Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Священник Иоанн Павлов - В начале было слово


Об основных свойствах Бога

Все мы, христиане, веруем во единого Бога, Творца вселенной. А представляем ли мы себе, Кто наш Бог, каковы Его свойства? В какого Бога мы веруем? Увы, далеко не всегда мы это отчетливо себе представляем. Между тем наша вера непременно должна быть осмысленной, и хотя бы основные понятия о Боге мы обязательно должны иметь. Откуда же мы можем что-то знать о Боге?

На этот вопрос один мудрый человек отвечал, что Бог дал нам две книги, из которых мы можем узнать о Нем, первая книга — это Библия, а вторая — это книга природы. Важнейшей из них для приобретения знаний о Боге является Библия, потому что в ней Сам Господь лично открывает нам о Себе. На основании Библейского Откровения святые отцы создали истинное, чистое, безупречное христианское богословие. Что же говорит оно об основных свойствах Бога?

Прежде всего, наш Бог есть Бог Троица. Единый Бог троичен в Лицах, Он есть Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог, и все Они трое есть один Бог. Почему три Лица есть один Бог? Во-первых, потому что Они едины во взаимной Своей Божественной любви. Во-вторых, потому что у всех Трех одна общая Божественная природа. Святые отцы приводили такое сравнение: если в комнате горят три светильника, то свет, которым они наполняют комнату, по своей природе и по своему действию есть один и тот же, хотя и происходит из трех разных источников. И в-третьих, Лица Троицы едины, потому что не разделены ничем: ни Своей волей, ни действием, ни пространством, ни временем.

Следующее свойство Бога — всемогущество. Наш Бог есть Бог всемогущий. Это означает, что Он ничем не связан и не ограничен в Своих действиях и может делать совершенно все, что Ему угодно. Как писатель имеет полную власть над своим романом, над его сюжетом и судьбой его героев, так и Господь имеет власть над Своим творением, то есть над всем, что есть во вселенной. Писатель в романе властен над жизнью и смертью своих героев, он может, например, сделать так, что какой-нибудь герой, упав с самолета, не разобьется, а останется жив и будет продолжать действовать в романе. Так и Господь в Своем произведении (а Его произведение — это наш реальный мир) может делать все, что Ему угодно. И в этом нет ничего удивительного, ведь Господь Сам установил законы материального мира, а потому и может их нарушать, когда захочет. Впрочем, Он имеет полное уважение к естественным законам и нарушает их нечасто.

Следующее из основных свойств Божиих — это вездесущие. Бог есть везде, и нет такого места, где бы не было Бога. При этом не нужно думать, что Бог разлит в пространстве так, как воздух или радиоволны. Нет, для Своего присутствия Он не нуждается ни в месте, ни в объеме, но Своими силами и энергиями Бог целиком присутствует во всякой точке, на всяком месте, во всякой вещи. Эти Божественные силы и энергии в нашем мире все поддерживают, во все проникают, все оживляют, всем управляют, все обновляют.

Следует также помнить, что вездесущие Бога относится не только к пространству, но и ко времени. Как в пространстве нет такого места, где бы не было Бога, так и во времени нет такого момента, в который бы Он отсутствовал. Бог не связан временем, как связаны мы. Человек всегда находится только в одной точке времени, существует только в один какой-то момент. Мы есть только сегодня, вчера нас уже нет, а завтра нас еще нет. Тем более нас нет через десять лет или в позапрошлом веке. Но Господь не зависит от условий времени и присутствует в каждой его точке — во все века, дни, часы и минуты мировой истории. Он одинаково, одним и тем же взглядом смотрит как на сегодняшний день, так и на любой другой день жизни отдельного человека или бытия мира в целом. «Бог не подлежит времени: время не существует для Бога… — говорит святитель Игнатий Брянчанинов. — Имеющее совершиться предстоит уже совершившимся лицу Божию».

Следующее свойство Бога — Его всеведение. От Бога ничто не скрыто, Он знает все. Собственно, это свойство логически следует из вездесущия: если Бог присутствует на всяком месте и во всякое время, то, конечно, во всем бытии нет ничего, что было бы Ему не известно. Господь, например, знает будущее именно потому, что взирает на него совершенно так же, как на настоящее.

Следующее свойство Бога — премудрость. Бог создал наш бесконечный и сложный мир, и только Он один знает смысл каждой вещи и каждого явления, их назначение, их конечную цель и пути достижения этой цели. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои... но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», — говорит Господь в книге пророка Исаии. Это совершенно понятно: ведь Бог есть абсолютная первопричина всякого существования и все законы бытия были установлены Им. Законы ли материального мира или законы нравственные, законы слова и понятия, смысла и разума, красоты и совершенства, порядка и гармонии — все это Им установлено, все это «из Него, Им и к Нему». Во всем без исключения Он есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Бог чудесным и непостижимым образом промышляет обо всем, что есть в нашем мире. Согласно катехизису Промысл Божий заключается в том, что Бог сохраняет бытие и силы всего Им сотворенного, направляет их к благим целям, содействует всякому добру, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

Премудрость Божия разлита повсюду, по всей вселенной — от огромных звездных систем до каких-нибудь микроскопических бактерий. Насколько премудро устроен человек! Или животные! Возьмем, например, жирафа. У жирафа очень длинная шея, и, чтобы закачивать кровь так высоко, в его организме имеется мощное сердце, способное создавать высокое давление. Однако когда жираф нагибается, например к воде, то возникает опасность кровоизлияния в мозг, потому что давление в голове при этом резко возрастает. И жираф неминуемо погиб бы, если бы в кровеносных сосудах его шеи не было нескольких особых клапанов, которые, когда он пьет, закрываются и предотвращают приток крови к голове. Так премудро устроена шея жирафа.

Или еще пример: верблюд. Верблюда называют «кораблем пустыни», и, действительно, все его устройство идеально подходит для путешествий в раскаленных пустынях. Верблюд может по многу дней обходиться без воды, к чему другие животные не способны. Перед путешествием верблюд запасает воду и иногда выпивает ее больше ста литров. У него имеется уникальный механизм, который позволяет запасать воду, распределяя ее по всему организму. Во время путешествия верблюд может потерять до трети собственного веса, сохраняя при этом свою работоспособность. Экономить воду верблюду помогает изменяемая температура его тела. Ночью эта температура падает, а днем постепенно повышается, что позволяет ему в раскаленной пустыне почти не чувствовать жары. Кроме того, верблюда защищает от жары еще и густая шерсть. Та же шерсть согревает его ночью, когда в пустыне бывает холодно.

Бывают там и песчаные бури, однако у верблюда и против них имеются особые средства защиты: очень длинные ресницы на глазах и специальные мышцы в носу, которые не дают песку попадать в ноздри. Для путешествий на большие расстояния у верблюда имеются один или два больших горба, которые состоят из запасов жира и позволяют ему обходиться в пути не только без воды, но и почти без пищи. Поистине удивительно и премудро устроено это животное! Как тут не вспомнить слова псалмопевца: «Вся премудростию сотворил еси…»

Но пойдем дальше и скажем о следующем свойстве Бога, нашего Создателя, может быть, самом главном из всех. Это свойство — любовь. Строго говоря, это даже не свойство, а имя нашего Бога. Всем известны слова апостола Иоанна: Бог есть любовь. Как же следует понимать эти слова? В чем проявляется любовь Божия? Во-первых, она проявляется, во внутренней жизни Божества — как любовь трех Ипостасей, а во-вторых, эта любовь Троицы изливается и вовне — на весь мир, на все творение Божие.

Уже в самом создании нашего мира видна Божественная любовь. Ибо, создавая мир и разумных существ — Ангелов и людей, Господь позволил быть чему-то иному, чем Он Сам. Ведь Бог никак не нуждался в творении мира. Если бы мира не было, внутренняя жизнь Божества не потерпела бы никакого ущерба и не стала бы беднее. Святые отцы говорят, что причина сотворения мира — переливающаяся через край любовь Лиц Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Господь хотел, чтобы был кто-то еще, кто разделил бы Его бытие, Его любовь, Его совершенство, Его славу. Так появился наш мир — следствие вечной любви Бога Троицы. Именно об этой любви говорит Христос, Сын Божий, небесному Отцу: Ты возлюбил Меня прежде основания мира…

Из чего еще видна любовь Бога? Она видна из того, что Бог не оставил наш мир погибнуть, когда через падение Адама он подпал под власть смерти и диавола. Адам изменил Богу, оскорбил Его, преступил Его волю, а Господь отвечает на это тем, что приходит в наш страждущий и непрерывно умирающий мир, чтобы пострадать вместе с ним и умереть ради его жизни и спасения. И причина такого снисхождения Бога есть не что иное, как Его любовь к человеку, даже к человеку грешному и падшему. По слову преподобного Силуана Афонского, именно любовь, и ничто другое, свела Бога с неба и привела Его на Крест.

Святой Силуан также говорит, что любовь Бога бесконечна и человек своими силами постичь ее не может. Постигается она только Духом Святым — кому сколько, по мере вместимости, даст Господь. Все святые, которым была открыта эта тайна, свидетельствуют, что любовь Бога невыразима на языке людей. Святитель Филарет Московский писал, что даже само Слово Божие, желая совершенно изобразить эту любовь, умолкло на Кресте.

Приведем еще слова современного подвижника, старца Паисия Святогорца. «Никто не может постичь, как Бог любит человека! — говорит он. — Его любовь ни с чем не сравнима! Она не имеет границ! Она так велика, что если человек почувствует хоть малую ее часть, то сердце его не выдерживает и растворяется, потому что сделано из глины». Так говорят святые о Божественной любви, которую они познали Духом Святым...

Итак, мы коротко рассмотрели основные свойства Бога, о которых говорит нам первая из двух данных человеку книг — Библия. Но ведь есть же еще и вторая книга, книга природы — что она нам может рассказать? Книга природы расскажет нам то же самое! Ведь это очевидно: раз обе книги написаны одним и тем же Автором, то они не могут друг другу противоречить. Рассматривая внимательно наш мир, можно найти подтверждение всем тем свойствам Божиим, о которых мы только что говорили. Эти свойства Творца отражаются в Его творении, подобно тому как у людей любое произведение несет на себе отпечаток личности автора. Например, услышав незнакомую музыку или посмотрев на незнакомую картину, часто можно определить их автора по тем или иным характерным чертам, присущим лишь ему одному.

Вот и создание Божие — оно несет на себе отпечаток свойств своего Создателя. В Символе веры сказано, что мы веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли. Символ веры был написан на греческом языке, а по-гречески слово «Творец» звучит как «Пойэтэс», что дословно означает «Поэт». Так что вполне можно было бы читать Символ веры и так: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Поэта неба и земли…» И из этого следует, что наш мир есть как бы поэма, сочиненная Богом. И конечно, в ней сокрыты многие тайны Самого Поэта, то есть нашего Господа и Создателя.

Но здесь нам нужно сделать одно важное замечание. Хотя мир и является творением Божиим, однако нельзя забывать, что это творение было дважды повреждено — падением в мире Ангельском и падением Адама. Даже самого беглого взгляда на наш мир достаточно, чтобы увидеть это повреждение. Действительно, в мире есть зло, есть неправда, есть горе, есть болезни, есть смерть. Однако причина всего этого — не Бог, а свободные творения Бога, использующие во зло данную им свободу — то есть падшие ангелы и злонамеренные люди. Именно они являются причиной видимого нами мирового зла. Эту истину открывает нам первая Божественная книга — Библия, из книги же природы об этом нельзя узнать. И потому, если мы хотим, рассматривая мир, сделать правильные выводы о его Создателе, нам непременно нужно принять во внимание то, что говорит Библия о происхождении зла. Ибо в противном случае мы подвергаемся опасности приписать все мировое зло Богу и, таким образом, оправдать это зло и обожествить его.

Такое оправдание и обожествление имело место в языческих религиях Древнего мира. Например, если мы почитаем о жизни и похождениях греческих богов, то увидим, что эти так называемые боги совершали очень много мерзостей и запятнали себя самыми отвратительными злодеяниями. О похождениях богов кто-то говорил, что даже и малой их части было бы достаточно, чтобы покрыть вечным позором не только богов, но и простых смертных людей. Однако, несмотря на это, цивилизованные греки и римляне чтили своих богов, строили в честь них прекрасные храмы и воздавали им божеское поклонение. Происходило это по той причине, что люди пытались составить представление о Боге, глядя на Его творение — на наш мир. Конечно, они видели, что в мире есть много не только доброго, но и злого, не только прекрасного, но и безобразного. И вот, не имея Священного Писания и не зная, откуда происходит это зло и безобразие, они приписали его Богу, или, точнее, многим своим богам. Так появились на свет языческие лжерелигии. Но мы, чтобы избежать подобной ошибки, когда рассматриваем мир, должны всегда помнить, что не Бог является причиной мирового зла, но падшие ангелы и грешные люди. Если мы это помним, то всегда сможем сделать правильные выводы и составить верное представление о Боге, Создателе мира. Итак, принимая все это во внимание, посмотрим на окружающий нас мир и постараемся определить, какие его черты бросаются нам в глаза прежде всего?

Во-первых, это бесконечно простирающееся пространство и вечно продолжающееся время. О чем это говорит? Это говорит о том, что Бог наш бесконечен и вечен, ибо причиной бесконечности и вечности не может быть тот, кто сам ограничен пространством и временем.

Далее, глядя на вселенную, мы видим бесконечное количество материи и энергии. Ведь материя и энергия солнца, звезд и галактик не поддается никакому исчислению. И это значит, что наш Бог есть Бог всемогущий, ибо если бы Он не был таковым, то не мог бы стать причиной бесконечной материи и энергии, наблюдаемых нами во вселенной.

Что еще мы видим в мире? Мы видим, что в нем есть жизнь — живая природа, принципиально отличающаяся от неживой. И отсюда мы делаем вывод, что наш Бог — живой, так как причиной жизни не может быть тот, кто сам мертв.

Далее, среди живой природы наше внимание привлекает такое явление, как разум. Совершенно очевидно, что причиной разума не может быть тот, кто сам неразумен, и, следовательно, Бог наш разумен.

Далее, глядя на разумных существ, то есть на людей, мы замечаем, что каждый человек есть единственная, неповторимая личность, на других непохожая. Рассуждаем аналогично: причиной личности не может быть тот, кто сам личностью не является, и, следовательно, Бог наш есть Личность.

Итак, подводя итог нашему исследованию, сделаем следующий вывод: Создатель мира есть бесконечное, вечное, всемогущее, живое, разумное Существо, и Это Существо есть Личность! Приведенное рассуждение является классическим, и его нередко можно встретить в христианской литературе.

Если мы пойдем далее, то увидим, что в природе можно найти указания и на более глубокие тайны нашего Создателя. В частности, на два самых главных христианских догмата — о Троице и о Богочеловеке. Догмат о Троице подтверждается, например, тем, что самые фундаментальные категории материального мира — троичны. Пространство наше трехмерное, время — трехсоставное, оно бывает прошедшим, настоящим, будущим. Материя существует в трех формах: твердом, жидком и газообразном. Из смешения трех основных цветов — красного, синего и зеленого — происходит все бесконечное разнообразие красок в нашем мире. Совершенно очевидно, что все это есть отражение троичности Создателя и является ярким свидетельством истинности Библейского Откровения о Троице.

В природе также можно найти указания и на другую, известную нам из Писания тайну, — о воплощении Бога. Согласно Библии, Христос имел две природы: Божественную и человеческую. Во время Его земной жизни проявлялись обе эти природы — иногда одна, иногда другая. «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба», — говорит святой Иоанн Дамаскин. В физическом мире подобием Богочеловека является свет. В чем здесь подобие? Как свет, освещающий мир и дающий ему жизнь, исходит от солнца, так и Христос рождается от Бога Отца и приходит в мир, чтобы дать ему жизнь вечную. Однако на этом подобие не заканчивается. Из школьного курса физики мы знаем, что свет имеет двойную природу: иногда он проявляет себя как поток частиц, а иногда — как колебания волн. То есть свет соединяет в себе две природы, подобно тому как и Христос соединяет в Себе две несоединимые природы — Божество и человечество. Так что, может быть, еще и по этой причине Евангелие сравнивает Христа со светом — оно называет Его «Светом истинным, просвещающим мир»…

Итак, братия и сестры, узнавая из Библии и из природы свойства нашего Бога и Создателя, удивимся Его бесконечным совершенствам, Его силе и всемогуществу, Его непостижимой любви и премудрости. Ответим и сами на Его любовь своей любовью, на Его жертву своей жертвой, будем прославлять Его и словом, и делом, и молитвой, и всей нашей жизнью. Ибо если будем так поступать, то и Он сделает нас причастниками Своей непостижимой любви, Своей неизреченной славы, как и Сам говорит об этом в Писании: любящих Меня люблю и прославляющих Меня прославлю. Аминь.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || К оглавлению || Следующая
Полезная информация: