Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Священник Иоанн Павлов - В начале было слово


Неделя о расслабленном

В Иерусалиме, во времена Христа, недалеко от Соломонова храма находился водоем, в котором омывали овец, предназначенных для принесения в жертву. Жертва Богу была священной, а потому и вода в водоеме считалась святой и чудотворной. Святость воды подтверждалась тем, что от нее бывали случаи исцелений от различных болезней. К водоему вели пять крытых галерей, где во множестве сидели и лежали люди, страдающие от самых разных недугов. Эти люди находились там, желая получить от Бога исцеление. Им всем было известно, что в купальню по временам сходил Ангел Господень и возмущал в ней воду. Вода в купальне тогда как бы закипала. И тот, кто первый после этого в нее погружался, сразу же исцелялся от любой болезни.

Однажды во время большого церковного праздника, когда в Иерусалиме было особенно многолюдно, пришел сюда Христос со Своими учениками. Проходя мимо больных, Он увидел среди них человека, который был парализован и лежал здесь тридцать восемь лет. И вот Господь спрашивает его: хочешь ли быть здоров? Да, Господи, смиренно отвечает страдалец, только вот некому мне помочь погрузиться в воду, когда сойдет Ангел. Пока же я сам стараюсь доползти, кто-нибудь другой погружается раньше меня. И тогда Христос говорит ему: встань, возьми одр твой и иди! И он мгновенно исцелился от тридцативосьмилетней неизлечимой болезни и пошел сам, без посторонней помощи. Через некоторое время, снова встретив этого человека в храме, Христос сказал ему следующие знаменательные слова: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже».

Итак, из этих слов Христа мы видим, что длительная болезнь постигла того человека за его грехи. Святые отцы говорят, что причиной всех болезней и страданий на земле является грех. Многие бывают с этим не согласны и возражают, что есть немало случаев, когда от болезней страдают люди самые добрые и не совершавшие больших грехов. Однако те, кто так говорит, плохо представляют себе, что такое грех, какие есть виды или уровни греха и каков механизм его действия на каждого отдельного человека и на все человечество в целом.

Что такое грех? В самых общих словах грех — это преступление человеком всесовершенной воли своего Создателя. Через грех человек удаляется от Бога и подпадает под власть диавола. Именно через грех диавол приобретает власть над человеком и над миром. Грех действует в роде человеческом на разных уровнях. Есть так называемый первородный грех, грех прародителя Адама. Этот грех — всеобщий, он действует на все человечество и передается как ксерокопия от родителей к детям и от предков к потомкам. Это самый основной, самый всеобъемлющий, самый глубокий уровень греха. Ему подвержены все без исключения люди, весь человеческий род. Последствия первородного греха неисчислимы. Если сказать кратко, это все то мировое зло, разгул которого мы видим на земле. Это также и тотальная поврежденность и подверженность греху человеческой природы. Это также и смерть, безраздельно царствующая в нашем мире над всеми людьми. Все это — последствия первородного греха, греха Адама.

Кроме первородного общечеловеческого греха, есть еще и личные грехи, которые каждый человек совершает в своей жизни. Известно: нет такого человека, который не согрешил, хотя бы только и один день прожил он на земле. Личных грехов у всех людей так много, как много песка на морском берегу. Через личные грехи мы многократно умножаем и без того огромные права диавола, которые он имеет над нами через грех первородный.

Есть еще и другие виды, другие уровни греха, например родовой грех. В Библии сказано, что грехи отцов падают на детей до третьего и четвертого поколения. То есть предки оставляют потомкам не только материальное наследство, но и духовное. И это духовное наследство может быть как с положительным, так и с отрицательным знаком. Люди праведной жизни оставляют потомкам Божии дары и благословения. Грешники же, напротив, отдают своих потомков под власть диавола, который, как известно, по природе есть убийца и разрушитель. И бывает, что грехи отцов становятся для детей и внуков самым настоящим родовым проклятием.

Приведем пример. Человек во времена большевистского террора совершал тяжкие грехи: сажал в тюрьму, пытал и расстреливал множество людей, в большинстве своем ни в чем не виновных. И вот нередко оказывалось, что для потомков этого человека совершенные им грехи имели самые ужасные последствия. О людях из его семьи рассказывались потом многочисленные страшные истории — о том, как первый его сын сошел с ума, второй зарубил жену, а сам повесился, дочь попала под поезд, внуки — кто спился, кто покончил с собой, а некоторые умерли от каких-то странных болезней. Все эти ужасные явления — не что иное, как последствия родового греха, который был настолько тяжелым, что несколько поколений людей подпали под разрушительную власть диавола.

Кроме родового греха, следует упомянуть еще грех всенародный, то есть совершенный одним каким-либо целым народом. Тяжесть такого греха несет на себе весь этот народ. Например, совершенный большевиками грех цареубийства лег на весь русский народ. По словам святителя Иоанна Максимовича, «убийство царя легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе». Святитель неоднократно говорил, что за этот грех страдает вся Россия и весь народ. И действительно, последующие за цареубийством десятилетия русской истории — как раз три или четыре поколения — являются одним непрерывным страданием, сплошной чередой бедствий и катастроф.

Бывает еще коллективный грех, совершенный группой лиц или какой-либо целой организацией. На людей, работавших в таких организациях, как ГПУ, Союз воинствующих безбожников или гестапо, ложится тяжесть тех злодеяний, которые эти организации совершали. И за это также часто приходилось расплачиваться и им самим, и их потомкам.

Итак, причиной болезней и страданий человека в нашем мире является грех, нарушение воли Божией. Грех действует не только на личном, но и на многих других уровнях. Поэтому даже если бы у кого-то не было личных грехов (хотя они всегда есть), то все равно тяжесть первородного, или каких-то коллективных, или родовых, или общенародных грехов в той или иной мере непременно лежит на каждом из нас. Если же это греховное бремя лежит на нас, то, понятно, и все последствия греха, то есть болезни, скорби и прочее, также ложатся на нас.

Однако здесь кто-нибудь может задать вопрос: а при чем тут я? Ведь лично я не совершал ни первородного греха, ни родовых, ни общенародных грехов, почему же я страдаю за них? Почему их тяжесть ложится на меня? Происходит это по той причине, что человеческий род перед Богом — это не множество независимых индивидов, а один целый организм, все клетки которого живут одной жизнью и друг с другом тесно связаны. И потому состояние одних таких клеток, как и в любом живом организме, влияет на состояние других. Если, например, одни клетки заразились каким-нибудь опасным вирусом, то он может передаваться и на весь остальной организм или на какие-то отдельные его части.

Или еще это можно сравнить с государством, правительство которого растратило народное богатство и накопило внешние долги, и вот эти долги ложатся тяжким бременем на весь народ, то есть на людей, которые к такой растрате были совершенно не причастны. Подобным образом бывает и с родовым или общенародным грехом: его тяжесть может ложиться и на тех людей, которые непосредственно этот грех не совершали.

Всегда следует помнить, что Господь попускает скорби и болезни не для того, чтобы отомстить за грехи, а чтобы исцелить человека от греховного яда, подвигнуть его к покаянию и таким образом избавить от вечной муки в аду. В сегодняшнем Евангелии Христос говорит исцеленному: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Спрашивается: тяжело больной человек пролежал без движения тридцать восемь лет — чего же с ним может случиться еще худшего, чем это? Ответ простой — несравненно и бесконечно хуже этого ад, геенна огненная, — вечная и никогда не кончающаяся адская мука. Грехи отдают человека во власть ада, и потому лучше расплатиться за них в земной временной жизни, чем расплачиваться вечно в аду. Болезнями человек расплачивается за грехи, и именно по этой причине Господь их попускает. По словам святителя Иоанна Златоуста, существует три способа, как не подпасть под власть греха: первый, самый верный способ — не грешить. Второй — если согрешил, то нужно каяться. И третий — если не каешься или каешься плохо, то нужно терпеть находящие скорби и болезни.

Итак, если есть у нас грехи, то мы должны каяться, иначе могут прийти на нас скорби и болезни. «В духовной жизни, — говорит старец Паисий Святогорец, — действуют духовные законы. Если мы искренне покаемся в каком-то из наших грехов, то потом нам не надо будет расплачиваться за него болезнью».

Конечно, эти слова относятся, прежде всего, к собственным грехам человека, которые он совершил лично. Такие грехи могут быть уврачеваны покаянием. Покаяние имеет великую силу, оно способно избавить христианина от самых тяжких грехов, лишь бы он искренне каялся и имел веру. Христос распялся за нас и принял на Себя все наши грехи. Это означает, что любой человек теперь может получить прощение грехов через веру во Христа и покаяние. Но покаяние не должно быть формальным и лицемерным, оно должно быть живым и действенным. Нужно сотворить достойные плоды покаяния, — только тогда мы можем получить прощение наших грехов.

Что же касается коллективных видов греха — родового или общенародного, то здесь уже все бывает не так просто. Бремя этих грехов не удастся сбросить с себя через прямую исповедь. Ведь мы непосредственно этих грехов не совершали, а потому и каяться и исповедовать их мы не можем. Тем не менее и от них мы можем освободиться, и сделать это возможно только одним путем — через истинную христианскую жизнь по заповедям Евангелия. При этом особое внимание следует обратить на заповедь о милосердии — о помощи нуждающимся, страждущим и болящим людям. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут, говорит Господь. Если мы нуждаемся в милости от Бога, то и сами должны быть милостивыми. Милостыня очень скоро может изменить Божий суд на милость, ибо и Сам Господь, наш Небесный Отец, в гораздо большей степени милостив, чем правосуден.

Итак, зная все это, братия и сестры, постараемся избегать в своей жизни страшной и смертоносной силы греха, порабощающей нас и причиняющей не только страдания на земле, но и вечную гибель в аду. Для этого послушаемся приведенного выше наставления святителя Иоанна и, согласно ему, прежде всего приложим усилия и позаботимся о том, чтобы не грешить. Если же согрешили, то следует принести достойные плоды покаяния. Если же и покаяния нам не хватает, то будем с верой и терпением переносить те скорби и болезни, которые попускаются нам Промыслом Божиим. Самое же главное, постараемся исполнить заповедь Христа о любви и милосердии, ибо, по словам святых отцов, нет решительно ни одного греха, которого бы, подобно огню, не истребила великая сила христианской любви. Аминь.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || К оглавлению || Следующая
Полезная информация: