Первый вред — это смертный грех против Господа Бога, и если человек в этом грехе не покается, не сказав священнику на исповеди, попадет в ад на вечное мучение. Второй вред: где бы человеку самому о себе позаботиться надо, о своем здоровье, а он от колдовства помощи ждет, деньги попусту колдуну платит (да и за деньги будет в ответе в вечности). Третий вред: когда над человеком беда случится, он не переносит ее с терпением, а на других злобствует. Четвертый вред: кто надеется больше на колдовство, а не на Господа, на Промысл Его, без которого и волос на голове не упадет, тот много думает о колдовстве, тот и вправду от своей думы при попущении Божием беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться, скучать и заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры и порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, без повеления Коего бесы не смели и во свиния внити, а не бояться колдунов. Прп. старец, Макарий Оптинский Не должно тщеславиться благодатною силою изгнания бесов; не заслуживает удивления тот, кто изгоняет бесов, ни презрения тот, кто не изгоняет. Не верь демону: мы должны ни в чем решительно не верить демону. Если он будет говорить что и справедливо — бежим, отвратимся от него. Здравым и спасительным познанием мы должны научаться не от демонов, но из Божественного Писания. Кто хочет изгонять демонов, тот прежде должен покорить себе свои страсти, ибо кто преодолеет какую-либо страсть, тот выгонит и беса ее. Например, демон приходит с гневом. Если ты укротил гнев, то и бес гнева выгнан. То же должно сказать и о каждой страсти. Авва Питирион Прп. Иоанн Постник принесенное ему за изгнание беса золото, не точию не взял, но ниже воззрети на него хотел, говоря: “Не подобает божественных дарований куповати, ниже продавати, глаголющу Писанию: туне приясте, туне дадите, золото же то достоит раздати нищим”. К ворожеям и заговорщикам никогда неходи, потому что они все враги Божии. Лучше согласись умереть телом для настоящей жизни от болезни и каких бы ни было тесных, тяжких и скорбных обстоятельств, нежели, ходя к ним и получив некое облегчение телесное на малое время, умертвить этим свою душу для будущей жизни и получить за это наказание душевное навеки. Прп. старец Макарий Оптинский Одному священнику стар. Иосиф писал: “Вы пишете, что у Вас некоторые занимаются врачеванием от укушения змей, употребляя для сего молитвы. Нужно бы Вам эти молитвы просмотреть. А то бывает молитвы или бессмысленные, или даже с примесью хулы. Такие молитвы радуют бесов, от которых, может быть, и помощь некая бывает. Должно молиться молитвами, принятыми Св. Церковью в употреблении, и притом прочитывать их приличнее иереям Божиим, а не простому народу”. Единственные люди, к которым прозорливый старец о. Алексий относится с большою строгостью, были колдуны и ворожеи, их он даже не впускал к себе и приказывал передать им, что примет их только тогда, когда они покаятся перед Богом и бросят свое бесовское занятие. Порицал он не только самих колдунов, но и всех тех, кто обращается к их волхвованиям. По какой причине бес, вышедший из человека, снова может войти в него “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя” и так далее (Лк. 11, 24). Смысл этих слов Господа такой, что иногда, по попущению Божию, злой Дух действует не только не видимо на душу человека, возжигая в ней нечистые помыслы и пожелания, но и видимо: мучает самое тело человека. Но видимо или невидимо попускается ему нападать па человека, — но только быть в человеке, иметь его своим домом, действовать на него искусительно есть единственное его наслаждение, так что когда он принужден бывает отойти от своей жертвы, он нигде не может найти себе покоя и потому снова начинает подстерегать того человека, на которого он прежде видимо или невидимо действовал. И вот, если человек не остережется, не будет к себе внимателен, если дом души его будет свободен от всего того, что противно и несносно злому духу, не будет занят святыми мыслями, будет выметен от добрых чувств и расположений сердца, — будет убран, напротив, праздностью, любоначалием и прочими нечистыми мыслями и движениями сердца, то это будет самое лучшее для жительства злого духа убранство, тогда полная для него будет свобода и простор войти в человека и жить в нем. Тогда, если человек испытывал прежде действие диавола на свою душу, то теперь последний, получив снова доступ к его душе, начинает с еще большею силою разжигать в ней прежние страсти, и человек делается еще более порочен, нежели был прежде. Чем можно изгнать беса пьянства? — Молитвою и постом. Входит враг оттого, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодли-вости и не молятся, — естественно, что и выйти он из них может от противоположных причин: поста и молитвы. Скажу касательно Н. и твоего мнения о порче: она слишком суеверна, а ты вольнодумна, подражаешь мнению нынешних умников: будто совсем нет порчи. Назови и меня суевером, я приму и потерплю, но можно доказать, что она есть как из “Житий Святых”, так и на опыте многих видали. Из Писаний отеческих житий только два примера тебе скажу, хотя их много есть: первое в житии св. Макария Египетского (Великого): одна жена была (скажу просто) испорчена, претворена из человека в лошадь и не могла ни пить, ни есть ничего, а только ржала по-лошадиному (вид ее был лошадиный, сама же она оставалась человеком) и молитвами св. Макария получила исцеление; он же открыл ей и вину, за что было попущено такое наказание. Второе в житии свв. Киприана и Иустины: было старание любителя ее привлечь ее к себе через волхвование, но не успел по чистоте девы, непопустившу Богу. Есть еще два случая в житии св. Василия Великого. Веришь ли сим повествованиям, которым и св. Димитрий Ростовский веровал, потому что писал: “Когда веруешь, то, стало быть, есть порча; но на кого она действует? На того, на кого попустит Бог или за греховное житие, или за гордость, или по искусу; а когда нет ничего такого, то не попускает Господь подействовать вражией силе, что видно и на Иустине”. А Н. слишком суеверна: всего боится и не верует, что если не попустит Господь, то никто не может ничего вредного сотворить, а попустит, то не избежать, и надобно лучше стараться отсекать вины, за которые бывает попущение и предаваться верою в Промысл Божий. Прп. старец, Макарий Оптинский Св. Иоанн Златоуст в увещании замечает: “Никогда не выходи, не произнеся слов: “отрицаюся тебя, сатана”, И кроме этих слов еще перекрести чело свое, пусть тогда встречается злой человек, даже сам сатана — ты останешься невредим”. Этот же Отец Церкви утверждает, что христиане изображали крест на дверях, на домашней посуде всякого рода, на кораблях и даже на животных. Нередко приходили к о. Симеону бесноватые, которых в народе называют обыкновенно порчеными, вероятно, потому, что они, по внушению возобладавшего над ними врага, утверждают, что их испортил такой-то или такая-то. Понимая, что такою хитростью враг поддерживает свое обладание над больными, скрываясь под кровом питаемой в помыслах больных злобы и самооправдания, Симеон лечение таких больных начинал разоблачением пред ними козней вражиих, указывая на действительную причину болезни — грехи, и приводя опять-таки к сознанию и сокрушению о грехах своих. Если лицо, на которое больные свидетельствуют, находится в живых, то Симеон приказывал немедленно испросить у него прощения, а если порча слагается на усопшего, то примириться с ним, отслужив на его могиле о его упокоении панихиду, а затем принести покаяние пред священником и положить начало доброй жизни. У некоторых из явившихся к нему женщин начальною причиною болезни было притворство, обратившееся потом в навык и поработившее их врагу; у других — суеверие, у иных — естественная болезнь, приписывавшаяся ими по неведению порче. Прп. Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами, так как бывали случаи, что через них враг путал и духовных людей. Если увидишь, что демоны трепещут даже тени твоей, не думай, что это бывает вследствие твоей добродетели, но отнеси то к молитвам отца твоего, и тогда демоны еще более будут бояться тебя ради смирения твоего. Прп. Симеон Новый Богослов Прп. Илларион Великий сказал исцелившемуся от бесов: “Не скорби, чадо: что я делаю для себя, то делаю и для тебя. Ибо если я приму (деньги), то оскорблю Бога, и к тебе вернется легион бесов”. Великое зло — волхвовать. А многим из христиан кажется делом безвредным склонять к нему слух, собирать приметы, слушать истолкователей. Чихнул кто на слове — говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда; и все это помехи, и люди весьма заметные впадают в сей вредный порок. Но слушай: отвержен Богом народ, предавшийся сему. Свт. Василий Великий Ибо таково ухищрение диавола: робкого устрашать угрозами и муками, а мужественного расслаблять ласками, подарками и обещаниями. Изгнать беса не так важно, как освободиться от греха. Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают от того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы. На бесноватых старец Леонид возлагал епитрахиль и читал над ними краткую заклинательную молитву из требника, а сверх того помазывал их елеем от иконы Владимирской или давал им оный пить, и было очень много исцелений... Победа над бесами, конечно, одержана была о. Леонидом после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страстного гнева и раздражения. В самые тяжкие дни его жизни никто не слыхал от него гласа нетерпения и роптания, никто не видал его в унынии. Нельзя было не дивиться его всегдашней веселости. Мысль твоя, что тебя не любят, есть чисто бесовская. К тому же мы обязаны, чтобы всех любить; но чтобы нас любили, мы не смеем требовать. Прп. старец Анатолий Оптинский Не спеши оправдываться, ибо читала ты у Аввы: “С оправдывающим себя диавол сочетается”. А лучше старайся укорять себя — это спасительно. Прп. старец, Анатолий Оптинский Без помыслов не проживешь. Все равно, как без навозу хлебушка не вырастишь. Премудрому венец сплетают. А кто ими оплетается, тот пусть кается, восстает и спасается. Хоть и с понуждением, ради ложной стыдливости, открываешь их, но все же открываешь. А все являемое, по Слову Божию, свет есть. И диавол, как осиновый лист на ветре, трепещет, когда кто спешит открыть греховные помыслы. Пишешь: “Сию мысль я долго в себе скрывала, и ничто так не трудно было говорить, как это”. Да в том-то и искусство и коварство диавольское, что он страшит тем, что нам полезно. “Благо есть исповедатися Господеви. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его”. А враг этим старается возбудить ложный страх, ложный стыд, только скажи — ну и пропала. Прп. старец, Анатолий Оптинский Где Бог — там и мир. И противное само себя показывает; где зависть, вражда, нетерпение, самолюбие, там и диавол. Где диавол — там и все губительное, гордое, враждебное. Прп. старец Анатолий Оптинский Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о дьяволе суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как они войдут в людей? Прп. старец, Анатолий Оптинский Утверждают, что их испортил такой-то или такая-то, не понимая того, что такою хитростью враг поддерживает свое над больными обладание, скрываясь под кровом питаемой в помыслах больных злобы и самооправдания. Страждущий от бесов человек должен внимательно рассмотреть себя, припомнить все грехи, совершенные им от семилетнего возраста, и сознать в особенности тот грех, в котором заключается причина болезни. Потом он должен все эти грехи искренне исповедать пред священником, примириться с ближними, оставить всякую против них злобу, и положить твердое намерение и начало не обращаться вновь на старые грехи, и, наконец, с сокрушением приступить к принятию Святых Христовых Таин. О молитве “Иже крестом ограждаеми...”: так достигла старица глубокой старости, и враг уже был бессилен ей вредить. Из-за этих тропарей, однако, он явился ей пред ее умными очами сам и злобно говорил, что выгонит ее опять вон за то, что “опять начинает на него лаять сама и щенят своих заставляет”. Она осенила себя крестом, и враг исчез. О страхе вражием: Тот страх вражий, который вдыхает в нас боязнь смерти или который внушает страшиться преимущества лиц. А так же приводимый в страх демонами имеет в себе страх вражий. И вообще такой страх кажется мне немощию, порожденною неверием, ибо верующий, что есть у него крепкий Помощник, не страшится никого из усиливающихся возмутить его. Свт. Василий Великий Один брат впал в прелесть и стал говорить, что удостаивается видений, а был он внешне строгий подвижник, крайне горд. Увидев это, о. Клеопа и поручил одному брату его “пожурить”. Как и следовало ожидать, гордец вспылил — и к настоятелю. “Не могу больше жить я здесь: меня оскорбляют”, — заявил он старцу. На это так отвечал о. Клеопа: “Как же ты говоришь, что удостоился видений, а не можешь терпеть — это прелесть бесовская! В голову камень класть, поститься, на голой земле спать — это пустое. “Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем”, — сказал Господь, а не чудес или явлений каких обещал”. Чрезмерность поста — от диавола: помню, что и я пострадал за нечто подобное, постясь до того, что потерялся позыв к пище, и я пребывал два или три дня без пищи, и нисколько не желал ее, если бы другие не побудили меня к ее принятию. Так же по коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть, и я в большей был опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна. Кознь бесов на молитве: когда демоны увидят, что кто-либо имеет усердие и ревность молиться как должно, то во время молитвы влагают ему мысли о чем-либо будто нужном и отходят, а спустя немного опять возбуждают воспоминание о том, подвигая и ум на взыскание того (если вопрос — на решение, если вещь — на приобретение), и он, не находя искомого (решения вопроса или способа приобретения вещи), досадует и скорбит. Потом, когда встанет на молитву (этот усердный ревнитель молитвы), они напоминают ему, о чем он помышлял и чего доискивался, чтобы ум, подвигшись опять к исканию (не решенного прежде), сделал молитву молящегося бесплодною. Демон очень завидует человеку молящемуся и... приводит в движение все страсти, как чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, злопамятство, чтобы только помешать. Незадолго до кончины о. Марк был утешен таинственным видением небесных радостей, уготованных праведным. Это видение утешило его от тех искушений, которые наводил на него враг спасения, внушавший ему, что “несть спасения ему в Бозе его”. И во сне я служу предметом насмешливых мечтаний врагов бесплотных, ставящих меня в бесчисленные посмеятельные, глупые положения, недоумения, бессмысленные строительства, потери, или устрашая меня войнами, пожарами, громами, молниями, землетрясениями и всякими неприятными мечтаниями, или оскверняя сладострастными видами... Хитер враг выдумки и мечтания во время моего сна! То с папами и кардиналами вводит в любезное общение, непременно любезное, заискивающее с моей и их стороны, то с высшими начальниками. Св. праведный Иоанн Кронштадтский Во время пути Господь скоро и державно избавил меня от тайного искушения по поводу воспоминания о лукавом отношении ко мне (годов 10 тому назад) епископа: я осудил себя искренно и просил Господа изменить мои чувства к нему на приязненные и доброжелательные — что и дал мне Господь. Другое подобное чувство неприязни и подозрения было к монахине Порфирии. И за покаяние Господь переменил мои чувства. Много схимонах Феодор претерпел нападений от нечистых духов. В одну темную ночь, когда он стоял на молитве, вдруг сильные удары посыпались в окно. Встревожился такою неожиданностию, пустынник вышел с молитвою из келий, думая встретить кого-либо из приставших к берегу, но никого не находил. Неоднократно он слышал, как со скрипом затворялась запертая дверь и кто-то входил в сени, поднимался по лестнице на вышку, ходил там, стучал и возвращался вниз. Сначала пустынник обращал внимание на такие случаи, но, познав бесовскую прелесть, впоследствии без смущения продолжал молитвенное занятие. Однажды, вышедши за дверь, увидел там незнакомого человека, который при словах пустынника “Христос с тобой” — исчез. Для чего православные освящают свои жилища и колодцы? — Чтением Слова Божия и молитвами православные желают оградить дома свои и водные источники от силы демонской. По учению апостола Павла, духи злобы как бы витают в поднебесном мире (Еф. 6, 12). Они скитаются всюду, замышляя против нас злое. Они могут своими прельщениями смущать домашний наш покой, могут вредно действовать на нас через пищу и питье. Потому мы освящаем их словом Божиим и молитвою, чтобы принимать пищу и питье на пользу “с благодарением” (1Тим. 4, 4-5). Прп. Нифонт получил от Бога дар изгонять бесов и неоднократно в земной жизни своей подавал исцеление несчастным, одержимым бесами (23 декабря). Посему и молятся ему о прогнании злых духов от людей и животных. Почему бесы не могут спастись? — Бесы не имеют любви и не спасутся, хотя веруют и трепещут; и надежда людей на получение от Бога прощения грехов не может оправдаться без любви к Богу и ближним. Но любовь не деятельная, сопровождаемая добрыми делами, в которых она главным и существенным образом и выражается, не есть истинная. Только та любовь действительная, только та есть истинная любовь, которая выражается в добрых делах; только тогда мы любим Бога и близких своих, когда исполняем заповеди Господни. |