Афанасий Великий. Семь праздничных посланий - Седьмое праздничное послание
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Афанасий Великий

Семь праздничных посланий - Седьмое праздничное послание

Седьмое праздничное посланіе (335 г.).

Седьмое (праздничное посланіе) того же (св. Аѳанасія), по которому воскресенье (Пасхи) было четвертаго Фармуѳа, въ третій день апрѣльскихъ календъ [1], — возрастъ луны 20, — въ пятьдесятъ первомъ году (эры) Діоклитіана [2], въ консульство Юлія Констанція, брата Августа [3], и Руфина Альбина; во дни того же Филагрія епарха, въ восьмой годъ индиктіона.

1) Блаженный Павелъ писалъ Коринѳянамъ, что онъ всегда носитъ въ своемъ тѣлѣ мертвость (Господа) Іисуса (2 Кор. 4, 10); — писалъ не потому, что одинъ онъ (былъ таковымъ); но ради того, чтобы и они (Коринѳяне), а также и мы могли славиться тѣмъ же и въ этомъ быть его подражателями, братія мои. И сія похвала не есть что либо необычайное — во всякое время, для всѣхъ насъ. Ее присвояетъ себѣ еще Давидъ въ Псалмахъ, когда говоритъ: Тебе ради умерщвляемся весь день, вмѣнихомвя яко овцы заколенія (Псал. 43, 23). Но подобаетъ, чтобы и съ нашей стороны было то же, особенно во дни праздника Пасхи, когда торжественно совершается воспоминаніе о смерти нашего Искупителя. А кто желаетъ быть подражателемъ смерти Его, тотъ долженъ блистать подвигами добродѣтели, умерщвляя уды, яже на земли, распиная плоть со страстями и похотями, живя духомъ, по духу и поступая (Гал. 5, 24-25); во всякое время надлежитъ ему памятовать о Богѣ, никогда не забывать о Немъ, никогда не дѣлать того, что принадлежитъ смерти. Посему то, дабы и мы мертвость (Господа) Іисуса носили на тѣлѣ нашемъ, онъ тотчасъ присовокупляетъ, указуя вмѣстѣ и путь къ таковому общенію (съ Господомъ): имуще же тойже духъ вѣры, по писанному: вѣровахъ, тѣмже возглаголахъ; и мы вѣруемъ, тѣмже и глаголемъ (2 Кор. 4, 13). А также и о благодатномъ дарѣ, происходящемъ отъ твердой вѣры, прибавляетъ онъ, говоря: Тотъ, Кто воздвигъ Іисуса, воздвигнетъ и насъ съ Іисусомъ и поставитъ насъ съ вами предъ Собою (2 Кор. 4, 14).

2) При такомъ упованіи и такомъ убѣжденіи святые усугубляютъ сію истинную жизнь; ибо, во всякомъ случаѣ, получатъ они и небесную радость, о каковой небрегутъ нечестивые, неизбѣжно лишая себя исходящаго изъ нея блаженства; ибо отверженъ будетъ нечестивый, дабы не видѣть ему славы Господа. И хотя бы они услышали ко всѣмъ обращенный гласъ обѣтованія: востани спяй, и воскресни отъ мертвыхъ (Ефес. 5, 14)! хотя бы они воскресли и даже достигли небесъ, могли бы постучать и сказать: отверзи намъ! все же, тѣмъ не менѣе, Господь укорилъ бы ихъ, какъ таковыхъ, которые далеки были отъ познанія Его, говоря: не вѣмъ васъ (Лук. 13, 25. 27). А Святый Духъ громко восклицаетъ противъ нихъ: да возвратятся грѣшницы во адъ, вси языцы забывающіи Бога (Псал. 9, 18). И мы говоримъ безбожникамъ, что они должны быть низвержены — не (только) ради подвластности ихъ грѣху, — какъ не носящіе, подобно святымъ, мертвости (Господа) на тѣлѣ своемъ; но и потому, что они самую душу свою погребаютъ во грѣхахъ и преступленіяхъ, удаляясь къ мертвецамъ и питая ее (душу) мертвенною пищею, на подобіе птенцовъ хищныхъ птицъ, которые съ высоты опускаются на трупы тѣхъ, кои дѣйствительно мертвы. Отъ (употребленія) ихъ уже Законъ предостерегалъ, давая повелѣніе, имѣющее прообразовательное значеніе: не только хищная птица и все, пожирающее падаль, но и всякій, употребляющій въ пищу какую либо мертвечину, да будутъ нечисты (Втор. 14, 21). А какъ они въ похотяхъ (своихъ) погубляютъ душу, то и высказываютъ тѣмъ ничто иное, какъ: до ямы и піемъ, утрѣ бо умремъ (Ис. 22, 13)! А какую корысть имѣютъ тѣ, которые настолько преданы утѣхамъ чувственности? Тотчасъ же присовокупляетъ онъ (Пророкъ) и о семъ, говоря: и откровенна сія суть во ушію Господа Саваоѳа, яко не оставится вамъ той грѣхъ, дондеже умрете (Ис. 22, 14). Ибо еще при жизни своей будутъ они въ посрамленіи, поелику чрево свое почитаютъ вмѣсто Бога; а когда умрутъ, они должны будутъ терпѣть мученія за то, что похвалялись таковою смертью. Посему же и Павелъ свидѣтельствуетъ о семъ такъ: брашна чреву, и чрево брашномъ: Богъ же и сіе и сія упразднитъ (1 Кор. 6, 13). А Божественное слово еще ранѣе возвѣстило о нихъ: смерть грѣшниковъ люта, и ненавидящіи праведнаго прегрѣшатъ (Псал. 33, 22). Ибо мучителенъ червь и тягостна тьма — сіе наслѣдіе нечестивыхъ.

3) А какъ святые и истинно преданные добродѣтели умерщвляютъ уды свои, яже на земли: блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую (Кол. 3, 5), пребывая посему въ чистотѣ и непорочности; и возлагаютъ надежду на обѣтованіе Искупителя нашего, Который говоритъ: блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8); то ихъ ожидаетъ блаженная кончина, какъ умершихъ для міра и отвергшихъ житейскія заботы, ибо честна предъ Господемъ смерть преподобныхъ Его (Псал. 115, 6). Они же, какъ подражающіе примѣру Апостола, могутъ сказать и сіе: Христови сраспяхся; живу же не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 19-20); а жизнь во Христѣ и есть истинная жизнь. Хотя они умерли для міра, однако жительствуютъ какъ бы на небеси, къ горнему обращая взоръ свой; какъ говоритъ тотъ, кто возлюбилъ таковыя обители: жительствуя на землѣ, мы имѣемъ жилище наше на небеси (Флп. 3, 20). А только жительствующіе такъ и достигшіе таковаго совершенства и могутъ славословить Бога, и сіе то подобаетъ почитать за дѣйствительный праздникъ, за истинное торжество. Ни заботы о брашнахъ, ни пышность одежды (1 Тим. 2, 9), ни суетное наблюденіе дней; но помыслъ, обращенный къ Богу, и благодарственная жертва, приносимая Ему чрезъ прославленіе Его, составляетъ сіе празднество. И сіе доступно только святымъ, живущимъ во Христѣ, ибо написано: не мертвіи восхвалятъ Тя Господи, нижé вси низходящіи во адъ, но мы живіи благословимъ Господа, отъ нынѣ и до вѣка (Псал. 113, 25-26). Равно какъ и Езекія, по избавленіи отъ смерти, такъ славилъ Бога за сіе: не похвалятъ бо Тебе, иже во адѣ, ни умершіи возблагословятъ Тя; …живіи же возблагословятъ Тя, якоже и азъ (Ис. 38, 18-19); ибо тѣмъ, которые только во Христѣ живутъ, доступно хваленіе и прославленіе Бога, чрезъ что они и достигаютъ (истиннаго) празднества; ибо Пасха не языческій праздникъ и не праздникъ тѣхъ, которые остаются еще іудеями по плоти; но тѣхъ, кои познаютъ истину во Христѣ; подобно тому, кто, бывъ посланъ возвѣстить объ этомъ празднествѣ, восклицаетъ: Пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ (1 Кор. 5, 7).

4) Посему, когда и нечестивые толпою стекаются, чтобы праздновать Пасху въ обществѣ святыхъ, и во время празднества славятъ Бога, Богъ отклоняетъ (славословіе) ихъ, говоря грѣшнику: вскую ты повѣдаеши оправданія Моя (Псал. 49, 16)? и Духъ Святый кротко отстраняетъ ихъ, говоря: не красна похвала во устѣхъ грѣшника (Сир. 15, 9); никакой грѣхъ не имѣетъ мѣста при прославленіи Бога, ибо грѣшникъ имѣетъ уста, говорящія превратное, по словамъ книги Притчей: уста нечестивыхъ отвѣщаютъ злая (Прит. 15, 28). Возможно ли хвалить Бога нечистыми устами? невозможно сіе, ибо такимъ то путемъ и обнаруживается противорѣчіе [4]. Кое бо причастіе правдѣ къ беззаконію?или кое общеніе свѣту ко тьмѣ? — восклицаетъ Павелъ, служитель Евангелія (2 Кор. 6, 14). Посему то грѣшники и всѣ чуждые Каѳолической Церкви, еретики и отступники, поелику они отринуты отъ участія въ славословіи святыхъ, по справедливости, пребываютъ въ отлученіи отъ праздника; а праведникъ, хотя бы казалось, что онъ умеръ для міра, имѣетъ непостыдную надежду, когда говоритъ: не умру, но живъ буду, и повѣмъ всѣ чудеса Твои (Псал. 117, 17). И Самъ Богъ не гнушается нарицаться Богомъ тѣхъ, которые дѣйствительно умертвили уды, яже на земли, но живы во Христѣ. Ибо Богъ есть Богъ живыхъ, а не мертвыхъ; чрезъ Свое живое Слово Онъ животворитъ каждаго, даруетъ питаніе и жизнь святымъ, какъ и Господь восклицаетъ о семъ: Азъ есмь хлѣбъ животный (Іоан. 6, 35), по поводу чего іудеи, поелику они чрезъ вкушеніе таковой пищи дѣлались недужными, какъ не обладавшіе навыкомъ и опытностью въ добродѣтели и не имѣвшіе влеченія къ таковой пищѣ; негодовали, что Онъ сказалъ: Я хлѣбъ, сходящій съ небесъ и дающій жизнь людямъ (Іоан. 6, 33).

5) Грѣхъ также имѣетъ свойственную ему пищу, ведущую къ смерти, такъ что взываетъ похотливымъ и безумнымъ такимъ образомъ: хлѣбомъ сокровеннымъ въ сладость прикоснитеся, и воду татьбы сладкую пійте; кто вкуситъ отъ сего, онъ только не вѣсть, яко земнородніи у нея [5] погибаютъ (Прит. 9, 17-18). И хотя грѣшникъ чаетъ имѣть отъ сего пріятность, однако послѣ (таковой) пищи онъ не обрѣтетъ благополучнаго конца, какъ опять говоритъ Премудрость Божія: сладокъ есть человѣку хлѣбъ лжи; но потомъ исполнятся уста его каменія (Прит. 20, 17); и: медъ каплетъ отъ устенъ жены блудницы, яже на время наслаждаетъ твой гортань; послѣди же горчае желчи обрящеши, и изощренну паче меча обоюдуостра (Прит. 5, 3-4). А когда онъ питается таковымъ образомъ и получаетъ лишь кратковременное удовольствіе, то скоро преданъ будетъ мученіямъ, поелику небрежетъ о собственной душѣ и не хочетъ знать несмысленный, что удаляющіеся отъ Бога погибаютъ. Опять, въ согласіи съ симъ, и пророческое увѣщаніе отклоняетъ отъ сего, когда говоритъ: что тебѣ и пути Египетскому? еже пити воду Геонскую и что тебѣ и пути Ассирійскому, да піеши воду рѣчную (Іер. 2, 18)? А премудрость Божія, возлюбившая человѣковъ, велегласно предостерегаетъ отъ сего: отскочи, не замедли на мѣстѣ ея, нижé настави ока своего къ ней; тако бо пройдеши воду чуждую, и прейдеши рѣку чуждую (Прит. 9, 18). Къ себѣ же призываетъ она такъ: премудрость созда себѣ домъ, и утверди столповъ седмь; закла своя жертвенная, и раствори въ чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи съ высокимъ проповѣданіемъ на чашу, глаголющи: иже есть безуменъ, да уклонится ко мнѣ; и требующимъ ума рече: пріидите, ядите мой хлѣбъ, и пійте вино, еже растворихъ вамъ (Прит. 9, 1-5). А какого же вознагражденія могутъ ожидать они за сіе? Оставьте неразуміе, дабы вамъ жить; и взыщите разума, чтобы вамъ поступать право (Прит. 9, 6) Хлѣбъ мудрости приноситъ плоды жизни, какъ говоритъ Господь: Азъ есмь хлѣбъ животный иже сшедый съ небесе; аще кто снѣсть отъ хлѣба сего, живъ будетъ во вѣки (Іоан. 6, 51). Ибо, хотя Израиль питался манною, этою поистинѣ пріятною и чудесною пищею. онъ умеръ, и никто изъ питавшихся ею не могъ бы жить вѣчно. А что, весь этотъ сонмъ умеръ въ пустынѣ, Господь утверждаетъ въ сихъ словахъ: Азъ есмь хлѣбъ животный. Отцы ваши ядоша манну въ пустыни, и умроша; сей есть хлѣбъ сходяй съ небесе, да, аще кто отъ него ястъ не умретъ (Іоан. 6, 48-50).

6) Злые терпятъ теперь лишеніе таковаго хлѣба; ибо души мужей женамъ подобныхъ взалчутъ (Прит. 18, 8). И только святой, поелику онъ уготовляетъ себя для того, исполняется сытости и можетъ сказать: азъ же правдою явлюся лицу Твоему; насыщуся, внегда явитимися славѣ Твоей (Псал. 16, 15). Кто разъ сдѣлается причастникомъ Божественнаго хлѣба, тотъ всегда будетъ томиться желаніемъ, а для алчущаго его онъ сдѣлается непрестающимъ, вѣчнымъ дарованіемъ, какъ и Премудрость даетъ таковое обѣтованіе: не убіетъ гладомъ Господь душу праведную (Прит. 10, 3). То же обѣщается и въ Псалмахъ: ловитву его благословляяй благословлю, нищія его насыщу хлѣбы (Псал. 131, 15). Но будемъ внимать и Самому Искупителю нашему, говорящему такъ: блажени алчущіи и жаждущіи правды, яко тіи насытятся (Матѳ. 5, 6). Посему вполнѣ понятно, что святые и возлюбившіе жизнь во Христѣ ощущаютъ въ себѣ алчбу таковаго брашна; и тотъ святой (Псалмопѣвецъ) молится такъ: имже образомъ желаетъ елень на источники водныя, сице желаетъ душа моя къ Тебѣ Боже; возжада душа моя къ Богу крѣпкому живому; когда пріиду и явлюся лицу Божію (Псал. 41, 2-3)? и онъ же говоритъ: Боже, Боже мой, къ Тебѣ утреннюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, въ земли пустѣ и непроходнѣ и безводнѣ. Тако во святѣмъ явихся Тебѣ, видѣти силу Твою и славу Твою (Псал. 62, 2-3).

7) А если это такъ, братія мои, то и мы должны умертвить уды, яже на земли и питаться отъ небеснаго Хлѣба въ вѣрѣ и любви къ Богу, поелику мы знаемъ, что безъ вѣры не возможно стать причастникомъ сего Хлѣба. Ибо Искупитель нашъ, когда всѣхъ призывалъ къ Себѣ и говорилъ: аще кто жаждетъ, да пріидетъ [6] ко Мнѣ и піетъ (Іоан. 7, 37), тотчасъ же присовокупилъ и о вѣрѣ, безъ которой никто не можетъ вкусить отъ сего брашна, говоря: вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 38). Посему Онъ во всякое время питалъ учениковъ, имѣвшихъ вѣру, отъ Своихъ словесъ и оживлялъ ихъ близостью Своего Божества. А жену Хананеянку, поелику она была еще невѣрующею, (сначала) не удостоилъ Онъ никакого отвѣта, хотя она и имѣла нужду въ полученіи отъ Него пищи; и такъ поступилъ Онъ не изъ презрѣнія, — да не будетъ! — ибо человѣколюбивъ и благъ былъ Господь, потому и пришелъ въ страны Тирскія и Сидонскія; но по причинѣ невѣрія ея и неосмысленности ея поведенія. И такъ поступилъ Онъ совершенно справедливо, братія мои; ибо сіе не могло быть для нея полезнымъ, пока она свою просьбу предпочитала вѣрѣ; напротивъ въ вѣрѣ только могло и прошеніе ея имѣть свое оправданіе. Ибо приходящему къ Богу необходимо сначала стать вѣрующимъ, и только взыскающимъ Его Онъ мздовоздатель бываетъ: безъ вѣры же невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6) — о семъ учитъ Павелъ. Поелику она до того времени еще не имѣла вѣры, Онъ даетъ ей вразумленіе соотвѣтственно ея положенію, говоря: нѣсть добро отъяти хлѣба чадомъ и поврещи псомъ (Матѳ. 15, 26). А она, какъ скоро была поражена силою слова и измѣнила свое разумѣніе, пріобрѣла и вѣру; ибо Господь не говоритъ уже съ нею какъ со псомъ, но какъ съ человѣкомъ — такъ: о жено, велія вѣра твоя! равно какъ, поелику она увѣровала, Онъ тотчасъ же даруетъ ей и плодъ вѣры и говоритъ: буди тебѣ якоже хощеши; и исѣлѣ дщи ея отъ того часа (Матѳ. 15, 28).

8) Праведникъ, питаясь отъ вѣры и познанія и дѣяній, (соотвѣтствующихъ) Божественнымъ словесамъ, во всякое время имѣетъ здравую душу. Посему повелѣваетъ онъ (Павелъ) принимать къ себѣ немощнаго въ вѣрѣ и питать его, если нельзя еще хлѣбомъ, то хотя овощами: изнемогаяй зелія (да) ястъ (Рим. 14, 1-2). Такъ и Коринѳяне несразу могли стать причастниками этого хлѣба, поелику они были еще младенцами и, подобно младенцамъ, напоевались млекомъ; ибо всякій нуждающійся въ молокѣ, по словамъ того же Божественнаго мужа, неискусенъ слова правды (Евр. 5, 13). Своему возлюбленному (духовному) сыну Тимоѳею Апостолъ повелѣваетъ въ первомъ посланіи питаться словами вѣры и слѣдовать доброму ученію (1 Тим. 4, 6); а во второмъ онъ говоритъ: образъ имѣй здравыхъ словесъ, ихже отъ мене слышалъ еси, въ вѣрѣ и любви, яже о Христѣ Іисусѣ (1 Тим. 1, 13). И не здѣсь только, братія мои, этотъ хлѣбъ составляетъ пищу праведниковъ, и не святые только, на землѣ подвизающіеся, питаются симъ Хлѣбомъ и Кровію, но и на небѣ будемъ питаться (подобною) пищею; ибо Господь есть питаніе высшихъ духовъ и Ангеловъ, Онъ же есть источникъ блаженства всѣхъ небесныхъ силъ, Онъ все для всѣхъ, и каждаго милуетъ Онъ по своему человѣколюбію. Намъ уже даровалъ Господь Ангельскую пищу, но ее Онъ обѣщаетъ и (всѣмъ) тѣмъ, кои при искушеніяхъ остаются до конца Ему вѣрными, говоря такъ: и Азъ завѣщаваю вамъ, якоже завѣща Мнѣ Отецъ Мой Царство, да ясте и піете на трапезѣ Моей во Царствіи Моемъ: и сядете на престолахъ, судяще обоимънадесяте колѣномъ Израилевымъ (Лук. 22, 28-30). Какое пиршество, братія мои! сколь велики миръ и радость вкушающихъ отъ небесной трапезы! Они наслаждаются не тою пищею, которая извергается вонъ, но тою, которая созидаетъ вѣчную жизнь. Кто же окажется достойнымъ сего сонма? Кто столь блаженъ, чтобы удостоиться приглашенія на Божественную вечерю? Поистинѣ, блаженъ тотъ, кто вкуситъ отъ трапезы въ Твоемъ Царствѣ! Ибо кто будетъ признанъ достойнымъ небеснаго града, тотъ въ этомъ градѣ и обрѣтетъ спасеніе.

9) А кто почитаетъ Хлѣбъ за ничто, тотъ, хотя бы и омылся, останется нечистъ; поелику онъ Кровь завѣта, которою освященъ, считаетъ обыкновенною и Духа благодати оскорбляетъ (Евр. 10, 29); онъ долженъ будетъ услышать: друже, како вшелъ еси сѣмо не имый одѣянія брачна (Матѳ. 22, 12)? Вечеря святыхъ безпорочна и чиста: мнози бо суть звани, мало же избранныхъ (Матѳ. 22, 14). Іуда, напримѣръ, пришедши на вечерю, удалился отъ Лица Господа, поелику онъ попралъ Хлѣбъ; и какъ онъ оставилъ Жизнь свою, то удавился. А ученики, которые пребыли все время съ Искупителемъ, сдѣлались причастниками блаженства вечери. Тотъ юноша, который отошелъ на страну далече и расточилъ имѣніе свое въ распутствѣ, когда почувствуетъ влеченіе къ Божественной трапезѣ, придетъ въ себя и скажетъ: колико наемникомъ отца моего избываютъ хлѣбы, азъ же гладомъ гиблю! и тогда встанетъ, пойдетъ къ отцу своему и, признавая свое прегрѣшеніе, скажетъ: согрѣшихъ на небо и предъ тобою, и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ твой; сотвори мя яко единаго отъ наемникъ твоихъ (Лук. 15, 13. 17-19). А когда онъ сдѣлаетъ такое признаніе, то получитъ болѣе того, что попроситъ. Ибо не какъ наемника приметъ его отецъ и не какъ на чужого будетъ смотрѣть на него; но какъ сына облобызаетъ его, оживитъ его, бывшаго мертвеца; удостоитъ его Божественной трапезы; даруетъ ему прежнюю славную одежду, такъ что будетъ о семъ въ отчемъ домѣ радость и ликованіе.

10) Ибо таково дѣло человѣколюбія и такова благость Отца, что Онъ не только возставляетъ изъ мертвыхъ но и просвѣщаетъ благодатію Святаго Духа. Ибо вмѣсто тлѣнія облекаетъ Онъ его въ ризу нетлѣнія; для устраненія глада закалаетъ Онъ откормленнаго тельца; для того, чтобы ему болѣе не отходить на страну далече, Онъ окружаетъ его заботами, по возвращеніи его, давъ ему обувь на ноги, и — что наиболѣе дивно — Онъ возлагаетъ на руку его знакъ Божественнаго обрученія; чрезъ все сіе возрождая его, какъ образъ славы Христа. Таковы благодатныя дарованія Отца, которыми Господь прославляетъ и питаетъ пребывающихъ у Него въ терпѣніи, а также и тѣхъ, которые, возвращаясь къ Нему, творятъ покаяніе; обѣтованіе Его о семъ таково: Азъ есмь хлѣбъ животный; грядый ко Мнѣ, не имать взалкатися, и вѣруяй въ Мя, не имать вжаждатися никогдаже (Іоан. 6, 35). И мы сдѣлаемся причастниками толикихъ дарованій, если только всегда будемъ привержены къ Искупителю нашему; если мы не сіи только шесть дней пасхальнаго празднества будемъ соблюдать себя въ чистотѣ, но и на все житіе наше будемъ взирать какъ на праздникъ; если пребудемъ близъ (Него), а не будемъ отдаляться, — говоря Ему такъ: глаголы живота вѣчнаго имаши: къ кому идемъ (Іоан. 6, 68)? Мы, бывшіе (нѣкогда) на странѣ далече, возвратимся теперь, исповѣдуя свои беззаконія, не тая ничего противъ кого либо и духомъ уничтожая дѣла плоти. Если здѣсь мы заранѣе такъ напитаемъ нашу душу, то удостоимся и участія въ небесной и Божественной трапезѣ вмѣстѣ съ Ангелами; и когда постучимъ, то не будемъ отвергнуты какъ пять юродивыхъ дѣвъ; но возможемъ войти съ Господомъ, по добно мудрымъ дѣвамъ, которыхъ возлюбилъ Женихъ; показуя мертвость Іисуса на тѣлахъ нашихъ, мы воспріимемъ отъ Него жизнь и Царство Небесное.

Четыредесятницу мы начинаемъ въ двадцать третій (день) мѣсяца Мехира [7], а святый постъ благодатнаго праздника (Пасхи) — въ двадцать восьмой Фаменоѳа [8]; и, присоединивъ къ сему шесть слѣдующихъ дней въ постѣ и бдѣніи, по мѣрѣ силы каждаго, въ третій (день) мѣсяца Фармуѳа [9], въ вечеръ субботы, прекращаемъ постъ; такъ чтобы святый день, приносящій съ собою всѣмъ блаженство, христоименитый, то-есть именуемый Господственнымъ [10], наступилъ для насъ (въ четвертый день Фармуѳа [11]; присовокупляя къ сему празднованіе св. Пятидесятницы, всегда будемъ воздавать поклоненіе Отцу во Христѣ, чрезъ Котораго и съ Которымъ Ему да будетъ честь и держава во Святомъ Духѣ во вѣки вѣковъ, аминь!

Привѣтствуютъ васъ всѣ братья, которые при мнѣ! Привѣтствуйте другъ друга въ мирѣ лобзаніемъ святымъ!

Восьмое и девятое праздничныя посланія отсутствуютъ, ибо онъ (св. Аѳанасій) не писалъ по упомянутой выше причинѣ.

Конецъ седьмого праздничнаго посланія святого Аѳанасія, патріарха.

Примѣчанiя:
[1] 30 Марта.
[2] 335 по Р Хр.
[3] То-есть брата Императора (Константина Великаго).
[4] Между словами и внутреннимъ настроеніемъ.
[5] У женщины безразсудной, олицетворяющей безуміе.
[6] Въ сирск. да пріидетъ опущено; въ двадцатомъ посланіи (по изд Куретона стран. מה, 15-16) этотъ текстъ приведенъ въ полномъ видѣ.
[7] 17 Февраля.
[8] 24 Марта.
[9] 29 Марта.
[10] Κυριαϰή.
[11] 30 Марта.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 443-455. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице