Афанасий Великий. Семь праздничных посланий - Шестое праздничное послание
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Афанасий Великий

Семь праздничных посланий - Шестое праздничное послание

Шестое праздничное посланіе (334 г.).

Шестое (праздничное посланіе) того же (св. Аѳанасія), по которому воскресенье (Пасхи) было двѣнадцатаго Фармуѳа, въ седьмой день апрѣльскихъ идовъ [1], въ семнадцатый — луны, въ пятидесятый [2] (годъ эры) Діоклитіана, — въ консульство Оптата Патриція и Аниція Павлина, во дни Филагрія Каппадоккійца — епарха, — въ седьмой годъ индиктіона.

1) И опять, возлюбленные мои, Богъ привелъ насъ ко времени Праздника, и, по Его человѣколюбію, мы готовы составить праздничное собраніе. Ибо Богъ, выведшій Израиля изъ Египта, призываетъ насъ и теперь къ празднованію, говоря чрезъ Моисея: храни мѣсяцъ новыхъ (плодовъ), и да сотвориши Пасху Господеви Богу твоему (Втор. 16, 1); и чрезъ Пророка: празднуй Іудо праздники твоя, воздаждь Господеви обѣты твоя (Наум. 1, 15). А если Богъ благоволилъ теперь призвать насъ къ празднеству, то не слѣдуетъ намъ медлить, братія мои, не слѣдуетъ пропускать время; но съ радостію и усердіемъ должны мы поспѣшать къ Нему, дабы отъ сего времени радостно положивъ (благое) начало, могли мы воспріять и залогъ участія въ небесномъ торжествѣ. Если здѣсь рачительно будемъ совершать празднество, то, всеконечно, удостоимся и совершенной небесной радости, по слову Господа: желаніемъ возжелѣхъ сію пасху ясти съ вами, прежде даже не пріиму мукъ; глаголю бо вамъ, яко отселѣ не имамъ ясти отъ нея, дондеже скончаются [3] во царствіи Божіи (Лук. 22, 15-16). А мы вкушаемъ отъ нея тогда, когда, постигая внутреннимъ окомъ нашимъ существо Праздника и познавая Спасителя, предаемъ себя, по долгу нашему, Его милосердію, дабы намъ, какъ говоритъ Павелъ, можно было праздновать Пасху не въ квасѣ ветсѣ, ни въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор. 5, 8). Ибо Господь претерпѣлъ смерть въ эти дни, дабы мы впредь не предавались дѣламъ смерти; Онъ отдалъ Свою жизнь, дабы мы могли сохранить нашу отъ коварныхъ козней діавола и — что наиболѣе дивно — Слово плоть бысть, дабы мы болѣе не по плоти жили, но живя въ духѣ, могли воздавать (достойное) поклоненіе Богу, Который Духъ есть. Кто не такъ поступаетъ въ отношеніи сего, а только наблюдаетъ дни, тотъ не можетъ и Пасху праздновать, ибо, какъ неблагодарный, онъ возводитъ обвиненіе на благодать: дни имѣетъ онъ въ чести, а Господу, Который въ сіи дни совершилъ дѣло искупленія, не служитъ. Во всякомъ случаѣ, долженъ онъ, хотя бы и мнилъ себя празднующимъ Пасху, внимать слову Апостольскаго прещенія, (обращенному) противъ него: дни смотряете, и мѣсяцы и времена и лѣта. Боюся о васъ, еда како всуе трудихся въ васъ (Гал. 4, 10-11).

2) Не ради дней — праздникъ, но ради Господа; Его, Который въ сіи дни пострадалъ за насъ, почитаемъ мы за великое торжество, ибо Пасха наша за ны пожренъ бысть, Христосъ (1 Кор. 5, 7). Также и Моисей, научая Израиля, что Праздникъ слѣдуетъ почитать не за празднованіе дню, но Господу, говоритъ: Пасха есть Господня (Исх. 12, 11). Именно для іудеевъ, хотя они и предполагали, что хранятъ Пасху, поелику они возстали на Господа, было сіе безполезнымъ празднествомъ, хотя они не забыли объ имени Господа, и даже свидѣтельствовали о Немъ, однако это была Пасха не Господа, но іудеевъ; (отъ іудеевъ она и получила таковое наименованіе, братія мои); поелику же они отвергли Господина Пасхи, и Господь, отвращая отъ нихъ Лице Свое за таковое ихъ мудрованіе, говоритъ: новомѣсячій вашихъ, и субботъ... ненавидитъ душа Моя (Ис. 1, 14).

3) И въ настоящее время снова укоряетъ Господь совершающихъ Пасху таковымъ же образомъ, какъ и они (іудеи); то же и съ прокаженными, получившими очищеніе (Лук. 17, 12 дал.); возлюбивъ одного изъ нихъ какъ благодарнаго, на другихъ, какъ неблагодарныхъ, прогнѣвался Онъ; поелику они не познали Помощника, но исцѣленіе отъ проказы предпочли Цѣлителю. Ибо одинъ изъ нихъ, узрѣвъ свое исцѣленіе, громкимъ голосомъ воздалъ славу Богу и, павъ на лице свое къ ногамъ Іисуса, возблагодарилъ Его; и это былъ Самарянинъ. А когда Іисусъ спросилъ такъ: не десять ли очистишася? да девять гдѣ? Како не обрѣтошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменникъ сей (Лук. 17, 17-18)? то Ему, слѣдовательно, этотъ былъ болѣе (тѣхъ) другихъ угоденъ; посему, получивъ очищеніе отъ проказы, онъ услышалъ отъ Господа и сіе: воставъ иди: вѣра твоя спасе тя (Лук. 17, 19). Ибо благодарящій и прославляющій — оба составляютъ какъ бы одну чету, поелику они славятъ Помощника за свое терпѣніе въ страданіи, какъ къ сему всѣхъ побуждаетъ Апостолъ, говоря: прославите Бога въ тѣлесѣхъ вашихъ (1 Кор 6, 20), а Пророкъ повелѣваетъ такъ: дадите славу Богу (Іер. 13, 16). Хотя Каіафою былъ произнесенъ приговоръ надъ нашимъ Спасителемъ, хотя Онъ былъ поруганъ іудеями и въ сіи дни осужденъ былъ Пилатомъ; все же гласъ Отца, бывшій къ Нему, гораздо превосходнѣе и значительнѣе: и прославихъ (Его), и паки прославлю (Іоан. 12, 28).

4) Ибо то, что Онъ претерпѣлъ ради насъ, преходяще; а то, что Онъ сдѣлался нашимъ Искупителемъ, сіе пребудетъ во вѣкъ. Итакъ, возлюбленные мои, разсудивъ о семъ, мы не должны уже предаваться чревоугодію, но должны прославлять Господа, — превыше всего прославлять Того, Кто умеръ за насъ, какъ говоритъ Павелъ: аще бо изумихомся, Богови: аще ли цѣломудрствуемъ, вамъ (2 Кор. 5, 13). А если дѣйствительно такъ, что одинъ умеръ за всѣхъ, то и всѣ умерли для Него; и Онъ умеръ за всѣхъ, дабы мы живущіе уже не для себя жили, но для умершаго за насъ и воскресшаго (2 Кор. 5, 14-15). Ибо мы должны жить болѣе не для себя самихъ, но — какъ рабы Господни, дабы не вотще получать намъ даръ благодати, — тѣмъ болѣе, что нынѣ время благопріятно (2 Кор. 6, 2), и смерть Искупителя нашего является днемъ спасенія (нашего). А если ради насъ Слово смирило Себя и неподлежащее тлѣнію, ради искупленія всѣхъ насъ, облеклось въ тлѣнное тѣло, въ чемъ твердую увѣренность имѣетъ Павелъ, сказавшій: подобаетъ бо тлѣнному сему облещися въ нетлѣніе (1 Кор. 15, 53); и если Господь принесъ Себя въ жертву, чтобы Кровію Своею упразднить смерть, то не напрасно въ нѣкоемъ мѣстѣ укоряетъ Онъ тѣхъ, которые вотще сдѣлались причастниками пролитой Крови Его и въ Плоти Слова не обрѣли услады, — такъ говоря: кая польза въ крови Моей, внегда сходити Ми во истлѣніе (Псал. 29, 10)? Это не потому, чтобы уничиженіе Господа было безполезно, ибо (чрезъ него) Онъ пріобрѣлъ цѣлый міръ; но, поелику Онъ претерпѣлъ таковыя страданія, продолжающіе грѣшить тѣмъ болѣе должны были бы (поразмыслить надъ выборомъ): терпѣть ли лишеніе или получить пользу; ибо наше спасеніе Онъ вмѣняетъ въ собственную выгоду и пріобрѣтеніе, какъ и наоборотъ: нашу гибель почитаетъ Онъ собственнымъ лишеніемъ.

5) Такъ въ Евангеліи похваляетъ Онъ тѣхъ, которые усугубили дарованное: того, кто пять талантовъ умножилъ до десяти и того, кто два — до четырехъ, — какъ таковыхъ, которые сдѣлали пріобрѣтеніе и получили пользу; а того, который закопалъ талантъ (въ землю), отвергаетъ Онъ, какъ потерпѣвшаго уронъ, сими словами: лукавый рабе, …подобаше убо тебѣ вдати сребро Мое торжникомъ; и пришедъ Азъ взялъ быхъ Свое съ лихвою. Возмите убо отъ него талантъ, и дадите имущему десять талантъ. Всякому бо имущему вездѣ дано будетъ и преизбудетъ; отъ неимущаго же, и еже имать, взято будетъ отъ него. И неключимаго раба вверзите во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ (Матѳ. 25, 26-30). Ибо Онъ не желаетъ, чтобы полученный нами благодатный даръ оставался безъ приращенія, но мы должны съ усердіемъ позаботиться и о плодоприношеніи, о чемъ говоритъ блаженный Павелъ: плодъ же духовный есть, любы, радость, миръ (Гал. 5, 22); поелику онъ (Апостолъ) имѣлъ добрую совѣсть, никому ничѣмъ не причинилъ вреда, но былъ всѣмъ все, то и сдѣлался наставникомъ таковаго доброчестнаго настроенія, говоря такъ: воздадите убо всѣмъ должная (Рим. 13, 7). Онъ уподобился тѣмъ, которые посланы были Домовладыкою для того, чтобы получить отъ виноградарей плоды виноградника (Матѳ. 21, 33-39); онъ также усердно старался воздать всѣмъ должное; но Израиль пренебрегъ долгъ воздаянія, не имѣя доброй совѣсти; онъ убилъ посланныхъ и даже предъ Господиномъ виноградника не имѣлъ страха, ибо и Онъ былъ преданъ ими (сынами Израиля) смерти. Когда же Онъ явился и не нашелъ въ нихъ плода, то проклялъ ихъ чрезъ смоковницу, говоря: да николиже отъ тебе плода будетъ вовѣки (Матѳ. 21, 19)! и смоковница увяла и стала неплодною, такъ что и ученики дивились тому, что она изсохла.

6) Тогда исполнилось и сказанное Пророкомъ: и погублю отъ нихъ гласъ радости, и гласъ веселія, гласъ жениха, и гласъ невѣсты, благоуханіе мѵра, и свѣтъ свѣтильника. И будетъ вся земля сія въ запустѣніе (Іер. 25, 10-11); ибо ими приведено въ разстройство все законное служеніе, впредь навсегда они остаются безъ Праздника и не совершаютъ Пасхи. А почему? Они не имѣютъ (опредѣленнаго) мѣста, но повсюду блуждаютъ въ разсѣяніи и вкушаютъ опрѣсноки вопреки Закону, поелику не могутъ предварительно заклать агнца, какъ имъ повелѣно было ѣсть опрѣсноки. Наипаче же они во всемъ преступаютъ Законъ и вызываютъ наказаніе суда Божественнаго, такъ какъ учреждаютъ дни печали, вмѣсто радости. Причиною же послужило то, что они предали смерти Господа и нисколько не убоялись Единороднаго. То же претерпѣваютъ и теперь свыше всякой мѣры нечестивые еретики и несмысленные отступники; тѣ, поелику они предаютъ смерти Слово; эти, поелику раздираютъ (Его) ризу; и они пребываютъ въ отлученіи отъ Праздника, поелику не въ духѣ благочестія и вѣдѣнія провождаютъ жизнь, но ревнуютъ житію разбойника Вараввы, котораго іудеи исходатайствовали вмѣсто Искупителя. А посему и предалъ ихъ Господь проклятію въ образѣ смоковницы......

Однако Онъ такъ щадилъ ихъ по Своему человѣколюбію, что не уничтожилъ вмѣстѣ и корень; ибо корень Онъ не предалъ проклятію, а изволилъ только, чтобы впредь никто не вкушалъ отъ него плода. Поступивъ такимъ образомъ, Онъ уничтожилъ, правда, тѣнь, поелику осудилъ (смоковницу) на изсушеніе; но корень Онъ сохранилъ, — не съ тѣмъ, чтобы мы привились къ нему; но чтобы они (іудеи), если не пребудутъ въ своемъ упорномъ невѣріи, могли опять привиться къ собственной маслинѣ (Рим. 11, 17дал.). А теперь Господь предалъ ихъ проклятію за ихъ небреженіе.

7) Миновало для нихъ празднество новомѣсячія, истинный агнецъ и то, что было истинною Пасхою, и сіе перешло къ намъ. Къ намъ же перешелъ и тотъ торжественный день, въ который надлежитъ объявлять о празднованіи посредствомъ трубнаго звука, въ каковой (день) мы должны отлучать себя для Господа съ благодареніемъ и взирать на Него, какъ на основаніе нашего торжества. Ибо нашъ долгъ — не себѣ, но Господу праздновать Пасху, ликовать не въ себѣ, но въ Господѣ, Который понесъ наши болѣзни и сказалъ: прискорбна есть душа Моя до смерти (Матѳ. 26, 38). Язычники и всѣ люди, чуждые нашей вѣрѣ, совершаютъ празднество въ угоду себѣ; но они не имѣютъ мира, поелику согрѣшаютъ противъ Господа. А святые, живущіе для Господа, Его и прославляютъ торжественно, говоря: буду веселиться о спасеніи Твоемъ, и да радуется душа моя о Господѣ (Псал. 34, 9). Они имѣютъ и ко всѣмъ имъ вмѣстѣ относящееся повелѣніе: радуйтеся праведніи о Господѣ (Псал. 32, 1), дабы они могли составить собраніе и вкупѣ воспѣть торжественное славословіе: будемъ ликовать не для себя самихъ, но для Господа!

8) Такъ ликовалъ патріархъ Авраамъ не потому, что увидѣлъ свой день, но (день) Господа (Іоан. 8, 56); и такимъ образомъ, онъ, имѣя упованіе, увидѣвъ его (день Господа), возрадовался; а когда онъ былъ искушаемъ, то вѣрою принесъ Исаака (Евр. 11, 17); тотъ принесъ въ жертву единороднаго сына, кто (о немъ) получилъ обѣтованіе; и, отдавая сына своего на жертву, онъ воздалъ поклоненіе Сыну Божію; а когда ему возбранено было заклать Исаака, онъ узрѣлъ въ образѣ агнца Христа, предавшаго Себя въ жертву Богу. Ибо Патріархъ чрезъ Исаака былъ только искушаемъ, а (въ дѣйствительности) принесенъ былъ въ жертву не онъ (Исаакъ), но Тотъ, о Которомъ прообразовательно возвѣщено у Исаіи, что Онъ какъ агнецъ веденъ былъ на закланіе и какъ овца предъ стригущими ее безгласна (Ис. 53, 7), — Тотъ, Который несетъ (на Себѣ) грѣхъ міра (Іоан. 1, 29). Посему и Аврааму возбранено было возложить руку на отрока, дабы іудеи, если бы они захотѣли отъ жертвоприношенія Исаака взять поводъ (для невѣрія въ Христа), пророческія Слова объ Искупителѣ нашемъ какъ всѣ вообще, такъ въ особенности тѣ, которыя изречены были чрезъ Псалмопѣвца: жертвы и приношенія не восхотѣлъ еси, тѣло же совершилъ ми еси (Псал. 39, 7) и всѣ имъ подобныя не могли относить къ сыну Авраама.

9) Ибо жертва состояла не въ правости Исаака, но Авраама, Который приносилъ ее (жертву), бывъ чрезъ то искушаемъ. Посему Богъ принялъ благое произволеніе приносившаго жертву, но не допустилъ, чтобы обреченный на жертву былъ закланъ; ибо смерть Исаака не могла даровать міру освобожденіе; но — только смерть нашего Искупителя, язвою Котораго всѣ мы исцѣлились (Ис. 53, 5). Ибо павшихъ Онъ возставилъ, недужныхъ исцѣлилъ, алчущихъ насытилъ, терпѣвшихъ лишеніе исполнилъ изобилія и — что наиболѣе дивно — всѣхъ насъ воскресилъ отъ мертвыхъ; поелику Онъ упразднилъ смерть, а насъ отъ бѣдствій и скорби возвелъ къ упокоенію и радости сего празднества, — радости, имѣющей продолжаться и на небесахъ. Не мы только относимся къ сему съ благоговѣніемъ, но ради сего съ нами радуется и небо и вмѣстѣ ликовствуетъ вся Церковь первородныхъ на небесѣхъ написанныхъ (Евр. 12, 23); и Пророкъ такъ возвѣщаетъ о семъ: возвеселитеся небеса, яко помилова Богъ Израиля: вострубите основанія земная, возопійте горы веселіе, холми, и вся древеса, яже на нихъ: яко избави Богъ Іакова, и Израиль прославится (Ис. 44, 23). И опять: радуйтеся небеса и веселитеся, да отрыгнутъ горы веселіе, …яко помилова Богъ люди Своя, и смиренныя людей Своихъ утѣши (Ис 49, 13).

10) Вся тварь, братія мои, торжественно совершаетъ празднество и всякое дыханіе, по словамъ Псалмопѣвца, хвалитъ Господа (Псал. 150, 6), ради низложенія враговъ и нашего избавленія, и — не вотще; ибо, если радость бываетъ на небеси о единомъ грѣшникѣ кающемся; то не должна ли быть она гораздо большею по причинѣ уничтоженія грѣха и воскресенія мертвыхъ? О, какое празднество! сколь великая радость на небесахъ! Какъ радуются и ликуютъ всѣ (небесныя) силы, когда и въ нашихъ собраніяхъ — гласъ радости и священныя бдѣнія, — что, конечно, и во всякое время (приличествуетъ намъ), а тѣмъ болѣе имѣетъ мѣсто при пасхальномъ празднествѣ Вѣдь они (небожители) зрятъ на то, какъ согрѣшившіе творятъ покаяніе, отвратившіе лица свои, опять обращаютъ ихъ и пребывавшіе прежде въ похотяхъ и распутствѣ теперь смиряютъ себя постомъ и трезвеніемъ, и наконецъ на то, что діаволъ лежитъ, лишенный силы, бездыханный, связанный по рукамъ и ногамъ, такъ что мы глумимся надъ нимъ, говоря, смерть, гдѣ твоя побѣда? адъ, гдѣ твое жало? — а Господу воспѣваемъ хвалебныя пѣсни за побѣду.

11) Кто же приведетъ насъ къ тому Ангельскому воинству? Кто, достигнувъ благодати небеснаго празднества и торжества Ангеловъ, могъ бы сказать съ Пророкомъ таковымъ образомъ: яко пройду въ мѣсто селенія дивна даже до дому Божія во гласѣ радованія и исповѣданія, шума празднующаго (Псал. 41, 5)? А къ сему побуждаютъ насъ и тѣ святые, которые говорятъ: пріидите, и взыдемъ на гору Господню, и въ домъ Бога Іаковля (Ис. 2, 3). Однако таковое торжество не для нечистыхъ, и грѣшники совсѣмъ не имѣютъ къ нему доступа, но лишь добродѣтельные и рачительные и жительствующіе по примѣру святыхъ. Ибо кто взыдетъ на гору Господню? или кто станетъ на мѣстѣ святѣмъ Его? Неповиненъ рукама и чистъ сердцемъ, иже не пріятъ всуе душу свою, и не клятся лестію искреннему своему. Сей, когда взойдетъ, пріиметъ благословеніе отъ Господа (Псал. 23, 3-5), какъ присовокупляетъ Псалмопѣвецъ. Но явно, что сіе благословеніе есть то, которое Господь даруетъ имѣющимъ стать одесную Его, когда скажетъ: пріидите благословенніи, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе (Матѳ. 25, 34)! А лживый и нечистый сердцемъ не наслѣдуетъ ничего чистаго, какъ гласитъ книга Притчей: сыну лукавому ничтоже есть благо (Прит. 13, 13). Вообще же, поелику онъ чуждъ святымъ и иного рода, то признанъ будетъ недостойнымъ вкушенія Пасхальнаго Агнца, ибо ни какой иноплеменникъ не долженъ ѣсть отъ него (Исх. 12, 43). Такъ Іуда, когда онъ предполагалъ праздновать вечерю Пасхальную, поелику умыслилъ лукавство противъ Спасителя, изверженъ былъ изъ горницы и изъ сонма Апостольскаго; ибо Законъ повелѣлъ снѣдать агнца пасхальнаго съ должнымъ тщаніемъ; имъ же (Іудою), какъ только онъ вкусилъ отъ него, овладѣлъ діаволъ, вошедшій въ его душу.

12) Посему должны мы не такъ поступать, какъ будто мы совершаемъ пасхальное празднество на землѣ, но такъ, какъ бы мы совершали его съ Ангелами на небеси; мы должны славословить Господа въ чистотѣ, праведности и прочихъ добродѣтеляхъ, должны не ради себя торжествовать, но о Господѣ, дабы намъ стать и сонаслѣдниками святыхъ. Итакъ, будемъ праздновать подобно Моисею; бдѣть подобно Давиду, Который седмижды вставая, даже въ полуночное время, возносилъ благодареніе Богу ради праведныхъ судовъ Его (Псал. 118, 164. 62); (мы должны) утренневать, какъ онъ же говоритъ: рано предстану предъ Тобою, и Ты возришь на меня, рано слышишь Ты голосъ мой [4]; (мы должны) поститься подобно Даніилу, молиться, какъ повелѣваетъ Павелъ, непрестанно, научаясь знать надлежащее для молитвы время, — всѣ мы, а особенно состоящіе въ честномъ бракѣ, — дабы, такъ подвизаясь и такъ совершая празднество, мы могли войти въ радость Господа нашего въ (Его) Небесномъ Царствѣ. Но какъ Израиль, когда онъ хотѣлъ шествовать въ Іерусалимъ, былъ предочищенъ въ пустынѣ, поучаемый для того, чтобы забыть о Египетскихъ обычаяхъ; и поелику Слово восхотѣло, чтобы святая Четыредесятница была установлена и для насъ; то и мы должны предварительно позаботиться о чистотѣ и непорочности нашей; чтобы, начавъ съ сего и предавъ себя воздержанію, мы могли таковымъ же образомъ вознестись съ Господомъ въ небесную горницу, вкусить съ Нимъ отъ вечери и сдѣлаться причастниками небеснаго блаженства. Ибо инымъ образомъ никакъ невозможно достигнуть Іерусалима и вкусить отъ Пасхальнаго Агнца, если только не приступимъ прежде къ сорокадневному Посту.

13) Итакъ, мы начинаемъ Четыредесятницу съ начала мѣсяца Фаменоѳа [5] и, продолживъ ее до 5 Фармуѳа [6], мы обрѣтаемъ тогда отдохновеніе раннѣйшихъ воскресныхъ и субботнихъ дней. А затѣмъ мы начинаемъ святые дни Пасхи шестого Фармуѳа [7] и прекращаемъ постъ одиннадцатаго того же мѣсяца [8] въ поздній вечеръ, послѣ чего для насъ возсіяваетъ и свѣтлый день воскресенія — двѣнадцатаго Фармуѳа [9], благодатное сіяніе коего непрерывно распространяется на всѣ семь недѣль св. Пятидесятницы, во дни которой мы, прекративъ постъ, непрестанно должны довершать торжество пасхальнаго празднества во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, чрезъ Котораго Отцу да будетъ честь и держава во вѣки вѣковъ, аминь!

Привѣтствуютъ васъ всѣ братья, которые при мнѣ! Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ.

Конецъ шестого праздничнаго посланія святого и богоноснаго Аѳанасія.

Примѣчанiя:
[1] 7 Апрѣля.
[2] 334 по Р Хр.
[3] Въ сирск послѣ דנתמלא — «(пока она не) совершится» прибавлено עמכוי съ вами.
[4] Ср. Псал. 5, 4.
[5] 1 Фаменоѳа=25 Февраля.
[6] 1 Апрѣля.
[7] 2 Апрѣля.
[8] 6 Апрѣля.
[9] 7 Апрѣля.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 432-443. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице