Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

134. Понятие о требах.


Частным богослужением называются такие священные службы, которые совершаются по частному требованию и по частному желанию верующих. К числу таких служб принадлежат все таинства, кроме Евхаристии, молебны на разные случаи, погребение и панихиды. Так как эти службы совершаются по требованию, то они называются “требами.” Порядок и содержание молитв этих служб содержится в книге “Требник.”


135. Молитва о матери.


Материнские заботы Церкви о ее членах простираются на все важные случаи жизни человека, начиная с его рождения и кончая смертью. Когда, напр. рождается младенец, он встречается в доброй христианской семье, как Божье благословение. От лица всего христианского общества священник в доме новорожденного благодарит Господа, что Он сохранил мать во время рождения, просит исцелить ее от болезни, даровать ей крепость сил и скорое “возстание,” а также оградить Своим небесным заступлением рожденного ею младенца и сподобить его поклониться земному храму. Большею частью вместе с молитвою о матери нарекается имя ребенку в честь какого-нибудь христианского Святого, чтобы в своей жизни он подражал богоугодной жизни этого лица. (По Уставу церковному имя дается ребенку в церкви на 8-й день по рождении). После наречения имени священник благословляет младенца и просит Господа, чтобы свет Божественного учения всегда просвещал душу новорожденного, и крестные страдания Сына Божия всегда были памятны его сердцу, чтобы новорожденный соединился с Церковью, никогда не отрекался от веры во Христа и, поживши на земле по заповедям Божиим, сохранивши “нерушимой печать своего звания,” удостоился бы наследовать блаженство в небесном Царстве Господа.


136. Крещение и Миропомазание.


Таинство Крещения состоит в том, что верующий и желающий креститься человек погружается три раза в воду с произнесением слов: “Крещается раб Божий (или раба Божия) (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.” На крещающегося сходит Дух Святой, прощаются ему все грехи (и прежде всего грех прародительский), и крещаемый, точно вновь родившийся, начинает жить святою жизнью. При крещении младенцев родные или восприемники поручаются, что крещаемый научится верить и сохранять веру. Чин крещения начинается тем, что священник трижды производит дуновение на крещаемого, полагает руку на главу его и просит Бога отогнать от крещаемого “ветхую прелесть,” подать ему сознание того, что Он один есть Истинный Бог и Св. Дух, и написать его в книге живота и присоединить к стаду наследия, т.е. к Церкви. Это называется оглашением. После оглашения следуют 4 молитвы заклинания или запрещения. В этих молитвах священник именем Господа Творца мира, Всемогущего Промыслителя и Грозного Судии, высказывает требование, чтобы злой ангел отступил от желающего креститься и не склонял его ко злу. По окончании 4-ой молитвы заклинания оглашаемый вместе с восприемниками обращается лицом к западу (запад — 173 олицетворение тьмы, духа зла), а священник спрашивает трижды: “Отрекаешься ли сатаны и всякого служения ему” (Отрицаешилися сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”). Крещаемый отвечает: “Отрекаюсь.” После священник три раза спрашивает: “Отрекся ли?” “Отрекохся.” Священник предлагает оглашаемому выразить свое отвращение от всякого зла наглядным образом: дунуть и плюнуть на запад. Этими действиями оглашаемый показывает, что он готов разорвать связь с прежней греховной жизнью. Обращаясь к востоку, он вступает в жизнь светлую, в жизнь святую. Священник спрашивает: “Сочетаваешилися Христу?” (соединяешься ли со Христом) — “Сочетался ли Христу.” Желающий креститься заявляет о своей искренней готовности соединяться со Христом: “Сочетаваюся,” “Сочетахся.” В доказательство этой готовности будущий христианин произносит Символ Веры. При крещении младенцев Символ Веры читают восприемники. Затем читается молитва, чтобы Господь удостоил оглашенного великой благодати Святого Крещения, и начинается само Крещение. Священник надевает фелонь и начинает службу возгласом: “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа”… Затем следует Великая ектения с прошениями, чтобы благодать Св. Духа снизошла в воду и сделала ее способною отгонять от крещаемого видимых и невидимых врагов, а сам крещаемый сделался наследником вечных благ и сохранил чистоту души до Страшного Суда Божия. Священник читает водосвятную молитву, начинающуюся словами: “Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих.” Далее в этой молитве говорится, что Господь сотворил все видимое и невидимое и не покинул согрешившего человека: Сын Божий сошел на землю для спасения людей и, живя на земле, освятил воду Своим крещением в Иордане. Поэтому священник просит Господа, чтобы Он и ныне освятил эту воду Духом Своим Святым и сделал ее средством для отгнания всего враждебного человеку, для освящения, исцеления и обновления. Произнося слова молитвы: “Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся супротивныя силы,” священник дует на воду, погружает руку в нее и делает крест. После молитвы освящения воды священник помазует воду св. елеем, а также помазывает чело, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки, ноги крещаемого — для освящения мыслей, желаний и действий человека. При помазании елеем произносятся следующие слова: “Помазуется раб Божий (или раба Божия… имя рек) елеем радования, во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь.” Помазание елеем напоминает крещаемому, что он должен быть искусным борцом или воином в Церкви Христовой, и что он, как дикая ветвь, прививается к плодоносной маслине – к Иисусу Христу. После такого приготовления совершается и самое таинство Крещения, наступает самый важный момент, момент троекратного погружения в воду с произнесением слов: “Крещается раб Божий (или раба Божия… имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь” (рис. 244, л. 63). Погружение в воду напоминает человеку, что он умер для греха, появление на поверхности воды означает воскресение человека для жизни святой, духовной, вместе с Иисусом Христом. После погружения читается 31-й псалом (“Блаженни, их же оставишася беззакония”…), в котором говорится о блаженстве людей, очистившихся от греха. Затем крещаемому одевается белая одежда в знак чистоты души. Возлагается также крест, чтобы всегда напоминать ему о христианских обязанностях. При облачении поется тропарь: “Ризу ми подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.” 174 В следующей затем молитве священник просит Господа даровать крещенному дар Св. Духа и Божественное освящение в животворящем помазании, сохранить его в святости, утвердить в православной вере, избавить от лукавого и всех действий его, чтобы этот человек, благоугождая Богу во всяком деле и слове, сделался сыном и наследником небесного царствия. После этой молитвы совершается второе таинство, таинство Миропомазания. Священник крестообразно помазывает Св. Миром лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки, ноги, произнося слова: “Печать дара Духа Святаго. Аминь.” Слово печать значит, что крестившийся становится принадлежностью или собственностью Св. Духа, который “отпечатался” и осенил крещаемого и готов помогать человеку в мыслях, чувствах, желаниях, словах и делах, если только сам человек будет достоин Божественной помощи. После помазания Св. Миром священник, крещенный и его восприемники обходят вокруг купели три раза во имя Св. Троицы с пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.” Этим троекратным круговым хождением указывается на непрерывный союз новокрещенного со всеми Лицами Св. Троицы. После обхождения купели читается Апостол (Римл. 6:3-11), в котором говорится о теснейшем соединении нашем со Христом; говорится, что если мы уподобились Ему смертию в погружении и умерли для грехов, то должны сделаться подобными Ему и в воскресении, живя только для исполнения Его Святой воли. В Евангелии (Мф. 28:16-20) говорится о повелении Иисуса Христа Апостолам перед Вознесением на небо идти учить все народы, соблюдать заповеди Господни и крестить их во имя Отца и Сына и Св. Духа. После чтения Евангелия совершается омовение и отирание Св. Мира, при этом священник говорит новопросвещенному, что он оправдался, просветился, освятился в Крещении и Миропомазании. Перед пострижением волос священник читает молитвы, в которых выражается готовность человека жертвовать всем Богу. Пострижение волос служит выражением покорности человека Богу. Священник в молитве на “пострижение волос” просит Господа, чтобы Его Божественное благословение снизошло на крещенного, и он, возрастая, достиг старости и во все дни своей жизни видел все доброе. Затем читается сугубая ектения: “О милости, жизни, мире, здравии, спасении и посещении рабов Божиих”: крещенного и восприемников, и бывает отпуст.


137. Схема Крещения.


• Оглашение. • Заклинание. • Отречение от дьявола. • Сочетание со Христом. • Чтение Символа Веры. • Великая ектения. • Освящение воды. • Помазание елеем воды и крещаемого. • Троекратное погружение. • Чтение 31-го псалма. • Облачение в белую одежду и возложение креста. (“Ризу ми • подаждь”). 175 • Миропомазание. • Троекратное хождение вокруг купели. (“Елицы во Христа”). • Чтение Апостола и Евангелия. • Омовение и отирание. • Церковное приветствие крещаемого (“Оправдался, освятился”). • Пострижение. • Сугубая ектения. • Отпуст.


138. Символическое значение крещения.


Дуновение на крещаемого перед оглашением изображает вторичное воссоздание человека, напоминая о первом создании, когда Господь “вдунул в лице человека дыхание жизни” (Быт. 2:7). — Обращение на запад — символ тьмы и зла — во время заклинания и отречения есть знак сознательного расставания с языческой жизнью, со всеми темными силами. Плюновение — крайний символ презрения. — Обращение на восток перед сочетанием с Христом есть знак принятия веры в Иисуса Христа, “Востока свыше и Солнца правды.” — Чтение Символа Веры есть доказательство настоящей и будущей веры крещаемого в Иисуса Христа. — Освящение воды — вода освящается, как стихия естественного и видимого очищения. — Помазание крещаемого елеем, по образцу древних борцов, есть знак, что крещаемый также борец и воин за Церковь Христову. — Погружение есть символ Крещения Иисуса Христа, крестившегося через погружение; троекратное погружение — символ Св. Троицы. — Чтение псалма 31-го изображает духовную перемену в человеке после Крещения. — Облачение в белую одежду — символ чистоты, а крест — символ христианского знамени и христианского самоотвержения. — Помазание Св. Миром — призвание человека к высокому служению. — Троекратное хождение указывает на вечный союз крещенного со всеми Лицами Св. Троицы, свечи означают духовную радость. — В Апостоле и Евангелии говорится о значении Таинства Крещения и о его Божественном установлении. — Пострижение служит знаком готовности крестившегося всем жертвам для Господа Бога.


139. Молитва в 40-й день о матери.


В 40-й день после рождения младенца мать, если она выздоровела, приходит в первый раз в храм помолиться и поблагодарить Бога за свое выздоровление. Она приносит с собой и младенца и останавливается в притворе. Священник от имени всех верующих молится, чтобы Господь, спасший мать от смерти и болезни, очистил ее от всякого греха и сподобил бы причаститься Св. Таин, а рожденное дитя благословил, вырастил, укрепил, чтобы дитя, поживши по заповедям Божиим, получило бы участие в вечных радостях с Господом и Святыми. При этом девочку подносят к иконе Божией Матери, а мальчика вносят в алтарь в знак того, что он со временем может быть и служителем алтаря. Обычай приносить дитя в храм в 40-й день по рождении установлен в Ветхом Завете; но для нас, христиан, он имеет священное значение потому, что Сам Иисус Христос был принесен в 40-й день Своею Матерью в храм для принесения за Него жертвы (см. Задостойник на Сретение, § 127). После прочтения священником молитвы мать берет малютку домой с целью воспитать его в православной вере и научить его страху и Закону Божию.


140. Метрические книги.


Крещение младенцев и взрослых вносится в так называемые “метрические книги.” Этот обычай очень древнего происхождения. Еще в древности существовали так наз. “диптихи,” т.е. книжечки, куда вписывались имена новообращенных и их восприемников для того, чтобы церковь знала, за кого приносить молитвы. Наши метрические книги с XVII века делятся на три части: в первую часть вносится крещение, во вторую — брак, а в третью — погребение. При записи нужно обращать особенное внимание на точность и правильность каждого слова и каждой буквы, потому что “метрические свидетельства” очень важны для общественной и государственной жизни. Форма книг такая:


141. Таинство Покаяния.


Для людей, согрешивших после крещения, в Церкви установлено Господом Иисусом Христом Таинство Покаяния. В нем кающийся, при видимом объявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Чин или богослужение этого Таинства состоит в следующем. Перед тем, как приступить к Таинству Покаяния, верующий предварительно говеет, т.е. постится, проводит время дома и в храме в молитве, вспоминает и сокрушается о содеянных грехах, а затем выслушивает в церкви “правило” перед Исповедью или ряд покаянных молитв, в которых говорится, чтобы Господь Бог по Своему долготерпению “ослабил, оставил, простил грехи, беззакония и согрешения вольная и невольная, яже в ведении и неведении, яже в преступлении и преслушании бывшая от рабов твоих сих”… Затем священник указывает кающемуся на Св. Икону и напоминает ему. что при исповеди невидимо присутствует Сам Бог, Господь наш Иисус Христос, Который принимает наши исповедания. Поэтому не надо ничего скрывать от своего духовника, который есть только свидетель наших грехов перед Богом, но высказать все грехи, чтобы получить от Господа исцеление. Если же кто умышленно скроет грех, то на нем “двойной грех будет.” После выслушивания правила кающийся подходит к священнику, делает земной поклон перед лежащими на аналое Крестом и Евангелием (знак присутствия Самого Господа), и вручает священнику свечу, как жертву Богу за то великое благодеяние, которое он надеется получить после исповеди, т.е. прощение грехов. Вместе с тем свеча есть символ того, что в настоящую минуту сердце кающегося мягко, как воск, и потому готово воспринимать все внушения и распоряжения священника. Затем кающийся подробно перечисляет свои грехи, которые необходимо священнику знать для разрушения их. Иногда священник вопросами помогает ему совершенно высказаться и чистосердечно раскаяться, очистить свою душу. После исповедания грехов кающийся становится на колени, священник возлагает ему на голову епитрахиль (как видимый знак благодати Божией) и читает разрешительную молитву: “Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя и аз недостойный иерей, властию его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа… аминь.” В конце разрешительной молитвы священник благословляет исповедующегося и дает ему целовать Крест и Евангелие. Исповедь у нас совершается обыкновенно перед принятием Св. Таин и потому вечером исповедники 177 выслушивают “вечернее правило,” состоящее из положенных на этот случай молитв, акафиста и канонов, а утром “утреннее правило,” состоящее из молитв, приготовляющих к Причащению. После покаяния и выслушивания правила человек получает право с благоговением приступить к Св. Причащению Христовых Таин Тела и Крови во оставление грехов и в начало будущей вечной, блаженной жизни.


142. Таинство Брака.


Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и воспитанию детей. Чин богослужения в таинстве брака распадается на две части: обручение и венчание. Перед началом священник благословляет брачующихся и дает свечи (возженные), как выражение их радости и надежды, что, по милосердию Божию, и их жизнь будет радостна и светла. Обручение начинается возгласом священника: “Благословен Бог наш”… и великой ектенией с дополнительными прошениями о брачующихся: “о подаянии им чадов в восприятие рода, о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи Божией, о сохранении их в единомыслии и твердой вере,” “о благословитися им в непорочном жительстве и даровати им честнаго брака”… Затем священник читает молитвы: “Боже Вечный, разстоящияся собравый в соединение… Благословивый Исаака и Ревекку, и наследники “я” (их) Твоего обетования показавый: Сам благослови и рабы Твоя сия”… “Предобручивый Церковь деву чистую, благослови обручение сие, и соедини и сохрани рабы Твоя сия в мире и единомыслии.” Для выражения неразрывности и вечности союза между женихом и невестой им даются кольца: жениху — невестино, а невесте — женихово. Брачующиеся обмениваются кольцами 152). Затем следуют молитвы с просьбою об утверждении и благословении Господом предполагаемого союза и об утверждении этого союза “перстнем.” Читается также сугубая ектения с прошениями за Государя и всю братию, для обозначения и той, между прочим, мысли, что брак есть условие счастья Государства и общества. Этим оканчивается чин обручения. По окончании обручения священник подводит обрученных ближе к Св. Кресту и Евангелию, лежащим на аналое, при пении: “Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе” и ставит на маленький подножный плат. Священник спрашивает жениха и невесту, имеют ли они непринужденное намерение и согласие вступить в брак и не обещались ли кому-нибудь другому. Вопросы священника и ответы брачующихся составляют наиболее важный психологический момент венчания. Вся прошлая жизнь жениха и невесты, их предбрачное поведение, их слова и чувства проходят в сознании брачующихся. “Если брак законен и чужд укоризны, то будет в нем Христос, единый Чистейший и Святый и непорочный Жених душ.” Когда брачующиеся вслух подтвердят свое согласие на брак, священник приступает к совершению самого Таинства, начинается венчание. Произносится возглас: “Благословенно Царство,” читается великая ектения, а затем положенные молитвы, в которых Церковь испрашивает венчающимся благ земных и небесных, просит 152 ) По Уставу Св. Церкви кольцо для жениха должно быть золотое, а для невесты – серебряное. Золотое означает преимущество мужа в брачной жизни, как солнце имеет преимущество перед луною. Обмен кольцами есть знак того, что жених готов преимуществом сил своих помогать невесте, как слабейшему члену, а невеста готова принимать от него помощь. 178 благословить их союз, сохранить целомудрие, даровать детей и радость в детях. В этих молитвах, с одной стороны, вспоминаются Божии слова, находящиеся в Библии, о святом значении Таинства Брака, а с другой стороны, для назидания брачующихся приводится ряд ветхозаветных счастливых супружеств (Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елизавета) и испрашивается у Господа такого благословения и помощи, которых Бог сподобил эти ветхозаветные супружества. Затем священник возлагает венец на жениха, произнося: “венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.” Также возлагает он венец на невесту и три раза благословляет их, говоря: “Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)” (рис. 245, л. 63). Прежде чем возложить венец, священник крестообразно осеняет им голову венчаемого и дает ему целовать венец. При возложении венцов и благословении брачующихся совершается благодатная минута Таинства — Дух Св. сходит на брачующихся и освящает их для совместной трудовой жизни. Венцы являются как бы наградой за чистоту их жизни до брака и как бы указанием, что после брака они могут сделаться родоначальниками последующих поколений, князьями своего рода. Вслед за возложением венцов читается Апостол (Ефес. 5:20-35), в котором говорится о важности таинства брака и об обязанностях мужа и жены, и Евангелие (Иоанна 2:1-11) о чуде Иисуса Христа на браке в Канне Галилейской; читается просительная ектения и поется молитва “Отче наш.” В это время приносится чаша с вином. Священник благословляет ее троекратно и дает пить из нее новобрачным в знак того, что они связаны навсегда, и должны иметь все общее, желания и намерения, радости и горе. Вслед затем священник соединяет руки новобрачных и ведет их кругом аналоя, в знак неразрывности их союза, при пении следующих молитв: • Исайе ликуй, Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем. • Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим. • Слава Тебе, Христе Боже, Апостолов похвало, Мучеников радование, ихже проповедь, Троица Единосущная. Обошедши три раза вокруг аналоя, священник снова ставит новобрачных перед аналоем, снимает с них венцы и приветствует их напутствием на жизненный путь словами: “Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия.” Обращаясь к невесте, священник говорит: “и ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона: зане тако благоволи Бог.” После благословения на жизненный путь новобрачных бывает отпуст, и исполняется существующий обычай совершать молебствие Господу Богу.


143. Таинство Елеосвящения.


Елеосвящение есть таинство, в котором при семикратном помазании освященным елеем больного человека (а иногда и здорового) призывается на него благодать БожИя, 179 исцеляющая немощи душевные и телесные. Это Таинство имеет целью возбудить веру больных и окружающих родных и знакомых, которая привела бы исцеляющую благодать Св. Духа. Елеосвящение соединяется с Таинством покаяния и сопровождается разрешением грехов. Для совершения Таинства Елеосвящения ставится стол, на столе полагается Св. Крест с Евангелием и блюдо с пшеницею, в которую водружается 7 свечей, во образ семи Даров Св. Духа, и 7 стручков, обернутых на концах хлопчатою бумагой или ватой для помазания; наконец, в пшеницу же ставится сосуд с елеем и вином. “Пшеница” служит утешением для больного. Выставляя ее на вид больному, Св. Церковь как бы говорит, что как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни и оно может дать в свое время росток, так и в иссохшем от болезни теле есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле, или после всеобщего суда и воскресения. Елей бывает соединен с вином, потому что благодетельный самарянин врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом с вином (Луки 10:34). Чин богослужения этого таинства совершается следующим образом. После начальных молитв поется канон, выражающий в трогательных песнопениях просьбу больного и окружающих о выздоровлении. Затем в ектении возносится моление об освящении елея и исцелении болящего силою Св. Духа. В семи Апостольских и Евангельских чтениях говорится о чудесных исцелениях, какие совершались руками Спасителя и Его учеников, равно и о могуществе веры в Господа и любви к ближнему. После Евангелия совершается помазание освященным елеем, смешанным, как сказано выше, с вином, различных частей тела болящего. Во время помазания священник читает молитву к Богу Отцу: “Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба твоего (имя рек) от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего,” молитвами “Пресвятыя Владычицы” и др. (перечисляемых Святых). После седьмого помазания кладется раскрытое Св. Евангелие письменами на голову больного и над ним читается разрешительная молитва. Таким образом, болящий получает в таинстве Елеосвящения прощение от грехов и, если Господу угодно, и исцеление от болезни. Важное значение в этом таинстве имеет “седмеричное число”: его (таинство) совершают 7 священников, хотя без ущерба для силы таинства оно может совершаться и одним священником, читается 7 Евангелий, 7 посланий Апостольских, приспособленных к таинству, и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезни, для помазания берутся 7 стручков и 7 раз помазуют больного. Так как при помазании елеем больного может быть несколько священников, то таинство Елеосвящения называется еще “соборованием.”


144. Таинство Священства.


Уяснив значение божественной благодати для истинно-христианской жизни, преподаваемой в Таинствах Церкви, познакомимся, наконец, и с тем Таинством, которое служит источником других Таинств и которое низводит божественную благодать на совершителей Таинств Православной Церкви, т.е. на лиц Церковной Иерархии. Таким Таинством и является Таинство Священства, в котором Дух Святой правильно избранного через святительское (т.е. епископское) рукоположение поставляет для совершения Таинств и наставления людей в вере и благочестии. Таинство это установлено Самим 180 Иисусом Христом, который, избрав Апостолов из числа многих слушателей Его учения (Ев. Луки 6:13; Иоан. 16:16; 17:12; Матф. 18:18; 28:19), дал им власть учить и совершать Таинства и, по вознесении, ниспослал им Святого Духа, облекшего их потребными для их служения силами (Деян. 1:8; 2:4). С тех пор зажженный огонь благодати Св. Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Наглядным и символическим знаком этой преемственной связи иерархических лиц со святыми Апостолами служит рукоположение, употребляемое для низведения на посвящаемых лиц благодати Св. Духа. Сообразно с тремя степенями церковной иерархии, Таинство Священства существует в трех видах: для рукоположения епископов, священников и диаконов. Наиболее сложным и торжественным является рукоположение во Епископа. Оно распадается на три момента: наречение, рукоположение и введение епископа в Церковное Общество. По избрании кандидата во епископа Св. Синодом происходит наречение его во епископа. Наречение состоит в том, что в присутствии членов Св. Синода и Обер-Прокурора Св. Синода в синодальном здании после пения тропаря и кондака в честь Св. Духа: “Благословен еси, Христе Боже наш”… и краткой ектении; (ектению и возглас произносит Первоприсутствующий иерарх; остальные епископы поют), обер-секретарь читает избранному в епископа указ об его избрании. Избранный на объявление отвечает: “благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю,” и, сказав затем речь, принимает от иерархов благословение. Многолетием нареченному заканчивается обряд наречения. В ближайший праздничный день происходит хиротония. Перед окончанием Часов архиереи, долженствующие посвятить нареченного, выходят из алтаря в полном облачении и садятся на седалища среди храма на амвоне. Затем выходит из алтаря нареченный в сопровождении протоиерея и протодиакона, и становится между солеею и архиерейском амвоном на коврике (орлеце). Тут на вопрос первенствующего архиерея: “чесо ради пришел еси, чесо просивши, и како веруюши,” — нареченный отвечает: “хиротонии архиерейские благодати ищу” и читает Символ Веры. После второго вопроса: “како исповедуеши вочеловечение Христово,” подробно излагает исповедание веры и, после 3 вопроса, обещает с своей стороны всегдашнюю, неизменную верность Св. православной Церкви и Императору. Затем принимает от иерархов благословение и, после многолетия Государю, Св. Синоду и Новоизбранному, возвращается в алтарь. Начинается архиерейская Литургия. После малого входа все архиереи с амвона входят в алтарь. Тогда нареченный подводится протоиереем и протодиаконом через северные двери к Царским вратам и здесь, принятый архиереями, преклоняет колена перед Престолом и полагает на него руки и голову, свидетельствуя тем полную покорность свою воле Божией. В это время архиереи возлагают на голову его письменами открытое Евангелие, чтоб внушить ему, что Господь зовет его на проповедь Евангелия, и потому он должен вполне знать евангельские истины, и, по возложении на голову его архиерейских рук, первенствующий архиерей читает молитву: “Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященного Собора, Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует боголюбезнейшаго архимандрита (или иеромонаха — имя рек), во епископа богоспасаемого града (имя рек). Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа.” Иерархи, Пресвитеры поют молитву ????? ??????? (Кирие, елеисон — Господи, помилуй); а первенствующий архиерей тихо читает три молитвы, 181 коими испрашивает ему у Бога благодати, необходимой для высокого, но трудного епископского богослужения. Затем он подает ему архиерейские принадлежности: саккос, омофор, панагию и митру. При вручении каждой одежды он возглашает: ????? (аксиос — достоин), а новый епископ на каждую одежду просит благословения у архиереев. Совершающие Литургию епископы и новопосвященный продолжают Литургию. На Великом входе первенствующий архиерей приемлет Дискос, а новопосвященный — Чашу. Во время Причащения первый подает пресвитерам пречистое Тело Спасителя, а последний — св. Чашу. По окончании Литургии первенствующий архиерей возлагает на новопосвященного мантию с источниками и потом, среди храма, вводя его на амвон в Церковное общество, говорит приветствие и вручает ему архипастырский жезл, с которым новопосвященный благословляет народ на четыре стороны. Рукоположение в степень пресвитера: После Великого входа новопоставляемый приводится двумя диаконами к царским вратам с возглашением: “повели,” т.е. прикажи (обращение к народу, у которого испрашивается согласие на предстоящее посвящение), “повелите” (- к церкви, клиру), “повели, преосвященнейший Владыко.” Войдя в алтарь и получив от архиерея благословение, новопоставленный трижды обходит вокруг Престола в предшествии архимандрита или протоиерея, целуя все четыре угла Престола, также палицу и руку архиерея. Это троекратное хождение вокруг Престола означает непрерывность союза новопоставляемого с Церковью, целование св. Престола — горячую любовь его к Богу, целование палицы и руки архиерея — сыновнюю покорность ему. Во время троекратного обхода вокруг Престола поются три священные песни: (как во время венчания) “Святии мученицы…,” “Слава Тебе, Христе Боже…” и “Исайе ликуй…” (см. § 142). После обхода Престола новопоставляемый преклоняет с правой стороны Престола оба колена и, в знак полной преданности Господу, полагает крестообразно на Престол руки свои и голову, ожидая наития Св. Духа. Архиерей, покрыв голову его своим омофором, трижды благословляет ее и, возложив на нее руки, возглашает молитву: “Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (рукополагает) благовернейшаго сего мужа во пресвитера; помолимся убо да приидет на него благодать Святаго Духа.” Архиерей произносит слово “аксиос,” что значит по-русски “достоин,” т.е. достоин совершать богослужение. Священнослужители в алтаре поют: “Господи, помилуй,” а хор — “????? ???????.” Во время этого пения архиерей, еще три раза благословив голову новопоставляемого, тихо читает молитвы, в которых призывает на него благодать Св. Духа, и испрашивает дары, потребные для священника. По окончании молитв архиерей дает новопоставляемому с возглашением: “?????,” принадлежности священнического сана: епитрахиль, пояс, ризу и служебник. По облачении новопоставленного все пресвитеры дают ему братское лобзание. По освящении Св. Даров архиерей дает новопосвященному часть Тела Христова со словами: “Приими залог сей и сохрани его цел.” Как хранитель и раздаятель Христовых таинств новопосвященный благоговейно держит эту часть в своих руках у Престола до времени Причащения. 182 Заамвонную молитву читает вновь посвященный, и этим делается вступление в священническое служение. Рукоположение во диакона сходно с рукоположением во священника. Главное отличие состоит в том, что: он посвящается не до освящения Даров, как священник, а по освящении, потому что он только служит при совершении таинств, а не совершает их; его обводит вокруг Престола не архимандрит или протоиерей, а протодиакон; пред Престолом он преклоняет не два, а одно колено в знак легчайшего бремени диаконского служения в сравнении с пресвитерским. Первый раз диакон произносит благодарственную ектению перед заамвонной молитвой (“Прости приимше”).


145. Молебны.


Св. Церковь, как Матерь, принявшая нас под свое попечение в таинстве св. Крещения, заботится о нас во всю нашу жизнь. На каждый случай нашей жизни мы находим отклик в церковных молитвах и песнопениях. Так, например, в св. Церкви существуют молебны и молитвы на такие случаи: начало Нового года, начало и окончание учения, молебны во время войны, при освящении плодов, постройки дома, вырытия колодца, по случаю освящения воды, болезни, бездождия или продолжительного дождя, наводнения, отправления в путь или возвращения, о находящихся в плену, в темнице, во вражде. Такими благословениями св. Церковь освящает всю нашу жизнь, желая воспитать в нас преданность воле Божией. Молебные пения бывают с каноном или без канона. Молебны без канона начинаются великою ектенией с обозначением в прошениях обстоятельств, по которым совершается молебен. После ектении поется “Бог Господь” и тропарь, соответствующий своим содержанием потребности молящихся. Затем следует Апостол и Евангелие, сугубая ектения с повторением в более усиленной форме прошений о нуждах, тропарь и кондак дня, и молитва с коленопреклонением или без коленопреклонения. Молебны с каноном совершаются так: поле начальных молитв поется: “Бог Господь” и тропарь Господу Иисусу, Божией Матери или Святым. После тропаря следуют ирмосы канона и разные запевы, напр. “Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе,” или “Пресвятая Богородице, спаси нас,” или “Святителю, отче Николае, моли Бога о нас” и др. и читаются тропари каждой песни канона. По 3-й песни произносится краткая сугубая ектения о здравии молящихся; по 6-й песни — малая ектения (иногда здесь вставляется акафист). Далее читается соответствующее Евангелие. По 9-й песни произносится краткая сугубая ектения о “мире, благоденствии и изобилии плодов земных для всех христиан,” тропарь, кондак, молитва и отпуст. Впрочем, в молебнах с канонами в современной практике большею частью пропускаются ирмосы и тропари, а поются одни припевы. Кроме молебнов с канонами и без канонов существуют еще царские молебны, совершаемые после Литургии в царские дни. На царских молебнах, помимо ектений (великой и сугубой), бывает пение: “Бог Господь,” тропарь, кондак, чтение Апостола и Евангелия и коленопреклоненная молитва о здравии и благоденствии Государя Императора и Его Августейшего Семейства и других Членов Царствующего Дома. В конце молебна провозглашается “многолетие.” Порядок молебнов с ектениями и молитвами содержится в книге “Молебных пений.”


146. Погребение.


Когда человек приближается к смерти, св. Церковь особыми молитвами напутствует его в вечную жизнь. Над умирающим читается “отходная,” или умилительный канон Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. В этом каноне, как бы от лица умирающего, выражается раскаяние во грехах, боязнь гнева Божия и просьба о помиловании ради молитв Пречистой Матери, а также просьба об упокоении в Царстве небесном. По смерти христианина обмывают его тело, надевают на него длинную белую одежду, или “саван,” в знак чистоты души истинного христианина, или же одевают одежду, соответствующую его званию. На лоб умершего полагают “венчик” с изображением Иисуса Христа, Его Предтечи и Божией Матери. Этот венчик означает надежду умершего на приобретение венца небесного, а также то, что на земле он был борцом за правду Христову. На грудь умершего полагается икона Спасителя в знак того, что он умер в вере в Господа Иисуса Христа. Тело умершего полагается во гроб и накрывается покровом. Затем начинается чтение псалтири для утешения присутствующих и для побуждения их к молитве за усопшего, в которой он особенно нуждается. Через трое суток тело умершего предается погребению. Перед выносом тела в церковь совершается “лития,” сокращенное моление об упокоении души в небесном Царствии. Когда выносится гроб, поется ангельская песнь: “Святый Боже” в знак того, что умерший отходит туда, где живут ангелы, чтобы вместе с ними воспевать Творца вселенной. Окружающие стоят в это время со свечами в доказательство того, что умерший отходит к Вечному Свету, Иисусу Христу. По принесении во храм, гроб ставится посредине храма, лицом к алтарю, а по сторонам ставятся четыре зажженных свечи. Служится Литургия, за которой приносится Бескровная Жертва о прощении грехов и почившего. После Литургии начинается “отпевание.” Поются псалмы Давида (90, 118), в которых говорится о счастье души, жившей по заповедям Божиим и с надеждой на милость Божию. А затем новозаветные стихи с припевом: “Благословен еси Господи.” • Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим.| • Святых лик обрете источник жизни | и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием,| погибшее овча аз есмь,| воззови мя, Спасе, и спаси мя.| • Агнца Божия проповедавше,| и заклани бывше якоже агнцы,| и в жизни нестареемой Святии, | и присносущней преставльшеся,| Того прилежно мученицы молите,| долгов разрешение нам даровати.| • В путь узкий ходшии прискорбный,| вси в житии крест, яко ярем вземшии,| и Мне последовавши верою, приидите насладитеся,| ихже уготовах вам почестей и венцов небесных.| • Образ есмь неизреченныя Твоея славы,| аще и язвы ношу прегрешений: | ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием,| и вожделенное отечество подаждь ми,| Рая паки жителя мя сотворяя.| • Древле убо от несущих создавый мя,| и образом Твоим Божественным почтый,| преступлением же заповеди,| паки мя возвративый в землю, от нея же взят бых,| на еже по подобию возведи,| древнею добротою возобразитися.| 184 • Упокой, Боже, раба Твоего | и учини в раи,| идеже лицы Святых, Господи,| и праведницы сияют яко светила,| усопшаго раба Твоего упокой,| презирая его вся согрешения.| • Слава: Трисиятельное Единаго Божества благочестно поем вопиюще; | Свят еси, Отче Безначальный,| Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас верою Тебе служащих и вечнаго огня исхити. • И ныне: Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех.| Ею же род человеческий обрете спасение,| Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная. Аллилуиа (3 р.). Вслед за этими тропарями поется погребальный канон: во всех песнях его заключается молитва верующих к мученикам о ходатайстве перед Богом за умершего и земная жизнь изображается под видом бурного моря, а смерть христианина — в виде тихого пристанища. Священнослужители, родные и знакомые, стоя около гроба со свечами в руках, молят Господа упокоить душу умершего со Святыми в Царстве небесном: “Со Святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.” В следующих восьми стихирах, которые называются “самогласными,” снова выражается вся ничтожность человеческой жизни, в которой нет искренней радости, нет прочной славы: все в ней исчезает в одно мгновение, когда приходит смерть. 1-ая стихира: Как житейская сладость пребывает печали непричастна?| кая ли слава стоит на земле непреложна;| Вся сени немощнейша,| вся соний прелестнейша: | единем мгновением, и сия вся смерть приемлет.| Но во свете Христе лица Твоего | и в наслаждении Твоея красоты,| его же избрал еси, упокой,| яко Человеколюбец.| 4-ая стихира: Где есть мирское пристрастие,| Где есть привременных мечтание?| где есть злато и сребро?| где есть рабов множество? и молва?| вся персть, вся пепел, вся сень.| Но приидите возопием Безсмертному Царю: | Господи вечных Твоих благ сподоби преставльшагося от нас,| упокояя его в нестареющемся блаженстве Твоем.| 8-ая стихира: Плачу и рыдаю,| егда помышляю смерть,| и вижду во гробе лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту,| безобразну, безславну,| неимущую вида.| О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство?| како предахомся тлению?| как сопрягахомся смерти? — воистину Бога повелением,| якоже писано есть,| подающаго преставльшемуся упокоение. За “самогласными” следует чтение Апостола (1 Фессал. 4:13-17) и Евангелия (Иоанна 5:24-30), в которых излагается учение Спасителя о воскресении мертвых. Прочитав Евангелие, священник произносит разрешительную молитву, где содержится, с одной стороны, ходатайство Церкви перед Богом о прощении согрешений умершего 153), в которых он “сердцем сокрушенным покаялся” и которые за “немощь естества забвению предаде,” а с другой стороны, разрешаются клятвы и запрещения, которыми умерший при жизни был связан за свои грехи, но которые при жизни не были разрешены. После чтения этой молитвы священник вкладывает в руки покойника лист с написанною на нем молитвою, и этим показывает, что молитва и разрешение церкви будут 153 ) По сравнению с разрешит. словами молитвы из Таинства покаяния (“прощаю и разрешаю тя”) в разрешит. молитве отпевания говорится: “да сотворит чрез мене прощеное чадо… да разрешит (Бог) его.” 185 иметь большое значение для умершего, когда он предстанет перед Высшим Судией, как знаки того, что умерший находится в общении с Церковью. После этого начинается пение трогательных стихир, в которых Церковь, как бы от лица умершего, просит всех окружающих не забывать его в своих молитвах пред Господом. Последняя стихира читается так: Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща,| восплачите о мне, братие и друзи и сродницы и знаемии: | вчерашний бо день беседовах с вами | и внезапу найде на мя страшный час смертный…| к Судии бо отхожу…| прошу всех и молю непрестанно о мне молитеся Христу Богу,| да не низведен буду по грехом моим на место мучения,| но да вчинит мя, идеже Свет Животный.”| В это время присутствующие в последний раз целуют умершего, прощаются с ним, показывая этим любовь к умершему и согласие молиться за него. По окончании прощания с умершим возглашается: “Вечная память.” После отпевания гроб умершего несут к могиле. Еще раз совершается моление о спасении души умершего. Священник берет горсть земли и крестообразно посыпает ею тело умершего, говоря: “Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее): вселенная и вси живущии на ней.” Певчие поют: “Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе упокой,” и гроб опускается в могилу лицом к востоку, как бы в знак того, что умерший идет к восходу, т.е. к началу новой жизни.


147. Панихида.


Панихида есть служба, которая дает возможность выполнять последнее желание наших умерших, выраженное в предыдущей стихире (§ 146), — “непрестанно молитеся о мне.” Слово “панихида” означает всенощное бдение, и свое начало панихида ведет от тех молений, которые христиане совершали на гробах мучеников. До погребения панихиды совершаются ежедневно, а затем на третий, девятый, сороковой день, во дни именин и кончины усопших, а также в так называемые “родительские субботы.” В третий день панихида совершается ради воскресшего Иисуса Христа в третий день из мертвых, в 9-й день, чтобы душа умершего сопричислена была к девяти чинам ангельским, в 40-й день — для того, чтобы умерший непостыдно выдержал свое испытание или частный суд (по вере Церкви, производимый в течение 40 дней) и потом, по милости Господа, в 40-й день вознесшегося на небо, принят был в светлые обители рая. (Есть еще и другие основания для поминовения усопших в эти дни). В день именин мы молимся за усопшего в доказательство того, что мы помним его, и наша любовь к нему не слабеет с течением времени, но ежегодно обновляется, и потому, как при жизни его мы молились вместе с ним о его здравии, так и по смерти его молимся о его спасении. В день кончины мы молимся потому, что день кончины есть день второго рождения человека для неба. Родительскими субботами называются такие субботы, в которые христиане поминают своих умерших родителей. Таких суббот три: перед масленицей (неделя мясопуст), перед днем Св. Троицы и перед 26 октября. В субботу перед мясопустом мы потому молимся за умерших, что в наступающее воскресение вспоминается второе пришествие Спасителя и Страшный суд Христов над живыми и умершими, и мы молим праведного Судию явить Свою милость и умершим. В Троицкую субботу мы молимся за 186 усопших потому, что сошествием Св. Духа запечатлелось искупление мира, спасительно простирающееся и на живущих, и на умерших. Суббота перед 26 октября иначе называется “Димитриевской субботой,” потому что в этот день родился князь Димитрий Донской, неоднократно совершавший молитвенное поминовение убиенных на Куликовом поле (в 1380 г). русских воинов (как в день погребения их, так по возвращении в Москву 21 сент. так, наконец, и позднее, при посещении Троице-Сергиевой лавры) и указавший всегда поминать впредь воинов. И так как день памяти Св. Димитрия Солунского (26 окт). считался праздничным днем, когда не полагалось заупокойного богослужения, то последнее и было приурочено к предыдущей субботе. Таким образом, в эту субботу прежде всего вспоминаются убиенные воины, но вместе с ними и все умершие православные христиане. Для поминовения воинов, убиенных “за Веру, Царя и Отечество,” кроме того установлена торжественная панихида в день 29-го августа. Но особенно торжественная молитва за умерших совершается во вторник на Фоминой неделе после праздника Пасхи. Этот вторник называется “радоницей.” В этот день верующие приходят на могилы умерших близких с намерением разделить с ними великую радость Воскресения Христова, в надежде всеобщего блаженного воскресения. При поминовении усопших употребляется “коливо,” или кутья, т.е. вареная пшеница и рис с медом, предлагаемая для вкушения всем присутствующим в знак братства пред Христом. Мед выражает особую духовную сладость, которая ожидает умерших с верою и покаянием. Пшеница указывает на догмат воскресения и напоминает слова Христовы: “Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, мног плод сотворит” (Иоанна 12:24).


148. Освящение храма.


Велико и благодетельно значение для человека Храма Божия как в сей, земной, жизни, так и после смерти человека. Поэтому появление каждого нового храма составляет радостное событие для города и селения и освящение храма составляет новую, весьма торжественную службу. Накануне, во вновь выстроенном храме совершается торжественная Всенощная, во время которой священнослужители находятся только в средней части храма, перед иконостасом. Здесь же, пред Царскими вратами лежат на отдельном столе священные сосуды и священные предметы, предназначенные для нового храма. Дарованные для Престола Св. мощи переносятся или в ближайший соседний храм, или полагаются перед образом Спасителя на дискосе. В день освящения совершается водосвятный молебен. Затем священнослужители, во главе с епископом, по облачении в священные одежды и льняные хитоны, переносят из середины в алтарь стол со священными предметами. Царские врата затворяются. Начинается утверждение Престола; для соединения частей гвоздями употребляются камни. Во время сих действий поются 144, 22 и 83 пс. По утверждении Престола Царские врата отворяются и читается с коленопреклонением молитва о ниспослании Св. Духа на созданный храм. По новом закрытии Царских врат (в алтаре пока могут присутствовать миряне и даже женщины) 154) совершается последовательно омовение Престола, затем помазание Престола Св. миром и облачение Престола в священные одежды — катасаркион и индитион. Священнослужители снимают льняное одеяние. Миряне оставляют алтарь, который 154 ) Женщины при миропомазании и облачении Престола потому могут присутствовать, что все сии действия напоминают о помазании погребаемого тела Спасителя, в котором участвовали и мироносицы. 187 отныне предназначается только для священнослужителей. Царские врата отворяются и начинается освящение храма. В состав освящения храма входит прежде всего внутренний крестный ход для окропления стен храма Св. водою и миром; затем возжигается епископом первый свет в алтаре, на горнем месте, от которого возжигаются свечи по всему храму, и начинается внешний крестный ход за святыми мощами в соседний храм. По выносе святых мощей отсюда, совершается крестный ход вокруг нового храма. Пред закрытыми входными или западными дверями крестный ход останавливается; одни только певчие входят в средину храма — и начинается самая торжественная минута. Епископ словами из псалма 23 возглашает: “возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы.” Певчие отвечают: “Кто есть сей Царь Славы?” Затем он во второй раз возглашает: “возмите врата князи ваша,” певчие из храма опять отвечают на возглас: “Кто есть сей Царь Славы?” Тогда епископ произносит молитву, в которой просит, чтобы “Господь утвердил новосозданный храм непоколебимым до скончания века,” потом берет дискос с переносимыми мощами и, совершая им крест пред вратами храма, произносит: “Господь сил, Той есть Царь Славы.” Возглас епископа повторяют певчие, стоящие во храме. Западные врата отворяются, и епископ с крестным ходом входит в храм, поставляет святые мощи на Престол, потом помазывает святым миром частицу святых мощей, кладет ее в ковчежец и полагает под Престолом в среднем столпе; другую частицу святых мощей епископ влагает в антиминс, помазавши и ее святым миром. По положении святых мощей произносится молитва о создателях храма и отпуст освящения, после чего совершается Литургия. Таков чин освящения храма епископом; чин освящения священниками — короче и менее торжественен. Заключение Делая общее обозрение курса богослужения, нельзя не прийти к выводу, что наука о богослужении тесно связана со священно-историческими воспоминаниями. Св. История, особенно Новозаветная, помогает выяснению происхождения и постепенного развития как идеи богослужения вообще, так и отдельных составных частей его и отдельных служб. Но, будучи связана с предыдущими отделами Закона Божия, наука о богослужении также связана и с последующим — катехизисом и богословием, где содержится учение о Православной вере и нравственности. Много точек соприкосновения богослужения с катехизисом. Приучая к храму Божию и молитвенному в нем стоянию, богослужение открывает собою цепь других христианских обязанностей, в которых проявляется наше служение Богу и ближним. Содержа постоянное напоминание о христианских истинах и свойствах Существа Божия (то обрядово-символическое, то поэтическое), богослужение помогает уразумению этих истин в системе и логической последовательности. Побуждая переживать христианина минуты особого духовного подъема, то трепетной радости, то благоговейного умиления, заставляя минутами забывать человека о всем земном, даже о потребностях своего собственного существа, богослужение тем самым заставляет усматривать в организме человеческом особые таинственные процессы, не поддающиеся внешнему наблюдению. Итак, отвлекая сознание человека от видимого к невидимому, от грубого вещественного к мистическому и одухотворенному, наука о богослужении тем самым подготовляет к восприятию катехизиса, главное учение которого есть область невидимого, таинственного и непостижимого и благодать Божия, в тайне сокровенная. Низводя на христианина в таинствах Божественную благодать, богослужение тем самым открывает эту благодать в личном опыте и внутренних переживаниях.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице