Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

3. Свет Христов является путеводителем. Человек вне Христа бродит по пути, который или не освещен, или освещен плохо. "...и тьма не объяла Его". Тьма (употребляется в Ев. от Ин. 7 раз) враждебна Свету. Человек, который творит зло, не любит Свет, и любит тьму. По Иоанну Богослову, Христос пришел в мир, который одолевает тьма, однако, эта тьма никогда не сможет одолеть Христа. В целом тьма у Иоанна – это жизнь без Христа.

"Не объяла Его". Эта тьма не поняла и не хотела понять, что есть этот Свет Сам по Себе. Иоанн говорит, что понять это можно лишь начав жить по Христу во Свете.

Во-вторых, тьма не победила Христа, хотя и делала для этого всё возможное.

В-третьих, тьма "не погасила" этот свет, в человеке неистребимо доброе начало в душе. С другой стороны, тьма не уничтожила носителей этого Света.

6,7,8 стихи. Об Иоанне Крестителе Иоанну Богослову необходимо было объяснить, кто такие Иоанн Креститель и Христос. Это было очень актуально во времена Иоанна Богослова. Иоанн Креститель – это отраженный свет Света Сына Божия. 8 свидетельств у Иоанна Богослова о Христе:

1. Свидетельство Бога Отца.

2. Свидетельство Самого Христа.

3. Дела Христа.

4. Писания.

5. Свидетельство Иоанна Крестителя.

6. Свидетельство апостолов и самого Иоанна Богослова.

7. Свидетельство видевших Христа людей.

8. Свидетельство Святаго Духа.

Термин "истинный" имеет 2 толкования:

1. Алифо,с – греч. "правильный, верный".

2. Алифи,нос – греч. "настоящий, подлинный".

Иоанн Богослов называет Христа истинным Светом, пришедшим в мир, чтобы просветить мир. По Иоанну Богослову, до Христа был какой-то свет, но Христос – настоящий Свет.

"Всякого человека" – просвещение каждого человека вне зависимости от его национальности, социального положения, образования и т.д. Греки смотрели свысока на непросвещенных варваров. Так же и римляне.

Иоанн Богослов смотрит на Логоса как на создателя древнего мира, Который пришел в мир, но мир Его не познал. Это было сказано в противовес учению греков. Греки утверждали, что есть некий Разум, стоящий выше человеческого. Греки говорили, что нравственный упадок идет рука об руку с национальным упадком. Христос пришел как человек в определенный народ ("свои"), в Палестину, к народу Божию, который должен был принять Его. Этот упрек не только иудеям, но и язычникам.

Было ли ошибкой считать, что для принятия Мессии Бог готовил только иудейский мир. Бог готовил и язычников. В большинстве оба эти пути не сработали. Но были и есть "чада Божии", "принявшие" Его.

Люди любой нации, религии и т.д. – все являются чадами Божиими, обо всех заботится Бог, но только некоторые из них встают в правильные отношения с Богом. По Иоанну Богослову, вступить в такие отношения можно только через веру в Иисуса Христа. Это сказано в противовес гордым иудеям, хвалившимся своим родом от Авраама.

"Верить во имя Христа". У иудеев имя указывало на сущность, природу Бога. Это гебраизм.

Качества последователя Христа: вера во Христа и особое отношение к Богу. Оценивать эти отношения будет только Бог.

14-й стих. Некоторые богословы считают, что ради именно этого стиха Иоанн Богослов написал свое Евангелие. Христос приходит в мир так, чтобы все могли видеть Его телесными очами. Для греков это была очень далекая мысль – св. Августин писал, что он не находил такой мысли у греков. Бог общался с миром только через посредников (гностики). Иоанн Богослов утверждает, что Христос стал подобен человеку во всем (во плоти), кроме греха. Докеты утверждали, что Христос не мог воплотиться в человеческом, грешном теле. Впоследствии Иоанн Богослов опровергнет докетов, говоря, что всякий дух, исповедующий Христа, пришедшего во плоти, есть дух от Бога.

"Благодать" у Иоанна – это незаслуженный дар Бога человеку. Кроме того, в этом слове заключена некая красота, гармония.

"Истина". Христос сказал: "Я есмь Истина". Христос указывает путь к Истине. Христос оставил Свой Дух, Который ведет к истине. Истина делает нас свободными. Но истина, порой, многим не нравится, вызывает противление. Есть люди, которые стараются всем угодить. Древние говорили по этому поводу, что учитель, который никого никогда не рассердил, и добра никому не сделал. Вопрос Пилата "что есть истина?" В Евангелии говорится, что Истина – Христос. У Флоренского говорится, что Истина – это то, что в действительности есть, что существует. Поэтому Христос говорил: "Я есмь Сущий".

"Слава". Сила Христова, Его чудеса есть Его слава. От людей Христос славу не принимал и не вверял Себя людям. Христос говорил, что сила Его – это слава Бога Отца. В Своей молитве Христос молится Отцу, чтобы Он прославил Его славой предвечной. Христос был проявлением славы Божией, а Апостолы являются проявлением славы Христовой. Это преемственность. Пришествие, воплощение Христа в мире было пришествием в мир славы Божией. "Шехи,на" – евр. "Слава Божия". В ВЗ шехина проявлялась в облаке, она осенила гору Синай, она наполнила скинию, она наполнила храм Соломонов. Шехина свидетельствует о близости Бога к людям в ВЗ. Другими словами, слава Божия – это близкое присутствие Бога к человекам. Иоанн Богослов поэтому и использовал термин "слава", чтобы показать близость Бога к людям во Христе.

Иоанн Богослов говорит, что слава Христа не была подобна пышности и богатству, и власти, но слава Христова – это сияние любви Бога к людям.

Одна из целей Ев. от Иоанна была показать, что Иоанн Креститель не был выше Христа. Это стих 15. Лучше всего было привести по этому поводу слова самого Иоанна Крестителя. Есть несколько толкований этого стиха:

1. Христос был моложе Иоанна Крестителя на 6 месяцев, т.е. Иоанн Креститель как бы говорит: "Тот, кто был моложе меня..."

2. Иоанн Креститель как бы говорит: "Я вышел раньше на проповедь, но я вышел, чтобы приготовить Ему путь".

3. Иоанн Креститель как бы говорит: "Логос от вечности, значит я по сравнению с Ним не имею большого значения; я недостоин быть слугой Ему. Т.е. Иоанн Богослов говорит в Ев., что Иоанн Креститель знал свое место, он не претендовал на место высшее места Иисуса Христа.

"Полнота" – это сумма всего того, что есть у Христа и во Христе. В послании Кол. 2,9 Павел говорит, что в Иисусе Христе обитает вся полнота. Кол. 1,19: "Во Христе обитает всякая полнота". Т.е. это полнота премудрости, полнота силы, благодати. Любой человек может приходить ко Христу с любой просьбой.

"Благодать на благодать" – это изобилие благодати, это значение радости.

1. Эта фраза показывает безграничность Христа.

2. Благодать во зависимости от ситуации, от эпохи бывает разной. Т.е. благодать взамен благодати, по просьбе нуждающегося человека.

3. Человек, как существо грешное, может и подниматься, и опускаться. Фраза в этом контексте означает непрерывность Божией благодати для падшего человека.

17 стих. Здесь возврат к ВЗ. Павел говорил, что Закон появился тогда, когда появился грех. Для человеческого грешного состояния необходим Закон. Иоанн Богослов говорит о том, что те, кто приняли Христа, являются уже чадами Божиими, отвечающие на любовь любовью.

18 стих. Всеобщее убеждение и у иудеев, и у язычников (Платон), что Бога невозможно видеть. Иоанн Богослов говорит, что Иисус из Назарета и открывает, Кто Такой Бог. Только Христос и был способен это сделать, потому что Он Единородный Сын, потому что Он Единородный Бог. "Моногени,з" – греч. "единородный, отличный от других, уникальный" и т.д. Т.о. Христос однороден Богу, единосущный Бог. Христос – это то же, что и Бог. Он един с Богом. Христос неразрывно связан с Богом. Христос существовал в лоне Отца. Это гебраизм, означающий самую высокую степень близости. "В недре Отчем" – то же самое. Это означает полную взаимосвязь между Отцом и Сыном. Христос пришел к людям из далекой вечности, и, в то же время, Христос стал близким человечеству. Слова "в лоне", "в недре" означают у евреев также степень близости матери и ребенка, мужа и жены.

Начало Евангелия от Луки. Первые 3 стиха являются, по мнению некоторых богословов, вступлением ко всем 4-м Евангелиям. Но это вряд ли справедливо. Поводом послужило то, что многие уже начали повествования. Кто такие многие:

1. Мф. и Мк.

2. Иные источники, кроме Мф. и Мк.

Скорее всего более достоверен второй вариант. Лука не был доволен этими сочинениями и решил написать Евангелие, заполнив все пробелы. Иные источники – это не обязательно апокрифы, но м.б. просто повествования, логии.

"Передали очевидцы Слова". Передача устная играет важную роль в древней Церкви. Лука говорит в этом стихе о том, что он сам не был очевидцем Слова. Источники Луки – это сведения от близких Христу людей и от людей, просто видевших Христа.

Луке передали сведения, во-первых, Божия Матерь, во-вторых, ап. Павел – это 2 основных источника.

"...рассудилось мне" – можно говорить, что это личная инициатива Луки или 2-я т.зр.: человек сам ничего не творит, но творит через него Бог, или 3-я т.зр.: это синтез и воли Луки, и воли Бога. Эта 3-я т.зр. является наиболее православной. Лука собирается писать с начала, по порядку. Также во вступлении указан и адресат: Феофил (см. раньше).

"...в котором был наставлен" – это значит, что Феофил был наставлен недостаточно – это одна т.зр. Вторая т.зр. – Евангелие и Деяния носят апологетическую цель: Феофил, как человек, приближенный к римскому императору, мог бы вовремя дать нужный совет императору о христианах.

Далее в Евангелии следуют описания благовестий.

Благовестие рождения Иоанна Крестителя. Лк. 1-25. Интересно, что в этом фрагменте есть фрагменты чисто греческого стиля и чисто еврейского стиля. В чем причина. Возможно, здесь сыграл роль и рассказ Богоматери, и греческая образованность Луки. Лука пишет ясно, четко и подробно об обстоятельствах рождения Иоанна Крестителя. Эта четкость и определенность не позволяют усомниться в подлинности данного фрагмента.

Ирод, с одной стороны, старался и угодить иудеям, и с другой подавить их национальный дух. Во время Ирода усилилось ожидание Мессии. Таким человеком, ожидающим приход Христа, был и Захария (Авий – 8-я череда из 24). Каждая череда служила 8 дней: от субботы до субботы. Древние историки определили и день зачатия, и дату рождения Иоанна Крестителя. "Иоанн" – евр. "Благодать Господня", "Захария" – "Память Господня", "Бог вспомнил". Священник должен был жениться только на чистой еврейке. Особенно почетно было иметь жену из рода Аарона. Елисавета и была такой женой. Иоанн Креститель должен был стать священником по праву рождения по Закону.

"...праведны пред Богом". Есть и лицемерная праведность. "...по всем заповедям и уставам беспорочно" – праведность законническая, ВЗ-я. Это не праведность Христова. Это праведность ожидания Мессии. "Заповеди" – Декалог, "уставы" – частные предписания Закона. В целом это совокупность всех ВЗ-х постановлений. Бог в ВЗ дал 3 рода заповедей: 1. нравственные; 2. судебные; 3. обрядовые.

7-й стих. У евреев обилие детей было знаком особого благоволения Бога и наоборот: бесплодность – гнев Божий. Но родители Иоанна Крестителя были "праведны пред Богом". Бездетность могла быть поводом для развода. Почему не было детей у Захарии и Елисаветы: 1. чтобы испытать их веру; 2. чтобы по достоинству оценить дар Божий – рождение Иоанна Крестителя. Елизавета и Захария были в летах преклонных. Рождение в этом возрасте – особое благоволение Бога. В ВЗ были примеры поздних родов: Исаак, Самуил. Эти примеры имел символическое значение.

8 стих и дальше: у евреев было около 20 тыс. священников. 24 группы – около 800 священников в череде. Они служили на Пасху все вместе. В субботы – не все, они каждый день совершали богослужения утром и вечером. Священники бросали жребий и определяли род своей деятельности при храме. Захария кадил в храме. Кадил перед завесой, где стоял стол с хлебами предложения и светильник.

"Множество народа" – указание на крупный праздник, может быть на праздник Очищения. Было утреннее время. Каждение и молитва совершались одновременно.

15 стих. Это не просто рождение обычного ребенка. Личные свойства Предтечи: Ему принадлежит "никогда не пить вина и сикера" (признак назорейства), "явися" – означает 1. внезапность; 2. констатацию факта. "Одесную" – у евр. означало близость, радость, надежду.

12 стих – Страх. Видение ангела возвещало близкую смерть.

13 стих – "молитва твоя услышана". Это может значить:

1. молитва о разрешении неплодства жены

2. молитва о скором пришествии Мессии

3. молитва о спасении иудейского народа.

14 стих. Радость – внутреннее чувство человека, веселие – внешнее выражение радости. "Многие" – 1. не только единицы, но все родственники; 2. весь Израиль; 3. весь мир.

16 стих. Деятельность Иоанна Крестителя будет сосредоточена в Израиле. "Многие" – это многие, но не весь Израиль.

Мал. 4,6 – 1. Проблема отцов и детей. 2. У Иоанна Крестителя была задача восстановить духовное единство между старым Израилем (верным Богу) и новым (непокорным) Израилем.

18 стих. 1. Вопрос Захарии был естественным, т.к. он был немолодой. 2. Захария должен был поверить Ангелу, т.к. поздние роды уже были в ВЗ. "Гавриил" – "сила Божия". Само имя говорит за справедливость сказанных слов Ангела. В кн. Даниила упоминается о Гаврииле, как благовестнике. Гавриил – предстоящий пред Богом, т.е. находящийся рядом с Богом. Это значит класс Ангелов, близких к Богу.

20 стих. За то, что не поверил. Не указан источник наказания: Бог или Ангел, но так или иначе, Ангел не простил Захарию.

21 стих. Задержка народа во святилище нежелательна во избежание несчастий. Народ ожидал, чтобы получить благословение или ожидал от недоумения. Иудейский раввин средневековья Маймонид говорил, что 2 священника служат в храме: первый кадит, второй благословляет народ.

23 стих. Захария, несмотря на случившееся, не ушел домой. 1. Захария ничего не сказал о случившемся своему начальству и остался при храме (это евангельский факт), тогда честь ему и хвала. 2. Начальства узнали о случившемся и оставили Захарию при храме, чтобы видеть, что это значит, и что будет дальше с Захарией.

24-25. Зачатие Елисаветой Иоанна. Она благодарила Бога за снятие поношения.

5.    Благовестие Деве Марии (Лк. 1,26-38)

Некоторые толкователи этого фрагмента вспоминают благовестие в раю (Быт. 3,15) – протоевангелие. "Семя жены": 1. Дева Мария; 2. Семя Авраамово, весь человеческий род. 3. Христос, Сын Божий, Сын Человеческий, Царь, Пророк, Первосвященник.

Ко времени пришествия Христа опасно было даже говорить о Мессии, говорили просто "грядый" – "идущий". Некоторые смотрят на ВЗ не только как на подготовку принятия Мессии, но как на постепенное снисхождение Сына Божия в мир. В целом иудеи сохранили первоевангелие в раю и вырастили Деву из Назарета. Конечно, Лк. отталкивался от ВЗ, но говорить о языческой примеси было нельзя, т.к. язычники смотрели на брак, как на зло, у иудеев же брак свят. 6-й месяц – т.е. спустя 6 месяцев после благовестия о рождении Иоанна Крестителя. Блж. Августин, говоря о времени рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа: "Зачатие Иоанна Крестителя было после весеннего равноденствий, а рождение – после летнего равноденствия, когда дни начинают уменьшаться, благовестие Иисуса Христа было после весеннего равноденствия, а рождение – после зимнего, когда дни начинают увеличиваться.

Место благовестия – Назарет (колено Завулоново). Назарет – "тростник, отрасль". Мария – "госпожа". Мария формально была замужем. Иосифу по восточному преданию было около 80 лет. Предание говорит, что Мария дала обет ещё в Иерусалимском Храме. Об этом говорит апокрифическое евангелие Иакова. По еврейским закона, обручение длилось 1 год. Расторгнуть обручение мог только развод. Если обрученный умирал, то девица оставалась вдовой. Обет девства у евреев можно было давать. Этот обет мог аннулировать или отец, или муж в отношении дочери или жены соответственно.

Иосиф знал об обете, но не аннулировал его. Мария должна была быть обрученной, чтобы избавиться не только от нарекания, но и от побиения камнями со стороны правоверных иудеев. Толкователи говорят, что после обручения Иосифу Мария сразу была обручена Святому Духу, чтобы стать Матерью Господа. Мария происходила из царского рода Давида, но была бедна, жила в простой семье плотника.

Мф. 1,18 – "прежде, нежели сочетались они" – подтверждение того, что обручение длилось 1 год.

После 28 стиха Евангелист лука дает приветствие Деве Марии, которое несет в себе нечто неопределенное для Богородицы, что дает ей повод вступить в диалог с Ангелом.

"Радуйся благодатная", т.е. радуйся, исполненная различных духовных дарований. Таких слов больше нигде в Библии нет. "Господь с тобой" – есть повторение этих слов в книге Судей. "Благословенна Ты в женах" – этих слов также нет нигде в Библии. Слова говорят о превосходстве Девы Марии. Богородица смутилась – это признак некоего замешательства, неловкости, смущения. "Она трепетала чистым страхом", – сказал свт. Филарет (Дроздов). Реакция Богородицы – это движение смиренной души. Ангел проникает в душевные размышления Марии и успокаивает Её: "Не бойся" – признак испуга. "Обрела благодать". Интересное словосочетание, т.к. благодать – безвозмездный дар, а "обрела" – признак избрания Богородицы. Т.е. Святой Дух не насильно прочищал Богородицу для принятия Святаго Духа, Она сама обрела, сама старалась.

Ис. 7,14 – "Эммануил" (С нами Бог), у Лк. – "Иисус" (Иегошуа – Бог спасения). У Мф. говорится о спасении от греха, т.е. о приближении к Богу. Т.е. цель спасения – обрести своего Бога, т.е. чтобы Бог был свой.

Далее даны божественные свойства Младенца. Сравнивая эти качества с качествами Иоанна Крестителя, можно говорить, что Иисус Христос выше Иоанна Крестителя, т.к.

1. И.Х. называется великим. Величие же Иоанна Крестителя только пред Богом, а ИХ Сам по Себе велик по Своему Божеству.

2. ИХ называется Сыном Вышнего, чего нет об Иоанне Крестителе.

3. Подчеркивается вечное царское достоинство ИХ. Подобное говорится во 2Цар. 7,12-19 – обетование Бога Давиду. Иудеи относили эти слова и к Мессии. Царство Давида было не вечным, а конечным, поэтому ВЗ-е Царство Давида – прообраз царства Христова.

"Воцарится над домом Иакова" – дом Иакова – все дети Авраама, духовный Израиль (по ап. Павлу), который не будет иметь конца.

"Как это будет, когда я мужа не знаю?" – это и вопрос, и утверждение. Мария хотела узнать, не изменилась ли воля Божия в отношении её обета.

35 стих. Ангел объясняет Марии, что рождение будет безмужним и будет сверхъестественным. "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя". 2 т.зр.

1. Во фразе есть параллелизм, когда одна фраза говорит о факте, другая – поясняет первую, т.е. "Сила Вышнего" – воплощение; "Дух Святый" – приготовление.

2. Не надо понимать под "Духом Святым" 3-е лицо Святой Троицы, это некая творческая сила.

3. Объединяя 1 и 2 т.зр. получаем участие всех лиц Святой Троицы в деле воплощения Логоса.

"Осенит" – покроет или даже окружит – поможет зачать Христа. Фраза "осенит" напоминает о начале творения мира Богом, когда он совершал творческую деятельность (фраза "Дух Святой носился (покрывал, согревал теплом, высиживал, как курица высиживает цыплят) над водами"). Во время зачатия не было изменения естества Богородицы. Господь принял обычную человеческую плоть.

Наименования Христа:

1. Он – Сын Божий.

2. Сын Вышнего.

3. Сын Человеческий (позже).

Все три наименования относятся к человеческому естеству. Интересно, что Христос часто называл Себя Сыном Человеческим, а апостолы и ученика никогда не называли Его так, зная, что Он – Бог.

36-37 стихи. То, что говорил ангел (воплощение) – это непостижимая тайна. Это тайна Божия, непостижимая для человека, поэтому Ангел ожидает согласия от Марии. Чтобы укрепить Марию, Ангел указывает на Елизавету. Елизавета – родственница Марии, они – дочери двух сестер.

37 стих – гебраизм, значит точно исполнится слово Божие.

38 стих. "Раба" – это значит не рабское подчинение (лишенное свободы). В ВЗ рабами назывались те, кто посвящали себя на особое служение Богу. Некоторые были предызбраны Богом для особого служения. В этом месте говорится о согласии, преданности Марии. Даже в тайне Божией требуется согласие, соединение 2-х воль: Божественной и человеческой.

"Да будет мне по слову Твоему" – слова, с которых и произошло слияние двух воль, вочеловечение Бога Слова. Именно Лука, как человек просвещенный, человек тогдашней науки, более всех Евангелистов вникает в глубину вочеловечения. Поэтому он очень чисто и ясно передает обстоятельства воплощения Христа. В итоге воплощение – это тайна.

Посещение Марией Елизаветы. Лк. 39-56. "Взыграл младенец" – Лука знал, как врач, что дети могут биться и переворачиваться во чреве матери. "Исполнилась Св. Духа" – здесь ничего нельзя добавить. Лука передает только то, что слышал, ничего не добавляя. Песнь Марии. Параллель – 1Цар. 2,1-10 – хвалебная песнь Анны, матери Самуила. Обе песни похожи. Что это значит? Скорее всего при откровении Святаго Духа такие сходства возможны. Кроме того, сходства – минимальны, а отличия весьма велики: песнь Марии смиренна, она благодати Бога, её радость – радость всего мира. У Анны – это ликование победы над врагами, это личная радость, это основное отличие. Песнь Марии – завершение ВЗ-х пророчеств о Мессии. Во всех ВЗ-х пророчествах говорится о Мессии в будущем времени, у Марии – в настоящем. В Ев. Иакова есть упоминание посещения Марией Елизаветы, но опущены речи. Считают, что Иаков опустил эти речи, т.к. они есть в Ев. от Луки.

39 стих. Мария почувствовала важность того, что происходит, и у неё появилось сильное желание поделиться радостью. Обычно жена делится радостью с мужем. Но Мария не открылась Иосифу. Толкователи считают, что Мария пошла в Горняя потому, что сам Ангел указал Марии на Елизавету. Другие говорят, что Мария хотела удостовериться в словах Ангела. "Воставше" – гебраизм.

В 39 стихе не указан город, куда пошла Мария. От Назарета до Иерусалима 4 дня пути. Интересно, что обрученные девушки никогда не путешествовали в одиночку. Очевидно, Иосиф не ходил с Марией. Так или иначе "град Иудов" – это Иудея. Во времена Луки все знали этот город, и не было нужды говорит о нем подробно. Лука не указывает город точно. Есть мнения по этому поводу.

1. Город Иутта. Недалеко от Хеврона. Колено Иудино. Это небольшой священнический город. Это достаточно древнее мнение. В этом городе по приказу царицы Елены в начале IV века был построен храм в честь Рождества Иоанна Крестителя. В этом случае наши переписчики, возможно, допустили ошибку, что маловероятно.

2. Хеврон, колено Иудино. Талмуд утверждает, что в этом городе жили Захария и Елизавета.

3. Иерусалим. Но он – столица всего Израиля.

4. Деревня под Вифлеемом "Бет-Захария".

5. Деревня под Иерусалимом "Аим-Карим", здесь находятся 2 монастыря: наш Горненский и католический. Там показывают развалины дома Захарии и Елизаветы и камень, с которого проповедовал Иоанн Креститель.

40 стих. Мария не стучала, но просила войти. Она вошла как родственница и приветствовала Елисавету обычными словами того времени "Шалом" – "Мир".

"Взыграл" – есть мнения:

1. Неожиданное появление Марии заставило взволноваться ребенка.

2. Причиной движения младенца явилась внутренняя причина, действие Святаго Духа.

42-45 стихи. Это речь Елизаветы. Елизавета приветствовала Марию по вдохновению, и приветствует не просто как родственницу: Мария стоит выше всех жен (это повторение слов Ангела). "Благословен плод чрева Твоего" – Елизавета дает понять, что она знает о радости Марии.

43-44 стихи. Елизавета вопрошает Бога, за какие дела Бог избрал ей, чтобы видеть Мать Мессии. 44 стих. Елизавета говорит, что это происходит по наитию свыше. Ребенок происходит взыграл, приветствуя Марию, и Елизавета в этот момент всё поняла о Марии. Дух Святый в этот момент открыл ей тайну.

45 стих. "Уверовавшая" – может быть это сказано Елизаветой в противовес неверия её мужа Захарии.

46 стих. "И сказала Мария". Лука не указывает на то, что Мария исполнилась Святаго Духа. Возможно, она постоянно была исполнена Святаго Духа.

"Величит душа". Душа – центр человека (психи – греч.), основа его индивидуальности. "Возрадовался дух". И через душу, и через дух (и тело) человек вступает в общение с Богом. "Господа" – подчеркивается власть Бога Вседержителя мира. "Спасителе" – Бог устраивает спасение Израилю, возвеличивает Богородицу. "Призрел на смирение" – Две т.зр.:

1. Добродетель смирения – это древняя т.зр. Но неужели Богородица выставляла Своё смирение?

2. Богородица говорит о своей безвестности и бедности.

"...отныне будут ублажать..." – это сказано в состоянии вдохновения, это пророчество о Себе Самой. Дух Святой ей открыл это. Далее Мария переходит опять к Богу и прославляет Его 3 Божественных свойства:

1. Всемогущество. "Яко сотвори Мне величие Сильный". Богородица поняла, что только всемогущий Бог может сотворить безмужнее воплощение Бога Слова. Бог сотворил неслыханное. Божие величие.

2. Святость – ...и свято имя Его. Богородица, воспитанная на иудейской традиции, знала о святости Бога, но эту святость Мария почувствовала сама. Это её личный опыт. "Имя Его" – гебраизм (см. раньше,

3. Милость. "И милость Его в роды родов". Мария говорит не только о Её роде, но и о "боящихся Его".

51-52 стихи. Слова означают переворот, который свершится с приходом Мессии. Здесь речь идет о промышлении Божием. "Сотвори державу мышцею Своею" – гебраизм, означает силу Божию, Всемогущество. "Расточи гордыя мыслию сердца их". Во все времена были и гордые, и смиренные. Бог, как Вседержитель, рассеивает гордых людей, когда они строят свои гордые планы. Сердце человека – центр жизни и центр желаний человека. "Алчущих исполнил благ...". Тот, кто духовно жаждет, Бог насыщает, а тот, кто не видит духовной своей нищеты, тех Бог и не наделяет дарами. "Восприял Израиля..." Вновь Мария благодарит Бога от лица Израиля. В стихе говорится, что Бог был всегда верен Своим обетованиям. И вот пришло время вспомнить или исполнить Свои обетования.

56 стих. "Три месяца". Здесь, как историк, Лука точен. Это время, когда пора родить Елизавете (6+3). Лука ничего не говорит о том, присутствовала ли тогда Мария в доме Елизаветы. Точки зрения об этом расходятся.

Рождение Иоанна Крестителя и хвалебная песнь Захарии (Лк. 1,57-80).

57 стих "Настало время".

1. Исполнилось предсказание Ангела.

2. Исполнилось 9 месяцев – время образования плода в утробе.

3. Несмотря на старость, Елизавета родила и родила нормально.

58 стих. Родственники радовались вместе с Елизаветой и Захарией, потому что Господь помиловал их.

59 стих. Обрезание соединялось с наречением имени. Обрезание: (Быт. 17 гл. – Авраам и Левит – Моисей) – это печать принадлежности к религиозному обществу. Обрезывали по закону на 8-й день (7 дней означали временную жизнь человека на земле, а 8-й день – день начала духовной жизни человека) или max в 12-й день. Обрезание совершал обычно глава семейства. Это большой праздник для семьи. Наречение имени. Обычно иудеи называли по имени отца или известного родственника.

60 стих. Елизавета была против имени "Захария". Возможно, Захария сказал жене знаками о явлении Ангела.

61 стих. В поколении Захарии не было таких, кого бы звали Иоанн.

62 стих. "Знаками" – по всей вероятности это знаки на дощечке (письменные знаки). Это признак того, что Захария был глухонемым. Это древняя т.зр.

63 стих. Использовали дощечки, покрытые воском или мастикой, и стило. Как только он написал "Иоанн", тотчас его уста и слух разрешились. Захария говорит, что "Иоанн" – это имя уже дано сыну Богом, т.е. Иоанн Креститель уже наречен.

64 стих. Разрешение уст Захарии укрепило его веру. "Славословил Бога" – это или обычные слова благодарности, или начало славословия, хвалебной песни Захарии.

65 стих. Иудеи боялись, ибо считали, что явления мира духовного предвещают смерть.

66 стих. "Положить в сердце" означает запомнить и периодически возвращаться к запомненному.

"Рука Господня" – Сила Господня, покровительство Иоанну Крестителю Это антропоморфизм.

67 стих. В ответ на гадания родственников относительно родившегося Захария произносит пророческую хвалебную песнь, кот. делят на 3 части:

1. 68-75 стихи – прославление Бога за Его промысел об Израиле.

2. 76-77 стихи – пророчество о своем сыне, как предтече Мессии.

3. 78-89 стихи – приход Мессии.

68 стих. Слова, часто встречающиеся в Псалмах. "Избавление" – это выкуп человека, попавшего в плен.

69 стих. Речь идет о Мессии – "Рог спасения в дому Давида" – в роде Давида. Пс. 131-17 – параллель, в кот. говорится о роге жертвенника. Рог жертвенника – это символ силы Божией. Если преступник брался за рог жертвенника, то его уже не трогали.

70 стих. "От века", 2 т.зр.:

1. или от создания мира, от Адама;

2. или от Авраама, от начала Иудейского народа.

71-72 стихи. Захария благодарит Бога за исполнение обетований, благодарит за приход Мессии, за спасение (от язычников, от римлян, от своих тиранов (Ирод) или, что скорее всего, от духовных врагов, от страстей, от диавола). Т.е. Захария показывает духовное спасение через физические победы. Так делали ВЗ-е пророки.

73 стих. "Клятва" – снисхождение Бога к человеческим обычаям. Бог не может быть неверным (для этого и существует клятва).

75 стих. Пришло время, когда потомки Авраама могут свободно служить Богу. Здесь говорится о духовной свободе от страстей. "В святости и правде" – это и нравственная, и юридическая служба. "Во все дни наши" – непрерывность.

76-77 стих. Это пророчество, которое сходно с пророчествами Ис. и Мал., которые тоже пророчествовали об Иоанне Крестителе. Захария говорит о том, что Иоанн будет пророков (а не Сыном) и предыдет пред лицем Всевышнего – означает ещё и исправление ложных представлений о Мессии. как завоевателе.

78 стих. И Ин. Креститель, и Восток свыше посетили нас по милосердию Божию. "Восток свыше": 1. Бог посетил нас, подобно восходящему светилу с востока. Так, правда, Бог в ВЗ никогда не называется (солнцем), но пророки говорят иногда о востоке, как о свете. Т.е. Христос должен освещать ночь нашей неправды. 2. "Восток свыше", т.е. с небес, из недр Отца.

79 стих. "Сидящий во тьме" – тьма нравственного отчуждения от Бога. Т.е. "просветить" – это значит рассеять тьму, научить людей Боговедению. Это гебраизм. "Направить ноги" – тоже гебраизм, означает действенное служение Богу. "Ири,ни" – греч. состояние без греха. Т.е. "путь мира" – это мир в результате безгрешного состояния души.

80 стих. "Возрастал и укреплялся духом":

1. Физическое и духовное нормальное развитие ребенка.

2. Дух – это Дух Святой.

"И был в пустынях" – духовное развитие не было обременено человеческим влиянием или это историческая заметка Луки. В древности показывали развалины церкви, которая была построена над пещерой Иоанна Крестителя. Есть 3 т.зр.

1. Иоанн Креститель сам ушел в детстве в пустыню

2. Во время гонений Ирода Елизавета с ребенком убежала в пустыню

3. Иоанн Креститель был связан с ессеями и поэтому пребывал с ними в пустыне.

6.    Родословная Иисуса Христа (Мф. 1,2-17, Лк. 3,23-38)

Особенности этих родословных:

1. Родословие у Мф. и у Лк. говорит о человеческом достоинстве Христа и указывает на внутр. связь ВЗ и НЗ.

2. Хотя эти родословные имеются в НЗ, но ни отражают приготовление людей для принятия Мессии, ибо это приготовление свершалось 2 путями: в иудействе – путь сверхъестественного откровения (положит. путь), у язычников через совесть (отрицат. путь). Мы отдает предпочтение первому пути. У Мф. – родословная от Авраама, у Лк. родословная до Адама (имеет значение для языч. мира).

3. У Мф. стояла цель рассеять ложные воззрения у иудеев и показать то, что Иисус есть Христос. Лк. показывает, что у всех людей одна природа, и Христос для всех. Лк. стоит выше национальных особенностей.

4. Мф. дает родословную в самом начале. Иудеи хвалились тем, что они хранили свои родословные. Для иудея было важно, чей он сын, откуда он, и кто он. Т.е. Мф. говорит, что Он – наш. Лк. дает родословную в 3 главе, после крещения. Для Луки крещение было очень важным событием не столько для Христа, сколько для людей: "Ты есть Сын Мой возлюбленный". Т.е. перед вступлением на общественное служение Христа Лк. дает родословную. Это греческий стиль изложения.

5. Мф. дает родословную Христа по нисходящей линии к Аврааму, которого чтили среди иудеев. У Лк. родословная, восходящая от Сына к Отцу. Лк. дает это намеренно, чтобы показать, происхождение человечества от Адама. Ап. Павел в речи в Ареопаге упоминает этот момент. Язычники в этом отношении, в отношении первобытных людей, верили разным басням. Лк. показывает связь между Человеком и Богом, между людьми и Богом.

6. Мф. делит родословную на 3 периода:

1. От Авраама до Давида (1000 лет)

2. От Давида до Вавилонского плена (450 лет)

3. От Вавилонского плена до Христа (550 лет).

У Лк. от Адама до Авраама 3.500 лет. Почему Мф. делит на 3 периода?

А. Мф. делает это, чтобы легче запомнить. В то время был известен закон ассоциаций, мнемоника – искусство запоминания.

Б. У Мф. 3 периода, потому что это соответствует 3-м этапам в жизни израильского народа: период патриархов (аристократический), период царств и период упадка Израиля – первосвященнический период или период олигархии (когда страной правят немногие).

В. Некоторые смотрят на деление Мф. с двух т.зр. 3 периода – это 3 периода в жизни отдельного человека и всего человечества. 1. Человек рожден царствовать. 2. Но он падает и становится рабом греха. 3. Человек может покаяться и вновь обрести царское величие через Христа.

Г. Мф. показывает, что исторически можно разделить жизнь Израиля на 3 периода вне зависимости от того, кто правит. Израиль и падал, и вставал во все периоды. Израиль не стал лучше.

Д. Родословная касается только Христа. Он показал Себя как Пророк, Царь и Первосвященник.

Е. (ред.: 14 – число Давида (гематрия) – поэтому родословная и символически показывает, что ИХ – Сын Давидов).

7. Почему Мф. в каждом периоде указывает 14 родов? Мф. некоторых родоначальников пропускает. Или для того, чтобы легче запомнить, или здесь имеет значение 2 семерки (7 – полнота времени, своевременность), или это связано непосредственно с жизнь этих родоначальников.

8. Мф. показывает, что ИХ есть сын Давидов. Иудеи мечтали, что придет потомок Давида, который восстановит царство Давида. Это уступка чаяниям евреев.

9. В 2-х местах Мф. указывает братьев родоначальников. Почему? Или для того, чтобы показать связь Христа со всем Израильским народом, или считают, что от Иакова особенно выделилась ветвь Иуды (братья Иуды), отрасль Давида, а 11 стих (Иехонию и братьев его) – это перед вавилонским пленом, когда произвели перепись.

10. У Мф. упоминаются женщины. У евреев женщин в родословных не было. В целом у женщины не было юридических прав. Почему Мф. включает женщин в родословную. Какие это женщины:

3 стих – Фамарь – хананеянка, невестка Иуды, притворилась блудницей, чтобы зачать ребенка от Иуды.

5 стих – Раав – блудница из Иерихона. Руфь – язычница, моавитянка.

6 стих – Вирсавия – камень преткновения Давида.

Ин.Злат. называл этих женщин злосмрадными. Возможно, Мф. хотел показать гордым иудеям, что среди предков Христа по плоти были не только иудеи, но и язычники, не только праведники, но и грешники. Хотя евангелие было назначено для иудеев, Мф. показывал, что барьеры между иудеями и язычниками, праведниками и грешниками, мужчинами и женщинами, должны постепенно исчезнуть. Это проявление любви Божией.

11. У Мф. имеются пропуски:

- 8 стих: пропущены после Иорама: Охозия, Иоас, Амассия. Почему так? Возможно – это ошибка переписчика, но в 17 стихе четко сказано: 14 родов. Возможно, эти родоначальники исключены из родословной потому, что принадлежать к дому Ахава, нечестивого царя, и поэтому Мф. их пропускает. Это нечестивые цари.

- 11 стих: пропущен Иоаким, но русский перевод его дает. Причина пропуска также нечестие этого царя.

- 12 стих: самое главное различие между двумя родословными – это имена. От Давида до плена число родов неодинаково, и имена различны. Мф. ведет род через Соломона – 14 родов. Лк. ведет род. через Нафана – 19 родов. От плена до Христа Мф. 14 родов, Лк. – 23 рода. Почему так?

А. В этом виновен закон ужи,чества, левиратный брак. Ещё в III веке по Р.Х. Юлий Африканский выдвинул эту гипотезу. Если деверь брал жену брата своего, то первенец считался сыном покойного по Закону. Такой сын имел 2-х отцов: по Закону и по природе. Поэтому и путаница в родословных.

Б. Виновен закон о наследстве (Числ. 36). Если кто-то женился, а её отец был уже покойным, то зять вписывался в родословную отца жены и считался сыном покойного отца жены по Закону.

В. Мф. изложил родословную Иосифа, а Лк. изложил родословную отца Марии, тем более, что Лк. сам говорит, что Иосиф был мнимым отцом Христа.

13. если Христос имел мнимого отца Иосифа, то как Его считать сыном Давида. Мария была из рода Давида, только через Нафана (сына Давида). По закону о наследстве Христос есть сын Иосифа, и поэтому он его сын, и сын Давида.

14. У Мф. Иосиф назван мужем Марии, потому что (см. раньше), у Лк. – нет.

15. В 16 стихе Мф. отходит от своей формы (Иаков родил...) и в отношении Христа говорит: из Нея же (Марии) родися Иисус.

16. Лк в 23 стихе говорит, что ИХ было около 30 лет, когда Он вступил на общественное служение (780-781 г. от основания Рима). Неизвестно, какую традицию отразил здесь Лука: иудейскую (левиты вступали в служение с 30 лет) или греческую.

17. Имена родоначальников от Авраама до Адама у Лк. составлены по LXX, на что указывает имя "Каинан" (ст. 36). Это имя имеется только в переводе LXX и отсутствует в МТ.

18. Слова "Адамов, Божий" указывает и на человеческую, и на Божественную природу Христа. "Божий" указывает на Деян. 17,29, где Павел говорит: "Мы – род Божий". Если бы человек не имел бы в себе образа и подобия Божия, то невозможно было бы и воплощение Христа. Лк. как бы говорит, что как Адам был сотворен без семени, так и Христос – второй Адам – родился без семени.

19. В итоге выполнили ли Евангелисты Мф. и Лк. свои цели? Если Мф. дал родословную Иосифа, а Христос не был сыном Иосифа, то нет. Тогда у Мф. должны быть предки Марии. Тогда, чтобы не было ошибки, предки Марии и Иосифа – одни и те же. Тогда они родственники. Др. предание считает Марию дочерью, которая имела право на наследство. Тогда она должна была бы выйти за родственника. В Библии такие браки считались похвальными. Тогда предки Марии – это предки Иосифа и предки Христа. В целом родословные Мф. и Лк. показывают исполнение ВЗ-х пророчеств о Христе, и в этом и состоит их религиозно-воспитательное значение.

7.    Открытие Иосифу тайны воплощения Сына Божия (Мф. 1,18-25)

Мф. написал Евангелие иудеям. Иудеи думали, что Христос есть сын Иосифа. Отрывок 18-25 написан как будто для того, чтобы опровергнуть это мнение. 18 стих. "Рождество ИХ было так". Но Мф. ничего не писал об обстоятельствах Рождества. Мф. занят мыслью показать безсеменное зачатие Христа. Обручение происходило торжественно, при свидетелях, в течение года. Обрученные продолжали жить с родителями до заключения брака. "Прежде нежели сочетались они" – указание на то, что прежде, нежели поженились они. Это указание на то, что Благовещение было в доме Марии. "Обретеся" – спустя 3 месяца после возвращения Марии от Елизаветы стало заметно развитие плода.

19 стих. Иосиф знал об обете Марии, о её жизни, но факт налицо. По закону должно было совершиться побиение камнями. Иосиф решает тайно отпустить Марию. По Закону можно было вообще развестись, если ты женат, а если обручен – в Законе неизвестно, что делать, но раввины так же просто оформляли развод. "Будучи праведен" – речь идет и о доброте сердечной, и о формальном исполнении Закона, кот. исполнял Иосиф. "Обличить" – или предать суду, или развестись.

20 стих. Почему Ангел замедлил с успокоением Иосифа? Тяжело ответить на этот вопрос. Древние отцы считали, что Ангел – Гавриил. "Во сне" – в Библии есть аналоги этих подобных явлений. Ин. Злат. считал, что явления во сне имеют преимущество над явлениями наяву. Св. Дух не воспринимался так в ВЗ как Он воспринимается в НЗ. Но Иосиф всё понял.

21 стих. "Спасет людей Своих от грехов их". От грехов, а не от римлян. Мф подчеркивает это.

22-23 стих. Неясно, что есть эти слова – откровение Ангела или рассуждения Мф. В целом слова Исаии об Эммануиле воспринимаются так:

1. До XVIII полагали это место мессианским.

2. С XVIII века стали считать это место типологическим (м.б. это сын Ахаза или сын Исаии, кот. прообразуют Христа).

3. Эммануил – это мистическая личность. Избавление Иудеев от Израиля и Сирии при Ахазе будет так же чудесно, как рождение от Девы.

Приставка "се" интересна. "Ка а,лма" – эта Дева (евр.). Греч – "парфенос". Слово Эммануил – не имя собственное, это символическое имя, кот. указывает на свойство Мессии при Его рождении.

24-25 стихи. "Не знал Её, как наконец...". Мы знаем толкование протестантов: родился Иисус, потом у них ещё были дети. "Пока" (слав. дондеже) – неопределенность, продолжительность времени. В Библии есть подобные места. Ис. 46,14, в кот. говорится, что слово "пока" не означает необходимое продолжение действия. "Первенец". Ап. Ин.Богослов называет Христа первенцем из мертвых, а ап. Павел вообще говорит о Христе, рожденном прежде всякой твари.

Мф. 13,54=-57, Мк. 6,2-6 – упоминание братьев Господних по плоти: Иаков, Иосия, Симон и Иуда, и сестры. Братья Его не веровали в Него. В кн. Деяний говорится, что эти братья уже были в сионской горнице. Кто они такие? На Западе считают, что они двоюродные братья Христа. На Востоке считают, что это дети Иосифа от первого брака (Ориген, Иоанн Златоуст). Третья т.зр. – это троюродные братья Христа. Четвертая т.зр. – протестантская.

8.    Рождество Христово (Лк. 2,1-20)

Евангелист Лука, как и ап. Павел, говорит о том, что Бог явился в образе и подобии человека (Флп. 2,5-7). Лк. говорит о том, что с приходом Христа мир изменился, старая эпоха кончилась. Лк. показывает и светские события в связи с Рождеством Христовым. До XIX века никому и в голову не приходило сомневаться в историчности повествований Луки (перепись и т.д.). В XIX веке появился ряд возражений против, прежде всего, переписи. Они следующие:

1. историки времен Христа и после Христа якобы ничего не знают о переписи при Августе в Палестине во времена Ирода. Речь идет об Иосифе Флавии, Таците, Светонии и Дионе Кассии. Они молчат о переписи.

2. Если бы эта перепись была бы, то она должна была бы производиться спустя 10 лет после РХ (Иосиф Флавий).

3. Если бы она была, то а) она не могла бы быть в Палестине; б) по римским законам не надо было Иосифу и Марии идти в Вифлеем.

Опровержения. Дион Кассий, греч историк, жил в Риме, написал 80 книг "Истории Рима". Не все книги сохранились. Та книга, кот. говорит о правлении Августа, сохранилась не полностью. Т.о. вывода нет. Тацит, Анналы. Начинает с Тиберия, а не с Августа, кот. был раньше Тиберия, т.о. тоже вывода нет. Светоний пишет историю от Цезаря до Домициана., пишет об Августе и ничего не говорит о переписи. Это факт. Почему? Возможно, он не считал это важным на фоне побед Августа, которые он подробно описал. Иосиф Флавий, "Иудейская война", "Иудейские древности", "Автобиография", "Против Апиона". Был иудеем, по матери происходил из Маккавейского рода. Флавий пишет историю от Маккавейских войн до завоевания Римом Иерусалима. В Иудейских Древностях (ИД) он пишет: "Все иудеи были призваны принести царю (Ироду) и кесарю присягу в верности". Возможно, это и есть перепись. Присяга – это вписание человека в список подданных Римской империи. Или Иосиф Флавий молчит о переписи, потому что он молчит о неприятных моментах иудейской истории, т.о. скорее всего эта перепись (у Лк.) была произведена тихо с разрешения Ирода, а вот спустя 10 лет (когда Ирода уже не было), была произведена перепись со всеми формальностями, с переписью имущества и т.д.

Известный ост-готтский миссионер Кассиодор Магнус (V-VI) оставил после себя труд, название которого переводится как "Смесь" или "Сборник". Он пишет, что во время Августа Римская империя была разделена на поля, и была произведена перепись, чтобы никто не мог скрыть свои владения и уклониться от подати. X-XI вв.

Свида (не историк) пишет, что цезарь Август избрал 12 лучших мужей и послал по всей империи, чтобы они сделали перепись имущества. Свида также пишет, что это была первая перепись в правлении имп. Августа. Откуда такие сведения? Неизвестно. Дион Кассий пишет в одной из своих книг, что имп. Август издал указ об оценке имущества и владений в Галлии. Но это указ местного характера.

Далее, префект Египта в интересующее нас время издает указ о переписи (сам он не мог издать такой указ, это должен был быть приказ императора).

Далее, современные археологические открытия в Анкире (Мал. Азия) нашли подтверждения переписи – надпись на одной из стен языческого храма.

В целом все считают, что такая перепись была (та перепись, кот. у Лк.). По всей вероятности, Лука или впал в анахронизм (ошибки против истории), или слова "первая перепись" переводятся как "перепись прежде правления Квириния Сирией", или Квириний дважды правил Сирией (это исторический факт), и Лука различает эти правления, или перепись длилась в 2 этапа: первый – при Христе, второй – спустя 10 лет.

Ирод был царем по римской милости. Ирод ничего не мог делать без разрешения Августа. Однако, Ирод без приказа Августа вступил в войну с сирийцами. За это в 746 году от основания Рима Август пишет письмо Ироду, где говорит, что он до сих пор считал его своим другом, но теперь он будет считать его своим подданным. Возможно, приказ произвести перепись и был последствием испорченных отношений Ирода с Августом. Начинается перепись, и когда обстановка с сирийцами утихает (спустя 10 лет), перепись заканчивается. Иосиф Флавий пишет, что Август прогневался на Ирода, и царь должен был произвести перепись в присутствии римского представителя, а это унизительно. По иудейским законам Иосиф мог бы не брать Марию, но он берет Её. Почему? По всей вероятности, Иосиф, учитывая деликатность положения, решает покинуть Назарет (там шло много разговоров о Марии) и поселиться в Вифлееме (из Египта они желают возвратиться в Вифлеем, а не в Назарет). Некоторые обращают внимание на то, что перепись была вселенской. Это возможно: греч. язык был государственным по всей империи, границы всех государств были открыты. Ориген видел особое значение в связи Рождества и переписи. Речь идет о спасении всего мира. Октавиан "Август" (лат. "священнейший") – имя, данное за победы. После Августа многие императоры назывались Августами и Цезарями.

Лука очень просто и кратко описывает Рождество. Это доказательство подлинности. "Гостиница" у Лк. – это просто кров, ночлег и т.д., а не наши отели. Гостиницей могли называться даже пещеры. Блж. Иероним, когда писал Вульгату, жил возле этой пещеры. Император Константин да этой пещерой построил храм. Древнее предание говорит о том, что в пещере возле Христа были вол и осел. Ис. пишет в своей книге, что вол и осел узнает о рождении Христа, а народ иудейский – нет (Ис. 1,3).

Евангелист Матфей говорит, что Христос родился при Ироде Великом. Ирод начал править в 713 году и правил 37 лет (по Иосифу Флавию). Известно также, что во время Ирода было затмение (12 марта 750 года от основания Рима). Известно так же, что Ирод умер в 750 году за несколько дней до иудейской Пасхи. Значит, Христос не мог родиться позже 750 года. Римский монах Дионисий Малый (нач. VI века) решил заняться христианской пасхалией и сделал вывод, что Христос родился в 753-754 году от основания Рима. Как позднее показали расчеты, Дионисий ошибся лет на 5, но дата, установленная Дионисием, с Х века стала общепринятой. Т.о. Христос родился за 5 лет до Р.Х. По Евангелию день Рождества определить невозможно. В отношении дня Рождества существовало 2 традиции.

1. На Востоке Рождество в начале праздновали вместе с Богоявлением. Праздник назывался "Епифания" – Богоявление. В Армянской Церкви до сих пор так и празднуют этот день 6 января.

2. На Западе Рождество праздновали 25 декабря. В начале IV века эта традиция перекочевала и на Восток.

Предполагают, что Захария был Первосвященник, и явление ему Ангела было в День Очищения (Йом Киппур), когда Первосвященник один раз в год входил во Святая Святых – 23 сентября (день зачатия Иоанна Крестителя(?)). Т.о. в 6-й месяц – это 25 Марта – Благовещение Деве Марии. Плюс 9 месяцев – 25 декабря – Рождество. Но сомнительно, что Захария был первосвященником.

По древнему преданию, 1-й Адам был создан 25 марта. Т.о. Христос по аналогии был зачат 25 марта и родился 25 декабря. В связи с этим и другие праздники так же отсчитывают от этих дат.

Человечество насчитывает много календарей: языческие, иудейские, мусульманские. Есть христианские календари:

- Антиохийская эра от сотворения мира – мир сотворен 1 сентября 5968 года до Р.Х.

- Александрийская эра – мир сотворен 25 марта 5493 года до Р.Х.

- Юлия Африканского – 5503

- Византийская эра – 1 сент. 5508 (в России была принята эта дата)

- Иудейская эра – 7 окт. 3263 до Р.Х.

- от Авраама – мир сотворен 1 окт. 2015 до Р.Х.

- От основания Рима – 753 до Р.Х.

- Эра Августа – 30 г. до Р.Х.

По указу Петра I 7208 г. от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Петр I допустил ошибку. Древние христиане не очень обращали внимание на множество эр.

Вернемся к Евангелию. Лк. пишет, что Мария родила Христа и Сама спеленала Христа – указание на то, что Мария родила безболезненно. Христос был первенцем и по закону Моисея Христос был первенцем. Судя по бедной обстановке родов, это урок смирения для всех верующих. Но не одно только уничижение сопровождало Рождество. Было явление ангелов. Предполагают, что эта пещера принадлежала пастухам. В хорошую погоду они не загнали скот в пещеру. Ангелы сказали, что великая радость будет всем, а не только одним иудеям. Небесный мир славит Бога, Который послал в мир Спасителя. Они воспевают мир, который должен воцариться в сердце верующих. Они воспевают радость, кот. явил Спаситель. Мария же слагает в Своем сердце слова пастухов.

Далее повествуется о 3-х обрядах, которые были исполнены и для родителей, и для Христа. Этими обрядами Христос вступает в подзаконную жизнь иудейского народа (Гал. 4,4). Обрезание у иудеев было духовным обрядом, а не только лишь медицинской операцией, как у египтян. У иудеев обрезание – это духовное обрезание, очищение. Но если Христос был чист, то зачем Его обрезывали? Если бы Он не обрезался, 1. то Его бы не пустили в синагогу; 2. не признали бы Мессией. На обрезание христианские толкователи смотрят, как на покорность Богу. На обрезание нужно смотреть, как на первое пролитие искупительной крови Христа. Т.о. Вифлеем служит прелюдией Голгофы. Так же на обрезание смотрят как на прообраз крещения.

Родившая мальчика женщина по Закону читалась нечистой 40 дней. Она не должна была выходить на улицу и ходить в храм. Если же рождалась девочка, то женщина была нечиста 80 дней. По истечении срока нечистоты нужно было принести жертву. По жертве Иосифа можно было заключить, что они были бедны. Кроме этого, за первенца нужно было заплатить 5 сиклей священных – это плата за первенцев. Посвящение ВЗ первенцев можно считать прообразом посвящения Христа Богу.

23-24 стихи. Отправление в Иерусалимский храм из Вифлеема. 25 стих. Событие, случившееся в храме. Кто такой Симеон?

1. Один из 70-ти переводчиков. Этот перевод был закончен за 300 лет до Р.Х.

2. Сын Гиллела, отец известного Гамалиила, представитель Синедриона при римской власти.

3. Священник в Иерусалимском храме. Лк. так нигде не говорит.

Симеон был праведен, благочестив, он хранил истинные понятия о Мессии. Скорее всего, Симеон не был ни священником, ни представителем знатного рода, но он был исполнен Святаго Духа.

"Ныне от отпущаеши..." – это не просто благодарность Богу, это ещё и пророчество о Христе, просветителе язычников и славе Израиля. Симеон произносит последние слова ВЗ. Интересно, что язычники в песни Симеона стоят на 1-м месте, иудеи на 2-м. Это пророчество. Т.о. Симеон предвидит падение Израиля, ожесточение его и просвещение язычников. В чем же слава Израиля? Христос жил среди иудеев, избрал апостолов из среды Израиля, проповедовал среди Израиля и основал Церковь в Израиле. "Пред лицем всех людей". Или Бог готовил всех людей к принятию Мессии, или Бог готовил одних иудеев, а за то, что иудеи не приняли Христа, Бог отверз глаза язычникам.

Хронологическая последовательность: Рождество, поклонение пастухов, Обрезание (8-й день), принесение во храм, возвращение в Вифлеем ("вернулись в дом"), поклонение волхвов, бегство в Египет, возвращение в Назарет.

33 стих 2 гл. Речь Симеона производит сильное впечатление на Марию и Иосифа. Они удивились словам старца, кот. сказал о Младенце, как о Мессии, кот спасет язычников в первую очередь и иудеев во вторую.

34 стих. Симеон говорит, что Христос станет камнем преткновения. Вскоре не стало ни Иосифа, ни Симеона, и Мария сама воспитывала Иисуса. "Камень преткновения", "падение и восстание" – слова, которые встречаются в Ис. 8,14-15. Это духовная смерть: Симеон предрекает спорное отношение людей ко Христу. "Оружие пройдет сердце" – гебраизм, который означает глубочайшие скорби. "Сердце" – центр человека.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая
Полезная информация: