Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: “А мне какое дело до них? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием”. Отвлекай всячески мысль свою от пересуд дел людских. Жить около монастыря даже вредно, потому что смотришь на подвизающихся, и изредка видишь ошибки, и навыкнешь осуждать других — и сам осужден будешь, если не позаботишься вовремя покаяться. Всегда надо представлять пред собою лучших себя. Прп. Иоанн предупреждал их опасаться (если Бог посылал им благодать творить чудеса) чувства тщеславия и предпочтения себя другим. И, наоборот, советовал мудро скрывать этот дар из страха, чтобы Бог не лишал их этого дара и чтоб не впасть им в искушение. Особенно много говорил Прп. Иоанн им об опасностях тщеславия, о чистоте намерения при посте и аскетических подвигах, о тайне, чтоб не выдать людям своих трудов и чтоб людская молва и уважение не лишили нас награды от Бога. Затем преподобный попросил Феодора, своего ближайшего ученика, подать ему воды, чтоб вымыть руки. Но, когда Феодор исполнил его просьбу, он, в свою очередь, захотел омыть ему ноги и, видя отказ ученика, сказал ему: “Не противься. Если после услуги, которую ты мне оказал, я не омою твоих ног, моя совесть будет упрекать меня, что я позволяю, чтоб мне служили, между тем как мое дело служить другим”. По чувству смирения, хотя о. Иоанн и был настоятель всех монастырей, им основанных, но больше, чем какой-либо другой инок, подчинялся настоятелю того монастыря, в котором находился. И когда кто-нибудь произносил поучение, он напряженно слушал, смотря на себя как на невежду, более других нуждающегося в наставлениях. В шляпках-то и мужики в церковь-то не смеют ходить. Причащаться надо всякий пост. Не готова? А то хотя бы поисповедалась, да услышала “Святая Святым!” Гордый через беды познает бытие Божие. Перед смертью содрогнемся, да опоздаем. Болтливость языка означает, что человек не имеет внутри себя добродетелей. Молись тайно, чтоб не видели. А по нужде, то и на виду. Тайно-то бы лучше. Как слепой рассуждает о солнце, так и пьяный о правде духовной разбирает. Прельщенные обижаются, если их когда порицают. Вопрос: Братец очень хмелем занимается? Ответ: Проскомидия, Псалтирь, Прологи. Вопрос: Думаю, все хорошо делаю, худого не замечаю! Ответ: Слепой курице все пшеница. Вопрос: Со слезами пишу к вам, очень скучно? Ответ: Псалтирь утешит. Вопрос: Познакомились с Иваном Яковл. и с Агафьей? Ответ: На пользу души хорошо. Вопрос: Простите, стеснила строчки. Ответ: Бумаги жалеть стыдно. Вопрос: Почему мудрено цветами сряжать Богородицу: или неугодна Царице Небесной моя работа? Ответ: Себя не наряжай; а Богородицу покорностию своею ревностно уважай. Вопрос: У меня келья сгорела и все пригорело? Ответ: Без имения-то и спасение-то. Вопрос: В городе у нас был странник, говорят, прозорливый: дал понять неприятное для души моей? Ответ: Расположение сердца человека никому не позволено знать, кроме Бога; ибо Бог руководствует человека по мере его поведения. Вопрос: Об ожидании искушения не сказал, — какие будут? Ответ: А как часто являются лжепророки; посему и опасно кому-либо себя доверять. Вопрос: Батюшка, простите: живу в лености? Ответ: Понуждай себя. Вопрос: Не пощусь, не молюсь? Ответ: А это как птичка без крыл. Вопрос: Мыслями побеждена и разным неистовством? Ответ: Кроме лавки, без крайней нужды никуда не ходи, особенно по гостям: уединяйся, читай, рукодельничай. Учитель христианский II—III вв. Тертуллиан Просить прощения значит то же, что исповедовать грехи и каяться. В особенности неприлично молиться сидя, в то время, как пред Богом предстоят тьмы Ангелов со страхом и трепетом: это показывает, как будто мы молимся поневоле, с небрежением, в усталом положении. Как скромность и смирение суть наилучшие свидетели пред Богом, то, молясь, не должны мы слишком подымать рук и размахивать ими. Не следует также возвышать голову с самонадеянностью. Некоторые воздерживаются давать брату своему лобзание мира. Какое это благочестие, когда мы возвращаемся домой не в мире?! Но когда же нам лучше оказывать любовь к братиям нашим, как не в то время, когда они приходят вместе с нами и даже за нас молятся Богу? (Во время молитвы и слушания Слова Божия). Подобно как под именем “муж” надлежит понимать, что весь мужской пол, не исключая и мальчиков, должен быть с открытою головою, так и под именем “жены” мы должны разуметь, что имя сие заключает в себе также и женщин, которые должны покрывать себя, так и девиц. Во дни поста и бдения мы не иначе молимся, как с коленопреклонением, стараясь всячески изъявлять наше смирение, тогда мы не только молимся, но и просим прощения грехов, совершаем дело покаяния. Если брат твой придет к тебе в дом, то не отпускай его прежде, нежели с ним помолишься. Берегись паче всего отпускать странника без молитвы из опасения, чтобы он не был Ангел Божий. Все то, чем мы занимаемся для Бога и что служит к Его почитанию, само по себе хорошо. Вообще во всяком дурном деле участвует некоторый род нетерпения, потому что мы хотим как можно скорее совершить его. Любодеяние происходит от того, что мы не принимаем труда бороться долее с искушениями плоти. С одной стороны, надобно нам отвлекать сердце свое от привязанности к богатству, а с другой — ни во что ставить потерю его. Мы обязаны спокойно смотреть, когда кто лишает нас чести и даже и всего имущества, как такой вещи, которую запрещено нам любить. Когда случится нам что потерять, и мы перенесем то с нетерпением, то чрез это показываем, что мы не свободны еще от сребролюбия, потому что жалеем о том, что нам не принадлежит. Но чего нам искать на земле, где некогда должны мы будем все потерять? Пусть уделом язычников будет предаваться нетерпению при несчастии, потому что они уважают более богатства, нежели душу свою. Они доказывают то самим делом, когда из любви к приобретению подвергаются всем опасностям моря, потому что такая дерзость бывает иногда для них прибыльна. Никто не может быть нищий духом, кто не имеет смирения; никто не может быть смиренный, кто не имеет терпения и кто не переносит терпеливо унижения. Люди, не ведающие Бога, не могут знать ни дел Его, ни воли. Спасение человека совершается через раскаяние и прощение грехов. Диавол нападает на грешника, чтобы заставить его грешить очами посредством плотской похоти, или опутать душу его сетями развратного века, или поколебать веру его страхом гонений. Господь любит более раскаяние и спасение грешника, нежели жертвоприношения. Надобно еще, чтоб покаяние засвидетельствовано было внешними подвигами. Чем более грешник строг к самому себе, тем паче Бог к нему снисходителен. Есть люди, которые более боятся стыда (на исповеди открывать грехи), нежели сколько желают спасения, подражая в сем случае больным, которые, стыдясь показать врачу тайные свои язвы, умирают от постыдных болезней... Помышляя об исповеди, помышляй также и об адском огне, который исповедь может для тебя утушить. Как требования плоти вмешиваются тут в рассуждения ума и сопротивляются вере, то сия последняя имеет надобность в советах другого человека, который служил бы ей как бы стряпчим или адвокатом против плоти. Итак, я утверждаю, что надлежит тщательно изучать волю Божию. Господь ничего не сотворил для дурной цели, и вещи, коими люди пользуются для соделания зла, дурны только по дурному их употреблению. Например, Господь сотворил золото, серебро, медь, дерево и все другие вещи, из которых делаются идолы, и кто произвел металлы, как не Тот, Кто создал и землю? Но для того ли дал Он им вещество, чтобы люди боготворили их вместо Его? Конечно, нет, потому что идолопоклонство есть величайшее оскорбление, оказываемое Богу. Мы не полагаем, чтобы вещи, оскорбляющие Бога, произведены были не от Него, но употребление, делаемое из них для оскорбления Бога, не есть уже творение Божие. Когда я иду в цирк или в театр для того именно, чтобы присутствовать на зрелищах, то я изменяю моей религии. Не места сами по себе оскверняют душу нашу, но то, что происходит в сих местах. Употребление лошадей было сначала весьма простое. Они служили для путешествий и перевозок, и никто не обращал их для дурного употребления. Но когда понадобились они для игрищ, тогда-то, что было даром Божиим, сделалось орудием сатаны. Соревнование же приносит с собою споры, ссоры, гнев, бешенство, огорчение и все другие подобные страсти. Вообще всякое суетное и бесполезное деяние кажется неприлично для христиан. Для нас не довольно того, чтобы самим не делать зла: нам не должно иметь и общения с теми, кто его делает. Послушаем, какой упрек на сей счет делает нам Священное Писание: аще видел еси татя, текл еси с ним (Пс. 49, 18). Доброму человеку нельзя любоваться казнию человека злого; он, скорее, должен скорбеть о том, что подобный ему человек имел несчастие впасть в преступление, заслуживающее строгого наказания. Гораздо лучше не присутствовать при казни злых и при гибели добрых людей. Сей соперник Божий знает, что “никтоже, пекийся о себе, может приложить возрасту своему локоть един” (Мф. 6, 27); но учит актеров подыматься на каблуках, как бы издеваясь над сими словами. Полагаете ли вы также, что употребление масок одобряется Богом? Не взыщет ли Он за то, что мы безобразим образ Его? Так всегда диавол поступает: он кроет смертельный яд свой в яствах, наиболее приятных и лакомых. В хлопотах о нарядах тратится драгоценное время. Об украшении мужчин: У мужчин есть свои снадобья, чтоб особу свою украшать искусственно. Они любят бриться, выдергивать волосы из бороды, завиваться, убирать голову, скрывать знаки старости своей, прятать седые волосы, придавать телу своему вид юности, даже румяниться, подобно женщинам, выглаживать кожу свою особым порошком (крем), смотреться. беспрерывно в зеркало. Как можем мы показывать в самом деле смирение, составляющее прямую обязанность нашу, когда не сократим непомерного употребления богатств и убранств, питающих единственно тщеславие. Мы должны всячески стараться не подавать своею внешностью повода к дурному заключению о нашей добродетели. Добродетель поддерживается трудом, а негою расслабляется. |