Из писем оптинского старца Анатолия Принимать укоризны как достойная их и за укорящих молить Бога — это послушание тем еще дорого, что не видно для других и гораздо ближе других послушаний стоит к смирению. А что ты не ходишь к утрени, ленишься, — за все это нужно укорять себя и охаивать. За все благодари Бога, и за то, что читаешь сестрам молитвы и сподобилась этим служить им, но нехорошо думать, что это тебе вменится. Не цени сама своих заслуг и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи. Держи устную молитву Иисусову. И особенно, когда остаешься одна. Это самое дорогое время укоренять ее в памяти. А ты, значит, умом блуждаешь — вот и делается скучно. А молитва Иисусова веселит сердце. Нам все хочется на клирос, а Господу все хочется, чтобы мы смирились и походили бы на Него, Смиренного и Кроткого; мы совсем не хотим Божьего, а чтоб непременно было, хоть хуже да наше. А Господь-то нигде не сказал, что Он любит певиц хороших да здоровых девиц: а кого же любит? Кротких! “На кого воззрю? — говорит Он. — Токмо на смиренного и кроткого и трепещущего словес моих”. Что не умеешь терпеть скорбей и болезни, укори себя, но не отчаивайся. Ты еще ученица, послушница. Мы-то ищем платы, благодарности, любви. Ну, а если тебе начнут платить всем этим с избытком, а в свое время скажут: восприял еси благая в животе твоем?! Монахам никак нельзя прожить, чтоб не нападала никогда скука и уныние, а изредка даже и легкое отчаяние. Признавший немощь свою лучше есть увидевшего Ангелов. Христос рождается, славите! А славить повелевается, кто чем может: иной трудом, иной пением, а мы с тобой терпением. Говори себе: недостойная, чтоб живою жить в раю, сподоби меня, хоть по смерти вместе с благоразумным разбойником наследовать Твой рай. Если кто станет примечать за собою, что он преуспел, то уж это плохо, и погибель его близка. Не должно, озираясь, припоминать свои высокие добродетели, и особенно высокие думы, а зреть подвиги и славу святых; а свои зри немощи, грехи, и исход души, и ужасающие истязания тогдашние. Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся. Пока держится в сердце молитва, не оставляй ее. А главное, во время молитвы окаивай себя как недостойную произносить Имя, непрестанно славословимое на небеси и на земли. Сестер милуй, если они тебе досаждают. А что они тебя считают за твое молчание сердящеюся — это ничего, ровно ничего. Скорби чем больнее, тем целительнее. Чтобы быть покойной, не ищи ничьей дружбы. А чужие келии учат всегда всякому злу. Если бы ты не читала святых книг, то и не знала, что ничего не имеешь себе хорошего, тогда по неразумению думала бы, что ты живешь право. И вышел бы из тебя фарисей евангельский. В церкви не води глазами, а то Бог попустит диаволу сквернить и твою храмину. Что ты долго проживешь — это обман. Сатана много тысяч обманул этим помыслом. Нетерпеливая монахиня — дыня гнилая. Если старец способствует моему спасению, я и его люблю, а если препятствует — отрицаюсь его. Ей бы жить к старцу поближе! Да дух-то выше тела, и больше предан старцу тот, кто предан духом, а не телом. Иуда телесно был самый близкий к Господу и не увидел вечной жизни; а Авгарь, князь Едесский, никогда не видал Господа, а был предан Ему всей душой и звал Господа к себе жить, обещая Ему все нужное. Если бы ты не была одинокою, то и о спасении души не пеклась бы, а только о коровах, свиньях, доме, муже, детях. Глупенькая какая ты. Когда случится блудный сон ночью; то должна класть 50 поклонов и читать пятидесятый псалом... Помыслы можешь записывать, которые больше докучают. Не монашеское дело думать и заботиться о мирских, хоть бы и родственниках. Да как же вы доверите свою душу и всю жизнь человеку малоизвестному? Да как же это новоиспеченный старец возьмет вас? Чему он будет учить вас, когда сам не имеет понятия о старческом пути? Домой же ездить я и сам не люблю, и другим только в нужде соизволю. Наша родина— Небесный Иерусалим. Там наш Отец и Жених, сестры, братья и все сокровище. Монашеская жизнь более всего искушается унынием. Св. Тихон Задонский, когда умирал, то особенно благодарил Бога, что Он сподобил его монашества. Просить прощения трудно тому, кто горд. Начала лакомиться сахаром, да еще постом! Кто здесь сладости любит, тот не насладится вечными несказанными сладостями. Молитвы, или правило, когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь, зазри себя. Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего — и минет искушение. Сестер должно любить всех. А чтобы не брезгать, помни, что и из твоего лица, и груди, и живота будет гной и черви. Если потерпишь скорби с благодарением, то будешь Господа возлюбленною. А если и не стерпишь, и поропщешь, но покаешься — все-таки будешь Его возлюбленною. Гордость страшна тогда, когда не замечаем ее, а если замечаем, и каемся, и сокрушаемся, то Господь не поставит в грех. Какой добродетели не снискала, укоряй себя и проси у Бога. Старайся угодить Е., а любить ее Бог даст чувство. Ты скорбишь, что тебя пробирают, а я за тебя радуюсь. Если б ты знала, как это полезно ко спасению, особенно страстным. Когда не ходишь в церковь ради послушания, не смущайся. За тебя помолятся в церкви. Что ты поступила в монастырь — это благо, и всегда благодари за это Бога. На святки до самого Крещения правило келейное оставляется. Когда сильно будут одолевать блудные помыслы, встань и положи несколько поклонов св. мученице Фомаиде, Моисею Угрину. Ропотника же Бог не простит, если не накажет. А что строги к тебе иные, тем не смущайся. Строгость многих спасла, а поблажка многих сгубила. И св. Златоуст говорит, что большая часть спасающихся, спасается страхом геенны. Бывает, что Господь, особенно смиренным, дает рано бесстрастие, а кто так и умрет в борьбе, то таковый не значит погиб, а сказал некто: таковый сопричислится к мученикам. А тебе хочется узнать, в каких годах оставляет страсть? Давно сказано: несть ваше разумети времена и лета, яже положи Бог во власти Своей. Говорил я о. Амвросию о твоей молитве, которая начинается в церкви и переходит в сердце. Он ответил, что молоденькой это нейдет. А надо тотчас творить устами. Тебе это (побывать в Иерусалиме) только прямо искушение. Зная твою немощь, диавол наткнет тебя на пику. И повиснешь, как пескарь на удочке. Чтобы избавиться от блудных помыслов, не надо глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых. Ни вникай в чужие дела — мир потеряешь! Будучи больной, не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом да твори Иисусову молитву. Настоящее одеяние — дела монашеские: смирение, кротость, терпение болезней и скорбей, особенно напраслин и клевет; это верхний вид одежды, а исподняя сторона этого одеяния есть радость, мир, милость, любовь и проч., а более всего непрестанное обращение сердца к Иисусу. Я спрашивал о. Амвросия о тебе, можно ли тебе ехать для поправления здоровья домой? Он ответил: не нужно. Мы пришли в монастырь искать Царствия Божия, а не здоровия тела. А в церкви стоять батюшка благословил хоть сидя или прислонясь. Об Иисусовой молитве я тебя не один, а много раз предостерегал: когда будет утверждаться молитва, отнюдь не спускай внимания вниз. Иначе блудная страсть замучит. И это не есть прелесть, а дело естества, происходящее от неправильного умного делания. Вот если бы эту сладость приняла за благодать, тогда была бы прелесть. А теперь еще можно поправить дело. А если ум у тебя уже повадился лазить вниз, то оставь на время и займись чтением. Молитву Иисусову держи по силе. А когда ослабеешь, имей одну память присутствия Божия. Что молитва твоя не беспрерывна, не скорби — это тебе все равно. Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцом, и ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи более устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно... Сердечного места упорно отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное... Что молитва прерывается, это иначе и быть не может. А если постоянно стоит, то учат св. Отцы: “Убойся. Это волчий путь”. Когда прекращается молитва умная, берись за устную или за чтение. А когда и это нейдет, берись за поделие. В письме твоем сказано, что у тебя дня три было сильное плотское волнение и восстание. Вероятно, осудила кого или попущение было к смирению и испытанию. А что прекратилась молитва — тому, конечно, есть причина: или самомнение, или осуждение... Бывает у тебя в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по несколько дней и даже недель. Очень может быть, что ты окрадена была пред этим сопротивником, тайным тщеславием, гордостью, или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и разленении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов. Так как Царствие Божие нудится и нуждницы восхищают оное. О ненавидящей тебя молись, своею ненавистью она себе вредит душевно, будучи подвизаема от врага, а тебе благодетельствует. Спрашивать старцев и по самосмышлению не исполнять их советов — грешно, а по немощи и не исполнять — простительно. А если не исполнять, и укорять себя — спасительно. Если устная молитва сама собою переходит в умную, то прекращать не нужно. Только все укорять себя и не смущаться... Скорбей у Бога не проси, а пошлет — терпи. Когда укоряют, если можешь понести — понеси, не можешь — ответь тихо. Чтобы жить мирно, надо будет уступать. Молитву Иисусову старайся твердить чаще, в особенности же, когда стужают помыслы... Борьбу себе навлечешь, если не будешь беречь глаз и языка. Епитимию себе навлечешь, если не будешь беречь глаз и языка. Епитимию нельзя не исполнять. Сам архиерей от нее разрешить не может. Сочти, сколько не исполнила, и дополни. Пятисотницу справляй, но прежде — епитимию. От чтения отпросись, а то потеряешь глаза. А со временем — и от усидчивой работы, если глаза будут болеть. Тебе стыдно открывать помыслы. А Священное Писание учит: благо есть исповедатися Господеви. Значит, это от диавола, который боится нашего блага, пользы душевной. Новоначальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже неплачущих. Когда осудишь, скорее укори себя. Духовную любовь можно и должно иметь к тем лицам (о которых пишешь), но и не забывай, что дух от плоти недалек. Теперешние твои сны страшные — от лукавого. Грехи, исповеданные и нам известные, разумеется, открывать не следует. Посты, поклоны, труды делаются для усмирения волнений плоти; но немощному они вредят, ибо делают его бесполезным и негодным ни для чего. Кушай себе чаек и булочки во славу Божию. И не смущайся! Только смиряйся. Впрочем, это другим не объявляй, потому что каждому свое приличествует. Вообще не объявляй никому, что тебе дается от старца... Стоять в церкви — стой, сколько позволяют силы. А сверх сил — даже грех. Очень жаль не столько тебя (что лишил тебя законного наследства), сколько деда твоего. Вдесятеро погубит, если удержит нужное тебе. Св. Василий Великий, сильно угрожает гневом Божиим тем, кои родных лишают должной части. Привыкнешь с этих пор покорять себе других, совсем разучишься сама покоряться. Проштрафишься — сейчас кайся: Господи, прости! Господи, помилуй! Господи, помоги! Молодым людям деньги не полезны. Служение больным есть одно из сильнейших орудий хранения чистоты. Без делания Иисусовой молитвы тяжка и безотрадна жизнь иноческая, если продлится. А путников в Оптину чтоб было не менее пяти и были бы двое пожилых. Можно отказаться от послушания дерзко, и можно с тихостью, с просьбою помиловать твою немощь. Результат выйдет совсем другой. Говорят, что ты большая лакомка! Старайся попроще есть и жить. Сладость — как нравственная, так и пищная — не укрепляет, а расслабляет. Ведь ты не сама накликала на себя клевету, а Бог попустил. И будет ти благо и отпущение грехов, которым мы все повинны. Конечно, на нашей совести будет, если оттолкнем ближнего, в горе и тягости его не приняв участия. Но все же поступай с рассудительностью. Должно знать, что страсти искореняются понемногу и долгое время надо работать над собою. Тебе кажется, что у тебя послушание более всех, а мне кажется, что у тебя гордости более всех. Иначе не пришла бы тебе в голову такая мысль. Игуменью не любишь — от гордости, которой ты в себе не познаешь, но которою переполнена. Помни пятую заповедь. Многие из-за откровения едут за несколько сот верст, тратят последнюю трудовую копейку, с какими неприятностями: в стужу, постоялые дворы, нечего поесть и попить, а все для того, чтобы получить вразумление и облегчение. Даже великие старцы ходили к более старшим и опытным отцам научаться духовной жизни. Великий Антоний, будучи 95 лет, уходил к Павлу Фивейскому, которому было 115. А мы с тобой что?.. Пиши чаще, в особенности, если обременяет совесть, или какое недоумение, или скорбь — все пиши. Главное не возносись и не думай, что твоя жизнь лучше других, а напротив, думай, что хуже. Повествуют св. Отцы, что и разбойник евангельский, когда пришел к вратам Царствия, его Архангел с пламенным оружием хотел отогнать, но он показал ему крест. Архангел тотчас отступил сам и дал разбойнику вход. Крест же разумей не деревянный. Если сон какой особенно важный, то можешь мне написать, а сама толковать и объяснять опасайся. Старайся утешать болящую не столько услугами, сколько веселым лицом. Мудрость и совет научают словом, а скорбь выдалбливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Так как помыслы — не рука или что другое, то и передавать их можно письменно, и Господь примет так же, как и устно открытое. Чистота и бесстрастие даются не по летам и не по трудам, а по смирению. Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога, хоть лоб об пол поклонами разбей, — страсти не умалятся. Впредь за каждое бесчинное смехотворство читайте по 33 раза Богородицу. Келья много и часто отвлекает ум и сердце от горних обителей, много приносит забот и смущений, бесполезных для души. Болезнь чтоб только лекарь осматривал при Еликониде или при ком еще... А больше всего избегайте соревнования. Где мир — там Бог. Мы все равны перед Богом. Да и в совершении посильных наружных молений и чтений, вам обеим, как единодушным, нечего много стесняться друг другом. Если одна изнеможет и лежит, другая, нимало не стесняясь, клади поклоны, или читай, или Иисусову молитву вслух читай. Вслух читаемая молитва пользует и лежачего. Будучи немощной и правило, как можешь, так и справляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади. А что касается желания твоего отойти от меня, то я этого сам решить не могу, потому что я не сам взял к себе на дух, а по благословению старца. А потому, если я тебе тяжел, то обратись к нему. А я от тебя не отказываюсь. Вопросившу о мудрости, мудрость вменится. К новому старцу относись осмотрясь. Наше с тобою родство духовное, а духу дальность не помеха. Помни того патриарха, который, оставив престол, трудился незнаемый в числе рабочих. И когда, изнемогая под тяжестью труда, однажды усомнился, будет ли ему за это награда, увидал возле себя идущего прекрасного юношу. Когда патриарх его спросил, зачем он тут, юноша ответил: “Я считаю все твои шаги на работе и каждый твой вздох”. Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже 20 лет ношу тяготу своего служения на пользу ближнего, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и бессонницею; но кто может самолично снять с себя то послушание, которое Всеблагий Бог возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы, может быть, мало пользы доставляем себе и другим, но Господь Един ведает все, не лишит мзды своея и доброго произволения и расположения сердца. Любить ближнего, и удовлетворять потребностям сестринским, и снисходить немощам их — дело благое и спасительное. Но если же игумения идет вразрез этому, то более благотворите втайне и успокаивайте кого чем можете; а в споре толку мало: скорее повредит обеим сторонам, чем воспользует. Еще, помнится, писала ты, что затрудняешься исполнением молитвы и чтений, так как не одна в комнате. В таком случае оставь обрядовый чин, например читать перед св. иконами, со свечой и проч., а делай проще: или ходя читай и молись, или уткнувшись в уголок, или где в передней. Если не можешь быть хорошею христианкою, так и скажи: “Господи, я нехорошая. Прости меня!” И будет хорошо. Кто во цвете лет не хочет заняться спасением души, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве Немощей и болезней. Касательно устройства судьбы своей, клади утром и вечером по 6 поклонов, то есть три святителю Николаю и три преподобной Евфросинии с молитвою: “Моли Бога о мне, грешной, и устрой судьбу мою по воле Божией ко спасению”. Святые Отцы говорят: “Всякий грех у монахов терпеть можно, а вора гони вон из монастыря”. При напоре блудных помыслов клади поклончики по силе. А без брани ни одна душа не вошла в рай. Победители же венчаются. Великий старец Аполлос говорил: “Монах всегда должен быть весел. А если не так, — значит, он живет не по-монашески”. Разъезжать молоденькой неполезно. Это Господь к Себе душу призывает. Сами к Нему нейдем, вот Он и посылает своих вестников — скорби, тоску, болезни: “Молитву пролию ко Господу...” Не оставляй общей трапезы; “на общей трапезе возлеже возлюбленный, — говорит св. Исаак Сирин, — а тайная трапеза есть блудная трапеза...” Не принимайте в келию мирских, особенно другого пола, не заводите дружбы между собою. |