренцій былъ префектомъ, — въ четвертый годъ индиктіона.

1) Снова, возлюбленные братія мои, приближается къ намъ день праздника, который болѣе всякаго другого приличествуетъ (посвящать) молитвѣ; и какъ торжественное совершеніе онаго заповѣдуетъ Законъ, то провести его въ безмолвіи было бы съ нашей стороны неизвинительно. И хотя мы находимся въ порабощеніи у нашихъ притѣснителей, такъ что ради ихъ мы не объявляемъ вамъ (открыто) о днѣ (праздника), однако — благодареніе Богу, утѣшаюшему притѣсняемыхъ! — мы, и преодолѣваемые злобой нашихъ обвинителей, не безмолвствуемъ; но, повинуясь гласу истины, вкупѣ съ вами громко восклицаемъ въ день праздника. Ибо Богъ всяческихъ повелѣваетъ такъ: скажи сынамъ Израилевымъ, чтобы они хранили Пасху (ср. Исх. 13, 5); а Святой Духъ увѣщеваетъ въ Псалмахъ: вострубите въ новомѣсячіи трубою, во благознаменитый день праздника вашего (Псал. 80, 4)! и Пророкъ восклицаетъ: празднуй Іудо праздники твоя (Наум. 1, 15)! И сіе пишу я вамъ не затѣмъ, будто вы находитесь въ невѣдѣніи, но скорѣе какъ хорошо знающимъ объявляю я о семъ; дабы вы могли убѣдиться, что, хотя люди насъ разлучили, но Богъ совокупилъ насъ, будемъ же памятовать объ одномъ и томъ же празднествѣ, будемъ же всегда чтить Единаго и Того же Бога. Не хотимъ мы совершать празднество, какъ наблюдающіе дни, ибо знаемъ, какъ Апостолъ вразумляетъ таковыхъ: дни смотряете, и мѣсяцы и времена и лѣта (Гал. 4, 10). Но болѣе ради торжественности объявляемъ мы о благознаменитомъ днѣ (праздника), дабы всѣ мы, повсюду сущіе чтители Бога, чрезъ совмѣстную молитву сдѣлались благоугодными Богу. Блаженный. Павелъ, который не объ удаленіи отъ таковой радости проповѣдывалъ, не о дняхъ и возвѣщалъ, но о Господѣ; дабы мы ради Него праздновали Пасху, говоря: Пасха наша за ны пожренъ бысть, Христосъ (1 Кор. 5, 7); такъ чтобы всѣ мы, помышляя о вѣчномъ бытіи Слова, могли посвящать себя на непрестанное Ему служеніе.

2) Ибо что иное представляетъ пасхальное празднество, какъ не духовное служеніе? а въ чемъ же состоитъ сіе служеніе? только въ постоянной молитвѣ и славословіи, (возсылаемомъ) безъ принужденія, отъ чего далеки неблагодарные, которые неизбѣжно лишаютъ себя участія въ праздничномъ торжествѣ, ибо отнимется отъ устъ ихъ радость и ликованіе. Посему и Божественное слово не допускаетъ, чтобы они имѣли миръ; ибо, безбожные не имѣютъ мира, говоритъ Господь, они творятъ дѣла горести и печали. Посему также не принялъ Господь того, который, по Евангелію (Матѳ. 18, 24 дал.), задолжавъ десять тысячъ талантовъ, получилъ отпущеніе; ибо онъ, получивъ оставленіе многаго, забылъ о снисходительности касательно немногаго; такъ что долженъ былъ потерпѣть наказаніе за первое (собственный долгъ), и по справедливости; поелику онъ, какъ познавшій милость (по отношенію къ себѣ), долженъ былъ умилосердиться надъ однимъ изъ клевретовъ своихъ. А тотъ, кто, получивъ талантъ, завернулъ его въ платокъ и закопалъ въ землю, — по всей справедливости, былъ отверженъ, какъ неблагодарный, и долженъ былъ услышать (приговоръ): лукавый рабе и лѣнивый, вѣдѣлъ еси, яко жну, идѣже не сѣяхъ; и собираю, идѣже не расточихъ: подобаше убо тебѣ вдати сребро мое торжникомъ: и пришедъ азъ взялъ быхъ свое съ лихвою. Возмите убо отъ него талантъ, и дадите имущему десять талантъ (Матѳ. 25, 16-28). Ибо надлежало, чтобы онъ, если бы позаботился, соблюлъ (и пріумножилъ) для Господина его достояніе; такъ какъ онъ зналъ благость Даровавшаго и цѣнность дарованнаго; конечно, не былъ жестокъ Тотъ, Кто далъ, ибо тогда не давалъ бы сначала; но и дарованное не было безполезно и ничтожно, ибо иначе Онъ не сожалѣлъ бы о немъ; но Даровавшій былъ благъ, а дарованное было благоплодно. Такимъ образомъ, какъ тотъ, кто во время посѣва удерживаетъ пшеницу, проклятъ по Божественной притчѣ (Прит. 11, 26), такъ равно и тотъ, кто нерадитъ о благодатномъ дарѣ и хранитъ его въ сокровенномъ мѣстѣ какъ негодный къ употребленію; отвергается за злонравіе и неблагодарность. Посему Господь похваляетъ тѣхъ, которые пріумножили врученное имъ, когда говоритъ: добрѣ, рáбе благій и вѣрный, о малѣ былъ еси вѣрень, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21. 23).

3) Весьма хорошо и благоразумно поступили другіе, которые пріобрѣли столько же, сколько получили, какъ показываетъ это Божественная рѣчь. При благодатномъ дарованіи отъ Бога, и наша воля, возлюбленные, должна употреблять усиліе и не ослабѣвать; дабы, при тщетности нашихъ усилій, врученный намъ даръ благодати не погибъ совсѣмъ, и врагъ, найдя насъ праздными и незанятыми, не вселился въ насъ; какъ это случилось съ тѣмъ, о которомъ упоминается въ Евангеліи (Матѳ. 12, 43 дал.): изъ него вышелъ нечистый духъ и, пройдя по безводнымъ мѣстамъ, взялъ съ собою семь другихъ духовъ, злѣйшихъ себя; и, возвратившись и нашедши домъ свой незанятымъ, сталъ жить тамъ, и было для человѣка того послѣднее хуже перваго; ибо удаленіе отъ добродѣтели открываетъ доступъ духу нечистому. А что благодатный даръ не долженъ оставаться у насъ безплоднымъ, того требуетъ Апостольское повелѣніе; ибо чтó Апостолъ пишетъ въ отдѣльности одному изъ учениковъ своихъ, о семъ чрезъ него напоминаетъ онъ и намъ, когда говоритъ: не неради о своемъ дарованіи живущемъ въ тебѣ (1 Тим. 4, 14); ибо кто обработываетъ свое поле, насытится хлѣба (Прит. 12, 11); а пути безпечныхъ тернисты (Прит. 15, 19); но дабы никто не преткнулся, Духъ Святый еще ранѣе увѣщеваетъ такъ: поновите себѣ поля, и не сѣйте на терніи (Іер. 4, 3). Ибо, если кто небрежетъ о врученномъ ему дарѣ благодати, то, предаваясь житейскимъ попеченіямъ, онъ дѣлается рабомъ вожделѣній; и потому, во время гоненія, становится отступникомъ и вообще неспособнымъ къ плодоприношенію; а что служитъ концомъ такого небреженія, объ этомъ возвѣщаетъ Пророкъ: проклятъ да будетъ мужъ, который дѣлаетъ дѣла Господни съ небреженіемъ (Іер. 48, 10)! Ревностнымъ и рачительнымъ, даже (какъ бы) пламенѣющимъ долженъ быть тотъ, кто творитъ что либо для славы Господа; дабы онъ, когда всю житейскую грѣховность уничтожитъ пламенемъ духовнымъ, могъ приблизиться къ Богу, Который, по словамъ святыхъ (мужей), именуется огнемъ потребляющимъ (Втор. 4, 24).

4) Посему то, Богъ всяческихъ, творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Псал. 103, 4), Который Духъ есть, по исходѣ изъ Египта, возбранилъ многимъ, которые не имѣли таковаго расположенія, приблизиться къ горѣ, гдѣ Онъ даровалъ имъ Законъ; а того, кто былъ объятъ пламенемъ Духа и не угасилъ въ себѣ дара благодати, — блаженнаго Моисея воззвалъ Онъ къ Себѣ, сказавъ: да приступитъ одинъ Моисей! Посему восшелъ онъ (на гору) чрезъ область мрака, и, когда гора дымилась, онъ пребывалъ невредимымъ и даже сошелъ еще болѣе очищеннымъ чрезъ словеса Господни, которыя суть сребро разжжено, искушено земли (Псал. 11, 7). Къ сему же увѣщеваетъ насъ блаженный Павелъ, такъ-какъ онъ врученный намъ даръ благодати не желаетъ видѣть охлажденнымъ, пиша слѣдующее: Духа не угашайте (1 Сол. 5, 19)! Такимъ образомъ мы пребудемъ общниками Христа, если твердо удержимъ отъ начала до конца залогъ Духа; ибо онъ (Апостолъ) говорилъ: «не угашайте Его!» — не такъ, чтобы Святой Духъ предаваемъ былъ во власть человѣковъ и могъ что-либо потерпѣть отъ нихъ; но что тѣ, кои выказываютъ себя въ своихъ стремленіяхъ злыми и неблагодарными, угашаютъ Его; а такъ же какъ они, такъ и тѣ, которые состарѣлись въ своихъ беззаконіяхъ, суть противники Святаго Духа. Святый бо Духъ наказанія отбѣжитъ льстива, нижé обитаетъ въ тѣлеси повиннѣмъ грѣху; но отымется отъ помышленій неразумныхъ (Прем. 1, 4-5). А какъ они неразумны, лживы и любители грѣха, то они ходятъ какъ бы въ потьмахъ; будучи лишены свѣта, иже просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 9). Таковой огнь объялъ и пророка Іеремію, когда слово (Господне) стало въ немъ яко огнь, и онъ сказалъ: разслабѣхъ отвсюду, и не могу носити (Іер. 20, 9). А Господь нашъ Іисусъ Христосъ, будучи благъ и человѣколюбивъ, пришелъ затѣмъ, чтобы возжечь его на землѣ, ибо сказалъ такъ: и что хощу, аще уже возгорѣся (Лук. 12, 49)? А Онъ желаетъ (достичь) сего, какъ о томъ свидѣтельствуется у Іезекилія (Іез. 18, 23; 33, 11), болѣе чрезъ исправленіе человѣка, нежели чрезъ его смерть; такъ чтобы во всѣхъ людяхъ попалено было огнемъ всякое зло; дабы, когда душа очистится, она могла и плоды приносить; и всѣянное Имъ слово принесетъ тогда плодъ въ тридцать и въ шестьдесятъ и во сто кратъ. Подобно сему и спутники Клеопы, первоначально слабые по своему невѣдѣнію, напослѣдокъ, возгорѣвшись (сердцемъ) отъ словъ нашего Спасителя, принесли плоды познанія о Немъ (Лук. 24, 18 дал.). Также и блаженный Павелъ, объятый пламенемъ этого огня, не уклонился къ плоти и крови, но сдѣлался проповѣдникомъ Слова, возвѣщающимъ о благодатныхъ дарованіяхъ. Но не такъ поступили тѣ девять прокаженныхъ, которые, очистившись отъ своей проказы, не воздали благодаренія Господу, своему Исцѣлителю. Не такъ и Іуда, который, воспріявъ жребій апостольскаго служенія и получивъ званіе ученика Господня, напослѣдокъ, вкусивъ отъ вечери вмѣстѣ съ нашимъ Спасителемъ, воздвигъ на Него пяту и сдѣлался предателемъ (Псал. 40, 10). Они получатъ возмездіе за свое безуміе: тщетна надежда ихъ по ихъ неблагодарности, нѣтъ ея; ибо неблагодарный совсѣмъ не имѣетъ надежды. Тѣхъ же, кои небрегутъ о Божественномъ свѣтѣ, ожидаетъ послѣдній огонь, уготованный діаволу и ангеламъ его. Итакъ, вотъ конецъ неблагодарныхъ! Напротивъ того, вѣрные и благіе рабы Господа, вѣдущіе, что Господь любитъ благодарнаго, никогда не прекращаютъ возсылать благодарность и чрезъ славословіе являть себя благодарными къ Господу; будетъ ли то во время мира или во время бѣдствія, они возносятъ съ благодареніемъ хвалебныя пѣсни къ Господу; поелику они ни во что вмѣняютъ временное, но превыше всего чтутъ Бога, Владыку времени (Рим. 12, 11). И во первыхъ Іовъ, этотъ величайшій изъ людей исполинъ (духа), соблюдалъ это, когда былъ богатъ; а когда обнищалъ, терпѣлъ до конца и терпя благодарилъ; равно какъ кроткій Давидъ во время скорби такъ воспѣвалъ: благословлю Господа на всякое время (Псал. 33, 2). А блаженный Павелъ не опускаетъ, можно сказать, ни въ одномъ посланіи съ благодарностью исповѣдывать Бога; въ счастіи не оставлялъ онъ сего, а гораздо болѣе похвалялся онъ скорбію, поелику зналъ онъ, что скорбь терпѣніе содѣловаетъ, терпѣніе же искусство, искусство же упованіе: упованіе же не посрамитъ (Рим. 5, 3-5). Если хотимъ и мы быть послѣдователями таковыхъ мужей, то никогда не должны провождать время безъ благодаренія; а теперь, когда именно наступило для насъ, по волѣ еретиковъ, время скорби, наипаче должны мы славословить Господа, говоря словами святыхъ: сія вся пріидоша на ны, и не забыхомъ Тебе (Псал. 43, 18)! Ибо, какъ іудеи, когда должны были терпѣть насиліе отъ полчищъ Едомлянъ (Псал. 136, 7) и когда были утѣсняемы врагами Іерусалима, не теряли бодрости духа, но тѣмъ съ бóльшимъ усердіемъ воспѣвали хвалебныя пѣсни Богу; такъ и мы, возлюбленные мои братія, когда намъ возбраняется изрекать слово Божіе, тѣмъ болѣе должны возвѣщать его; и когда насъ угнетаютъ, воспѣвать хвалебные гимны за то, что мы удостоились за истину принять безчестіе и мученіе. Посему будемъ возносить благодареніе, когда намъ приходится страдать! Такъ и блаженный Апостолъ, самъ во всякое время благодаря, побуждаетъ и насъ подобнымъ же образомъ приступать къ Богу, говоря: со благодареніемъ прошенія ваша да сказуются къ Богу (Флп. 4, 6). А какъ онъ побуждаетъ насъ никогда не отступать отъ этого требованія, то говоритъ: всегда благодарите, непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 18. 17)! Ибо хорошо зналъ онъ, что, если вѣрующіе благодарятъ, они чрезъ то пріобрѣтаютъ крѣпость; и если они радуются, то могутъ перейти чрезъ твердыни вражескія, какъ тѣ праведники, которые такъ говорили: о Тебѣ враги наша избодемъ роги (Псал. 43, 6) и Богомъ моимъ прейду стѣну (Псал. 17, 30). А если мы пребудемъ таковыми всегда, теперь же въ особенности; то, хотя бы многія бѣдствія постигли насъ и множество еретиковъ возмутилось противъ насъ; все же мы, возлюбленные братія мои, со благодареніемъ отпразднуемъ то священное празднество, которое теперь приближается къ намъ, препоясавъ наши помыслы по примѣру Спасителя нашего, о Которомъ написано: и будетъ препоясанъ правдою о чреслѣхъ Своихъ и истиною обвитъ по ребрамъ Своимъ (Ис. 11, 5); съ жезломъ въ рукахъ у каждаго изъ насъ — съ жезломъ, прозябшимъ отъ корня Іессеева, обувши ноги наши готовностью исполнять повелѣнія Евангельскія (Ефес. 6, 15), мы возможемъ праздновать Пасху, какъ говоритъ Павелъ не въ квасѣ ветсѣ, …но въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор. 5, 8), въ томъ упованіи, что мы такимъ образомъ, чрезъ праведность во Христѣ, получили примиреніе; поелику не отпадаемъ отъ вѣры и не оскверняемся вмѣстѣ съ еретиками и всѣми чуждыми истины, которая ниспровергнетъ ихъ дѣянія и замыслы. А если мы радуемся въ печали, то избавимся отъ печи желѣзной (Втор. 4, 20) и отъ (области) мрака; грозное Чермное море прейдемъ безъ урона; такъ что, увидѣвъ посрамленіе еретиковъ, можемъ потомъ воспѣть съ блаженнымъ Моисеемъ сію возвышенную хвалебную пѣснь: поимъ Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 1)!

Если, воспѣвая такъ, мы увидимъ, что грѣхъ въ насъ побѣжденъ, тогда возможемъ мы пройти и чрезъ пустыню; а если во св. Четыредесятницу предочистимъ себя молитвою и воздержаніемъ, благочестнымъ поведеніемъ и добрыми дѣлами, тогда мы получимъ возможность вкусить и отъ священнаго Агнца пасхальнаго въ Іерусалимѣ.

Начало же Четыредесятницы падаетъ на пятое Фаменоѳа [3]. Послѣ того, какъ мы въ эти дни, какъ я сказалъ, предочистились и пріуготовились, мы начинаемъ святую седмицу великаго праздника Пасхи въ десятый день Фармуѳа [4]; а въ это время, мои возлюбленные братія, подобаетъ прилежно молиться, поститься и бдѣть, дабы мы могли, окропивъ наши пороги Честною Кровію, избѣжать губителя (Исх. 12, 7. 23). Затѣмъ, въ пятнадцатый день мѣсяца Фармуѳа [5], когда мы по вечере субботнѣмъ (Матѳ. 28, 1) слышимъ отъ ангеловъ: что ищете живаго съ мертвыми? Нѣсть здѣ, но воста (Лук. 24, 5-6), мы прекращаемъ постъ. Вслѣдъ за симъ, я разумѣю — въ шестнадцатый день мѣсяца Фармуѳа [6], для насъ наступаетъ великій день воскресенія, въ который возсталъ изъ мертвыхъ Господь, даровавъ намъ миръ съ нашими ближними (Лук. 24, 36). Когда же мы такимъ образомъ, согласно съ Его волею, празднуемъ Пасху, то (начиная) съ этого дня, съ свѣтлымъ Воскресеніемъ соединяемъ и семь недѣль Пятидесятницы, въ которую мы, если только удостоились получить благодать Святаго Духа, непрестанно должны славословить Господа, чрезъ Котораго честь и держава да будетъ Отцу во Святомъ Духѣ во вѣки вѣковъ, аминь!

Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ! Привѣтствуютъ васъ братья, которые при мнѣ! Будьте здравы и памятуйте о насъ въ Господѣ! (О семъ) творю я моленіе, братія мои возлюбленные и вожделѣнные!

Конецъ третьяго праздничнаго посланія св. Аѳанасія.

Примѣчанiя:
[1] 331 по Р. Хр.
[2] 11 Апрѣля.
[3] 1 Марта.
[4] 5 Апрѣля.
[5] 10 Апрѣля.
[6] 11 Апрѣля.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 411-420. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице