Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Письмо о происхождении жизни на земле


Дорогой Владимир Николаевич!

Уже по получении первого Вашего письма хотелось мне написать Вам на тему, которая по Вашим словам Вас особенно интересует ? о происхождении животного мира на земле. Но все это время у меня не было ни часа, чтобы этим заниматься. Сейчас, по получении второго Вашего письма, пересланного мне друзьями из Брюсселя, выкроил я пару часов, чтобы написать это письмо.

Размышляя об истории вселенной, мы замечаем в ней бесперебойное развитие, повидимому, не требующее какого-либо вмешательства извне. Когда Лаплас излагал Наполеону свою теорию происхождения солнечной системы, он на вопрос Наполеона: ?а где же тут вмешательство Господа Бога?¦ ответил:

?Моя теория в этом не нуждается¦.

Это было религиозно дерзкое, но не безбожное заявление. Лаплас был верующим человеком, о нем, например, известно, что на вопрос Наполеона же: ?а был ли в действительности Иисус Христос?¦ ответил: ?В этом так же нельзя сомневаться, как в существовании Юлия Цезаря или Вашего Величества¦.

Его первое заявление мы можем перефразировать так: законы вселенной, данные Господом Богом (так как законов не бывает без законодателя) действуют так совершенно, что дальнейшее вмешательство в них или исправление их не нужно.

Но если это вмешательство не нужно при развитии и взаимодействии природных сил и природного вещества, то для самого появления того и другого такое вмешательство было неизбежно необходимым. Материальная вселенная должна была получить начало от чего-то нематериального. Она не могла быть вечной, и конечно, не могла сама себя сотворить.

Ежесекундно миллионы тонн материального вещества распадаются на атомы и атомы превращаются в заряды энергии. Этот процесс по существу необратим, так как хотя энергию можно снова сделать материей, но для этого снова нужно расходование энергии.

Между тем, если бы даже один грамм материального вещества в течение тысячелетия превращался бы в энергию, то вещестно не могло бы быть вечным. Вечность тому назад оно все превратилось бы в энергию, а энергия необратимо расходуется на достижение энтропии, т. е. равномерного распространения по вселенной.

Итак, и по современному научному представлению материальная вселенная обязательно должна была получить начало от нематериальной причины, которую мы называем Господом Богом и свидетельствуем по Библии: ?В начале сотворил Бог небо и землю¦.

После того, как Бог сотворил землю (т. е. земное материальное вещество), дальнейшее развитие вселенной, на которое Господь дал Свое благословение, совершалось по Им данным законам, без непосредственного Его вмешательства, но при наличии Его руки, направляющей все процессы целесообразно.

Так продолжалось до тех пор, пока на одной из точек вселенной не появилось нечто новое ? жизнь.

Живые организмы ? это нечто совершенно новое, не вытекающее из химических и физических процессов развития неживой материи. Все живые организмы происходят от себе подобных живых организмов, как это блестяще сказал Пастер. И если это верно сейчас, то нельзя произвольно и бездоказательно утверждать, что миллионы лет тому назад было иначе.

Ссылки на примитивнейшие организмы, на бактерии и вирусы, у которых будто бы стираются грани между живой и неживой материей, теряют свою убедительность, если мы вспомним, что и бактерии и вирусы для своего существования обязательно требуют органической среды, без которой существовать не могут. Следовательно, они не могли быть первоначальными видами животного мира, а могли появиться, когда органический мир на земле уже существовал.

Наш ближайший сосед и спутник в мировом пространстве ? Луна, является ясным свидетелем того. что развитие физических и химических процессов само по себе не производит жизни. О Луне мы теперь доподлинно знаем, что там жизни нет. Наши планетные соседи Венера и Марс кажется тоже являются такими же свидетелями. Повидимому, на них тоже нет жизни. Ваша гипотеза о том, что на Марсе угасающая жизнь, а на Венере ? зарождающаяся, необоснована невидимому, как уже ясно видно, что необоснованы были теории, господствовавшие в популярной науке во дни моей молодости, когда считали, что на Марсе господствует высоко развитая культура строителей каналов, а на Венере протекает Мезозойский период, и я мечтал туда попасть, чтобы охотиться на динозавров.

Сейчас новейшие изыскания установили, что во всяком случае развитой жизни ни на Венере, ни на Марсе нет. А если есть даже и примитивная жизнь там, то значит и там прозвучало творческое Божие слово, о котором говорит Библия: ?И сотворил Бог всякую душу живую¦.

Этим живым душам дал Господь завет плодиться и множиться и наполнять землю, и дал им способность усовершенствоваться, приспособляясь к условиям жизни на земле. Отсюда могла появиться эволюция. Однако, никакая эволюция не могла сделать бессловесное животное разумным человеком. Свидетелями этого являются все виды и роды животных. Ведь все они являются или нашими ровесниками, или значительно чаще (и по Библии, и по палеонтологии) ранее нас явившимися в мир. И ни один этот вид не стал разумным, кроме человека, о котором сказано: ?Сотворил Бог человека по образу Своему¦.

Итак, трижды отметили мы непосредственное вмешательство Божие в Им руководимый процесс миротворения.

На это можно возразить, что в Библии отмечены не три момента, а 6 дней творения, и как будто нигде не говорится о перечисленных нами трех рубежах.

Но это кажется только, если читать Библию недостаточно внимательно. Шесть дней или периодов (сам Моисей, написавший по вдохновению Божию повествование о сотворении мира, говорит в 89 псалме, им написанном: ?Пред очами Божи-ими тысяча лет, как день вчерашний¦ и апостол Петр повторяет: ?У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день¦) перечислены в Библии главным образом для того, чтобы показать, что Господь сотворил материальную вселенную не единым актом, не в одно мгновение, а в шесть периодов, вводя тем категорию времени в Свое творение. Седьмой же творческий период, по учению Церкви, длится и до сего дня и продолжится до скончания века, когда наступит 8-й день, которому уже не будет конца. Об этом говорят многие святые отцы и особенно подробно св. Василий Великий.

Творческие же моменты непосредственного вмешательства Божия в Им руководимый, подчиняющийся Им установленным законам процесс, отмечены в Библии (писанное по-еврейски) еврейским словом ?бара¦, хорошо переведенным на русский язык словом ?творить¦, в противоположность еврейскому слову ?аса¦, а по-русски означающему создавать, оформлять.

В библейском повествовании о творении мира только трижды применяется слово ?бара¦ ? творить из ничего (как поэт творит свою поэму не из карандаша и бумаги, а из себя самого): в начале, когда сотворил Бог нематериальный и материальный мир, при сотворении души живой ? животного мира и при сотворении человека.

Во всех остальных случаях написано ?аса¦. Создал, а не сотворил Бог внешнее видимое небо, создал, а не сотворил Бог светила небесные. Сотворив души живые в воде, Бог создал, а не сотворил наземных зверей.

В этом я лично вижу указание Библии на процесс эволюции, на происхождение наземных животных от водных. И, наконец, сотворил, а не создал. Бог человека по образу Своему и по подобию. Но и тут мы можем понимать, что по образу и подобию Божию сотворен наш дух, а про тело человека сказано тоже: ?создал (а не сотворил) Господь Бог человека из праха земного¦, т. е. из земных элементов.

Вот что хотелось мне, хотя бы вкратце, изложить Вам, дорогой Владимир Николаевич.

Да хранит Вас и да помогает Вам Господь.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться к содержанию
Полезная информация: