Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Так, в выражениях "рассекать значит убиватъ"; "рассекать не значит убивать";

"где рассечение, там u умерщвление"; "когда рассекают, умерщвляют"; "рассечение

подобно умерщвлению"; "рассечение хуже умерщвления" и т. п. содержательный топ

как сочетание самих понятий "разделение" и "убийство" сохраняется, но изменяется

форма отношения между подлежащим и сказуемым, то есть логический топ.



Поэтому в зависимости от того, какой логический топ мы включим в содержательный,

мы получим (1) различное соотношение ценностей; (2) различные возможности

построения умозаключения с использованием данного содержательного топа; (3)

различный состав аргументов, для которых данный содержательный топ будет

основанием. Но при этом сам состав ценностей сохранится.



Так, принципиально различными будут мировоззренческие позиции авторов каждого из

следующих утверждений:



• "Нравственные принципы выше материальных интересов."



• "Материальные интересы выше нравственных принципов."



• "Нравственные принципы суть материальные интересы."



• "Материальные интересы суть нравственные принципы."



Утверждения каждого из них определенным образом несовместимы с утверждениями

других; из каждого утверждения можно построить умозаключения только

определенного вида; каждое из этих утверждений может быть, если принять его как

топ, критерием правильности аргументации определенного содержания и направления.

Но все четверо утверждающих несовместимые положения не лишены возможности прийти

к согласию, потому что они говорят об одном и том же: для них ценностями будут

материальные интересы в соотношении с нравственными принципами. Иными словами, у

них есть общий язык, в пределах которого они могут ставить и обсуждать

нравственные проблемы. Но всем им будет трудно говорить ? нравственности с

человеком, которому вообще не приходит в голову соотнести нравственные принципы

с материальными интересами.



Число логических топов ограничено, и в совокупности они образуют своего рода

алфавит смысловых отношений.







Логические топы как источники изобретения.



Приступая к разработке темы, ритор анализирует ее содержание посредством

последовательного применения топов к теме в целом и к отдельным ее элементам.

Последовательность использования топов может быть различной и зависит от

конкретного содержания темы и уместности ее рассмотрения в том или ином аспекте.

Но если следовать статусам проблемы, то состав и последовательность применения

топов к теме примет следующий вид:



1. описательные, или обстоятельственные, которые используются в основном для

установления, определения и оценки фактов и для построения аргументов, связанных

с фактическими, предметными обстоятельствами аргументации;



2. модально-оценочные, которые используются для установления отношений между

лицом и действием;



3. причинно-следственные, которые используются для установления зависимости

явлений;



4. определительные, которые используются в основном для установления отношений

между понятиями и для построения определений;



5. сопоставительные, которые используются в основном для развития мысли.











Описательные (обстоятельственные) топы.



Описательные топы в основном используются для изложения и обсуждения фактов. С

точки зрения риторики фактом является не всякое событие, но лишь значимое

деяние, данные ? котором могут быть истинными или ложными и которое может быть

оценено как хорошее или плохое.



Не имеет смысла обсуждать события, не зависящие от свободной воли человека,

например, явления природы сами по себе, которые можно только изучать. Но имеет

смысл обсуждать результаты изучения таким-то ученым таких-то явлений природы.

Само слово факт происходит от латинского fасtum - деяние, поступок,

произведение. Именно в этом смысле Вселенная является фактом.



Факт представляет собой действительное осмысленное завершенное деяние

определенного лица или группы лиц, которое было совершено в соответствии с

замыслом в определенном месте, в определенное время, при определенных

обстоятельствах, определенным образом и средствами, которое привело к

качественно новому положению вещей и изменило ход последующей деятельности в

определенном отношении.



"... так как то, что невольно, двояко: одно по причине насилия (вынужденное

действие - А. В.), другое по причине неведения, то добровольное противоположно и

тому и другому. Ибо добровольное есть то, что происходит ни по причине насилия,

ни по причине неведения. Поэтому добровольное есть то, чего начало, то есть

причина находится в самом делающем, знающем все в отдельности, через посредство

чего совершается действие и в чем оно заключается. А все в отдельности есть то,

что у ораторов (т. е. в риторике - А. В.) называется обстоятельственными членами

(топами - А. В.), как, например, кто? то есть тот, кто совершил; кого? то есть

того, кто потерпел; что? то есть то самое, что сделано, быть может, совершил

убийство; чем? то есть орудием; где? то есть в каком месте; когда? то есть в

какое время; как? тот есть какой образ действия; почему? то есть по какой

причине".



Факт имеет сложный состав. Сообщение ? факте может быть в различной степени

достоверным - частично истинным, частично ложным, поэтому и смысловые элементы

факта могут оцениваться по отдельности и различным образом.



Для ясного понимания и словесной формулировки факта необходимы его анализ и

синтез - разложение на смысловые составляющие, рассмотрение и обсуждение каждой

из них и соединение смысловых составляющих в одно целое.



Описательные топы представляют собой отношения между словами и понятиями,

необходимые для полного представления, обсуждения и принятия, то есть

установления факта.



Установление и точная формулировка факта дают основание для его последующей

оценки: от того, как представлен факт, зависят наличие и характер

ответственности за действие.







I. Действие - претерпевание.



Качественная определенность и значимость действия проявляются в том, как оно

изменяет состояние объекта, на который направлено. Как значимые могут

рассматриваться только такие действия, которые повлекли за собой определенные

положительные или отрицательные последствия.



Содержание двух одинаковых действий (например, слов "Здравствуй, Вася") будет

различным в зависимости от того, обращены они к приятелю или к постороннему,

старшему по положению человеку. ? первом случае такие слова будут простым

приветствием, а во втором - дерзостью.



Действие может повлечь за собой непосредственное претерпевание и быть однородным

с ним, как при физическом толчке, но может иметь спусковой эффект, как нажатие

на гашетку пистолета или произнесенное слово, последствия которого - внутреннее

изменение объекта, подвергшегося действию. B последнем случае претерпевание

становится качественно необратимым: "Слово не стрела, ? в сердце язвит."



Ниже следует пример из "Второго обличительного слова на цезаря Юлиана" св.

Григория Богослова. Фактическая часть обличительных слов против Юлиана

Отступника строится на основе топа "действие - претерпевание," посредством

которого образ христианского поведения противопоставляется образу поведения

язычника: "Не будем неумеренно пользоваться обстоятельствами времени, не

допустим излишества в употреблении своей власти, не будем жестокосердны к тем,

которые нас обижали, не будем делать то, что сами осуждали... Победим мучителей

правдолюбием," - вот главная мысль святителя. Но это не означает, что св.

Григорий отказывается от оценки как сочинений и действий императора Юлиана, так

и их последствий: ответственность определяется мерой претерпевания.



"Итак, сие тебе слово, ценимое христианами не ниже нелепостей Порфириевых,

которыми вы восхищаетесь, как божественными глаголами, и не ниже твоего

"Мисопогона" или "Антиохика," ибо тем и другим именем надписываешь ты свое

сочинение. Его делали важным твоя порфира и льстецы, всему в тебе удивлявшиеся,

а теперь стало оно бородою, которую все таскают, рвут и осмеивают, равно как и

трудившихся над нею. ? нем, как будто рассуждая ? чем-то важном, ты весьма

надмеваешься тем, что не имеешь излишней заботливости ? теле и никогда не

чувствовал неварения пищи от многоядения, а с намерением умалчиваешь о том, что

так жестоко гнал христиан и истреблял сей многочисленный священный народ. Но

какой вред для общества, когда один человек страдает неварением пищи, или имеет

естественную отрыжку? Когда же воздвигнуто было такое гонение и произведено

столько замешательства, тогда не должна ли была Римская держава прийти в худое

положение, как и действительно оказалось на опыте? Сей воздвигаем тебе памятник,

который выше и славнее столпов Геракловых. Те были водружены на одном месте и

видимы только приходившими туда, а сей памятник, переходя от одного к другому,

не может не быть везде и всем известен. И твердо знаю, что поздние времена

увидят его обличающим тебя и твои дела, а также научающим и всех прочих не

отваживаться на подобное восстание против Бога, чтобы, поступая подобно тебе, не

получить одинакового с тобою воздаяния."



Текст фрагмента построен на сопоставлении двух рядов действий и претерпеваний:

1) философского образа жизни и апологии язычества, которые были предметом

особого попечения и гордости Юлиана, но особого влияния не имели, то есть не

повлекли за собой претерпевание общества; и 2) сокрушительных последствий

идеологической деятельности императора-язычника. Значение последних определяется

характером их претерпевания обществом.







II. Предыдущее - последующее.



Посредством этого топа устанавливается отношение расположенных в

последовательном порядке состояний предмета мысли. При этом предыдущее не

обязательно является причиной последующего.



Так, молодость предшествует зрелости и старости; переговоры - заключению

соглашения; голоса птиц - восходу Солнца; замысел - поступку.



Смысловой порядок отделяется от времени. Такое отвлеченное понимание топа

позволяет различным образом рассматривать отношения между предыдущим и

последующим. Предыдущее действие или состояние может рассматриваться в отношении

к последующему: (1) как более значимое; (2) как равноценное; (3) как менее

значимое.



Св. Иоанн Дамаскин вслед за Аристотелем и классической античной диалектикой

устанавливает четыре основных способа толкования топа предыдущее/последующее и

пятый способ - понимание предыдущего/последующего как причины и следствия:



1. Предыдущее - последующее как "старшее и младшее для одушевленных предметов и

б?лее и менее древнее- для неодушевленных."



Понятия предыдущего и последующего связаны с идеей времени. Аристотель в

"Метафизике" пишет: "... Невозможно, чтобы движение либо возникало, либо

уничтожилось (ибо оно существовало всегда), так же и время не может возникнуть

или уничтожиться: ведь если нет времени, то не может быть и "раньше" и "после."

B "Риторике" Аристотеля предыдущее - последующее рассматривается следующим

образом: "... топ получается из данных времен, когда, например, говорил Ификрат

в своей речи против Гармодия: "Если бы я прежде чем сделать дело, попросил у вас

статуи, вы бы мне дали ее? И вы не дадите ее, когда я сделал дело? Не обещайте

же, когда имеете в виду что-нибудь, и не отнимайте, когда получили желаемое." ?

"Топике" трактовка предыдущего и последующего сходна: "Рассмотрение, исходящее

из следования, двояко, ибо в следовании есть предшествующее и последующее;

например, у учащегося незнание -предшествующее, а знание - последующее. Большей

же частью лучше то, что следует позже."



Исходя из представления ? порядке как следовании во времени, св. Василий Великий

обосновывает несостоятельность науки как средства построения картины мира тем,

что характерное для науки отрицание предыдущих теорий последующими делает

сомнительной любую научную теорию.



"Эллинские мудрецы много рассуждали ? природе, - и ни одно их учение не осталось

твердым и непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось

предшествующее. Посему нам нет и нужды обличать их учения - их самих достаточно

друг для друга к собственному низложению."



2. Предыдущее - последующее в логическом смысле: предыдущее рассматривается как

условная возможность последующего.



"Предыдущее по природе, то есть то, что полагается вместе с другим, но не

полагает другого, и что как устраняет другое, так и само устраняется им. Так,

животное есть предыдущее в отношении человека. B самом деле, если есть животное,

то человека еще не будет; ибо человек есть одно из животных. Наоборот, если нет

человека, то животное будет, так как и лошадь, и собака - животные. Равным

образом, если есть человек, то непременно будет и животное, ибо человек есть

животное."



Исходя из принятого представления ? приоритете предыдущего перед последующим как

первичного перед вторичным, св. Василий Великий дает обоснование первичности

света перед тьмой: бытия как блага перед небытием как отсутствием блага.



"Разум спрашивает: сотворена ли тьма вместе с миром и первоначальнее ли она

света, а потому точно ли худшее старше? - Ответствуем, что и сия тьма не

что-либо самостоятельное, но видоизменение в воздухе, произведенное лишением

света. Какого же света лишенным вдруг нашлось место в мире, так что поверх воды

стала тьма? Полагаем, что если было что-нибудь до составления сего чувственного

и тленного мира, то оно, очевидно, находилось в свете... когда по Божьему

повелению вдруг распростерто было небо вокруг того, что заключилось внутри

собственной его поверхности, и стало оно непрерывным телом, ... тогда по

необходимоети само небо сделало неосвещенным объемлемое им место, пресекши лучи,

идущие совне. Ибо для тени нужно быть в одно время свету, телу и неосвещенному

месту. Таким образом, тьма в мире произошла от тени небесного тела."



3. Предыдущее - последующее как линейный п??яд?к, например, порядок букв в

алфавите. ? Священном Писании /Ин. 1:1-3/ и в творениях св. Отцов топ

предыдущее-последующее используется в абстрактном значении порядка, который

может рассматриваться независимо не только от конкретного временного следования,

но и от времени вообще. Эта мысль выражена еще неоплатониками, но разработана

Оригеном и полностью развита великими Каппадокийцами - св. Василием Великим, св.

Григорием Богословом и св. Григорием Нисским.



"Поелику начало естественным образом предшествовало тому, что от начала, то

повествующий ? вещах, получивших бытие во времени, по необходимости всему

предпоставил это выражение: в начале сотвори. Было нечто, как вероятно, и прежде

сего мира, но сие хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в

повествование как несоответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще

ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее

времени, вечное, присно продолжающееся. ? нем-то Творец и Зиждитель всяческих

совершил создания - мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа,

разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей,

превосходящее наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований...

А когда уже стало нужно присоединить к существующему и сей мир - главным образом

училище и место образования душ человеческих, а потом и вообще местопребывание

для всего подлежащего рождению и разрушению, тогда произведено сродное миру и

находящимся в нем животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее и

протекающее и нигде не прерывающее своего течения".



4. Предыдущее - последующее как иерархия (сначала епископ, потом пресвитер). При

этом приоритет может отдаваться как предыдущему, так и последующему. Исходя из

представления ? порядке как целесообразной последовательности воплощения

замысла, св. Григорий Нисский обосновывает сотворение человека как завершающий

этап творения. Поэтому последующее (человек) рассматривается как более значимое,

чем предыдущее, а предыдущее - как предвосхищение последующего.



"И все богатство твари, на земле и в море, уже было приготовлено, но еще не было

того, кому владеть этим. Ибо не появилось еще в мире существ это великое и

досточестное существо, человек. Ведь не подобало начальствующему явиться раньше

подначальных, но сперва приготовив царство, затем подобало принять царя. Потому

Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю: им стала

земля, и острова, и море, и небо, наподобие крыши утвержденное вокруг всего

этого, и всякое богатство было принесено в эти чертоги."



5. K этим четырем аристотелевым трактовкам св. Иоанн Дамаскин добавляет

возможную трактовку предыдущего как причины и действия91, которая будет

рассмотрена ниже как отдельный топ.







III. Место (положение).



Посредством этого топа устанавливается расположение предмета мысли в отношении к

смежным предметам и к действию. Действие может происходить в определенном

физическом или смысловом пространстве и по смыслу ограничено местом поэтому

понятие места неразрывно связано с понятием границы.



"Телесное место есть граница объемлющего, которою замыкается то, что объемлется,

как например воздух объемлет, тело же объемлется. Но не весь объемлющий воздух

есть место тела, которое объемлется, а граница объемлющего воздуха,

прикасающаяся к объемлемому телу. И то, что объемлет, вовсе не находится в том,

что объемлется.



Есть же и духовное место, где мысленно представляется и где находится духовная и

бестелесная природа, где именно она пребывает и действует, и не телесным образом

объемлется, но духовным образом. Ибо она не имеет внешнего вида для того, чтобы

быть объятою телесным образом."



Действительно, когда мы имеем в виду так называемые идеальные предметы, то

определяем их место как относительное значение: место теории множеств в

современной математике означает позицию теории множеств в иерархии

математических наук и относительно сродных ей дисциплин.



??п места имеет большое значение, потому что с ним связана возможность описания.

Когда мы описываем какой-нибудь предмет, то изображаем его место по отношению к

смежным предметам и взаимное положение его частей. "Описуемо, - указывает далее

св. Иоанн Дамаскин, - то, что обнимается местом, временем или пониманием;

неописуемо же то, что не обнимается ничем из этого. Следовательно, одно только

Божество неописуемо, так как Оно безначально и бесконечно и все объемлет и

никаким пониманием не объемлется. Ибо только одно Оно непостижимо и

неограниченно, никем не познается, но только Само созерцает Себя Самого. Ангел

же ограничивается и временем, ибо он начал свое бытие, и местом, хотя и в

духовном смысле, как мы раньше сказали, и непостижимостью. Ибо они некоторым

образом знают и природу друг друга, и совершенно ограничиваются Творцом. А тела

ограничиваются и началом, и концом, и телесным местом, и постижимостью."



Рассмотрим пример.



"По твоим словам, те из иконоборцев, что понаглее и позловреднее, полагая

мудростию хитроумие, задают вопрос: которая из икон Христа истинная - та, что у

римлян, или которую пишут индийцы, или греки, или египтяне - ведь они непохожи

друг на друга, и какую бы из них ни объявили истинной, ясно, что остальные будут

отвергнуты. Но это их недоумение, а вернее кознодейство, ? прекрасное изваяние

Православия, можно многими способами отразить и обличить как исполненное

великого безумия и злочестия.



Во-первых, можно сказать им, что они сразу же тем самым, с помощью чего решили

бороться против иконотворения, даже против воли засвидетельствовали его

существование и поклонение [иконам] по всему миру, где есть христианский род.

Так что они скорее говорят в пользу того, что пытаются опровергнуть, и

уловляются собственными доводами...".



Контраргумент, так называемый аd hоminеm (к человеку), основан на

противопоставлении топа место топу лицо-действие. Разделительное суждение

полемического противника (о зависимости изображения от особенностей разных

народов, из чего должно следовать, что каждый народ изображает на иконе не

Спасителя, а собственный образ) святитель Фотий сводит посредством топа места,

через который слова полемического противника включаются в структуру обоснования.

Христианский мир повсеместно изображает Спасителя, следовательно, иконопись

отражает древнее предание Церкви.







IV. Время.



Посредством этого топа определяется состояние или изменение предмета мысли, но

главным образом уместность поступка и его последствия, поскольку всякое движение

происходит во времени.



"В обстоятельстве 'когда?', - указывает св. Иоанн Дамаскин, - берется во

внимание тоже не время вообще, а его качество, например, в праздник или в

простой день, час, месяц или годы и подобное. Итак, позаботься, чтоб все время

жизни твоей было непрерывною цепью добрых дел. Но вместе помни, что всему свое

время. Есть система выжидания благоприятнейшего времени, в которое дело приносит

обильнейший плод."



Существенным свойством времени являются его противоречивые свойства -

необратимость и вместе с тем ритмичность, повторяемость.



"Как и земледельцы несмысленные, пропустившие время удобное, хотя и сеют, но

погубляют семя, яко не в то время, когда должно, сеют; так и несмысленные

грешники будут некогда искать спасения, но не получат того, яко тогда будет

время суда, а не покаяния. Ныне время сеяти, искати, просити, толкати в двери

Божия милосердия, когда Бог обещал услышати и помогати, и слушает и помогает.

Глаголет бо: "во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог

тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" /2 Кор. 6:2/."







V. Состояние.



Состоянием называется наличное соотношение качеств или формы предмета,

обусловленное его внутренними изменениями или воздействием внешних

обстоятельств.



??п состояния используется для обоснования значимости действия, а также для

оценки действия по состоянию деятеля. Если за основу принимается действие, то

значимость действия переносится на состояние, если за основу принимается

состояние, то на него переносится оценка состояния.



Пример оценки состояния по действию содержится в нижеследующем фрагменте из

"Сокровища духовного" святителя Тихона Задонского.



"Видим, что люди, вшедши в баню, омываются от скверн и пороков телесных, и

исходят из бани чисти и одеяни в белую рубашку. Тако христиане, вшедши в баню

святого крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и

одеваются пресветлою и предрагою правды Христовой одеждою, яко порфирою царскою;

и делаются сынами небеснаго Царя и наследниками небеснаго царствия; и исходят

оттуду чисти, святи, праведни, яко Апостол им утешительно глаголет: но омылись,

но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога

нашего /1 Кор. 6:11/. Откуда святое крещение называется от Апостола банею

возрождения /Тит. 3:5/. Потому тем вновь рождаемся, и погибши спасаемся и

обновляемся, очищаемся и омываемся, и делаемся новая тварь ? Христе."



Пример оценки действия по состоянию деятеля можно увидеть в "Слове, в котором

Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт."



"Мне казалось, что всего лучше, замкнув как бы чувства, отрешившись от плоти и

мира, собравшись в самого себя, без крайней нужды не касаясь ни до чего

человеческого, беседуя с самим собою и с Богом, жить превыше видимого и носить в

себе божественные образы, всегда чистые и несмешанные с земными и обманчивыми

напечатлениями, быть и непрестанно делаться истинно чистым зерцалом Бога и

божественного, приобретать ко свету свет - к менее ясному лучезарнейший,

пожинать уже упованием блага будущего века, сожительствовать с ангелами, и,

находясь еще на земле, оставлять землю и быть возносиму Духом горе. Если кто из

вас объят сею любовью, то поймет, что говорю, и извинит тогдашнее состояние

моего духа. Но слова мои не убедят, может быть, многих, именно всех тех, кому

смешным кажется сей род жизни, к которому они не расположены или по собственному

неразумию, или потому, что иные проходят его недостойно; подкрепляемые завистью,

также злонравием и поползновением многих на худшее, они и хорошее именуют худым,

любомудрие называют тщеславием. ? ?т сего непременно погрешают в одном из двух -

или делают зло, или не верят добру."



Святитель Григорий Богослов изображает свое состояние как основание принятого

решения и затем строит так называемую деструктивную дилемму - полемический

аргумент против своих оппонентов: те, кто понимают это состояние, не осуждают

решение, так как сами его пережили, а те, кто его не понимают, либо неразумны

как завистливые, либо недостойны как злонравные.







VI. Внешние обстоятельства.



Внешними обстоятельствами называются события и обстановка, сопутствующие факту и

совместимые с ним, но которые не являются причиной и действием. Внешние

обстоятельства могут благоприятствовать или препятствовать действию и тем самым

влиять на характер решения и усилия, необходимые для достижения цели.



"... одного Павла представлю свидетелем моего слова, чтобы из его примера

видеть, что значит иметь попечение ? душах, и кратковременных ли занятий, малых

ли требует сие сведений! А чтобы удобнее сие узнать и понять, послушаем, что

говорит ? Павле сам Павел.



Не буду говорить об его трудах, бдениях, страхах, злостраданиях от голода,

жажды, холода и наготы, ? злоумышлениях против него неверных, ? противодействии

ему верных. Умалчиваю ? гонениях, сонмищах, темницах, узах, обвинителях,

судилищах, ежедневных и ежечасных смертях, ? кошнице, ? метаниях камнями, ?

биениях палками, ? странствовании, об опасностях и на суше, и на море, и во

глубине морской, ? кораблекрушениях, об опасности на реках, об опасностях от

разбойников, от сродников, об опасностях между лжебратии, ? пропитании трудами

рук своих, ? бескорыстном благовествовании, ? том, как Павел был образцом для

ангелов и человеков, когда, стоя между Богом и человеками, за человеков

подвизался, и к нему Бог приводил и присоединял народ избранный. Кроме сих

внешних подвигов, кто достодолжным образом опишет ежедневную его

попечительность, сердоболие ? каждом, заботливость ? всех церквах, ко всем

сострадательность и братолюбие? Претыкался ли кто - и Павел чувствовал немощь.

Другой соблазнялся - а Павел приходил в воспламенение... Таков Павел, таков

всякий подобный ему духом. Но мы боимся, чтобы в сравнении с ними не быть

обезумевшими князьями Цоанскими /Ис. 19:11/ или приставниками пожинающими, или

ложно ублажающими народ... Итак, ужели, хотя дело сие так важно и так

многотрудно для человека чувствительного и скорбного, хотя оно действительно

гниль для костей /Притч. 14:30/ даже для человека с умом, однако опасность не

велика и последствия не заслуживают внимания?."



Святитель Григорий Богослов использует топ внешних обстоятельств как модель для

сравнительного аргумента, вывод которого: "Надобно прежде самому очиститься, а

потом очищать; умудриться, а потом умудрять; стать светом, потом просвещать;

приблизиться к Богу, потом приводить к нему других; освятиться, потом освящать.

Руководителю необходимы руки; советнику потребно благоразумие."



??п внешних обстоятельств позволяет дать описательную характеристику личности

или действия при построении модели, которая используется в качестве основания

различных типов аргументов, в данном случае - сравнительного аргумента к

прецеденту.











2. Причинно-следственные топы.



Причинно-следственные топы используются для установления и обоснования

причинно-следственных связей между составляющими факта или между фактами.



Причинно-следственные связи могут мыслиться двояким образом: как действующая

причина или как конечная причина или цель. B первом случае связь причины и

следствия рассматривается как относительно независимая от деятеля, а сам он

может включаться в ряд причинно-следственных отношений, выступая в качестве

претерпевающей стороны. Во втором случае деятель выключается из

причинно-следственных отношений и действия его признаются свободными, а

следовательно и ответственными.



B реальной аргументации нередко используются оба вида причины и устанавливается

степень связанности и независимости решения.







VII. Причина и следствие.



??п причины, как указывает Аристотель, "заключается в доказательстве, что

что-нибудь есть, если есть его причина, и что чего-нибудь нет, если нет причины;

ибо причина и то, чему она служит причиной, сосуществуют, и ничто не существует

без причины."



? топике традиционно выделяются четыре вида причины: "Первая - суть бытия вещи;

вторая - то, при наличии чего необходимо есть что-то другое; третья - первое

двигавшее; четвертая - то, ради чего."



? риторике в основном рассматриваются конечная причина - цель, замысел,

например, стремление к власти - причина политической деятельности, и действующая

причина. Например, холодная погода как причина снега. ? первом случае действие

представляется вытекающим из свободного решения и потому ответственным, а во

втором вынужденным.



"Спустя год и несколько месяцев царь, в бытность свою в Никомидии, заболел.

Зная, как неверна человеческая жизнь, он принял здесь дар божественного

крещения; а отлагал его до настоящего времени потому, что хотел удостоиться

этого в реке Иордане. Наследниками своего царства оставил он трех сыновей:

Константина, Констанция и Константа, по летам самого младшего. Повелел также,

чтобы великий Афанасий возвратился в Александрию, и это повеление дал в

присутствии Евсевия, который всячески стремился внушить ему противное...



Да не удивляется никто, что обманываемый царь ссылал в ссылку великих мужей: он

верил архиереям, которые хотя скрывали свое лукавство, однако ж имели все

наружные достоинства и тем вводили его в заблуждение. Знающим Священное Писание

известно, что и божественный пророк Давид был также обманут; и обманул его не

архиерей, а домашний и негодный раб, - разумею Сиву, который налгал царю на

Мемфивосфея и за то получил его поле. Впрочем, я это говорю не в обвинение

пророка, а для того, чтобы защитить царя, показать слабость человеческого

естества и научить, что не должно слушать только обвинителей, хотя бы они были и

очень достойны веры, но одно ухо надобно оставлять и для обвиняемого."



Наветы ариан рассматриваются как действующая побудительная причина преследований

царем Константином Великим св. Афанасия Александрийского, поэтому действия царя

оцениваются как вынужденные, что уменьшает ответственность Константина и

переносит ее на другие лица, оказавшиеся причиной гонений на св. Афанасия.

Решение же царя Константина принять святое крещение, как и наветы Евсевия,

представлены с точки зрения конечной причины, которая повышает ценность деяния,

соответственно, в положительном или отрицательном смысле.







VIII. Условие.



Это обстоятельство или совокупность обстоятельств, без которых действие не может

осуществиться или может не осуществиться.



Условное суждение (если... то) имеет значение потенциального отрицания в отличие

от топа причины, предполагающего утвердительное суждение (потому что).



"Зло есть тление и смерть. Тогда зло, если для других оно зло, а для себя добро,

составляет само себя, и не всецело есть зло - ибо составляет само себя и

постольку не есть зло. Если же всецело зло, то и для себя зло, и

самоуничтожается и не существует.



Если же и в тлении одних происходит возникновение других, то не тление причина

возникновения, но благо из-за преизбытка благости даже из тления одного

соделывает возникновение другого. Ибо вещество, подчиненное Благу, сотворенное

им, благо - ведь Он в начале привел все из не сущего в сущее."



Топ условия используется в обосновании положений, связанных с

причинно-следственными отношениями, когда по наличию причины устанавливается

следствие, и по следствию - причина; в совещательной аргументации - когда

рассматриваются возможные следствия решения, условия и обстоятельства согласия;

в опровержении - как инструмент приведения к абсурду (как в примере).











3. Модально-оценочные топы



Поскольку человека оценивают по деяниям и словам, содержание или образ действия

дают основание характеристики личности и прогноза ее последующего поведения в

различных ситуациях.







IX. Лицо - поступок.



Через отношение лица и действия определяются конкретные свойства лица и свойства

действия, связанные с его значимостью и степенью ответственности деятеля.



Личность человека не исчерпывается внешними действиями, человек имеет и свою

внутреннюю историю - историю души. И тем не менее лицо и действие

соотносительны: поступок приобретает определенность в отношении к лицу, его

совершившему, а личность проявляет себя не иначе, как в словах и поступках. Св.

Иоанн Дамаскин следующим образом определяет этот топ:



"Лицо есть то, что в своих действиях и свойствах обнаруживается ясным и

определенным образом, отличным от способа обнаружения однородных существ.

Например, Гавриил, беседуя с Пресвятой Богородицей, был одним из ангелов, но

непосредственно беседовал с ней только он один, отличаясь от единосущных с ним

ангелов присутствием в определенном месте и тем, что он беседовал. И Павел,

когда он держал речь на лестнице, был одним из числа людей, но своими свойствами

и действиями он выделяется из всех других людей."



Рассмотрим пример использования топа в аргументации.



"В Антиохии после преемника Флакиллова Стефана, который изгнан был из церкви,

предстательство получил Леонтий... Будучи заражен арианскою ересью, он старался

скрывать свою болезнь. Видя, что духовенство и прочий народ делятся надвое, что

одни в славословии перед словом "Сын" произносят союз, а другие перед тем же

словом произносят предлог "во," он произносил славословие шепотом, так что

стоявшие и подле него могли слышать только слова "во веки веков." Впрочем, если

бы лукавство его души не обнаруживало ничего другого, можно было бы еще сказать,

что он придумал такую хитрость, заботясь ? поддержании единомыслия в народе. Но

так как вымышляемо было множество жестокостей против исповедников истины, а

люди, причастные нечестию, удостаивались всевозможного его попечения, то явно

было, что он скрывал свою заразу, только боясь народа и Констанция, который

сильно грозил дерзающим называть Сына неподобным. Итак, образ его мыслей

обнаружился его делами: кто следовал догматам апостольским, тот нисколько не

пользовался его попечением и не удостаивался рукоположения; а последователи

ариева безумия имели перед ним самое великое дерзновение и возводимы были по

степеням священнослужения."



Для характеристики лица по поступкам отбирается не одно какое-либо действие, но

группа взаимосвязанных действий или проявлений личности, которые не могут быть

случайными и рассматриваться в отношении общей цели или намерения. ? таком

случае на лицо переносится оценка поступков и ему приписываются соответствующие

свойства - хитрость, лицемерие, недоброжелательность, несправедливость,

жестокость, трусость, - которые связываются с тем образом мыслей, который

подвергается критике, в данном случае с арианством Леонтия. Положительная

характеристика лица по поступкам и поступков по лицу строится аналогичным

образом.



? нижеследующем примере из защитительной речи адвоката Н. П. Шубинского по делу

крестьянина Киселева на основе оценки действий дается положительная оценка лица,

а затем на основе положительной оценки лица характеризуется деяние:



"Попытаемся же, с другой стороны, уяснить себе вопрос: что такое наказание?

Какие цели преследует оно? Первое - удовлетворить общественному негодованию

против преступника. Но разве здесь можно говорить ? нем? Припомните слова Ивана

Киселева: "Когда народ узнал ? событии, он хлынул не в дом, где лежала покойная,

а к дому, где был обвиняемый, и, окружив его, все плакали навзрыд." Второе -

подвергнуть преступника мукам. Но разве он мало их вынес за годы своей жизни с

покойной, да и теперь, когда события разбили его семейную, личную, общественную

жизнь? И третье - осуждают, чтобы оградить общество от злого человека. Таков ли

он? Вглядитесь со вниманием - похож ли он на злодея? События еще не делают

человека таковым. Есть незабвенные слова, сказанные знаменитым ученым

Фейербахом: "На убийство в состоянии душевного возбуждения способны и

благородные характеры." ? ? Киселеве все говорят: "честный, трезвый, преданный

заботам и трудам человек." Если такой человек срывается в пропасть, не хочется

верить, что это - неразрешимая вина его...."



Поведение Киселева до события, ? котором идет речь, оценивается по свидетельским

показаниям как совокупность проявлений личности, характеризующих ее нравственные

достоинства, поэтому обсуждаемое действие (убийство) рассматривается как

случайное и не характерное для подсудимого действие. Из этого следует вывод ?

бессмысленности уголовного наказания, цели которого связываются с личностью, а

не с поступком и представляются как несовместимые именно со свойствами личности.

Защитник строит разделительный аргумент, представляя отдельно каждую из

возможных целей наказания как несовместимую с нравственными свойствами личности

Киселева, а обобщение строит на основе общей оценки ("такой человек").







X. Образ действия.



Представляет собой содержательную характеристику действия, связанную со

свойствами действующего лица.



По образу действия дается характеристика сущности или возможностей деятеля

(присущее действие) или его оценка (хорошо, плохо, правильно, неправильно и т.

п.), а также для сопоставления деятелей по действиям или действий по деятелям.



Пример использования топа "образ действия" для характеристики сущности:



"Ни один мыслящий не согласится, по словам премудрого Кирилла, с тем, чтобы

инородные и иноприродные (существа) имели одно и то же действие; но, как

существо или природа у них различного порядка, то они должны обнаружить и

различное действие."



Сущность, по мысли Святых Отцев Шестого Вселенского Собора и императора

Константина IV, непосредственно определяет образ действия и открывается по

образу действия. Поэтому однородность и разнородность действия определяют

однородность или разнородность сущности деятеля.



Пример использования топа "образ действия" для оценки:



"Писание не упраздняет того, что дано нам Богом для употребления, но только

обуздывает неумеренность и исправляет безрассудство. Оно не запрещает есть,

рожать детей, иметь деньги и правильно использовать их, но запрещает

чревоугодничать, прелюбодействовать и так далее. Не запрещает думать об этих

вещах (ибо они для этого и сотворены), но запрещает думать страстно."



B приведенном фрагменте из творений преп. Максима Исповедника, как и во многих

других святоотеческих творениях, дозволенное противопоставляется греховному по

образу действия: умеренности и неумеренности, разумности и безрассудству,

страстности и бесстрастности.



B нижеследующем примере из "Гомилий" св. Григория Паламы на образе действия

строится сравнительный аргумент об ответственности. При этом сходный образ

действия в сравнении богача из притчи ? Лазаре с христианином связывается с

ценностью деяния: деяние христианина при том же образе действия оказывается

неизмеримо более ценным в положительном и отрицательном смысле, чем деяние

ветхозаветного Лазаря.



"Братья, богач оный, имея Моисея и пророков, из которых никто не восстал из

мертвых, полагал, конечно, что имеет некое извинение; а мы вместе с ними слышим

и Восставшего ради нас из мертвых, Который говорит: "Не собирайте себе сокровищ

на земле, ... а собирайте себе сокровища на небе" /Мф. 6:19-20/. "Просящему у

тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" /Мф. 5:42/. "Подавайте

милостыню из того, что у вас есть, и все будет у вас чисто" /Лк. 11:41/. А если

кто начнет есть и пить с пьяницами, будет жесток к бедным и скуп, то придет,

говорится, Господь в день, в который он не ожидает, и в час, в который не

думает, и рассечет его и подвергнет его одной участи с неверными /Мф. 24:49-51/.

И так как не останется нам никакого извинения, то поелику жизнь человека не

зависит от изобилия его имения /Лк. 12:15/, пусть имеющий нечто излишне подает

неимущим, через это включив себя в сонм спасаемых отца Авраама; а нуждающиеся

пусть подражают мужеству Лазаря, терпением своим спасая души свои /Лк. 21:19/ и

в смирении напоминая себе ? тех недрах Авраамовых, от которых удалены всякая

болезнь, печаль и воздыхание /Апок. 21:4/, а пребывают в них радость и веселие и

мир божественный и нескончаемый /Апок. 21:7/. Ибо для того Христос открыл нам

через эту притчу ? тамошнем состоянии, чтобы нас, улучшенных покаянием, избавить

от уготованных наказаний и удостоить вечных радостей. Если же мы не соделаем

себя лучшими чрез покаяние, то весьма нужно опасаться, не умножим ли себе и

мучений. Ибо, говорит "раб же тот, который знал волю господина своего, и не был

готов, и не делал по воле его, бит будет много" /Лк. 12:47/."



Образ действия, как таковой, может быть осознанным и намеренным в различной

степени. Степень свободы и осознанности действия при выборе образа действия

определяет ответственность деятеля.







XI. Цель и средство.



Средство - технический прием (например: радикальные средства), или инструмент,

при помощи которого действие осуществляется (например: транспортные средства).



Цель и средство являются характеристикой в первую очередь лица, совершающего

действие, а через лицо и самого действия. Поэтому средства прямо связаны с

основанием действия.



Средства всегда целесообразны и однородны с целью, поэтому их применение

рассматривается как свободно избранное и намеренное, - выбор средства

предполагает оценку и ответственность в отношении к цели. Различение средства и

цели также затруднительно, так как цели и средства постоянно меняются местами и

средство приобретает самостоятельную ценность.



Положение "цель оправдывает средства" осуждается с нравственной точки зрения и

ему противостоит положение "достойные цели не могут достигаться недостойными

средствами": характер средства свидетельствует ? действительной цели.



На топе средство/цель основана полемическая аргументация св. Григория Паламы,

направленная против мнений монаха Варлаама и других гуманистов, ошибочно

полагавших, будто философское и научное знание может быть путем к спасению и

имеет самостоятельную духовную ценность.



"Они говорят, что никому нельзя приобщиться к совершенству и святости, не открыв

истинных мнений ? сущем, а открыть их будто бы невозможно без различений,

умозаключений и расчленений. Они думают таким образом, что хотящий достичь

совершенства и святости обязательно должен узнать от внешней науки эти приемы

различения, умозаключения и расчленения и в совершенстве овладеть ими; такими

доводами они пытаются снова доказать действительность упраздненной мудрости. Но

если бы, смиренно придя к могущим судить ? всем, они захотели научиться истине

от них, то услышали бы, что это эллинское убеждение, учение (ересь) стоиков или

пифагорейцев, которые целью созерцания считают как раз знание, приобретаемое

через усвоение наук; наоборот, мы называем истинным воззрением не знание,

добываемое рассуждениями и умозаключениями, а знание, являемое делами и жизнью,

единственное не просто истинное, но прочное и непоколебимое: ведь, как

говорится, всякое слово борется со словом, но какое - с жизнью? И уж конечно мы

не думаем, что приемами различения, умозаключения и расчленения человек способен

познать самого себя, если трудным покаянием и напряженным борением не изгонит

прежде из собственного ума гордость и лукавство. Поэтому кто не приведет своего

ума таким путем и к такому устроению, тот не увидит даже своего незнания, а

только с этого начинается успешное познание самого себя.



Мало того: благоразумный человек не всякое незнание станет осуждать, как и не

всякое знание мы благословляем. Неужели во всей нашей практике мы должны

смотреть на знание как на последнюю цель? Видов истины, говорит Василий Великий,

два: одну истину крайне необходимо и самому иметь и другим сообщать как

помогающую спасению; а если не узнаем доподлинно истины ? земле и океане, ? небе

и небесных телах, то не будет никакой помехи для обетованного блаженства.

Стоящая перед нами последняя цель - это обещанные Богом будущие блага,

богосыновство, обожение, откровение небесных сокровищ, их приобретение и

наслаждение ими; а знания нынешней науки, как мы знаем, привязаны к веку сему.

"Если бы чувственные рассуждения представляли истину вещей в будущем веке, то

мудрецы века сего стали бы наследниками Небесного Царства; но если ее видит

чистая душа, мирские мудрецы окажутся далеки от познания Бога", по слову

истинного любителя мудрости Максима. Итак, можно говорить, что без такого знания

нельзя достичь совершенства и святости."



Понимание св. Григорием соотношения цели и средства зависит от характера цели.

Если цель - спасение души, то средство - устроение жизни в духовном делании -

органически определяется целью и является постоянным. Если целью является

достижение мирского знания, то цель связана со средством более свободным

образом, поскольку выбор средства зависит от конкретных особенностей

поставленной задачи.











4. Топы определения.



Рассмотрев фактическую сторону проблемы, можно приступить к определению понятий

и к обобщению фактов.



Как источники изобретения топы определения представляют собой ходы мысли,

посредством которых конкретные данные приводятся к общим понятиям или нормам.

Определить - значит указать существенные черты определяемого предмета и отличить

его от сходных предметов.



? риторике различаются собственно определения и изречения. Изречение (или

риторическое определение) представляет собой фигуру речи, по форме подобную

определениям, но не являющуюся определениями по существу, например: "Душа

русского народа - певучая душа и высказывается в церковном пении; а все наше

богослужение, по содержанию своему, есть не одна молитва словесная и не одна

проповедь, но во всем составе своем есть благочестивое созерцание и сердечная

песнь Богу."







XII. Присущее и привходящее.



Любой объект характеризуется множеством особенностей, совокупность которых лежит

в основе нашего представления ? нем. Но среди этих особенностей или черт

выделяются существенные и несущественные. Существенные особенности предмета

постоянны и сохраняются в различных его состояниях и отношениях к другим

предметам. Некоторые из таких существенных особенностей являются общими для

классов или групп однородных предметов, другие характеризуют отдельные

группировки предметов внутри классов.



Присущими являются те особенности предмета, которые отличаются постоянством при

изменении его состояния и без которых существование предмета представляется

невозможным. Привходящими являются переменные или необязательные особенности

предмета.



Человек может обладать тем или иным цветом глаз, кожи, волос, голосом; он может

быть мужчиной или женщиной, ребенком, юношей, стариком. Но ни одна из этих

особенностей не характеризует человека как такового, ибо люди отличаются от всех

других живых существ совокупностью черт - разумом, языком, телесностью. От

животных люди отличаются разумом и языком, от ангелов - телесностью.



Вместе с тем все люди обязательно бывают либо мужчинами, либо женщинами; равно

как либо младенцами, либо детьми, либо юношами и девушками, либо лицами среднего

возраста, либо стариками. Чтобы разделить людей по полу или возрасту, нужно

иметь представление об особенностях, присущих всем людям, а половые и возрастные

признаки окажутся привходящими, так как любой человек, оставаясь разумным, может

быть мужчиной, женщиной, ребенком, юношей и т. д.



Отношение присущего и привходящего является основой построения рассуждений.

Обобщение требует отвлечения от несущественных для целей аргументации данных;

упорядочения и группировки существенных.



Присущими являются субстанциальные свойства. Под субстанцией в античной

философии понимается первая сущность, бытие вообще или наивысший род, и в этом

смысле субстанция противостоит природе, которая есть субстанция, проявляющаяся в

своих существенных признаках и обладающая качественной определенностью,

например, одушевленность, разумность и телесность человека.



"Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее, ? многих

предметах высказываемое, т. е. низший вид называли субстанцией, природой и

формой, например, ангела, человека, собаку и т. п. Равным образом слова вид и

форма имеют значение одинаковое со словом природа. Единичное же они назвали

индивидом, лицом, ипостасью, например, Петра, Павла."



Привходящее (акциденция) "есть то, что в предметах и бывает и отсутствует, не

разрушая предмета. И снова: акциденция есть то, что может одному и тому же

предмету как принадлежать, так и не принадлежать. Так человек может быть белым,

а также высоким, умным, с приплюснутым носом."



Если акциденция является характеристикой существующего предмета и как

привходящее носит частный характер, то субстанция, как присущее бытию

конкретного предмета или совокупности предметов, имеет общий и обязательный

характер и в отдельных предметах проявляется вместе с привходящим.



Поэтому "носителем" сущности является отдельный предмет, а класс мыслится при

условии абстракции от частных особенностей входящих в него индивидуальных

предметов. Человека вообще не существует: Адам был первым человеком, конкретным

носителем всех существенных особенностей человеческого рода, но также и частных

черт, присущих только ему - Адаму, и никому иному. Так и каждый человек является

в той же степени человеком, как и все остальные: не бывает человека в большей

или меньшей степени. Человечество представлено конкретными людьми, каждый из

которых является обладателем всех существенных, присущих человеку особенностей

независимо от того, каким образом и насколько эти черты проявляются в нем:



"Нет разумной души, которая по сущности была бы более ценной, чем другая

разумная душа. Ибо Бог, будучи Благим, созидает всякую душу по образу Самого

Себя и производит ее в бытие самодвижущейся. И каждая душа по своей воле

избирает либо честь, либо через дела свои добровольно избирает бесчестие."



Акциденции подразделяются на отделимые и неотделимые. Отделимые акциденции

представляют собой состояния или положения предмета (молодость, старость,

болезнь, здоровое состояние), которые проявляются в тех или иных обстоятельствах

места, времени, состояния. Неотделимые акциденции представляют собой особенности

многих предметов (например, курносый нос, высокий рост), неотъемлемые от них.



"... мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно

или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения,

так как это согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением

того, что Бог Слово истинно, а не призрачно, вочеловечился, и служит на пользу

нам: потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения,

и доказывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским путем

и следующие божественному учению святых отцев наших и преданию кафолической

церкви, - ибо знаем, что в ней обитает Дух Святый, - со всяким тщанием и

осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для

поклонения) точно так же, как и изображение честного и животворящего креста,

будут ли они сделаны из красок, или (мозаических) плиточек, или из какого-либо

другого вещества, только были бы сделаны приличным образом, и будут ли

находиться в святых церквах Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и

на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа Бога

и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой

Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей".



B определении Вселенского Собора указываются постоянные и переменные акциденции.

Постоянные - предмет изображения на иконе, переменные - способы, материалы,

места.







XIII. Признаки.



Признаки - наблюдаемые проявления, которыми предметы отождествляются и

отличаются друг от друга.



??п признака имеет важное значение: признаки используются для заключения ?

свойствах, качествах, состоянии, сущности предмета речи, на основе признаков

строятся сравнения, сопоставления и т. д.



Но признаки как таковые и даже группы признаков сами по себе ничего не говорят ?

свойствах или качествах предметов: киты не рыбы, хотя киты и рыбы обладают рядом

сходных признаков. Умозаключения, которые строятся на основе признаков,

называются энтимемами в собственном смысле слова. Умозаключение-энтимема носит

вероятностный и эстетически оценочный характер, который ясно виден в следующем

примере.



"Есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью; согласно этому

закону, человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Чем сильнее и

цельнее его вера, тем явственнее и убедительнее обнаруживается этот закон. Это

нетрудно понять: душа человека пленяется тем, во что она верит, и оказывается в

плену; это содержание начинает господствовать в душе человека, как бы поглощает

ее силы и заполняет ее объем... Так обстоит всегда. Если человек верит только в

чувственные наслаждения, принимая их за главнейшие в жизни, их любя, им служа и

предаваясь, - то он сам превращается постепенно в чувственное существо, в

искателя земных удовольствий, в наслаждающееся животное; и это будет выражаться

в его лице и в его походке, смотреть из его глаз и управлять его поступками.

Если человек верит в деньги и власть, то душа его постепенно высохнет в голодной

жадности, в холодной жажде власти; и опытный наблюдатель прочтет все это в его

взоре, услышит в его речи и не ошибется, ожидая от него соответствующих

поступков. Если он поверит в классовую борьбу и завистливое равенство, то он сам

скоро станет профессиональным завистником и ненавистником, и в глазах его

отразится черствая злоба, а в поступках-политическое ожесточение...."



Признаки могут быть существенными и несущественными, дифференциальными и

интегральными.



Существенными называются признаки, которые не могут быть отделены от предмета,

проявляются в нем обязательно и отличают данный предмет от однородных предметов.



Несущественными называются признаки, которые могут проявляться в тех или иных

ситуациях или состояниях.



B примере признак рассматривается как непременное внешнее проявление предмета

веры человека, хотя на самом деле подобные признаки субъективны и носят

вероятностный характер: И. А. Ильин использует философский, риторический

аргумент и движется от качества к признаку, в то время как научная аргументация

обычно предполагает движение от признака к качеству или свойству.



Дифференциальные признаки указывают на отличие данного предмета или класса

предметов от других, сходных с ним. Например, светлая кожа отличает

представителей европеоидной расы от представителей негроидной.



Интегральные признаки указывают на сходство предметов, на основе которого можно

их сгруппировать. Например, наличие плавников или ласт является признаком

водоплавающих животных.







XIV. Качества.



Качества - особенности предмета, определяющие его цельность и строение и

проявляющиеся с большей или меньшей интенсивностью.



Аристотель называет качеством "то, благодаря чему предметы называются

такими-то." Например, благочестие, от которого люди называются благочестивыми.

Качества могут быть постоянными, например, добродетель, и привходящими,

например, здоровье, и проявляться в большей или меньшей степени. Св. Иоанн

Дамаскин указывает следующие особенности категории качества:



"Качество обладает следующими тремя особенностями или свойствами. Во-первых, оно

допускает противоположение: так теплое противопоставляется холодному, белое -

черному. Во-вторых, принимает определения: более или менее, так как где имеет

место противоположение, там бывают налицо и определения более или менее. "Более"

означает усиление, а "менее" - ослабление. Поэтому можно сказать, что данный вид

более бел, чем другой. Третьей особенностью, составляющей главное свойство

качества, является то, что оно допускает сходство и несходство. Следует иметь в

виду, что фигура не допускает противоположения."



Качественная характеристика предмета имеет большое значение в аргументации,

поскольку посредством качественного представления создается образ предмета,

который является сильным и трудноопровержимым доводом. Основным инструментом

такой характеристики являются обыкновенно качественные прилагательные или

синонимичные им слова и словосочетания. Рассмотрим пример.



"Русское общественное мнение положительно отказывается допустить, чтобы

степенная, серьезная, честная, вполне правдивая нация, какою наконец известна

миру Германия во все эпохи своей истории, чтобы эта нация, говорю я, могла

отрешиться от своей природы и усвоить себе другую, созданную по образцу

нескольких мечтательных или нестройных умов, нескольких странных или

недобросовестных крикунов; чтобы Германия, отказываясь от своего прошлого, не

сознавая настоящего и искажая будущее, согласилась признать и питать дурное

чувство, недостойное ее, единственно из удовольствия совершить великий

исторический промах. Нет, это невозможно!"



Как и в предшествующем примере с использованием признаков, качественная

характеристика германской нации используется для противопоставления

положительного образа Германии, который Ф. И. Тютчев называет ее природными

качествами, тому отрицательному ее образу, который складывается вследствие

деятельности немецких журналистов.







XV. Свойство.



Свойство - специфическая особенность предмета, неотьемлемая от его природы и

одновременно присушая определенному классу предметов.



Рассматривая свойство в строгом смысле, св. Иоанн Дамаскин отмечает: "Свойство

есть то, что принадлежит всему виду, одному этому виду и всегда." B отличие от

качества свойство не связано с количественной характеристикой предмета мысли, то

есть не может проявляться в большем или меньшем объеме.



Например:



"Весь этот видимый мир есть лишь незаметная черта в обширном лоне природы.

Никакая мысль не обнимает ее. Сколько бы мы ни тщеславились нашим проникновением

за пределы мыслимых пространств, мы воспринимаем лишь атомы в сравнении с

действительным бытием. Эта бесконечная сфера, центр которой везде, а окружность

нигде. Наконец, самое осязательное свидетельство всемогущества Божия это то, что

наше воображение теряется в этой мысли."



B этой статье из "Мыслей" Блеза Паскаля устанавливаются свойства Вселенной -

бесконечность и сферическая конфигурация пространства - и свойства человеческого

познания - конечность, ограниченность опыта, внутренняя противоречивость понятия

бесконечного.



B определении Б. Паскаля слова "бесконечная," "повсюду," "нигде" являются такими

обязательными эпитетами, создающими смысловую определенность уникального

предмета мысли - Вселенной, который, однако, сопоставим с известными и

представимыми предметами; устранение любого из так называемых обязательных

эпитетов, обозначающих свойства, разрушит определение.







XVI. Отношение.



Отношением называется такая связь между двумя или более предметами, при которой

определенные особенности одних предметов предполагают наличие или, наоборот,

отсутствие определенных особенностей других.



Например, отношение мужа к жене предполагает наличие в том и в другой свойства

быть супругом данного лица, наличие и отсутствие свойств мужского и

соответственно женского пола.



Соотносительное (отношение) в строгом смысле как обязательное совместное наличие

или отсутствие чего-либо предполагает невозможность одного члена отношения без

другого: невозможно быть отцом без детей, а учителем - без учеников.

Соотносительное в более общем смысле предполагает фактическое наличие связи,

которой может и не быть: можно мыслить знание без обучения. Соотносительному

противостоит понятие отрешенного - предмета или особенности, не включенных в

систему отношений.



"Но кто не знает, - указывает св. Василий Великий, - что те имена, которые

произносятся в смысле отрешенном, ? вещах самих по себе, действительно

обозначают соответствующие им предметы, а те, в которых выражается применение

одного предмета к другим, показывают только отношение его к предметам, к которым

он применяется? Так имена человек, конь, вол означают самые предметы именуемые.

А выражения сын, или раб, или друг показывают единственно соприкосновение одного

имени с другим, которое с ним связано. Таким образом, кто слышит слово

"порождение", тот не обращается мыслью к какой-нибудь сущности, а разумеет

только, что одно с другим связано, ибо порождением называется порождение

чье-нибудь... Ибо различие Сына от других состоит не в отношении Его к

чему-нибудь, а в особенном характере сущности, в которой является превосходство

Бога пред существами смертными."







XVII. Род - вид, индивид.



??п является одним из самых важных для построения рассуждений и определений.



Родом называется класс предметов, который содержит в себе другие классы.



Видом называется класс предметов, который содержится в роде - более широком

классе.



Индивидом называется единичный класс предметов, который содержится в виде, не

содержит в себе видов и характеризуется качественной определенностью,

неразложимостью и совокупностью акцидентных признаков вида, отличающих данный

индивид от других.



Вид связан с родом таким образом, что свойства или постоянные признаки рода

обязательно содержатся в видах этого рода, но не все свойства вида содержатся в

роде.



Свойства рода (студенты) обязательно содержатся в видах (студенты семинарии).

Поэтому можно сделать умозаключение, что если выпускники высших учебных

заведений получают высшее образование, то и студенты семинарий получают высшее

образование, или что если студенты такие-то учатся в семинарии, то они получают

высшее образование. Но свойства, присущие виду, не обязательно содержатся в

роде. Нельзя сделать вывод, что если студенты семинарий изучают литургику, то и

студенты университетов изучают литургику.



Использование топа рода связано с топами признака, качества и свойства,

поскольку объединение предметов в классы основано на их группировке по признакам

и на обобщенных качественных характеристиках, а отнесение таких классов к роду -

на установлении и систематизации общих свойств предметов мысли или их

классов-видов. Рассмотрим пример.



"Истина есть одна из естественных и существенных потребностей рода

человеческого.



Божественное Откровение говорит в глубоком значении, что Слово Божие, или истина

Божия есть хлеб жизни. Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом,

исходящем из уст Божиих (Мф. 4:4). Подобно и естественный разум, хотя и не в

таком глубоком разумении, может сказать, что истина есть жизненная пища духа

человеческого. Уничтожьте истину, в уме останется пустота, голод, жажда,

томление, мука, если только он не в омертвении или не в обмороке от крайнего

невежества. Если вздумаете питать его образами воображения, имеющими преходящий

блеск, но не заключающими в себе твердой истины, ему вскоре наскучит черпать

воду бездонным сосудом, и жажда его останется неутолимой, и мука неисцельной.



Что значит любопытство детей, их желание ? всем спросить и все узнать? Это

естественная жажда истины, еще не знающая определительно, чего жаждет, и потому

стремящаяся поглотить, что только возможно.



Чего ищет судия в законе и в судебном деле? - Истины. Если бы вы могли уверить

его, что он не найдет истины, вы уничтожили бы закон и правосудие.



Чего ищет наука в неизмеримом пространстве вселенной и в тайных хранилищах

природы человеческой? - Истины. Утвердите, что нельзя найти ее, вы поразите

науку смертельным ударом."



Святитель Филарет использует один из самых распространенных аргументов,

основанных на топе рода, - энумерацию (перечисление) или разделение родового

понятия. Истина определяется как необходимая потребность человека и,

следовательно, искание истины есть природное свойство человека. Аргумент от

противного основан на топе признака - если с уничтожением истины обнаруживаются

признаки смерти, то, следовательно, человек может жить только истиной.



Далее выделяются два рода истины: истина Божественная и подобная ей истина

человеческая; последняя не получает определения, но искание истины

представляется наглядно в качестве отдельных областей деятельности, которые

разделяются по видам человеческой истины. Но поскольку всякий вид содержит

родовые свойства, искание частной истины есть искание истины как таковой.



Наглядность увеличивается тем, что исчисление оставляет возможность дополнения.

Ритор, перечисляя области искания истины, движется от общечеловеческой детской

любознательности к науке, останавливаясь далее именно на научной истине как

предмете главного интереса аудитории.



Рассматривая понятие индивида, св. Иоанн Дамаскин указывает:



"Слово индивид употребляется в четырех значениях. Индивидом называется то, что

не рассекается и не делится: точка, теперь (момент, "квант" времени - ?. ?.),

единица; подобные предметы называются неколичественными. Индивидом называется и

то, что с трудом делится или рассыпается, например алмаз и подобное. Индивидом

называется вид, не делящийся уже на другие виды, т. е. самый низший вид,

например человек, лошадь и т. п. ? собственном же смысле индивидом называется

то, что, хотя и разделяется, однако после деления не сохраняет своего

первоначального вида (в смысле "образа" - А. B.). Например, Петр делится на душу

и тело. Но ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный Петр, ни

тело. Философы говорят об индивиде в этом смысле, согласно которому он

обозначает основывающуюся на субстанции ипостась."



Таким образом, понятие индивид используется в специальных - научном и

философском (минимальная единица научной теории, минимальный вид, конечный

таксон классификации) - и в общеязыковом значениях.







XVIII. Целое и часть.



Целым называется отдельный предмет, характеризующийся качественной

определенностью и самостоятельным существованием.



Частью называется обладающая набором специфических признаков составляющая

целого, назначение (функция) которой дополняет функции других частей и различена

с ними.



Отношение целого и части достаточно сложно. Реально существует только целое,

которое несводимо на сумму своих частей, часть подчинена целому и существует

только в его пределах. Целым может быть отдельное, но не общее - индивид и

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая
Полезная информация: