Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Тема 2. Разработка темы; топика.

 

Практические задания.

Задание 1.

Внимательно прочитайте текст.

Высочайший Манифест ГОСУДАРЯ  ИМПЕРАТОРА,

изданный 25 декабря 1812 года.

 

О изгнании неприятеля из России.

 

Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное наше отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против нас почти со всех европейских держав силы и подвизаемый алчностью завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь великой нашей империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно порожденной, но издавна уготованной им всеопустошительной войны.

Предузнавая по известному из опытов беспредельному честолюбию и наглости предприятий его приуготовляемую от него нам горькую чашу зол и видя уже его с неукротимою яростию вступившего в наши пределы, принуждены мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав в помощь Бога, обнажить свой меч и обещать царству нашему, что мы не опустим оный во влагалище, доколе хотя один из неприятелей оставаться будет вооружен на земле нашей. Мы сие обещание положили крепко в сердце своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного нам народа, в чем и не обманулись.

Каковой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь ее враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтоб она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось, с пролитием крови ее умножался в ней дух мужества, с пожарами градов ее воспалялась любовь к отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, вельможи, дворянство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния, не щадя ни имуществ своих ни жизни, составили единую душу, вместе мужественную и благочестивую, толико же пылающую любовию к отечеству, колико любовию к Богу.

От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия едва ли имоверные, едва ли когда слыханные. Да представят себе собранные с двадцати царств и народов, под единое знамя соединенные ужасные силы, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полуторы тысячи пушек следовало за ним. С ним только огромным ополчением проницает он в самую середину России, распространяется и начинает разливать огонь и опустошение.

Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в наши пределы, и где он? Здесь прилично сказать слова священного песнопевца: “Видех нечестиваго, превозносящагося и высящася, яко кедры ливанские, и мимо идох, и не бе; и взысках его, и не обретеся место его”. Поистине сие высокое изречение совершилось во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым нашим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнатых ветрами черных облаков? - Рассыпались как дождь. Великая часть их, напоив кровию землю, лежит, покрывая пространство московских, калужских, белорусских и литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята с многими военачальниками и полководцами в плен; и таким образом, что после многократных и сильных поражений напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть в стремительном бегстве своем гонимая победоносными нашими войсками и встречаемая мразом и гладом, устлала путь свой от самой Москвы до пределов России трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая ничтожная часть изнуренных и обезоруженных воинов едва ли полумертвая может прийти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недро могущественной России!

Ныне с сердечною радостию и горячею к Богу благодарностью объявляем мы любезным нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду нашу и что объявленное нами при открытии войны сей свыше меры исполнилось. Уже нет ни единого врага на лице земли нашей, или лучше сказать, все они здесь остались, но как? - мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которых более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него и находятся в руках наших.

Зрелище погибели войск его невероятно! Едва ли можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.

Итак, да познаем в великом деле сем промысл Божий. Повергнемся пред святым Его Престолом и, видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями, непохожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и вранам.

Велик Господь наш Бог и во гневе Своем! Пойдем благостию дел и чистотою чувств и помышлений наших единственным ведущим к Нему путем, в храм святости Его и тамо, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излитые на нас щедроты и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами и, прекратя брани и битвы, ниспошлет  к нам побед победу, желанный мир и тишину.

Þ  Прочитайте текст вслух и прескажите его содержание, пользуясь словами и выражениями автора.

Þ  Тема текста, или главное ключевое слово - неприятель; используя  текст и теортетический материал раздела, найдите в тексте и укажите, как испоьзуются следующие топы:

1.    Действие и претерпевание: что совершил неприятель и что претерпела Россия; Что совершила Россия и что претерпел неприятель?

2.    Предыдущее и последующее: в какой последоватенльности совершал неприятель свои действия?

3.    Место: в каких местах какие действия совершались, как связаны события, изображенные в тексте с местом?

4.    Время: в какое время совершались действия, изображенные в тексте?  Как представлен ход событий во времени?

5.    Состояние: в каком состоянии находились русские и неприятельские силы в начале и в конце Отечественной войны 1812 года?

6.    Внешние обстоятельства: какова была обстановка, благоприятствующая или препятствующая неприятелю и русским силам?

7.    Причина и следствие: в чем причина нападения неприятеля на Россию? В чем причина его поражения?

8.    Условие: как изображаются в тексте условия, при которых стала возможной победе русских над неприятелем?

9.    Образ действия: каков образ действия французского войска в отношении к России? Что говорится об образе действий в отношении к французам во время военных действий? Что говорится об образе действий в отношении побежденного неприятеля?

10. Цель и средство: каковы цели и соответствующие им средства французов и русских в войне?

11. Присущее и привходящее: как изображаются в тексте приущие особенности русского народа и войска?

12. Признак: укажите признаки поведения неприятеля, свидетельствующие о свойствах его натуры.

13. Качества: перечислите нравственные качества неприятеля и русских.

14. Свойства: укажите, как изображены в тексте специфические свойства неприятеля и российского  войска.

15. Род и вид: укажите перечислите виды нравственных свойств, соответственно проитвопоставленных у русских и у неприятеля.

16.Целое и части: укажите части русского общества, вставшие на борьбу с врагом, и части французской армии, оставшиеся на поле боя после ее поражения.

17. Имя: укажите и объясние наименования России и неприятеля, которые используются в тексте.

18. Большее- меньшее (сравнение): укажите, как сравниваются французская и русская армии, как используется этот топ для характеристики русской армии.

19. Подобие: чему уподобляется и с чем сопоставляется французская армия?

20.  Противное: найдите в тексте все противопоставления, объясните значение каждого из них.

21. Правило справедливости: найдите в тексте места, где на основе топа справедливости указывается необходимость смирения и человеколюбия.

22. Правило обратимости: найдите в тексте и укажите места, где говорится о человеческом и Божием возмездии завоевателю, и сравните их; объясните различие.

Þ  Пльзуясь материалом текста, изложите обстоятельства, основные события и духовно-нравственные следствия Отечественной войны 1812 года.

Задание 2.

Внимательно прочитайте текст.

Гоголь Н.В.

Нужно любить Россию[1]

(Из письма к гр. А.П. Т.......му)

Без любви к Богу никому не спастись, а любви к Богу у вас нет. В монастыре вы ее не найдете; в монастырь идут одни, которых уже позвал туда Сам Бог. Без воли Бога нельзя и полюбить Его. Да и как полюбить Того, Которого никто не видал? Какими молитвами и усилиями вымолить у Него эту любовь? Смотрите, сколько есть теперь на свете добрых и прекрасных людей, которые добиваются жарко этой любви и слышат одну только черствость да холодную пустоту в душах. Трудно полюбить того, кого никто не видал. Один Христос принес и возвестил нам тайну, что в любви к братьям получаем любовь к Богу. Стоит только полюбить их так, как приказал Христос, и сама собой  выйдет в итоге любовь к Богу. Идите же в мир и приобретите прежде любовь к братьям.

Но как полюбить братьев, как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и в них так мало прекрасного! Как же сделать это? Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви. Уже крики на бесчинства, неправды и взятки - не просто негодованье благородных на бесчестных, но вопль всей земли, послышавшей, что чужеземные враги вторгнулись в бесчисленном множестве, рассыпались по домам и наложили тяжелое ярмо на каждого человека; уже и те, которые приняли добровольно к себе в домы этих страшных врагов душевных, хотят от них освободиться сами, и не знают,  как это сделать, и все сливается в один потрясающий вопль, уже и бесчувственные подвигаются. Но прямой любви еще не слышно ни в ком, - ее  нет также и у вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться  да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже больше ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, - последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней бездейственной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам.

1844 г.

Þ  Прочитайте текст вслух и перескажите его содержание, используя слова и обороты автора.

Þ  Выделите главное ключевое слово, обозначающее предмет речи, и назовите все словосочетания, в которых оно встречается в тексте.

Þ  Выделите сочетания слов, которые выражают топ действие-претерпевание. Пример: “Без любви к Богу никому не спастись”, “Без воли Бога нельзя и полюбить Его”, “в любви к братьям получаем любовь к Богу”, Душа хочет любить одно прекрасное”. Перечислите все объекты любви, которые названы в тексте и расположите их в порядке убывания значимости.

Þ   Найдите в тексте и укажите все места, в которых устанавливаются отношения условия (если..., то) между любовью к Богу, любовью к  ближнему, любовью к соотечественникам, любовью к родине.

Þ  Объясните, почему невозможно любить Бога, не любя ближнего. Найдите в Св. Писании слова, подтверждающие эту мысль.

Þ   Используя различные значения топа предыдущее-последующее, расположите в правильном смысловом порядке понятия любовь Бога к человеку, любовь человека к Богу, любовь человека к ближнему, любовь к отдельному человеку, любовь к людям, любовь к соотечественникам.

Þ   В чем проявляется любовь к ближнему, где проявляется любовь к ближнему; когда проявляется любовь к ближнему; каково состояние любящего человека и в каком состоянии ближние наиболее нуждаются в нашей любви; при каких обстоятельствах проявляется действительная любовь к ближнему; кто больше  приобретает от доброго поступка - тот, для кого он совершается, или тот, кто его совершает? Что является условием любви к ближнему? Почему любовь к Богу и ближнему  является основой нравственности? Дайте развернутые ответы на эти вопросы. Приведите примеры, подтверждающие ваши ответы.

Þ   Дайте обоснование ваших ответов на эти вопросы.

Þ  Используя  в качестве образца письмо Н.В. Гоголя “Нужно любить Россию”, подготовьте и произнесите в классе краткую речь на тему: Что такое истинный патриотизм.

Þ  Дайте развернутые ответы на вопросы:

Что есть отечество?

Что есть наше Небесное отечество?

Что есть наше земное отечество?

Что есть любовь?

Что есть любовь к Богу?

Какой бывает любовь к ближнему?

Что такое привязанность?

Что такое дружба?

Что такое христианская любовь?

Что означает любовь к конкретным людям и любовь к человечеству?

Какая любовь к ближним возможна, а какая невозможна без веры в Бога? Почему?

Что такое патриотизм?

Всякая ли любовь к отечеству есть патриотизм?

В чем проявляется патриотизм?

С чем можно сравнить патриотизм?

Что противоположно патриотизму?

Что есть истинный патриотизм и что есть ложный патриотизм?

Какие вы знаете примеры истинного и ложного патриотизма?

Þ  Найдите в Св. Писании, в творениях Отцев и учителей Церкви, в произведениях духовных и светских писателей свидетельства о патриотизме, подтверждающие ваши ответы.

Þ  Используя ответы на вопросы, составьте тезисы вашего выступления по следующему плану:

1.    Определите, что такое  патриотизм.

2.    Объясните, какая бывает любовь к отечеству и что такое христианский патриотизм.

3.    Докажите, почему истинный патриотизм является следствием христианской любви к ближнему и любви к Богу.

4.    Докажите, почему без любви к соотечественникам невозможно любить ближнего, а без любви к ближнему невозможно любить Бога.

5.    Докажите, почему любовь к отечеству без христианской любви к Богу и ближнему есть на самом деле любовь к самому себе, то есть эгоизм, и почему эгоизм несовместим с любовью к отечеству.

6.    Подтвердите  доказательство  сравнением, например, с любовью родителей к детям и детей к родителям.

7.    Приведите конкретные положительные и отрицательные примеры, подтверждающие доказательство.

8.    Приведите слова Св. Писания или авторитетных авторов, свидетельствующие о правильности вашего мнения.

9.    Сделайте общее заключение.

Þ  Произнесите  на занятии пяти-шестиминутную речь на основе составленного плана.

Þ  Внимательно выслушайте другие речи на ту же тему, отметьте в них неясные места.

Þ   Используя изученный теоретический материал и имеющиеся ответы на вопросы, предложите друг другу вопросы по содержанию произнесенных речей и дайте ответы на них.

Задание 2.

Внимательно прочитайте текст.

 

Константин Петрович Победоносцев

“Государь император Александр Александрович”.

Речь в заседании Императорского русского исторического общества

6 апреля 1895 года.[2]

 

 

1

Человек делает историю; но столь же верно и еще более значительно, что история образует человека. Человек может узнать и объяснить себя не иначе как всею своею историей. Дух человеческий с первой минуты бытия неудержимо, непременно стремится всякую свою способность, всякую мысль, всякое ощущение выразить, воплотить в действии, - и вся эта энциклопедия событий и действий составляет жизнь человеческую. В этом смысле жизнь, составляя сцепление событий, связанных между собою логическою связью причины и действия, в то же время есть таинство души: есть события в жизни, которые роковым, таинственным образом действуют на чуткую душу, определяя стремления, волю, характер и всю судьбу человека.

2

Но человек есть сын земли своей, отпрыск своего народа: кость от костей, плоть от плоти своих предков, сынов того же народа, и его психическая природа есть их природа, с ее отличительными качествами и недостатками, с ее бессознательными стремлениями, ищущими сознательного исхода. У всякого народа, как и у отдельного человека, есть своя история, своя сеть событий и действий, в которых стремится воплотить себя душа народная. В исторической науке пытливый ум, критически исследуя факты, действия и характеры, желает определить точную достоверность их и уловить взаимную их связь и внутреннее значение в судьбах общественной и государственной жизни народа. С глубоким интересом, с наслаждением, с удивлением читаем мы страницы этой книги, восхищаясь остротой критического ума, искусством художника; по старинному выражению, история - учительница народов, граждан и правителей, - но кому из них пошли впрок ее уроки? Кто, закрывая книгу, овладевшую всем его вниманием, не ощущал в душе горького сознания, что пред ним открывалась старая, как мир, летопись человеческой гордости, эгоизма, жестокости и невежества, свиток, в котором написаны “жалость и рыдание и горе”?

В ином, более глубоком, смысле, история земли и народа, образуют человека, сына земли своей, если у него душа чуткая. Чуткая душа вносит в историю свое живое чувство, и тогда всякий факт, всякий характер в истории отвечает на то, чему душа верит, что ум в состоянии обнять, так что своя духовная жизнь становится для человека текстом, а летопись истории - комментарием к нему. В этом свете события открывают ему свое таинственное значение, и мертвая летопись оживляется поэзией духовной жизни целого народа. Иное, в чем наука, анализируя факты и свидетельства о них, видит одну легенду, сложившуюся в народном представлении, - то самое получает смысл явления, оправдавшего себя в жизни и в истории, становится истиной для духа. Чего бы ни достиг разлагающий анализ ученого историка в исследовании сказаний о Владимире, о Димитрии, о Сергии, об Александре Невском, - для чуткой души это явление, этот образ становится созвездием, проливающим на нее лучи свои, совершающим над нею свое течение в тверди небесной.

3

Мне представляется, что так образовалась душа почившего, незабвенного Государя, которого память собрались мы ныне чествовать в Обществе, Им основанным. Душа Его была чуткая в отзывчивости ко всему, в чем сказывалась ей природа своей земли и своего народа.

4

Он вырос возле старшего брата, наследника престола[3], можно сказать, в тени Его, питая Свою душу дружбой с Ним, воспринимая от Него впечатления и вкусы Его умственного и нравственного развития. То были годы беспорядочного брожения умов в науке, в литературе, в обществе, но близ Царевича стояли люди, которые способны были привлечь Его внимание   к явлениям русской жизни, к сокровищам духа народного и в истории народа и в его литературе. Таковы были Ф.И. Буслаев[4] и С.М. Соловьев[5]. Под влиянием их образовались вкусы обоих братьев и интерес их к русской старине. В поездках Своих по России, изо дня в день одушевляемый встречавшим Его повсюду народным движением, Цесаревич успел узнать и полюбить народ Свой и проследить ход его истории на памятниках древности. Успел узнать и полюбить природу коренного русского края, столь сродную русскому духу. Душа Его росла и крепла на родной почве, в родной атмосфере, и в письмах к любимому брату Он передавал ему свои ощущения.

5

Настал 1865 год. Он принес России страшное горе - Богу угодно было отнять у России светлую надежду. Цесаревич Николай Александрович скончался - и оставил грядущие судьбы России в наследство возлюбленному Брату, предав Ему и все заботы юной души Своей.

Нежданное, негаданное бремя легло на душу нового Цесаревича, и Он принял его в смирении, как долг, возложенный на Него Провидением, принял и в глубине души Своей поверил Богу судьбу Свою и России. Ныне и Его, по воле Божией, оплакивая, мы видим, чувствуем, как до конца оправдалась эта вера.

6

С этого дня до вступления на престол в 1881 году, Он зрел в тишине, не думая, не гадая о том страшном часе, которым ознаменовалось вступление Его на царство. Эти годы были для Него поистине годами воспитания, и оно совершалось в духе исторических заветов народа Русского и Русского государства. Еще в детстве любимым Его чтением были исторические романы Загоскина[6] и Лажечникова[7], и в нем, как во многих русских детях, это чтение возбудило первое движение любви к отечеству и национальной гордости. Интерес к этому чтению сохранил Он и в юности, и в последующие годы Своей жизни. Беседы с С.М. Соловьевым открыли Ему внутренний смысл русской истории и значение борьбы, которую вело собиравшее землю государство с противогосударственными и противоязычными силами. Ему случалось сходиться с умными русскими людьми, и Он любил слушать их речи о русской старине и суждения о делах и событиях нового времени с русской точки зрения: так росла в Нем та чуткость к русским интересам, которая в годы царствования открылась нам в силе истинной государственной мудрости. Памятники русской старины, которые Он изучал наглядно во время поездок по России, были для Него предметом особливого интереса, и Он ощущал тонко ту своеобразную красоту линий и украшений, которою отличался тип нашей старинной церковной архитектуры. С тех пор требовал Он к Своему рассмотрению все проекты новых церковных сооружений, и глаз Его с удивительною верностью различал все, что в отдельных частях здания нарушало цельную его гармонию или не согласовывалось с основным типом. В душе Его отражался лучшими привлекательными чертами тот образ великорусского человека, который привлекает к нему сочувствие всех успевших близко с ним ознакомиться. И в людях и в учреждениях Ему было противно все искусственное, напускное и напыщенное; но простой человек, приближаясь к нему, чувствовал свое душевное сродство с Русским Государем.

7

И для отдельного человека, и для народа, и для общества всю цену истории составляет самосознание. И отдельный человек, и народ, представляемый властью, познает себя в своей истории. Поучительна история развития этого самосознания у нас в России. Стоит сравнить в этом отношении две эпохи - начало и конец текущего столетия, время двух Александров Императоров - Александра I и Александра III. Первый Александр тоже любил Россию и народ Свой, но Его воспитание не дало Ему возможности узнать ни историю страны Своей, ни народ Свой. Он родился в такое время, когда простой народ слыл под общим названием подлых людей, и сверху мало кто различал в нем облик достоинства; когда западная культура, перенесенная на русскую почву, выражалась лишь во внешних формах чуждого нам быта; когда на самую Церковь смотрели сверху как на учреждение, необходимое для народа, но уступающее в достоинстве римскому культу просвещенного Запада. И ум, и сердце неудержимо влекли молодого Государя к возвышенной цели - привить ко благу народному, водворить порядок в хаосе учреждений, искоренить злоупотребления, разрешить стеснительные узы рабства и предрассудка. Но идеал, к которому применялись Его стремления и планы, - был не в России, а вне ее. Воспитанный Лагарпом[8] в духе отвлеченных идей философии XVIII столетия, из них почерпал Он отвлеченный идеал Свой, а русская история, русская действительность была Ему закрыта и представлялась чистым полем, на котором можно строить что угодно. Окруженный плеядой юных советников, Он заодно с ними погружался в мечтания: не зная натуры народа и его потребностей, мечтал Он о представительном правлении, долженствовавшем будто бы водворить разум и правду в правительстве; не знал Церкви Православной в ее народном значении, мечтал об уравнении с нею всех вероисповеданий и о безразличии церквей и вероучений; мечтал о восстановлении Польши, не зная истории, которая сказала бы Ему, что Царство Польское означает рабство и угнетение для всего Русского народа.

С того времени до вступления на престол Императора Александра III протекло слишком полстолетия. В этот период времени трудно исчислить, сколько сделано успехов, как выросло русское историческое самосознание - и наиболее заметный рост его относится именно ко времени воспитания и первой юности Цесаревича Александра Александровича. Открыто и обнародовано множество новых памятников, осветивших историю народной жизни, явились молодые ученые с самостоятельными взглядами на учреждения, и события, и характеры, в литературе и в обществе проснулся живой интерес к памятникам народного творчества в песнях, в былинах, в музыке, в архитектуре.

В Москве собрался кружок культурно образованных людей, одушевленных мыслью о необходимости народного самосознания в исследовании прошедших судеб страны своей и своего народа; они явились в обществе и в литературе с протестом против ложного отношения к русской жизни и ее потребностям, против самодовольного невежества и равнодушия ко всему, что касалось до самых живых интересов России. Это были люди, искавшие в прошедшем своей родины идеала для устройства будущих судеб ее, и они первые сознательно выяснили перед всеми нераздельную связь русской народности с верой и с Православною Церковью. Независимо от крайностей учения, слово это было необходимо в виду надвигавшегося с Запада космополитизма и либерального доктринерства: вот почему деятельность этого кружка имела важное значение в истории русского просвещения. Молодой Наследник Цесаревич, рано ознакомившийся с этим направлением через А.Ф. Тютчеву[9], не мог не сочувствовать ему чутким русским сердцем, любящим народ Свой и землю, и жаждущим правды и прямого дела для земли Своей.

8

Посреди таких явлений и воздействий возрастал и образовался будущий Император. И вместе с тем вырастала и укреплялась в народе вера в Него, оправдавшаяся в течение всего 13-летнего Его царствования. Для крепости правления нет ничего важнее, нет ничего дороже веры народной в своего правителя, ибо все держится на вере. Что бы ни случилось, - все знали и были уверены, на что, в важных случаях государственной жизни, даст Он отрицательный  и на что положительный ответ из Своей русской души. Все знали, что  не уступит Он русского, историей завещанного, интереса ни на польской, ни на иных окраинах инородческого элемента, что глубоко хранит Он в душе Своей одну с народом веру и любовь к Церкви Православной, понимая все ее воспитательное значение для народа, - наконец, что заодно с народом верует Он в непоколебимое значение власти Самодержавной в России, и не допустит для нее, в призраке свободы, гибельного смешения языков и мнений.

9

Когда мы теряем ближнего, любимого человека, мы не думаем спрашивать: что он сделал, мы только ощущаем, чем он был, со всею окружавшею его нравственной атмосферой, все, что от него исходило к нам и держало в нас ту гармонию жизни, которую с кончиной его мы утратили. И кажется в эту минуту - его нет - как нам жить без него? Таким-то чувством дрогнул весь народ Русский, пораженный вестью, что отошел от нас Царь Александр III. Душа народная слилась с Его душой и, утратив Его, сама растерялась. Чувство это живо и поныне. Кто хочет уловить его и ощутить его, и слиться с ним, пусть идет в Петропавловский собор и на эту орошенную слезами могилу - и увидит, как и ныне, и завтра наполняет его торжественно с утра до вечера тихой молитвой бесконечная толпа народная, стекающаяся к этой могиле со всех концов России.

В тексте выделены смысловые фрагменты, каждый из которых содержит определенную мысль, обоснованную доводами или пояснением.

Þ   Прочитайте первый фрагмент, главная мысль которого - определение-характеристика человеческой жизни: “жизнь, составляя сцепление событий, связанных между собою логическою связью причины и действия, в то же время есть таинство души”. Выразите эту мысль собственнными словами и объясние ее. Согласны ли вы с этой мыслью К.Н. Победоносцева?

Þ   Прочитайте второй фрагмент. Главная мысль его: “Чуткая душа вносит в историю свое живое чувство, и тогда всякий факт, всякий характер в истории отвечает на то, чему душа верит, что ум в состоянии обнять, так что своя духовная жизнь становится для человека текстом, а летопись истории - комментарием к нему”. Объясните, как вы понимаете эту мысль, и сформулируйте ее своими словами. Найдите во фрагменте  слова, с помощью которых  автор обосновывает эту мысль, и слова, раскрывающие, поясняющие ее. Постарайтесь найти и указать сходство в содержании первого и второго фрагментов. Раскрывает ли второй фрагмент содержание первого?  Как связаны главные мысли первого и второго фрагментов? Объясните эту связь.

Þ  Найдите в третьем фрагменте главную мысль и сформулируйте ее своими словами. Как связан этот фрагмент с предшествующими?

Þ  Четвертый фрагмент представляет собой описание детских и юношеских впечатлений императора Александра III, главная мысль фрагмента о том,  какое отношение к России и народу усвоил он в юности. Найдите в тексте эту главную мысль.

Þ  Пересказывая содержание фрагмента, остановитесь подробнее на характеристике упомянутых в нем лиц.

Þ  Укажите главную мысль пятого фрагмента и объясните ее: почему, став наследником Престола, великий князь Александр Александрович видел во власти не желаную цель, а тяжкое бремя и нравственнный долг?

Þ  Шестой фрагмент содержит описание того, как развивалось мироввоззрение императора Александра III в годы, когда он был наследником Престола. Главная мысль фрагмента -  о народности характера императора Александра III. Найдите эту мысль в тексте и сформулируйте ее своими словами.

Þ  Пересказывая фрагмент, подробнее остановитесь на исторических событиях и лицах, которые в нем упомянуты.

Þ  Седьмой фрагмент содержит сопоставление императора Александра III  с императором Александром I. Какие особенности обоих царствований сопоставляются? К какому выводу приходит К.П. Победонорсцев? Найдите главную мысль фрагмента и сформулируйте особенности мировоззрения императора  Александра III.

Þ  В восьмом фрагменте речь идет о причинах народной любви к императору Александру III. Кратко сформулируйте основную мысль фрагмента.

Þ  Найдите и сформулируйте основную мысль завершающего девятого фрагмента речи и прокомментируйте ее, учитывая последующие исторические события.

Þ  Найдите главное положение (тему) речи: каково главное суждение К.П. Победоносцева о характере императора Александре III?

Þ  Сопоставьте тему речи с основными мыслями ее частей-фрагментов и объясните, как содержание частей речи К.П. Победоносцева раскрывает ее главную мысль.

Þ  Текст речи К.П. Победоносцева строится на противопоставлениях, например:

Человек делает историю; но столь же верно и еще более значительно, что история образует человека”;

Жизнь, составляя сцепление событий, связанных между собою логическою связью причины и действия, в то же время есть таинство души”;

У всякого народа, как и у отдельного человека, есть своя история”;

Иное, в чем наука, анализируя факты и свидетельства о них, видит одну легенду, сложившуюся в народном представлении, - то самое получает смысл явления, оправдавшего себя в жизни и в истории, становится истиной для духа” и т.д. Выпишите все противопоставления (антитезы), которые вы найдете в тексте.

Þ  Найденные вами антитезы представляют собой противопоставления внешних топов (общих мест). Объясните  эти общие места и проиллюстрируйте их примерами.

Þ  используя результаты предшествующих  упражнений, перескажите своими словами речь К.П. Победоносцева.

Þ  Подготовьте краткое выступление на тему: христианское понимание гражданского долга.

Задание 3.

 Внимательно прочитайте текст.

Смиренный Тихон,

Божию милостию Патриарх Московский и Всея России,

возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям

и всем верным чадам Православной Церкви Российской.

 

Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть;

вот, они отвергли Слово Господне; в чем же мудрость их...

Они говорят: “Мир! Мир! а мира нет” /Иер. 8,9,11/

Благословен мир между народами, ибо все братья, всех призывает Господь мирно трудиться на земле, для всех уготовал Он Свои неисчислимые блага. И Святая Церковь непрестанно возносит молитвы о мире всего мира, уповая, что восторжествует на земле правда Христова и соединит враждующих братьев в единое стадо под водительством Единого Небесного Пастыря. И несчастный русский народ, вовлеченный в братоубийственную кровавую войну, нестерпимо жаждал мира, как некогда народ Божий жаждал воды в палящей зноем пустыне. Но не было у нас Моисея, который бы напоил свой народ чудодейственной водой, и не ко Господу своему Благодетелю, воззвал народ о помощи - явились люди, отрекшиеся от  веры, гонители Церкви Божией, и они дали народу мир.

Но тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ?

Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, - такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери.

А между тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше Отечество. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается с каждым днем. Голод усиливается, и, чтобы ослабить его, грозят даже изгонять из столиц мирных жителей, не знающих, где им преклонить главу. Рабочим угрожает лишение заработка, возвращаются из полков воины и не находят работы. Умножаются грабежи и убийства, и для борьбы с ними население часто прибегает к ужасному самосуду.

Устранит ли объявленный мир эти вопиющие к небу нестроения? Не принесет ли он еще больших скорбей и несчастий? Увы, оправдываются слова пророка: “Они говорят6 мир, мир, а мира нет”. Нет мира и нет радости, спутницы мира.

Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство Русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения.

По воле Пастыреначальника, Главы Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, поставленные на великое и ответственное служение Первосвятителя Церкви Российской, по долгу преемника древних собирателей и строителей земли Русской Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Мы призываем совестию своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить перед всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. Этот мир, принужденно подписанный от лица русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества. Может ли примириться русский народ со своим унижением? Может ли он забыть разлученных от него по крови и вере братьев? И Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не возносить благодарственного моления Господу Богу за прекращение кровопролития, не может теперь иначе, как с глубочайшей скорбью взирать на эту видимость мира, который не лучше войны.

К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостью до смерти. Оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце мое /Плач. 2. II/ при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще больших скорбей. Не радоваться и торжествовать по поводу мира призываем мы вас, православные люди, а горько каяться и молиться пред Господом.

Братие! Настало время покаяния, наступили святые дни Великого Поста. Очиститесь от грехов своих, опомнитесь, престаньте смотреть друг на друга, как на врагов и разделять родную землю на враждующие станы. Все мы - братья, и у всех нас одна мать - родная  Русская земля, и все мы чада одного Отца Небесного, Которого молим: “Отче наш... остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим”.

Пред лицом страшного, совершающегося над нами суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил  Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам ОН даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутыя и собрали расточенныя.

Взываю ко всем вам, архипастыри, пастыри, сыны мои и дщери о Христе: спешите с проповедью покаяния и призывом к прекращению братоубийственных распрей и раздоров, с призывом к миру, тишине, к труду, любви и единению.

Убеждайте всех усердно молиться Господу, да отвратит ОН праведный гнев Свой, грех наших ради на ны движимый, да укрепит наш расслабленный дух и восставит нас от тяжкого уныния и крайнего падения. И милосердный Господь сжалится над грешной Русской землей и помилует ее ради святых угодников Божиих наипаче же Заступницы усердной рода христианского, молитвами коих да снизойдет на вас благословение Божие. Аминь.

Тихон,

Патриарх Московский и Всея России

5 (18) марта 1918 г.

Москва

 

Þ   Прочтите вслух и подробно перескажите текст, используя слова автора.

Þ   Выделите в тексте главное ключевое слово, обозначающее предмет речи.

Þ   Выпишите из текста все сочетания этого слова с другими, разделите характеристики мира на положительные, отрицательные, нейтральные.

Þ  Дополните этот список другими возможными словосочетаниями (например, долгосрочный мир, насильственный мир, вечный мир и т.д.).

Þ  Найдите синонимы слова “мир”, укажите различия в значении синонимов.

Þ  Найдите антонимы слова “мир”, укажите различия значений антонимов.

Þ  Укажите значение омонима слова “мир” - “мiр”.

Þ  Вспомните или найдите в словаре пять наиболее значительных пословиц о мире, объясните их.

Þ  Укажите признаки мира.

Þ  Укажите качества мира.

Þ  Укажите присущие и привходящие свойства мира.

Þ  Укажите понятия, выражающие виды мира (внутренний мир, мир с ближними, международный мир и т.д.).

Þ  Дайте определение понятия “мир”.

Þ  Укажите главное положение (тему) послания святителя Тихона.

Þ   Когда и при каких обстоятельствах было написано это послание? Кому оно адресовано?

Þ  Расскажите о событии, с которым непосредственно связано послание, и  об исторической обстановке, в которой оно было написано.

Þ  При каких обстоятельствах был заключен Брестский мир?

Þ  Кто, по какой причине и с какой целью заключил Брестский мир?

Þ  Каковы были условия Брестского мира?

Þ  Каковы были последствия Брестского мира?

Þ  Укажите территориальный состав - части Российской империи до Брестского мира, какие территории были отторгнуты от нашей страны по Брестскому миру?

Þ   

Þ  Кто был заинтересован в заключении Брестского мира?

Þ  Каким образом был заключен Брестский мир?

Þ  Когда, при каких обстоятельствах и кем был расторгнут Брестский мир?

Þ  Перечислите основные факты и события Первой мировой войны.

Þ  Перечислите основные этапы и события гражданской войны в России.

Þ  Найдите в тексте и выпишите характеристики и оценки гражданской войны.

Þ   Укажите исторические аналогии (подобие) Первой мировой войны и Гражданской войны в России.

Þ   Укажите признаки и свойства (особенности) войны с внешним врагом и гражданской войны.

Þ  Дайте определение гражданской войны, оборонительной войны, отечественной войны, военной агрессии. Приведите соответствующие примеры на материале войн, которые вела Россия на протяжении своей истории. С кем и почему были эти войны?

Þ  Перечислите основные события и факты Отечественной войны 1812 года.

Þ  Перечислите основные факты и события Второй мировой войн 1940-1945 годов и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Þ   Сравните последствия Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и Великой Отечественной войны.

Þ  Являются ли Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945 годов сходными событиями, а если являются, то в каком смысле?

Þ  Укажите попарно противоположные свойства Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны, Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

Þ  Бывают ли справедливые войны? Сформулируйте принципы справедливой войны и условия справедливости войны, используя правила справедливости, обратимости и транзитивности.

Þ  Найдите в текстах Св. Писания и в творениях св. Отцов Церкви места, подтверждающие  сформулированные вами принципы.

Þ  Используя результаты предшествующих заданий, подготовьте выступление на тему: Христианское понимание войны и мира.

Þ  Обсудите эту тему и выступления на занятии.

Þ  Сформулируйте проблему, которая объединяла бы все четыре изученных материала. Проведите дискуссию по этой проблеме.



[1] Гоголь Н.В. Духовная проза. М. “Русская книга”, 1992. С. 135-136.

[2] В кн.: К.П. Победоносцев. Сочинения. С.-Пб. “Наука”, 1996, с. 164-168.

[3] Цесаревич Николай Александрович (1843-1865)

[4] Буслаев Федор Иванович (1818-1897)

[5] Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879)

[6] Загоскин Михаил Николаевич (1789- 1852)

[7] Лажечников Иван Иванович ( 1792- 1869)

[8] Лагарп Фредерик Сезар де (1777-1838)

[9] Анна Федоровна Тютчева, дочь поэта Ф.И. Тютчева.

 

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая
Полезная информация: