Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.


«Пауэр-ивэнжелизм»

Прежде чем попытаться дать этому учению библейское обоснование, я хотел бы коротко суммировать учения о «знамениях и чудесах» П. Вагнера и Джона Уимбера, известнейших проповедников «третьей волны Святого Духа»:

— знамения и чудеса — это визитные карточки Царствия Божия. Они не связаны лишь со временем Иисуса и Апостолов;
— только в редких случаях рост церквей происходит благодаря одному только благовестию;
— «пауэр-ивэнжелизм» делает Божие могущество доступным для познания опытом, побеждает предрассудки и сопротивление неверующих, так что многие, благодаря ему, обретают веру.

Что говорит Библия?

1. Являются ли знамения и чудеса «визитными карточками» Царства Божия?

Прежде всего мне хотелось бы попробовать разъяснить, что понятие «знамение» и «чудо» не идентичны. Чудеса не в каждом случае есть знамения, в то время как знамения всегда являются чудесами. Правда, они свершаются с особым умыслом: указать на какую-то личность. Они как бы удостоверяют личность Бога. Бог свершал чудеса во всякое время. Знамения и дары со знамениями, напротив, всегда находятся в связи с началом нового времени благодати.

Ветхий Завет о знамениях и чудесах

Когда Бог возжелал вывести народ израильский из Египта — это означало начало нового этапа спасения этого народа. Бог совершил знамения и чудеса для того, чтобы подчеркнуть авторитет Богом призванного вождя Моисея, «чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их...» (Исх. 4,5).

Перед смертью, делая короткий обзор пройденного, Моисей говорит: «И вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею...знамениями и чудесами» (Втор. 26,8). Эти знамения должны были также и фараону и его народу показать величие и власть Бога. (Пс. 135,9).

Итак, эти знамения были:

— судом над Египтом,
— Божиим подтверждением для избранного Богом вождя и пророка Моисея, словам которого должен был поверить народ Израильский.

После этого мы находим лишь отдельные чудеса со знамениями, случающиеся с Иисусом Навином (Иис. Н. 10,12—14), с человеком Божиим (3 Цар. 13), с пророками Илией, Елисеем, с Даниилом и др.

Новый Завет о чудесах и знамениях

В Новом Завете мы снова встречаемся с чудесами и знамениями уже в связи с рождением Иисуса, затем, прежде всего, в служении нашего Господа. В Евангелии от Иоанна чудеса Иисуса, которые были доказательством того, что Он послан Богом, многократно называются знамениями. Сопровождалось чудесами и знамениями также и служение двенадцати апостолов и семидесяти учеников (Лук. 10). Их служение было ограничено исключительно Израилем и было связано с вестью о «царствии Божием», которой возвещалось новое время спасения для Израиля.

Когда же Израиль отверг свидетельство Иисуса и Его учеников и, в конце концов, распял Сына Божия, апостолы были посланы с новым поручением: проповедывать Евангелие не только иудеям, но и всем народам. Эпоха благодати, эпоха Церкви началась. И эта новая весть была вначале подтверждена знамениями и чудесами.

Мы видим, что (за некоторыми исключениями), умножавшиеся потрясающие знамения и чудеса были связаны с возвещением новой вести и нового времени спасения.

Наблюдая за развитием истории апостольства, мы видим, что частота знамений и чудес идет на убыль, и в Посланиях, за исключением Первого Послания к Коринфянам, о них упомянуто лишь в прошлом времени (Рим. 15,19; 2 Кор. 12,12; Евр. 2,4), или как о знамениях и чудесах грядущих антихристов (2 Фее. 2,9; Отк. 13,13—14). Также и в Евангелии от Матфея 24,24 Господь предостерегает от ложных пророков, которые «дадут великие знамения и чудеса» для сатанинского подтверждения своей антихристовой вести.

Знамения и чудеса действительно являются в некотором смысле «визитной карточкой» Царства Божия, которой представлялась новая весть. Правда, Иоанн Креститель, проповедник, предвестник Царствия Божия, сам не совершил ни одного знамения или чуда (Иоан. 10,41). А само Царствие Божие началось со служения Иисуса и Его апостолов в народе, и вот в связи с этим новым началом мы и встречаем, как некую «визитную карточку» знамения и чудеса — наглядное доказательство для иудеев Божьего подтверждения личности и благовестия Господа и Его апостолов. Но нельзя не заметить и того, что после наступления Царствия Божия количество знамений и чудес уменьшается. После того, как апостолы написали свои Послания, и Новый Завет уже существовал, чудеса со знамениями перестают быть нормой жизни.

В Послании к Евреям 2,3—4 мы читаем, что возвещение Господа апостолами, которые слышали Евангелие от Него, утвердилось и, кроме этого, Бог «засвидетельствовал» (обратите внимание на форму времени) знамениями и чудесами, различными силами и раздаянием Духа Святого «по Его воле».

Во Втором Послании к Коринфянам 12,12 «чудеса и знамения» толкуются как «признаки апостола», которые связаны с апостолами и их временем и являлись их Божьим удостоверением — «визитной карточкой». Правда, коринфянам, которые, очевидно, восхищались некоторыми «сверхапостолами» того времени, Павел показывает и другую «визитную карточку». В отличие от этих лжеапостолов, уже тогда занимавшихся неким видом «пауэр-ивэнжелизма» и желавших своим поведением, исполненным безудержной страсти к господству и самоуверенности произвести сильное впечатление на верующих, Павел перечисляет некоторые признаки своего служения, которое не имеет ничего общего ни с «пауэр-ивэнжелизмом», ни с «Евангелием благосостояния»: побои, узы, побитие камнями, кораблекрушения, голод, холод, нагота и т.д. (2 Кор. 11,23-33).

Следующие места, кроме прочего, доказывают то, что даже в Деяниях Апостолов возвещение Евангелия не всегда было связано со знамениями и чудесами:

Деян. 2,37—41 Первая проповедь Петра.
Деян. 8,26—40 Обращение эфиопского вельможи.
Деян. 11,19—21 Проповедь рассеявшихся учеников в Финикии, Кипре и Антиохии («великое число уверовавших обратилось к Господу».)
Деян. 13,14—52 Павел и Варнава в Антиохии Писидийской.
Деян. 17,1—9 Павел и Варнава в Фессалониках.
Деян. 17,10—15 Павел и Сила в Верии («многие из них уверовали»).
Деян. 18,1—18 Павел в Коринфе.
Деян. 24,1—27 Павел перед Феликсом.
Деян. 26,1—29 Павел перед Агриппой и Фестом.
Деян. 28,16—31 Павел в Риме.

Если сравнить все эти сообщения, то станет понятным, что от возвещения Слова, сопровождавшегося знамениями и чудесами, ни в коем случае не пришло к живой вере людей больше, чем от проповедей, в сообщениях о которых знамения и чудеса не упоминаются.

2. В редких ли случаях происходит рост общин без влияния знамений и чудес?

Как мы только установили, в Деяниях Апостолов можно найти много случаев, когда проповеди приводили к образованию больших общин, но не сопровождались при этом знамениями и чудесами. Экскурс в церковную историю тоже бы подтвердил все несоответствия действительности подобных утверждений.

Проповеди известных проповедников таких как: А.Г. Франке, Н.Л. Цинцендорфа, Джона Весли, Д. Вайтфилда, Ч. Сперджена, Д. Муди и других, которые привели к чрезвычайному росту численности общин, не были связаны с чудесами. Евангелизационные собрания Вайтфильда и Весли, например, поначалу сопровождались «тухлыми яйцами, дохлыми кошками и крысами», которыми люди пользовались, как метательными снарядами, для того чтобы помешать проповеди. Обзор современной ситуации в христианском мире тоже не смог бы подтвердить правильность этого тезиса Вимбера и Вагнера. В СССР, например, есть множество больших, постоянно растущих общин, которые отвергнули бы любую форму «пауэр-ивэнжелизма». Мне неизвестно ни одной большой общины в этой стране, которая достигла значительного увеличения количества своих членов благодаря знамениям и чудесам. В той же мере не подтвердил бы подобные утверждения и анализ ситуации в Германии, даже учитывая, что здесь есть отдельные общины, которые возросли количественно благодаря «пауэр-ивэнжелизму».

3. Побеждает ли «пауэр-ивэнжелизм» предубеждения неверующих?

Этот тезис лишен какого-то бы ни было библейского или церковно-исторического обоснования. Ведь и чудеса, сотворенные Иисусом Христом в Хоразине, Вифсаиде и Капернауме, не привели к покаянию (Мат. 11,20—24). Насыщение пяти тысяч тоже ясно показывает, что это чудесное знамение не достигло совести людей. Господь промолвил тогда к следовавшим за Ним толпам народа: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». (Иоан. 6,26).

Толпа людей в Листре, которая стала свидетелем исцеления хромого и которая до того восхищалась Павлом и Варнавой, что даже хотела принести жертвы им, несколько дней спустя подняла камни на них и побила ими Павла. (Деян. 14,8—19). Ни знамения, ни чудеса по случаю выхода из Египта, ни во время путешествия по пустыне не изменили сердец израильтян, как не сделали этого и чудеса Илии и Елисея. Историей о богаче в аду Новый Завет особенно ясно говорит нам о том, что даже воскресение мертвых не преодолевает предубеждения неверующих: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук. 16,37). Разве воскрешение Лазаря и воскресение Господа Иисуса преодолело предубеждение книжников и фарисеев?

Истинное и продолжительное пробуждение происходит только и единственно только потому, что Божье Слово возвещается богобоязненными людьми во всей его ясности и полноте. Например, пробуждения, упомянутые в Ветхом Завете, происходившие во времена Иосафата, Иезекии, Иосии, Ездры и Неемии, служат убедительным доказательством этого. Так же и духовные пробуждения среди христиан за последние 500 лет являются ясным свидетельством того, что сердца изменяются возвещением несокращенного, полного Евангелия. Как и раньше, так и теперь, актуально основное Божье правило: «Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим. 10,17).

Конечно, в истории миссионерства то тут, то там происходили случаи, когда обаяние какого-то идола уничтожалось посредством очевидного чуда и тем самым прокладывался путь Евангелию. В особых миссионерских ситуациях это случается и сегодня. Но фактом остается то, что благословенное служение большинства миссионеров-первопроходцев таких как Г. Тейлор, К. Стад, А. Джедсон и Дж. Пейтон не было связано с чудесами и знамениями для неверующих. Павел говорит ясно (1 Кор. 1,21—22), что Богу угодно было уличить людей в их грехах не значением впечатляющих знамений и чудес и особо возвышенными философскими мыслительными процессами, но

«...благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». (1 Кор. 1,21—24).

Знамения и чудеса не устраняют предубеждений.

«Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Иоан. 12,37).

«Блаженны не видевшие и уверовавшие» — так говорит Господь (Иоан. 20,29), а философии, на которой базируется «пауэр-ивэнжелизм», Он выносит уничтожающий приговор:

«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мат. 12,39).

Библия ясно указывает на то, что знамения и чудеса могут вызвать у людей восхищение лишь на непродолжительное время. Однако, это восхищение превращается в ненависть, то есть страсть людей к чудесам больше не удовлетворяется, или если люди слышат слова, раскрывающие их собственный эгоизм и злые сердца.

К сожалению, в столь часто великолепных сообщениях современных «пауэр-проповедников» ничего не говорится о разочаровании и ожесточении тех людей, которые с большими надеждами приходили на исцелительные мероприятия, но не смотря на все пророчества и возложения рук, оставляли эти собрания такими же больными и к тому же еще и более огорченными. Как часто в прошлом подобные способы «пауэр-ивэнжелизма» служили питательной средой для цинизма и предубеждений неверующих. Кроме этого, люди позволяющие увлекать себя знамениями и чудесами, подвергаются большой опасности подпасть под чары знамений и чудес предсказанных для лжепророков и антихриста.

Следующие три места из Библии должны побудить нас быть крайне осторожными и занять критическую позицию по отношению всякого рода мероприятия, рекламой которым служат знамения и чудеса.

«Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мат. 24,24).

«...того (беззаконника), которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными...» (2 Фее. 2,9).

«... И творит (зверь-лжепророк) великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле...» (Отк. 13, 13-14).

Выводы

  1. Как в прошлые времена, так и сегодня Бог может творить чудеса, которые соответствуют Его суверенному волеизъявлению. В большинстве случаев они являются ответом на настойчивую, доверительную молитву верующих.
  2. Однако, сверхъестественное Божие вмешательство, как например, исцеление больных, материальная помощь и т.п., нельзя определять, как знамение в смысле «признаков апостолов» (Map. 16,17.20; 2 Кор. 12,12).
  3. Мы не можем вызывать Божии чудеса, как, например, пытались сделать при множестве безуспешных попыток воскрешения мертвых. Мы можем только смиренно просить об этом, если просьба соответствует воле Божией.
  4. Сравнение библейских мест, исследование истории Церкви ясно указывают на то, что чудеса со знамениями происходили не во все времена, а только при особых обстоятельствах и в начале новых периодов благодати. Следовательно, утверждение, что в наши дни евангелизация должна сопровождаться знамениями и чудесами, надо отвергнуть, как небиблейское.
  5. Знамения и чудеса не являются предназначенным Богом средством для приведения людей к живой вере. Для нас актуальны слова из Послания к Римлянам 10,17.
  6. Божии чудеса никогда не носили характер шоу и не должны использоваться для пропагандистских целей.
  7. Так как для последних времен о знамениях и чудесах предсказано как о делах лжепророков, то следует сохранять предельную бдительность в этом вопросе. На духовных деятелей, которые делают отличительным признаком своего служения чудеса и знамения, падает подозрение, что они — лжепророки.
  8. Во времена, когда Бог открывал свою власть посредством знамений и чудес, с помощью знамений Он наказывал грех в народе Божием. Если бы Бог и сегодня наказывал лицемерие смертью, как тогда в Деяниях Апостолов (5,1—11), то наши общины давно бы вымерли. Тогда бы мирская пресса не имела больше материала для издевательских, сенсационных статей, рассказывающих о двойной жизни известных телепроповедников и прочих знаменитых личностей христианского мира.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице