Афанасий Великий. Слово о терпении
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Афанасий Великий

Слово о терпении

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
Слово о терпѣніи.

Учитель нашъ Апостолъ Павелъ заповѣдуетъ намъ представить тѣлеса свои въ жертву живую, благоугодную Богу (Рим. 12, 1). Хотя заповѣдь сія общая; однако въ особенности она относится къ тѣмъ, которые подвизаются въ цѣломудріи. Дѣвственница, по природѣ своей, конечно, подобна всѣмъ другимъ женамъ, но по благому изволенію своему, она превосходитъ природу. Возжелавъ соединиться съ существомъ Святѣйшимъ, если она благоуспѣшно окончитъ великій сей подвигъ; то поистинѣ совершитъ великое чудо. Если же не устоитъ въ своемъ намѣреніи; то паденіе ея будетъ самое бѣдственное. Ибо гораздо тягче упасть стоящему на высотѣ, нежели долу, и чѣмъ выше обѣтъ, тѣмъ ниже паденіе; а обѣтъ дѣвственницы превышаетъ природу, возноситъ ее на небо, и присоединяетъ къ сонму Ангеловъ. Превосходство сего благаго намѣренія открывается еще изъ того, что по воскресеніи мертвыхъ, какъ говоритъ Спаситель, сподобившіеся вступить въ иную жизнь, не будутъ ни жениться, ни посягать (Матѳ. 22, 30); т. е. извѣстные люди, по причинѣ своего обѣта дѣвства, напередъ уже получаютъ и пріобрѣтаютъ то, что обѣщано только въ будущей жизни на небѣ. И это потому, что святые, устремившіе все помышленіе свое къ Богу, и вкусившіе небесной пищи, міръ сей почитали темницею, предавали тѣла свои на мученіе, и дабы Богъ благоволилъ обитать въ нихъ, соблюли душу свою чистою. Т. е. сіи люди терпѣли, а претерпѣвый до конца, какъ говоритъ Господь, той спасенъ будетъ (Марк. 13, 15); или какъ вѣщаетъ Псалмопѣвецъ: утрудися въ вѣкъ, и живъ будетъ до конца (Псал. 48, 9). Ибо по той мѣрѣ, какъ святые возлагали надежду свою на Бога, они не заботились уже о тѣлесномъ покоѣ, который могъ отлучить ихъ отъ Бога; но постоянно пребывали въ трудахъ, ничего не страшась, и ни мало не сомнѣваясь въ обѣтованіяхъ Божіихъ, а напротивъ охотно претерпѣвали скорби, помня Того, Кто сказалъ устами Апостола: и разграбленіе имѣній вашихъ съ радостію пріясте (Евр. 10, 34). Притомъ сіе говорится еще о тѣхъ, кои не приняли избавленія (Евр. 11, 35), и возвратившись вспять, не захотѣли наслѣдовать царствія небеснаго. Мы же отнюдь не должны прилѣпляться къ мірскимъ вещамъ, но должны отрѣшаться отъ нихъ, дабы соединиться съ Богомъ.

Итакъ, братія возлюбленные, не предавайтесь нынѣ нерадѣнію, и не уподобляйтесь народу, согрѣшившему во времена Моѵсея въ краткое пространство сорока дней, когда сей восходилъ на гору для принятія закона Божія; почему, какъ виновные, они и пали въ пустынѣ. Напротивъ, будемъ подражать Моѵсею, который постился сорокъ дней и ночей, не употребляя ни пищи ни питія; и притомъ постился не сіи только сорокъ дней и ночей, но и еще столько же, имѣя и сердце и очи и самую плоть устремленными къ Богу. Не будемъ похотствовать подобно Израильтянамъ, падшимъ въ пустынѣ; еще брашну сущу во устѣхъ ихъ, говоритъ Псалмопѣвецъ, и гневъ Божій взыде на ня, и уби множайшія ихъ (Псал. 77, 30-31): но сохранимъ себя подобно тому, кто далъ имъ заповѣди, или подобно сынамъ Іонадава, получившимъ отъ Бога такое обѣтованіе: не оскудѣетъ мужъ отъ сыновъ Іонадавлихъ, сына Рихавля, стояй предъ лицемъ Моимъ вся дни земли (Іер. 35, 19). Они не строили себѣ домовъ, не насаждали виноградниковъ, и были въ обличеніе для народа Іудина; и потому, когда все множество сего народа отведено было въ плѣнъ, сіи не многіе спасены были Богомъ. И вы также, шествующіе путемъ отеческимъ, почитайте себя сынами сыновъ Іонадавовыхъ. Подобно мужественному и благодушному Навуѳею, сохранимъ наслѣдіе отцовъ нашихъ. Навуѳей, при всѣхъ угрозахъ Ахава, желавшаго отнять у него виноградъ и обратить въ огородъ, не захотѣлъ послушаться его, и мужественно противоборствуя ему; былъ убитъ. Но самъ Богъ отмстилъ за него; потому что Навуѳей не хотѣлъ обратить своего виноградника въ огородъ, гдѣ родятся лукъ, чеснокъ и другія растѣнія, коихъ онъ отвращался, но предпочелъ виноградникъ всякой другой радости, хотѣлъ лучше имѣть умъ твердый, а не разсѣянный или разслабленный, подобно садовому проскурнику, или свеклѣ недоваренной (Ис. 51, 20), коимъ уподобляются нынѣшніе вѣроломцы. Ибо, если бы Навуѳей отказался отъ виноградника; то душа его, можетъ быть, лишилась бы отеческаго благочестія, такъ какъ онъ назывался Израильтяниномъ, потому что имѣлъ умъ зрящій Бога. А тѣ, кои не терпятъ нынѣ ничего прискорбнаго или труднаго, садъ свой, насажденный истиннымъ виноградомъ, предаютъ Ахаву, и онъ наполняется всякаго рода худыми растѣніями.

Не будемъ сребролюбивы, подобно отроку Елиссееву, который за сіе пораженъ былъ проказою Неемана; но лучше претерпимъ скорби и лишенія, дабы получить за то покой отъ трудовъ; ибо никто безъ скорби не войдетъ въ царствіе небесное. Будемъ подражать святымъ предкамъ нашимъ. Первый праведникъ былъ Авель, который отъ первородныхъ овецъ своихъ и отъ тука ихъ принесъ жертву Богу, и на котораго вознегодовалъ за сіе братъ его. Какое зло Каину причинилъ Авель? Причина зависти Каина заключалась въ томъ, что жертва его, поелику была не право принесена, не принята была Богомъ. Посему-то онъ и убилъ Авеля, думая такимъ образомъ погасить къ нему любовъ Божію, и не зная того, что душа его будетъ вопіять къ Богу (Евр. 12, 24). Самъ Спаситель нашъ въ Евангеліи своемъ воспоминаетъ объ Авелѣ (Матѳ. 23, 35), между тѣмъ память Каинова давно уже истребилась. И нынѣ также убиваютъ невиннаго Авеля; но кровь его вопіетъ къ Господу, и мы твердо надѣемся, что кровь столькихъ мучениковъ не умолчитъ. Настоящее время, дѣйствительно, подобно тогдашнему.

Вспомнимъ еще терпѣніе Еноха, который триста шестьдесять лѣтъ имѣлъ мысль свою устремленною къ Богу, пока не преложилъ его Богъ. Не будемъ и мы ослабѣвать въ бодрости, тѣмъ болѣе, что время жизни нашей не продолжительно. Ной прожилъ пятьсотъ лѣтъ въ совершенной праведности посреди всеобщаго развращенія, доколѣ повелѣлъ ему Богъ строить ковчегъ, и даже въ продолженіи многихъ лѣтъ строенія его онъ тревожимъ былъ людьми строптивыми. Однако сіи нечестивые насмѣшники погибли во время потопа; а Ной, надѣявшійся на Бога, спасся со всѣми своими домочадцами, и былъ спасителемъ міру.

Авраамъ, повинуясь Богу, оставилъ домъ свой, и сподобился за сіе великихъ обѣтованій. Искушеніе его столь было велико, что ему повелѣно было принесть въ жертву Богу даже возлюбленнаго сына своего; за что онъ и удостоился получить имя друга Божія. Исаака преогорчевали Филистимляне, такъ что зарыли всѣ его колодези и спорили съ нимъ о водѣ; когда же онъ удалился отъ нихъ, то Богъ распространилъ его, и уста его исполнилъ благословенія. Есть и нынѣ такіе люди, кои силятся заградить источники; но вы не позволяйте имъ сего дѣлать, а возьмите отроковъ Исааковыхъ, и выкопайте кладези, т. е. воспользуйтесь силою Апостольскаго ученія, поколику Апостолы суть поборники истины. Іакова преслѣдовалъ братъ его Исавъ, такъ что онъ принужденъ былъ удалиться въ Месопотамію, гдѣ пасъ стада Лавана, бодрствуя день и ночь, и подобно бѣдному наемнику, великодушно перенося долговременные труды. Здѣсь онъ съ особеннымъ искусствомъ и благоразуміемъ вложилъ въ корыто испещренныя лозы, дабы такимъ образомъ размножить для себя разношерстныхъ овецъ. Въ послѣдствіи Богъ обогатилъ его; ибо онъ пришелъ въ Месопотамію одинъ, а возвратился изъ ней съ большимъ имуществомъ. Здѣсь онъ пріобрѣлъ дѣтей и богатство, и не только стяжалъ сіе, но и цѣлые легіоны Ангеловъ готовы были защищать его. Придетъ нѣкогда и истинный Іаковъ съ Ангельскимъ небеснымъ воинствомъ, т. е. придетъ Пастырь словесныхъ овецъ, и воздастъ каждому по дѣламъ его. На Іосифа подвиглись завистію собственные его братья, дѣти одного съ нимъ отца, продали его за деньги, которыя и раздѣлили между собою. Смотрите, какое преступленіе они совершили! Но праведникъ терпѣливо и великодушно перенесъ сіе несчастіе, и не только перенесъ зависть братьевъ, но и страсть извѣстной жены. И сего-то долготерпѣливаго мужа Богъ наконецъ поставилъ правителемъ Египта. Такимъ образомъ онъ сдѣлался наслѣдникомъ не только земнаго царства, но и небеснаго. Есть и нынѣ такіе люди, которые предаютъ своихъ братьевъ, и дѣлятъ между собою цѣну ихъ. Вспомнимъ еще терпѣніе Іова, который ни въ счастіи, ни въ многоразличныхъ искушеніяхъ не уклонился отъ правоты, но все претерпѣлъ великодушно, пока сугубо награжденъ былъ Богомъ. О немъ сохранилось свидѣтельство даже донынѣ, т. е. что онъ все сіе претерпѣлъ, дабы всякому очевидно было, что онъ мужъ праведный (Іак. 5, 11). Моѵсей не восхотѣлъ также пріобрѣтать богатства въ Египтѣ, но убѣжалъ изъ него, и былъ пришельцемъ въ землѣ чуждой, т. е. оставилъ временное, дабы получить вѣчное. Почему оба сіи мужа и сподобились царствія небеснаго.

Но намъ недостало бы времени, если бы мы захотѣли воспоминать о каждомъ святомъ. Посему, чтобы скорѣе окончить рѣчь нашу, скажемъ кратко объ Иліѣ, котораго преслѣдовала Іезавель, и который за претерпѣніе оскорбленій взятъ былъ на небо. Елиссей съ своими учениками питался огородными только растѣніями; но поелику имѣлъ внутрь себя слово живое, то и мертвыя кости его воскресили умершаго; а отсюда видно, что надежда праведнаго никогда не погибаетъ. Іеремія, по зависти лжепророковъ, вверженъ былъ живой въ пропасть. Іезекіиль лежалъ на одномъ боку цѣлые сто девяносто дней, употребляя въ пищу одинъ только хлѣбъ и пія вино въ мѣру, и даже не обратился на другую сторону, доколѣ не повелѣлъ ему Господь. Тѣ же, кои уклоняются отъ Бога, обращаются на другой бокъ для собственнаго успокоенія, за что и получаютъ мзду свою. Итакъ возлежите и вы на одномъ боку, пока велитъ Господь; такъ какъ и для Іезекіиля крѣпчайшими узами были крѣпчайшія словеса Божіи. Сатрапы обвинили Даніила, желая симъ отклонить его отъ молитвы; но поелику онъ никакъ не хотѣлъ прекратить оной, то и былъ вверженъ за сіе вь ровъ на съѣденіе львамъ, которыхъ впрочемъ уста заградилъ Богъ. Есть и нынѣ такіе же люди, которые обвиняютъ насъ, дабы тѣмъ отклонить отъ молитвы къ Богу; это видно изъ того, что они преслѣдуютъ насъ и отцевъ нашихъ Епископовъ. Блаженъ праведный мужъ тотъ, для обвиненія коего не нашли инаго предлога, кромѣ того, что онъ молился Богу. Сіе-то и значитъ претерпѣть до конца! Итакъ да не ослабѣваетъ никто изъ васъ. Помышляйте сверхъ сего и о трехъ святыхъ отрокахъ, не поклонившихся образу Навуходоносорову, и своею святостію и терпѣніемъ угасившихъ пламенную пещь, такъ что и въ одеждѣ ихъ нельзя было обонять ни малѣйшаго запаха огня. Пусть и въ вашихъ одеждахъ также не будетъ никакого запаха огня Навуходоносорова, или нечистыхъ и растлѣнныхъ помысловъ діавола. Пусть не обольщаютъ васъ яства; пусть никто не говорить: я состарѣлся, и потому не могу поститься. Такой человѣкъ пусть вспомнитъ старца Елеазара, который никакими хитростями не былъ склоненъ къ тому, чтобы вкусить хотя нѣсколько нечистой пищи. Юные же между вами пусть приводятъ себѣ на память семь мужественныхъ и благодушныхъ Маккавеевъ, и пусть взаимно поощряютъ одинъ другаго, т. е. братъ брата, пока претерпятъ мученичество, и такимъ образомъ содѣлаются въ храмѣ Божіемъ какъ бы свѣтлыми столбами. Подобно сему и матери пусть увѣщаваютъ дѣтей своихъ, подражая матери Маккавеевъ, которая увѣщавала чадъ своихъ не въ припадкѣ безумія или ослѣпленія, но дабы ввесть ихъ въ царство небесное, и вселить вмѣстѣ съ собою. Если бы преслѣдовали васъ враги, и желали вашей погибели; то довольно для васъ знать то, что тѣло ваше содѣлалось храмомъ Божіимъ. Вспомните объ Апостолахъ, которые нѣкогда гонимы и ввергаемы были въ темницу, и которые однакожъ радостно благодарили Бога за то, что сподобились за имя Его принять безчестіе (Дѣян. 5, 41). Вспомните и о великомъ множествѣ святыхъ мучениковъ, съ которыми такъ жестоко поступали, что или совершенно выкалывали имъ очи, или оставляли съ однимъ глазомъ: но и въ семъ состояніи сердце ихъ вѣдало Бога, и имъ точно приличествовали слова Спасителя: блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8). Напротивъ, нынѣ есть такіе люди, кои явно обнаруживаютъ, что они не могутъ переносить скорбей и огорченій, и въ особенности по тремъ причинамъ, т. е. по причинѣ сребролюбія, удовлетворенія плотскихъ пожеланій пищею и питіемъ, и наконецъ, по причинѣ тщеславія или властолюбія, и страха человѣческаго.

Сіе написалъ я для увѣщанія вашего; впрочемъ для всякаго назначена своя мѣра, смотря по образу жизни его. Посему каждый изъ васъ долженъ стараться пріобрѣсть себѣ друга, высшаго себя. Ибо Писаніе говоритъ: на всякое время другъ да будетъ тебѣ: братія же въ нуждахъ полезни да будутъ: сего бо ради раждаются (Прит. 17, 17). Такимъ образомъ всякій, кто только будетъ подражать мужамъ, выше нами указаннымъ, содѣлается и сонаслѣдникомъ ихъ, и будетъ имѣть ихъ друзьями въ случаѣ нужды. Если ты Пресвитеръ; то подражай Тимоѳею, который добрѣ пресвитерствовалъ, который пріобрѣлъ себѣ и высокій санъ и многое дерзновеніе о Христѣ. Если ты діаконъ; подражай онымъ седми мужамъ, на которыхъ вмѣстѣ съ Стефаномъ возложена была сія служебная должность, и кои были вѣрны и исполнены Духа Святаго. Если ты чтецъ; подражай тому, который сказалъ: языкъ мой яко трость книжника скорописца (Псал. 44, 9); или исполняй заповѣдь Петрову: аще кто глаголетъ, яко словеса Божія (1 Петр. 4, 11). Слова праведнаго, какъ словеса Господни, чисты, и подобны сребру разженному и очищенному седмерицею (Псал. 11, 7). Монахи, уже совершившіеся, пусть имѣютъ себѣ друзьями сихъ святыхъ: Илію, Елиссея и Іоанна; юнѣйшіе же между ними пусть подражаютъ тремъ святымъ отрокамъ и Маккавеямъ. Дѣвы пусть ожидаютъ себѣ вѣнцевъ небесныхъ вмѣстѣ съ Маріамою, сестрою Аарона, съ Преблагословенною Дѣвою Маріею, съ Ѳеклою, поправшею и отвергшею плотскую похоть, а также и съ четырьмя дщерями Филиппа прорицающими. Вдовицы пусть провождаютъ жизнь свою подобно Девворѣ, судившей нѣкогда народъ Израильскій, и названной матерью въ Іерусалимѣ; или подобна Іудиѳѣ, которая, отличаясь благоразуміемъ и чистотою жизни, поразила гордаго Олоферна; или наконецъ подобно Аннѣ, дочери Фануиловой, которая въ продолженіи цѣлыхъ осьмидесяти четырехъ лѣтъ служила въ храмѣ постомъ и молитвою, и послѣ исповѣдала Господа. Старцы по возрасту, въ оказаніи другимъ гостепріимства, пустъ подражаютъ доброму старцу Аврааму, а равно Исааку, Іакову, Іову и Лоту. Старицы же вдовицы пусть поревнуютъ вдовицѣ Сарептской, и той, которая въ церковную сокровищницу положила двѣ лепты.

Но нынѣ, возлюбленные о Господѣ, вмѣсто того, чтобы много говорить, надобно плакать. И бысть повнегда въ плѣнъ отведенъ бѣ Израиль, и Іерусалимъ опустошенъ бяше, сяде Іеремія Пророкъ плачущъ, и рыдаше рыданіемъ симъ надъ Іерусалимомъ, и глаголаше: како сѣде единъ градъ, умноженный людьми? бысть яко вдовица (Плач. 1, 1). Такъ плачутъ святые о паденіи человѣческомъ. Но вотъ, нынѣ и Церковь Божія сдѣлалась какъ бы вдовицею; вотъ пути Сіона плачутъ нынѣ, потому что нѣтъ уже болѣе ходящихъ по нимъ на праздникъ; вотъ священники его воздыхаютъ, дѣвы ведутся въ плѣнъ, прекращено празднованіе субботы и новомѣсячій. Въ другомъ мѣстѣ Пророкъ плачетъ такъ: плачемъ Іазировымъ восплачуся о тебѣ, винограде Асеримль! Лѣторасли твоя проидоша море, градовъ Іазировыхъ коснушася, на жатву твою, и на винное собраніе твое хищникъ нападе. Отъята есть радость и веселіе отъ Кармила, и отъ земли Моавли, и вино отъ точилъ отъяхъ; никакоже изгнѣтаяй винну ягоду, по обычаю пѣсни воспоетъ (Іер. 48, 22. 33). И еще въ одномъ мѣстѣ Пророкъ такъ плачетъ: кто дастъ главѣ моей воду, и очесемъ моимъ источникъ слезъ, и плачуся день и нощь о побіенныхъ дщере людей моихъ? Понеже вожди людей моихъ Мене не познаша: сынове буіи суть и безумни, мудри суть, еже творити злая, благо же творити не познаша (Іер. 9, 1; 4, 22). Такъ-то, говорю, плачутъ святые о грѣхахъ человѣческихъ! Подобнымъ образомъ Пророкъ Іезекіиль плакалъ о всѣхъ падшихъ, какъ было ему повелѣно: сыне человѣчь, возми плачь на князя Тирска (Іез. 28, 11). Онъ плакалъ не объ одномъ только Царѣ Тирскомъ; но оплакивая его, разумѣлъ здѣсь и многихъ другихъ; потому что святые люди бдятъ надъ всѣми, и всѣхъ оплакиваютъ. Подобно сему и Давидъ такъ плакалъ о паденіи сильныхъ: како падоша сильніи? Не возвѣщайте въ Геѳѣ, ниже повѣдайте на исходищахъ Аскалонихъ, да не возвеселятся дщери иноплеменничи, ни да возрадуются дщери необрѣзанныхъ (2 Цар. 1, 19-20). Вотъ и нынѣ пали сильные и сокрушились сосуды бранные, о которыхъ должно плакать! Давидъ плакалъ также и о самомъ Авессаломѣ, не потому впрочемъ, что сей умеръ, но потому, что согрѣшилъ. Будемъ и мы плакать не объ умершихъ, но о тѣхъ, кои отреклись отъ своей вѣры. Вникнемъ также въ слово Пророка Іоиля, и исполнимъ его повелѣнія, коими онъ внушаетъ намъ плакать о тѣхъ, кои идутъ въ погибель. Да изъидетъ женихъ отъ ложа своего, говоритъ онъ, и невѣста отъ чертога своего. Между степеньми жертвенника восплачутся жерцы, служащіи Господу, и рекутъ: пощади, Господи, люди твоя, и не даждь достоянія твоего на укоризну, да не обладаютъ ими языцы, да не рекутъ во языцѣхъ: гдѣ есть Богъ ихъ? Можетъ быть, послѣ сего будетъ сказано намъ и сіе: возревнова Господь о земли своей, и пощадѣ люди своя (Іоил. 2, 16-18). Въ книгѣ: Плачь Іереміевъ, мы читаемъ: стѣны дщере Сіони да изліютъ якоже водотеча слезы день и нощь (Плач. 2, 18). Ужели говорится это стѣнамъ и камнямъ? Нѣтъ, сіе въ особенности говорится святымъ, кои составляютъ стѣны Церкви. И это точно исполнилось надъ всѣми ими: ибо слезы ихъ повсюду пролились, какъ источники.

Итакъ, обратимъ нынѣ вниманіе на слова Псалмопѣвца: ходящи хождаху и плакахуся, метающе сѣмена своя, подобно нынѣшнимъ Предстоятелямъ и Пастырямъ Церкви, не имѣющимъ куда бы бросить сѣмена свои; но, продолжаетъ Пророкъ, грядуще они пріидутъ съ радостію, вземлюще рукояти своя (Псал. 125, 6). По истинѣ, блажени плачущіе; потому что они утѣшатся (Матѳ. 5, 5). Вспомнимъ также и сіе изреченіе Царя Пророка: вечеръ водворится плачь, и заутра радость (Псал. 29, 6). Такъ и Апостолы вечеромъ плакали а утромъ возрадовались. И Марія Магдалина, приникши ко гробу, плакала; но явившійся ей Господь отъялъ отъ очей ея слезы, и такимъ образомъ исполнилось сказанное прежде: и отъиметъ Господь всяку слезу отъ очію ихъ (Ис. 25, 8). Вспомнимъ о Господѣ нашемъ, который столь много претерпѣлъ ради насъ. Съ Него сняли собственныя Его одежды и облекли Его хламидою червленою; возложили на Него терновый вѣнецъ, плевали на Него, насмѣхались надъ Нимъ; слуга билъ по ланитѣ Владыку всяческихъ. Далѣе Онъ повѣшенъ былъ на древѣ, напоенъ желчію и оцтомъ; въ Его же глазахъ раздѣлили одежды Его, пронзили Его копіемъ въ ребро, и послѣ сего Онъ предалъ духъ свой въ руки Отца, а тѣло Его положено было во гробѣ. Наконецъ Онъ воскресъ въ третій день, и вознесся со славою на небо, какъ предвозвѣстили о Немъ святые Ангелы, говоря: возмите врата князи ваша (Псал. 23, 9). Итакъ, взирайте мысленно на Того, Кто показалъ такое терпѣніе, дабы каждый изъ васъ могъ подражать Ему, возсѣсть вмѣстѣ съ Нимъ, и быть, по Его же обѣщанію, сонаслѣдникомъ Ему въ царствѣ небесномъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Святаго Аѳанасія Александрійскаго, Слово о терпѣніи. // Журналъ «Христiанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Министерства Внутреннихъ Дѣлъ. — 1837 г. — Часть II. — С. 120-139.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице