Назад

Содержание

Далее

Из указателя св. Иоанна Златоуста

АНГЕЛЫ бывают грозные во время кончины грешников.

ПРИ ОБИЛИИ земных благ мы предаемся лености. МАТЕРЬ всех духовных благ — смиренномудрие. ИСКУШЕНИЯ служат всегда к великому благу. ВЕЛИКОЕ — иметь навык в добрых делах. БЛАГОВРЕМЕННО нужно и молчать, и говорить.

ПРОВОЗВЕСТНИКОМ внутреннего благоговения бывает внешний вид.

ПОСТОЯННОЕ благодарение способствует преспеянию в добродетели.

БЛАГОДАРЕНИЕ должна содержать в себе каждая наша молитва.

БЛАГОДАРИТЬ в бедах — заслуга большая, чем давать милостыню.

БЛАГОДАРИТЬ нужно и тогда, когда Бог не дает просимого, и за великие и малые блага.

БЛАГОДАРИТЬ Бога должно не только за свои успехи в добре, но и за успехи других.

БЛАГОДАРНОСТЬ должна быть началом и концом наших действий и бесед.

БЛАГОДАРНОСТЬ за бедствия делает Бога нашим должником; ее особенно требует Бог.

БЛАГОДАТЬ Божия делает более легкой борьбу с грехом и бедствиями; дает силу мученикам; отклоняет от забот житейских и возводит к небу.

БЛАГОДЕЯНИЯ Божии должно сохранять в памяти и проповедовать устами.

ПРИНИМАЮЩИЙ образ благочестия для прикрытия дурных дел подлежит жесточайшему наказанию.

БЛАЖЕННЫЙ не тот, кто обогащается имуществом, а тот, кто украшается благочестием.

БОГА ничего так не раздражает, как небрежение о спасении ближних.

ПОЛЕЗНОЕ для себя мы найдем тогда, когда будем искать пользы ближнего.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ от блудницы не может позорить человека добродетельного.

ПОЦЕЛУИ блудницы заключает в себе тайный яд. БЛУДНИЦЫ больше всех заботятся о чистоте тела.

БОГАТСТВО дано для того, чтобы помогать нуждающимся.

ЗЛО происходит не прямо от богатства, а от неумения пользоваться им.

БОГАТСТВО приводит к праздности; осуждается не приобретение его, а собирание с избытком и сверх нужды; тогда некоторое средство к добродетели истребляет все добродетели.

БОГАТ не тот, кто приобрел много, но тот, кто много роздал.

БОГАТЫЙ при малом ущербе сильно сокрушается и даже лишает себя жизни.

БОГАТЫЙ тот, кто не желает лишнего.

ДЛЯ БОГАТОГО порок — удерживать имущество у себя.

БОГАТЫЙ не тот, кто много приобрел, но кто ни в чем не нуждается.

БОГАТЫЙ тот, кто хочет быть богатым.

БОГОПОЗНАНИЕ служит охраной жизни.

БОГОХУЛЬНИК — осел, его нужно исправлять с кротостью.

НЕТ греха худшего богохульства, подающих повод к нему ожидает великое наказание.

ЖЕЛАЮЩИЙ угодить Богу не должен вести спокойной и приятной жизни. ГОСПОДЬ ничего так не любит, как душу кроткую, смиренномудрую и благодарную.

ГОСПОДЬ не оставляет нашей души ни в постоянном покое, ни в продолжительной скорби.

НЕ НУЖНО исследовать, почему Господь попускает праведникам терпеть здесь скорби, а порочным пользоваться благополучием.

ГОСПОДЬ попускает умножаться бедствиям, чтобы нас сделать более опытными.

НУЖНО переносить бедствия не в надежде будущих благ, а для Самого Бога.

НУЖНО искать помощи у Бога, а не у людей.

УМЕРЕТЬ за Господа — для нас величайшая награда.

ВРАГОВ Божиих не нужно бояться, БОГ всегда предпочитает веру мудрости. ГОСПОДЬ гневается на нас, когда мы у Него ничего не просим. ГОСПОДЬ попускает искушение для испытания.

ГОСПОДЬ не только не ненавидит оскорбляющих Его, но даже благодетельствует им.

ГОСПОДЬ любит нас больше, нежели мы сами себя.

НИЧТО столько не уподобляет нас Господу, как благотворительность.

БОГ отвращается не столько от грешащих, сколько от тех, которые, учинив грех, не сокрушаются о нем.

НИЧТО так не умилостивляет Господа, как любовь к врагам.

ВСЕ доброе в нас от Господа: самая вера не есть наша собственность.

НУЖНО надеяться на Его человеколюбие, а не на собственные подвиги.

ГОСПОДЬ обыкновенно соединяет радости со скорбями.

ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО Господа таково, что чем нам вредят, то служит к нашей пользе.

ОТНОСИТЕЛЬНО распределения Им благ не должно быть слишком пытливым.

ЛЮБОВЬ ко врагам есть любовь к Нему, подражание Ему.

БОЯТЬСЯ Господа — значит не делать ничего худого, хотя бы никто и не видел нас.

НИЧТО столько не оскорбляет Бога, как обида, делаемая друзьям. Мы должны любить и врагов, поэтому отвращающий любящих его и являющийся таким образом хуже самых язычников разве никакого не будет достоин наказания?

НИЧТО так не раздражает Бога, как немилость, и Он не пребывает в душе немилостивой.

НИЧТО не бывает так приятно Богу, как добродетельная жизнь.

НЕВОЗМОЖНО сподобиться благодати тому, кто не бодрствует.

ОТ БОЛТЛИВОСТИ произошло бесчисленное множество зол.

В БОЛЕЗНЯХ должно заботиться об излечении их. Болезни удаляются не опытностью врачей, а помощью Господа.

ЗЛОСЛОВЯЩИЙ брата своего злословит Бога, и воздающий честь брату своему воздает честь Богу.

УКОРЯТЬ за бедность — бесчестие для того, кто это делает.

В БЕДНОСТИ гораздо легче быть добродетельным.

БЕДНЫЕ, если от нищеты негодуют и ропщут, не получат прощения.

БЕДНЫХ должно делать сонаследниками своих детей.

БЕДНЫЕ дадут отчет не только в терпении, но и в самой милостыне.

НЕ ДОЛЖНО разведывать образ жизни их и исследовать нравы их.

БЕДНЫЕ — врачи наших душ, благодетели и предстатели. Когда бедные благочестивы, их должно почитать.

БЕДНЫХ не должно упрекать в лености, на них должно смотреть как на благодетелей.

НИЧТО так не прогневляет Бога, как несправедливость к бедным.

НЕ ПРИНИМАЮЩИЕ бедных будут наказаны более, нежели содомляне.

ЛУЧШЕ подавать бедным, чем заботиться об украшении церковном.

БЕДСТВИЯ переносятся легко тем, кто от Божественных Писаний научается терпению и любомудрию.

БЕДСТВИЯ, терпимые за Христа, — величайшая благодать, венец совершенный и награда.

БЕЖАТЬ во время гонения позволительно.

ИЗГНАТЬ беса не так важно, как освободиться от греха.

ВДОВСТВО — хорошее дело, но без добродетели тщетно и излишне. Оно лучше и выше второго брака, брак второй хуже и ниже.

ВЕЛИКИЕ люди в этой жизни бывают нищими для будущей жизни.

ВЕЛИКОДУШНОЕ перенесение несчастий гораздо важнее и милостыни, и других добродетелей.

ВЕРШИНА зол — грех содомский.

НЕТ ничего хуже веселья. Оно доводит до забвенья Бога. Живущие в веселии не спасутся.

ВЛАСТОЛЮБИЕ происходит от гордости.

НИЧТО так не надмевает человека, как принятие им власти.

ВОДА, почерпнутая в праздник Богоявления, часто 2—3 года остается неповрежденною и свежею.

ПИСАНИЕ называет волками жестокие людские нравы, а овцами — благоразумные.

О ВОСКРЕСЕНИИ всех умерших надлежит помнить непрестанно.

В ВОСКРЕСНЫЙ день нужно подавать милостыню и откладывать деньги Господни, то есть для нищих.

ПРИВЛЕКАТЬ врага ласковостью — величайшая добродетель.

МОЛИТВА о помиловании врага, покусившегося на нашу жизнь, вменяется нам в мученический подвиг.

НЕ ИМЕТЬ врага — не в нашей власти, но не ненавидеть его мы властны.

ДОБРОВОЛЬНО предаваться врагам — дело крайнего безумия.

ВРАЖДА друг к другу должна быть прекращена как можно скорее.

ВРАЖДА и споры от сребролюбия.

ВРАЧЕБСТВО против страстей заимствуется от Писаний.

ВЕЖЛИВЫЙ разговор, если обстоятельства требуют его, не нужно считать за льстивость.

ОТ ВЕРЫ нет пользы, если нет жизни чистой. ВЕРИТЬ легкомысленно не следует.

ВЕРУЮЩИЙ должен быть виден по всему: и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу.

ВЕРУЮЩИЙ не должен рыдать, подобно язычникам, об умерших.

ГЕЕННУ всегда должно иметь перед глазами. Ее не избежит тот, кто презирает ее.

ЧТО значит глаз для тела, то самое и ум для души.

ГНЕВ Божий скорее всего умилостивляется сокрушением о грехах.

ГНЕВ должно совершенно отгонять от души, вследствие его наш ум помрачается; надобно его погашать как можно скорее.

СМЕРТЬ от голода — самая жестокая из всех смертей.

ГОРДЕЦЫ больше всего подвергаются насмешкам, вражде и ненависти.

ГОРДОСТЬ — верх зол. Праведник должен бояться ее больше, нежели грешник. Гордость есть и то, если не терпишь надменности, гордого взгляда. От нее презрение к бедным, страсть к деньгам, властолюбие и славолюбие. Пища для нее — власть и величие господства.

НЕНАВИДЕТЬ гордых и гнушаться ими — величайшая опора добродетели, величайшая ограда смиренномудрия.

О ГОСТЕПРИИМСТВЕ судят не по драгоценности данного, но по возможности, с какою делают.

ГОСУДАРСТВА делают безопасными не стены, не войска, а справедливые законы.

ГОТОВНОСТЬ есть путь к деятельности, и Бог ценит ее, а не исполнение долга.

В ОТПУЩЕНИЕ грехов нам вменяются добрые дела, и искушение, и болезнь.

ПАМЯТОВАТЬ о своих грехах и забывать о добрых делах — доброе дело.

ГРЕХИ против нас мы должны прощать, а к грехам против Бога мы должны быть взыскательны.

ГРЕХИ наши лучше нас видят наши враги.

НЕ ПОЛУЧИТ прощения собственных грехов тот, кто просит Бога о наказании других за грехи.

ИНОГДА грехи других не должны быть скрываемы.

НЕТ другого такого врачебства для исцеления от грехов, как непрестанное воспоминание о них и постоянное их осуждение.

ЕСЛИ за грехи не потерпели ничего прискорбного в настоящей жизни, то испытаем все в будущей.

ГРЕХИ нужно исповедовать подробно; исповедовать их и значит благодарить Бога.

НЕ ГРЕХИ, а добрые дела должно рассматривать у других.

НЕ ДОЛЖНО обнаруживать грехов других людей.

ЛЮБЯЩИЙ Христа сам будет наказывать себя за грехи свои.

БЛИЖНЕГО не должно разбирать.

ЕСЛИ бы не было нищих, то мы не освободились бы от множества грехов.

БОГ ищет одного — чтобы мы сознали грехи.

НИЧТО так не исцеляет от греховных навыков, как постоянное памятование о грехах.

СТЕНАНИЕ о грехах — врачебство против них.

САМЫЕ маловажные грехи достойны великого наказания.

ИСПОВЕДАНИЕ грехов доставляет великое утешение, а очищение их делами — гораздо большее.

ГРЕХ выдает грешника, когда никто не обличает его.

ПЕЧАЛЬ о грехе уничтожает его.

НЕТ ничего более тяжкого, как грех и непокорность.

ЛЕГКИЙ грех делается тяжким и непростительным, когда согрешающий осуждает другого.

ИСПОВЕДАНИЕ греха есть избавление от него.

ПО СОВЕРШЕНИИ греха отпираться — тягчайшее зло.

СОРАДОВАТЬСЯ греху — не меньше самого греха. ГРЕХ производит бедствия. ГРЕХ прощенный нужно помнить.

БОЛЬШЕГО наказания достойны не творящие зло, а побуждающие их ко греху.

ГРЕХ — самый злой бес.

ОДОБРЯЮЩИЙ грех хуже самого согрешившего.

УМЕРЕННОСТЬ в пище удаляет повод ко греху.

ГРЕХА разделения Церкви не может загладить даже кровь мученическая.

СОВЕРШИТЬ грех на деле и отрицать на словах — величайшее беззаконие.

НИЧТО не бывает для греха столь гибельно, как осознание его и осуждение (себя).

ГРЕХ содомский с мальчиками — тяжкий, проклятый.

НИЧТО так не тягостно, как после греха не иметь никакого стыда и приписывать Богу причину греха.

ГРЕШНИКИ из мрака здешней жизни перейдут в мрак и из скорби в тягчайшую скорбь.

НАЗЫВАЯ себя грешниками, мы говорим неправду, потому что сердимся, когда услышим такое название от других.

ГРЕШНИКОВ можно привести в страх ожидающими их наказаниями.

МЫ должны плакать о грешниках, не умирающих только, но и живущих, а радоваться о праведниках, не только живых, но и скончавшихся.

БОЛЕЕ несчастен тот грешник, который здесь наслаждается еще веселием и счастием.

ЗА СМЕРТЬ грешника должно благодарить Бога.

ОСУЖДАЮЩИЙ себя за свои грехи предупреждает и отклоняет от себя Суд Божий.

ДАРЫ Божии не должны быть пренебрегаемы.

ДЕМОН не может причинить нам зла, если из души изгнано уныние.

ДЕМОН хотя бы и говорил что-нибудь здравое, верить ему не следует.

ДЕМОН не смеет приблизиться к душе, помышляющей о предметах Божественных.

ХОТЯ бы что и полезное демоны внушали, не нужно их слушать.

ДЕМОНЫ употребляются Богом и святыми как палачи для наказания.

ЖАДНОСТЬ к деньгам — твердыня зла и верх пороков; от пристрастия к ним рождается бесчисленное множество зол.

СТРАСТЬ к деньгам — корень зла; за них многие убиты тайно и явно.

ДЕНЬГИ потому и называются деньгами, что их следует употреблять на нужды, на необходимые потребности.

О ПОТЕРЕ денег не нужно печалиться. ДЕРЗОСТЬ погашается не дерзостью, а кротостью.

ДИАВОЛ боится покаяния согрешивших, ввергает нас в помыслы отчаяния.

ДИАВОЛ: нападает сильнее на терпеливо переносящих скорби; особенно нападает во время молитвы; скрывает свою сеть на тех самых путях, на которых мы ходим: в милостыне — тщеславие, в посте — гордость; старается истребить в нас память о геенне; его прогоняет смиренная молитва за врагов; нападает сильнее на добродетельных; принимает все меры, чтобы исторгнуть из нас страх наказания; им пользуется Бог как слугою; особенно нападает на находящихся в уединении; случай к торжеству его над нами дают богатства и почести; ничего не может делать, если не попустит Бог.

ЧТО такое добро? — Послушание. А что такое зло? — Непослушание.

ДЕЛАТЬ за зло добро — высшее любомудрие.

НАЗЫВАТЬ добродетель противоположными наименованиями (кротость — трусостью, справедливость— слабостью, смирение — раболепством) — преступно.

КТО хвалит добродетель, тот может и стяжать ее. ГДЕ добродетель, там много козней.

ДОБРОДЕТЕЛЬ без опасностей и страданий не доставляет большой награды; чрез гонения достигает большой славы.

ВЕЛИЧАЙШАЯ добродетель в том, чтобы заботиться о назидании ближнего.

НИЧТО так не способствует преспеянию в добродетели, как частое собеседование с Богом.

ОСОБЕННО трудна добродетель тогда, когда исполняющий ее находится среди малого числа людей добрых.

ПЕРЕНОСИТЬ обиды есть высшая добродетель, нежели быть праведным.

ДОБРОДЕТЕЛЬ — источник и корень мудрости.

САМАЯ высокая добродетель — приписывать все Богу и ничего не почитать своим.

ОСНОВАНИЕ добродетели — в почитании и уважении родителей.

КТО усовершился в добродетели, тот называется праведником; идущему путем добродетели невозможно быть без скорби, искушений.

НИЧТО так не делает тщетными наши добродетели, как памятование о сделанном нами добре.

ДОБРОДЕТЕЛЬ состоит не только в делах; большая часть ее — ив словах, в сохранении истинных догматов.

ДОБРОДЕТЕЛЬ насаждает чтение Писания.

ВЕЛИКОЕ дело — достигнуть и низшей ступени добродетели.

НЕВОЗМОЖНО, чтобы добродетельные были всеми хвалимы, чтобы не имели у себя многих врагов.

ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ радуется, когда другие прославляются.

ЛУЧШЕ быть не столь добродетельным и доставлять пользу другим, нежели пребывать на высоте добродетели и с презрением взирать на погибель братий.

ДОЛЖНИКОВ, сколько бы их ни было, деньгами или оскорблениями, всех нужно прощать и тогда Бог тысячекратно воздаст нам.

ДОМ, где псалом, молитва и боголюбезное настроение духа поющих, можно назвать церковью.

ЕСЛИ друг соблазняет, нужно расторгнуть дружбу с ним.

ВЕРНЫЙ друг — поистине услада жизни.

УЗАМИ дружества должно соединять нас одно благочестие.

ДРУЗЬЯ о Христе дороже отцов и сыновей.

ДУХОВНОЕ, будучи раздаваемо, еще более умножается.

ВСЕ духовное приносит величайшую пользу, равно как и все мирское — крайний вред.

ГДЕ присутствует Святой Дух, там находится и Христос, присутствует и вся Троица.

ДУША сокрушенная не предается никакой страсти.

ЛЮБОВЬ души к духовным изречениям служит знаком здоровья ее.

К СПОКОЙСТВИЮ души ничто столько не служит, как свобода от забот.

ДУША, жаждующая чести и прославления, Не увидит Царства Небесного.

В ДУШЕ немилостивой Бог не пребывает.

ПРИСТАЛЬНО взирающему на лицо девицы невозможно избежать вреда.

ДЕВСТВО отвергается, если не соединено с милостынею.

ОДНИХ дел — без слова — недостаточно для научения.

КОРНЯМИ и источниками дел служат помышления.

ДОБРЫЕ дела тогда будут великими, когда мы не почитаем их великими.

БОГ не требует с самого начала дел высоких от людей немощных.

НЕТ ничего столь диавольского, как делать для вида.

СМЕРТЬ детей порочных переносится с меньшею скорбию, чем добродетельных.

КАЖДЫЙ несет ответственность и даст отчет о спасении своих детей и домочадцев.

ВСЕ для родителей должно быть второстепенным в сравнении с заботой о воспитании детей.

ОДИН взгляд на Слово Божие отрешает от всего житейского.

ЧТЕНИЕ Евангелия очищает душу; брали его, предварительно умыв руки, с великим благоговением и трепетом.

ЕДИНОМЫСЛИЕ — корень всех благ; должно быть у супругов.

ЕРЕСИ породило незнание Писаний.

МАТЬ ересей есть страсть властолюбия.

ЯРЫЕ в беседе с епископом не называли его по сану.

СПОРОВ с неисправимыми еретиками нужно избегать.

ВОЗДЕРЖИВАЮЩАЯСЯ жена (от брачного ложа) не только лишается награды за воздержание, но и даст ответ за его (мужа) прелюбодеяние, более строгий, чем он сам.

ВЛАДЫЧЕСТВО мужа над женой должно быть соединено с любовью.

ЖЕНА злая есть бич за грехи.

НЕТ ничего срамнее жены сластолюбивой.

ЖЕНЕ Бог назначил заботиться о делах домашних.

ЖЕНЕ определены: ткацкий станок, веретено, корзинка (для работы), надзор за домом, пребывание во внутренних покоях и воспитание детей.

ЖЕНЩИНА красивая, если не украсила себя целомудрием, — гроб разукрашенный.

ЖЕНЩИНАМ непозволительно в церкви не только самим говорить открыто, но и спрашивать о чем-нибудь.

ПРИЧИНА боязни смерти — жизнь роскошная и изнеженная.

В ТЕЧЕНИЕ жизни нужно приобретать друзей, расточая имущество на нуждающихся.

ЖИЗНЬ безопасная не полезна для нас.

КОНЕЦ жизни имеет такую же силу для отзываемого в будущую жизнь, как кончина мира.

НЕ БЫТЬ привязанным к земной жизни — в этом состоит важнейшая часть любомудрия.

ЖИТИЯ праведных изложены для того, чтобы мы подражали добродетели и были последователями их совершенств.

ЗАВИСТНИК радуется бедствиям других, он хуже корыстолюбивого.

ЗАВИСТЬ строит козни добрым ближним; где зависть и жадность к славе, там нет истинной дружбы; зависть превращает человека в демона; зависть хуже блуда и прелюбодеяния; порождает клеветы, обвинения. Ее должно побеждать сорадованием.

ЦЕЛЬ обоих Заветов (Ветхого и Нового) одна — исправление людей.

НЕ ПО ЗАКОНАМ мирским будет судить Бог.

ЗАПОВЕДИ Христовы особенно требуют от нас любви; их можно в старости соблюсти лучше, чем в юности.

ПРИЧИНА землетрясения — гнев Божий, а причина гнева — грехи. Нужно бояться не землетрясения, а причины его.

ЗЛО, делаемое с умыслом и великим усилием, особенно прогневляет Бога. Оно происходит от беспечности, от праздности, от обращения с злыми людьми и от презрения к добродетели.

ЗЛО настоящей жизни не есть зло.

ЗЛОБА ничему не хочет уступить. Не может переносить счастья других.

НИЧЕГО так Бог не гнушается, как человека злопамятного.

ЗЛОПАМЯТСТВО — грех тягчайший всякого греха.

ЗЛОРЕЧИЕ — великий грех.

ЗЛОСЛОВИЕ, хотя бы в нем и была истина, и в таком случае оно преступно.

ЗЛОСЛОВИЯ не должно бояться добродетельным.

ЗА НЕГО должно воздавать не злословием, но большими благодеяниями.

ЗЛЫХ должно не бояться, а жалеть. Общение с ними огорчает душу.

ЗНАМЕНИЕ должно превосходить обычный порядок природы.

ЗНАНИЕ без любви не только бесполезно, но даже вредно.

ЛУЧШЕ хорошо не знать, чем худо знать.

ПРЕБЫВАНИЕ на зрелищах порождает прелюбодеяние, невоздержанность и всякое бесстыдство.

ЗРЕЛИЩА — школа прелюбодеяния, училище разврата; от них великая грязь в нравах.

ИГРА в кости для многих не кажется злом, но любовь к ней вводит в жизнь тысячу зол.

ИЗЛИШНЯЯ кротость по отношению к своим детям, неуместное снисхождение к ним лишило вечного спасения первосвященника Илия.

ПОТЕРЯ имущества есть некоторый род мученичества.

ЕСЛИ разделять имущество с другими, оно будет нашим, и мы получим от него пользу.

ИМЕТЬ людей, которые тебя искренно любят, — величайшее сокровище.

ИСКУССТВА стряпать и приправлять пищу вредны: приучают к сластолюбию.

НИЧТО не может сравниться с искушением попасть к человеку коварному.

ВСЯКОЕ искушение должно переносить мужественно.

ИСКУШЕНИИ не должно бояться, потому что за нас Бог; всегда служат к великому благу; от них не нужно впадать в уныние и малодушие; когда постигают нас, не должно скорбеть; апостол называет их стрелами лукавого.

ИСПОВЕДАНИЕ сердечной веры недостаточно, требуется устное.

ИСПОВЕДАНИЕ Христа, дерзновенное, открытое, — великая добродетель.

ЧТЕНИЕ книги Иова всем полезно и служит утешением и в самых тяжких и продолжительных бедствиях.

МЕЖДУ синагогой евреев и театром нет различия.

СОБРАНИИ евреев нужно избегать. СИНАГОГА евреев бесчестнее всякой корчемницы.

КАПИЩЕ идольское — в него входить непозволительно.

ПРОГОНЯТЬ клеветника как лжеца и вора — хорошее дело; клеветник ввергается в геенну.

КЛЯСТЬСЯ — дело диавольское. Клясться не следует ни в правде, ни в неправде.

КЛЯТВА, даже самая справедливая, — зло.

ПРИНУЖДАЮЩИЙ к клятве подвергается наказанию неизбежнее, чем клянущийся.

КОЗНИ строить — значит обольстить и одолеть хитростью.

КОНСКИЕ ристалища — сатанинское зрелище, растилище сатанинское.

КРАСОТА не в очертаниях членов, а в хорошем употреблении.

КРИК — пища гнева; рождает бранные слова.

КРОТОСТЬ не везде уместна; хороша, но в свое время; нужна великая учителю; делает нас подражателями Богу.

ЛЕСТЬ приносит более вреда, нежели обида; пагубнее и опаснее всех страстей.

ЛЖИВЫХ людей должно избегать.

ЛИХВА достойна осуждения, губит душу получающего.

ЛИХОИМСТВО — корень зла.

НИЧТО столько не производит вражды, как ложь и обман.

ЛЕНОСТЬ делает и легкое трудным.

ЛЮБОВЬ зависит и от человеческого усердия, а не только дар одной вышней благодати.

ЛЮБОВЬ — отличительное свойство рабов Божиих.

ИСКРЕННЯЯ любовь при разлучении обнаруживается в письмах.

ЛЮБОВЬ к врагам — величайший выкуп грехов наших.

СВОЙСТВО любящих — не скрывать любви в молчании.

ВСЯКОЕ доброе дело есть плод любви.

ЛЮБОВЬ ко Христу слабеет от любви к порочному.

ЛЮБОВЬ рождает нестяжание, и ничто так не питает ее, как милостыня.

КТО на любовь не отвечает любовью, хуже самых зверей.

ЛЮБОВЬ плотская — страсть души.

ЛЮБОМУДРЫЙ презирает почести.

ЛЮБОПЫТСТВО неуместное — его должно избегать в делах Божественных.

ЛЮБОСТЯЖАТЕЛЬ по мере удовлетворения своей ненасытимой страсти еще более воспламеняет ее; хуже вора и разбойника.

ЛЮДИ большею частию судят о других по себе.

ЛЮДИ гораздо больше боятся людей, нежели Бога.

МАЛОВАЖНЫЕ дела, когда ими пренебрегают, делаются великими поводами ко грехам.

МЕДЛИТЬ никогда не нужно в делах духовных.

МИЛОСЕРДИЕ должно оказывать как имуществом, так и делами. Оно должно быть оказываемо с любовью, без укоров.

МИЛОСЕРДИЕ в том и состоит, что милует согрешивших.

МИЛОСЕРДИЕ матери не принесет пользы бесчеловечному сыну.

МИЛОСТЫНЯ защищает нас пред Богом.

МИЛОСТЫНЯ зависит не от количества имущества, но от степени душевного расположения.

МИЛОСТЫНЯ в большем блеске обнаруживается при бедности.

МИЛОСТЫНЯ бывает двойная, когда подается с охотою.

МИЛОСТЫНЮ не может совершить тот, кто не удерживается от грабежа.

МИЛОСТЫНЕЮ приобретается праведность.

МИЛОСТЫНЯ, творимая за умерших, приносит облегчение наказаний.

МИЛОСТЫНЯ должна быть подаваема во время несчастий.

МИЛОСТЫНЯ истинная тогда и бывает, когда оказывается грешникам и виновным.

МИРСКАЯ похоть есть все, что исчезает с настоящей жизнью.

МИР означает людей, преданных одному миру и только о мирском помышляющих.

МОЛИТВА, совершаемая в скорби, скорее может быть услышана Богом.

МОЛИТВА — причина всякой добродетели, прогоняет великие опасности, есть знак праведности.

МОЛИТВА склоняет Бога больше, чем когда другие призывают Его за нас.

К УСПЕШНОМУ возношению молитвы служит смирение.

МОЛИТВА должна быть с усердием и вниманием.

МОЛИТВА непрестанная обуздывает плоть.

МОЛИТВА должна быть не с воплем, не с шумом, но с кротостью, сокрушением сердца и непритворными слезами.

МОЛИТВА ночная истребляет ржавчину грехов наших.

МОНАХ имеет нужды в чтении Писания меньше, чем мирянин.

ВНЕШНЯЯ мудрость не только не содействует благочестию, но еще больше бывает помехою и препятствием; истинное образование есть страх Божий.

МУЖЕЛОЖНИКИ хуже убийц.

МУЖУ невозможно не погибнуть, если жена развращена.

МУЧЕНИКАМ невольно приносят пользу влекущие мучеников на мучение.

МУЧЕНИК не только тот, кто порешил лучше умереть, чем принести жертву идолам, но и тот, кто вообще соблюдает ради Христа что-либо такое, чем может навлечь на себя смерть.

МУЧЕНИКОМ делает не одна только смерть, но и душевное расположение.

МУЧЕНИК делается мучеником с того самого времени, когда обнаружил готовность умереть за исповедание, хотя бы и не потерпел мученической смерти.

В МУЧЕНИЧЕСТВЕ ценится не конец только, но и намерение.

МЩЕНИЕ есть столь великое зло, что уже данное прощение грехов через него отменялось.

МЫСЛЬ, занятая предметами Божественными, страшна для диавола.

ОТ ЗЛОГО навыка освобождает надежда на будущие блага.

ПО ОДНОМУ пустому навету никто никогда не должен осуждать ближнего.

НАГРАДА не одинакова тому, кто сам добродетелен, и тому, кто ведет к этому другого.

НАДЕЖДА на людей удаляет от Бога.

НАДМЕВАЮЩИЙСЯ над людьми легко будет надмеваться и пред Богом.

ИЗБЕГАТЬ надменных — величайшая ограда смиренномудрия.

НАДЕЯТЬСЯ на Бога — немаловажная добродетель.

НАКАЗАНИЕ от Бога есть то же, что и лекарство от врача; оно напоминает о грехе.

НАКАЗАНИЕ есть нож врачебный.

БОЛЬШЕГО наказания достойны не творящие зло, а побуждающие их ко греху.

НАКАЗАНИЕ сильное возбуждает стыд и сознание грехов.

НЕТ худшего наказания, чем то, которое состоит в незнании Бога.

БУДУЩЕЕ наказание будет сугубое: лишение царства и геенское мучение.

БОЛЬШАЯ часть людей познает Бога через наказание, чем через благодеяния.

СТРАХОМ наказаний Бог вразумляет нас.

НАКАЗАННЫЙ здесь бедствиями с дерзновением может говорить: “Отверзите мне врата правды”.

БОГ никогда не делает людей добрыми через насилие и принуждение.

ПОРИЦАТЬ начальников — великое зло.

УЖАСНАЯ болезнь начальников есть желание, чтобы преемники их власти были худыми и порочными.

ИМЕТЬ худого начальника хуже и гораздо бедственнее безначалия.

НЕВЕРУЮЩИЕ судят о вещах иначе, чем христиане.

НЕДОСТОИНСТВО, сознаваемое нами, освящает наши молитвы.

НЕИСТОВСТВО укрощается уступкою и усиливается от противодействия.

ЧТО совершается в силу необходимости, того Бог не принимает.

НЕОЖИДАННОЕ счастье производит особенно большую радость.

НЕПАМЯТОВАНИЕ зла уничтожает наши согрешения.

НЕСВЕДУЩЕГО лучше научить тому, чего он не знает, но не подвергать упреку и взысканию.

НЕСЧАСТИЯ делают тяжелым прежний мир тишины и благоденствия.

НЕСЧАСТИЕ есть грешнику не считать себя грешником.

НИЧТО так не разжигает вожделение и не воспламеняет гнев, как нетрезвость и пьянство.

НЕЧЕСТИВЫЙ от слышания Писаний получает печаль и уязвление и не может слушать их, так как не желает слышать о своих наказаниях.

НЕ ПОДАЮЩИЙ нищему не подает самому Христу.

ПОМНИТЬ обиду — значит уже быть побежденному злом.

МОЛЯЩИЙСЯ за обидчика получает великое дерзновение.

ОБЛИЧЕНИЕ само по себе невыносимо, если не растворено утешением.

ОБРАЩЕНИЕ с людьми добрыми рождает добрые помыслы, а с злыми — приносит вред.

РОСКОШЬ в обуви — знак развращенной души.

ОБЩЕНИЕ с безбожником есть отвращение от нас Бога.

ОБЩЕНИЕ в скорбях доставляет скорбящим великое утешение.

ОБЩЕСТВО злых должно избегать.

ОБЪЯДЕНИЕ и пьянство делают душу пленницею.

ОБЪЯДЕНИЕ пред наступлением поста делает пост бесплодным.

ОБЫЧАИ вредный надобно отвергнуть.

ОБЕТЫ, данные нами Богу, не должны быть откладываемы.

ЗА ОГЛАШЕННЫХ можно подавать только бедным.

ОДЕРЖИМЫЕ злым духом страшатся поста.

ДОЛЖНО переносить опасности за братий.

САМООСУЖДЕНИЕ есть часть оправдания.

ОТВЕЧАТЬ должно иначе начальнику и иначе подчиненному, иначе богатому и иначе бедному.

ОТЕЦ есть враг и неприятель, если он препятствует нам благоугождать Богу.

ОТРЕЧЕНИЕ от Христа — с ним не может сравниться ни один грех.

ОТСЕЧЕНИЕ членов (оскопление) искони было дело диавольское и злоухищрение сатаны.

ОТЦЫ, не принимая сильных мер в отношении к легкомысленным детям своим, бывают детоубийцами.

ОТЦЫ, воспитывающие детей в привязанности к житейскому, хуже детоубийцы.

НЕ ПРЕДАВАТЬСЯ отчаянию — оружие против диавола. Не столько губит грех, сколько оно.

ОТЧЕТА Бог требует от нас не только в употреблении, но и в приобретении.

ИЗ-ЗА ОБРАЩЕНИЯ апостолом Павлом любимой наложницы царя Нерона он заключен был в узы и предан смерти.

АПОСТОЛ Павел побуждает в своем послании здоровых, просящих милостыню, к труду.

ПАМЯТНИКИ богатых служат обвинителями умерших.

ХРАНИТЬ в памяти всегда благодеяния Божии есть жертва и приношение.

ПАСТЫРЮ нужно много знания. ПЕРВЕНСТВА ищущие посрамляют самих себя. ПЕЧАЛЬ о Боге лучше и полезнее радости мирской. ПЕЧАЛЬ о падших приносит нам великую пользу.

ЧРЕЗМЕРНАЯ печаль доводит или до сомнения, или до пагубного богохульства.

БЕСЧИННЫХ пиршеств должно избегать, на них бесы и диавол.

ОТ САМОГО чтения Священного Писания, даже при непонимании, бывает великое освящение.

ЧТЕНИЕ Писания без веры не приносит пользы.

ПРИ НЕПОНИМАНИИ Писания должно обратиться за изъяснением к учителю.

НЕ ПИСАНИЕ — причина заблуждений, но неразумие худо толкующих его.

СВЯЩЕННОЕ Писание в выражениях приспособляется к нашей слабости.

В ПИСАНИИ не нужно пропускать без внимания даже одного слога.

НУЖНО принуждать себя заниматься чтением Священного Писания.

ПИСАНИЯ Божественные все святы, но особенною святостью проникнуты псалмы.

УМЕРЕННОСТЬ в пище устраняет повод ко греху.

ХОРОШО особенно плакать о грехах во время ночи.

ПЛАЧ об умерших для живых до пришествия Христова был позволителен.

ПОДВИГ никакой не может быть великим, если он не приносит пользы другим.

ПОДОЗРЕНИЯ, хотя бы они были ложны, предстоятели должны всячески от себя устранять.

КАК для огня составляют пищу дрова, так для пожеланий порочных — слова.

ПОКАЯВШИЙСЯ достоин не скорби, а ублажения. В ПОКАЯНИИ трудно и тяжело только его начало.

ПОКАЯНИЮ вредит коснение в одних и тех же грехах; покаяние хотя бы и несоразмерное с грехами не будет бесплодно.

ПУТИ покаяния: исповедание грехов, плач о грехе, смиренномудрие, милостыня, молитва, отпущение грехов ближним.

ТОЛЬКО при покаянии могут помочь нам молитвы святых.

НАЧАЛО покаяния — пост.

ВЫСШАЯ помощь не приносит пользы без собственного старания человека.

БЕЗ ПОМОЩИ Божией мы не в состоянии переносить даже малого искушения.

НАДО удерживаться от первого шага к пороку. ПОСТ еретиков навлекает наказание на них. ПОСТ — самое удобное время для покаяния.

НИ ПОСТ, ни бдение не умилостивляют так скоро гнев Божий, как сокрушение о грехах,

ВИД ПОСТА — воздержание от сластолюбия.

СЛУШАТЕЛИ поучений должны передавать содержание их неприсутствовавшим.

ОТ ВСЕХ людей похвалу невозможно заслужить человеку добродетельному.

ПОХВАЛЫ достоин тот, кто совершенно пренебрегает человеческой похвалой.

ПОХВАЛА самому себе противна другим. ПОХВАЛЫ не нужно принимать к сердцу.

МЫ осудимся с похитителями, если не уделяем из своего имущества нищим.

ПОХОТИ порочной не должно принимать в самом начале.

ПОЦЕЛУИ уст особенно выражает расположение души нашей.

ПОЧЕСТИ надмевают душу; даже предполагаемые должно отвергать.

ПРАВДА Божия в Писании часто означает человеколюбие. ПРАВЕДНИКИ скорбящие достигали дерзновения пред Богом.

ПАДЕНИЕ праведника причиняет великий вред другим.

ПРАВЕДНИК есть тот, кто укрепляется во всякой добродетели; образ действий его заключает в себе поучительное любомудрие.

ПРАВЕДНИК бывает в несчастном положении, а злодей — в счастии и царских чертогах.

ПРАВЕДНИК обыкновенно порицает не других, а самого себя.

ПРАВЕДНОСТЬ есть совокупность и соединение всего хорошего и доброго.

НАДМЕНИЕ праведностью уничтожает ее.

ПРАВЕДНОМУ необходимо быть мудрым, скромным, богобоязненным, кротким, человеколюбивым, благотворительным.

В ПРАЗДНИКИ особенно нужно воздерживаться от пьянства; праздник проводимый в пьянстве и бесчинных плясках — сатанинский праздник.

ПРАЗДНОЕ слово ведет к неприличному разговору. ПРАЗДНОСТЬ научает всякому злу.

ПРЕДВИДЕНИЕ Божие не делает человека хорошим или дурным; не есть причина зла; не бывает необходимою причиною имеющего случиться.

ПРЕДСКАЗАНИЕ принадлежит Одному Богу; предсказания нам не нужны.

ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ в театре грешат менее, чем зрители.

ПРЕДСТОЯТЕЛИ Церквей должны искать не своей чести, но общей пользы.

ПРЕЗИРАТЬ порок есть добродетель.

ПРЕЗИРАЮЩИЙ подобных себе постепенно доходит и до презрения Бога.

ПРЕЛЮБОДЕИ ведут жизнь Каина.

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ — посредством лобзаний и объятий; оно ужаснее всякого разбоя.

ПРЕЛЮБОДЕИ, имеющий жену, лишается всякого оправдания.

ПРЕСЫЩЕНИЕ — великое зло: и телу вредит, и душу лишает благородства; источник болезней и недугов.

С ПРИВЕТСТВИЕМ мы должны обращаться к ближним; им мы должны предупреждать других.

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ требует от нас Бог за свои благодеяния.

ПРИКОСНОВЕНИЕ к женщине весьма опасно.

ПРИМИРЕНИЕ с оскорбившими нас ведет к прощению грехов и есть жертва. К примирению с тем более должны спешить, чем более кто согрешил против нас.

ПРИТВОРНОГО и неистинного вида должно избегать.

В ПРИТЧАХ убедительно внушается всем бежать от людей, советующих злое.

ПРИЧАЩАЮЩИЕ Таинств недостойно понесут то же наказание, какое потерпят распявшие Христа.

НУЖНО обращать внимание не на свойство дел, но на их цель и причины.

ДОЛЖНО преподавать наставление, когда слушатель находится в добром расположении.

СЛУШАЕТ ли проповедника кто или нет, он должен бросать семена.

ПРОПОВЕДНИК не должен печалиться о малочисленности слушателей.

ПРОПОВЕДНИК должен учить делами больше, чем словами; для него необходим разумный слушатель.

АПОСТОЛЫ считали все маловажнее проповеди.

НИЧТО так не угодно Богу, как простота.

ПРОЦЕНТЫ — путь неправды для прибытка.

ПРОЩЕНИЯ не получит тот, кто не кается.

ПЬЯНИЦА — живой мертвец; более тот, кто упивается худым вином.

ПЬЯНСТВО — корень всех зол; тягчайший из всех грехов.

МЕСТ пьянства не должно посещать.

ПЕСНИ духовные очищают душу, а мирские развращают.

ГДЕ песни развратные, туда собираются бесы.

ПЕСНИ срамные, любострастные делают нечистым слух душевный.

ПЕТЬ можно и без голоса.

ОДНО исповедание разбойника могло побудить иудеев к раскаянию.

РАЗНОГЛАСИЕ бывает иногда хорошо и согласие — худо.

РАСХИЩЕНИЕ имущества переносить гораздо более значит, нежели благотворить.

РОК отрицает наш образ мыслей (свободную волю); если есть он, то нет суда, нет веры, нет Бога, нет добродетели, нет порока.

ПРИДАЮЩИЙ значение судьбе не в силах избежать геенны.

ЛУЧШЕ ничего не делать, нежели делать с ропотом.

РОСКОШЬ производит зависть, заботы и немалый страх; преданная роскоши душа легко склоняется на грех; живущие в роскоши спешат в геенну.

РУГАТЕЛЬСТВО возрастает от вражды, и вражда — от него.

РУКА та суха, которая не творит милостыни.

СВОБОДА от забот и попечений больше всего служит к душевному спокойствию.

СВЯТОТАТСТВО — настолько великий грех, что о том и сказать нельзя.

СВЯТЫЕ первых времен не имели даже грамотности.

СКОРБИ святым содействуют к тому, чтобы они были кроткими и смиренными.

СВЯТЫЕ грехи свои торжественно показывают, а похвалы свои излагают только по настоятельной необходимости.

ОБЩЕНИЕ со святыми обуздывает рассвирепевшую похоть.

ДУШИ святых воздыхали о том, что замедлялся исход их отсюда.

ПРИСУТСТВИЕМ святых мы наслаждаемся чрез Божественное Писание.

СВЯТЫЕ, когда удостаиваются больше чести, тогда больше и смущаются.

СВОЙСТВО святых — ни славы, ни чести и ничего другого не предпочитать спасению ближних.

СВЯТЫЕ все те, которые имеют правую веру и живут благочестиво.

СВЯТОЙ — значит отделенный для Бога.

В ВЕЛИКУЮ седмицу (перед Пасхой) не было гражданских занятий, освобождались заключенные из темницы.

“СЕМЬДЕСЯТ крат седмерицею” означает: непрерывно, всегда.

СЕЛО, имеющее церковь, подобно раю Божию.

НЕБЕСНЫЕ силы ничего иного не делают, как только прославляют Бога.

СИНАГОГА иудейская — жилище демонов; христианин не должен входить в нее.

СКОПЦЫ (истинные) не те, которые отсекли у себя члены, а те, которые отсекли помысл порочный;

оскопившие себя не уничтожают мучающего их внутреннего огня.

СКОРБИ вменяются нам в разрешение грехов; о них нужно радоваться и ими хвалиться.

СО СКОРБЯМИ Бог обыкновенно соединяет радости.

НЕ НУЖНО спешить принимать скорби и оставаться в них, когда нас освобождают от них.

СКОРБЬ делает людей сильными, сокрушенными, смиряет душу.

СКОРБИ смерти причиняет не смерть, а нечистая совесть.

СЛАВА от людей лишает нас похвалы от Господа. СЛАВА отойдет в конце жизни.

СЛАВА истинная происходит от праведности.

КТО жаждет славы и небесной, и человеческой, тот не может получить той и другой вместе.

СЛАВА словесная без славы дел ничего не значит.

СЛАВА человеческая — дикий зверь, злой демон, язва вселенной, ядовитая ехидна.

СЛАВА состоит в страдании за Христа. ПРЕЗИРАЯ славу, мы уподобляемся Богу.

СТРАСТЬ к славе переворачивает в душе все вверх дном.

СЛАВОЛЮБИЕ чрезмерное — причина зол.

ПОДАВЛЯЮЩИЙ славолюбие подавляет вместе множество других страстей.

ВОЗДЕРЖАНИЕ от сластолюбия есть вид поста.

НИЧТО так не может загладить грехи, как слезы.

СЛОВА мы должны беречь больше, чем деньги.

БИТЬ служанку для благородного мужа непозволительно.

НИЧТО так не полезно и не приятно для слушателей, как то, если говорящий не только не говорит о себе ничего великого, но даже уничтожает мысль о том.

СМЕРТИ одни бывают своевременно, а другие — несвоевременно; одни — по праведности, другие — по грехам.

СМЕРТЬ для христианина приятнее жизни: есть успокоение, освобождение от житейских трудов и забот.

О СМЕРТИ благочестивого должно не плакать, а радоваться, а порочного — не скорбеть, а благодарить.

СМЕРТИ мы не боялись бы, если бы не было в нас пристрастия ни к деньгам, ни к пустой славе.

ПОСЛЕ пришествия Христова смерть не называется смертию, но сном и успением.

БОЯТЬСЯ смерти нет вины.

ЗРЕЛИЩЕ смерти делает людей любомудрыми.

СМЕРТЬ легчайшая посредством воды.

СМЕРТЬ худая — с нечистою совестью, терзаемою от многих грехов.

МЫСЛЬ о смерти препятствует наслаждению. СМИРЕНИЕ — главная из добродетелей.

ЕСЛИ нет смирения, то и целомудрие, и девство, и презрение денег — все нечисто и отвратительно.

СМИРЕНИЕ происходит от терпения.

СМИРЕНИЕ — причина всех благ.

СМИРЕНИЕ — мать всех добродетелей. БЕЗ СМИРЕНИЯ невозможно спастись.

СМИРЕНИЕ должно сохранять со всяким — друг он или враг, знатный или ничтожный человек.

СМИРЕНИЕ сокрушенного сердца — одно, из всех благ человеческих самое великое.

ОТ СМИРЕНИЯ ложного многие впали в гордость.

СМИРЕННОМУДРИЕ состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать.

СМИРЕННОМУДРИЕ может из самой бездны грехов поднять на высоту.

КОГДА смиренномудрия нет в человеке, то он напрасно, попусту и без пользы будет трудиться, хотя и совершит все прочие добродетели.

ИСТИННОЕ смиренномудрие в том, когда мы оказываем предпочтение тем, кто считается хуже нас.

СМИРЕННОМУДРИЕ — матерь премудрости.

СМИРЕННОМУДРИЕ грешников делает праведными.

БЕЗ СМИРЕННОМУДРИЯ и милостыни невозможно спастись.

СМИРЯЮЩИЙ себя никогда не допустит до раздражения, не разгневается на ближнего.

СМЕХ и шуточные слова не кажутся греховны, а ведут к греху.

ОТ СМЕХА непристойного должно воздерживаться. СМЕХ неумеренный непозволителен. СМЕХ в церкви осуждается. СМЕЯТЬСЯ постоянно не дело христиан.

СНАДОБЬЯ иудейские при болезнях не позволительны.

ЧАСТОЕ собеседование с Богом способствует преспеянию в добродетели.

НЕМОЩЬ соблазняющихся служит к осуждению подающих повод к соблазну.

СОБРАНИЯ церковные — великое благо.

СОВЕСТЬ обличает нас и при совершении греха, и до совершения, и особенно по совершении.

СОВЕТНИК — в нем имеет нужду всякий, будь он равен Моисею.

СОГЛАСИЕ не всегда хорошо, как и несогласие не всегда худо.

ЕСЛИ каждый день согрешаешь, каждый день кайся.

КОГДА согрешаешь после освящения Таинствами, то подвергаешься строжайшему осуждению.

ДОСТОЙНЫ слез не столько согрешающие, сколько нераскаивающиеся во грехах.

СОГРЕШАЮЩИЙ в великих делах не должен подмечать в других маловажные проступки.

СОКРУШЕНИЕ о грехах: немаловажное дело и один день провести в нем.

СОКРУШЕНИЕ сердца необходимо для очищения от грехов.

СОКРУШЕНИЕ о грехах скорее поста, бдения умилостивляет гнев Божий.

К СОКРУШЕННЫМ сердцем близок Господь.

СОСТРАДАНИЕ и милосердие могут нас уподобить Богу.

СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ к бедным избавляет от совершенного осуждения.

СОСТРАДАТЬ наказуемым нужно. НЕ ДОЛЖНО никогда отчаиваться во спасении. БОГ ищет спасения для нас больше, чем мы сами. ПУТИ ко спасению бесчисленны.

СПАСТИСЬ невозможно тому, кто ничего не делает для спасения ближнего.

ДЕНЬГОЛЮБИЕ повергает нас власти диавола.

БОГАТСТВО для сребролюбца то же, что для безумного меч.

ССОР должно избегать: началом их бывает неправда.

СТАРЕЦ, совершающий дела невоздержанных юношей, будет наказан больше всех.

ИСТИННАЯ старость не в белых волосах, но в добродетели души.

ЗДЕШНИЕ страдания уменьшают великость мучений в будущем веке.

О СТРАДАНИЯХ Христовых мы должны постоянно памятовать.

ЗА СТРАДАНИЯ назначены награды иногда большие, чем за добрые дела.

СТРАСТИ делают ум пустым.

СТРАСТИ не поддается тот, кто занимается Писанием.

БЕЗУМНАЯ страсть — собирать богатство.

СТРАСТЬ больше всего повергает нас власти диавола.

СУДИТЬ о других не должно по слуху.

ЕСЛИ готовящиеся отойти отсюда (умереть) причастятся Св. Таин Тела и Крови с чистою совестью, то при последнем дыхании их окружают Ангелы и препровождают их отсюда ради принятых ими Таин.

ТЕАТРЫ в городах построил диавол. ТРУДНОСТЬ работы облегчается пением. ТЩЕСЛАВИЕ упраздняет добрые дела. ПИЩА для тщеславия — почести и похвалы.

ТЩЕСЛАВИЕ преимущественно присоединяется к посту, молитве и милостыне.

ИМЕЮЩИЙ общение с убийцами есть убийца.

ПРЕДАЮЩИЙСЯ удовольствиям не только мертв, но даже хуже мертвеца и несчастнее сумасшедшего.

УЕДИНЕНИЕ способствует любомудрию.

УЖИНЫ роскошные заслуживают осуждения.

СЕТОВАТЬ об умерших бесполезно и вместе с тем вредно.

УРОДОМ (безумным) называть другого — не нужно считать маловажным грехом.

ВЕЛИКОЕ утешение — иметь участников в скорбях.

УЧЕНИК, видя порочных учителей, делается хуже их.

БОЖЕСТВЕННОЕ учение не только нужно сохранить, но и распространить.

БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ к делу учение Христово не полезно.

ОТ УЧИТЕЛЯ нет никакой пользы, если ученик невнимателен.

ХВАЛИТЬ добродетельных — добродетель; хочешь, чтобы тебя хвалили? Хвали сам.

КТО хвалится вещами житейскими, тот не отличается от людей, веселящихся во сне.

ХВАСТОВСТВО недозволительно и упражняющимся в добродетели.

СИЛУ хитрости позволительно употреблять на добро. ХИТРОСТЬ на войне восхваляется.

ХИЩНИЧЕСТВО всегда зло, но особенно тогда, когда обижаемый находится в крайней бедности.

ПРЕБЫВАНИЕ в храме христиане должны предпочитать всем занятиям и заботам.

ХРИСТИАНИН ничем не может столько подражать Христу, как попечением о ближних.

ПРАВИЛО христианства совершеннейшего — искать полезного для общества.

ИССЛЕДОВАНИЕ вещей Божественных посредством умствований есть хула на Духа Святого.

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ царь ни один не решался принуждать неверующих к принятию веры мучениями.

СМЯТЕНИЕ в церквах от того, что избрание и назначение предстоятелей происходило без разбора.

ЦЕРКОВЬ — место радости для верующих.

  • ДОЛЖНО обращать внимание на цель и на причины, а не на свойство дел.
  • ЧАС злой не бывает никогда.

  • ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ и добродушие — сердце добродетели.

    СУДИТЬ о человеке должно не по внешним, а по внутренним его качествам.

    БОГ человеку не все сделал известным, чтобы великое знание не надмило его гордостью.

    МЫСЛЬ человека не может представить себе существо Божие.

    КОГДА человек подумает, что он такое и из чего составлен, тотчас исчезает надменность помыслов.

    НЕ ЯСТВА делают человека нечистым, а расположение, с каким он ест.

  • ЧЕЛОВЕКА делает бесстыдным порочная совесть.

    НИКОГДА не должно считать своих дел великими.

    НЕ ДОЛЖНО принимать к сердцу как похвал, так и поощрений.

    ЧЕСТЬ делает нас должниками.

    ЧЕСТЬ, приобретаемая посредством денег, делает богача бесчестнее всего.

    ОДНОГО чтения недостаточно, если не будет притом и разумения.

    ЧУДЕСА ничего не значат без добродетельной жизни.

    ЧУДЕСА часто вредят тому, кто их творит.

    ШУТЛИВОСТЬ делает душу слабою, ленивою.

    ШУТЛИВОСТИ не должен предаваться аскет.

    ЮНОСТЬ сама по себе слаба и удобопреклонна ко злу.

    ЮНЫХ должно сочетавать браком прежде, чем они предадутся невоздержанию.

    ЮНЫЙ возраст сильнее всего смущает сладострастие. ЯЗЫК приносит нам и погибель, и великую пользу. ЯЗЫК должно сохранять более зеницы ока.

    Назад

    Содержание

    Далее