Святитель Александр Александрийский. Окружное послание
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Святитель Александр Александрийский

Окружное послание

Свт. Александръ Александрійскій († 326 г.)
Окружное посланіе
[1].

Возлюбленнымъ и честнѣйшимъ сослужителямъ, епископамъ всей каѳолической Церкви, Александръ желаетъ всякаго блага ο Господѣ.

Такъ какъ каѳолическая Церковь составляетъ единое тѣло и по заповѣди божественнаго Писанія должна блюсти единеніе духа въ союзѣ мира (Ефес. 4, 3), то намъ надлежитъ посланіями извѣщать другъ друга ο событіяхъ, случающихся у каждаго изъ насъ, съ тѣмъ, чтобы, страждетъ ли, или радуется одинъ членъ, могли сострадать ему или сорадоваться и всѣ прочіе (1 Кор. 12, 26). Въ нашей странѣ появияись люди, идущіе противъ закона, христоборцы, которые учатъ такому отступленію, какое по справедливости можетъ быть признано и названо предтечею антихриста. Я хотѣлъ-было молчать объ этомъ, думая, что зло ограничится только одними отступниками, и всячески стараясь, чтобы слухъ ο немъ, распространвшись по другимъ мѣстамъ, не увлекъ въ заблужденіе людей простыхъ. Но Евсевій, нынѣшній епископъ никомидійскій, вообразивъ, что на немъ лежитъ все касающееся до Церкви (почему онъ и оставилъ Беритъ и устремилъ честолюбивые взоры свои на каѳедру никомидійскую), и не встрѣчая ни откуда противодѣйствія себѣ, принялъ подъ свое покровительство сихъ отступниковъ и разсылаетъ повсюду въ защиту ихъ посланія, чтобы простыхъ и не искусныхъ въ вѣрѣ увлечь въ эту самую ужасную и христоборственную ересь; поэтому, помня написанное въ законѣ, вижу необходимость прервать молчаніе и увѣдомить всѣхъ васъ ο случившемся у насъ, чтобы вы знали и отступниковъ и пагубное ихъ еретическое ученіе, и не внимали тому, что будетъ писать Евсевій. Чрезъ сихъ отступниковъ онъ хочетъ нынѣ осуществить давнее свое злоумышленіе, нѣсколько времени имъ скрываемое: повидимому онъ пишетъ за нихъ, но самое дѣло показываегъ, что такъ поступаетъ онъ для своихъ честолюбивыхъ цѣлей.

Отступниками у насъ оказались: Арій, Ахиллъ, Аифалъ, Карпонъ, другой Арій, Сарматъ, Евзой, Лукій, Юлій, Мина, Елладій, Гаій, также Секундъ и Ѳеонъ, нѣкогда называвшіеся епископами. Изобрѣтенное и проповѣдуемое ими, противное св. Писанію, ученіе слѣдующее: «не всегда Богъ былъ Отцомъ; было время, когда Онъ не былъ Отцомъ. He всегда было Слово Божіе, но получило бытіе изъ ничего; потому что Богъ, всегда существующій, сотворилъ Его несущаго изъ не сущаго. Итакъ, заключаютъ они, было время, когда Его не было. Сынъ есть созданіе и тварь. Но подобенъ Онъ Отцу по сущности (ὀυσίαν) и, по естеству (ϕύσει), не есть истинное Слово (λόγος) Отца, ни истинная мудрость (σοϕία) Его, a есть одно изъ твореній и порожденій. Называется же Словомъ и мудростію не въ подлинномъ смыслѣ, будучи и самъ рожденъ собственнымъ Словомъ Божіимъ и мудростію [2], которая въ Богѣ и которою Богъ сотворилъ какъ все, такъ и Его самого. Такимъ образомъ по природѣ Онъ подлежитъ превращенію (τρεπτὸς); и измѣняемъ (ἀλλοιωτὸς), какъ и всѣ разумныя существа. Слово отчуждено, обособлено и отдѣлено отъ существа Божія. И Отецъ не постижимъ для Сына; ибо Сынъ совершенно и точно не знаетъ Отца, и не можетъ Его видѣть. Даже и собственной сущности, какъ она есть, Сынъ не знаетъ. Онъ сотворенъ ради насъ, съ тѣмъ, чтобы чрезъ Него, какъ орудіе, Богъ создалъ насъ. И не было бы Его, если бы Богъ не восхотѣлъ дать намъ бытіе». Когда же кто-то спросилъ ихъ: «можетъ ли Слово Божіе превратиться, какъ превратился діаволъ; и они не побоялись сказать: да, можетъ. Ибо, какъ рожденный и сотвренный, Онъ имѣетъ измѣняемое естество».

Всѣхъ единомышленниковъ Арія, распространяющихъ такое нечестивое ученіе, равно какъ и тѣхъ, которые имъ благопріятствуютъ, мы, собравшись вмѣстѣ съ епископами Египта и Ливіи, числомъ около ста, предали анаѳемѣ. Напротивъ держащіеся стороны Евсевія приняли ихъ къ себѣ, и усиливаются смѣшать ложь съ истиною, нечестіе съ благочестіемъ. Но они не успѣютъ въ своемъ предпріятіи; истина всегда одерживаетъ верхъ, и нѣтъ никакого общенія свѣта со тьмою и согласія между Христомъ и веліаромъ (2 Кор. 6, 14). Слыхалъ ли кто когда нибудь подобное? Или, услышавъ это нынѣ, кто не изумится и не закроетъ своего слуха, чтобы не осквернить его такими нечистыми словами? Кто, слыша слова Іоанна: въ началѣ бѣ Слово (Іоан. 1, 1), не осудитъ тѣхъ, которые говорятъ, что было время, когда Его не было? Или, кто, читая въ евангеліи: единородный Сынъ и вся Тѣмъ быша (Іоан. 1, 3. 18), не возненавидитъ утверждающихъ, будто Сынъ есть одно изъ твореній? Въ самомъ дѣлѣ, какъ Онъ можетъ быть однимъ изъ тѣхъ, которые чрезъ Него получили бытіе? Или, какъ будетъ Онъ единородный, когда, сообразно съ ихъ мнѣніемъ, включимъ Его въ рядъ всѣхъ прочихъ существъ? Какъ выйдетъ, что Онъ произошелъ изъ не сущаго, когда Отецъ говорить: отрыгну сердце мое Слово благо (Псал. 44, 1), и: изъ чрева прежде денницы родихъ Тя (Псал. 109, 3). Или, какъ Онъ не подобенъ сущности Отца, когда Онъ есть совершенный образъ и сіяніе Отца (Евр. 1, 3), и когда Самъ говоритъ: видѣвый Мене видѣ Отца (Іоан. 14, 9)? Если Сынъ Божій есть Слово и мудрость Божія, то какъ могло быть время, когда Его не было. Это значило бы тоже, какъ если бы они сказали, что Богъ нѣкогда былъ безъ Слова и мудрости. Справедливо ли утверждать, что Онъ превратенъ и измѣнчивъ, когда самъ же ο себѣ говоритъ: Азъ во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ (Іоан. 14, 10) и: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30), или чрезъ пророка: видите, яко Азъ есмь и неизмѣняюся (Мал. 3, 6)? Правда, слова эти можно относить и къ самому Отцу, но гораздо естественнѣе полагать, что здѣсь говорится ο Словѣ, и именно то, что Оно, и вочеловѣчившись, не измѣнилось, а, какъ сказалъ апостолъ, Іисусъ Христосъ вчера и днесъ, той же и во вѣки (Евр. 13. 8). Какая причина заставляетъ еще говорить, что Онъ получилъ бытіе ради насъ, когда Павелъ пишетъ: Его же ради всяческая, и Имъ-же всяческая (Евр. 2, 10)?

Α что касается до богохульнаго ихъ мнѣнія, будто Сынъ не знаетъ совершенно Отца, то мнѣнію сему не должно удивляться; ибо какъ скоро рѣшились они идти противъ Христа, то уже вмѣстѣ съ этимъ отвергли и сказанное имъ: якоже знаетъ Мя Отецъ и Азъ знаю Отца (Іоан. 10, 15). Если бы мы положили, что Отецъ знаетъ Сына только отчасти, то явно было бы, что и Сынъ знаетъ Отца несовершенно. Но какъ перваго сказать нельзя, потому что Отецъ знаетъ совершенно Сына, то слѣдуетъ, что какъ Отецъ знаетъ свое Слово, такъ и Слово знаетъ своего Отца, котораго Оно есть Слово.

Поставляя имъ на видъ сіи мысли и раскрывая предъ ними божественныя Писанія, мы часто доводили ихъ до согласія съ нами; но они, какъ хамелеоны, скоро опять измѣнялись, оправдывая на себѣ слова Писанія: егда пріидеть нечестивый во глубину золъ, нерадитъ (Прит. 18, 3). Было и прежде ихъ много еретиковъ, которые, простирая свою дерзость до крайнихъ предѣловъ, впадали въ безуміе. Но эти (аріане), употребивъ всѣ извороты своей рѣчи на то только, чтобы отвергнуть Божество Слова, какъ ближайшіе предтечи антихриста, показали, что первые были еще лучше ихъ. По этой причинѣ мы ихъ отлучили отъ Церкви и предали анаѳемѣ. Глубоко скорбимъ ο погибели ихъ, тѣмъ болѣе, что нѣкогда они сами назидали Церковь, а теперь отпали отъ нея: но не удивляемся, ибо тоже самое было и съ Именеемъ и съ Филитомъ [3], И еще прежде съ Іудою, который изъ послѣдователя сдѣлался предателемъ Спасителя и отступникомъ. Самъ Господь предостерегалъ насъ отъ подобныхъ людей, когда говорилъ ученикамъ своимъ: блюдате, да не прелщени будете: мнози бо пріидутъ во имя Мое, глаголюще, яко Азъ есмь: и время приближися. Нe изыдите убо во слѣдъ ихъ (Лук. 21, 8). Апостолъ Павелъ, узнавъ объ этомъ отъ Спасителя, писалъ: въ послѣднія времена отступятъ нѣцыи отъ здравой вѣры, внемлюще духовомъ лестчимъ и ученіемъ бѣсовъ, ненавидящихъ истину (1 Тим. 4, 1).

Итакъ, если Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ самъ возвѣстилъ, а чрезъ апостола и указалъ таковыхъ людей, то мы, лично слышавшіе нечестивыя рѣчи ихъ, справедливо поступили, когда, какъ сказано выше, предали ихъ анаѳемѣ и объявили отлученными отъ каѳолической Церкви и вѣры. О семъ и извѣщаемъ ваше благочестіе, возлюбленные и честнѣйшіе сослужители, съ тѣмъ, чтобы вы не принимали никого изъ нихъ, когда бы кто захотѣлъ прійти къ вамъ и не вѣрили ни Евсевію, ни кому другому, кто сталъ бы писать за нихъ. Намъ христіанамъ надлежитъ отвращаться отъ всѣхъ говорящихъ и мыслящихъ противъ Христа, какъ отъ богоборцевъ и растлителей душъ, даже не говорить имъ обычныхъ привѣтствій, чтобы какъ нибудь не сдѣлаться причастниками ихъ грѣховъ, какъ заповѣдалъ блаженный Іоаннъ (2 Іоан. 1, 10-11). Привѣтствуйте братій вашихъ, а находящіеся со мною привѣтствуютъ васъ.

Примѣчаніе:
[1] См. у Геласія (vol. act. conc. nic. 1. II. c. 3), Сократа (Ц. и. 1, 6), Епифанія (in hist. tripart. 1. I. c. XIII).
[2] Λόγος и Σοϕία аріане принимали въ двоякомъ значеніи: 1) λόγος и σοϕία — въ самомъ Богѣ, какъ естественная принадлежность Его существа, сила, которою Онъ сотворилъ все и самого Сына; 2) λόγος и σοϕία въ Сынѣ Божіемъ, сотворенномъ Отцемъ и находящимся въ Немъ Словомъ. Поэтому λόγος и σοϕία въ Сынѣ Божіемъ есть не подлинное Слово Отца, и не совѣчно Ему, но Слово ἐξ ὀυϰ ὄντων.
[3] Еретики во время ап. Павла, утверждавшіе, что воскресеніе мертвыхъ уже было (2 Тим. 2, 17-18).

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ первый. Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1859. – С. 32-39.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице