СЛОВО О СМИРЕНИИ Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим. В чем состоит добродетель смирения Смирение состоит в том, когда человек признает себя грешником, не делающим никакого добра пред Богом, когда он тщательно соблюдает молчание, когда не усиливается, чтобы кто-либо принял его слова, когда отвергает естественную свою волю, удерживает зрение, имеет постоянно смерть перед глазами, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит, терпеливо переносит бесчестие и понуждает себя переносить труды и скорби. Отечник Смирение состоит в том, чтобы иметь послушание, отсекать волю падшего естества (то есть отвергать желания на грех). Удручать себя подвигами, любить чистоту, благодушно переносить обиды и оскорбления от ближнего. Отечник Смирение заключается в отсечении своей воли пред ближним в духовном разуме. Отечник Смирение состоит в том, чтобы говорить при всех встречающихся случаях, всегда во всякое время, всем братиям и Самому Богу: “Прости меня”. Отечник Смирение есть сознание умом своей немощи и бессилия. Прп. Иоанн Лествичник Смирение есть в поругании быть, в поношении и оклеветании (то есть переносить все терпеливо и благодарить за это Бога). Свт. Тихон Задонский Смирение состоит в том, чтобы умерщвлять свою волю; открывать старцу своему не только дела свои, но и мысли; быть довольным всяким состоянием, как бы оно ни было низко; когда не будем обижаться на тех людей, которые приписывают нам пороки и грехи. Авва Кассиан Смирение есть доброхотно и усердно повиноваться и слушать не только высших, но и равных, и меньших в нуждах их и требованиях. Смирение состоит в том, чтобы ни на что не роптать, не оказывать неблагодарности, недовольства и за все судьбы Божии благодарить и хвалить Бога. Смирение состоит в том, чтобы считать себя неправедным, отсекать свои желания, очи опускать вниз, переносить обиду с радостию, ненавидеть честь и покой и говорить всем: “Прости меня”; силою же смирения бесы обращаются в бегство. Смирение не стыдится признаваться в своих недостатках, свойственных немощи человеческой, пред священником — этим самым и исправляются они. Смирение в том состоит, чтоб никого не осуждать и не укорять и иметь одежду и обстановку простую. Бедность не порок, а главное средство к смирению. Прп. Амвросий Оптинский Смирение есть всегдашнее желание научиться. Смирение есть, чтобы говорить: “Кто я такой?” и “Зачем люди считают меня за что-либо?” Смирение состоит в том, чтобы не обижаться на тех людей, которые приписывают нам пороки и грехи. Смирение есть уничижать самого себя как не делающего ничего доброго перед Богом. Дела же смирения таковы: не спорить, подчиняясь всем, пред очами иметь смерть, не противоречить высшему, принуждать себя во всем во всяком деле, не раздражать никого, не завидовать никому. Авва Исаия Три степени смирения: первая — покоряться старшим, вторая — покоряться равным, не превозноситься над меньшими, третья — покоряться и меньшим и вменять себя ни во что, как одному из скотов. Прп. Амвросий Оптинский В смирении святость и в смирении святом свойства: 1. Бесчестие принять с удовольствием. 2. Истреблять раздражительность. 3. Иметь недоверие к своим совершенствам. Старец Иоанн Троицкий Свойство смирения есть, что человек всего себя недостойным быть судит: пищи, одежды, света солнечного, покоя богатого, служения от людей и прочего благодеяния, зная, что грешник; напротив того, судит себя достойным быть всякого бедствия, поношения и наказания. Свт. Тихон Задонский Смирение познается по несказанной любви вмолитве, непорицанием чужих грехов и отвращением тщеславия. Признак смирения состоит в том, чтобы в случае оскорбления предварять ближнего примирением и разрушать оным вражду. Прп. Иоанн Лествичник Смирение узнается по следующим признакам:
Смирение есть ненавидеть беседы со многими лицами. Будь невеждою в мудрости своей. Прп. Исаак Сирин Смирение в мыслях значит: отвращать от себя внешние мысли и обращать их к Богу — тогда обретете покой. Смиренномудрие не имеет языка говорить о ком-нибудь как беспечном, не имеет глаз, чтобы видеть недостатки другого или примечать за кем-нибудь дурное. Смиренный сознает себя достойным всякого наказания за злое произволение сердца своего, но не бежит от Бога и не отчаивается о спасении своем; и к Тому же, Кого оскорбил и Кто готов праведно наказать его, к Тому Самому, благонадежно обращаясь, взывает: “Боже, милостив буди мне грешному”. Из книги Покаяния Смиренный обвиняет себя прежде, нежели других. Смиренный не завидует успеху ближнего и не радуется его падению. Прп. Ефрем Сирин Смиренный не помнит зла, причиненного ему другими, и не осуждает человека согрешающего. Таким образом, он тремя способами получает отпущение грехов себе: как не судящий — не судится, как смиренномудрый — оправдывается, как прощающий — получает прощение. Св. Афанасий Александрийский Смиренный не любопытствует о предметах непостижимых. Смиренный принимает скорбное как достойный того (за грехи свои) и считает себя заслуживающим больших скорбей, нежели те, которые с ним случились, и радуется, что удостоился немного поскорбеть в нынешнем веке в облегчение многих мучений, которые приготовил себе в будущем. Сщмч. Петр Дамаскин Смиренный, если не имеет скорбей и искушений, то много скорбит об этом. Сщмч. Петр Дамаскин Смиренный славы и чести убегает и, если нельзя избежать ее, скорбит о сем: все свои дела за ничто считает. Свт. Тихон Задонский Смиренномудрый даже не имеет языка сказать о ком-нибудь, что тот нерадив или небрежет о спасении своем. Он не имеет очей, чтобы видеть недостатки другого, он не имеет ушей, чтобы слышать разговоры и слова душевредные; он не заботится ни о чем временном: заботится единственно о грехах своих, он сохраняет мир со всеми ради заповеди Божией: напрасны труды того, кто вне смирения постится много и несет тяжкие подвиги. Отечник Смиренный, когда бывает оскорблен, порицает и обвиняет самого себя, а не другого. Сщмч. Петр Дамаскин Смиренномудрый, читая или слушая Священное Писание, все к себе относит, а не к ближнему. Смиренный думает о себе, что он мерзость. Смиренный и клевету, и злословие, и оплевание, и биение, и всякого рода бедствия благодушно терпит и молится за самих врагов своих, он всех любит, всем желает добра. Иеромонах Амфилохий Смиренный во всем, кроме противного Богу, уступает и со всем соглашается, не принимает сурового лица и взгляда, помогает словом, вразумляет, воодушевляет на полезное. Прп. Феодор Студит Смиренный не только не. прекословит, но и воззреть не может на обличающего. Прп. Феодор Студит Смиренный чужд ненависти, прекословия и непокорности и обладает добрыми качествами, как беззлобием, приветливостью, удобоумилен, милосерд, тих, благопокорлив, беспечален, бодр, неленостен, не любопытствует о непостижимых предметах. Прп. Иоанн Лествичник Совершенство человека — смирение. Возделывается и выражается смирение следующими действиями: когда кто сохраняет молчание, когда уклоняется споров, когда кто послушлив, когда держит глаза опущенными к земле, когда имеет постоянно смерть перед взорами ума, хранит себя от лжи, удаляется суетных и греховных бесед, не противоречит старшим, не настаивает на своем мнении и слове, переносит поношение, ненавидит праздность, понуждает себя на телесные подвиги, когда никого не оскорбляет. Отечник Совершенство состоит в том, чтобы не ценить себя ни за какое дело, осуждать самого себя, Удаляться от всякого пустого и душевредного человека и слуха; чтобы отвлечься от плотских Удовольствий. Есть много родов смирения: один послушлив и во всем себя укоряет, и это смирение; иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким пред Богом, и это смирение. Кто не уязвляет совести ближнего, тот смиренномудр. Начало смиренномудрия — покорность. Три слова смирения: прости, благослови и помолись о мне. Инок Дорофей Совершенство смирения состоит в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения. Прп. Исаак Сирин Свойство смирения — видеть свои грехи, а в других — добрые дела. Смиренный тот, кто благодарит Бога за милость Божию, считая себя недостойным ее. Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже в мыслях не осуждает, всех жалеет, всем желает спастись, видит свою греховность, нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на Суде Божием, но не предается отчаянию или унынию, а твердо надеется на Спасителя своего. Истинно смиренный, если имеет от Бога какие дарования, молитву, или слезы, или пост, или что иное — все оное тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа, все изъедает. Иеромонах Арсений Афонский Начальная причина смиренномудрия — покаяние. |