Афанасий Великий. Слово о чуде от иконы Господа нашего Иисуса Христа
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Афанасий Великий

Слово о чуде от иконы Господа нашего Иисуса Христа

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Слово о чудѣ, бывшемъ въ городѣ Беритѣ отъ иконы Господа нашего Іисуса Христа, истиннаго Бога нашего.

Устремите взоры ума вашего и посмотрите на это новое чудо, совершившееся нынѣ. Взгляните на непостижимое чудо Божіе и воздайте славу Богу. Размыслите о несказанномъ человѣколюбіи Его и о величіи домостроительства Его и замѣните слезы радостію. Для Бога нѣтъ ничего невозможнаго. Будучи Богомъ, Онъ все можетъ. Но то, что случилось въ наши дни и среди насъ, приводитъ въ ужасъ сердце всякаго, кто бы ни услышалъ объ этомъ. Поистинѣ небо пришло въ ужасъ отъ того, на что нѣкоторые отважились. Снова пропасти ужаснулись; солнце, луна и звѣзды помрачились отъ того, что случилось; но снова же затѣмъ всѣ небесныя силы возрадовались тому, что сдѣлалъ Господь Своимъ домостроительствомъ. Послушайте же и подивитесь тому, чтó случилось въ наши дни. Разумѣя уразумѣйте; прежде внѣшняго слуха преклоните ухо сердца вашего и послушайте. Есть городъ Беритъ, который граничитъ съ Тиромь и Сидономъ и подвластенъ Антіохіи. Въ этомъ городѣ Беритѣ было весьма много іудеевъ. Неподалеку отъ ихъ синагоги, которая была очень велика, одинъ христіанинъ нанялъ у кого то домикъ и въ немъ, противъ постели своей, прибилъ икону Господа нашего Іисуса Христа. Спустя немного времени этотъ христіанинъ нашелъ себѣ болѣе просторное помѣщеніе; такъ какъ онъ нуждался въ немъ. И это, какъ я убѣжденъ, случилось по благодати и домостроительству Господа нашего Іисуса Христа, Который хочетъ, чтобы всѣ люди спаслись и пришли въ познаніе истины (1 Тим. 2, 4), и являетъ чудеса Свои чтущимъ Его и всѣмъ вѣрующимъ въ Него, въ обличеніе нечестивыхъ и въ утвержденіе вѣрующихъ. Итакъ этотъ христіанинъ, какъ я сказалъ, искалъ себѣ болѣе просторное помѣщеніе, нашелъ его въ одномъ мѣстѣ города и, переходя туда изъ дома, находившагося неподалеку отъ синагоги іудейской, перенесъ все свое имущество, но, но забвенію (а вмѣстѣ и по домостроительству Божію), забылъ и оставилъ тутъ икону Господню, про которую я говорилъ. Какой то іудей нанялъ себѣ этотъ самый домъ, гдѣ стояла икона Господня; неренесши все свое имущество, онъ сталъ жить въ этомъ домѣ, ни чуть не замѣчая иконы Господней, которая стояла тамъ, потому что онъ не обращалъ и вниманія на то мѣсто. Въ одинъ день этотъ іудей позваль на обѣдъ своего соплеменника. Но время обѣда позванный іудей поднялъ глаза и видитъ икону Господа нашего Іисуса Христа. Тогда онъ сказалъ позвавшему его: какимъ образомъ ты имѣешь эту икону, когда ты іудей? Затѣмъ онъ произнесъ весьма много неосновательныхъ ругательствъ противъ Господа. Я не дерзаю описывать ихъ, — да не будетъ! — хотя позванный гость произнесъ ихъ противъ Спасителя нашего. Тогда позвавшій, увидѣвши икону Господню, успокоилъ позваннаго имъ іудея, сказавъ, что до сихъ поръ онъ не видалъ этой иконы; и позванный замолчалъ. Но потомъ онъ пошелъ къ своимъ архіереямъ и обвинялъ іудея, живущаго въ дому, гдѣ находилась икона Господня, говоря, что такой-то іудей имѣетъ въ дому своемъ икону Назорея. Выслушавъ его, они сказали: а можешь ли ты это доказать? Онъ утверждалъ, что докажетъ это въ дому того іудея. Тогда они исполнились гнѣва, но на этотъ вечеръ успокоились. На слѣдующее же утро іудейскіе архіереи и священники, взявъ донесшаго іудея и собравъ толпу своего народа, пошли къ квартирѣ іудея, гдѣ находилась икона Господня. Пришедши къ указанному мѣсту, архіереи и священники ворвались въ домъ вмѣстѣ съ донесшимъ и увидѣли, что икона Господня стоитъ. Тогда они очень разсвирѣпѣли и іудея, жившаго въ этомъ дому, отлучили отъ синагоги и изгнали, а икону Господа нашего Іисуса Христа сняли и сказали: какъ нѣкогда поругались надъ Нимъ отцы наши, такъ поругаемся надъ Нимъ и мы. Затѣмъ начали плевать въ лицо святой иконы Господней и бичевали ее предъ лицемъ собравшихся. Бичевали икону Господню съ той и другой стороны и говорили: что сдѣлали съ Нимъ отцы наши, все это сдѣлаемъ и мы съ иконою Его. Затѣмъ говорятъ: мы слышали, что они поругались надъ Нимъ, — и мы сдѣлаемъ тоже. Тогда они безчисленное изрыгнули множество ругательствъ противъ иконы Господней; мы не смѣемъ и произнести ихъ! Затѣмъ говорятъ: мы слышали, что отцы наши пригвоздили руки и ноги Его. Тоже самое сдѣлаемъ Ему и мы. Тогда они вонзили гвозди въ руки и ноги Господни, изображенныя на иконѣ. Потомъ бѣснуясь говорятъ: мы слышали, что они посредствомъ губки напоили Его уксусомъ и желчію; сдѣлаемъ это Ему и мы. И сдѣлали, поднесши къ устамъ Господнимъ, изображеннымъ на иконѣ, губку, наполненную уксусомъ. Онять говорятъ: мы знаемъ, что отцы наши тростію били Его по головѣ; тоже сдѣлаемъ и мы. И взязъ трость, били по головѣ Его на иконѣ. Затѣмъ наконецъ говорятъ: мы доподлинно знаемъ, что копіемъ ребро Его прободоша. Ни въ чемъ не отстанемъ отъ нихъ, но сдѣлаемъ и это. Тогда приказали принести копье и предложили кому-то взять его и кольнуть имъ въ бокъ иконы Господней. И тотчасъ потекло изъ нее большое количество крови и воды.

Христе! слава Тебѣ! Непостижимый! слава Тебѣ! Кто, якоже Ты, Господи? Кто кромѣ Тебя Богъ, творящій страшное и ужасное? О чудо, свидѣтельствующее о величіи Спасителя нашего! Поистинѣ и нынѣ, видя это, ужаснулись святыя высшія силы! О какъ Ты человѣколюбивъ, Господи! О какъ Ты великодушенъ! О какъ Ты милостивъ! Ибо прежде ради насъ и нашего ради спасенія Ты, будучи безплотнымъ, воплотился отъ дѣвы Маріи и былъ распятъ плотію, по божеству Своему будучи безстрастнымъ. Нынѣ же, Господи, Ты снова распятъ въ видѣ иконы, во обличеніе нечестивыхъ и всѣхъ невѣрныхъ, и въ утвержденіе пребывающихъ въ истинѣ и вѣрующихъ въ Тебя. Но слава Тебѣ, Господи, единому Всемогущему, а также и преблагословенному Богу нашему и Отцу со Святымъ Духомъ. Аминь.

Вы же, дѣти, послушайте, чтó Господь содѣлалъ послѣ этого, такъ какъ и остальное было дѣломъ Его благоволенія. Послѣ того, какъ копьемъ прободенъ былъ бокъ иконы Господней и потекла кровь съ водою, какъ это сказано выше, архіереи и священники іудейскіе говорятъ: такъ какъ почитатели Его разглашаютъ, что Онъ многихъ исцѣлялъ; то возьмемъ теперь эту кровь съ водою, отнесемъ въ синагогу и, собравъ всѣхъ одержимыхъ недугами, помажемъ ихъ; и тогда увидимъ, правду ли это про Него говорили. Тогда поднесли сосудъ къ боку иконы Господней, къ тому мѣсту ея, которое было проколото копьемъ, и откуда струилась кровь и вода, и наполнили сосудъ изъ мѣста прободеннаго копіемъ. И пошли съ насмѣшками чтобы, какъ они думали, при всѣхъ наругаться надъ Господомъ всего. Затѣмъ привели всѣхъ одержимыхъ недугами, прежде же всѣхъ привели того, котораго знали какъ разслабленнаго отъ рожденія, и помазали его. И человѣкъ этотъ тотчасъ вспрыгнулъ и всталъ совершенно здоровымъ. Потомъ привели слѣпыхъ; и они также, бывъ помазаны, прозрѣли. Безчисленное множество одержимыхъ демонами были тотчасъ избавлены отъ нихъ. Великое и безпредѣльное смятеніе распространилось по всему городу; всѣ стали стекаться ради безчисленныхъ чудесъ. Всѣ толпы іудеевъ взволновались. Жителей въ городѣ было весьма много, и всѣ они спѣшили сюда, неся всѣхъ, находящихся въ ихъ домахъ больныхъ, разслабленныхъ ли то, или хромыхъ, или безрукихъ, или сухихъ, или прокаженныхъ; приносили всѣхъ, такъ что наконецъ синагога, хотя и была очень велика, не вмѣщала всѣхъ; потому что, по причинѣ безчисленныхъ чудесь, стекалось безчисленное множество народа. При этомъ всѣ архіереи и священники и народъ іудейскій, и мужчины, и дѣти, и женщины увѣровали въ Господа нашего Іисуса Христа и громко взывали: Слава Тебѣ, Христе, Котораго распяли отцы наши, Котораго распяли также и мы въ видѣ иконы Твоей. Слава Тебѣ, Сыне Божій, сотворившій столько чудесъ! Мы вѣруемъ въ Тебя; будь милостивъ къ намъ и пріими насъ! Такъ вопіяли всѣ, — и вопли ихъ возносились горѣ: и въ то время, какъ архіереи помазывали, совершались чудеса — больные исцѣлялись и оживлялись. Потомъ, когда всѣ были исцѣлены, тотчасъ толпы народа пошли къ епископу тамошней церкви, который зналъ уже все, что случилось, и громко взывали: одинъ Богъ Отецъ, одинъ Сынъ Единородный, одинъ Христосъ, Котораго распяли отцы наши. Мы знаемъ, что Онъ есть Богъ, и мы вѣруемъ въ Него. Итакъ, прославивъ Бога многими славословіями, они показали эту икону епископу и разсказали ему все, что они сдѣлали съ иконою Господнею, а также показали кровь и воду, что вытекли изъ бока иконы, а равно разсказали о безчисленномъ множествѣ совершенныхъ чудесъ. Затѣмъ всѣ толпой просили удостоить ихъ святаго крещенія. Епископъ, вмѣстѣ съ своимъ клиромъ, принялъ ихъ, много дней оглашалъ и затѣмъ крестилъ, а синагогу освятилъ въ церковь Спасителя нашего Христа. А по просьбѣ ихъ обратилъ и прочія синагоги ихъ въ мученическіе храмы. И такимъ образомъ бысть велія радость въ этомъ городѣ, не только отъ того, что такъ много людей было исцѣлено и оживотворено, но и отъ того, что столько душъ перешло изъ (царства) мертвыхъ въ вѣчную жизнь.

Зная объ этомъ, любезнѣйшіе братія, я пожелалъ сообщить объ этомъ и вамъ, на пользу душъ вашихъ, чтобы вы, познавъ силу нашего Бога и Спасителя, Господа нашего Іисуса Христа, болѣе укрѣпились въ вѣрѣ въ Него и возрадовались о великихъ дѣлахъ, совершенныхъ Имъ нынѣ. Итакъ воздайте Ему славу, съ сокрушеніемъ и со слезами радуясь и принося благодареніе, что Онъ удостоилъ насъ увѣровать въ Него и познать Его. Съ Нимъ Отцу и Святому Духу слава нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ седьмой. – Казань: Въ Университетской типографiи, 1873. – С. 250-256.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице