Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Глава первая. Изобретение.

Изобретением называется создание содержания высказывания. Создать содержание высказывания значит ясно и четко определить: что, кому, с какой целью, каким образом, в какой форме, при каких обстоятельствах надлежит сообщить и о чем следует умолчать.

Изобретение является важнейшей частью риторики. Приступить к публичной речи, не обдумав предварительно ее содержание, значит в лучшем случае пустословить, но обычно безответственные, бессодержательные и бесцельные высказывания влекут за собой отрицательные последствия. И чем совершеннее по форме оказываются такие необдуманные речи, тем больший вред они наносят.

Изобретение включает: (1) анализ проблемной ситуации, определение предмета речи и создание темы высказывания;  (2) развертывание темы, нахождение, отбор и согласование аргументов.

Тема 1. Анализ проблемной ситуации, нахождение и формулировка темы.

 

Теоретический материал.

Цель риторического высказывания - решение проблемы, значимой для аудитории. Ритор не выдумывает проблемы, но разрешает реальные жизненные задачи. Чтобы принятое решение было правильным и действенным, вносимые ритором предложения должны быть обоснованы, поняты, оценены и сознательно приняты аудиторией, а не навязаны ей. Поэтому положения, которые содержатся в риторическом высказывании, подлежат обсуждению. «Мы совещаемся, - указывает Аристотель, - относительно того, что, по-видимому, допускает возможность двоякого решения, потому что никто не совещается относительно тех вещей, которые не могут, не могли и в будущем не смогут быть иными, раз мы их понимаем как таковые, - не совещаемся потому, что это ни к чему не ведет»[1].

Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация, с анализа которой начинается изобретение, включает: (1) аудиторию; (2) проблему и предмет речи, которые подлежат обсуждению; (3) самого ритора с его знаниями, способностями, опытом и риторической подготовкой.

I.     Аудитория.

Аудитория - совокупность лиц, к которым обращается ритор. Аудитория представляет собой не случайное стечение людей, но их объединение на основе общих целей и интересов.

Аудитория развивается и изменяет свое состояние в ходе общения. Обсуждение проблем создает различие мнений и точек зрения, выделяя тем самым группировки людей, придерживающихся той или иной позиции.

 Объем аудитории. В зависимости от объема и уместных средств общения (устного, письменного, печатного, электронного, компьютерных сетей) аудитории подразделяются на сосредоточенные ораторские (малые, средние, большие) и рассредоточенные - аудитории письменной и печатной речи, сложные образования с точки зрения содержания речи и соотношения видов и форм  словесности.

Сосредоточенные аудитории.

К малым относятся аудитории, в которых возможен непосредственный диалог. Особенности работы в малых аудиториях состоят в том, что каждый участник общения легко включается в речь. Поэтому малые аудитории используются для продолженной речи - обучения, собеседований, совещаний. Конкретные решения принимаются обыкновенно в малых аудиториях. Работа с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку диалогическая речь содержит импровизацию.

К средним относятся аудитории, в которых ритор может использовать ораторский речевой регистр, создающий границу между ним и слушающими. Для ритора-оратора средняя аудитория наиболее благоприятна, потому что легко обозрима, не требует максимального использования ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, взглядом и жестом. Непосредственный диалог в средних аудиториях затруднен, поэтому для организации диалогической речи они членятся на группы по несколько человек.

Средние аудитории, как и малые, предпочтительны как для продолженных видов речи - преподавания, проповеди, политической пропаганды, в которых сочетаются монолог и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи. Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную подготовку.

К большим относятся аудитории  до нескольких сот и даже тысяч человек. Верхний предел больших аудиторий определяется обозримостью и досягаемостью голоса или усилителей звука при непосредственном контакте говорящего с публикой.

Возможности ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку сильное напряжение голоса, как и использование электронной аппаратуры, стесняет маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. Диалогическая речь и сложная аргументация в больших аудиториях невозможны.

Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому  выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрения или порицания.

Рассредоточенные аудитории.

Рассредоточенные аудитории представляют собой среду общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной передачи информации. Для таких аудиторий характерны получение сообщений поодиночке или малыми группами и иерархическая организация, создаваемая различными видами устной и письменной речи.

Работа с рассредоточенными аудиториями предполагает специальную сеть речевых отношений и разделение труда речедеятелей: для книгоиздания нужны автор, издатель, книготорговец, распространители и т. д. Кроме того, использование письменной и печатной речи возможно только в специально подготовленной и обученной читательской среде.

Письменная и печатная речь всегда сопряжена с устной, а качества самой по себе устной публичной речи в условиях письменного общения изменяются, так как возникает необходимость в ее периодическом продолжении. Видами такой устной речи, вводящей письменные произведения, являются педагогическая речь, проповедь, различные виды устной пропаганды.

Поэтому ритор, которому приходится работать с рассредоточенной аудиторией, а следовательно, сочинять статьи, брошюры или книги, должен учитывать степень ее подготовленности и обученности. И вместе с тем писатель и журналист должны уметь читать публичные лекции, вести занятия, беседы, дискуссии.

Массовая аудитория представляют собой многомиллионную слабо организованную и неустойчивую среду общения, которая создается системой средств массовой информации. Границы массовой аудитории подвижны и могут совпадать с ареалом распространения национального, межнационального или мирового языка. Современная массовая аудитория расширяется в мировых масштабах и становится глобальной; при этом обнаруживается явная тенденция ее превращения в англоязычную с использованием других языков в качестве своеобразных переводных эквивалентов английского.

Массовая аудитория охватывается информационными источниками разных уровней от глобальных в виде международных телерадиовещательных корпораций и информационных сетей (Интернет) до региональных и локальных в виде национальных и местных телекомпаний, газет, информационных сетей, рекламных агентств и т.п.

Особенность аудитории массовой информации состоит в ее тоталитарности - в стандартности реакций на информационные стимулы, в жесткой и единообразной системе мировоззренческих установок,  в ограниченной способности понимания и самостоятельной оценки слова, в минимальной интеллектуальной и нравственной подготовке, в отсутствии индивидуального стиля. Это затрудняет аргументацию идей, выходящих за рамки материального потребления и примитивных развлечений.

В наше время любая аудитория находится под влиянием средств массовой информации, и ритору приходится обращать внимание на проявления стереотипов массового тоталитарного сознания не только в аудитории, но и в себе самом.

 Культурное состояние аудитории. Существенное значение для оценки проблемной ситуации имеет отношение аудитории к культуре[2].

 Культурой являются не все продукты, создаваемые человеком, но только уникальные хранимые обществом произведения, образцы или нормы, на основе которых организуется деятельность в обществе и накапливается опыт, передаваемый от поколения к поколению.

 Культуру принято подразделять на духовную[3], материальную и физическую.

К духовной культуре относится совокупность идей и знаний, которыми владеет общество.

К материальной культуре относится совокупность объектов утилитарного назначения - здания, сооружения, пути сообщения, технические устройства и инвентарь, оружие, одежда, породы животных и растений, сельскохозяйственные угодья, обработанные или специально выделенные фрагменты природной среды, которые сохраняются как образцы для создания подобных в ходе практической деятельности.

К физической культуре относятся развиваемые в ходе специальной подготовки и обучения свойства организма человека, которые обеспечивают его продуктивную деятельность.

В основе культуры лежит язык, универсальная знаковая система, потому что все знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность  и как совокупность произведений слова. Любое произведение или факт природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.

Вслед за (1) языком в основании культуры находятся следующие семиотические системы, без которых не может функционировать человеческое общество: (2) общие знаковые системы - средства счета, обряды, игры; (3) гадания, знамения, приметы, (4) музыка, танец, изображения и орнамент; (5) утварь, костюм, архитектура; (6) меры, ориентиры, команды.

Культура существует и развивается в условиях жизни конкретного общества, потому что накопление опыта может происходить при условии сохранения традиции в образовании и преемственности деятельности от поколения к поколению[4]. Основные разделения культуры по характеру общественных группировок суть: культура общества, культура народа, культура края, культура профессии (сословия), культура анклава, культура землячества, культура поколения, культура маргинальной группы (криминального сообщества) или антикультура.

Общенациональная культура. Культуросозидающая деятельность происходит в пределах общенациональной культуры и состоит (1) в культурном творчестве, например в научной, художественной, технической сферах; (2) в отборе культурных фактов из совокупности различного рода произведений, который является задачей специалистов в области культуры, а также в поиске, реставрации и истолковании остатков жизни прошлых эпох; (3) в передаче культуры новым поколениям, в ее обобщении и систематизации посредством специальных институций - системы образования, нормирования по образцам различных сфер жизнедеятельности общества (например, создания технических стандартов), так называемой культурно-просветительской деятельности и т.д.; (4) в охране культуры, куда входят научные исследования культуры, реставрационная деятельность, законодательство, правовая и физическая защита культуры.

Созидательная деятельность возможна только на основе культурных образцов, поэтому разрушение фактов культуры или их игнорирование является вандализмом и должно рассматриваться как наказуемый антиобщественный поступок. Это относится ко всем сферам культуры духовной, материальной и физической. Так, деятельность различного рода деструктивных сект, отрицающих и разрушающих религиозную традицию, использование не по назначению культовых сооружений и предметов, антирелигиозная пропаганда суть проявления вандализма по отношению к духовной культуре общества..

Культура объективна и исторична; ее состав, строение и содержание не зависят от психологического состояния или мнений отдельных людей или общественных групп. Всей культурой владеет все общество на протяжении всей своей истории. Но каждый человек и каждая социальная группировка определенным образом относится к культуре общества, так как используют часть общенациональной культуры. Поэтому аудитория может включать представителей различных общественных группировок, по-разному владеющих культурой и по-разному относящихся к ней.

Религиозно-нравственные представления аудитории определяют уровень и возможность решения большинства проблем, стоящих перед обществом. Способность разрешить проблему как конфликтную ситуацию предполагает готовность отказаться от собственных интересов в пользу общественных.

Так, утверждение, что закон должен быть справедливым,  влечет за собой признание возможности оказаться неправым при столкновении интересов. Но понятие справедливости закона основано на представлении о правде.

Никакая научная теория, сколь бы убедительно не выводила она альтруистическую мораль из необходимости сохранения биологического вида или динамической устойчивости общества, не может побудить конкретного человека отказаться от своего личного интереса в пользу другого. При всем многообразии этических, юридических, социальных теорий личное отношение человека к морали, праву, собственности и любым другим вопросам общественного бытия всецело зависит от его религиозно-нравственного состояния.

Характер семейного воспитания определяется в первую очередь религиозно-культурной, этнической и профессионально-сословной принадлежноситью родительской семьи. Семья является очагом воспитания не только основных навыков владения физической, духовной и материальной культурой, но и общенационального самосознания - патриотизма: «Имея семейство, мы имеем все виды жизни общественной, какие могут существоать в роде человеческом»[5].

Физическая и духовная культура закладываются в семейном воспитании как:

-     построение движений - прямохождения, дифференциации движений рук;

-     навык ориентации в среде;

-     навыки гигиены;

-     навыки питания;

-     владение языком как системой слов-имен и средством диалогической коммуникации и другими знаковыми системами - голосом, жестом, мимикой, пластикой тела как этикетными формами;

-     оценочное отношение к образу человека и различение категорий людей - старших и младших, своих и чужих, равных и неравных и основанной на этом отношении тип самосознания личности;

-     пение, музыка и танец;

-     костюм и семиотическая организация жилого и вообще культурного пространства;

-     игры - основа поведенческих моделей;

-     прогностические знаки, меры, сигналы, команды, календарь, обряд;

-     письмо и рисование.

Круг этих взаимосвязанных знаковых систем в их духовно-нравственном осмыслении, стилистическом своеобразии и выразительных особенностях складывается в фольклорных и начальных религиозно-учительных формах словесности - характере разговоров, рассказов старших и чтения - и отражает культуру народа, но связан и с профессионально-сословной и общенациональной культурой.

Именно на этой первоначальной основе воспитания зиждется отношение человека к религии и к общенациональной культуре, в первую очередь, к школе и государственно-правовым институтам. Поэтому и проблемы, которые вытекают из особенностей или недостатков семейного воспитания, многочисленны и распространяются практически на все  области  общественной жизни.

Самой трудной из них с точки зрения риторики представляется проблема отношения к слову в этическом, содержательном и эмоционально-волевом отношениях.

В ходе семейного воспитания складывается органическая естественная для человеческой природы система ценностей как иерархия общих мест (топов) культуры. Такая иерархия при полном и правильном семейном воспитании ориентирована на включение личности в систему духовных ценостей более высоких, чем индивидуальные интересы.

 Если же семейное воспитание недостаточно, неправильно или даже вовсе отсутствует, то центром системы ценностей, как правило, оказывается собственное «я» человека, под устремления и потребности которого так или иначе подстраиваются все остальные ценности, состав которых определяется не культурой, а личным и случайным жизненным опытом.

Между тем, аргументация основана на системе общих мест культуры. Поэтому человек с недостаточным семейным воспитанием оказывается, как правило, не в состоянии конструктивно решать значимые для общества проблемы.

Общее образование. Образование включает два неразрывно связанные компонента - воспитание и обучение.

Главная задача общеобразовательной школы - через воспитание и обучение приобщить новые поколения к общенациональной культуре.

Основным содержанием школьной программы является нормативное знание. Традиция классификации знаний в школьной дидактике сложилась еще в античности и имеет непреходящее значение.


Науки, фундаментальное знание

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поскольку в основе культуры лежат нормы языка, национальная культура осваивается в основном через литературный язык и словесность, которые всегда составляли и составляют главный предмет обучения в школе. Нормы литературного языка подразделяются на общеязыковые и частные нормы видов и родов словесности.

Владение общими нормами национального литературного языка является основой мышления и членораздельной речи, так как обеспечивеют основу правильной и устойчивой коммуникации, успешной деятельности в любой сфере жизни, систематическую картину мира.  В состав общеязыковых входят орфографические, орфоэпические, морфологические и словобразовательные, лексические, синтаксические и общие стилистические нормы (так называемая культура речи). Все вместе они составляют базовый уровень владения языком, без которого последующее образование невозможно.

Владение частными нормами словесности - научно-технической, общественно-публицистической, документально-деловой, художественной речью и жанровыми нормами построения текстов позволяет освоить содержание соответствующих предметов школьной программы и успешно продолжить дальнейшее обучение.

На основе языковой картины мира и культуры формируются предметные знания в основных образовательных циклах: историческом, обществоведческом, естественнонаучном, цикле практических и художественных искусств. Относительное значение этих циклов определено в творениях Отцов Церкви:

«... из искусств одни называются творящими (poihtikai), другие состоящими в действовании (praktikai), то в умозрении (qeorrhtikai).  Концом искусств, состоящих в умозрении, служит самое действие ума; а концом искусств, состоящих в действовании, самое движение тела, по прекращении которого ничего уже не осталось для зрителей: так пляска или игра на свирели не дают ничего в произведении, но действие сие ограничивается только само собою. А в искусствах творящих и по прекращении действия  дело на виду: таковы искусства домостроительства, плотничества, кузнечества, ткачества и сим подобные. Хотя художника и нет налицо, однако же искусства сии сами собою достаточно показывают художнический ум, и ты можешь удивляться домостроителю, кузнецу, ткачу, смотря на его произведение.

Посему и премудрый Моисей, желая показать, что мир есть художественное произведение, подлежаще созерцанию всякого, так что через него познается премудрость его Творца, не другое какое слово употребил, но сказал: в начале сотвори»[6].

Познавательное и духовно-нравственное воспитательное значение цикла наук и искусств состоит в следующем: теоретические знания (математика, механика, физика, биология и другие) в сочетании с творческими искусствами (риторикой, техникой, правом, экономикой, политикой) дают представление о строении мира и об устроении человека как подобия Божия; творческие искуства в сочетании с практическими (игры, спорт, трудовые навыки, информатика, домоводство, военная подготовка) дают норму отношения человека к обществу, поскольку здесь развитие физической и умственой природы человека соединяется с этикой созидательной деятельности; теоретические науки в сочетании с практическими дают представление о месте человека в тварном мире, поскольку развитие мышления, чувств и воли соединяется с телесным развитием.

Однако осмысление этой единой картины мира, общества и человека возможно только через предмет Закона Божьего, который раскрывает отношение человека к Богу, ближнему и всей твари, но также содержит в себе основу духовной, физической и материальной  культуры, из которых исторически развертывается светская часть общенациональной культуры.

Таким образом, связующим звеном системы школьного образования являются предметы словесности с точки зрения обучения и Закона Божия - с точки зрениявоспитательной. Без этих скреп образование утрачивает общий смысл и системный характер и сводится к изучению отдельных, не связанных между собой предметов, которое в лучшем случае дает осведомленость и технические навыки.

Следует подчеркнуть, что традиционная, даже советская, школа сохраняет эту классическую, разработанную в эпоху формирования христианской культуры, внутреннюю форму школьного образования в самом строении отдельных учебных предметов и в содержании школьных курсов: исключение из системы школьного знания Закона Божьего и словесности, безусловно, нарушило единство образовательной системы, но не смогло развалить ее до конца, хотя постепенно приводило к деградации образования.

Современные идеи «гуманитаризации» образования, в соответствии с которыми основы естественнонаучного знания сводятся к самым общим и элементарным представлениям и объединяются с техникой в прагматических целях, подменяет мироздание идеей человеческого творчества как искусственной техногенной среды, в которую помещается человек, «творец» некоего виртуального мира, как бы освобожденный и от принудительной силы реальности и от общественной нормы поведения.

Степень усвоения аудиторией традиционной общеобразовательной школьной программы определяет ее включенность в общенациональную культуру и потенциальную способность к активному и продуктивному участию в решении всякого рода проблем, возникающих в обществе. Владение общественными нормами знания и поведения  является основой взаимопонимания и сотрудничества. Напротив, слабая школьная подготовка и, как следствие, отрицание культурной нормы приводят к нравственному нигилизму и маргинальности аудитории.

 Такое революционное самосознание проявляется во всех слоях общества, поскольку сталкивает людей, подготовленных к позитивной деятельности, компетентных, с людьми некомпетентными, но незаконно претендующими на равные с другими материальные и социальные блага, что и создает проблему компетентности общества и вытекающие из нее конфликтные ситуации.

Возраст аудитории связан с отношениями старших и младших поколений в пределах культуры. Младшие поколения как собственной обладают лишь физической культурой и им свойственно стремление к ассимиляции духовной культуры через образование и к присвоению культуры материальной с одновременной тягой к собственному культурному творчеству - созданию нового стиля и отрицанию стиля жизни старшего поколения. Старшие поколения стремятся к утверждению усвоенных ими ценностей и знаний путем передачи их младшим и к сохранению своего доминирующего положения в использовании материальной культуры. Интересы старшего и младшего поколений совпадают в области образования, но старшее поколение стремится выделить в образовании воспитательную сторону, а младшее - обучение.

В зависимости от строения духовно-нравственной морали эти отношения между поколениями составляют историческую основу общественных конфликтов, ибо связаны с отношением отцов и детей - с послушанием или утверждением собственной воли. Они могут приводить к изменениям стиля жизни (так называемому прогрессу), к отрицанию собственной культуры и культурным заимствованиям (западничество), к миграциям, к нарушению стабильности общества вплоть до отрицания ценностей общества в целом (криминальность и космополитизм) и революций. Неоязыческая гуманистическая мораль, привнесенная эпохой Возрождения и лежащая в основе протестантской этики, устанавливает приоритет молодости и преобладание младшего поколения над старшим как основу индивидуализма и индивидуального стилетворчества, что и приводит общество к перманентной демократической революционности.

 Этнический состав аудитории. Отдельный народ, этнос, в пределах общества обладает собственной духовной и физической культурой, но не материальной (нет таких материальных произведений - сооружений, транспортных средств, хранилищ, которые могли бы принадлежать бы только русским, татарам или дагестанцам как этническим образованиям).

Духовная и физическая культура народа исторически многослойна и включает обязательные компоненты - связанные с этногенезом (то есть с формированием народа как целого) семиотические системы, в совокупности организующие его деятельность и составляющие основу культуры народа: язык (как основу всех остальных систем знаков), средства счета, обряды, игры, приметы, знамения, гадания, музыку, танец, изобразительное искусство и орнамент, утварь, костюм, архитектуру, меры, ориентиры, команды. Эти знаковые системы складываются в дописьменной фольклорной культуре, развиваются на более высоких этапах развития культуры и в совокупности характеризуются общими чертами стиля, создающими специфический образ жизнедеятельности конкретного народа.

Впоследствии, если народ заимствует и осваивает письменную культуру, он включается в один из культурно-письменных ареалов - широких культурных образований, в основе которых лежит религия и сложившаяся на ее основе письменность: греко-славянского, романо-германского, арабо-персидского, индийского, китайского (дальневосточного) и других.

Письменная культура преобразует содержание всей жизни народа,  которая переосмысливается и перестраивается под влиянием религии и школьного образования. Историческое развитие культуры народа происходит таким образом, что он входит одновременно в ряд письменно-культурных ареалов, заимствуя, развивая и включая в состав своей духовной и физической культуры многочисленные новые произведения, культурные институты и ценности, целые фрагменты культурной системы (например науку, философию, техническое творчество), которые ассимилируются и преображаются сложившейся культурой, но и, в свою очередь,  влияют на нее.

С этническим составом аудитории поэтому связаны два круга проблем и культурных конфликтов - внутренние,  вытекающие из конкретной культурной истории народа, и внешние,  вытекающие из отношения культуры данного народа к общенациональной культуре.

Нормы фольклорной культуры, не исключая и семантики устно-разговорного языка, носят явно выраженный этический характер, причем обыкновенно в своей исторической основе языческий, и стремятся ассимилировать, подчинить себе более высокие сферы культуры, хотя на самом деле в иерархии культурных ценностей находятся неизмеримо ниже, чем духовно-нравственное учение христианства и основанная на нем  научная, правовая, техническая, художественная письменная культура.

В результате такого столкновения возникают религиозно-этнические националистические идеологии, своего рода этно-культурные симуляции христианства, которые и проявляются в ересях и расколах. Формы их от арианства, монофизитства, римо-католичества до русского раскола и даже некоторых «самостоятельных религиозных систем», образовавшихся в первом тысячелетии, хорошо известны и описаны в истории Церкви. Но опасность рецидивов такой симуляции постоянна, она связана с  этническим самоутверждением и несет в себе семя национально-религиозной исключительности и сепаратизма.

С другой стороны, отвержение культурной самобытности народа влечет за собой прекращение творческой деятельности, культуросозидания, что в особенности отрицательно сказывается на духовно-религиозной жизни народа и приводит к его деградации. Примером могут служить действия коммунистов в 20 - 30-е годы, когда космополитическая идеологическая программа преследования христианства включала в себя разрушение или систематическое искажение этнической культуры русских и других народов нашей страны от реформ языка, переописания фольклора (включая создание советского псевдофольклора), изменения календаря и счета времени,  жилища, костюма, обрядов, принципов градостроительства и т.д. вплоть до разрушения национальных научных и художественных школ, поскольку все эти формы русской культуры в ходе ее органического развития в предшествующие эпохи были преобразованы христианством и составляли единую национальную христианскую культуру России.

С решением внутренних проблем культуры народа связаны внешние проблемы  жизни этноса - его отношение к культуре страны, к другим этносам, к культуре профессий, культуре поколений, культуре территорий в первую очередь в плане материальной культуры, поскольку неправильная организация духовно-нравственной жизни народа всегда означает приоритет материальных прагматических ценностей над духовными.

Главным видом таких конфликтов оказывается националистическое стремление присвоить народу (а на самом деле так называемой элите) материальную культуру и природные богатства территории, на которой живет или даже жил прежде (хотя бы в собственных преданиях) данный народ. Отсюда исходят и побуждения таких «лучших представителей коренной национальности» к эксплуатации других этнических, конфессиональных, профессиональных групп населения. При этом чем ниже уровень собственной наработанной культуры этноса, и стало быть, его собственный трудовой потециал, тем в более агрессивной и откровенно языческой форме проявляется эта националистическая идеология. Следует обратить внимание, что этнический сепаратизм приводит в первую очередь к пролетаризации и вырождению того этноса, который его принимает.

à      Место происхождения и постоянного жительства как культурный признак аудитории связаны с отношением местной культуры к культуре общенациональной, народа, анклава, землячества и к индивидуальной культуре личности.

Местная культура  включает элементы духовной и материальной культуры (хотя та и другая  в неполном составе и обычно разнородны в силу многоэтничности и сложной системы профессиональной деятельности в пределах практически любой территориальной единицы), но не включает особой физической культуры, которая является составной частью культуры этнической и общенациональной.

Развитие региона определяется качеством населения - его отношением к духовной культуре и степенью владения профессиональными знаниями и навыками, то есть культурой профессий. Поэтому формирование инфраструктуры, благоприятствующей развитию духовной культуры в ее цельности составляет основу любой грамотной програмы регионального развития: востановление и строительство храмов, организация приходской жизни, внимание к семье и духовно-нравственному воспитанию детей, к общему и высшему, но в особенности специальному образованию,  к профессиональной ориентации и профессиональной переподготовке населения, создание библиотек и различного рода информационных центров.

 Материальная инфраструктура оживает и начинает развиваться лишь при условии творческой активности и кооперации населения, объединенного местными условиями и интересами. В сильных, активных регионах России всегда заметны оживление церковно-приходской жизни и сотрудничество Церкви с университетами и школьными учителями.

Конфликты, возникающие между отдельными регионами и между регионом  и центром и развивающийся на их почве региональный сепаратизм обычно связаны с некомпетентностью местной власти,  или с нежеланием заниматься устроением духовной культуры и организацией трудовой деятельностьи населения.

Профессиональная подготовка и сословная принадлежность. Профессиональный состав и подготовка населения определяют экономическое развитие страны и отдельной территории. Поскольку культура профессий не входит в состав этнической культуры, професиональные группировки многонациональны и культура профессии может доминировать над этнической.

Профессиональным группам свойственно стремление к  сословной солидарности и кастовости, которое возрастает с наукоемкостью профессии и ценностью профессионального труда и выражается в обособлении и внутренней иерархизации, в создании особой профессиональной этики, в ограничении доступа извне к профессиональным навыкам и знаниям.

Нормы профессиональной этики связаны с особым характером труда и с вознаграждением за труд, поэтому ценности профессиональной этики часто ориентированы на материалистическое понимание мира и человека, на противопоставление своей профессиональной культуры общенациональной, на пренебрежительное отношение к «дилетантам» и представителям других профессиональных групп.

Эти особенностях професссиональной этики и психологии эксплуатируются экономическим и политическим учение марксизма, которое противопоставляет пролетариям - в основном людям физического труда - всех остальных вплоть до отрицания этнической и национальной культуры, а  в материальном благососотянии видит конечные ценности вплоть до воинствующего отвержения всякой духовной культуры.

Грубый экономический материализм, впрочем, не является исключительным свойством антропологии и социальной философии марксизма -  современный экономический, политический и культурный глобализм с его либерально-демократическими общечеловеческими ценностями не что иное, как развитие «научного коммунизма» в новых условиях и на новом «витке» истории, «прыжок человечества из царства необходимости в царство свободы».

Идеи профессионализации и технологизации общества, подмена действительного содержания понятия личности набором технических навыков и производственно-потребительских функций (индивидуума или этноса) были сформулированы в советской конструктивистской философии еще 20-х годов: «В государствах, построенных на коммунистической идеологии, центром общественного управления было планирование профессиональной занятости и регулирование объемов и качества профессионального труда. Так строилась «Тектоника» Богданова, и это лежало в основе учебникоав политэкономии социализма (например, у Цаголова), где процветание общества зависело от баланса видов труда, эффективности производства и отвечающего этому распределения денег и покупательной способности населения. -  пишет академик Ю.В. Рождественский и далее не без иронии замечает, - экономизм видел развитие общества как бессознательное развитие организма и тем отрицал мыслящую самоорганизацию общества, хотя, надо сказать, что уже у Маркса учение о прибавочной стоимости получило моральную оценку - основу революционных процессов»[7].

Следует, однако, отменить, что экономический материализм как особенность профессионально-классовой идеологии свойствен в основном  лицам с низким и средним уровнем квалификации, с повышением уровня профессиональной культуры он уступает место иным взглядам, что и приводит к конфликтам внутри самих профессиональных групп. Действительно, пролетарская идеология 20-х и 30-х годов по мере роста и усложнения культуры в целом и производственной культуры в частности заменяется иным взглядом на культуру, в соответствии с которымотражающим стремление к развитию профессионального творчества: «

Каждый из перечисленных пунктов соответствует одному из видов культуры, взятых как отношения общенациональной культуры к частным культурным традициям. Конкретная совокупность этих культурных признаков определяет характер индивидуальной культуры человека и является реальным снованием его мировоззрения.

 Однородность и разнородность аудитории. Однородными являются аудитории, объединенные на основе общности мировоззрения; такая общность может быть конфессиональной, политической, профессиональной и т.п. Мировоззренческая общность аудитории предполагает обращение к значимым для нее идеям и ценностям, с которыми связывается содержание речи. Например, при обращении к ученым или студентам естественно будет связать тему речи с наукой, а при обращении к юристам - с правом.

Разнородными являются аудитории, объединенные на основе интересов или общности проблем. Для разнородных аудиторий характерны отсутствие единого мировоззрения и плюрализм подходов к предлагаемым решениям. Основными общими ценностями таких аудиторий оказываются взаимная корректность поведения и терпимость, а также признание прагматических, материальных ценностей как универсальных.

Преимущество однородной аудитории состоит в том, что ее реакция на аргументацию предсказуема, а недостаток - в том, что убеждения и интересы аудитории могут расходиться с убеждениями ритора, и его аргументация будет восприниматься негативно и отторгаться.

Конвенциональность аудитории. Конвенциональными являются аудитории, объединенные техническими правилами речи, которые рассматриваются как обязательные или даже универсальные. К конвенциональным аудиториям относится, например, судебная коллегия: существуют нормы доказательства и опровержения, на основе которых суд принимает решения, поэтому критика речи в суде исходит из общепринятых представлений о том, что доказано или доказуемо. Следует отметить, что юристы или ученые, в особенности естествоиспытатели, бывают склонны рассматривать такие конвенциональные нормы юридической или научной аргументации как универсальные и общеобязательные, что существенно осложняет задачи ритора.

Проблема высказывания. Проблемой высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор. Задача ритора состоит в том, чтобы усмотреть существующую проблему, выделить ее, оценить ее значение, но не в коем случае не создавать проблему там, где ее нет. Только недобросовестный человек изобретает проблемы.

Проблема бывает не обязательно практической - большая часть проблем, к которым обращается ритор, являются духовно-нравственными, познавательными, эстетическими или проблемами взаимопонимания. Более того, любая, даже самая практическая житейская проблема обязательно содержит в себе духовно-нравственный смысл, найти и понять который необходимо.

Проблема является объектом риторического высказывания - отдельным фрагментом реальности. Существенной особенностью проблемы как объекта риторического высказывания является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к которой обращается ритор. Аудитория должна быть заинтересована в проблеме, способна и готова к ее решению. Поэтому главная задача ритора состоит в том, чтобы сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить и обосновать путь ее решения, побудить аудиторию к действию.

 Статус проблемы. Статус представляет собой вопрос, исходя из которого ритор строит тему и развивает аргументацию.

Если проблема заключается в самом факте и рассматривается круг вопросов о том, что именно произошло, то мы имеем дело со статусом установления (status coniecturalis) - обсуждаем, устанавливаем и излагаем конкретный, протокольный факт. Для разработки темы в статусе установления в основном используются описательные топы.

 Если факты установлены, но спорным остается вопрос о том, что они собой представляют, к какой области реальности относятся, мы имеем дело со статусом определения (status finitionis). В статусе определения в основном используются определительные топы.

Если установлены факты и определено, что они собой представляют, но спорным является смысл, квалификация факта - неясно, какое конкретно решение следует принять, то мы имеем дело со статусом оценки (status qualitatis). В статусе оценки в основном используются сопоставительные топы, потому что принимаемое решение всегда основывается на имеющемся опыте, с которым сопоставляется и из которого исходит предлагаемое решение.

Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и несовершенным. Очевидно, например, к чему может привести обсуждение вины человека, если не установлено, совершил ли он в действительности поступок, который ему приписывают.

 Но правило последовательности мысли относится к любой проблеме: о том, что в воспитании самое трудное  дело - направление свободы воли, можно говорить только в том случае, если не нужно доказывать, что свобода воли существует и что молодых людей нужно воспитывать. Если же аудитория сомневается в этом, то очевидно, что обсуждение темы придется начать с вопросов о необходимости воспитания (статус определения) или о наличии у человека свободы воли (статус установления).

Предмет высказывания. Предмет -  мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным.

Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной, перспективой (аспектом) проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные предметы речи. В данном случае предметом речи является «направление свободы человеческой», но ритор мог избрать и иной предмет речи для решения стоявших перед его аудиторией проблем.

Для определения предмета высказывания следует учитывать следующие обстоятельства.

Проблема может иметь множество аспектов, например, социальный, политический, профессиональный, организационный и пр. Архиепископ  Амвросий в качестве предмета речи видит духовно-нравственный аспект проблемы образования и поэтому говорит о воспитании.

Предмет речи определяется исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. В то время интеллигенция и особенно молодежь много рассуждала о свободе, причем свобода понималась в основном в примитивном социально-политическом смысле. Это понятие свободы и избирает архиепископ Амвросий, но придает ему иной - христианский богословский и духовно-нравственный - смысл, опираясь на  веру и характер образования своей аудитории.

Предмет речи определяется таким образом, чтобы он мог быть значимым и актуальным.

Тема высказывания. Темой называется главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением: «В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой».

Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит одну и только одну тему, из которой развертывается все ее содержание. Например, тема «Илиады» Гомера  - «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына». В свою очередь, тема представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения и потому имеющая в качестве предмета речи одно понятие или образ, например, «гнев Ахилла».

Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть отношение темы к смысловым частям текста. В предложениях, которые вводят смысловые части текста, содержится обозначение предмета речи (выделено жирным шрифтом) и его характеристика применительно к каждому новому повороту темы (выделено курсивом).

Повороты темы отражают последовательность действий, из которых каждое последующее основано на предыдущем: направление, развитие, внимание, тщательное определение, утверждение, подкрепление. Далее содержание текста развертывается из понятия идеала, связанного с необходимостью подкрепления воли.

В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой.

1)   ... какие же условия находятся в ваших собственных руках для правильного развития вашей свободы, от которого зависит ваше будущее - на Земле и в Вечности?

2)   Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание и уважение к самой свободе вашей как неоценимому дару Божию, которым на Земле обладает один человек и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно.

3)   Итак, второе условие правильного направления нашей свободы есть тщательное определение, - согласно ли принимаемое нами решение с волею Божией.

4)   Но кроме познания воли Божией о нас, для утверждения нашей свободы непременно требуется исполнение Заповедей Божиих как уроков и упражнений для нашей воли.

5)   Наконец, ищите подкрепления воли и свободы вашей в выяснении для себя и постоянном сознании идеала как истинного человека вообще, так и истинно полезного деятеля на том поприще жизни, какое для себя избираете.

6)   Мы верим, что в вашем сознании постепенно выясняется и в вас воплощается идеал не только истинно хорошего человека, но и доброго служителя Церкви, к чему вы предназначаетесь.

Требования к теме. Правильно сформулированная тема отвечает следующим основным требованиям.

1.    Тема представляет собой по возможности простое, завершенное, полное, двусоставное предложение.

2.    Тема  должна быть краткой и легко воспроизводимой. Поэтому предложение, содержащее тему, распространяется умеренно.

3.    Тема должна быть понятной как аудитории, так и самому ритору. Поэтому при формулировке темы следует избегать необычных слов, специальных терминов или слов с неопределенным значением.

4.    Тема должна быть приемлемой для аудитории. Поэтому при ее формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов.

5.    Тема должна быть интересной и актуальной. Поэтому ритор, формулируя тему, стремится привлечь к ней внимание и интерес аудитории.

6.    Формулировка темы должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны.



[1] Аристотель. Риторика. - Античные риторики. М., 1978. С. 21.

[2] Здесь и в дальнейшем изложение вопросов культуры и культурных конфликтов ведется на основе работ:  Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999.

[3] Понятие «духовной культуры», принятое в культуроведении, восходит к идеям  немецкого филолога, философа и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835), который под духовной культурой понимал религиозно-нравственные представления, философское  осмысление которых приводит к совершенствованию личности человека и общественной жизни (В. Гумбольдт. Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства. - Язык и философия культуры. М., 1985. С. 62-76), и к идеям французского филолога и философа Антуана Дестю де Траси (1754 -1836), который, основываясь на эмпирической философии Д. Локка, в работе «Элементы идеологии» (1801-1815) описал систему слов, означающих мировоззренческие представления западноевропейской культуры, являющиеся основой организации французского общества того времени; совокупность таких представлений  была им обозначена термином «идеология». Впоследствии идеи В. Гумбольдта и А. Дестю де Траси развивались в работах целого ряда ученых и философов XIX и XX веков (В. Вундт, К. Шпенглер, Б.Кроче, К. Фосслер, Л. Шпитцер,  Г. Шухардт, Н.С. Трубецкой,  Л. Вайсгербер,  М. Элиаде и другие), использовавших преимущественно термин «духовная культура» и понимавших под ним систему мировоззренческих идей, присущих  конкретному культурно-историческому единству или даже человечеству в целом. Пользоваться термином «духовная культура» следует с осторожностью, учитывая опасность подмены действительно духовного содержания христианской культуры системой идеологем, свойственных тому или иному культурному образованию или эпохе. В этом значении более точным был бы термин «идеология» или «идеологическая культура», который, впрочем, имеет свои недостатки, так как слово идеология имеет отрицательное оценочное значение.

[4] Поскольку культура существует и развивается в пределах определенной исторической общности, понятие «общечеловеческой культуры» является фикцией.

[5] Неволин К.А. Там же, с.56.

[6] Св. Василий Великий. беседы на Шестоднев. Творения. Часть1, М., 1845. С. 11-12.

[7] Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999. С.32.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая
Полезная информация: