Назад

Содержание

Далее

Зачем увлекает диавол меня в искушения и отвлекает меня от рукоделия своего? — Потому что знает сатана, что от рукоделия бывает плодоношение милостыни, и потому ввергает нас в искушения, отвлекая от дела и исторгая у нас милостыню.

Один из братии, исполняя в ночи канон (то есть молитвенное правило по четкам с поклонами), увидел разверзшуюся под ногами его страшную адскую бездну, но не убоялся и сказал диаволу: “Погоди, я докончу канон”. Видение исчезло.

О еже како демон извествует, яко покаянием вся силы разрушаются: Феолог, егда бысть близ смерти, узре демона, в храмине его во едином угле стоял. Познав же его, кто есть, рече к нему словесы Прп. Мартина: “Что стоиши, зверю лютый, нечистая неприязнь; заклинаю тя Богом живым, Господом нашим, и же имать судити живых и мертвых, возвести ми на вопрошение мое: что паче преминует коварству, и лукавству, и льщению вашему”. И отвеща демон: “Несть ино ничтоже таково в Церкови, якоже грехов совершенное и чистое исповедание, то нам паче всего зло творит и силу низлагает. Егда есть человек во грехах, то уды его вся связаны и не может стати на добрые дела; егда же чисто грехи исповесть, тогда свободен от всех, и волю имать на всякое дело благое”. Сия слышав, добрый наш учитель и верные раб Иисуса Христа запрети духу и исчезе. Сия все изрече нам и предаде дух свой Господеви.

Кто, доброе искупуя, время жизни своей непрестанно бывает занят помышлением и памятию о смерти и через это самое мудро исхищает ум из страстей, тот обыкновенно острее зрит повсечасные приражения бесовских прилогов, нежели тот, кто проводит жизнь без памяти смертной... Кто имеет непрестанное помышление о смерти, тот острозорче чем тот, кто не имеет его: замечая приражения демонов, удобно прогоняет их и попирает.

Старец Димитрий, второй строитель Саровский, проводил дни в непрестанной молитве. Он учил: “Ничто же тако досаждает бесам и опаляет их, яко же молитва Иисусова; зело бо страшна бесам молитва сия... Молитвою ум очищается, и светлеет, и просвещенным делается”.

Да не пожелаещи чего — и да не поищеши чего: откровений, знамений, пророчеств, рассуждений и гаданий или высших твоего пребывания — дарований; и да не возносишися в чемлибо — да не спадешь в сети и козни вражия и в прелесть и поруган не будеши от бесов.

Великое зло и вред происходит от небрежения о молитве. Небрежение о молитве отверзает дверь всем порокам, всем страстям и бесам.

Батюшка, многие говорят, что нет теперь старцев и нет человека, который растолковал бы Священное Писание? — Ищи и найдешь; ищи усиленно. Если человек усердно помолится Господу Богу, то после этого всякое малое строча скажет ему на пользу его душе. А то, что иные будто желали бы найти руководителя но не находят — говорят те, которые не хотят смириться. К тому же и враг рода человеческого, который всегда хочет нашей погибели, препятствует; знает он, что если кто со смирением будет искать совета У человека опытного в духовной жизни, то этот разъяснит спрашивающему и откроет коварство врага.

Как радуется враг спасения и одному греховному помыслу, если человек усладится им, показывает следующий рассказ св. Григория Двоеслова о блаженном епископе Андрее. Этот благочестивый муж из состраданья к одной бесприютной монахине позволил ей жить при своем архиерейском доме. Епископ был святой жизни, монахиня — тоже, но враг не переставал внушать епископу нечистые помыслы и довел его до того, что раз он позволил себе прикоснуться к ней с грешною мыслию. В этот самый день, когда это случилось, один еврей проходил пустынною дорогою близ того города, где жил епископ, и, застигнутый ночью, зашел в идольское капище, чтобы там провести ночь. Ему стало страшно в этом бесовском жилище, и он, хотя не веровал во Христа, однако же оградил себя крестным знамением. Долго не мог заснуть еврей, и в самую глухую полночь вдруг он видит, что в капище пришло множество злых духов, а среди них сам сатана, который сел среди капища и стал расспрашивать своих подчиненных, сколько каждый из них наделал зла. Каждый рассказывал, чем он соблазнял людей добродетельных, а один из них с гордостью поведал, что ему удалось сегодня соблазнить грешными помыслами епископа Андрея, который хотя и не согрешил делом, но в сердце усладился нечистым помыслом и даже прикоснулся с нечистою мыслию к инокине. Нельзя и сказать, с каким восторгом выслушал сатана этот рассказ! Он хвалил беса и обещал ему первое место в своем царстве, если тот докончит погибель такой души, а все прочие бесы поздравляли своего товарища с успехом и побуждали его продолжать начатое. Еврей трепетал от страха, слушая бесовские речи, и с ужасом заметил, что сатана приказал посмотреть подчиненным, кто это осмелился ночевать в их капище? Злые духи подошли к еврею и, увидев, что он огражден крестным знамением, в страхе только воскликнули: “О! Это пустой запечатанный сосуд!” — и все исчезло. Еврей поспешил к епископу и рассказал ему видение. Горько восскорбел человек Божий, что легкомыслием доставил такую радость демонам, и раскаялся в своем согрешении. Он удалил монахиню из своего дома, а еврея в благодарность за свое спасение обратил ко Христу и просветил св. Крещением. Вот что значит услаждение мысли и сердца греховными помыслами! От мысли до самого дела — один шаг.

Главное дело иноческого подвига в том состоит, чтобы во внутренности сердца брань вести против диавола, возненавидеть себя, отрешиться своея души, гневаться на себя и обличать себя, сопротивляться внутренним пожеланиям, и противоборствовать помышлениям, и сражаться самому с собою.

Всех, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не оставит без отмщения, но непременно научит или старших, или младших, а уж пакостей непременно натворит.

Прп. старец Анатолии Оптинский

На мужчин глядеть монахине грех. А что ты ленишься петь, это от твоего нерадения и от диавола... Читай в это время молитву Иисусову.

Прп. старец Анатолий Оптинский

Тебя диавол все мутит, что, дескать, я больной лужу! А того не понимаешь, что кто служит другим, тот уподобляется Христу.

Прп. старец Анатолий Оптинский

Враг рисует тебе мирскую жизнь и супружество — это его обычное дело. И в древние, и в нынешние времена блуд и мнимый покой мирной суть самые первые орудия диавола против монахов.

Прп. старец Анатолий Оптинский

Ты, сестра, пишешь, что отягощаешься послушанием шить на сестер, а хочется петь и читать. Явное искушение бесовское. Все то Богу угодно и нам полезно, что делается за послушание; а тебе это-то и не нравится. Отрадное послушание не так; полезно, а бывает и вредно.

Прп. старец Анатолий Оптинский

Говорил я о. Амвросию Оптинскому, о твоих страхованиях. Он приписывает их к тому, когда ты была у него и не договаривала кое-что.

Прп. старец Анатолий Оптинский

Так всегда диавол поступает: он кроет смертельный яд свой в яствах наиболее приятны лакомых.

Когда увидит диавол, что человек без нужды занимается телесным, тогда прежде всего похищает из ума его память и потом уже творит в нем что хочет.

Авва Исаия

Проси Бога, чтобы тебе в монастыре даровал иметь к сестрам равную любовь, а различие и пристрастие — от врага, которое укрыться не может, тебя и их беспокоит.

Прп. старец Макарий Оптинский

Если ляжешь хоть на минуту после того, прозвонит будильник, то обязательно проспи Это бесы нам внушают, чтобы мы еще поле ли — самую чуточку; как ляжешь — моментально засыпаешь.

“Теперь я, батюшка, стал более замечать мощи братии”, — говорил я старцу Варсонофию. — “Да, это бесовское дело указывать немощи братии; погодите еще —и на большие немощи будет указывать”.

Побольше надо следить за собой, а не за другими. А когда будешь замечать чужие немощи и гордиться перед другими мысленно, надо отвечать помыслу бесовскому: “Я хуже всех”, хотя и не прочувственно, а все-таки сказать.

Прп. старец Варсонофий Оптинский

Однажды Прп. Нифонт увидел, что небо над ним разверзлось и образовался путь, ведущий с земли на небо, к Престолу Господню. По этому; пути Ангелы несут душу какого-то умершего, а за ними несутся демоны, неистово крича: “Зачем от нас уносите эту душу? Или вы не знаете, что она, живя на земле, была и блудница, и разбойница, и сребролюбива — во всех грехах она была виновна”. “Знаем, — отвечали им Ангелы, — знаем, что эта душа — величайшая грешница, но знаем и то, что она много плакала о своих грехах, а перед смертью исповедалась в них, за что милосердный Господь и простил ей все грехи”. “Если же эта душа получила прощение от Бога, — закричали демоны, — так возьмите себе всех грешников, а мы же для чего будем трудиться?” На вопль демонов Ангелы отвечали: “Помните всегда, что все грешники, которые исповедуют грехи свои сокрушенным сердцем, получают от Бога прощение, а кто умрет, не раскаявшись, того Бог осудит на вечные мучения с вами”.

В житии прп. Феодоры читаем, что “духи злые, писавшие все ее грехи, не находили в своих записях тех из ее грехов, в которых она исповедалась перед священником”. Ангелы объяснили ей, что ни в книге жизни, ни в (мысленных) записях духов злых — словом, нигде не числится тот грех, в котором человек искренне покаялся и получил разрешение по чину исповеди.

Да не найдет диавол желания денег, золота и серебра — сих идолов порока.

Свт. Амвросий Медиоланский

В конце века начнется царство сатаны, который всякими кознями многих привлечет к себе, а больше всего таких, которые Христа ради нищеты и смирения нисколько не имели, — эти скорее всех соблазнятся.

Диавол с нетерпением ждет скорейшего наступления тех страшных дней, в которые за грехи человеческие пошлется голод на землю, не голод хлеба, не жажда воды, но голод слышания Слова Божия, чтобы люди, будучи голодными и лишающимися духовной милостыни, более и более изнемогали и устремлялись на грех.

Знай, что душа, утаивающая свои грехи, останавливается и сильно терзается бесами на мытарствах тогда, когда она после смерти восходит к Богу на Суд, а чисто раскаявшаяся без всякой остановки и терзания восходит на небо.

Иеромонах Рафаил

Когда люди или диавол будут внушать тебе, что ты погибнешь за грехи своих детей, тогда отвечай им так, как сказал Сам Бог через пророка Иезекииля: именно, что родители не будут отвечать за детей, а дети за родителей, потому что как добрые, так и злые дела остаются при том человеке, кто их делал, и каждый по делам своим получит достойную честь.

Иеромонах Рафаил

Когда кто собьется с доброго пути и впадет в прелесть, то прежде всего необходимо принести покаяние пред духовником, рассказав ему все. После такой исповеди действие прелести ослабнет, а потом, хоть и не сразу, но придет и полное исправление.

Св. Отцы запрещают верить снам, а паче, когда иные к отчаянию приводят, явно, что от бесов суть.

Прелесть со стороны человека, имеет две главные причины: гордость и греховное житие, за которые он предается Богом на поругание врагам душевным, чтобы смирился, покаялся и исправился.

Прп. Григорий Синаит

Мудрые советы, для борьбы со врагом спасения или с греховными помыслами, конечно, успешнее и надежнее могут преподать те, кто много лет провели в подвигах спасения.

Как избавиться от злых помыслов? Лучшего способа нет, как изгонять памятования злые памятованиями добрыми... Как много в этом помогает заучивание на память мест Священного Писания — и сказать нельзя!

Свт. Феофан Затворник

Демоны видят друг друга. Они не могут приводить в движение ум человека, но св. Ангелы обладают сим, то есть могут и приводить в движение, и просвещать помыслы.

Прп. Исаак Сирин

Ни демоны, ни губительные звери, ни порченые люди не могут исполнить воли своей на вред и пагубу, если не попустит сего изволение Правящего. А если бы не было того, не осталась бы в живых никакая плоть. Господь не позволяет, чтобы к твари Его приближалась власть демонов и людей и исполняла на ней волю их. Поэтому говори всегда душе своей: “Есть у меня оберегающий меня Хранитель; и ни одна из тварей не может явиться предо мною, разве только будет повеление свыше”.

Прп. Исаак Сирин

Когда человек пребывает в гордости, тогда удаляется от него Ангел, который близ него и возбуждает в нем попечение о праведности. И когда человек оскорбит сего Ангела, и он удаляется, тогда приближается к человеку демон, и с того времени нет уже у него никакого попечения о праведности.

Сатана весьма ненавидит помысл о смерти и всеми своими силами нападает, чтобы истребить его в человеке. И если бы можно было, отдал бы ему царство целого мира, только бы развлечением изгладить в уме человека таковый помысл. Ибо знает коварный, что если помысл сей пребывает в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле обольщения и козни его к человеку не приближаются.

Когда хочешь положить начало доброму деланию, то приготовься сперва к постигающим тебя искушениям и не сомневайся в истине. Ибо у врага в обычае, когда увидит, что с горячею верою начал кто-либо доброе житие, встречать его разными страшными искушениями, чтобы, пришедши от сего в страх, охладел он в добром произволении и вовсе не имел горячности приближаться к богоугодному деланию. И супротивник делает это не потому, что имеет такую силу (тогда никто не мог бы сделать что-либо доброе), но потому, что попущается ему Богом, как дознали мы на праведном Иове. Посему уготовься мужественно встретить искушения, какие насылаются на добродетели, и потом уже начинай их делание. А если не будешь приуготовлен к сретению искушений, то удержись от делания добродетелей.

У супротивника нашего — диавола есть древний обычай: со вступающими в подвиг сей хитро уразноображивать борьбу свою, употребляя против них разные оружия, и, соображаясь с намерением лица, изменяет он способ своего ратоборства. Которые ленивы произволением и немощны помыслами, на тех обращает особое внимание и с самого начала сильно нападает на них, так что восставляет против них твердые и сильные искушения, чтобы в начале пути заставить их изведать все способы лукавства его, чтобы с первого подвига объяла их боязнь, путь их показался им жестким и неудобопроходимым и сказали бы они так: “Если начало пути так тяжело и трудно, то может ли кто до самого конца его выдерживать многие предстоящие на нем борения?” И недолго диавол ведет с ними жесткую брань свою, чтобы обратить их таким образом в бегство. Лучше сказать, Сам Бог попускает диаволу превозмогать их и ни в чем не вспомоществует им, потому что с сомнением и холодностию вступили в подвиг Господень.

Смотри и запиши в сердце своем: сластолюбие и любовь к покою бывают причиною попущения Божия нападать диаволу.

Диавол усиливается сначала сделать, чтобы оставлена непрестанная сердечная молитва, а потом внушает пренебрежение к установленным временам молитвы и правила, совершаемого телесно. И таким образом вначале помысл предается слабости вкусить время от времени какую-нибудь малость пищи и что-либо самое незначительное и ничтожное; а по впадении в нарушение воздержания своего человек поползается в неумеренность и распутство. Сначала одолевается желанием (лучше же сказать, маловажным представляется это в глазах его) посмотреть на наготу своего тела или на другую красоту членов своих, когда снимает с себя одежды свои, или когда выходит он для телесной потребности, или к воде, и расслабит чувства свои или смело положит руку под одежды свои и начнет осязать тело свое, а потом восстает уже в нем и прочее одно за другим. Ибо враг днем и ночью стоит у нас перед глазами, примечает, выжидает и высматривает, каким отверстым входом нашим войти ему. И когда допущено нами нерадение в чем-либо из сказанного выше, тогда этот хитрый и бесстыдный пес пускает в нас стрелы свои. Иногда природа сама собою начинает любить покой, вольность, смех, парение мыслей, леность и делается источником страстей и пучиною мятежа; а иногда противник внушает это душе.

Промысл Божий никогда не попускает, чтобы живущие в искушениях впадали в руки демонские, особенно, если они лобзают ноги у братии, прикрывают и таят их вины, как бы свои собственные.

Кто преодолел гнев и раздражительность, тот преодолел демонов.

Мы избавились от ада человеколюбием Христовым, и от нас зависит идти в рай, ибо враг уже не насилует нас, как прежде, и не содержит нас в рабстве; только позаботимся о себе, братия, и сохраним себя от действительного греха. Ибо я прежде много раз говорил вам, что всякий грех, исполненный на деле, опять порабощает нас врагу, поскольку мы сами добровольно низлагаем себя и порабощаем ему.

Прп. Дорофей

Особенно поразительны исцеления по моей молитве бесноватых, всегда страшно страдающих. И бывали случаи, что иногда приводят такого, одержимого злым духом, изрыгающего хулы и в то же время говорящего, очевидно, бессознательно и вполне бессвязно. А по прочтении мною над ним молитв больной делался радостным, покойным, принимал покойно Св. Таины, от которых ранее всеми силами старался уйти. И замечательно, что такие больные почти не помнят из того, что они говорили в состоянии беснования. Ясное дело, что они тогда творили чью-то, не свою волю, волю, противную воле Божией, — бесовскую. Часто бесы долго удерживают власть над больным или одержимым, долго сопротивляются. Тогда больные произносят слова: “Мы застарелые, мы давно получили над ним (то есть больным) власть”... Но сила Божия, от которой трепещут бесы, их побеждает. Иногда, впрочем, я оставался бессилен пред злой силой; мне не удавалось помочь больным, и они так и умирали в состоянии бесноватости. Ведь, по слову Спасителя, сей род изгоняется молитвою и постом, а по образу моей жизни иногда мне не удавалось долго поститься; поэтому я и оказывался бессильным, даже и при желании оказать помощь больным.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Такое от бесов нападение терплю я за мое правило келейное уже 20 лет (он неопустительно его совершал), что если бы не присутствовала сила Божия помогающая, давно бы мне надлежало умереть от такого мучения несказанного.

Иеросхимонах Парфений Киево-Печерский

Диавол мудр, чтобы делать злое (Иер. 4, 22). Театр — школа диавола.

Молитва на злые помыслы: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есть! Посрами, Господи, борющего мя беса. Упование мое, осени над главою моею в день брани бесовские. Борющего мя врага победи, Господи, и обуревающие мя помыслы укроти тишиною Твоею, Слове Божий”.

А против духа неблагодарности и хулы говори так: “Иди за мною, сатана: Господу Богу моему поклонюся, и Тому Единому послужу, и все горькое для меня и прискорбное приемлю с чувством благодарения, как ниспосланное от Него для очищения грехов моих; как написано: гнев Господень подъиму, яко согреших Ему (Мих. 7, 9). Тебе самому, на твою голову неблагодарение и хула да обратятся, и тебе да вменит их Господь. Отступи убо от меня; Бог, создавший меня по образу своему и подобию, да низложит и да отженет тебя”.

Однажды митр. Филарет Московский явился в сонном видении девице Р., искушаемой от бесов через волхва, велел ей ежедневно читать шестидесятый псалом. О. Антоний Оптинский советовал девице молиться св. мученице Иустине.

Когда помысл злый приходит или к нечистоте, или к гневу, или к люблению суетных, то есть: чести, богатства, славы, почитания, или к гордости, или к зависти и ненависти, или иному какому злому делу поощряющий, тотчас изгоняй из сердца, не допущай ему медлити в тебе. Понеже, когда умедлишь, то он усилится и в грех вринет тебя. И потому, как только находит помысл худой, то ты противься и молися ко Христу так: Господи, помилуй мене, или — Господи, помози мне, или — Господи, не остави мене, или иначе.

Свт. Тихон Задонский

Многие до болезни, иные до кончины откладывают покаяние, и то диавольская кознь и грех тяжкий. В болезни, при кончине, сатана подвизается в отчаяние привести и погубить грешника бедного, как читаем в житиях святых. Надобно опасаться, как некто от Отцов сказал, чтоб у немощного не было немощное покаяние, а у умирающего — мертвое. Я здесь не то говорю, что аки бы Бог в немощи и в болезни или; при смерти истинного покаяния не принял, не буди мне того думать, но то подтверждаю, что трудно оное учинить.

Свт. Тихон Задонский

Помысл внушает мне не вопрошать святых, чтобы уразуметь полезное и, по немощи моей презрев оное, не согрешить. — Помысл сей весьма вреден; отнюдь не слушай его. Ибо кто, уразумев полезное, согрешит, тот всячески осуждает себя (то есть в нарушении заповеди кается старцу и снова полагает намерение сохранить ее); а кто согрешит, не разумея полезного, тот никогда не осуждает себя, и страсти его остаются неисцеленными. Для того и внушает ему диавол такой помысл, чтобы страсти его остались неисцеленными.

Да будет тебе известно, что с нашей волей часто соединяется и воля врага душ наших — диавола, не только ко злу, но и ко мнимому добру нас поучающего и тем хитростно ищущего поработить в плен себе и невинных души; того ради без совета и спроса ничего не делай.

Настоятельница Ольга

Нечестивый враг спасения искушает с шуей стороны, со стороны нечестия, когда внушает делать явно тот или другой грех, и благочестивых искушает с десной стороны, со стороны благочестия, под видом добра — и неопытные, не прибегающие к совету старцев, идущие путем самочиния, легко уловляются. В пятом поучении авва Дорофей говорит: когда диавол видит, что кто не хочет согрешить, то не внушает явные грехи, не говорит: иди сотвори блуд или пойди укради; ибо знает, что этого не хочет, и не считает нужным внушать, но находит одно пожелание (доброго не по воле Божией, или потому что рано, или поздно, или не у места и т. д., или потому что самое добро недобро, а только добрым кажется) или находит одно самооправдание и под видом доброго вредит нам.

Все, что происходит между духовным отцом (старцем) и духовными его чадами, должно быть тайною, равною исповеди, иначе враг расстроит их духовное единение о Господе.

Главное — оружий бранных никогда не снимайте. Будьте всегда, как воин, на страже, осматриваясь непрестанно кругом, из опасения, как бы не прокрался враг и не обманул чем... Как только заметите что подобное недоброе, сейчас поражайте то — неприязнию, ненавистью и гневом. Затем вопийте к Господу, Матери Божией и Ангелу Хранителю о помощи. И не переставайте вопить, пока не пройдет. Все дело внутренней жизни в этом: заметить врага, подать ему в грудь и вопить к Господу. В тех случаях, когда помыслы не отходят и назойливо продолжают мучить душу, свт. Феофан Затворник советует усилить бодрствование и призывать Бога на помощь. Говорите Господу: “Видишь, Господи, что у меня!.. Ничего подобного не хочу я... Помоги и отвей приражения сии...” и подобное. Особенно, когда помыслы не отступают, не ограничиваться одним отражением и несогласием, но присоединять к нему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом.

Вы слыхали, конечно, что у всякого есть как Ангел Хранитель, так и враг-искуситель. Есть воистину. Враг непрестанно подсовывает то мысли, то желания по роду своему. Не стань внимать себе и блюстись — пропадешь. Он затуманит и вскружит голову. У всякого особый враг: у иного похотный, у иного гордостный, с разными оттенками. У вас дух хулы и сомнений.

Свт. Феофан Затворник

Отцы говорят: “Не меряй себя... Лучшая мера: ничего нет”. Враг и наводит на то, чтобы мерили себя, чтобы сомнение возбудить и испортить все дело. Всегда говори себе: ничего нет, нечего мерить.

Свт. Феофан Затворник

Во всех делах, коими стараемся мы угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы: во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу; во-вторых, чтобы сделанное было не по Богу... Когда же и в сем не успевают, то тихо подкравшись... ублажают нас как живущих богоугодно. Первому искушению сопротивляется ревность (о спасении) и попечение о смерти, второму — повиновение и уничижение. Третьему — всегдашнее укорение самого себя.

Неврастения, нервность и т. п., мне кажется, просто виды греха, и именно греха гордости. Самый главный неврастеник — диавол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого? И обратно: почему неврастения выражается непременно в злобе, раздражительности, осуждении всех, кроме себя, нетерпимости, ненависти к людям, крайней чувствительности ко всему личному? Есть три ступени борьбы с “нервами” — лечение, самоконтроль и, главное, сознание в душе.

Бес тщеславия радуется, видя умножение наших добродетелей; чем более у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия.

Прп. Иоанн Лествичник

О сне от бесов: при этом бесы много говорят и обещают великого, а еще больше угрозами стращают, принимая на себя нередко вид воинов иногда припевают душе и что-нибудь льстивое с шумным криком... Если мы иногда не примем сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не прогневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней.

В горделивом невидимо водворяется диавол;

где высокомерие, там жилище бесов; гордость — это тысячеглавый змий.

Где сущая бедность, те места сатана закрывает от благотворителей.

Архимандрит Александр любил простых, чистосердечных и бесхитростных, а людей, гордящихся своими современными взглядами, избегал и отвращался; они тяготили его своим посещением, и он писал о них: “Не люблю встречать и провожать их, кто бы они ни были. Против таких нужно принять и иметь в готовности благоразумную осанку. Чтобы они поняли, кто мы и кто они; чем мы и чем они заняты... и, имея в предмете нрав Христа Спасителя нашего, не подводить себя на их глупый лад. Иногда не Бог, а диавол посылает к нам людей”.

Диавол прежде был светлейшим ангелом, но за превозношение духовными дарованиями лишился их. Не превозносись и ты чем-либо. Ибо все, что имеешь, дар Божий есть.

Со всякого доброго дела враг спасения старается взять себе какую-либо долю процентов — то в виде тщеславия, то в виде корысти, то в виде человекоугодия.

Враг спасения ненавидит гласа наставляющих и внушает не ходить к старцам, а если их нет, то и не искать; при этом заставляет оправдываться и за свое небрежение в деле спасения обвинять других. Поэтому приходится слышать отговорки: хотел бы научиться, да старца нет... А там, где есть старцы, находят другие отговорки... Иной на пустословие тратит много времени, а полчаса употребить на беседу со старцем некогда. Так-то нерадивые уловляются врагом.

Иногда враг показывает какие-либо видения: вид ангела, свет, благоухание, сладость в гортани, огонь, чей-либо образ, крест (кривой), голос, пение или что-либо другое — и старается внушить мысль исследовать это, удостовериться в истинности.

При занятии умной Иисусовой молитвой не должно вступать в разговор или рассуждение Не обращай внимания никакого на понуждение врага, так как цель у него — вывести ум из сердца, прервать молитву и память о Боге и, таким образом, лишив человека помощи свыше от молитвы и памяти Божией, ввергнуть его в какое-либо неправильное умозаключение о виденном повредить прелестию.

Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах.

Старцу или духовному отцу следует объяснить о тех мыслях и чувствах, которые были при видениях, дабы тот мог понять и определить, откуда они происходят. При благодатных явлениях или посещениях Божиих бывают добрые мысли и чувства: радость, любовь к Богу, к ближнему и даже к врагам, смирение, самоукорение, покаянное чувство, сокрушение, умиление, спокойствие сердца, мир ко всем, желание всем добра и Спасения. При вражиих же — гордость, сознание собственного достоинства, злоба, ненависть, жестокость, беспокойство, смущение, сомнение в явлении.

Находясь в келии, соблюдай себя. Если враг тебе, как змий, станет шептать тщеславные, горделивые, осудительные на ближнего помыслы, то знай, что это умышления душевредного хитреца. Он восстает против тебя помыслами кичения, будто другой все худо делает, а ты все исправно и хорошо. Старайся не допускать в уме своем сих помыслов.

Если человек не будет побеждаем и поражаем, одолеваясь всякою страстию и помыслом (если он не примет ран от духа злобы, не обретая помощи ни от дел, ни от Бога, ни от чего-либо другого, так что во всем утесненный едва не приходит в состояние безнадежности), то он не может сокрушиться и смириться до того, чтобы поставить себя ниже всех, счесть себя последнейшим рабом перед всеми, и даже худшим самих бесов, так как от них он стужаем и побеждается.

Прп. Григорий Синаит

Пресытясь (пищей) же, да укорит себя человек. Через это он предупреждает поражение от врага своего и предлагает себе путь к победе над ним.

Печаль, скорбь, приносимую нам диаволом, надо изгонять молитвою, чтением, общением и душеполезными беседами с благочестивыми людьми. Ибо скорбь, которая не “по Боге”, — причина всякого зла; и если продолжится в нас, обратится в отчаяние, сделает душу пустой и унылой, слабой, нетерпеливой и ленивой к молитве и чтению.

Один монах, терпя от блуда, запрещал бесу, говоря: “Иди во тьму, сатана! Разве не знаешь, что хотя и не достоин я, однако же ношу члены Христовы?” И тотчас же мгновенно прекращалось распаление (как будто дунув, погашает светильник), почему он и прославлял Бога.

Прп. Ефрем Сирин

Когда бес начнет начертывать в тебе искусительный предмет и напишет в уме твоем красоту женщины, помысли тогда о дне исхода своего, когда душа твоя будет разлучаться с телом, представь и червя неусыпающего, и муку нескончаемую.

Прп. Ефрем Сирин

Опасайся принимать злые диавольские внушения на ближнего, почитай его (ближнего) святым и тотчас моли Господа покрыть его от искушений.

Прельщение врага — рассуждать о положении и делах других.

Грехи мы видим, а тайного покаяния не видим: кто у нас грешник, тот у Бога прощен. Дух элобы, ненавидящий любви, мира и единения, возбуждает злобу под разными предлогами, но человеку дан разум противостоять худым чувствам и развивать в себе хорошие чувства.

Если согрешил, немедленно кайся, проси у Господа прощения и окаявай себя: “Согрешил, Господи, прости. Матерь Божия, спаси мя. Св. Ангеле, сохрани мя”. И это не раз сказать надо, а и тысячу раз в день, и постепенно придет благодать Божия. Тогда враг не так будет нападать, а не то что: раз прогонишь врага — и думаешь, теперь уже прогнал, а он с другой стороны, с третьей, с четвертой, опять с первой и т. д.

Блж. Герман говорил Евдокии (память 1 марта) так: “Мы оставляем города и мирские наслаждения и удаляемся в пустыни единственно для того, чтобы избегнуть суетной гордыни и умертвить плотские похоти голодом, жаждою, худыми рубищами и недостатком всего нужного — вообще, чтобы быть подальше от всех мест, представляющих удобства для греха. Живущий в городе очень легко подвергается греховному падению: либо одолеваемый слабостью природы, либо прельщаемый диаволом или то соблазняясь видом красивых лиц и слыша блудные речи; отсюда и возникают нечистые помыслы и сквернят душу. А для оскверненной души уже закрыт вход в Царство Небесное до тех пор, пока она очистится покаянием”.

О прелести: Во время молитвы не принимайте никакого чувственного мечтания, чтобы не впасть в исступление ума. Прелесть неудобоисцелима и опаснее самых слабостей. Мечтать о себе высоко, думать, что живешь свято, есть прелесть. Весьма многие впали в прелесть, берущиеся за Иисусову молитву (внутреннюю, сердечную), не освободившись от самомнения и самочиния. Видеть свои добродетели и гордиться ими есть полная прелесть. Толковать сны в хорошую сторону ведет в прелесть. Врачество прелести — сознание своей худости и смирение. Многие, самонадеянно и без смирения проходя добродетель, впали в прелесть.

Есть мудрость бесовская. Она мудрит, хитрит и лукавит ради скрытия своих грехов, страстей и недостатков с целью удовлетворить своему самолюбию и грехолюбию.

Всего же больше бойся людской похвалы, которую другие привыкли во вред души приписывать по научению врага тем из нас, у коих нет опытности в духовной жизни. Ибо часто случается, что через похвалу вкрадывается в душу нашу тщеславие и гордость.

Проснувшись, не мечтай о разных предметах и сновидениях, которые враг влагает для рассеянности нашей, чтобы жизнь твоя прошла, как дым, бесследно, без дел, угодных Богу, полезных ближним и спасительных душе твоей.

Если ты сделаешь что-либо хорошее ради Бога ближнему и потом последует искушение, неприятность, беда, то не думай, что не следовало тебе доброе дело делать. Напротив, знай, что все это случилось по зависти врага спасения за твое доброе дело. Поэтому вини не себя за хорошее, а врага за мщение тебе.

Враг спасения, желая лишить нас небесной награды, заставляет искать награды от ближних. Он внушает нам предположение о том, сколько дадут за труд или чем именно наградят. В этом случае лукавый обольститель очень щедр: сулит вместо копеек рубли, вместо рубля — сотни, а цель у него та, чтобы, получив меньше ожидаемого, мы остались неблагодарными, были недовольны, расстроились и оставили усердие к добродетели. Поэтому лучше отрезать всякие внушения о награде и ожидать ее только от Бога. Если же что и малое дадут ближние, будем благодарны, как милостию Божией.

Иногда враг влагает в нас неблагоразумное молчание, чтобы брат подумал, что мы сердимся на него; тогда уместно нам первыми заговорить с ним, и заговорить ласково.

Угоден Богу будет пост, если мы при нем будем иметь доброе расположение к людям. Враг старается вложить в нас дерзость, гневливость и тем сделать вред для души, чтобы было больше вреда, чем пользы. Хотя бы кто шею в дугу сгибал и пеплом голову посыпал, но говения такого (с гневом, сердитостью и т. п.) не примет Господь.

Если желаешь спастись, то как увидишь падение в грех человека, так воззови о нем к Господу, чтобы Он простил его за сей грех; сколько ты сделаешь помыслов, столько будешь и иметь добрых дел от каждого дня. Некоторые, не зная сей хитрости бесовской, стараются осудить согрешающего человека... Но надо помнить, что сколько раз человек осудит согрешающего, столько бес и запишет ему злых дел.

Враг спасения отклоняет нас от молитвы. Первая его хитрость — с утра: полежи, еще рано; вторая представляет массу неотложных дел, чтобы молитвенник совершил молитву или спешно, или без внимания, или сокращая молитвы, или наконец совсем оставил свое молитвенное правило. Так же делает он и на вечернем правиле: то клонит в усталость, то в сон.

Кто не стремится узнавать, как избегать сетей вражеских, тот упадет в них и никогда не восстанет от них; даже в день кончины своей нужно знать хитрости невидимого врага.

Никогда не нужно хвалиться, когда захотите сделать что-либо доброе, иначе враг повредит в этом вам.

Добрая рассудительность является плодом долгого обучения... Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает козни врага, верою различая, что хорошо и что худо.

Нам, любящим Бога, надлежит желать и молиться, чтобы во время нашего исхождения из этой жизни оказаться непричастными никакому страху, ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет спокойно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть.

Блж. Диодох

Назад

Содержание

Далее