Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

1. С 5 по 15 стихи. Наставления, которые относятся именно к этому моменту.

2. 16-48 стихи. Это о проповеди в будущем. О гонениях и преследованиях.

По Мф. сначала речь идет об избрании 12-ти и дается попарный перечень. Толкователи говорят, что апостолы – это были простецы, неученые люди, не имели социальных привилегий в обществе, это обыкновенные люди, которые выполнили необыкновенную миссию. Они были разными. Были среди них рыбака, среди них был сборщик податей (в глазах народа это предатель), среди них был Симон Зилот (Зилоты – 4-я партия после фарисеев, ессеев и саддукеев, это были террористы, патриоты, даже революционеры, они считали себя продолжателями дела Маккавеев). Евсевий Кесарийский утверждал, что Симон Зилот был строгим исполнителем иудейских преданий. Среди них был и предатель. Для чего избирает их Христос? По Мк. чтобы они были с Ним (и учились у Него), и чтобы посылать их потом на проповедь (Апостол – посланник).

5 стих. "Заповедал". Это слово означает инструктаж перед выходом в поход, наставление учителя ученикам, исполнение указа царя. Это 3 значения слова.

"На путь к язычникам не ходите". Это указание на область миссионерской деятельности. Проповедь только для иудеев. Только здесь указано это ограничение, и только в Ев. от Мф. Некоторые полагают, что это ложная вставка. Но это маловероятно, эти указания ограничения имеют временный характер. Господь проповедовал не только одним иудеям, Он проповедовал самарянам, финикийцам. Только после Своего Воскресения Он дает заповедь учить все народы. Ап. Павел придерживался в проповеди принципа Христа: сначала иудеям, а потом язычникам. Нужен был такой человек как ап. Павел. Одни говорят, что у него был дар проповеди язычникам. Другие говорят, что ап. Павел получил еврейское воспитание и очень хорошо знал язычество. Поэтому была такая большая удача проповеди. Итак, апостолы должны были получить опыт проповеди и проповедовать тем, кто хоть что-то знает о Мессии. "Погибшие овцы дома Израилева," – это значит, что люди не имели пастырей, они были духовно обречены.

8 стих. Свою проповедь они должны засвидетельствовать чудесными знамениями. Апостолы должны проповедовать то, что сейчас наступило время, когда может возникнуть общество, в котором будет исполняться воля Божия. "Больных исцеляйте" – это и прямой и переносный смысл (духовное заболевание). "Очищайте прокаженных" – проказа – это скверна, которая может переходить на других, это может быть и духовная проказа.

"Мертвых воскрешайте" – мертвый – это в духовном смысле человек, полностью порабощенный страстью.

"Бесов изгоняйте" – в духовном смысле это человек, одержимый злой силой, которую Христос пришел сломить.

"Даром получили, даром давайте". Иудеи говорили: Моисей даром получил Закон и даром дал его людям. Христос перенял эту еврейскую традицию. Златоуст говорил, что Христос так сказал, чтобы люди не подумали, что чудеса праведников – плод их трудов и праведности.

10 стих. Пояс – это в то время ещё и кошелек. Сума – сумка для продуктов или сумка нищего, которая предназначалась для подаяния. Т.е. не брать сумы – это значит показать на деле, что проповеднику важно прежде всего духовное, а не материальное. Считалось нормальным, когда оказывалась поддержка проповеднику, но последний не должен говорить, сколько или "мало". Ничто не должно отвлекать апостолов от проповеди. Мк. говорит, что нужно брать с тобой лишь посох. Почему так?

1. Блж. Августин говорил, что посох – это метафора, которая означает власть. Итак, у Мк. – метафора, у Мф. – дословный смысл.

2. Ничего не надо брать про запас. А посох необходим для путешествия. Т.е. Христос повелевает не брать с собой ничего лишнего, а только необходимое.

Апостолы впоследствии скажут, что они ни в чем не имели нужды. Ап. Павел же говорил, что он и алкал, и жаждал, и был в наготе.

11 стих и далее. Это практические советы.

11 стих. Апостолы через расспросы должны были найти дом достойного и там жить. Почему? Потому что не тот дом может скомпрометировать и апостолов, и проповедь. Апостолы не должны менять адреса с целью искать дом побогаче.

12 стих. Согласно восточному образу мыслей, сказанное слово имеет активное начало, даже самостоятельное бытие. Сказанное слово уже неподвластно сказавшему. Христос повелевает входить в дома. Это вовсе не значит, что нельзя проповедовать в синагогах и на дорогах. Апостолы могли и ошибиться. В доме могли быть и достойные, и недостойные. Это опять границы евангелизации.

14 стих. Не только язычник с т.зр. иудеев был нечистым, но и всё, к чему он прикасался, было нечистым. Поэтому иудей, путешествуя по языческим странам и пересекая границу с Иудеей, должен было оттрясти пыль языческих дорог. Это же повелевает делать и Христос Своим апостолам во свидетельство городам, осквернившим себя неприятием Его проповеди.

15 стих. Это угроза городам. У жителей Содома и Гоморры не было возможности слышать Христа.

16 стих. "Как овцы среди волков". Это выражение опасности среди мира. "Простота и мудрость" – это два качества, необходимые для того, чтобы выжить среди этого мира. Мудрость без простоты превращается в хитрость, а простота без мудрости превращается в наивность. Христос предрекает, что Его учеников будут преследовать и поведут пред царей. Христос повелевает не заботиться и не защищать себя чрезмерно. Дух Святой даст, что сказать вам в конце. "И будете ненавидимы всеми за имя Мое" – это слова, приготавливающие дух апостолов к терпению.

23 стих. Бегство в другой город. Христос повелевает избегать опасности, но без ущерба дела. Необходимо благоразумие. Христу нужны живые проповедники. С другой стороны, когда нужна кровь христианина – это семя христианства. "Не успеете обойти городов Израилевых, как..." – Как это понимать?

1. Эта помощь придет вовремя.

2. Помощь к вам придет скорее, чем враги вас найдут.

В целом здесь речь идет о помощи Божией. Другие считают, что здесь речь идет о 2-м Пришествии Христа. Третьи полагают, что это разрушение Иерусалима. Четвертые полагают, что это день Пятидесятницы.

24-25 стихи. Христос предупреждает учеников, что с ними произойдет то же самое, что произойдет и с Ним. Христос трижды повторяет: "Не бойтесь!" Ученик или раб не могли рассчитывать на лучший прием, чем прием, оказанный Учителю. "Веельзевул" – аккаронское божество, господин над насекомыми, в частности, над мухами. "Зевель" – нечистота. Т.е. Веельзевул – господин нечистоты. "Зевул" – жилище, т.о. "господин дома". Евреи Веельзевулом называли сатану. Этим именем они поносили и Христа.

"Не бойтесь, потому что нет ничего тайного, что не стало бы явным" – 1-е. Т.е. рано или поздно выявится суть гонителя и свидетеля, или рано или поздно каждый получит по заслугам, р. или п. истина восторжествует. Не бойтесь возвещать Мою весть – 2-е. Ученики благую весть получили от Христа. Только тот может говорить, кто сам слушал и сам знает. Людям злым благая весть не нравится. Не надо их бояться. Не надо бояться даже смерти. Люди могут убить лишь тело. Делайте свое дело безбоязненно. Под "могущими убить и тело, и душу" понимают не только преследователей, но и диавола. Диавола не надо бояться, а остерегаться. Свою проповедь нужно соединять с упованием на помощь Божию. "Птица" – это символ малого. Вечная жизнь обусловлена верностью Христу.

34 стих. Мир и меч. Евангелие – это благая весть, но её нужно исполнить. Кроме того, Евангелие проповедует борьбу добра со злом. Разделение добра и зла есть меч. Разделение – это не цель Христа. Это последствие. Всегда надо помнить, что неверность – это то, что страшнее смерти.

39 стих. Жизнь апостола и ученика – это крестоношение. В человеке всегда идет борьба духа и плоти. Человек свободен выбрать или дух, или плоть. Результат этого выбора объявляет Христос.

40 стих. Здесь говорится о гостеприимстве уверовавших. Не все могут быть апостолами. Но все могут оказать гостеприимство апостолам.

Мк. пишет, что апостолы пошли и проповедовали, изгоняли бесов, больных помазывали маслом и исцелялись. Далее известие о смерти ИК и возвращение учеников. Можно предположить, что смерть ИК есть причина возвращения апостолов. Проповедь апостолов привлекла внимание Ирода ко Христу. Придя к Учителю, ученики рассказывали о своих делах и таким образом отчитались перед Христом.

33.    Исповедание ап. Петра (Мф. 16,13-20; Мк. 8,27-30; Лк. 9,18-21)

Этому исповеданию придавали и придают большое значение. Оно говорит об отношении ИХ и Его учеников. Оно произошло вне Палестины (пределы Магдалинские или по Мф. пределы Далманитские, оттуда в Вифсаиду Юлиеву и дальше в пределы Кесарии Филипповой). На северо-восток у истоков Иордана у ливанских гор. Этот город назывался Ваал-Ермон – центр поклонений сирийскому богу Ваалу. в городе находилось около 14 капищ этому богу. Возле этого города в одной из пещер, по легендам, родился бог природы Пан. Отсюда второе название города – Панея или Ванея. В городе был также большой языческий храм в честь кесаря, об убранстве которого заботился сам Ирод Великий (по сведениям И.Флавия). Исповедание ап. Петра было переломным моментом в отношениях между ИХ и Его учениками. Многие считают, что этот вопрос имел подготовительный характер. Важно было узнать, за кого почитают Его люди. Ответ: за Илию, за Иеремию и т.д. Почему за Иеремию? Иудеи считали, что этот пророк спрятал на горе Нево скинию и кадильный жертвенник (2Макк. 2,1-12 – подтверждение этой веры), и перед явлением Христа Иеремия должен был явиться и явить народу эти святыни. Ученики же в лице ап. Петра признали Иисуса из Назарета Помазанником Божиим, Христом и единственным Сыном Божиим.

"Ты Сын Бога Живаго" – эти слова ап. Петра были сказаны м.б. в противовес окружающей обстановке ложных богов. Судя по тексту, это было особое откровение Бога Отца, который один только знает Сына. Т.о. ап. Петр был озарен свыше. Сами ученики не могли дойти до такой истины, да и Сам Христос не полностью тогда раскрылся. Его природа была сокрыта под зраком раба. Ап. Петр не мог объяснить свои слова. Он сказал то, что ему было открыто. На ответ ап. Петра смотрят чисто с вероисповедной т.зр. Католики об этом месте говорят, что именно сейчас ап. Петру даны ключи, он принимает или не принимает в рай, ему дана власть отпускать и не отпускать грехи. Эта власть и поныне почиет на папах. Православные и протестанты же обращают внимание на игру слов: Петр и камень. Греч. "Петр" – "петрос", камень – "пе,тра", "камень" арам. "кифа". Итак: "Ты Петр ("Петрос"), и на сем камне (Петра) я создам Церковь Мою". По Библии, иудеи употребляли слово камень или скала по отношению к Аврааму. Авраам был скалой для человечества. В Библии слово "камень" употреблялось и по отношению к Богу. В этом случае речь идет о Боге – твердом основании для обращающихся к Нему. Что же имел ввиду Петр?

1. Блж. Августин говорил, что "камень" означает Самого Христа. Тогда: "Ты Петр, а на сем камне (на Себе) Я построю Мою Церковь. И настанет время, когда за свою веру ты станешь великим в Церкви.

2. Скала "петра" – это вера ап. Петра. На ней основывается Церковь, потому что ап. Петр в той обстановке первый исповедал Христа. Он дал толчок. В дальнейшем – это вера всех последователей.

3. Конкретизируется, что ИХ Сын Бога Живаго и является краеугольным камнем христианской веры.

4. Камень – это сам Петр, но в особом смысле. Не камень – основа Церкви, но Петр – первый камень этого здания Церкви. Он первый член Церкви Христовой. В этом случае: "Петр – ты первый из людей понял, кто Я и поэтому ты – первый, самое начало Церкви, которую Я основываю. И каждый последующий член Церкви становится последующим членом Церкви Христовой". Ап. Павел говорит, что основанием Церкви являются пророки и апостолы, но краеугольным камнем является Христос. 1Пет. 2,5 – все христиане – живые камни, введенные в строение Церкви. Ап. Павел также говорит, что Христос – единственное основание Церкви. Поэтому когда ИХ говорит, что на Петре построит Церковь, то Он вовсе не имел ввиду, что Церковь будет зависеть от ап. Петра. Петр – первый. Эту честь никто не может отнять от ап. Петра. Даже если бы ап. Петр не покаялся, то Церковь бы не рухнула. "И на сем камне я создам Церковь Мою". Арам. "куалхам" – церковь, общество сынов Израилевых, собрание иудеев. Т.о. Христос говорит, что Петр – это первый камень в новом обществе сынов Израилевых, новой Церкви. Петр был первым членом нового общества людей, уверовавших во Христа, т.е. Церкви.

"...и врата ада не одолеют её". Что означает эта фраза? М.б. Христос в этот момент созерцал одну из крепостей на холмах Кесарии Филипповой и представил Свою Церковь как крепость, которую не одолеет никакая злая сила. Вторая т.зр.: в городах у ворот города собирались старейшины, чтобы вершить справедливость и суд. Т.е. это власть и сила. Т.о. врата становились символом власти и силы. Ад или "Аид" – по представлению иудеев являлся местом, куда отправлялись умершие. В аде по их мнению были и врата, которые потом разрушил Христос. В целом речь идет о том, что как бы Церковь ни преследовали враги (может даже погибнуть некая Поместная Церковь), она никогда не будет побеждена, потому что она имеет вселенский характер, независящий от границ государств. Далее Христос говорит о ключах. Это некая власть, сила, небесное право. В Ис. 22,22 говорится, что верный домоправитель постоянно носит при себе ключи от дома. Т.о. м.б. ИХ имел ввиду власть открывать и закрывать двери Церкви, быть домоправителем. Действительно, в книге Деяний ап. Петр ведет себя как верный домоправитель в Церкви. Он имел право открывать, закрывать, связывать и развязывать. Эти слова значат, что на ап. Петра (а потом и на других апостолов) ИХ возлагает ответственность за Церковь, за души христиан. Это значит, что ап. Петр и другие пастыри должны приводить пасомых к осознанию собственной греховности, а потом отпускать их на свободу, отпускать грехи. В связи с тем, что апостолы увидели, что Иисус Христос – это не тот Мессия, которого они представляли, Господь запретил разглашать о том, что Он – Мессия. Господь должен был вначале научить апостолов, что путь Христа – это крестный путь. Поэтому Христос и говорит после исповедания о Своих страданиях. Ап. Петр начал прекословить Христу. Он ответил ученику: "Отойди от меня, сатана". Нам неизвестно, в каком тоне говорил эти слова Господь Тон важен для смысла. Т.е. Христос говорит, что то, что сейчас сказал Петр, очень похоже на искушения в пустыне. Ведь тогда искуситель отошел до времени. То, что предложил Петр, было тем же самым прошлым искушением сатаны. Это искушение было вдвойне тяжелым для Христа, потому что было произнесено учеником, который минуту назад исповедал Его Христом, который любил Его искренне. Господь не раз говорил, что ученики Его должны были отречься от себя, сказать чему-то "нет", а Христу – "да", взять на себя каждодневный крест. Ученик Христов должен каждый день следовать за своим Учителем. Христос сказал: "Ты думаешь о том, что человеческое". Он не сказал дьявольское, но дьявол часто действует через людей, через "человеческое".

Блж. Феофилакт по поводу слов Петра заметил, что ап. Петр, что было открыто ему исповедал и исповедал правильно, а то, то не было ему открыто, в том согрешил. Ориген говорил, что созерцание Логоса, пришедшего в силе, есть смысл 28 стиха ("увидите Сына Человеческого, пришедшего в силе"). Возможно, это и есть преображение по мнению Оригена. Второе мнение относительно 28 стиха: здесь речь идет о Воскресении Христа, о дне Пятидесятницы, о пришествии Христа в Свое Царство. Третье мнение: этот стих относят ко 2-му Пришествию Христа, но не во времени, а в смысле внезапности. Никто не знает, когда закончится его жизнь. Четвертое мнение: Христос говорит здесь о тех, кто не умрет, но изменится (по словам ап. Павла) и восхищены будут на встречу со Христом. Пятое мнение: речь идет о победе Христа над врагами, т.е. это разрушение Иерусалима, которое является прототипом будущего Страшного Суда.

34.    Преображение Господне (Мф. 17,1-13; Мк. 9,2-13; Лк. 9,28-36)

Место преображения: Евангелисты говорят, что это была гора (в тексте Евангелий она не названа). Мф. и Мк. говорят, что эта была высокая гора. Большинство считают, что это гора в Галилее. Древнее церковное предание называет гору Фавор – высокое выпуклое место. Она находится на востоке Галилеи (500 м. над уровнем моря и около 300 м. над равниной). Имеет выпуклую форму, находится недалеко от Назарета. Древние христиане считали, что именно здесь было Преображение. Там был построен храм Преображению при царице Елене, об этой горе говорил Ориген. В апокриф. Евангелии от Евреев упоминается гора Фавор как гора Преображения. Есть и другие мнения:

1. Это просто какая-то гора на берегу Галилейского озера.

2. Гора Ермон (мнение появилось в XVIII-XIX веках). Ермон – высокая снежная гора, которая находится в Сирии. Иордан берет свой исток у горы Ермон. Высота Ермона около 3000 метров. Каковы основания для Ермона?

А. На Фаворе от времен Антиоха Епифана (200 до Р.Х.) была построена крепость, и поэтому Христос не мог там уединиться с учениками. Однако, И.Флавий утверждает, что во времена Христа эта крепость была разрушена.

Б. Христос был в пределах Кесарии Филипповой, поэтому Ермон.

В. Ап. Петр предложил поставить кущи, палатки. М.б. потому, что было холодно, и дул ветер.

Вообще Ермон – это попытка рационального ума объяснить Преображение: ветер, холод, отражение солнечных лучей и т.д. Это западная рациональная и, скорее всего, ложная т.зр.

Время Преображения: Мф. и Мк. – "по прошествии 6 дней". Лк "после сих слов дней через 8". Согласовывая эти т.зр. говорят, что Лк включил в 8 дней и день Исповедания Петра, и ночь Преображения. 7-8 дней – вполне достаточный срок, чтобы прийти из Кесарии Филипповой к Фавору. Скорее всего, Преображение произошло ночью. Есть мнение, что Преображение было в праздник кущей (т.к. слова ап. Петра).

1. Есть крайняя мифическая точка зрения, что Евангелисты составили повествование Преображения на основании ВЗ повествований (сияние от лица Моисея и т.д.). Это по сути отрицание чуда.

2. Всё чудо Преображения – естественные природные явления, которые ученики приняли за чудо (см. выше).

3. Ученики находились в экстазе и видели мир света, мир славы. Это визионерная т.зр.

4. Есть богословы – кене,тики (греч. "кенозис" – снисхождение). Они считают, что Христос, будучи Божеством, воспринимает тело. Ради людей Он терпит страдания и смерть. Т.о. воплощение Христа показало, что человек через страдания получает вечную славу за гробом. Отсюда Христос, приняв плоть, молится на Фаворе о Своих будущих страданиях. В этот момент начинается изменение Его телесного тела в духовное. После же страданий и смерти Он окончательно преображается. Это явление на Фаворе было важно и для учеников, чтобы укрепить их перед предстоящими страданиями и показать им, что Он страдает добровольно. Преображение – греч. "метаморфоза" – оно не было внутренним, а внешним (лицо и одежды просияли). Оно было знамением славы Христовой, знамением будущей славы людей.

5. Преображение явило присносущный нетварный свет. Это мнение по поводу споров Григория Паламы и Варлаама Калабрийского. Грехопадение лишило человека славы. На Фаворе Господь показывает, что ждет человека в будущем. Свет этот – это одежда безгрешности. Адам когда согрешил, был лишен этого света и увидел, что был наг. Последователи Григория Паламы назывались исихастами. Исихия – это внутреннее спокойствие. Чтобы достичь его, исихасты целый дни и ночи стояли на коленях, склонив головы и смотря на свой живот. Этим упражнением они отвлекали от внешнего мира. Так они созерцали фаворский свет. "Вид лица Христа изменился" – 1-е. "Моисей и Илия говорили об исходе Христа, которому надлежало Ему совершить в Иерусалиме" – 2-е.

Ученики увидели славу Христову после пробуждения – 3-е. Этим Лк. хотел подчеркнуть то, что апостолы не были в экстазе. Это 3 особенности повествования Евангелия от Лк., которых нет у Мф. и Мк. Почему Моисей и Илия?

1. Моисей был сохранен от тления, а Илия был взят живым на небо.

2. Моисей принес Закон, а Илия – один из самых почетных пророков у евреев.

Как ученики узнали Моисея и Илию?

1. По Откровению

2. Христос мог обратиться к ним по имени.

3. Они пришли в тех образах, которые были известны ученикам из предания.

"Хорошо нам здесь быть". Что значит "хорошо"? Ап. Петру очень нравилось это место. Ориген: хорошо нам быть в таком обществе. Другое толкование: "хорошо" – значит "безопасно" в отношении предстоящего страдания в Иерусалиме. Петр м.б. просто хотел задержаться на Фаворе. Ап. Петру и в голову не пришло , что небесным посланникам не нужны кущи. Однако, Мк. сказал в Евангелии, что Петр не знал, что говорить, потому что был в страхе. Облако – образ близости Божией, знак славы Божией (шехины).

Когда ученики сходили с горы, Иисус запретил говорить другим о Преображении. Нельзя было говорить народу. Это запрещение являлось сильным аргументом историчности этого явления. Если это вымысел, то зачем запрещать? Ученики послушались. По тексту, они рассказали только после Воскресения Христова. Ученики не понимали смысла страданий Христа, находясь под влиянием раввинистического учения о Мессии. Позднее ап. Петр в послании отметил, что Преображение явилось очень важным событием. Потом ученики спросили Христа об Илии: "Как говорят книжники, что Илии надлежит прийти раньше Мессии?" Если Иисус – Мессия, то кто Илия? Если явился Илия, то почему он ушел? Если Христос преобразился в славе, то почему нужно молчать об этом? Почему на горе преображения явился Илия, когда он должен прийти прежде? Это всё вопросы, возникшие у учеников тогда. Христос знал, что Илия – это ИК. Среди древних экзегетов есть мнение, что Илия придет перед 2-м пришествием Христовым. В целом, ученики поняли, что мессианское время наступило здесь, и облако, и голос, и древние пророки. Но впереди был крест, и апостолы могли подумать, что это конец. Но атмосфера Преображения говорила о другом. Она свидетельствовала о славе Господней. Это должно было ободрить учеников, хотя они сейчас многого и не понимали.

35.    Вход Господень в Иерусалим (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19)

Накануне входа в Иерусалим произошло воскрешение Лазаря. Этот факт побудил одних говорить о Христе как о великом Чудотворце, а других клеветать, говоря, что если всё оставить так, как есть, то придут римляне и овладеют Иерусалимом. ПО мнению древних экзегетов, это было ложное рассуждение. Римляне уже проверили, что Христос не собирается поднимать народ. Фарисеи боялись потерять власть над народом и храмом. Они решились убить Христа, но время не назначили. Христос удаляется в Эфраим (Офра), это недалеко на север от Иерусалима. Некоторые экзегеты называют это время "эфраимское уединение Христа". Приближалась Пасха. Христос оставляет Эфраим, идет в Иерихон, исцеляет 2-х слепцов, посещает дом Закхея, заночевал в Иерихоне, а на следующий день идет в Иерусалим (Иерихон – Иерусалим – 7-8 часов пути пешком). По дороге Христос останавливается в Вифании ("Вифания" – "дом бедных" или "дом фиников"). Вифания находился в 15 стадиях от Иерусалима (около 3 км.). За 3 года до падения Иерусалима Вифания была разрушена. Христос пришел в Вифанию или в пт. вечером или (что скорее всего), в сб. вечером. На следующий день Христос идет в Иерусалим. Было 2 дороги: через вершину Елеонской горы и огибая её. Скорее всего, Христос шел через вершину горы, т.к. Он зашел в Вифагию (Вифагия – "дом смокв", "дом челюсти"). Кто такой владелец ослицы и осла?

1. Неизвестный ученик Христа. Мф. говорит об ослице и осленке. Остальные только об осленке. Мк. говорит, что сел "на них". Это или животные, или одежды. Мф. приводит пророчество Захарии и Исаии, где говорится о пришествии кроткого царя мира. Мф. и Мк. говорят о том, что многие воздали честь Ему. Лк. – что только ученики. "Многие" – это те, кто направлялся в Иерусалим на Пасху. "Осанна" – слова из 117 псалма. Этот псалом пелся иудеями в праздник Кущей, когда обходили жертвенник всесожжений с пальмовыми ветвями в руках. Последний день этого праздника назывался "осанна" – дословно "спасение". Не все были довольны этим приветствием. Христос отвечал: "Если они умолкнут, то камни возопиют". Это восточное утверждение, которое означает, что это явление (пришествие Христа) настолько величественно и значимо, что его невозможно остановить: если умолкнут люди, то природа прославит Его. Камни – символ безмолвия. Конечно, фарисеи не хотели такой встречи. Спускаясь с Елеонской горы, Христос заплакал об Иерусалиме. На этом месте сейчас храм Марии Магдалины. В 1930 году в этот храм привезли мощи кн. Елизаветы и пострадавших с ней в Екатеринбурге. Христос прорек разрушение Иерусалима за то, что он не узнал времени пришествия Его. Однако, из Иерусалима Ему вышли на встречу с пальмовыми ветвями. Зеленая пальмовая ветвь – символ радости и спасения. По преданию, Христос вошел в город через восточные (позже "золотые") ворота. Весь город пришел в движение. Все говорило о том, что пришел великий пророк. В этот день Христос посетил храм, выгнал торгующих, исцелил некоторых хромых и больных, принял хвалу детей, а вечером ушел в Вифанию или потому, что было небезопасно в Иерусалиме оставаться на ночь, или же просто негде было остановиться в городе. Сейчас Христос открывает Себя как Мессию для того, чтобы Израиль в лице Иерусалима принял окончательное решение относительно Его. "Для отклонения всех недоразумений Сыну Человеческому надлежало явиться дщери Сионовой, чтобы она, отвергнув в Нем своего жениха, потом не говорила, что отвергнула Его по неведению", – говорил архиепископ Иннокентий. Другие толкователи отмечают, что Христос так показал, что Его Царство не политическое. Это Царство правды и мира. В 1Макк. говорится, что Симон Маккавей после победы над сирийцами въезжал в Иерусалим как победитель, и народ встречал его так, как ныне встречает Христа. Прочие толкователи говорят, что таким образом Христос пытался пробудить народ, когда слова уже не действуют, делая что-то такое, что удивит людей. Христос пришел в Иерусалим, чтобы очистить Храм, как это сделал в свое время Иуда Маккавей. Мал. 3,1: Христос уподобляется внезапно пришедшему Мессии, который приходит в храм, чтобы очистить его от злоупотреблений. Своим явлением Христос бросает вызов книжникам и фарисеям. Ослица и осел – это символы мира, а не войны, на которую надеялись фарисеи. Это было последнее обращение Христа к народу и начальникам, к их разуму и сердцу. Церковные песнопения, восхваляющие Христа, говорят: "На херувимах носимый и певаемый от серафим воссел на жребя". В целом это восшествие на вольную страсть. Ориген говорил, что молодой осел символизировал язычников, а ослица – иудеев. Это мнение отражено в церковных песнопениях. В них также говорится о ваиях добродетелей, о ветвях добродетелей. В них говорится также о язычниках, которых подклонил Отцу Господь в послушание в образе осленка.

36.    Последние дни Христа по Четвероевангелию

Вся жизнь Иисуса Христа и последние Его дни есть прославление Его как Богочеловека. На известие о смерти Лазаря Христос ответил, что это для прославления Его как Сына Божия. В воскрешении Лазаря Христос показал Себя как Победитель смерти. Это было знаком Его Богосыновства. Лазарь был воскрешен в прежнем тленном теле. Потом он умер как и все. Воскресение Христово иное. Воскрешение Лазаря было последним делом Христа, на которое обратили пристальное внимание иудеи. Они срочно собрали заседание Синедриона, и если раньше они прислушивались и присматривались, то теперь они определенно решили убить Его для сохранения своей собственной власти (они боялись потерять влияние на народ). Иудеи прикрывались заботой о народе. Их решением явился вывод о том, что Христос не может быть предводителем народа. Каиафа был первосвященником в прошлом году – этот факт свидетельствует о быстрой смене архиереев при римской власти. Он как бы ратует за народ. Его слова явились случайным пророчеством об искупительной жертве Иисуса Христа. Каиафа думал об одном, а вышло другое. Узнав о решении Синедриона, Христос оставляет Вифанию и уходит в Эфраим (город возле Иерихона). Ин.Богослов упоминает о вечере в доме Лазаря в Вифании. Лазарь был одним из возлежащих. Здесь же было возражение Иуды Искариота против траты мvра Марией. Потом был вход в Иерусалим, изгнание торгующих из Храма, проклятие смоковницы (Вел.Птн.). Иссушение смоковницы – символ иудейского народа. В этот же день эллины захотели видеть Христа, и Он беседовал с ними. Эллины захотели видеть Христа тогда, когда иудеи уже решили Его убить. Эллины – это скорее всего прозелиты. Они подходят сначала к Филиппу, а он потом идет к Андрею. У обоих греческие имена. Возможно, эллины хотели предложить Христу оставить Палестину и идти проповедовать язычникам. Но это лишь предположение. В Евангелии нет ничего об их беседе. Но сам приход эллинов неслучаен. Это не простое любопытство. С приходом эллинов Христос снова говорит о Своем прославлении. С этого момента, когда нависла угроза Креста, началась как бы внутренняя борьба между Христом-Человеком и Христом-Богом. Борьба эта достигла апогея в Гефсимании. Христос, с одной стороны, говорит, что Он – свет миру, а с другой стороны говорит о князе мира сего. Это значит, что в жизни и Христос, и князь мира сего идут рядом. Мк. говорит, что в Великий Вторник, когда Христос и ученики проходили мимо смоковницы, ученики удивились этому явлению, и Христос произносит слова о вере, которая способна "горы передвигать" – это восточное изречение, которое означает крепость веры, свободной от сомнений. Мф. 21,23-27, Мк. 11,27-33, Лк. 20,1-8 – это места, которые содержат ответ Христа на вопрос старейшин, откуда у Христа такая власть, Старейшины задали вопрос, потому что Он не спросил разрешения на проповедь. Или возможно их обеспокоила возможность потерять прибыли при Храме. Или же их взволновало воскрешение Лазаря и вообще текущее положение дел. Старейшины утвердились во мнении, кто такой Иисус из Назарета, решение Синедриона было им известно. М.б. поэтому Христос не ответил им прямо, а ответил вопросом на вопрос. Возврат к ИК неслучаен. Христос как бы спрашивал их: "с кем вы"? Они не определились, и Христос промолчал. По синоптикам, в это время ИХ произносит притчу о злых виноградарях, о званных на вечерю и др. Все 3 притчи касаются с одной стороны иудеев, с другой стороны Его Самого. В этот же день был задан вопрос о подати кесарю. В этот же день Христос посрамил саддукеев (о мертвых и живых). В этот же день был разговор о наибольшей заповеди в Законе. В этот же день Он задал вопрос о том, чей Сын Христос. У синоптиков в этом месте находятся обличения вождей иудейского народа ("горе..."). Он говорит о них и упоминает, что они исполнят меру своих отцов (исполнят и превзойдут). Он говорит, что на них сойдет вся кровь праведников. Христос обличает их лицемере, равнодушие и предрекает их конец. Он пришел в 70-м году по Р.Х., когда иудейское восстание было жестоко подавлено, и все иудейские крепости были разрушены. Или же это пророчество и поныне исполняется в качестве бесславия иудеев. В этот же день была лепта вдовицы. Богатые небрежно бросали свои деньги, а она положила больше всех, судя по её достатку. Одни говорят, что Христос просто обратил внимание на вдову, другие – это нравственный урок для всех. В этот же день Христос произносит Своё пророчество о судьбах мира на Елеонской горе. В последние Свои дни Христос днем пребывал в Иерусалиме, а ночами отправлялся в Вифанию.

36.1    Беседа Христа с учениками на горе Елеонской (Мф. 24,1-51; Мк. 13,1-37; Лк. 31,5-38)

Христос оставляет Иерусалимский Храм и, направляясь в Вифанию, останавливается на горе Елеонской. Там Он предсказывает разрушение Иерусалима. Город был разрушен в 70 году римским полководцем Титом. Тем не менее, тогда для учеников слова Христа были откровением, и они задали двойной вопрос: когда это будет? каково знамение пришествия этого времени? На самом деле это двойной вопрос, т.к. разрушение Иерусалима – прообраз 2-го пришествия Христа. Итак, каковы признаки конца?

1. Появление лжемесий (лжепророков и т.д.). По Флавию, перед 70-м годом много было в Иерусалиме самозванцев.

2. Войны и военные действия. Восстание Бар-Кохбы.

3. Гонения на учеников Христа. См. книгу Деяний.

4. Свидетельство Евангелия всем народам. Этот признак относился и к Иерусалиму, т.к. суд над городом – это результат умножения беззакония и оскудения любви.

Потом Христос указал специальные признаки, которые относятся только к Иерусалиму:

1. Мерзость запустения (Дан. 9,27). Это очевидно изображения императоров и орлов или идолов, которые внесли в Храм.

2. Бегство в горы. Повеление не возвращаться в захватываемый город. Так и было. Христиане незадолго до падения Иерусалима оставили город и ушли за Иордан в Поллу.

Потом очевидно идут признаки 2-го пришествия. Снова Христос говорит о лжепророках и их ложных чудесах. По Апокалипсису, эти чудеса будут твориться антихристом и его слугами. В этом пророчестве время пришествия Христа будет подобно молнии. Одни говорят, что это символ очевидности пришествия Христа в противовес лжехристам, другие – быстроту и стремительность явления Христа. Потом говорится о том, что солнце померкнет и луна не даст света своего. Силы небесные поколеблются (т.е. это будет не только земной катастрофой). Потом явится знамение Сына Человеческого. Со времен Златоуста считают, что знамение – это крест на небесах. Христос говорит, что ни дня, ни часа этого явления не знает никто. Христос не знает, как человек, но не как Бог. Христос призывает в связи с этим бодрствовать. В заключение Христос приводит притчу о нерадивом и хорошем рабах.

36.2    О страшном суде (Мф. 25,31-46)

Мф. повествует о том, что Христос во всей Своей славе сядет на престоле и как царь будет судить. Козлы – символ нехороших нравственных качеств, т.к. козлы не давали никаких плодов. Овцы – символ добрых людей. Правая сторона – символ близости к Царю, левая – наоборот. Овец Христос называет благословенными, т.е. они наследники. Овцы награждаются за дела любви и милосердия. О вере и молитве ничего не говорится, т.к. милосердие – плод веры. Овцы ведут себя очень смиренно, они как бы даже не чувствуют своего добра.

Огонь – высшая степень мучения. Сожжение у иудеев считалось жестокой казнью. Козлы будут мучаться без конца.

На этом события великого вторника завершаются.

В Вел. Среду было совещание старейшин относительно казни Христа, помазание Христа женщиной в доме Симона прокаженного, которого вылечил Христос (Мф. 26,16; Мк. 14,1-11; Лк. 22,1-6), и решение Иудой предать Христа. Итак, приближалась Пасха – великий иудейский праздник.

Пасха – "Пейса,х": 1. Прохождение мимо. 2. Пощада.

Иудеи начинали праздновать Пасху вечером 14 Нисана и праздновали 8 дней до 21 нисана (конец нашего марта и начало апреля). 10 Нисана покупали или отбирали из стада 1-летнего агнца и утром 14 Нисана закалывал, готовили, чтобы вечером съесть его с горькими травами и опресноками. К столу подавали также и вино. Всё было подчинено особому ритуалу. Была 1-я чаша, между 1-й и 2-й чашей хозяин рассказывал об Исходе, объяснял смысл агнца, горьких трав и пресных хлебов. Пелись псалмы с 110 по 114. Было всего 4 чаши. Потом пелись псалмы со 115 по 118. Все 3 синоптика говорят о совещании у первосвященника. Они решают убить Христа хитро и тихо, чтобы народ не знал. Совещание было в доме первосвященника Каиафы во дворе. Дворы на востоке были внутренними с фонтаном посредине. Иосиф Каиафа – зять смещенного первосвященника Онана или Анны, его сместили римляне.

Церковное предание отличает помазание в доме Симона прокаженного от помазания Марией в доме Лазаря за 6 дней до Пасхи. Итак, женщина принесла мvро в алавастровом сосуде. Алавастр – род мрамора, который отличался легкостью и прозрачностью. Мvро делалось из лучших сортов оливкового масла с добавками ароматических веществ. Помазание – восточная традиция. Это носило как бытовой характер, так и великий смысл (помазание на царство). В знак особого почтения помазывали ноги. Ученики вознегодовали. Тон задал Иуда. Впрочем, и ученики знали, что Учитель против всякой роскоши. Но помазание явилось приготовлением к погребению, ибо на Востоке мертвецов помазывали маслом. В память этого поступка Христос пообещал увековечить память этой женщины. Так оно и стало. И в Евангелиях, и в богослужении Вел. Среды есть упоминание о ней. Как бы в противовес этому поступку женщины, Иуда идет к первосвященникам и предает Христа. Почему?

1. Иуда как бы мстил Христу за эти слова: "Нищих всегда будете иметь с собою...".

2. Иуда знал, что Иисус – Мессия, но был недоволен, что Учитель медлит, и своим поступком Иуда надеялся явить Мессию миру, а народ не дал бы Христу погибнуть.

3. Желая иметь деньги, Иуда знал, что Христос освободит Себя, но просчитался.

4. На каком-то этапе Иуда разочаровался в мессианстве Иисуса, перестал верить и в качестве компенсации решился предать Христа.

5. Просто сребролюбие.

Когда Иуда решил предать Христа? Одни считают, что в этот момент, другие тогда, когда Христос отказался от политического господства, и Иуда разочаровался. Есть мыслители вне Церкви, которые оправдывают Иуду, т.к. он лишь исполнял пророчество. Однако, всякий человек свободен в своем выборе. Это дар Бога; Иуда – не исключение.

"Что вы дадите мне, и я предам Его вам?" 30 сребреников – ничтожная сумма, это цена беглого раба. Эта сумма указывает на презрение ко Христу с одной стороны, и с другой, священники знали сребролюбие Иуды. Он не стал торговаться.

36.3    Великий Четверг. Тайная Вечеря (Мф. 26,17-29; Мк. 14,12-25; Лк. 22,7-30; Ин. 13,1-30)

Толкователи обратили внимание на день Тайной Вечери. Дело в том, что между синоптиками и Иоанном Богословом имеются расхождения. Принято считать, что Христос совершил Тайную Вечерю в четверг, в пятницу был осужден и распят. Итак, Мф. – "в первый день опресночный", так же Лк. и Мк. У Ин. же: "прежде праздника Пасхи". Пасха начиналась вечером 14 Нисана. 1-й день опресночный – 15 Нисана. В год смерти Христа 14 Нисана была пятница. Иоанн Богослов пишет, что когда Христа повели к Пилату, иудеи не вошли к Пилату, чтобы вечером есть Пасху. Воины спешили перебить голени. Т.е. 1-й день опресноков тогда совпадал с субботой. Итак, если Христос совершил иудейскую Пасху, то почему не со всеми.

1. В тот год Пасха совпадала с субботой, в этом случае иудеи закалывали агнца 13 Нисана, т.е. по нашему в четверг.

2. Т.к. очень много было паломников, и священники Храма не справлялись с количеством жертв (по Флавию, они закалывали на Пасху 250-300 тыс. агнцев), то иудеям разрешалось закалывать раньше.

3. Иудеям Галилеи по той же причине позволялось закалывать агнца 13 Нисана.

4. Было 2 календаря. По одному из них пасхальный агнец закалывался в среду вечером, по другому – в пятницу вечером.

5. Христос не совершал иудейской Пасхи. Это была прощальная вечеря, установленная в противовес иудейской Пасхи.

6. Христос, зная, что в пт. Он станет пасхальной жертвой, намеренно совершил иудейскую Пасху раньше.

Лука писал, что Христос очень желал есть эту Пасху. М.б. это Пасха Христова, новая, духовная. "Новое питие" – это божественное питие в Царстве Небесном. Те, кто считает, что Христос исполнял иудейскую Пасху, думают, что после 3-й чаши на 4-й Христос установил таинство Евхаристии.

Спор о первенстве. Христос указывает на то, что больший из вас должен умывать ноги, а не меньший, как это обычно было на Востоке. В чинопоследовании иудейской Пасхи нет умовения ног. Это был безмолвный завет уходящего Учителя о самоотверженной любви. Это указание, что Христос не оставил Себе преемника, как думают некоторые (например, католики). Христос, сняв одежду, препоясался – это символ рабского служения. Ап. Петр оказывает неповиновение. Христос вынужден даже пригрозить.

О предателе за столом. Христос "возмутился духом" и сказал о предателе. Ученики начали скорбеть и спрашивать: "Не я ли, равви?" "Ты сказал" – последнее обращение к совести Иуды. Ап. Петр делает знак Ин. Богослову. Христос омочил хлеб (в сосуд с соусом) и дал Иуде. Христос обратил внимание не столько на факт предательства, сколько на судьбу предателя. В Иуду вошел сатана. Иуда уходит в ночь. Ученики все не знали, куда он ушел. По синоптикам, затем идет установление таинства Евхаристии. У Иоанна Богослова нет повествования об установлении таинства Евхаристии. Это не странно, т.к. ко времени написания 4-го Евангелия существовало уже 4 повествования об этом Таинстве (3 Евангелия и послание ап. Павла). Христос раздал хлеб ("артос" – греч.) и сказал: "Сие есть Мое Тело": не "хлеб", но "тело". Т.е. это уже не хлеб, а Тело Христово. Также и Чаша: "Пейте от неё все". Чашу нельзя было разломить на части, как хлеб, поэтому "все". "Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая". "За многих" – значит не за всех? В ВЗ есть понятие крови завета с Богом. Здесь идет речь о новом завещании, о новом договоре. Жертва нужна за грехи всего человечества. Воспоминание тайной вечери. Это сказано потому, что видимо Христа уже не будет с учениками, а невидимо через Тело и Кровь Он будет с ними. Христос начал беседу в горнице, продолжил в пути и закончил перед входом в Гефсиманию.

36.4    События в Гефсиманском саду (Мф. 26; Мк. 14,32-42; Лк. 22,39-46; Ин. 18,1-2)

Кедрон – евр. "черный" или "мутный". Этот потом – маленькая речушка, ручей. Гефсимания – дословно "пресс для выжимания масла". Скорее всего, это была оливковая роща. По всей вероятности, она принадлежала тайному ученику Христа или симпатизирующему Ему человеку. Гефсиманское моление Христос 3-жды молился. 1-й раз о том, чтобы Чаша страдания прошла мимо Его. 2-й раз Он изъявляет уже готовность (приходит Ангел), и 3-й раз – окончательное решение следовать воле Божией. Ангел укреплял Его. Как понимать нравственные страдания Христа в Гефсимании?

1. Христос был Богочеловеком, Он имел человеческую природу, смерть – следствие греха, а безгрешная человеческая природа Христа не могла умереть. Т.о. смерть для Христа была противоестественной.

2. Сейчас Христос ведет отчаянную борьбу с диаволом, ибо сатана оставил Его до времени. Это время наступило.

3. Христос думает о человеческой неблагодарности, о предательстве ученика.

4. Митрополит Антоний (Храповицкий) говорил, что искупление было совершено не на Голгофе, не на Кресте, а в Гефсимании, когда Христос в борении молился за человеческий род и проливает кровавые слезы за каждого из нас. Голгофа же – это уже результат, причем вторичный. Эти мысли были и раньше, например, считали, что искупления было совершено в день Тайной Вечери. Таких "мыслителей" называли еретиками.

Евангелисты далее повествуют о том, что Христос был недоволен несвоевременным сном учеников. "Дух бодр, плоть же немощна". Т.е. ученики в душе были готовы к борьбе, но плоть их усыпила. "В руки грешников" – указание на то, что происходящее есть дело злобы грешных людей.

36.5    Великая Пятница. Приговор синедриона (Мф. 27,1; Мк. 15,1; Лк. 22,66-71)

Толкователи считают, что это утреннее заседание Синедриона было чисто формальным. По иудейским законам, лишь на следующий день синедрион мог принять решение. Они заседали рано утром на рассвете вместе с книжниками в здании Синедриона. "Ты ли Христос?" – это повтор ночного допроса. Он необходим для отсутствующих ночью на суде, или фарисеи хотели услышать что-то новое, или это просто формальный допрос. Он был уверен, что ответ на этот вопрос уже решен. Ему не дано оправдаться. Заседание не было долгим. Синедрион вынес приговор. Теперь необходимо было подтвердить его римской властью. Христа повели к Пилату.

Далее следуют сведения о гибели Иуды. Мф. говорит, что Иуда раскаялся. Он не ожидал такого решения от Синедриона. Его раскаяние было связано с отчаянием. Иудеи равнодушно встретили Иуду, он швыряет сребреники на пол (это или упрек в адрес иудеев, или собственный жест отчаяния) и повесился. Однако, в книге Деяний говорится, что Иуда низринулся на землю. Многие считают, что это 2 предания в Церкви. Другие предполагаю, что Иуда повесился, но потом с течением времени тело под собственной тяжестью упало и разбилось. Иудеи не положили эти сребреники в казну Храма. Они купили участок земли, где горшечник брал глину для сосудов. Дело в том, что прямого указания у Иеремии на этот факт нет. Однако, у пр. Захарии есть подобное место. В древности собственные имена писали сокращенно, и имена Захария и Иеремия похожи в написании. Каков смысл пророчества? 30 сребреников – цена рабского труда. Она выражает презрение.

36.6    Христос на светском суде у Пилата и Антипы (Мф. 27,2; 11-30; Мк. 15,1-19; Лк. 23,1-25; Ин. 18,28-19,16)

Христа связанного предали на суд Пилату. Синедрион мог выносить смертный приговор, но должен был утвердить это решение у римлян. Убиение Стефана – это был самосуд иудеев. Пилат (26 г. после Р.Х. – 36 г. по Р.Х. – время правления) – пятый прокуратор в Иудее. Этот человек был гордым, ненавидящим иудеев и малодушным. Вскоре после суда над Христом Пилат был вызван в Рим, был осужден и отправлен в ссылку в Южную Галлию (Франция), где и закончил жизнь самоубийством. Пилат размещался в крепости Антония. Иудеи повели Христа в преторию – это судебная палата римского прокуратора. Иудеи надеялись, что Пилат не будет их подробно спрашивать, за что и как осудили Христа. "В чем вы обвиняете сего человека?" – "Если бы Сей Человек не был злодеем, то мы не предали бы Его тебе". Пилат не удовлетворен ответом иудеев. "Возьмите Его и по Вашему Закону судите Его". Иудеи меняют тон, зная, что их права ограничены. Лк. добавляет, говоря, что теперь иудеи выдвигают политические обвинения, о которых не было речи ночью:

1. Он развращает наш народ.

2. Он запрещает подавать подать кесарю.

3. Он называет Себя царем.

Пилат заинтересовался 3-м обвинением. "Ты ли царь иудейский?" Пилат хочет понять, почему так настроены против арестанта иудеи. Христос соглашается с тем, что Он – Царь, но Его Царство – не политическое царство. Пилат не нашел в Нем никакой вины и объявил это народу. Иудеи опять стали обвинять Его. Когда Пилат узнал, что Христос из Галилеи, то отправил его к Ироду Антипе, который в это время был в Иерусалиме по случаю Пасхи. Только Лука пишет о суде у Ирода. Лк. говорит, что Пилат и Ирод в этот день помирились. Согласно римскому праву, осужденного нужно судить там, где он совершил преступление. Пилату не нравилось это дело. Он знал, что Христа предали по зависти. Возможно, отправляя Христа к Ироду, Пилат хотел получить подтверждение, экспертизу со стороны иудея – царя иудейского. Пилат надеялся, что Ирод оправдает Христа. Пилат не ошибся. Ирод обрадовался, увидев Христа, он надеялся увидеть чудо от Христа. Иудеи обвиняли Христа. По всей вероятности, говорили об опасности проповеди Христа в Галилее. Ирод, надругавшись над Ним, не обвинил Его и отправил назад к Пилату. Ирод одел Христа в светлые одежды. По-римски – "кандида,тца" – белый, светлый. Римляне одевали в белые одежды кандидатов на какую-либо должность. Т.е. Ирод счел Христа только лишь кандидатом на царство и не более того. Чтобы утолить жажду мести иудеев, Пилат бьет Христа с целью потом отпустить Его. Клавдия Прокулла – жена Пилата – послала просить мужа, чтобы он не делал никакого зла Христу по причине сна. Более никаких подробностей. Иудеи не удовлетворились избиением Христа. Впервые звучат страшные слова: "Смерть Ему! Возьми, возьми и распни Его!" Христа снова предают избиению. Его бичуют. Об этом говорят все евангелисты. Это было очень жестокое и мучительное истязание. Многие после него умирали. Римляне выносили решение о бичевании только за тяжкое преступление. Потом над Христом издеваются солдаты. Его одевают в красный военный плащ, дают трость и т.д. Он должен изображать царя. После бичевания Пилат выводит Христа к народу. "Се, Человек..." Это обращение к жалости иудеев или демонстрация: посмотрите, может ли такой человек принести вред римлянам или иудеям? Иудеи, видя, что не могут уничтожить Христа, выдвигают новое обвинение. В нем мелькает слово "Сын Божий". Пилат пугается. Пилат знал, что такое Сын Божий. Многих римских императоров звали сынами Божиими. Для Пилата Христос – загадочный человек. С этого времени Пилат начал усиленно пытаться отпустить Христа. Иудеи, видя это, пускают в ход последнее мощное средство – шантаж: "Если ты не убьешь Христа, то ты не друг кесарю". А тогда правил Тиберий, который любил доносы и не любил долгих разбирательств. Пилат загнан в угол и подписал приговор. Была пятница, час 6-й. Что это? По-нашему 6-й час длился с 9 до 12 дня. Скорее всего, эти события произошли около 10 часов дня. "Царя ли вашего распну?" "Не имеем царя, кроме кесаря". Это лукавство, иудеи обычно говорили: "Не имеем царя, кроме Бога". Тогда Пилат умывает руки. Это последний жест. "Не повинен я в крови сего праведника". Это иудейский жест. "Кровь Его на нас и на детях наших" – безрассудная ярость иудеев. Они прокляли и себя, и своих детей. Проклятие исполнилось в 70-м году и продолжает исполняться.

36.7    Крестный путь Христа. Шествие на Голгофу (Мф. 27,31-32; Мк. 15,20-21; Лк. 23,26-32; Ин. 19,16-17)

С Христа сняли красный плащ, одели в Его одежды и повели на распятие. Дорога шла от крепости Антония, от зала заседания до Голгофы. Остановки на крестном пути:

1-я – венчание тернием

2-я – место принятия Креста Христова (это римская традиция – приговоренные сами несли орудие казни, но крест был очень тяжел, поэтому несли поперечную перекладину, а шест водружали заранее на месте казни).

3-я – место 1-го падения Христа; бичевание делало своё дело; кроме того, по дороге принято бичевать разбойников; их связывали вместе.

4-я – место встречи Божией Матери и Христа.

5-я – место встречи Симона Киринейского.

6-я – место встречи Вероники, которая дала полотенце.

7-я – место 2-го падения Христа.

8-я – обращение к плачущим женщинам.

9-я – 3-е падение.

10-я – место снятия Креста, снятия одежд и напоения уксусом.

11-я – место пригвождения ко Кресту.

12-я – место водружения Креста.

13-я – место принятия Божией Матерью Тела Христа.

14-я – место положения Христа во гроб.

Чаще всего этого перечня придерживаются римо-католики.

Итак, встретили Симона Киренейского – отца Александра и Руфа. Рим. 16,13 упоминание ап. Павлом об этих известных в Римской Церкви христианах. Иерусалимские женщины плакали и рыдали. По римским законам, нельзя было проявлять сочувствие осужденному. Простой народ не допускали к месту суда, а вот по пути они приблизились ко Христу, они выразили к Нему сочувствие.

36.8    Распятие (Мф. 27,33-44; Мк. 15,22-32; Лк. 23,33-38; Ин. 19,18-24)

Голгофа – иуд. "лобное место". Археологи указывают, что это место было вне Иерусалима. Одни считают, что само место имело вид черепа, либо там валялись человеческие черепа. По древнему преданию, там был погребен Адам. Вино со смирной – одуряющий усыпительный напиток. Это вино, в которое добавлялась смола. Смирна – вид смолы. Это был горький напиток. Смола производила такое действие. За горечь этот напиток называют вином с желчью.

С Креста Христос произнес 7 слов:

1. Отче, отпусти им, ибо не ведят, что творят.

2. Ныне же со Мною будешь в раю.

3. Жено, се сын твой. Се Мати твоя.

4. Или, или, лима савахвани!

5. Жажду!

6. Свершилось!

7. Отче, в руки Твои предаю дух Мой.

По приказу Пилата была прибита дощечка со словами вины: "Иисус Назарянин, Царь Иудейский". Это обвинение Синедриона. Надпись была на арамейском, греческом и римском. Обвинители восприняли эту надпись как насмешку.

Одежда была разделена. Приговор приводили в исполнение 4 солдат. Над Христом надсмехались. О покаянии благоразумного разбойника говорит лишь Лк. Этот человек становится образцом покаяния. О нахождении Богоматери у Креста говорит лишь Иоанн Богослов. С этого момента Божия Матерь находилась на попечении у Иоанна Богослова. В самом деле, если бы у Христа были родные братья по плоти, как говорят протестанты, то этого события не было бы.

36.9    Смерть Христова

Синоптики говорят, что смерти Христа предшествовала тьма от 6-го до 9-го часа. Солнечного затмения сейчас не могло быть, это было знамение. В 9-м часу громко закричал Господь: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?" – выражение глубочайшей скорби Христа. У иудеев эти слова вызвали насмешку. Они подумали, что Христос зовет Илию, т.е. Он даже на Кресте считает Себя Христом. В этот момент попросил пить. "Свершилось" дело искупления падшего человека. Разодралась церковная завеса. Это был символ прекращения одного Завета и начала Нового Завета. Землетрясение и восстание умерших произвело впечатление на Лонгина – римского сотника, впоследствии христианина и мученика. Знамения потрясли народ. Многие били себя в грудь, женщины стояли издали и смотрели. Пятница – "параскели" – греч. приготовление. Иудеи торопились до захода солнца похоронить тела. Воины перебили голени только у разбойников. Кровь и вода из груди – это символика. Святые отцы говорили, что это символ таинственного соединения верующих со Христом в таинстве Крещения и Евхаристии. По древнему толкованию, вода и кровь – это символ искупления Христом рода человеческого. Ин. 5,6-8 – "водой и кровью".

36.10    Погребение Христово (Мф. 27,57-66; Мк. 15,42-47; Лк. 23,50-56; Ин. 19,28-42)

За 2 часа до захода солнца погребли Христа. Иосиф из Аримафеи (город в колене Ефремовом) и Никодим. Иосиф, возможно, занимал важное место в контактах с римской властью. По обычаю Рима, тела распятых оставляли на кресте. Никто из апостолов активно не участвует в погребении. Участвуют тайные ученики. Гроб был новый недалеко от Голгофы. Говорят, в то время было 2 кладбища для казненных разбойников: для тех, кого вешали и побивали камнями и для прочих. Близкие Христа только наблюдали. Книжники в сб. пошли к Пилату с просьбой охранять гроб. "Этот обманщик говорил, что воскреснет через 3 дня". Странная просьба, но Пилат разрешает. В распоряжении Синедриона действительно были римские воины. В их присутствии гроб запечатали, и стража осталась сторожить.

37.    Сошествие Христа во ад (1Пет. 1,18-19; Деян. 2,24-32,37)

Это событие, которое произошло до Воскресения. Христос сошел духом во ад, проповедовало победу над диаволом, освободил всех, кто с верой ожидал Его.

38.    Воскресение

1. Явление Марии Магдалине. Церковное предание говорит, что первой Христос явился Богородице.

2. Мироносицам (Мф. 28,9-10).

3. Ап. Петру (Лк. 24,34; 1Рим. 15,5).

4. Эммауским путникам (Мк. 16,12-13; Лк. 24,13-25).

5. Ученикам без Фомы (Лк. 24,36-47; Ин. 20,19-25). Эти явления были в первый день по Воскресении. Далее:

6. Ученикам с Фомой (Ин. 20,26-27).

7. Семи ученикам на море Тивериадском.

8. На горе галилейской (Мф. 28,16-20; Мк. 16,15-18).

9. Вознесение (Лк. 24,47-53; Мк. 16,19-20). Далее неевангельские явления Христа, по ап. Павлу:

10. Ап. Иакову.

11. 12-ти ученикам.

12. 500-стам братиям.

13. Апостолу Павлу.

Явления Христа продолжаются и по сей день.

Мнения о воскресении Христа.

1. Самое древнее мнение – о похищении тела Христа – иудейская ложь. Во-первых, апостолы были людьми робкими и боязливыми, во-вторых, судя по описанию воскресения, были оставлены пелены, в-третьих, почему никто не проснулся, в-четвертых, если воины спали, то откуда они узнали о краже, в-пятых, если апостолы украли тело, то их надо искать и судить (а в Деяниях показано другое).

2. Другое древнее мнение – апостолов обманули. Но апостолы хорошо знали Христа. Явления Христа были многим. Сам Христос делал всё, чтобы апостолы убедились, что это Он. Судя по описанию явлений, апостолы недоверчиво относятся к явлениям Христа.

3. Апостолы обманывали других. Это невозможно. Многие из них своей смертью доказали, что они верят в воскресение Христа искренне. Апостолы не были заинтересованы в этой лжи. Это было опасно. Говорить о воскресении Христа значит косвенно обвинять иудеев в убийстве Мессии.

4. Галлюцинация. Но нельзя приводить в это состояние многих людей одновременно.

5. Римские или иудейские власти перенесли тело в другое место. Если это так, то очень легко было бы прекратить проповедь, показав тело Христа. Фарисеи же только лишь запрещали.

6. Женщины мироносицы ошиблись, придя не к тому гробу. Почему же тогда ошиблись Петр и Иоанн (Иосиф Аримафейский)?

7. Тело Христа было брошено в общую яму, но тогда как быть с повествовании сообщения о погребении. Первые христиане были из иудеев и они стали праздновать не сб., а воскресение. Почему? Только факт воскресения Христа мог изменить этот древний обычай. Время от воскресения до вознесения (по Лк. 40 дней) иногда называют Евангелием 40 дней. В явлениях этих дней нет ничего искусственного, нет стремления согласовать события, но есть лишь желание как можно точнее описать явление воскресения. По книге Деяний мы видим, что апостолы сущность своего апостольства видели в свидетельстве воскресения Христа. Последующие христиане будут доверять опыту апостолов. Явления Христа были интимными. Т.е. Он не являлся Синедриону, на площадях и т.д. Вид Христа воскресшего не всегда совпадал с прежним видом Его. Христос благодатно действовал на учеников и тогда, когда благодать не касалась их сердец, они не верили. Первое время апостолы были скептиками, но Христос убедил их. Для апостолов Христос становится космическим существом. Имена жен мироносиц разнятся в Евангелиях. Цель их прихода – помазать тело. На первых порах они испугались открытого гроба. Христос упредил Марию Магдалину. В чем смысл этих слов? "Старое прошло, а новое не произошло". В Иерусалиме до сих пор есть район с названием "Галилея", м.б. Христос имел ввиду это место, а м.б. и нет. На горе галилейской Христос дал власть ученикам проповедовать, крестить, вязать и решить, блюсти всё, что Он заповедал.

Явление эммауским путникам. Для них Христос – пророк. Клеопа и по всей вероятности Лука, однако, фрагмент Муратория говорит, что Лука не видел Господа во плоти. Где находился Эммаус – неизвестно. Преломление хлеба не было Евхаристией.

Явление ученикам без Фомы. Неизвестно, где в Иерусалиме это было. Христос прошел сквозь затворенные двери. Тело Христа было духовно, но носило знаки страданий. Христос вкушал пищу для апостолов. Это было снисхождение; Тело Христа от воскресения до вознесения находилось в промежуточном состоянии между психофизическим и духовным телом.

Явление в присутствии Фомы. Почему не было Фомы в 1-й день? Точно неизвестно. Осязал ли раны Фомы? Большинство говорят, что нет. В церковной службе на Неделю Антипасхи сказано, что да. В будущем такое видение Фомы уже невозможно. Нужно верить апостолам.

Явление ученикам при море Тивериадском. Чудесный улов рыбы. Было всего 7 учеников – символ полноты Церкви. 153 рыбы – символ успеха проповеди апостолов. Восстановление ап. Петра. Православно рассматривать это как восстановление Петра в число апостолов. Далее Христос упоминает о пастырстве Петра. Католики смотрят на это как на факт первенства ап. Петра.

Вознесение. По Деяниям, Христос 40 дней являлся. Поэтому мы празднуем Вознесение в чтв. Однако, Иоанн Златоуст считал, что это было в сб. Место вознесения – Елеон рядом с Иерусалимом.

***конец***

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную
Полезная информация: