Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Обзорная лекция по

ГОМИЛЕТИКЕ для 3 курса

Московской Духовной Семинарии.

 

Введение.

 

          Возвещение божественных истин или проповедание слова Божия входит в круг нравственных обязанностей каждого христианина. Эту обязанность, представляющую особый вид христианского богопочитания, возложил на всех своих последователей Господь Иисус Христос, заповедуя им быть светочами мира (Мф. 5,14). Предоставленное всем христианам право проповедания слова Божия (исключение составляет проповедь богослужебно-храмовая) для епископов и пресвитеров, как пастырей словесного стада Христова является первой и главной обязанностью. Господь Иисус Христос, посылая по воскресении Своем учеников Своих на служение и заповедуя им проповедовать "Евангелие всей твари" (Мк. 16,15), всю тяжесть благовестия возложил прежде всего на своих избранных учеников, которых Он назвал апостолами (Лк. 6,13). И апостолы, действительно, всё достоинство своего служения полагали в евангельской проповеди; на дело благовестия они смотрели как на главную и существенную обязанность свою (1Кор. 1,17), (1Кор. 9,16), и не только сами неуклонно исполняли данную Господом заповедь, но и преемникам служения своего завещали ревностное её исполнение (2 Тим. 4,3). Ближайшие преемники апостолов в деле пастырского служения - мужи апостольские, а за ними архипастыри и пресвитеры - всю жизнь и деятельность свою посвящали главным образом научению вверенной им паствы истинам веры и правилам христианской нравственности. "Епископ или пресвитер, - гласит 58 правило свв. Апостолов, - нерадящий о притче и о людях и не учащий их благочестию да будет отлучен; аще же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен". Обязанность епископов и пресвитеров быть благовестниками слова Божия констатировал и Шестой Вселенский Собор: "Предстоятели церквей, - читаем в 19 правиле собора, - должны по вся дни, наипаче же во дни воскресныя, поучати весь клир и народ словесам благочестия".

          Готовящийся стать пастырем необходимо должен научиться проповедовать. Хотя первым и главным условием и средством к успешному прохождению пастырем Церкви проповеднического служения свв. Апостолы и великие проповедники признают благодатную помощь и руководство Св. Духа, однако те же свв. апостолы и проповедники, в виду важности и трудности проповеднической деятельности, требуют и со стороны самого пастыря особого приготовления к этому служению. "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно проповедающим слово истины" (2 Тим. 2,15). Если св. апостол требовал от своего ученика особого приготовления с его собственной стороны ещё в то время, когда ниспосылаемы были многим верующим чрезвычайные дары Св. Духа (1 Кор. 12, 8-10), то тем более это приготовление требуется от ищущего священства в настоящее время, когда не обретается в верующих чрезвычайных дарований.

          Отсюда ясно вытекает необходимость изучения такой науки, как Гомилетика.

 

 

Определение Гомилетики как науки.

 

Источники. История науки.

 

          Гомилетика (от греч. Рmilљw- "беседую", "даю наставление") есть наука о проповеди, или о проповедничестве.

          Главный предмет науки - проповедь.

          Задача науки: во-первых, преподать систематические знания о правилах построения проповеди, во-вторых, образовать душу будущего проповедника, который в жизни следовал слову Божию, которое он проповедует.

          Методы науки: теоретический (изучение правил по составлению проповедей и условий, при которых проповедь имеет воздействие); практический (изучение образцов проповеди, самостоятельное составление проповедей, произнесение и разбор).

          Источниками науки является Священное Писание (по содержанию) и образцы святоотеческой проповеди выдающихся проповедников (по форме).

 

История Гомилетики.

 

          Несмотря на то, что христианская проповедь появилась с первым же возникновением христианского общества и приобрела в основанной Спасителем Церкви важное значение, правила и наставления, касающиеся пастырского проповедания слова Божия, явились, однако, довольно поздно. Объясняется это тем, что в первенствующей Церкви были особого рода проповедники - "дидаскалы" и "профеты". Они действовали под непосредственным воздействием и озарением от Св. Духа и потому в каких-либо человеческих указаниях и наставлениях не имели особой нужды.

          Оскудение таких служителей в Церкви привело к появлению ряд святоотеческих трудов, в которых были намечены некоторые гомилетические правила. Это сочинение свт. Иоанна Златоуста "О священстве", блаж. Августина "Христианская наука", свт. Григория Двоеслова "Правило пастырское". Рассуждения этих свв. Отцов не могут быть названы в строгом смысле слова гомилетическими системами. Гомилетика как наука обязана своим происхождением более позднему времени.

          Первый опыт систематического изложения гомилетических правил у нас в России появляется в 17 в.. В это время выходят в свет труды архим. Иоанникия Голятовского "Наука или способ составления речей" и архиеп. Феофана Прокоповича "Духовный регламент".

          Самым значительным фундаментальным трудом по Гомилетике, вышедшем в 2-х томах в 1846 году, является труд профессора Киевской Духовной Академии Я.К. Амфитеатрова "Чтение о церковной словесности, или Гомилетика". В духе и направлении данном науке о проповедничестве проф. Я.К. Амфитетровым, написаны были труды, которые можно рекомендовать для углубленного изучения предмета.

1. Прот. Назарий Фаворов. "Руководство к церковному собеседованию, или Гомилетика". (1858г.)

2. Прот. Михаил Поторжинский. "Краткая  гомилетика". (1862г.)

3. Чепик М. "Опыт полного курса гомилетики". (1893г.)

4. Свящ. Александр Юрьевский. "Гомилетика или наука о пастырском проповедании слова Божия". (1903г.)

5. Прот. Александр Ветелев. "Курс лекций по Гомилетике". (1949г.)

6. Прот. Александр Ветелев. "Конспект по истории русской церковной проповеди", "Сборник церковных проповедей" (т.т. 1-5).

7. Игум. Марк Лозинский. "Конспект по гомилетике для 1-ого курса МДА".

8. Игум. Марк Лозинский. "Пособие для практических занятий студентов МДА", "Отечник проповедника". (1970г.)

9. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. "Гомилетика". (1999г.)

 

Общая методология пастырской проповеди.

 

          Наука рассматривает 4-х частное деление проповеди: вступление, изложение, раскрытие смысла и заключение.

          Вступление указывает на тему проповеди и служит средством психологического настроя слушателей.

          Изложение имеет целью обоснование главной мысли или темы проповеди.

          На основании имеющегося материала раскрывается смысл того или иного предмета, делаются нравственные выводы.

          Заключение вместе со вступлением является обрамлением проповеди и служит завершением выступления проповедника.

Четырех частное деление проповеди является обобщением древней практики церковного красноречия. Этим достигается последовательность и ясность изложения темы, от которых в немалой степени зависит действенность пастырского слова.

Исторически сложились несколько форм церковной проповеди: беседа (гомилия), поучение, слово, речь.

Материалом для "бесед" могут служить тексты Свящ. Писания, чинопоследования церковных богослужений, таинства и обряды, церковные песнопения, а также части катехизического курса. Наиболее характерным признаком "бесед" является многотемность. Составными частями является основная часть и нравственное приложение.

Третий век христианства ознаменовался новым подходом к вопросам церковного проповедничества. Этому способствовали как внешние, так и внутренние условия существования Церкви: появляются удобные для богослужения и проповедничества храмы, при храмах создаются библиотеки, катехизаторские училища и школы. В недрах самой Церкви появляется возможность подготовки к пастырскому учительству. Всё это способствовало новому подходу к проповеднической деятельности. Возникает новый вид проповеди "поучение". В отличие от "беседы", где изъясняется стих за стихом, "поучение" строится на каком-либо одном стихе или отрывке библейского текста, или же посвящается какой-нибудь произвольно избранной проповедником теме.

Самой совершенной формой церковной проповеди является "слово". Этот вид проповеди отличает правильная логическая структура, изящный, художественный стиль и строгая тематизация. Один какой-либо предмет (тема) раскрывается с достаточной полнотой и строгой последовательностью на основании Св. Писания и учения Церкви. Для "слова", как и для "поучения" характерны все 4 части.

"Слова" чаще всего произносятся в высокоторжественные дни церковного года, а также по случаю особых событий в жизни Церкви.

С древних времен известны проповеди, называемые "речами". Эти проповеди имеют особое назначение и содержание. Исходным моментом при построении "речей" являются какие-либо обстоятельства или случаи из области церковной или общественной жизни. Классически составленные "речи" имеют: обращение, вступление, указание предмета речи, изложение, благопожелание, заключение.

"Речи" бывают приветственными, благодарственными, поздравительными.

 

Изложение проповеди.

 

Действенность церковно-богослужебной проповеди стоит в зависимости как от внутренних качеств проповеди, т.е. от силы и степени выражающихся в ней личного убеждения, внутреннего одушевления и духовного настроя проповедника, так и от внешних её качеств, от её приспособленности к настроению, пониманию и умственному развитию слушателей.

Ясность, доступность, наглядность, литературно-правильная речь - вот те качества, от которых в немалой степени зависит успех проповеди.

По содержанию проповеди могут быть догматическими, нравоучительными, церковно-историческими и богослужебно-литургическими.

Темы проповедей могут определятся временами церковными. Особое значение в выборе темы проповеди имеют дни воскресные, великие праздники и многодневные посты.

Хорошее произнесение проповеди зависит от предварительной подготовки. Эта подготовка должна состоять в громком, внятном и выразительном чтении и произнесении собственной проповеди, которое должно сопровождаться соответствующей смыслу читаемого текста интонацией голоса. Читая проповедь необходимо вникать в смысл каждого слова и выражения. Необходимо избегать торопливости и монотонности.

На первом этапе проповеднического служения пастырю, который ещё не умеет владеть собой и не имеет навыка публичного выступления, лучше всего читать проповедь по заранее приготовленному тексту. Это поможет преодолеть психологические затруднения, неизбежные в начале проповеднической деятельности. Получив некоторый навык необходимо произносить проповеди наизусть. Следующим этапом овладения искусством произнесения проповеди должна быть такая подготовка, когда из написанного текста хорошо усваивается только план и основные мысли.

Достаточно опытный проповедник может произносить импровизированную проповедь, подробный план которой, был проработан и записан накануне. И лишь в исключительных случаях опытные проповедники могут произносить проповеди - экспромтом.

Дело евангельского благовестия требует от пастыря особой внутренней настроенности. Она должна создаваться и поддерживаться молитвой, оказывающей благотворное воздействие не только на самого проповедника, но и на всех присутствующих в храме. В слове проповедника слушатель должен найти то, чего жаждет его сердце, о чём тоскует душа, чего требует его совесть. Соответствие проповеди этим духовным запросам определяет степень её воздействия на слушателей. В словах проповедника должно содержаться всегда самое необходимое - то, чем питается человек внутренне, духовно. Затронув внутренний мир человека, слово пастыря должно помочь слушателям разобраться в насущных вопросах жизни души. Стоит подчеркнуть, что существенное влияние на действенность проповеди оказывает также и личность проповедника. Чем благочестивее проповедник, тем сильней его слово и благотворнее влияние на паству. Для действенности пастырского слова необходимыми условиями являются: молитвенность пастыря, живая вера в Бога, постоянное изучение слова Божия, борьба с грехом, забота о своём спасении и о спасении паствы, бескорыстие. В Церкви, с её многовековым опытом спасения людей содержится вся полнота благодати и истины. Поэтому все вопросы спасения человека должны раскрываться в проповеди только на основании учения Православной Церкви.

Возлагая всю надежду на Бога (1 Кор. 3,7), (Ис. 55,10-11) проповедник должен с большим старанием и полной отдачей своих сил совершать дело пастырского благовестия.

 

Игумен Тихон

преподаватель Московской

Духовной Семинарии

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную


Полезная информация: