Действия бесовские против молитвы Одни бесы приступают к постели, когда мы встали идти в храм, и поучают нас снова лечь, говоря: “Подожди, когда кончатся начальные песни, и тогда пойдешь уже в церковь”. Другие предстоящих на молитве погружают в сон. Иные производят сильные и безвременные движения в желудке. Иные побуждают заводить в церкви разговоры. Другие отвлекают ум наш на скверные помыслы. Иные заставляют нас, как изнемогших, опираться на стену, а иногда наводят весьма частую зевоту. Некоторые же возбуждают в нас во время молитвы смех, чтобы через сие подвигнуть Бога к негодованию на нас. И не перечесть всех козней князя тьмы, который всякие употребляет хитрости, дабы отбить нас от молитвы. Прп. Иоанн Лествичник Как я могу различить непрельщенного человека от прельщенного? — По делам можешь различить одного от другого. Кто из нас имеет действие Божественной благодати, тот познается от дел добрых, ибо он и прежде св. действия смирен, кроток, незлоблив, негневлив, целомудр, милостив, терпелив, воздержан, непамятозлобен, нелукав, бдителен, независтлив, благоговеен, смиренномудр, человеколюбив, любобезмолвен, христолюбив, братолюбив, благодетелен, правдолюбив, доброхотен. И после божественного действия опять таков, так как он всегда почитает себя грешнейшим паче всех людей; он не обижает никогда человека, не враждует на него, не завидует, не наветует, не ненавидит, не осуждает, не льстит, не помнит зла, не спорит, не гневается, но любит обще всех людей — верных и неверных, и молится Богу часто о спасении душ всех их, и благодетельствует им, сколько может, Имени ради Христова, и чтит, и советует доброе, и мирствует, и служит, и подчиняется, воздерживается, молится, бдит, терпит и благодарит всегда Бога за все блага, получаемые ежедневно от Его великой благости. Вот дела, показывающие непрельщенного. Но который имеет в себе действо вражие, тот познается по делам злым. Ибо он и прежде действия вражеского высокомудрствует и суемудрствует, и по сатанинском действии гордится, хвалится, бывает дерзок, презирает, гневается, ненавидит, клевещет, спорит, осуждает, обижает, лжесвидетельствует, завидует, наветует, льстит, злопамятствует, бесчестит, лицемерит, жалуется, отрекается, не верует, осмеивает, предательствует и другое худшее сего творит. Вот дела, показывающие человека прельщенного. Итак, каков каждый, познается из дел: добрый познается из добрых дел своих — что он чадо Божие, злой узнается по злым делам своим — что он чадо диавольское. Схимонах Иларий Афонский В предсмертный час враг устрашает также памятью о прежних падениях. Не возуповай на себя, доколе странствуешь в земной жизни, доколе ты не миновал темных властей воздушных. Авва Исаия Если явится тебе враг в каком виде, не обращая ни на что внимание, огради себя крестным знамением и продолжай свое дело; без попущения Божия ничего не сделает. Когда враг начнет в мыслях хвалить тебя за какое-нибудь доброе дело, сделанное тобою, а ты ему ответь: “Нет, враг, не хвали сейчас меня, а тогда похвали меня, когда в рай пойду” — и он исчезнет. Диавол уловляет душу того, кто сам любит вспоминать о добрых делах своих, гордясь ими пред другими и пред самим собою; тем самым уже теряет свои заслуги пред Господом!.. Свт. Григорий Двоеслов Как ловко умеет окаянный враг срывать свою досаду на всякое доброе наше дело! После поста одолевает невоздержанием и неумеренностью, после минут благоговения и умилённой молитвы смущает смехом и празднословием. И так во всем, везде, и всегда возьмет свое при малейшей нашей неосторожности и нерадении. Из дневника инока Наше уныние — радость врагу. Хочешь ли причинить ему боль нестерпимую и смертельную? Потерпи скорбь и болезнь Христа ради, с покорностью и благодарением Ему, — и ты поразишь диавола. Из дневника инока Вычитал я в творениях св. Отцов, что, истощив все усилия в борьбе с подвижниками и видя их на непобедимой высоте совершенства и бесстрастия, демоны навевают на них гордость. Из дневника инока Враг не хочет, чтобы мы повиновались Богу и по воле Божией служителям Божиим, а добивается через мрачные и тонкие внушения, чтобы хоть не явно и не ясно, а повиноваться ему. Из дневника инока Христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными. И блж. Диодох советует нам в это время помнить псаломское слово: терпя потерпех Господа и внять ми, и апостольское: его же любит Господь — наказует... По взгляду старца Амвросия Оптинского, различные скорби и недуги телесные часто являются вражескими искушениями, поэтому не должно впадать в пагубное уныние и бездействие... Неразсудно не предавайся печали, твердо помня, что это главное искушение... Общая у всех нас немощь: все желаем получить спасение, но с отрадою и покоем, а о спасительном пути проповедуется, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное. Если человек подчинен диаволу, если исполняет во всем его волю, если творит грех и беззаконие, то когда мы встречаемся с таким человеком, он может заразить нас своим внутренним греховным содержанием. Этот человек может быть как бы орудием диавола, через которое он уловляет нас в свои сети. Когда демоны окружат блудными помыслами, тогда со слезами воззови ко Владыке: “Изгонящии мя обыдоша мя. Радосте моя! Избави мя от обышедших мя!” — и избавишься. Св. Иоанн Златоуст пишет, что диавол тем, которые бодрствуют, трезвятся и себе внимают, не только не вредит, но еще и пользует, не через свое произволение, которое есть злое, но по причине постоянства тех, которые злобу его в свою пользу обращают. Не от силы диавольской побеждаемся, а от своей слабости. О страховании: Не следует нам бояться никакого страхования, когда в вечер или в ночь читаем молитвы и молимся Господу. Скажите в себе: “Господь — просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь — защититель живота моего, от кого страшуся?” Страхование наносит душе нечистый дух; и если ум не смутится, и не оставит молитвы — лукавый дух исчезнет. Я взываю к Ангелу моему — прогонителю злых духов: “Святый великомучениче Георгие! Прогони от меня нечистого духа!” И получаю просимое, и бываю покоен... Нападает враг на молящихся, да ничего не может сделать им без попущения Божия. Затворник Георгий Задонский Легион имя мне, яко мнози есмы (Мк. 5, 9). Духи не телесны, потому места собою не наполняют и не занимают, подобно телам. Этим объясняется физическая возможность пребывания многих духов в одном человеке. Действительность же вселения бесов подлежит условиям, которых определить не имеем возможности. Можем только сказать, что вселение бесов не всегда бывает видимым, не всегда обнаруживается известными действиями бесноватых. Есть вселение духов необнаруживаемое, скрытное; есть также власть духов над умами, помимо тела, когда они водят их как хотят через страсти, в них действующие; люди думают, что они все сами действуют, будучи посмешищем нечистых сил. Как же быть? Будь настоящим христианином, и никакая враждебная сила не одолеет тебя. Свт. Феофан Затворник Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа; тот согласился и предал (Лк. 22, 3-4). Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их и не соглашайся на них — сатана походит-походит около да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему этому злу — мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые — что же делать: без этого никого нет на свете; и греха тут никакого нет. Прогони их — и всему конец; опять придут — опять прогони; и так всю жизнь. Когда же примешь мысли и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость — вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь; как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей — ничего бы такого не было. Свт. Феофан Затворник О колдунах и поселении диавола в человека Прп. Иоанн Дамаскин говорит: “Диаволы не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, разве когда будет сие попущено по смотрению Божию, как случилось с праведным Иовом и как написано в Евангелии о свиньях гадаринских. Но при Божьем попущении они сильны, принимают и переменяют какой хотят мечтательный образ”. Поэтому народное поверье, будто колдуны портят людей, то есть поселяют диаволов в каких им угодно людей, — нелепое и совершенно неосновательное. Не следует поэтому приписывать им особенной силы и страшиться их. Диавол поселяется в людей по попущению Божию, стало быть сам по себе никакой посторонний человек или колдун не может иметь в этом бедствии никакого участия или посредства. Поселяется диавол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для диаволов — выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого; об этом говорит Спаситель наш: “Когда дух нечистый выйдет из человека (изгнанный при Крещении нашем), то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И вот он идет. И если, пришедши, находит его не занятым Богом (когда кто лишится Святого Духа за свою нераскаянную греховную жизнь), тогда идет нечистый дух “и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф. 12, 43—45). Таким образом, люди, одержимые злыми духами, должны жаловаться в своих временных и вечных мучениях не на колдунов, а единственно на одних самих себя. В угодных же Богу людей бесы не могут войти: бес, изгнанный Прп. Парфением из одного человека, просил указать ему другого, в которого бы он вошел, и когда св. Парфений предлагал войти в него, диавол, сказавши: “Как я могу войти в дом Божий”, исчез. Четьи-Минеи 7 февраля Предположение о цели попущения Божия поселяться в человеке злому духу Ни для чего иного Бог попускает диаволу поселиться в человеке, как для того, чтобы человек в нераскаянных грехах своих не погиб на всю вечность, но чтобы, мучимый бесом, он раскаялся и обратился к Богу, то есть диавол делается невольным орудием спасения того человека, которого замыслил погубить. В этом именно диавол сознавался Прп. Пахомию: “Крепость ваша возросла на меня вочеловечением Бога Слова, давшего наступать на всю силу нашу, поэтому я не могу к вам приблизиться, и когда побораю вас, то бываю виновником пользы вашей”. Четьи-Минеи 15 мая Чем и кто может изгонять из человека духа злобы Сам Спаситель сказал, что духа злобы можно изгнать постом и молитвою, а не силою волшебною (колдовскою). Духа злобы могут изгнать не волшебники, а только св. Апостолы, которым Сам Спаситель дал власть на дусех нечистых да изгонят их, а после их такую власть имеют пастыри Церкви как преемники Апостолов (Мф. 10, 1). Они имеют в Св. Церкви благодатные средства к изгнанию нечистых духов, как-то: молитвы и заклинания в пользу верующих, одержимых нечистыми духами, чтение Евангелия, исповедь, пост, водоосвящение, соборование, приобщение Святых Таин, мощи святых, чудотворные иконы и другие богодарованные средства. Страждущие от духов нечистых должны творить усердные молитвы к Господу Богу, Пречистой Деве Богородице и тому святому, имя которого наречено на них. Особенно болящие должны часто исповедоваться и с приготовлением причащаться Святых Таин. Тогда дух злобы не может жить в человеке. В жизнеописаниях святых видим, что самое сильное средство к отогнанию бесов есть, как возможно частое, от чистого сердца и усердия, приобщение Святых Таин Христовых. Троицкий лист № 361 Св. мученик Трифон в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов. Римский император Гордиан, из дочери которого св. мученик изгнал беса, пожелал своими очами увидеть изгнанного беса. Мученик Трифон действительно вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными очами. Св. мученик Трифон спросил беса: “Кто тебя послал в отроковицу?” Бес отвечал: “Отец, начальник всякой злобы, сидящий в аде”. Мч. Трифон: “Кто тебе дал власть такую?” Бес: “Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Божия; только по попущению Божию наносим легкие искушения; а над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят; угодные же нам дела суть: идолопоклонство, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и проч. Эти люди опутываются грехами, как сетьми; они — друзья наши, и одна их с нами участь ждет”. Четьи-Минеи 1февраля С кем борется враг нашего спасения Мы (бесы) воюем только с теми, которые вооружаются против нас молитвой, а с ленивыми не боремся. Пролог 21 февраля Хотя жена моя и получила несколько облегчения от болезни беснования со времени знакомства нашего с о. Серафимом, но все еще по временам страдала от злобного духа, а потому мы еще решились прибегнуть к старцу за помощию. По приезде в Саров, мы нашли о. Серафима в ближней его пустыньке занимающегося трудами. Он встретил нас очень Милостиво и на просьбу нашу помолиться об изгнании беса сказал нам следующую притчу: “Был в стране Палестинской прозорливый старец, который молился за одного бесноватого, но молитва его не была услышана Богом: бес все-таки не оставлял страдальца, поэтому старец вторично обратился к Господу с сугубым прошением за страждущего. При этом он молил Господа открыть ему причину, по которой дух злобы не выходит из сего человека, открыть, молитвы ли его недейственны или какие грехи останавливают в нем беса. Бог услышал молитву сего старца, и ему было открыто, что тот, за кого он молится, имеет на челе своем проказу, препятствующую изгнанию из него злобного духа”. Сказав это, о. Серафим обратился сначала ко мне самому и начал писать пальцем на челе моем проказу грехов жены моей, а потом, обратившись к ней, так же написал на челе ее мои греховные струпы. Тогда мы, взглянувши с ужасом друг на друга, ясно поняли, что старец через свое перстописание обличил собственные грехи наши. Из жития Прп. Серафима Саровского |