Блажeнный Аврелий Августин. Беседа о любви к Богу и о любви к миру
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Блажeнный Аврелий Августин

Беседа о любви к Богу и о любви к миру

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)
Бесѣда 4-я (344). О любви къ Богу и о любви къ міру.

1. Два рода любви существуютъ въ этомъ мірѣ, которые постоянно между собою враждуютъ: любовь къ міру и любовь къ Богу. Которая изъ нихъ побѣдитъ, та и влечетъ любящаго какъ бы своею тяжестью. Потому что не на крыльяхъ или не на ногахъ, но чувствомъ, приближаемся мы къ Богу. Равнымъ образомъ не тѣлесными путами или узами, но противоположными тѣмъ чувствами привязываемся мы къ землѣ. И Христосъ приходитъ для того, чтобы измѣнить твои привязанности и, вмѣсто любви къ земному, возбудить въ тебѣ любовь къ жизни небесной. Сдѣлался по причинѣ насъ Человѣкомъ Тотъ, Кто создалъ человѣка; Богъ принимаетъ образъ человѣка, чтобы обожествить человѣка. Здѣсь, на землѣ, предстоитъ намъ борьба, борьба съ плотью, борьба съ діаволомъ, борьба съ міромъ. Но станемъ надѣяться, что Тотъ, Кто установилъ эту борьбу, не оставитъ насъ безъ Своей помощи; Онъ увѣщеваетъ насъ не кичиться своими силами. Кто надѣется на свои силы, надѣется на силы человѣческія. Но проклятъ человѣкъ, который надѣется на человѣка (Іер. 17, 5). Пылая пламенемъ этой чистой святой любви, мученики силою духа сжигали сѣно плоти. Невредимые духомъ восходили они къ Тому, отъ Кого были вдохновлены. Полная же слава получена будетъ ими вмѣстѣ съ самою презрѣнною ими плотью въ воскресеніе мертвыхъ. Потому и сѣется въ уничиженіи, чтобы возстать во славѣ (1 Кор. 15, 43).

2. Возбужденнымъ этой любовью или, скорѣе, для того, чтобы возбудить, Господь говоритъ слѣдующее: Кто любитъ отца или мать болѣе, нежели Меня, не достоинъ Меня, и кто не беретъ креста своего и слѣдуетъ за Мною, тотъ не достоинъ Меня (Матѳ. 10, 37-38). He уничтожаетъ Онъ любви къ родителямъ, женѣ и дѣтямъ, но упорядочиваетъ ее. He сказалъ: «кто любитъ», но: кто любитъ болѣе Меня. Это есть то же, что и Церковь говоритъ въ книгѣ «Пѣснь пѣсней»: и знамя его надо мною любовь (Пѣсн. 2, 4). Люби отца своего, но не болѣе Господа. Люби родителя, но не болѣе Создателя. Отецъ хотя и родилъ, до не самъ образовалъ тебя. Потому что, кто и каковъ ты будешь, — не зналъ онъ, когда ты рождался. Отецъ воспиталъ тебя, но не онъ произвелъ хлѣбъ для тебя, голодающаго. Въ концѣ концовъ, кое-что оставивъ для тебя на землѣ, отецъ твой уходитъ, чтобы ты послѣдовалъ ему, и смертью своею освобождаетъ мѣсто для твоей жизни. Отецъ же — твой Богъ все, что ни сохраняетъ для тебя, сохраняетъ вмѣстѣ съ Собой, какъ что ты получаешь наслѣдство вмѣстѣ съ отцомъ и не ждешь въ ожиданіи наслѣдства, когда владѣлецъ уйдетъ, но соединяешься съ Тѣмъ, Кто всегда пребываетъ, ты, имѣющій также всегда пребывать. Люби отца, но не болѣе Бога твоего. Люби мать твою, но не болѣе Церкви, которая родила тебя для жизни вѣчной. Изъ самой любви къ родителямъ заключи, наконецъ, какъ нужно любить Бога и Церковь. Если такъ должно любить тѣхъ, которые родили тебя для того, чтобы ты умеръ, то какъ же слѣдуетъ любить тѣхъ, кои родили тебя для вѣчности, чтобы ты всегда пребывалъ. Люби жену твою, люби дѣтей твоихъ во имя Бога, научая ихъ чтить вмѣстѣ съ тобою и Бога съ Коимъ, когда соединишься ты, не будешь бояться никакого раздѣленія. Поэтому не слѣдуетъ любить дѣтей своихъ болѣе Бога, и худо любилъ бы ты ихъ, если бы не позаботился привести къ Богу вмѣстѣ съ собою. Придетъ и для тебя, быть можетъ, часъ мученичества. Ты захочешь исповѣдывать Христа. Исповѣдавъ, получишь, можетъ быть временную смерть. Но вотъ отецъ, жена или сынъ соблазняютъ тебя, чтобы ты избѣгъ страданій, но прельщеніями своими производятъ они то, что ты дѣйствительно умираешь. Тогда лишь исполняешь слова Христовы: — кто любитъ отца или мать, жену или дѣтей болѣе, нежели Меня, тотъ не достоинъ Меня, — когда такія прельщенія не дѣйствуютъ на тебя.

3. Однако на прельщенія отъ своихъ все же склоняется иногда плотское чувство, и нѣкоторымъ образомъ поддается имъ наша впечатлительность. Но исправь неровности тлѣнной одежды и опояшься добродѣтелью. Терзаетъ ли тебя любовь плотская? — Возьми крестъ свой и слѣдуй за Господомъ. Вѣдь, и Самъ Спаситель твой, хотя и Богъ во плоти, хотя и Богъ вмѣстѣ съ плотью, однакоже показалъ немощь человѣческую, когда говорилъ: Отче Мой, если возможно, да минуетъ Меня чаша сія (Матѳ. 26, 39). Зналъ Онъ, что не минуетъ Его эта чаша. Для испитія ея и пришелъ Онъ по волѣ Своей, а не по принужденію долженъ былъ выпить эту чашу. Былъ Онъ всемогущъ и, если бы желалъ, могъ бы миновать ея, потому что Онъ — Богъ со Отцомъ, и потому что — Онъ и Отецъ — одинъ Богъ. Но будучи въ образѣ раба, въ томъ именно, что воспринялъ отъ тебя и за тебя. Онъ издалъ голосъ плоти. Тебя въ Себѣ благоволилъ Онъ изобразить, такъ что и въ Немъ находишь ты немощь, чтобы научиться терпѣнію. Показалъ Онъ желаніе, коимъ можешь и ты искушаться, и въ то же время научилъ, какую волю и какому желанію ты долженъ отдавать предпочтеніе. Отче Мой, говоритъ Онъ, если возможно, да минуетъ Меня чаша сія. Это — воля человѣческая; «человѣка показываю», какъ бы говоритъ Господь, въ формѣ раба говорю: Отче Мой, если возможно, да минуетъ Меня чаша сія. Это та воля, о которой и Петру сказано: а когда состарѣешься, другой препояшетъ тебя и поведетъ, куда не хочешь (Іоан. 21, 18). Но тѣмъ ли мученики побѣждали, когда волѣ плотской предпочитали волю духовную? Любили они эту жизнь и заключали отсюда, какъ нужно любить ту вѣчную жизнь, если такъ любится эта преходящая. Имѣющій умереть не хочетъ умирать, и все-таки неизбѣжно умретъ, хотя постоянно отгоняетъ мысль о смерти. Ничего не подѣлаешь, хотя и не хочешь умереть, ничего не можешь предпринять, потому что нѣтъ у тебя никакой возможности избѣжать смерти. Противъ твоего желанія придетъ то, чего ты боишься. Случится то, чего ты избѣгаешь. Много трудишься ты, чтобы отсрочить смерть. Но неужели хочешь совсѣмъ избѣжать ея? Итакъ, если привязанные къ этой жизни такъ много заботятся о томъ, чтобы только отсрочить смерть, то какъ много слѣдуетъ заботиться о томъ, чтобы избѣгнуть смерти? Вотъ, не хочется умереть тебѣ?! Измѣни свои привязанности и увидишь, чтó есть смерть, не та, которая будетъ, хочешь ты или не хочешь ея, но та, которой избѣгнуть отъ твоей воли зависитъ.

4. Итакъ, наблюдай, есть ли въ сердцѣ твоемъ и какая любовь, блеститъ ли искра изъ пепла плоти, крѣпко ли сердце твое настолько, чтобы не только не падать подъ тяжестью искушенія, но еще болѣе горѣть любовію, наблюдай, не тлѣешь ли ты, какъ пакля: которая гаснетъ отъ легкаго дуновенія, или горишь, какъ твердое дерево, какъ уголь, отъ дуновенія сильнѣе разгорающійся. Пойми, что есть двѣ смерти: одна временная, — это смерть первая, a другая вѣчная — это смерть вторая. Первая смерть опредѣлена для всѣхъ, а вторая только для злыхъ, нечестивыхъ, невѣрующихъ, ругателей и всѣхъ противящихся здравому ученію. Смотри же, помни объ этихъ двухъ родахъ смерти. Можетъ быть, обѣихъ ихъ хотѣлъ бы избѣгнуть ты. Знаю, что любишь жизнь и не хочешь умереть, и изъ этой жизни такъ хотѣлъ бы перейти ты въ другую жизнь, лучшую, чтобы живымъ измѣниться къ лучшему, а не воскресать, предварительно умерши. Этого хотѣлъ бы ты. Такъ настроено чувство человѣческое. Таковы, какъ бы, воля и вожделѣнія самой души нашей. Любя жизнь, она ненавидитъ смерть, любитъ тѣло свое и не желаетъ, чтобы съ нимъ произошло то, что она ненавидитъ. Ибо никто никогда не имѣлъ ненависти къ своей плоти (Ефес. 5. 29). На это свойство апостолъ указываетъ и въ другомъ мѣстѣ, когда говоритъ: мы имѣемъ отъ Бога жилище на небесахъ, домъ нерукотворенный, вѣчный. Оттого мы и воздыхаемъ, желая облечься въ небесное наше жилище... потому что не хотимъ совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. Не хочешь ты совлечься, но хочешь быть облеченнымъ. Но о томъ слѣдуетъ заботиться, чтобы, совлекшись, вслѣдствіе смерти, плотской одежды, ты оказался облеченнымъ въ броню вѣры, на что указывая, апостолъ говоритъ: только бы намъ и одѣтымъ не оказаться нагими (2 Кор. 5, 1-4). Первая смерть совлечетъ съ тебя плоть, которая истлѣетъ и въ свое время опять возстанетъ. Хочешь — не хочешь, будетъ это, такъ какъ не потому ты воскреснешь, что хочешь этого, а если не хочешь или не вѣришь тому, то и не воскреснешь. Старайся лучше о томъ, чтобы по воскресеніи имѣть то, что хочешь имѣть. Вѣдь, Самъ Господь Іисусъ Христосъ сказалъ: наступаетъ время, въ которое всѣ, находящіеся во гробахъ, услышатъ гласъ Сына Божія, и изыдутъ, — безъ различія и добрые, и злые, — всѣ находящіеся въ гробахъ, услышатъ гласъ Сына Божія, — и изыдутъ, изринуты будутъ изъ бездны. Никакая тварь не въ состояніи будетъ удержать мертвыхъ, когда раздастся голосъ Творца. Всѣ, говоритъ Господь, находящіеся въ гробахъ, услышатъ гласъ Его и изыдутъ. Сказавъ всѣ, Онъ какъ бы произвелъ сліяніе или смѣшеніе. Но слушай дальше о раздѣленіи. Изыдутъ, говоритъ, творившіе добро въ воскресеніе жизни, а дѣлавшіе зло въ воскресеніе осужденія (Іоан. 5, 28-29). Это осужденіе, для котораго воскреснутъ нечестивые, и есть вторая смерть. Зачѣмъ, христіанинъ, боишься ты этой первой смерти? Придетъ она непремѣнно въ тебѣ, противъ воли твоей придетъ. Вотъ, хочешь освободиться ты отъ варваровъ, чтобы не быть убитымъ. Хочешь избавиться отъ сильнаго, не щадишь имѣнія твоего, заставляешь терпѣть лишенія дѣтей твоихъ и, избавившись, на другой день умираешь. Должно болѣе стараться тебѣ о томъ, чтобы избавиться отъ власти діавола, который влечетъ тебя вмѣстѣ съ собою ко второй смерти, когда нечестивые, стоящіе по лѣвую сторону, услышатъ: идите отъ Меня, проклятые, въ огонь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его (Матѳ. 25, 41). Объ избавленіи отъ этой второй смерти и слѣдуетъ позаботиться тебѣ. Можетъ быть, скажешь: «какъ»? He имуществомъ, конечно, не деньгами; будь лишь справедливъ если хочешь избѣжать второй смерти. Деньги можетъ отнять у тебя врагъ твой и потомъ уведетъ тебя въ плѣнъ, и ты не будешь имѣть, чѣмъ выкупить себя, такъ какъ всѣмъ имуществомъ твоимъ владѣть будетъ тотъ, кто будетъ владѣть и тобой. Справедливости же не потеряешь ты, если не захочешь. Во внутренней сокровищницѣ сердца твоего обитаетъ она. Ее старайся имѣть, ею старайся овладѣть, чтобы потомъ избавиться отъ второй смерти. Если ты не захочешь этой второй смерти, ея не будетъ, такъ какъ будетъ у тебя, если захочешь, средство, коимъ можешь избавиться отъ нея. Правду же получаетъ воля наша отъ Бога и пьетъ ее, какъ бы, изъ своего источника. Всякій безпрепятственно приближается къ этому источнику, если достойно приближается. Обрати вниманіе и на помощь, которая подается тебѣ. Отъ непріятеля спасаетъ тебя серебро твое. Отъ первой смерти избавляешься ты иногда имѣніемъ твоимъ. Отъ второй смерти избавляетъ тебя кровь Господа твоего. Имѣлъ Онъ кровь и для того принялъ кровь, чтобы пролить для спасенія нашего. Кровь Господа твоего за тебя проливается, если хочешь, и не за тебя, если ты не хочешь этого. Можетъ быть, скажешь ты: имѣлъ кровь Господь мой, чтобы избавить меня. Но когда страдалъ, Онъ всю ее отдалъ. Что осталось еще у Него, чтобы Онъ могъ дать еще и за меня? Но однажды проливши кровь, Онъ пролилъ ее за всѣхъ. Кровь Христа — спасеніе для слѣдующихъ за Нимъ и наказаніе для отвергающихся отъ Него. Будешь ли сомнѣваться еще ты, боящійся смерти, что лучше избавиться отъ второй смерти? А отъ нея избавляешься тогда, если берешь крестъ твой и слѣдуешь за Господомъ, потому что Онъ подъялъ Свой крестъ и взыскалъ раба Своего.

5. И не убѣждаютъ ли васъ, братія мои, въ томъ, что нужно любить жизнь вѣчную, тѣ, которые такъ привязаны къ настоящей временной жизни? Сколь многое дѣладютъ люди для того только, чтобы жить эти немногіе дни? Кто можетъ исчислить труды и усилія всѣхъ, желающихъ жить и вскорѣ потомъ умирающихъ? Сколь многое дѣлаютъ они даже изъ-за немногихъ дней? А что дѣлаемъ мы для жизни вѣчной? Что сказать, если вспомнишь, что дѣлается изъ-за этихъ немногихъ дней на землѣ? Можеть быть, нынѣ живущій завтра умретъ?! И вотъ, изъ-за неизвѣстнаго, ради немногихъ дней неизвѣстныхъ, — что дѣлаютъ люди, что измышляютъ? И если вслѣдствіе болѣзни тѣла, впадаютъ они въ руки врача, если ожидается спасеніе отъ знающихъ и опытныхъ лицъ, если находится врачь, могущій утѣшить отчаявшагося, — чего тольке не обѣщаютъ ему и сколь многое отдаютъ впередъ, хотя бы ничего еще не было извѣстно! Чтобы только немного пожить, отдаютъ средства, на которыя живутъ. Или когда кто впадетъ въ руки непріятеля и разбойника, если это будетъ отецъ, то сыновья, желая защитить и избавить его, спѣшатъ къ нему на помощь и отдаютъ то, что оставилъ бы онъ имъ, думая спасти его, чтобы схоронить затѣмъ. Сколько домогательствъ, сколько просьбъ, сколько усилій употребляютъ они — кто можетъ исчислить все это? Но я хочу сказать нѣчто болѣе ужасное и даже невѣроятное, если бы оно не случалось. Для чего говорить, что люди отдаютъ, лишь бы жить, и ничего не оставляютъ себѣ?! Чтобы прожить только немногіе неизвѣстные дни подъ постояннымъ страхомъ и въ трудахъ — сколь многое они тратятъ? Сколь многое отдаютъ? О, люди! люди! я сказалъ уже, что тратятъ они даже и то, чѣмъ живутъ, лишь бы продлить жизнь свою. Но выслушайте о худшемъ и болѣе тяжкомъ, болѣе преступномъ, даже маловѣроятномъ, какъ я сказалъ, если бы оно не случалось. Чтобы только немного пожить, жертвуютъ они даже тѣмъ, чѣмъ могли бы обезпечить себѣ постоянную жизнь. Выслушайте и вникните въ то, что скажу я. Вотъ еще не сказано это, и однако многіе уже заволновались изъ тѣхъ, коимъ Господь напередъ благоволилъ открыть это, хотя оно еще и не высказано мной. Оставьте тѣхъ, кои для того, чтобы пріобрѣсти возможность недолго пожить, отдаютъ и губятъ то, чѣмъ поддерживаютъ самую жизнь свою. Посмотрите на тѣхъ, кои, чтобы пріобрѣсти себѣ возможность недолгой жизни, губятъ то, чѣмъ обезпечивали бы себѣ право вѣчной жизни, а именно: вѣру и благочестіе, что есть какъ бы имущество, коимъ пріобрѣтается жизнь вѣчная. Вотъ неожиданно выйдетъ къ тебѣ врагъ и, устрашая тебя, скажетъ не такъ: «дай мнѣ денегъ, и ты будешь живъ», а заставитъ тебя отвергнуться отъ Христа, обѣщая сохранить тебѣ жизнь. Но когда ты сдѣлаешь это, то, хотя и получишь право пожить еще немного, однако лишишься права на вѣчную жизнь. Скажи ты, боящійся смерти, это ли значитъ любить жизнь? Почему ты испугался смерти, если не потому, что любишь жизнь? Но Христосъ есть жизнь. И зачѣмъ ты домогаешься этой ничтожной, непродолжительной жизни, чтобы потерять жизнь блаженную? Или, можетъ быть, ты не терялъ вѣры и не имѣлъ чего терять?! Итакъ, держись же того, чѣмъ можешь достигнуть вѣчной жизни. Посмотри на ближняго твоего, сколь многое дѣлаетъ онъ для того, чтобы хотя немногое время прожить. Подумай ты, уже отрекшійся отъ Христа, какое великое зло сдѣлано тобой ради этихъ немногихъ дней жизни? И неужели не хочешь ты презрѣть эти недолгіе дни, чтобы уже никогда не умирать, чтобы пребывать въ вѣчномъ днѣ, и чтобы подъ покровомъ Создателя твоего, въ вѣчномъ царствѣ, сдѣлаться равнымъ ангеламъ? Что погубилъ ты, чего не сдѣлалъ? Не взялъ ты креста твоего для того, чтобы слѣдовать за Господомъ.

6. Смотри же, сколь благоразумнымъ хочетъ видѣть тебя Тотъ, Кто сказалъ тебѣ: возьми крестъ свой и слѣдуй за Мной (Лук. 9, 23), и еще: сберегшій душу свою потеряетъ ее; а потерявшій душу свою ради Мене сбережетъ ее (Матѳ. 10, 39). Кто сбережетъ душу свою, тотъ потеряетъ ее. А кто потеряетъ, тотъ сбережетъ ее. Для того, чтобы погубить душу, будешь беречь ee, a когда погубишь, въ концѣ концовъ сбережешь ее. Два есть способа сбереженія, и между ними указывается одна погибель. Никто не можетъ потерять души своей ради Христа, если сначала не сбережетъ ее. И никто не можетъ сберечь души своей во Христѣ, если сначала не погубитъ ее. Итакъ, береги, чтобы потерять. Теряй, чтобы сберечь. Но какимъ образомъ ты прежде сберегаешь ее, такъ что имѣешь ту, которую теряешь? Когда думаешь, что ты въ одномъ лишь отношеніи дѣйствительно смертенъ, когда помышляешь о Томъ, Кто создалъ тебя и вдуновеніемъ создалъ тебѣ душу, и помнишь, что ею обязанъ Тому, Кто далъ ее, что Тому должна быть она возвращена, Кто направилъ ее и устроилъ. Сберегаешь ты душу свою, когда содержишь ее въ вѣрѣ; если вѣруешь, сбережешь ее. Ты былъ погибшимъ прежде, нежели сталъ вѣровать. Сберегъ ты душу свою, бывши мертвымъ въ невѣріи и оживши въ вѣрѣ. Таковъ ты теперь, что можно сказать тебѣ: былъ мертвъ и ожилъ, пропадалъ и нашелся (Лук. 15, 32). Обрѣлъ ты душу свою въ вѣрѣ истинной, когда ожилъ отъ смерти невѣрія. Вотъ что значитъ, что сберегъ ты душу свою. Губи ее, но пусть душа твоя будетъ сѣменемъ для тебя. Потому что и земледѣлецъ молотьбою и вѣяніемъ находитъ пшеницу и опять при посѣвѣ теряетъ ее. Находится на гумнѣ то, что погибаетъ въ сѣмени. Погибаетъ при посѣвѣ то, что находится въ жатвѣ. Итакъ, тотъ сбережетъ душу свою, кто потеряетъ ее. Но если хочешь жать, зачѣмъ лѣнишься сѣять?

7. Замѣчай же, когда сберегаешь душу свою, и когда губишь ee. Ho какъ ты сберегъ бы ее, если бы не возжегъ въ тебѣ свѣта Тотъ, о Комъ говорится въ псалмѣ: Ты возжигаешь свѣтильникъ мой, Господи (Псал. 17, 29)? И сберегъ ты душу свою, если только Онъ возжигаетъ въ тебѣ этотъ свѣтильникъ. Смотри также, какъ ты можешь губить ee. He слѣдуетъ легкомысленно терять того, что такъ тщательно должно оберегаться. Не сказалъ Господь: «кто потеряетъ ее, тотъ сбережетъ». Но: кто потеряетъ ее ради Меня. Можетъ быть, когда увидишь на берегу тѣло потерпѣвшаго кораблекрушеніе торговца, съ сожалѣніемъ поплачешь о немъ и скажешь: «Несчастный человѣкъ! Изъ-за золота погубилъ ты душу свою». Справедливо скорбишь тутъ, справедливо жалѣешь. Поплачь о томъ, кому не можешь теперь оказать помоши. Вотъ изъ-за золота могъ потерять онъ душу свою, изъ-за золота не могъ сберечь ея. Къ погибели души своей былъ онъ способенъ, къ пріобрѣтенію ея оказался менѣе годнымъ. Слѣдуетъ подумать при этомъ не о томъ, что погубилъ, но почему погубилъ. Если изъ-за корысти, то вотъ лежитъ бездыханное тѣло, и гдѣ то, что казалось такъ привлекательнымъ? И все-таки возобладала корысть, ради золота погублена душа, ради же Христа она не погибла и о, если бы погибла! He будь же неразуменъ и будь твердъ: слушайся Творца своего. Тотъ научитъ тебя и сдѣлаетъ мудрымъ, Кто создалъ тебя. He смущайся ради Христа потерять душу свою. Создателю своему ввѣряешь то, что, повидимому, теряешь. Конечно, теряешь ты; но беретъ Тотъ, у Кого ничто не пропадетъ. И если любишь ты жизнь, губи ее, чтобы сберечь. Потому что, когда сбережешь, хотя уже и не будетъ того, что губилъ ты, но останется навсегда причина, изъ-за которой губилъ. Во всякомъ случаѣ сберегается при этомъ та жизнь, которая уже не можетъ погибнуть. Потому что и Христосъ, Который показалъ тебѣ примѣръ въ рожденіи, смерти и воскресеніи, воскресши изъ мертвыхъ, уже не умираетъ: смерть уже не имѣетъ намъ Нимъ власти (Рим. 6, 9).

Источникъ: Проповѣди блаженнаго Августина. / Пер. съ лат. языка на русскiй протоiер. Дмитрiя Садовскаго. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Сергiевой Лавры, 1913. — С. 29-37.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице