Студенту в России еще о происхождении жизни


...Вы пишете, что вас особенно интересует вопрос происхождения жизни на земле.

Размышляя об истории вселенной, мы замечаем в ней бесперебойное развитие, не требующее повидимому никакого вмешательства извне.

Когда Лаплас излагал Наполеону свою теорию происхождения солнечной системы, он на вопрос Наполеона: ⌠а где же тут участие Господа Бога?■ ответил: ⌠Моя теория в этом не нуждается■.

Это был религиозно дерзкий, неблагоговейный, но не безбожный ответ. Лаплас был верующим человекам. Его заявление более благоговейно можно бы перефразировать так: законы, данные вселенной Господом Богом (ибо законов не бывает без Законодателя), действуют так совершенно, что вмешательство в них или исправление их не нужно.

Но если это вмешательство не нужно при развитии и взаимодействии Богом созданных природных сил и природного вещества, то для самого появления того и другого такое вмешательство было необходимым.

Материальная вселенная должна была получить начало от Чего-то нематериального. Она, конечно, не могла сама себя сотворить, но она не могла быть и вечной. Ежесекундно миллионы тонн вещества распадаются на атомы, и эти атомы превращаются в заряды энергии.

Значит, и по современному научному представлению материальная вселенная должна была получить начало от Нематериальной Причины, Которую мы называем Господом Богом и исповедуем по Библии: ⌠В начале сотворил Бог небо и землю■.

Бог сотворил землю, т. е. все земное материальное вещество, дав ему Свое благословение, и дальнейшее развитие вселенной стало совершаться по Им данным законам, но без Его непосредственного вмешательства, лишь при наличии Его руководящей руки; все направляющей целесообразно.

Так продолжалось до момента появления на одной из точек вселенной возможности нарождения чего-то совсем нового, никак не вытекающего из предыдущего, пока не появилась

возможность жизни.

Живые организмы это нечто новое, не являющееся следствием химических или физических процессов развития неживой материи.

Все живые организмы происходят от себе подобных организмов, как это неоспоримо доказал Пастер. И если это верно сейчас, то нельзя бездоказательно утверждать, что многие века тому назад было иначе.

Ссылки на примитивнейшие организмы, на бактерии и вирусы, у которых будто бы стираются грани между живой и неживой материей, теряют убедительность, когда мы вспомним, что и вирусы, и бактерии для своего существования требуют органической среды, без которой они жить не могут. Значит, они могли появиться лишь тогда, когда органический мир уже существовал.

Наш ближайший сосед в космосе ≈ Луна, ясно свидетельствует о том, что развитие физических и химических процессов не вызывает жизни. О Луне мы теперь наверное знаем, что там жизни нет.

Наши планетные соседи Венера и Марс, кажется, тоже могут быть такими же свидетелями. Повидимому, на них тоже нет жизни,

Ваша теория, что на Марсе ≈ угасающая жизнь, а на Венере ≈ зарождающаяся, никак не обоснована.

Мне она напоминает столь же необоснованную теорию, существовавшую в астрономии в дни моей молодости, когда считалось, что на Марсе господствует высокая культрура строителей каналов, соответствующая тому уровню культуры, который будет у нас через пару миллионов лет, а на Венере царит Мезозойский период.

И я мечтал поучиться мудрости у марсиан и поохотиться за динозаврами на Венере.

Новейшие изыскания разрушили эти фантазии. Мы сейчас знаем, что, во всяком случае, развитой жизни ни на Марсе, ни на Венере нет.

А если обнаружится даже самая примитивная жизнь там, то для нас это будет значить, что и там, как говорит Библия, ⌠сотворил Бог душу живую■.

Сам Бог Живой, в абсолютной степени ощущающий радость бытия, Господь, захотел, чтоб эту радость получили'и иные одушевленные существа ≈ животные.

Этим живым душам завещал Господь плодиться и множиться, дав им способность совершенствоваться, приспособляясь к условиям жизни на земле. Отсюда могла возникнуть эволюция.

Но эволюция сама по себе, без Божией целесообразно направляющей руки, не могла совершаться. Ведь все основы теории естественного отбора Дарвин вывел из аналогии с отбором искусственным.

А искусственный отбор ≈ выведение новых пород животных, совершается только при наличии направляющей руки хозяина.

Однако никакая эволюция не могла сделать бессловесное животное разумным человеком. Свидетельством этого являются все роды и виды животных. Ведь все они наши ровесники, или гораздо чаще (и по Библии, и по палеонтологии), много раньше нас пришли в мир. И ни один животный вид не стал разумным, кроме человека, о котором сказано: ⌠Сотворил Бог человека по образу Своему■.

Итак, трижды отметили мы непосредственное вмешательство Божие в руководимый Им процесс миротворения.

На это можно возразить, что в Библии отмечены не три момента, а б дней творения, и как будто нигде не указаны перечисленные здесь три рубежа.

Но это только кажется при недостаточно внимательном чтении Библии. Шесть дней или периодов перечислены в Библии главным образом для того, чтобы показать, что Господь творил материальную вселенную не в одно мгновение, а в шесть периодов, вводя тем категорию времени в Свое творение.

Седьмой же творческий период, период упокоения, длится, по учению Церкви, доныне и продлится до скончания века, когда наступит восьмой день, которому уже не будет конца. Об этом говорят многие святые отцы и особенно святой Василий Великий.

Творческие же моменты непосредственного Божиего вмешательства в руководимый Им процесс, совершающийся по Им установленным законам, отмечены в Библии, как известно, писанной по-еврейски, еврейским словом ⌠бара■, по-русски хорошо переводимым словом ⌠творить■.

В повествовании о творении мира только трижды применяется слова ⌠бара■ ≈ творить, творить из ничего (как поэт творит поэму не из пера и бумаги, а из себя самого):

1. в начале, когда Бог сотворил духовный и материальный мир;

2. при сотворении жизни ≈ ⌠души живой■, животного мира и

3. при сотворении человека.

Ко всем другим актам Божиего созидания в Библии применяется слово ⌠асса■, что значит ⌠создал-оформил■.

Создал, а не сотворил. Бог светила небесные, сушу, воды и все стихии земные, ибо все это оформляла рука Господня из уже сотворенных Им элементов.

Душу же живую Он творит заново.

Но, сотворив жизнь в воде. Бог создает, а не творит наземных животных. В этом можно видеть намек Библии на эволюционный процесс происхождения наземных животных от водных.

И, наконец, сотворил Бог человека, сотворил его по образу и по подобию Своему.

Однако и тут надо заметить, что по образу и по подобию Божию был сотворен дух человеческий, а про тело человека Библия говорит: ⌠создал Господь человека из праха земного■, т. е. из земных элементов.

Сотворив человека по образу Своему, Господь дал ему громадную власть над всей вселенной. И если человек смиренно, обдуманно и бережно, с любовью трудится над окружающим миром, то он становится сотрудником Господа по усовершенствованию природы, и по целесообразному управлению

ею. И много улучшений в природе было совершено человеком.

Но если человек берется за переустройство мира, за переделку Божиих законов, с гордостью, непродуманно, одушевляемый или жадностью, или дерзким вызовом Самому Творцу, то сколько бед, иногда непоправимых, вносит он в мир!

Сколько видов, родов и даже целых семейств животных было уничножено человеком из жадности. Сколько понапрасну лесов истреблено, рек и озер загрязнено и загажено ради пресловутого горделивого ⌠всемогущего■ технического прогресса.

Сейчас уже загрязняются и загаживаются моря и океаны. И становятся понятными нам еще недавно неясные слова Апокалипсиса: ⌠И третья часть дерев сгорела... и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море... и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горькими■ (8, 7).

Советская книга ⌠Енисейские пейзажи■, изданная в 1973 году, которую не заподозришь в апологетике, говорит: ⌠Выпадение из цепи одного звена, кажущегося незначительным, способно вызвать самые серьезные последствия. Таковы эти железные зависимости, эти законы природы, законы живой среды■.

А мы помним, Кому принадлежат эти жизнью руководящие законы.

В наше время с распространением по всему миру пренебрежения и презрения к Божиим законам, дерзость и самонадеянность людей в попирании природы приобрела катастрофические размеры, и от этого стонет уже все человечество.

Вот что хотелось мне, хотя бы вкратце, изложить вам.

Христос с вами.

оНКЕГМЮЪ ХМТНПЛЮЖХЪ: