Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Материалы для чтения по теме “Религия”

Слово “религия” в Библии

LIBER EXODI 12

Исход 12

 26 et cum dixerint vobis filii vestri quae est ista religio

 26 И когда скажут вам дети ваши: что это за служение?

 43 dixitque Dominus ad Mosen et Aaron haec est religio phase omnis alienigena non comedet ex eo

 43 И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее;

LIBER EXODI 29

Исход 29

 9 Aaron scilicet et liberos eius et inpones eis mitras eruntque sacerdotes mei in religione perpetua postquam initiaveris manus eorum

 9 и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его.

LIBER LEVITICI 7

Левит 7

 36 et quae praecepit dari eis Dominus a filiis Israhel religione perpetua in generationibus suis

 36 который повелел Господь давать им со дня помазания их от сынов Израилевых. Это вечное постановление в роды их. -

LIBER LEVITICI 16

Левит 16

 31 sabbatum enim requietionis est et adfligetis animas vestras religione perpetua

 31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.

LIBER NUMERORUM 19

Числа 19

 2 ista est religio victimae quam constituit Dominus praecipe filiis Israhel ut adducant ad te vaccam rufam aetatis integrae in qua nulla sit macula nec portaverit iugum

 2 вот устав закона, который заповедал Господь, говоря: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, [и] на которой не было ярма;

LIBER HESTER 8

Есфирь 8

 17 apud omnes populos urbes atque provincias quocumque regis iussa veniebant mira exultatio epulae atque convivia et festus dies in tantum ut plures alterius gentis et sectae eorum religioni et caerimoniis iungerentur grandis enim cunctos iudaici nominis terror invaserat

 17 И во всякой области и во всяком городе, во всяком месте, куда только доходило повеление царя и указ его, была радость у Иудеев и веселье, пиршество и праздничный день. И многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями.

LIBER HESTER 9

Есфирь 9

 27 quaeque sustinuerint et quae deinceps inmutata sint suscepere Iudaei super se et semen suum et super cunctos qui religioni eorum voluerint copulari ut nulli liceat duos hos dies absque sollemnitate transigere quam scriptura testatur et certa expetunt tempora annis sibi iugiter succedentibus

 27 постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, неотменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год;

DANIHEL PROPHETA 3

Даниил 3

 90 benedicite omnes religiosi Domino Deo deorum laudate et confitemini quia in omnia saecula misericordia eius

 90 Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его'.

LIBER MACCHABEORUM II 6

2 кн. Маккавейская 6

 11 alii vero ad proximas coeuntes speluncas et latenter sabbati diem celebrantes cum indicati essent Philippo flammis succensi sunt eo quod verebantur propter religionem et observantiam manu sibimet auxilium ferre

 11 Другие бежали в ближние пещеры, чтобы втайне праздновать седьмый день, но, быв указаны Филиппу, были сожжены, ибо неправедным считали защищаться по уважению к святости дня.

LIBER MACCHABEORUM II 12

2 кн. Маккавейская 12

 43 et facta conlatione duodecim milia dragmas argenti misit Hierosolymam offerri pro peccato sacrificium bene et religiose de resurrectione cogitans

 43 Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении;

ACTUS APOSTOLORUM 2

Деяния 2

 5 erant autem in Hierusalem habitantes Iudaei viri religiosi ex omni natione quae sub caelo sunt

 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

ACTUS APOSTOLORUM 10

Деяния 10

 2 religiosus et timens Deum cum omni domo sua faciens elemosynas multas plebi et deprecans Deum semper

 2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

ACTUS APOSTOLORUM 13

Деяния 13

 50 Iudaei autem concitaverunt religiosas mulieres et honestas et primos civitatis et excitaverunt persecutionem in Paulum et Barnaban et eiecerunt eos de finibus suis

 50 Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.

ACTUS APOSTOLORUM 26

Деяния 26

 5 praescientes me ab initio si velint testimonium perhibere quoniam secundum certissimam sectam nostrae religionis vixi Pharisaeus

 5 они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.

AD COLOSSENSES 2

К Колоссянам 2

 18 nemo vos seducat volens in humilitate et religione angelorum quae non vidit ambulans frustra inflatus sensu carnis suae

 18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом

EPISTULA JACOBI 1

Иакова 1

 26 si quis autem putat se religiosum esse non refrenans linguam suam sed seducens cor suum huius vana est religio

 26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

 27 religio munda et inmaculata apud Deum et Patrem haec est visitare pupillos et viduas in tribulatione eorum inmaculatum se custodire ab hoc saeculo

 27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

 

Премудрость Соломона 14

 18 К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника,

 

27 Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла,

 

Деяния 26

 5 они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.

 

К Колоссянам 2

 18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом

 

Иакова 1

 26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

 

27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Определение религии И. Ильина

Религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом. Этот Предмет не есть непременно предмет "познания" или "знания; Он может быть и предметом чувства (любви), созерцания, воли и даже деятельного осуществления (Царство Божие). Но Он остается при всех условиях и во всех религиях — иско­мым, обретаемым, желанным, созерцаемым, чувствуемым, верой ут­верждаемым, в неверии отвергаемым, внушающим любовь, или страх, или благоговение — объективно-сущим "инобытием" или предметом даже и тогда, когда открывается, что самый этот Предмет есть Субъект, "живой Дух", как у Гегеля, или личный Бог, как в христианском пони­мании. Религия есть связь; связь предполагает две реальности и отноше­ние между ними: будь то "соприкосновение", восприятие, "вхождение", "присутствие", испытание или что-нибудь иное, может быть, еще более интимное, глубокое или почти неизреченное. И вот эта связь предполагает в пределах человеческого субъекта — живой субъективный опыт”[1].

“Религия, о ко­торой здесь идет речь, ведет от человека к Богу; она живет прежде всего в самом человеке и осуществляется через него. Она живет человеком, она осуществляется ради него. Она не над ним; не вне его. Она не есть внеш­нее для него обстояние. Она не есть лишь объективный порядок вещей, надчеловеческий строй мира (миропорядок) или общество верующих (церковь, "град Божий**). Религия как связь с Богом осуществляется и пребывает прежде всего внутри человека; она состоит прежде всего из из­вестных, внутренних, "имманентных" человеку переживаний его и без них — невозможна. Если бы не было человека, как существа, отдельного от Бога, в известном смысле “противостоящего” Ему, то не было бы и религии. Религия есть живая связь Бога и не-Бога, т.е. человеческого инобытия. Одно Божество, — без человека, — явилось бы не-восприемлемой, неверуемой Реальностью, т.е. уже не предметом. Один человек без Бога, — явился бы религиозно-пустынным субъектом: он мог бы предаваться различным предчувствиям, фантазиям, страхам, суе­вериям, которые, населяя его душу, оставались бы религиозно-беспредметными; но религия не могла бы возникнуть.

Достоевский прав, утверждая, что религия невозможна без Бога. Но она невозможна и без человека, без его субъективного, личного религиозного опыта”[2].

Сущность религии

“Сущность религии вообще состоят в том, что человеку дается откровение; дается высшее озарение, полное и истинное прозрение, или, иначе – очевидность…. Это – откровение, которое не дается жадному до новизны воображению; оно не поверхностно, оно врезается глубоко в душу человеку, чтобы предельно охватить собою сокровеннейшее чувствилище ее. Оно подобно не касательной, а секущей линии. Оно проникает до самой сердцевины, до первоисточника воли и, словно молнией, освещает сумрачные углы инстинкта, придавая ему отпечаток духовности.

Образно представить это можно было бы так. В дуб ударяет молния, и его охватывает мощным огнем; чем выше дуб, тем ближе к нему небесная молния, тем ярче пламя. Или: молния бьет в уснувший вулкан, и он приходит в движение сразу и надолго. Новая жизнь дается с приходом откровения. Пронизанный лучом благодати, человек становится цельным.

…Религия – это не какая-то там “точка зрения”, или “мироощущение”, или “диктуемое догматом мышление и трактовка ценностей”. Нет; религия – это жизнь, жизнь целостная, творческая. Это новая реальность, воплотившаяся в мире человеческом, чтобы творчески включить в себя и весь остальной мир. Это соприкосновение универсума с Богом непосредственно в новой точке; более того – это новое шествие Бога в миру человеческих тварей; новое излияние Божественного света, милости и силы в сердца их, а в целом – событие мирового значения: становление царства Божия на земле.

…Человек… ощущает в себе новую реальность, которая его захватила, вернула ему его цельность, по-своему ввела его в обновленный мир. Он чует в себе иные силы, чувствует, что вроде бы он “тот же”, что и был, - отсюда его “ответственность”, -  и вроде бы он уже могущественнее того, чем был, - отсюда его смирение. В нем появилась новая сила, сделавшая его намного крепче того, чем он когда-то был и на что когда-то мог только уповать. Теперь его заботой будет одно: стать этой силы достойным и пребывать в таком состоянии до конца…

То внутреннее воссоединение, которое он переживает, состоит в том, что в его собственным пределах возникает новый, властный центр. Этот центр светит ему в его внутренней жизни то как сияние раскаленного угла, то становится бьющим и манящим, как пламя. Это свет, как молитва, заструившись однажды, уже не иссякает вовек. Религиозный человек может жить обычной жизнью, предаваться всякого рода исследованиям, ощущениям и страстям, как бы вовсе не замечая источника света, но он от этого не исчезает, а по-настоящему лучится, сияет, ведет.

… Духовный центр ((религиозного человека)), в котором он в себе самом обретает Бога или растворяет себя в Боге, становится как бы вездесущим. Это не проявляется в том, что он то и дело складывает молитвенно руки, осаждает других своею мнимой “набожностью”, держится чопорно или елейно либо морализирует на богословские темы. Нет; вовсе нет; сосредоточенность остается его сугубо личным делом, и притом предельно подлинным в своей интимности и предельно интимным в своей подлинности. Но все в нем излучает свет, все несет на себе его отпечаток: душевный настрой, задумки, различные обстоятельства, труд. Свет излучают его глаза. Светла его улыбка. Он чувствуется в звуках его голоса; им дышит его поступь. Человек становится ясною, прозрачною средой для своего центра, верным рупором своего сердца; становится как бы воздухом, промытым грозовыми ливнями; становится чистым, как стеклышко Божие. Центр такого человека светится в нем не угасая. … Религиозного человека легко узнать по тому свету, который исходит от него в юдоль земную. Один светит добротою; другой искусством; третий – провиденьем, тихим, умиротворяющим душу покоем, за сердце хватающей мелодией, скромным, но благородным трудом. Именно это имеет в виду Евангелие, говоря: “по плодам их узнаете их” (Мф. 7,16). Этот свет религиозности едва ли скроешь: он все равно пробьется и засветит миру”.[3]

О самобытности религиозного опыта

“Это означает, что религиозный опыт у всех людей самобытен и свое­образен, — в силу одного того, что он состаивается и накапливается в са­мобытной, своеобразной душевной ткани и потому разделяет ее свойства. Этот опыт вынашивается каждым из нас на протяжении всей нашей жиз­ни, самой этой жизнью; — каждым из нас, самим собой, своими самобыт­ными силами, про себя и для себя. Этот опыт есть создание и результат всей той сложной и тонкой организации, которую надо обозначить как "мое самобытное духовное существо". Все духовные впечатления, ско­пившиеся за мою жизнь; все выдержанные мной жизненные испытания, потрясения, удары, все вынесенные мной страдания и поднятые труды; все радости, озарения, вдохновения, упадки, грехи и неудачи; все открытия, познания и страхи — все это есть мое личное, особенное, самобытное и своеобразное, никогда дотоле не бывшее и не имеющее появиться в буду­щем, единственное в своем роде и неповторимое; неповторимое в своих не­достатках и слабостях, в своих достоинствах и качествах, — по всему и в силу всех исторических условий, — по времени, по месту, по происхождению от отца и матери, по крови, по национальности и расе, по наследственности, по глупости и по уму, по ограниченности и по дарованию, по всей "жизненной кривой” [4].

Индивидуальность религиозного опыта

“Религиозность слагается у каждого человека по-своему, — в особом сплетении и сотрудничестве чувства, воображения, мысли, воли, чувствен­ных ощущений, и, может быть, смирения и гордости, благодарности и черствости, радости и горя, страха и предчувствия и т.д. История личной религиозности начинается у каждого из нас с раннего детства и имеет на протяжении жизни свое особое строение и свой уровень. Каждое познава­тельное усилие, каждое доброе чувство и дело, каждый молитвенный порыв вносили в это строение и в этот уровень нечто новое. Все люди молятся различно и по-своему: одни — почти никогда, только в минуты величайшей опасности и великого горя; другие — каждый день утром и вечером; третьи — почти ежеминутно, трепетом сердца. Одни — остротой религиозного со­мнения (Блаженный Августин, Паскаль); другие просьбой и домогательст­вом; третьи — смиренным приятием судьбы и благодарением; четвертые, может быть, ропотом и вызовом. Боттичелли и Сегантини молились своими картинами; Бетховен — своими сонатами и симфониями; Жуковский, Тют­чев и другие поэты — своими стихами. Каждый человек взирает к Богу по своему: один обращается к Нему только делами милосердия; другой — самоот­верженным и вдохновенным научным исследованием; третий — ищет Бога в тихом созерцании природы; четвертый — восходит к Нему в героической смерти за родину. Способы обращения к Богу бесконечно разнообразны. Ин­тенсивность молитвы, чистота созерцания, постоянство помысла, актив­ность в проявлении, эмоциональная окраска, богословская продуманность, волевое напряжение — в обращении к Богу — у каждого свои, особенные. Религиозный опыт у каждого из нас единственен и неповторим, как первый крик при рождении и последний вздох в смерти.

И подобно первому крику при рождении, в котором человек оди­нок, и подобно последнему вздоху в смерти, в котором человек не ме­нее одинок, так одинок и его религиозный опыт[5].

О необходимости внутреннего сосредоточения

“Настоящее обращение к Богу требует от человека душевной сосредо­точенности и внутреннего объединения: не разбросанности по внешним впечатлениям, а собранности, соединенности сил, некоторого душевного "овнутренения”, даже и тогда, когда религиозное созерцание обращается к внешним вещам — к природе или к произведениям искусства. Человек должен освобождаться от внешнего, наседающего на него мирового мно­жества (впечатлений, воздействий, вещей и людей) и внутренне сосредо­точиваться на том, от чего он ожидает религиозного восприятия. А это есть уход души в одиночество ее религиозного опыта”[6].

О духовном одиночестве религиозного опыта

“Религиозный опыт "одинок" — потому что он приобретается, вына­шивается и изживается в человеческой душе, изолированной по способу ее земного бытия. В конечном счете человек живет всегда один-на-один с собой, предоставленный себе самому на свое духовное усмотрение, пости­жение, обращение, решение, очищение и просветление; или же — на свое разнуздание, ожесточение и погрубление... И человек, который хочет "спасти" другого, должен взывать к его одинокой самости. И к этой же одинокой самости обращается и спасающая нас Божия Благодать,

Это может быть выражено так, что человек конститутивно, т.е. по са­мому устройству существа своего — одинок. Кто не сознает этого душев­но-духовного одиночества, тот не угашает его бытия. Человек, всю жизнь "бегущий" от своего конститутивного одиночества, — остается по-преж­нему одиноким и однажды с ужасом убедится в этом. Неприятие этого одиночества — есть признак малодушия. Приятие его — есть проявле­ние духовного мужества и силы, есть условие религиозной зрелости, источник самостоятельности и целостного религиозного характера...” [7].

Значение ответственности в религиозном опыте

“Тот, кто ищет религиозного опыта, нуждается в изведанном и за­каленном чувстве ответственности, потому что он вступает в ту сферу, где обитает и обретается само Совершенство. Воля к Совершенству есть основная сила духа и основное побуждение всякой истинной религиозности. Человек, принципиально отрицающий возможность отличать "добро" от "зла", объективно-лучшее от объективно-худшего — загораживает себе всякий доступ к духу, к духовной культуре, к фи­лософии и к религиозному опыту. Если все "условно" и "относитель­но", если всякая истина зависит от "субъективного признания" и чело­век имеет дело только с произвольно-допущенными "содержаниями сознания"; если реальное не может приобщаться к Совершенству, а Совершенное не реально и не может реализоваться; если человеку Со­вершенство вообще недоступно, — тогда дух и духовная культура суть пустые представления, тогда Бога "нет" и религиозный опыт невозмо­жен. Религиозный опыт есть опыт Совершенства, приобретаемый на путях сердечного созерцания. И обращение к нему есть уже начало молитвенного зова или молитвы”.

 

О чувстве религиозного ранга

“Настоящая религиозность предполагает в человеке (или соответст­венно сообщает ему) чувство предстояния, трепета, благоговения и собственного несовершенства. Человек созерцает Бога; именно от этого в нем возникает чувство ранга. Чувство ранга входит в самую сущ­ность религиозного акта. Человек, лишенный этого чувства, не может иметь религии. Вместе с угасанием этого чувства в человечестве угаса­ет и его религиозность; и религия угаснет совсем в тот миг, когда по­следний человек восстанет на идею священного и на идею ранга. Напротив: испытав свое недостоинство и приняв идею ранга, человек утверждает свою духовность и научается радоваться верно постигну­тому рангу"[8].

Религиозность

 “…Религиозность – это нечто целостное, а не единичное. В ней заключена удивительная способность сделать человека единым в себе, цельным, так сказать, “тотальным”. Эта тотальность – инстинктов, души и духа, отдельных влечений и жизнеустановок в целом – в различных религиях достигается по-разному, но во всех она налицо. Религиозный человек подобен монолиту, и называть его религиозным можно только тогда, когда он достигает в себе этой духовной монолитности. …. Если человек расколот, растерян, скован, значит, его религиозность или еще в становлении, или уже на стадии распада.

…Религиозен тот, кто способен молиться.  Но молиться – это не значит сложить руки в молитвенной позе и бросать на ветер известные слова. Молитва – это и не просьба. Бывают молитвы без слов, чисто созерцательного свойства… в форме вопрошания, волевого решения, зова о помощи…. в форме деяний, упорных исследований. Но всегда события такого рода сохраняют за собой неизменное свойство - восхождения пламени человеческого к огнищу Божию и озарение человеческих сумерек Божественным светом”[9](“Взгляд в даль. Книга размышлений и упований”).

Утрата религиозного опыта в современности

“Именно это и происходит с современным человечеством: у него остались конфессиональные организации, догматы, учения и обряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность и искренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной и жизненно-творческой силы и делает его растерянным в борьбе с восстав­шим и воинствующим безбожием. Современное человечество изобилует "православными",   "католиками"   и   "протестантами",   которым христианство чуждо и непонятно; мы уже привыкли видеть в своей среде "христиан", которые суть христиане только по имени, которые лишены религиозного опыта и даже не постигают его сущности. И эта свое­образная безрелигиозность религиозно-сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного и религиозного кризиса”[10].

Религиозные поиски

Ильин говорит о необходимости на пути опытного поиска Бога “зрелой духовной свободы”: и ее формула такова: “Не заставляйте и не запрещайте. Я сам ищу и созерцаю, я сам призван - воспринять религиозный Предмет, т.е. узреть сердцем истинного Бога и предаться Ему чувством, помыслом, волей, деланием. Если можете, помогите и научите, но не думайте заменить меня или погасить мой личный опыт!”[11]

Однако при таком подходе есть большая опасность принять ложь за истину, прельститься.

Но выработать критерий истинности для самого себя невозможно в начале религиозного пути: “”Критерий религиозной истины” должен быть выстрадан. вымолен, добыт сердцем, волей, разумом и жизненным служением; и каждый человек призван разрешить эту задачу для самого себя. И чем глубже и цельнее он будет жить в этом искании, тем больше шансов, что добытый им критерий будет, может быть, иметь значение и для других”[12].

“Религиозность становится возможна, как только человек начинает различать между “лучше” и “хуже”; как только он начинает постигать, что “лучше-по-моему” не есть еще “лучше-на-самом-деле”, как только от восприятия “лучше-на-самом-деле” родится предчувствие полноты совершенства”[13] 

Признаки истинной религии Б. Паскаля

“Истинная религия должна обязывать любить своего Бога. И это весьма справедли­во; между тем, только одна наша религия возлагает эту обязанность. Она должна также признать греховность и немощность человека (самому достичь добродетели); наша религия это исполнила. Она должна дать к тому средства, одно из которых есть молитва. Никакая (другая) религия (никогда) не просила у Бога помощи в этой любви и послушании его воле”[14].

“Чтобы быть истинной, религии нужно знать нашу природу, знать наше величие и в то же время наше ничтожество, а равно и причину того и другого. Какая другая религия, кроме христианской, познала это? ”[15]

“Никакая другая религия не учила человека ненавидеть себя. Потому никакая другая религия не может нравиться тем, которые ненавидят себя, ища существа, действительно достойного любви. Такие люди, если бы никогда и не слыхали о религии уничиженного Бога, приняли бы ее немедленно. Ни одна религия (кроме христианской) не признала в человеке самой совершенной и в то же время самой жалкой твари. Одни, хорошо сознавая его совершен­ства, считали низостью и неблагодарностью те невысокие понятия, которые люди, естественно, имеют о Себе; другие же, вполне понимая всю справедливость невысокого поня­тия о себе человека, встречали презрительной насмешкой”[16].

“Так как Бог сокровен, то всякая религия, которая не говорит, что Бог сокровен, и не объясняет этого, ложна и непоучительна. Наша вера, напротив, говорит: Истинно Ты Бог сокровенный (Ис. 45.15) [17].

“Единственная религия, противная природе в нынешнем ее состоянии, отвергающая все наши удовольствия и кажущаяся на первый взгляд несогласной со здравым смыслом, одна только и пребывала на земле постоянно”[18].

“Только слепой не нашел бы нас исполненными высо­комерия, тщеславия, похотей, слабостей, ничтожества и неправды. Что можно сказать о человеке, который, со­знавая все это, не хочет избавления? Как можно не уважать религию, столь хорошо знающую наши недо­статки? Как не желать оправдания ее истины, когда она обещает нам столь желанное исцеление? ” [19]



[1] Ильин  И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 40.

[2] Ильин  И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 41.

[3] Ильин И. Собр. соч., т. 8. М., 1998, с. 559-562.

[4] Ильин  И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с.46.

[5] Ильин  И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 47.

[6] Ильин  И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 49.

[7] Ильин  И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 48.

[8] Ильин  И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 55.

[9] Ильин И. Собр. соч., т. 8. М., 1998, с. 558

[10] Ильин  И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 34.

[11] Ильин И. Аксиомы религиозного опыта., 1993, с. 112.

[12] Ильин И. Аксиомы религиозного опыта., 1993, с. 113.

[13] Ильин И. Аксиомы религиозного опыта., 1993, с. 114.

[14] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 136.

[15] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 136.

[16] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 137.

[17] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 137.

[18] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 141.

[19] Паскаль Блез. Мысли о религии. М., 1994, с. 142.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную


Полезная информация: