Как должно поступать для стяжания смирения Есть семь разных деланий и расположений, возводящих к смирению: молчание, смиренное о себе думание, смиренное говорение, смиренное одеяние, самоуничижение, сокрушенное состояние духа и последность (иметь себя во всем последним). Отечник Христианин может приобрести смирение непрестанным памятованием своих прегрешений и близости смерти, бедной одеждой, тем, чтобы: во всяком случае принимать на себя дела самые последние и уничиженные; не любить ходить в собрания; желать остаться неизвестным и ни во что не избираемым; не любить прибытков и, сверх всего, умом своим быть выше того, чтоб, как ни есть, обвинять и порицать каждого человека; пребывать в уединении. Для приобретения смирения необходимо вспоминать и читать жития святых подвижников и сравнивать жизнь их с нашею. Если желательно тебе прийти в сокрушение и смирение, не читай мирских книг — ни исторических, ни иносказательных, не касайся даже ветхозаветных книг, но читай Новый Завет, мученические жития старцев и сказания о старчестве; и приобретешь от сего великую пользу. Прп. Нил Синайский Приучим себя к простоте в одежде и в походке, в сидении и в пище, и в постели и жилище, и в домашних сосудах. Будем показывать скромность в пении и обхождении с ближними, не будем употреблять надутости в словах, важности высокомерной в рассуждениях, не будем величавы, но будем ласковы друг к другу, благосклонны к слуге, незлобливы к дерзким, человеколюбивы к нищим. Будем приятны в приветствиях, веселы в ответах, доброжелательными, доступными для всех, не будем отзываться о себе с похвалою, будем прикрывать сколько возможно собственные совершенства, во грехах обвинять самих себя, а не дожидаться обличений от других, не будем жестоки в обличениях, не будем скоро и с гневом обличать других, ибо это признак гордости; не будем осуждать за маловажное, как будто бы сами праведники, а падших, будем принимать и исправлять как любящие Бога, будем стремиться к смирению как любители его, и оно прославит нас. Свт. Василий Великий Распорядимся так, чтобы всякому нашему делу и предприятию предшествовало чувство грешности нашей и было бы во главе всего — милостыню ли подашь с мыслию: недостоин за нее получить милость Божию; пост держишь или другую какую строгость налагаешь на себя, также имей при сем мысли: другие этим сумму дел своих увеличивают, а мне это — епитимия, надо трудить за грехи свои себя. Свт. Феофан Затворник Изъявляй готовность на всякую уступчивость. Иеромонах Арсений Афонский Знай и то, что, когда услышишь человека, ближнего своего славящего более себя, меры великой тот достиг, ибо совершенство есть почитать ближнего более себя. Для истребления гордости мы должны со всею внимательностью и сердечным участием размышлять о глубочайшем смирении Сына Божия и научатися от Него смирению. Искренно предпочитать себе других. Почитай себя самым неблагодарнейшим и самым ничтожнейшим из всех людей; если хочешь быть истинно мудрым, то с великою радостию соглашайся для Бога исполнять обязанности, по мнению мира, самые низкие. С великою радостию желай быть слугой всех людей. Не хочется смирить себя против невестки. Ответ: смиряй везде, только не против веры. Старец Адриан Югский Не обращайся с одним смиренно, а с другим дерзко, но сохраняй смирение со всяким — друг это или враг, знатный или ничтожный человек, в этом смирение. Кротость и смирение советует нам самовольно ничем не выделяться от прочих братий, жить тихо, мирно, не заявляя о себе, будто тебя нет, а гордость и тщеславие повелевают везде себя выставлять, везде заявлять, везде показывать себя умным, стяжать похвалу, хотя бы и не по достоинству, иногда даже с унижением своих собратий. Мы должны смиряться перед другими, какие бы ни видели в них недостатки по жизни. Старец Марк Саровский Помни, что всякая мирская людская честь, всякая людская слава может давать повод к превозношению себя, самомнению. Презирай земные почести и награды, как влекущие к честолюбию. Но при этом презирай их для себя, других же считай достойных почестей и радуйся за ближних, если их наградят или почтут. Когда тебя обходят наградами, когда не замечают твоих трудов и держат тебя, как говорится, на последнем месте, считай это обстоятельство для себя душеспасительным, ибо это лишний повод к твоему смирению. Желай с помощью Божией и со всею ревностью и усилием смиряться перед братиями и отсекать для них собственное желание. Будем считать себя за ничто и, когда никто не даст вам никакого значения, будем спокойны. Прп. Варсонофий Великий Надо признавать себя неразумным, уничиженным и вовсе ничего не значащим. Прп. Варсонофий Великий Если станешь говорить кому что-нибудь полезное, то говори в виде учащегося, а не со властью и бесстыдством и наперед сам себя суди и покажи, что ты ниже его. Никому ни в чем не противься (когда не нарушается воля Божия), ни с кем не препирайся. Не прилагай попечения о внешнем виде, имей одежду ветхую и ризу смиренную, простой нрав, слово простосердечное, поступь скромную и голос непритворный. Возлюби жить в бедности и в презрении от всех. Учись повиноваться и слушаться. Сам Христос, Сын Божий, послушлив был даже до смерти. Прошу тебя Богом: остерегись касаться кого-нибудь даже мыслию и обращай их (мысли) к Богу — тогда обретешь покой. Не стыдись никакого дела: и воды принеси, и пол подмети, и вычисти всякое место, где помои льют, где всякий сор валят. Похвалят, зазри себя, что того не достойна и лишаешься через то похвал у Бога. Нам обычное слово: я грешный, я грешная; Богу — приятное слово! Но позаботимся, чтобы его не язык только произносил, но и сердце чувствовало. Говорить ничего не надо, что грешница, худая, скверная, а мысленно уничижать себя и сознавать грешницею надо и полезно. В жизни не старайтесь от прочих отличаться святостию жизни, это очень опасно, а если что и делаете доброе, то оное тщательно скрывайте, а то потеряете все. О себе же всегда воображать должно, что ты земля и пепел. Архимандрит Феофан Новоезерский Наиболее всего, как геенского огня, должны опасаться той мысли, что мы проводим богоугодную жизнь. Бойтесь считать себя постницею, иногда даже скушайте что-либо и приятное, дабы через это смирить себя и не считать постницею. Размышлять о грехах вообще, но не вспоминать их в подробности — это нужно для смирения. Осуждать себя — есть дело смирения. Первая степень христианского смирения состоит в том, чтобы почитать брата своего (то есть ближнего) разумнее себя и во всем превосходнее и, одним словом, как сказали св. Отцы, чтобы почитать себя ниже всех. Вторая степень смирения состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, сие есть совершенное смирение святых. Авва Дорофей Если хотим достигнуть смиренномудрия, да не престанем самих себя испытывать и истязывать (то есть ежедневно рассматривать свои дела, слова, чувства, желания, чтобы хорошее повторить, а от худых отставать). Приучи сердце свое мало-помалу говорить о каждом брате: “Поистине он лучше меня” таким образом мало-помалу приучишься считать себя грешнейшим из всех. Люби труд, подчиняй себя всем, имей уста заключенными и — приобретешь смирение. Истинное смирение доставляет человеку прощение всех грехов. Отечник Если хочешь приобрести добродетель, то предай себя на всякие скорби, ибо скорби рождают смирение. Прп. Исаак Сирин Если хочешь победить гордость и приобрести смирение, то, когда делаешь добрые дела, не говори, что они от твоего труда и старания бывают, но если постишься, или бдишь, или молишься, или на земле лежишь, или псалмы поешь, или поклоны многие делаешь — все скрывай от людей и говори: “Не от моего старания, но от всякой помощи Божией и благодати”. Прп. Нил Синайский Предметом же постоянного размышления твоего да будет смерть. Отечник Для того чтобы приобрести смирение, надо отсекать свою волю не только своих дел, но и мало-помалу мыслей и не утаивать своих мыслей от своего духовного отца. Не своей совести, но отца своего духовного рассуждениям и повелениям повиноваться. Не только кого самому оскорбить, но и от других с радостию принимать оскорбления, ходить в простой одежде. Отечник Кто не терпит бесчестия, тот не может достигнуть смирения. Прп. Варсонофий Великий Если хочешь быть смиренным, то переноси сказанное тебе от другого замечание и не говори праздных слов. Древний Патерик Как нам быть смиренными? Случается ли с нами несчастие, горе какое, унижают ли нас, клевета ли какая, болезнь нас постигла — все надо принимать от руки Божией за грехи. Сокрушает и смиряет сердце память о прежней греховной жизни, и если она припоминается как следует: постепенно, по частям, и от этого рождается смирение. Когда лишнее что скушаете или отдохнете побольше, то укоряйте себя — вот и путь к смирению. Иеромонах Арсений Афонский Надо всегда иметь в душе: “Всякий человек лучше меня”. Должно смирять себя перед желающими властвовать над тобою. Человек достигает смирения через уничижение себя при всяком деле. Все последнее избирай: люби последнее между братиями место, упреждай поклоном брата, одежды люби самые простые и всякие труды, дела справляй безропотно. Архимандрит Агапит Нило-Столбенский Постоянно стремись к смирению, а для этого заставляй себя просить прощения, как только перед кем провинишься. Наружные действия смирения способствуют к приобретению внутреннего смирения. Пример: Господь умывает ноги учеников. Прп. Феодор Студит Если не познаем себя (познавать себя можно и через изучение Священного Писания), не может процвести в нас смиренномудрие. Прп. Иоанн Лествичник Смирение приобретается тяжелыми трудами, терпением бесчестий, обид, болезни и бедности. Если зайдет у вас речь о каком-либо слове Писания (как его понимать), то уступи брату, пусть будет по его пониманию. Ибо слово, которого более всего искать должно, есть сие: смирять себя перед братом своим. Надлежит христианину не считать себя сделавшим что доброе, ни в каком деле своем не верить похвалам, не оскорбляться укорами, помнить о грехах своих, мирным держать сердце свое со врагами и не позволять горькому слову выйти из уст своих, чтобы сказать его им и укорить даже пред друзьями своими — в этом смирение. Люби за зло платить добром, за проклятие, злословие — благословением, благожеланием и добрыми о врагах отзывами, в этом заключается смирение, а посредством смирения человеку прощаются грехи все его. Для приобретения смирения полезно размышление о величии Божием и нашем ничтожестве. Всякий молящийся Богу: “Господи, дай мне смирение” — должен знать, что просит Бога, дабы послал кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбит его, то он должен сам укорить себя, уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам себя смирял внутренне. Авва Дорофей Приучайте себя к тому, чтобы больше радоваться, когда с вами презрительно обращаются, укоряют или обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. В этом самый надежный путь к смирению. На трапезе и посреди братий будем всегда избирать последнее место, носить худшие ризы, любить черные работы, молчать и не превозноситься в беседах, не препираться, не желать поддержать своего слова, хотя бы оно казалось и добрым. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают тебе на поклон или нет. Смиряться нужно перед всеми. Прп. Амвросий Оптинский Ежели кто побранит вас, вы со своей стороны отвечайте: “Согрешила, прости ради Бога”, а ежели не выучите этой азбуки, то нигде вы покойны не будете. Прп. Амвросии Оптинский Думай о себе, что худо себя ведешь и худо живешь. Прп. Амвросий Оптинский Не надобно спорить, не надобно защищаться, что не виновата. У плотских одни оправдания, гордость, а здесь смирение, жизнь духовная. Прп. Амвросий Оптинский Мы должны признавать за собою, что ничего не имеем, никакого духовного богатства, и видеть только свои недостатки. Прп. Амвросий Оптинский При встрече с братом предваряйте его поклоном. Схимонах Зосима Сознание своей бедности в добрых делах служит побуждением к жизни богоугодной, соделывает всякого наследником блаженства. Делаете ли вы какое дело или бываете без дела, сидите или лежите, всегда и за все осуждайте себя, как можно чаще напоминайте себе: “Все люди лучше меня живут, а я один живу хуже скотины. Будьте же готовы перед всяким чело веком смириться”. Иеросхимонах Стефан Желающий стяжать истинное смирение отнюдь не должен почитать себя чем-нибудь. В этом состоит истинное смирение. Кто претерпевает искушения, тот становится опытным и смиренным. Старец Иоанн Троицкий Как выгодно дурочкой-то быть. “Буия мира избра Бог!” Подолгу терпите: все на пользу, ломайте себя, молча с Богом, на все лады. А кто сознает или думает о себе, что он умен, так уж он не умен; этого состояния бойтеся: в нем были избившие пророков и распявшие Христа! Привыкайте без вопроса не вступать в разговор — безопаснее будет. Старец Иоанн Троицкий Чаще говори: “Простите меня и помолитесь о мне”. Авва Дорофей: Вас беспокоит, что о вас невыгодное имеют мнение, а вы, видно, много о себе думаете хорошего, а не смиренного — оттого вам и больно: смиренный ниже всех и что его может опечалить. Авва Дорофей Не надобно отвергать обличения правильного и неправильного, но понести от ближних уничижение. Авва Дорофей Всегдашнее самоукорение — ближний путь к смирению. Авва Дорофей Каждая из вас хотела удержать свое слово, показать себя правой, а истина без смиренномудрия слепа есть. Авва Дорофей Больше старайся о том, чтобы не видеть и не слышать чужих грехов и немощей. Авва Дорофей Перед высшим не вдруг осмеливайся садиться; а если пригласят, то не садись рядом, выбирай, осмотревшись кругом, низшее место, чтобы Бог прославил тебя за смирение. Авва Дорофей Не услаждайтесь сердцем, не возноситесь друг над другом из-за того, что вы обладаете даром слова, что вы умны, умеете красиво писать, что вы красивы, обладаете голосом хорошим, высоким ростом, хорошими волосами. Прп. Феодор Студит Когда же вы подвергнетесь оскорблению, не возражайте. Прп. Феодор Студит Укорять себя за ошибки, грехи, немощи везде и во всем есть дело весьма угодное Богу. Советую вам в молитвах своих упоминать людей, которые кажутся вам враждебными. Нет смирения? Делай дела смирения. Если случится в чем прекословие — уступи; если сестра разгорячится — перемолчи, и себя обвини, и прощения попроси. А более всего молись за нее: “Спаси ее, Господи, и помилуй, и святыми ее молитвами даруй мне смирение и терпение”. Переносите непонятливость, бестолковость, невежество, гнев, нерадение других без прекословия. Через покаяние приобретается смирение, ибо через него человек познает самого себя. Любить врагов, делать им добро и о спасении; их молиться — великое есть искупление грехов, О чем просить Бога? Проси даровать тебе терпение, смирение, кротость, любовь к врагам и ближним: “Господи, ради молитв старца моего и святых Твоих даруй мне сие”. При всяком случае говори: “Я кто?” — и не осуждай никого. О себе никогда ничего хорошего не говори. Вменять себя ни во что — значит ни с кем не сравнивать себя и не говорить о своем добром деле. Прп. Варсонофий Великий Сколько имеешь силы, уничижай, то есть укоряй, обличай себя в согрешениях, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека. Это истинный путь, и кроме него нет другого. Прп. Варсонофий Великий Читать акафисты можешь, но с тем, чтобы при этом не думать о себе ничего и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай. Старайся ничем не соблазняться, не примечать за словами, делами и движениями брата, а лучше старайся из всего извлекать себе назидание. Прп. Амвросий Оптинский Не принимай помыслов самооправдания. Когда беседуем из Слова Божия, то чтобы не впасть в высокомерие, высокоумие и самохвальство помыслов, будем держать в мысли, что не исполнивши делом того, что говорим, говорим то на осуждение самого себя. Никак не должны перечислять мы в уме снисканные уже нами добродетели, но каждый день надлежит нам помышлять о новых. Надо иметь сердечное убеждение, что без Божией помощи и помыслить доброе не можешь. Прп. Амвросий Оптинский К духовному отцу за исповеданием грехов, спрашиванием советов, открытием помыслов и искушений ходят не ради чего иного, как ради того, чтобы смирить свое мудрование и свою, злую волю. Иеросхимонах Александр Гефсиманский Все обиды терпи: сначала молчанием, потом укорение себя, потом молитвой за обижающих. Заведи себе поминание, запиши туда всех живых и мертвых знакомых, всех ненавидящих и обидящих тебя и ежедневно поминай. Не надо желать, чтобы было все по-нашему, все складно, удачно, хорошо, удобно: все это мысли гордости, тщеславия и самоуверенности. Всегда должно думать и укорять себя при благом деле так: не знаю, угодно ли Богу, ибо иной суд человеческий и иной Божий; таким образом избежим фарисейского возношения. Свт. Игнатий Брянчанинов Не в духе христианского смирения добиваться наград и повышений. Но, если хотят тебя наградить, не отказывайся. Свт. Игнатий Брянчанинов Если от немощи сядешь в церкви или по нужде выйдешь, то укоряй себя и самоуничижай в этом. Старец Назарий Когда будут тебя журить за что — молчанием, поклоном или признаком виновности своей — отвечай. Свт. Тихон Задонский Всякий вопрошающий духовного отца (старца) принимает на себя знак смирения и этим подражает Христу. Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие: это признак ума надменного и безрассудного; напротив, первые должны всегда приветствовать друзей и врагов. Прп. Нил Синайский Обращайся к имеющим смирение и научишься их нравам. Кто по смирению делает себя рабом всякого, тот уподобляется смирившему себя и принявшему зрак раба. Подвижничество потребно для тех, кто тело имеет крепкое и здоровье хорошее, а для немощных и больных телом потребно смирение и благодарение. Благодарить Бога нужно за то, что немощами смиряет нас, чтобы смирившихся помиловать и спасти. Прп. Иоанн Дамаскин Сколько ты находишься в христианстве, а смирения до сих пор не приобрел— все оправдываешься, а нет у тебя того, чтобы осознать свою вину и сказать: “Прости — и Бог простит”. Когда я рассматриваю людей, все они хороши, святы, один я грешнее; сам себя обвиняю, а всех считаю добрыми, один я нехорош. Поститься не всегда здоровье позволяет, молиться не всегда время есть, а смиряться всегда и везде ничто не мешает. Если хочешь сделать какое-либо правильное замечание старшим, сделай это с предварительной молитвою и глубочайшим смирением. За общим столом с бесчинною дерзостью не протягивай руки свои к яствам, прежде чем начнут есть старейшие тебя, не рассматривай, не любопытствуй, какие положены на трапезе части, где больше и где меньше, — помышляй, кто я? Нищий и ничего не стоящий, что удостоен сидеть и есть с такими святыми. Выбирай последнее место, так как все богаты добродетелями и один ты наг от них и беден всякою добродетелью, поэтому недостоин общаться с ними и даже смотреть на них. Не слушай помышления, которое будет внушать тебе пищу по выбору, особенно, что тебе нравится. Если другие будут предлагать тебе есть и пить больше, ты ничего другого не отвечай, как, склонив голову, приподнимись и скажи тихим и кротким голосом: “Простите меня”. И не в этом только случае, но и во всяком другом так отвечай. Прп. Симеон Новый Богослов “Боже! Милостив буди мне грешному!” — это должно быть непрестанною молитвою подвижника. Кто обращает всегда взоры свои на свои недостатки, тот всегда находит других лучшими себя. Устрой мир душевный, чтобы никого не огорчать и ни на кого не обижаться, тогда Бог даст слезы раскаяния. Во всех неприятностях суди строже всех себя и будь снисходителен к другим. Не осуждай никого в сердце твоем. Не жалуйся на обидящих никому. И если какое утешение получаем в молитве, то еще больше должны считать себя виновными и должниками пред Богом, что даром получили. Просить прощение должно со смирением, страхом Божиим и рассуждением. Просить прощение должно соображаясь с согрешением: как скоро видишь, что согрешение твое велико, поклонись, а когда невелико, скажи устами с чувством сердечного раскаяния: “Прости меня, брат”. Мы не должны возбранять себе приступать к Св. Таинам из сознания, что мы грешны. Где спорят, там нет смирения. Если и претерпим что, не должно высокомудрствовать. Человек должен укорять себя за все, что он говорил другому, и Бог простит его. Самоукорение есть одно из трех правил, сохранение которых может спасти человека везде: оно может заменить досады и бесчестия и привести упражняющегося в нем в меру Креста о Христе Иисусе, Господе нашем. Должно укорять себя, когда услаждаешься сердцем удобствами келий или телесным покоем. Когда ты беседуешь о жизни св. Отцов и об их ответах, то должно осуждать себя, говоря: “Горе мне! Как я говорю о добродетелях Отцов, а сам ничего такого не приобрел и нисколько не преуспел! Как бы не исполнилось на мне сказанное о том, что научают ли иного, себя не научивши. Когда будешь так говорить в себе, сердце твое будет умиляться и слова твои будут смиренные. Прп. Варсонофий Великий Ради смирения должно испытывать себя и сравнивать житие наше с житием прежде бывших Отцов. Прп. Иоанн Лествичник |