Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

________________ В.Д. Шадриков

«_____»__________________2001 г.

 

Номер государственной регистрации

______________________________

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ 520200 Теология

 

 

Степень (квалификация) – бакалавр теологии

 

 

 

 

 

Вводится с момента утверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2001 г.

 


 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

520200 Теология

1.1  Направление 520200 Теология утверждено Приказом Министерства образования РФ от 02. 03. 2000 № 686.

1.2   Степень (квалификация) выпускника – бакалавр теологии.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 520200 Теология при очной форме обучения 4 года.

1.3   Стандарт по Теологии вводится в систему государственного образования для преподавания исторически сложившегося традиционного научного и культурного религиозного наследия, всемирно признанных сокровищ богословской мысли, данных археологических и исторических исследований памятников религиозной письменности и искусства, традиционной для этносов этики и аксиологии.

Теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение Теологии в системе университетского образования носит светский характер.

Предметом Теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство.

1.4  В соответствии с действующим законодательством в процессе изучения составляющих Теологию отраслей научного знания не предусмотрено совершение культовых обрядов. Образование специалистов-теологов не преследует цели подготовки священнослужителей.

1.5  Квалификационная характеристика выпускника

Деятельность бакалавра направлена на формирование научных основ мировоззрения учащейся молодежи средней школы, на логический, методологический, теологический, ценностный и этический анализ развития и функционирования различных сфер жизни общества, на научное обеспечение деятельности органов управления в системе государственной власти, в религиозных, общественных организациях и в коммерческих структурах. Бакалавр подготовлен к выполнению научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной деятельности.

1.6   Возможности продолжения образования

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

         в магистратуре по направлению 520200 Теология, 552400 Религиоведение, 520100 Культурология и 520400 Философия

         освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по специальности 020500 Теология.

1.7  Перечень конфессионально-образовательных профилей подготовки   бакалавра*:

      Христианская теология;

      Исламская теология;

      Иудейская теология.

 

 

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1  Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

520200 Теология

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регио­нального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД – специальные дисциплины;

ФТД – факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4.   ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520200 – Теология

Индекс

Наименование дисциплин

и их основные разделы

Всего

Часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК:

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего

характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ:

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации..

 

ГСЭ.Ф.04

КУЛЬТУРОЛОГИЯ:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культур­ная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

ГСЭ.Ф.05

ПОЛИТОЛОГИЯ:

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

 

ГСЭ.Ф.06

ПРАВОВЕДЕНИЕ:

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

 

ГСЭ.Ф.07

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

 

ГСЭ.Ф.08

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ:

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной  сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковх факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

 

ГСЭ.Ф.09

СОЦИОЛОГИЯ:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

 

ГСЭ.Ф.10

ФИЛОСОФИЯ:

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

ГСЭ.Ф.11

ЭКОНОМИКА:

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

 

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

400

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

320

ЕН.Ф.01

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА:

Аксиоматический метод, основные математические структуры, вероятность и статистика, математические модели, алгоритмы и языки программирования, стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности.

200

ЕН.Ф.02

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ:

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро— и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы; реакционная способность веществ;

Внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

120

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

40

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы, которые могут устанавливаться по предложению УМО

40

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины направления

1850

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1479

ОПД.Ф.01

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

Понятие теологии, её объекта, предмета и места в системе научного знания. Структура теологических дисциплин. Система теологии. Междисциплинарные связи. Роль наиболее выдающихся богословов в развитии богословия. Современные проблемы и перспективы развития богословия. Модель специалиста. Основные требования к уровню подготовки специалиста теолога. Система высшего образования. Законодательство о высшей школе. Права студентов.

 

ОПД.Ф.02

ИСТОРИЯ АРХАИЧЕСКИХ И НЕХРИСТИАНСКИХ РЕЛИГИЙ:

Различные концепции происхождения религии. Религия в истории общества; мифологическое сознание; первобытная религиозная практика; клановые и племенные культы.

Религиозный политеизм Древнего мира; верования и культы Древнего Египта и Междуречья; эволюция антропоморфизма (Древняя Греция); религиозный синкретизм и конец язычества (Древний Рим).

Религии Востока: религии Индии (ведические культы, брахманизм). Джайнизм; индуизм. Буддизм. Зороастризм. Даосизм и конфуцианство. Синтоизм

Иудаизм: происхождение; основные этапы истории иудаизма; современные течения иудаизма.

Ислам; происхождение, основные этапы истории. Коран, предание, системы вероучений, калам; шиизм и суннизм; мистика (суфизм); модернистские течения и секты.

Религии Центральной и Южной Америки.

Религии в современном мире; преемство и обновленчество, фундаментализм и модернизм. Роль культурообразующих конфессий в современном мире.

 

ОПД.Ф.03

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

Философия религии и религиозная философия; предмет и функции религиозной философии; основные философские проблемы в свете религиозной философии; особенности решения в религиозной философии онтологических, метафизических, гносеологических, аксиологических, этических и социально-политических проблем; религиозная философия и теология: сходство и различия.

Христианство: философская культура Византии, академическая философия, философия славянофилов, православная антропология, метафизика всеединства, софианство; августинизм, томизм, неотомизм, неоавгустинизм, тейярдизм; ортодоксальная протестантская теология, либеральная теология, теология кризиса, новая теология.

Иудаизм: еврейская мысль в библейский период, еврейская мысль в период Второго Храма, еврейская мысль в Талмудический период, формирование еврейской философии в средние века, еврейская мысль в эпоху Просвещения, связи греческой, арабской и еврейской философий,

влияние европейской мысли на еврейскую философию

Буддизм: философские школы хинаяны (вайбхашика, саутрантика), философские школы и течения махаяны (йогачара, мадхьямака).

Ислам: ортодоксы, модернисты (диалектический монадизм, кораническая философия, перешеечный мир).

Внеконфессиональная и синкретическая религиозная философия.

 

ОПД.Ф.04

ЭТИКА И АКСИОЛОГИЯ В РЕЛИГИИ:

Религиозные и безрелигиозные нравственные системы; источники религиозной этики (религиозное право, аскетика, позитивная этика, нормативная этика, философская этика и практическая этика). Связь этических систем с философией, психологией, культурой и вероучением; место этики в жизни человека (человечества). Основные понятия религиозной этики. Естественный нравственный закон. Теории нравственной санкции (психологическая, социально-апробативная, теологическая). Автономная этика. Религиозная сущность нравственности. Бог и любовь. Развитие личности; нравственное сознание; свобода нравственного самоопределения, феноменология зла. Формирование религиозного и ценностного сознания. Аксиология и нравственное достоинство личности.

 

ОПД.Ф.05

НАУКА И РЕЛИГИЯ:

Понятие об основном богословии. Понятие о религии. Религиозный опыт как факт религиозной веры. Проблема ревеляционизма. Вера и разум; синтез веры и знания в составе мировоззрения. Философия и богословие. Религиозно-философские системы мысли (деизм, пантеизм, теизм). О бытии Бога, доказательства Его существования. Наука и религия: разница методологий. Становление и развитие европейской науки и ее христианские истоки. Происхождение мира: согласование библейского взгляда и научных подходов. Язычество. Ветхозаветная религия. Христианство в истории: христианство и язычество, историческая реальность Христа, рецепция христианством нехристианского материала, христианская Церковь. Религиозная апологетика.

 

ОПД.Ф.06

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ:

Возникновение и распространение христианства; положение Церкви в Римской империи до Константина Великого, гонения на христиан, христианские мученики. Миланский эдикт; христианизация Римской Империи. Начало монашества. Основные этапы развития христианского богословия (доникейское богословие, богословский синтез, эпоха Вселенских Соборов); еретические течения и полемика с ними. Вселенские соборы. Становление системы церковного управления; кодекс императора Юстиниана; взаимоотношения светской и духовной властей на Востоке и Западе. Теория симфонии властей. Иконоборческий кризис и борьба с ним. Патриарх Фотий. Раскол 1054 г.

 

 

ОПД.Ф.07

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Социально-исторические и социо-культурные условия формирования и развития новых религиозных движений; характерные новых религиозных движений; типы новых религиозных движений: псевдо-христианские, ориенталистские, синкретические, психологические, неоязыческие, сатанинские, новые религиозные движения: «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), «Свидетели Иеговы» «Церковь Христа», «Церковь Объединения», «Семья», «Сайентологическая церковь», «Международное Общество Сознания Кришны», «Трансцендентальная медитация», «Тантра Сангха», «Сахаджа-йога», «Брахма Кумарис», культ Ошо Раджниша, движение гуру Шри Чинмоя, движение Сатын Сан Бабы, «Ананда Марга», «Аум Синрике», «Церковь Божией Матери Державной» (Богородичный центр), «Церковь Последнего Завета» (культ Виссариона), «Белое Братство», «Церковь Сатаны», движение «Нью Эйдж» («Новая эра»).

 

ОПД.Ф.08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТО О РЕЛИГИИ:

Религия и права человека: свобода совести и свобода вероисповедания. Конституционно-правовые основы свободы совести, свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Конституционные гарантии свободы совести. Государство и религиозные объединения. Государственно-церковные отношения в России и за рубежом: история и современность. Законодательство о религии зарубежных стран. Религиозные объединения в России: понятие религиозного объединения, формы религиозных объединений (религиозная группа и религиозная организация). Создание и государственная регистрация религиозных организаций. Права и условия деятельности религиозных организаций. Религиозное образование.

 

ОПД.Ф.09

ОСНОВЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ:

Теоретические проблемы источниковедения. Типология источников по разным историческим эпохам; характеристика отдельных типов источников. Закономерности возникновения и эволюции источниковой базы. Методологические принципы изучения источников. Методы работы с источниками; проблемы критики источников. Современные методы накопления и анализа источниковой информации. Современные центры хранения исторических, источников и принципы их организации. Методика самостоятельной работы с источниками.

 

ОПД.Ф.10

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Человек и окружающая среда. Факторы риска. Человек в экстремальной ситуации. Основные приёмы обеспечения безопасности и оказания первой помощи. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации

51

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

185

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом

185

СД.00

Специальные дисциплины*

2412

СД.01

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ:

Конфессиональное вероучение как отражение религиозного опыта. Вероучение и конфессиональные сакральные тексты. Вероучение, его конфессиональная специфика. Влияние вероучения на генезис и эволюцию конфессионального культа. Основные типы вероучения и этапы его развития. Теологические системы, их типы. Конфессиональная апологетика и вероучение. Внутриконфессиональные течения и их представители. Вероучение и метафизика, этика, эстетика. Современное состояние и перспективы научного изучения конфессионального вероучения.

 

СД.02

САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ:

Сакральные тексты конфессии. Происхождение сакральных текстов и проблема ревеляционизма в конфессии. Содержание и структура сакральных текстов. Этапы формирования составляющих сакральных текстов. Язык сакральных текстов. Личность основателя и сакральные тексты. Традиции теологического толкования сакральных текстов. Внутриконфессиональные течения и трактовка значимости сакральных текстов. Комментаторская литература и тематические толкования сакральных текстов.

 

СД.03

ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Вероучительная литература конфессии, её генезис, основные памятники и их авторы. Издание и переводы памятников вероучительной письменности; её история; периодизация истории вероучительной литературы. Внутриконфессиональные течения и их вероучительная литература. Основные литературные традиции в конфессии. Современные представители и течения в конфессиональной вероучительной литературе.

 

СД.04

ИСТОРИЯ КОНФЕССИИ:

Соотношение метаистории и истории конфессии. Генезис конфессии, её основатель. Метафизика истории конфессии. История конфессии (церкви) и ее периодизация. Источники по истории конфессии. Основные периоды истории конфессии (церкви). Территориальное распространение конфессии (церкви). Современные течения в конфессии. Специфика территориальных государственно-конфессиональных отношений. Историография конфессии.

 

СД.05

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВО:

Конфессиональная организация и право. Сакральные тексты и генезис правового аспекта. Конфессионально-территориальное право. Эволюция конфессионального права, основные этапы. Источники конфессионального права. Внутриконфессиональные течения и дифференциация правовых стандартов. Специальные работы по конфессиональному праву. Базовые и территориальные документы по конфессиональному праву. Структура и институты власти в конфессиональной организации. Специфика внутриконфессионального управления, имущество организаций. Конфессиональная законодательная и исполнительная системы. Конфессиональные организации и государственно-правовые взаимоотношения.

 

СД.06

КУЛЬТ КОНФЕССИИ:

Конфессиональный культ и его вероучительное значение. Конфессиональные сакральные тексты и система культовых предписаний. Сакральные тексты и генезис конфессиональной практики религиозной жизни. Источники и основные труды в системе конфессиональных практических предписаний. Многообразие культовой практики в конфессии, основные школы и течения. Эволюция конфессиональной системы практических предписаний и её основные этапы. Внутриконфессиональные вероучительные течения и их влияние на специфику культовой практики. Основные понятия и категории конфессиональной культовой практики. Типология конфессиональных культовых церемоний и их толкование. Роль культовой практики в современном существовании и развитии конфессии. Антропологический и социальный аспект конфессиональной культовой практики.

 

СД.07

ЯЗЫКИ САКРАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ, ВЕРОУЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА:

Языки сакральных текстов, вероучительной литературы и язык религиозного культа их историческая соотнесенность и функционирование; письменность, фонетический строй, грамматика и лексика конкретного языка. Корпус текстов на этих языках, их роль в истории современных языков.

 

ФТД.00

Факультативы

450

 

Всего часов теоретического обучения:

 

6912 часов

Практики:

 

324 часа

Итого:

7236 часов

 

 

 

5.   СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

520200 Теология

5.1  Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:

 

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, а также экзаменационные сессии:

 

156 недель

практики не менее:

из них

6 недель

                           научно-исследовательская практика

2 недели

                           педагогическая практика

2 недели

                           производственно-ознакомительная практика

2 недели

итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту квалификационной работы не менее:

8 недель

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее:

38 недель

 

5.2.  Для лиц имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3.  Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4.  Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5.  При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6.  При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7.  Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520200 Теология

6.1. Требования к разработке основной образовательной

программы подготовки бакалавра

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта бакалавра.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

Конфессиональная специфика подготовки специалиста теолога учитывается прежде всего за счет специальных дисциплин на основе рекомендованного УМО университетов России (отделение Теологии) инвариантного макета, исходя из общего количества часов, отведённых на его изучение.

6.1.2. При разработке своей основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

-         формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

-         занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваются с учетом пожелания студентов;

-         предусматривать занятие по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате с учётом пожелания студентов;

-         осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, конфессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

-         устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

-         реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

В кадровом отношении реализация основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 520200 Теология должна обеспечиваться по циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, а также математические и естественнонаучные дисциплины – педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины или систематически занимающимися научно-исследовательской работой по данной дисциплине.

Лекционные курсы по всем общепрофессиональным дисциплинам должны читаться преподавателями, имеющими научную степень, не ниже кандидата наук и систематически занимающимися научно-исследовательской работой по соответствующей дисциплине.

Лекционные курсы и семинарские занятия по дисциплинам конфессиональной подготовки должны проводиться преподавателями, имеющими представление на право ведения индивидуальной педагогической деятельности от уполномоченного органа соответствующей религиозной организации и УМО университетов РФ (отделение Теологии). В случае отзыва представления преподаватель должен быть отстранён от преподавания дисциплин конфессиональной подготовки. УМО университетов РФ (отделение Теологии) осуществляет контроль за наличием у преподавателей дисциплин конфессиональной подготовки представления на право ведения индивидуальной педагогической деятельности от религиозных организаций.

Реализация основной образовательной программы бакалавра должна, как правило, обеспечиваться штатными преподавателями вуза. Вуз имеет право привлекать для чтения общепрофессиональных курсов до 25% преподавателей сторонних организаций, а для чтения курсов по специальным дисциплинам — до 70% преподавателей сторонних организаций.

 

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению

учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы бакалавра включает в себя:

– учебный план, разработанный в соответствии с требованиями настоящего государственного образовательного стандарта;

– рабочие планы на каждый год обучения;

– утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов федерального компонента, национально-регионального компонента и курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также утвержденные кафедрами программы специальных дисциплин;

– утвержденные вузом (факультетом) положения о курсовой работе, выпускной квалификационной работе бакалавра, государственном экзамене, педагогической, научно-исследовательской и производственной практиках, а также перечень примерных тем курсовых работ и выпускных квалификационных работ;

– наличие компьютерного класса, доступного студентам и позволяющего каждому из них отработать на компьютере не менее 20 часов в год;

– наличие доступного для студентов выхода в систему Internet.

– наличие в библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-мето­дической литературы по всем дисциплинам настоящего государственного образовательного стандарта в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента;

– наличие в библиотеке вуза произведений классиков мировой философской и теологической мысли в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента, а также теологических, философских и исторических журналов академических институтов и классических университетов.

 

6.4. Требования к материально техническому обеспечению

учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу бакалавра, должно располагать материально-технической базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций, семинаров и иных видов учебной, научно-исследовательской и практической работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техни­ческим нормам.

6.5. Требования к организации практик

6.5.1. Педагогическая практика включает в себя:

– выделение каждому студенту руководителя педагогической практики;

– посещение студентом занятий (пассивная практика), проводимых руководителем педагогической практики;

– проведение под контролем руководителя педпрактики не менее 2 самостоятельных занятий в средней школе (активная практика);

– обсуждение на заседании педагогического совета результатов педагогической практики студента и проставление итоговой оценки.

6.5.2. Научно-исследовательская практика включает в себя:

– написание под руководством научного руководителя курсовых работ и выпускной квалификационной работы;

– освоение работы с библиотечными каталогами;

– обучение навыкам поиска научной информации с помощью Internet;

– участие с выступлениями на научных студенческих конференциях;

– освоение практики редакторской работы и подготовки научных публикаций с помощью компьютерных систем;

6.5.3. Производственно-ознакомительная практика может включать в себя участие в работе студенческих, молодежных, общественно-политических и религиозных организаций, в работе приемных комиссий, участие в различных социально-креативных программах. Завершается практика письменным отчетом и рефератом в соответствии со сферой прохождения практики. По результатам практики выставляется зачет.

 

7.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520200 Теология

7.1  Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации).

Бакалавр-теолог должен обладать необходимой глубиной знаний в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин, соответствующих реализации его профессиональной деятельности.

В области физической культуры — знать и владеть основами формирования физической культуры личности, здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

В области философии, отечественной истории, культурологии, психологии, педагогики:

-          иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

-          понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

-          знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

-          иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

-          понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

-          иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;

-          уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

-          иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

-          знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в ХХ веке;

-          знать основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях;

-          знать основные функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки;

-          владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;

-          знать основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;

-          понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;

-          иметь представление о процессе и методах эмпирического социологического исследования;

-          знать типы экономических систем и основные экономические институты; понимать суть экономических моделей;

-          перечислять основные экономические институты и объяснять принципы их функционирования;

-          различать элементы экономического анализа и экономической политики;

-          уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

-          разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации;

-          разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в национально-государственных интере­сах России и ее новой роли в международной политике;

-          знать основные особенности российской правовой системы и российского законодательства, системы и организации государственных органов Российской Федерации;

-          знать основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; в области иностранного языка, русского языка и культуры речи:

-          владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;

-          владеть навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности;

-          освоить нормы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов;

-          изучить характерные способы и приемы отбора языкового ма­териала в соответствии с различными видами речевого общения;

-          уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения;

-          владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, способами установления лингвистических связей между языками;

-          уметь работать с оригинальной литературой по специальности;

-          иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц);

По общепрофессиональным дисциплинам бакалавр должен обнаружить:

-          фундаментальную профессиональную подготовку по всем разделам теологии;

-          знание особенности религиозно-теологических оценок места религии в обществе, культуре, в сферах духовно-этической жизни, проблемы диалога верующих и неверующих, межконфессионального диалога;

-          умение свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать литературу по теологической проблематике на русском и одном из иностранных языков;

-          необходимые навыки для практической работы, предполагающей теологическую проблематику, в различных структурах и органах управления в системе государственной власти, в религиозных, общественных организациях и в коммерческих структурах;

-          умение осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать;

-          умение владеть основными навыками педагогической, методической и научно-исследовательской работы, межличностного общения и работы в коллективе, практического анализа логики различного рода рассуждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики, научно-литературной и редакторской работы.

Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях теологии.

Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.

7.2  Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра

7.2.1 Общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в магистратуре по направлению 520200 Теология, 552400 Религиоведение, 520100 Культурология и 520400 Философия в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2 Требования к выпускной работе бакалавра.

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельное исследование, состоящее в обзоре, анализе, обобщении и оценке имеющейся литературы по той или иной теологической проблеме. Она должна быть основана на глубоком знании мировых и отечественных первоисточников, современных точек зрения на проблему и выполнена на базе общепрофессиональных дисциплин направления с учетом специализации.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работе бакалавра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Министерством образования России, государственного образовательного стандарта по направлению 520200 Теология и методических рекомендаций УМО университетов России (отделение Теологии).

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет для бакалавра не менее шести недель.

7.2.3 Требования к государственному экзамену бакалавра.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 520200 Теология определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО университетов России (отделение Теологии). Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Министерством Образования России, и государственного образовательного стандарта по направлению 520200 Теология.

Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой формируется из ведущих преподавателей вуза. Фонд оценочных средств государственного экзамена формируется вузом и должен включать в себя вопросы по всем дисциплинам, входящим в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин настоящего государственного образовательного стандарта.

 

СОСТАВИТЕЛИ:

 

Учебно-Методическое Объединение по образованию в области Теологии

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению 520200 Теология «___» ___________ 2001 г., протокол № _____

 

Председатель отделения по Теологии

УМО университетов РФ                                                                                                С.П. Карпов

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Департамент образовательных

программ и стандартов профессионального

образования                                                                                                                     Л.С. Гребнев

 

Начальник отдела

Гуманитарного, экономического

И юридического образования

 

Сотрудник,

курирующий данное направление                                                                             С.А. Гусова



* Примечание: список конфессионально-образовательных профилей подготовки бакалавра может быть дополнен по представлению конфессии после утверждения в УМО Университетов России (отделение Теологии).

* Примечание: УМО университетов России (отделение Теологии) рекомендует использовать данный раздел макета для разработки конфессионального варианта блока СД. Каждая из указанных дисциплин может быть реализована как система согласованных курсов, учитывающих конфессиональную специфику.

 
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную


Полезная информация: